по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ростовцева Марина Викторовна
Конфликтология / nota bene, 2023-1
Ростовцева М.В., Дулинец Т.Г., Трофимова В.В., Поломошнова А.В., Десятова И.С. - Исследование стратегий конфликтного поведения педагогов и психологической атмосферы в педагогическом коллективе c. 94-102

DOI:
10.7256/2454-0617.2023.1.39341

Аннотация: Нарастающая напряженность труда влечет за собой увеличение числа социальных конфликтов в образовательных организациях между всеми субъектами образовательных отношений. При возникновении конфликтных ситуаций основная ответственность по их урегулированию ложится на педагогов. Цель работы: исследование влияния стратегий конфликтного поведения педагогов на психологическую атмосферу педагогического коллектива.В настоящем исследовании приняли участие 25 человек из педагогического состава школы (21 женщина и 4 мужчины). Исследование проводилось с помощью методик: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру); стратегии поведения в конфликте К. Томаса.   В ходе эмпирического исследования конфликтов в педагогическом коллективе было выявлено, что в исследуемом педагогическом коллективе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Выявлены следующие влияния стиля конфликтного поведения на социально-психологический климат коллектива: сотрудничество усиливает взаимную поддержку, компромисс увеличивает увлеченность и согласие, приспособление связано с согласием, соперничество подавляет проявление удовлетворенности, увлеченности и занимательности, сотрудничество не приемлемо при холодности, чем больше компромиссных форм поведения, тем меньше несогласованности в группе, чем больше приспособления, тем меньше несогласованности, чем чаще используется стратегия уход, тем меньше согласия (-0,330) и сотрудничества.
Психолог, 2022-5
Ростовцева М.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В., Хохрина З.В., Трофимова В.В. - Психологическая программа по повышению уровня эмоционального интеллекта детских тренеров спортивных секций c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38769

Аннотация: Предметом исследования является психологическая программа по повышению уровня эмоционального интеллекта у детских тренеров спортивных секций. На сегодняшний день проблема эмоционального интеллекта выражена в противоречии, где с одной стороны ребенок во время тренировок и соревнований нуждается в необходимой эмоциональной поддержке, с другой стороны, в научной литературе недостаточно представлены средства по его повышению. Цель работы заключается в разработке программы повышения уровня эмоционального интеллекта у детских тренеров спортивных секций. Исследование проводилось с 21тренером детских спортивных секций на базе молодежного «Центра технического проектирования» в городе Красноярске. Была разработана программа повышения эмоционального интеллекта у детских тренеров спортивных секций. Она была выстроена в соответствии с определенной логикой работы с эмоциями, которая включает в себя осознание своих и чужих эмоций в различных ситуациях, освоение способностей управления своими и чужими эмоциями и освоение способностей управления своим поведением в нестандартных ситуациях. Программа, апробированная на группе тренеров, способствовала повышению у них эмоционального интеллекта. Результаты настоящего исследования могут найти практическое применение в различных областях психологической практики: психологическом просвещении, консультировании и др. Они могут быть использованы при разработке программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов – тренеров.
Психолог, 2022-5
Ростовцева М.В., Гончаревич Н.А., Шестаков В.Н., Савельева Т.Г., Барканова О.В. - Успешность в карьере супругов в семьях патриархального и эгалитарного типа c. 18-35

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38774

Аннотация: Предметом исследования является соотношение показателей успешности в карьере и межличностных отношений супругов в семьях патриархального и эгалитарного типа. Целью исследования являлось определение направленности и характера изменений супружеских отношений в ситуациях карьерного роста одного из супругов. Для проведения исследования использовались: опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова), методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова, факультет психологии МГУ), методика «Линия жизни» Головаха Е.И., Кроник А.А., адаптированная под цели исследования – измерение отношения к карьерному росту Также использовались методы качественной и количественной обработки данных. Выборка исследования представлена группой исследуемых мужчин и женщин в возрасте от 35 до 40 лет, в количестве 12 человек, находящиеся в браке 10-15 лет.   На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что для традиционных патриархальных семей не характерны высокая социальная активность, направленность на развитие карьеры обоих супругов, высокий уровень доверительного общения и взаимопонимания. В результате проведения корреляционного анализа установлено, что большое количество корреляционных связей между различными сферами семейных отношений, удовлетворённостью браком и успешностью карьеры. Таким образом, полученные данные позволят увеличить уровень согласованности семейных ценностей и ролевой адекватности супругов, что позволит уменьшить количество конфликтов, возникающих в семье и будет способствовать гармонизации семейных отношений и тем самым повышению уровня удовлетворенности браком супругами.
Психолог, 2022-5
Ростовцева М.В., Смирная А.А., Новопашина Л.А., Смирнова А.В., Иванов И.А. - Разработка психологической программы по снижению уровня тревожности и повышению мотивации к достижению успеха у спортсменов-каратистов 8-9 лет в предсоревновательном периоде подготовки. c. 55-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38786

Аннотация: Предметом является психологическая программа по снижению уровня тревожности и повышению уровня мотивации к достижению успеха у спортсменов-каратистов от 8 до 9 лет. На сегодняшний день многие тренеры не располагают существенным арсеналом методов, технологий и средств по снижению уровня тревожности и повышению мотивации к достижению успеха у детей-спортсменов, которые, в свою очередь, могут значительно повлиять на эффективность тренировочного и соревновательного процессов, а также на эффективность подготовки к соревнованиям Целью настоящего исследования является разработка программы, направленной на снижение уровня тревожности и повышение уровня мотивации к достижению успеха у спортсменов-каратистов от 8 до 14 лет во время подготовки к соревновательной деятельности. Нами была разработана программа регуляции психологических состояний спортсменов каратистов от 8 до 9 лет в предсоревновательном периоде подготовки. Все упражнения программы выстроены на основе принципа организации работы с модельными ситуациями, в которых спортсмены могут обнаружить психологические трудности, связанные с мотивацией к достижению успеха, тревожностью, а также совместно с тренером найти пути их разрешения, в ходе которых произойдет повышение мотивации к достижению успеха и снижение уровня тревожности. В ходе исследования после апробации программы изменения в уровне тревожности (его понижение) и мотивации (ее повышение) произошли у 83,3% респондентов. Полученные нами результаты первичной и повторной диагностики в экспериментальной группе показывают значительный рост уровня мотивации к достижению успеха у спортсменов и снижению уровня тревожности в экспериментальной группе. Это подтверждает статистическая обработка результатов с помощью критерия χ2.
Психология и Психотехника, 2022-4
Ростовцева М.В., Артюхова Т.Ю., Бенькова О.А., Федорова Е.П., Гарибян Е.Р. - Исследование социально-психологического климата и уровня удовлетворенности сотрудников своим трудом в аппарате Правительства Красноярского края c. 145-158

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.38837

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются особенности социально-психологического климата в аппарате Правительства Красноярского края и удовлетворенность работников своим трудом. Актуальность исследования связана с тем, что в процессе политического взаимодействия субъектов политической коммуникации социально-психологический климат определяет многое. Оценивая сегодняшнюю ситуацию, некоторые политики и социологи отмечают необходимость целенаправленного формирования социально-психологического климата для более продуктивной и эффективной работы, поскольку он может являться тем инструментом, который помогает не только выстроить отношения политиков, но и скорректировать социально-политическое состояние, улучшить психологический климат в обществе, отрегулировать связи с общественностью. Исследование проводилось на базе Правительства Красноярского края, в трех управлениях общей численностью 62 человека. По итогам исследования сделан вывод о том, что в аппарате Правительства Красноярского края преобладает неблагоприятный социально-психологический климат в двух управлениях (отрицательные значения по методике О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто). По результатам опроса многие сотрудники не желают узнавать друг друга ближе, неформально проводить вместе время, поддерживать дружеские связи. Удовлетворенность в коллективах трудом (по методике Н.П. осуществлять Фетискина) также на низком уровне в двух управлениях, что говорит о неблагополучии сотрудников в данном коллективе, наблюдается неудовлетворенность трудом, а значит сотрудники не прикладывают особых усилий для достижения лучшего результата своей работы, сотрудники не удовлетворены взаимоотношениями в коллективе и предпочитают работать в одиночку. Корреляционный анализ показал между климатом и удовлетворенностью трудом: при благоприятном социально-психологическом климате уровень удовлетворенности трудом в коллективе высокий, при неблагоприятном социально-психологическом климате – низкий.
Психология и Психотехника, 2022-4
Ростовцева М.В., Лутошкина В.Н., Коренева В.В., Чистохина А.В., Климук Ю.В., Гришина Г.В. - Связь уровня рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения c. 101-118

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.38860

Аннотация: Цель нашей работы – выявить связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения. Рефлексия является одним из важнейших механизмов саморегуляции, как способности управлять развитием своих компетентностей, т.е. осуществлять личностный и профессиональный рост. Развитие саморегуляции помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности. Предмет исследования: связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения. В качестве основных методик исследования были выбраны: 1. Методика диагностики уровня развития рефлексивности (Карпова А.В.). 2. Базовый опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» (Моросановой В.И.). Исследование проводилось на базе средних школ № 4 и № 19 г. Красноярска. Всего в исследовании приняли участие 56 педагогов в возрасте от 30 до 35 лет со стажем работы в школе более 5 лет. Выборку преимущественно составили женщины (93%) – учителя-предметники. После проведения статистической обработки данных, сделаны следующие выводы. По уровню общей саморегуляции педагоги с высоким и низким уровнем рефлексии имеют отличия. Так же наблюдается некоторая особенность в развитости процессов саморегуляции и регуляторно-личностных свойств. Следовательно, мы можем говорить о том, что выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза нашла свое подтверждение. То есть взаимосвязь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения существует. Данный факт следует учитывать для воздействия на процесс саморазвития профессионала, понимания причин его профессиональных неуспехов и неудач и для регуляции своей педагогической деятельности.
Психология и Психотехника, 2022-3
Ростовцева М.В., Колкова С.М., Бутенко В.Н., Машанов А.А., Скутина Т.В. - Гендерные и возрастные отличия факторов аутоагрессивного поведения у подростков c. 105-120

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38278

Аннотация: Предметом исследования являются гендерные и возрастные различия аутоагрессивного поведения подростков. Было проведено эмпирическое исследование на МБОУ СШ № 2 п. Емельяново, Красноярского края. Анализ гендерных различий в возрастной динамике и распространенности форм суицидального поведения показал, что среди юношей, учащихся в 9 классе выраженной динамики по распространенности различных форм суицидального поведения не отмечалось. В дальнейшем наблюдается тенденция к заметному росту суицидальных попыток в 10 классе-2%, в 11-3%. Сходная тенденция наблюдалась и по распространенности суицидальных намерений. Уровень умышленных самоповреждений выше в 10 классе. У девочек-подростков, в отличие от юношей, первый пик аутоагрессивных проявлений наблюдается в 9 классе. Затем уровень суицидальных попыток, суицидальных намерений и умышленных самоповреждений значительно снижается. Результаты исследования показали, что из форм суицидального поведения, в которых проявляется аутоагрессия, наиболее распространены суицидальные намерения как у девушек (36%), так и у юношей (29%). К суицидальным намерениям в данном случае относятся частые мысли и представления о своей собственной смерти. Около 2% девушек и 8% юношей совершали суицидальные попытки, имевшие демонстративный, «шантажный» или протестный характер. Для юношей - подростков оказались более значимыми такие показатели риска, как агрессивное поведение, склонность к вандализму, склонность к риску. Для девушек же более характерными показателями риска были недостаток внимания, склонность к истерикам, чувство одиночества и т.д. Общими для юношей и девушек тенденциями являются: низкая самооценка, дружба с более старшими по возрасту, вспыльчивость, разочарование в личной жизни.
Психология и Психотехника, 2022-3
Ростовцева М.В., Попов В.В., Дулинец Т.Г., Смирнова Л.Э., Авдеева Т.Г. - Психологическое благополучие и экзистенциальная исполненность в позднем юношеском возрасте c. 42-54

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38293

Аннотация: Приводятся данные исследования связи между компонентами психологического благополучия и экзистенциальной исполненности в позднем юношестком возрасте. Было предположено и доказано, что первая фундаментальная экзистенциальная мотивация (согласно методике В.Б. Шумского, Е.М. Уколовой, Е.Н. Осина, Я.Д. Лупандиной "Диагностика экзистенциальной исполненности"), касающаяся возможности бытия в мире, значимо связана с самопринятием и компетентностью. Вторая фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся ценности жизни, значимо связана с самопринятием и позитивными отношениями. Третья фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся самоценности, значимо связана с самопринятием и личностным ростом. Четвертая фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся смысла, значимо связана с жизненными целями и автономностью. Выборку исследования составили юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет в количестве 82 человек, из них 41 юноша и 41 девушка.    В ходе исследования была достигнута поставленная цель, а именно выявлены значимые связи между компонентами таких конструктов, как психологическое благополучие и экзистенциальная исполненность. Нами были сделаны следующие выводы: 1) Высокий уровень экзистенциальной исполненности гарантированно был у респондентов с высоким уровнем психологического благополучия. Однако респонденты с высоким уровнем психологического благополучия далеко не всегда имели высокий уровень экзистенциальной исполненности. 2) Компонент психологического благополучия «самопринятие» продемонстрировал наибольшую значимую связь с компонентами экзистенциальной исполненности (фундаментальными экзистенциальными мотивациями) на уровне значимости р≤0,01. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в рамках экзистенциальной психотерапии, а также при анализе факторов, оказывающих влияние на психологическое благополучие человека.
Психолог, 2022-3
Ростовцева М.В., Артюхова Т.Ю., Суворова Н.В., Авдеева Т.Г., Федорова Е.П. - Исследование связи между личными установками, уровнем самоактуализации и удовлетворенностью браком в семейных парах c. 47-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38302

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются факторы, влияющие на удовлетворенность браком в супружеских парах. В частности, исследовалась связь между удовлетворенностью браком и личностными установками и уровнем самоактуализации супругов. В исследовании были использованы следующие методики: «тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ). Авторы: В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко; тест «Измерение установок в семейной паре». Авторы: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.; самоактуализационный тест (САТ), измеряющий самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал (автор: Алешина Ю.Е и др.). В исследовании участвовали 20 супружеских пар со стажем брака от 7-10 лет.    Проведенное исследование показало, что степень удовлетворенности браком зависит от личных установок и уровня самоактуализации личности. Мужчины больше удовлетворены браком, чем женщины, они меньше предъявляют претензий к своей второй половинке, больше довольны семейным бытом. Существует также связь между удовлетворенностью браком мужем и женой: чем больше довольна одна сторона, тем больше удовлетворена браком другая. Данные диагностики самоактуализации испытуемых показала, что существует взаимосвязь между степенью удовлетворенности браком и шкалами: компетентность во времени, опора на себя, ценностные ориентации, гибкость поведения, самоуважение, самопринятие, Также статистический анализ показал, что существует взаимосвязь между удовлетворенностью браком и желанием развестись, отношением к романтической любви и значимостью сексуальной сферой.
Психолог, 2022-3
Ростовцева М.В., Новопашина Л.А., Наконечная Е.В., Арышева А.П., Варфоломеева Ю.С. - Влияние характерологических особенностей личности на эффективность профессиональной деятельности педагогов коррекционной школы c. 68-82

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38309

Аннотация: В статье показано, что среди факторов эффективности педагогического труда немаловажное значение имеют личностные особенности учителя. Это связано с тем, что личностные качества, такие как: общительность, организованность, эмоциональность, настойчивость, дисциплинированность и другие, побуждают педагога к работе над собой, к самосовершенствованию. Кроме того, от личностных особенностей зависит эффективность образовательного процесса, сможет ли педагог найти подход к ученикам, выстроить доверительные отношения, мотивировать их к получению знаний, создать благоприятный психологический климат в учебном классе. Проведено исследование с целью изучения влияния характерологических особенностей на эффективность профессиональной деятельности педагогов коррекционной школы.   В ходе диагностики личностных качеств педагогов и сопоставления с уровнем эффективности профессиональной деятельности, выявлено наличие заявленных нами черт характера, таких как организованность, эмоциональная устойчивость, привязанность и экстраверсия у педагогов со средним и высоким уровнями эффективности и отсутствие или слабая выраженность данных черт характера у педагогов с низким уровнем эффективности деятельности. Полный анализ по заранее выявленным группам эффективности профессиональной деятельности педагогов показывает, что заявленные качества характера особо выражены у представителей с высоким уровнем эффективности профессиональной деятельности у 100%, а также прослеживаются у большей половины педагогов из группы со средним уровнем эффективности профессиональной деятельности 85%. В связи с полученными данными мы можем говорить о влиянии таких черт характера как: экстраверсия (общительность), организованность, привязанность, эмоциональная устойчивость на эффективность профессиональной деятельности.
Психология и Психотехника, 2022-3
Ростовцева М.В., Смирная А.А., Шепелева Ю.С., Смирнова А.В., Колпакова Т.В. - Связь эмоционального интеллекта с успешностью учебно-профессиональной деятельности студентов музыкальной академии. c. 75-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38333

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является связь эмоционального интеллекта с успешностью учебно-профессиональной деятельности студентов музыкальной академии. Было проведено исследование на 60 респондентах Красноярской Государственной академии музыки и театра. В исследовании использовались следующие методики: шкала самооценки своей успешности (Д. Лайкерт), шкала оценки уровня ситуационной (концертной) тревожности ( Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), методика оценки «эмоционального интеллекта» (Н.Холл), математические методы обработки данных. В ходе исследования была установлена положительная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, учебно-исполнительской успешностью, самооценкой студентов в общей выборке. Студенты лучше управляют своими эмоциями и поэтому лучше способны контролировать тревожность и фокусировать внимание на учебном процессе, что в целом позитивно влияет на их успешность.   Эмоциональный интеллект влияет на успешность учебно-профессиональной деятельности студентов музыкальной академии и подтверждают ранее заявленную гипотезу. Действительно, чем выше эмоциональный интеллект, тем успешнее учебно-профессиональная деятельность студентов и тем ниже концертная тревожность. Студенты с более высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют не только высокие баллы по музыкальному исполнительству, но и более адекватны в самооценке своих способностей. Мы полагаем, что в условиях музыкального исполнительства эмоциональный интеллект получает специфическое преломление, определяемое особенностями музыкально-артистической деятельности. Это проявляется в развитии таких качеств, как управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия.
Психолог, 2022-2
Ростовцева М.В., Ковалевич И.А., Юдина Ю.Г., Богомаз С.Л., Поташева Ю.Л., Каратерзи В.А. - Гендерные различия в профессиональном самоотношении проводников пассажирских вагонов c. 17-25

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.2.37908

Аннотация: Статья является результатом системной комплексной работы по психологическому сопровождению проводников пассажирских вагонов. В ней рассматривается один из факторов становления и динамики самоотношения личности специалиста транспортных услуг, речь идет о гендерных различиях в исследуемом феномене. Цель настоящей статьи – выявление и оценка достоверности проводников пассажирских вагонов. Теоретической основой исследования явились научные данные психологов-исследователей о факторах формирования и развития профессионального самоотношения, а также о его вкладе в эффективность профессиональной деятельности. Предметом настоящего исследования являются гендерные различия в профессиональном соотношении проводников пассажирских вагонов. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о наличии статистически достоверных различий по параметрам внутренней конфликтности и самоуничижения в профессии у проводников пассажирских вагонов мужского и женского пола. Полученные данные будут учтены при разработке и совершенствовании системы психологического сопровождения специалистов транспортных услуг с учетом гендерных различий. Выявленные гендерные различия в профессиональном самоотношении проводников пассажирских вагонов необходимо учитывать при построении дальнейшей работы по психологическому сопровождению данной категории специалистов, что будет способствовать их профессиональному и личностному развитию, повышению результативности труда, улучшению мотивации профессиональной деятельности.
Педагогика и просвещение, 2021-2
Ростовцева М.В., Помазан В.А., Рутц М.Л., Ананьев В.Н., Бобрик Е.С. - Готовность педагогов средней школы к реализации инклюзивного обучения c. 130-144

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.2.35622

Аннотация: В статье затронута проблема формирования готовности современных педагогов средних школ к реализации инклюзивного обучения. Проведено эмпирическое исследование, результаты которого демонстрируют низкую готовность педагогов в отношении обучения детей с ОВЗ. Это проявляется в низкой способности организовывать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образования; неспособности реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами инклюзивного процесса; неумением отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования; неспособностью использовать различные ресурсы для развития всех детей и т.д. Предложены основные стратегические направления работы с указанными дефицитами для администрации средних школ, связанные, прежде всего, с организацией комплексного межведомственного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Получены данные об основных дефицитах педагогов средних школ в отношении обучения детей с ОВЗ. По методике самоанализа педагогогических затруднений педагогов сами респонденты указали на неспособность решать профессиональные задачи в области планирования уроков, трудности в общении с детьми с ОВЗ, отсутствии методического обеспечения и компетенции разрабатрывать его самими педагогами. Предложена организация совместной работы специалистов в области коррекционной работы (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов) и учителей, организация методической работы в образовательном учреждении по отбору технологий работы с детьми в условиях инклюзии, фиксации и отслеживанию динамики их развития.
Психолог, 2020-5
Ростовцева М.В., Гончаревич Н.А., Шайдурова О.В., Ковалевич И.А. - Исследование уровня мотивации учащихся профессионального училища к учебной деятельности c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33897

Аннотация: Предметом исследования является учебная мотивация студентов 1 и 2 курсов профессионального училища. Было выскапзано предположение о том, что учащиеся 2 курса имеют более высокую мотивацию к учебной деятельности, чем учащиеся 1 курса. Это связано как с завершением периода адаптации, так и взрослением студентов, формированием у них ответственной профессиональной позиции относительно собственного будущего. Было проведено исследование, в ходе которого гипотеза подтвердилась. Мотивы обучения, выделяемые учащимися второго курса в большей степени связаны с текущими проблемами и вопросами учебной деятельности. Наблюдается большая по сравнению с группой первого курса значимость мотивов, связанных с профессиональными навыками и профессиональной деятельностью. Основными выводами проведенного исследования явлояется то, что среди значимых мотивов учебной деятельности, выделенных учащимися первого курса, большинство характеризуются отсроченностью, временной отдаленностью результата и мало связаны с текущими проблемами. Такие результаты вскрывают большую значимость отдаленных и абстрактных целей обучения для учащихся первого курса. Мотивы обучения, выделяемые учащимися второго курса в большей степени связаны с текущими проблемами и вопросами учебной деятельности. Наблюдается большая по сравнению с группой первого курса значимость мотивов, связанных с профессиональными навыками и профессиональной деятельностью. Обнаружилась тенденция большей значимости приобретения знаний, чем профессиональных навыков в процессе обучения. Более того, с течением времени мотив получения знаний становится более распространенным среди учащихся профессионального училища.
Педагогика и просвещение, 2019-4
Ростовцева М.В., Ковалев В.Н., Машанов А.А., Лутошкина В.Н. - Психолого – педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей c. 34-42

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.30626

Аннотация: Статья посвящена вопросу психолого-педагогического сопровождения детей в спорте. Выделяются этапы психолого-педагогического сопровождения: 1. спортивный отбор с использованием психолого-педагогических механизмов и средств.2. Непрерывное сопровождение в процессе спортивной подготовки. 3. Мониторинг изменений психолого-педагогических характеристик. Подробно рассматриваются особенности первого этапа - спортивного отбора, выделяются основные психолого-педагогические характеристики спортсмена, которые следует учитывать на данном этапе: нейродинамические, эмоциональные, познавательные, личностную направленность и особенности межличностного взаимодействия ребенка В качестве основных методологических инструментов исследования выступили: анализ и контент-анализ научной литературы, обобщение. классификация. Выделены основные направления психолого-педагогического сопровождения спортивно-одаренных детей: диагностическое, консультационное, мониторинговое. Делается вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренного ребенка – сложный, комплексный многоаспектный процесс, подразумевающий непрерывный совместный путь педагога-психолога и спортсмена в течение всей жизни. Основная задача современной российской высшей школы заключается в подготовке спортивных психологов-тьютеров, обладающих всеми необходимыми компетенциями для сопровождения таких детей.
Педагогика и просвещение, 2019-4
Ростовцева М.В., Лутошкина В.Н., Машанов А.А. - Комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31352

Аннотация: Статья посвящена вопросам комплексного сопровождения спортивно-одаренных детей, поднимаются вопросы, связанные с проблемой определения одаренности и неоднозначностью трактовки этого феномена в научной литературе. Рассматриваются основные направления в изучении одаренности: факторы развития одаренности, структурно-функциональное направление, процессуально-генетическое моделирование. Предлагается комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми, предполагающий симбиоз трех основных направлений: диагностическое, направленное на выявление и фиксацию основных показателей физических, психофизиологических, психологических, социальных и иных значимых характеристик ребенка. Формирующе – коррекционное направление предполагает комплекс мероприятий с целью формирования необходимых личностных характеристик и параметров и их развития и коррекции в соответствии с условиями и требованиями конкретного вида спортивной деятельности. Профилактическое направление, которое включает не только своевременное предупреждение и выявление возможных трудностей в подготовке спортсменов, но и учет возможных факторов влияния, зон риска, наступления «критических» моментов. В работе использованы методы исторического анализа литературы, обобщения, классификации, сравнения, а также системный и структурный подходы Проведен анализ и классификация существующих научных направлений по исследованию одаренности. Предложен авторский комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми, включающий три основных направления работы: диагностическое, формирующе-коррекционное и профилактическое, что позволит осуществлять системную деятельность по отбору, психолого-педагогическому сопровождению детей на всех этапах их спортивной подготовки.
Педагогика и просвещение, 2019-1
Ростовцева М.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В. - Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе c. 54-60

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.25460

Аннотация: Предметом исследования является разработанный автором пилотный механизм психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в вузе, который предполагает многоступенчатое психолого-педагогическое сопровождение учащегося с ОВЗ, начиная со школы и до окончания вуза, и включает взаимодействие со средними школами по информационному взаимодействию и выявлению учащихся с ОВЗ, мониторинг их поступления в вуз и создание адаптивных образовательных ресурсов; создание медицинского центра для медицинского сопровождения учащихся, создание доступной социальной среды, через включение учащихся с ОВЗ во внеучебные мероприятия, программы, акции и т.п., психолого-педагогическую работу со студентами, направленную на формирование толерантности и принятия; работу с педагогами через организацию курсов повышения квалификации по проблемам инклюзивного образования В работе использованы принципы научно-методологических подходов: системного, деятельностного, структурного, личностно-ориентированного. Использованы методы анализа и сравнения, а также метод моделирования. Основным результатом исследования является разработка комплексного механизма психолого-педагогического споровождения студентов с ОВЗ и его апробация в системе высшего образования, что расширяет психолого-педагогическую методологическую базу обучения студентов с ОВЗ, углубляет представление о проблемах инклюзивного образования, через комплексное взаимодействие информационной, медицинской, культурной, образовательной, воспитательной структур вуза.
Педагогика и просвещение, 2018-2
Ростовцева М.В., Догадаев О.Н., Жигаев И.Г., Васильева Т.Б., Петров И.А. - Проблемы инклюзивного образования в оценке педагогов средних школ c. 22-30

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.26351

Аннотация: предметом исследования является изучение проблем инклюзивного образования в условиях средних школ. Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение мнения педагогов о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе перехода на инклюзивные формы обучения и воспитания. Опрошено 87 педагогов пяти средних школ города Красноярска. Представлены результаты проведенного исследования и выявлено, что трудности, с которыми сталкиваются педагоги в процессе инклюзивного образования, касаются недостатка профессиональных навыков, не владения методическими средствами для проведения уроков в смешанных группах, психологической неготовностью педагогов к новообразованиям Исследование проведено с помощью анкетного опроса. В качестве инструмента исследования была разработана авторская анкета «Трудности педагогов в процессе инклюзивного образования». Теоретико-методологической базой исследования послужил личностно-ориентированный подход Результаты проведенного исследования выявили ряд трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в процессе инклюзивного образования. Они касаются, прежде всего, недостатка профессиональных навыков, отсутствие целенаправленной политики со стороны руководства школы в области просвещения по данной проблеме обучения и воспитания, не владение методическими средствами для проведения уроков в смешанных группах, психологической неготовностью педагогов к новообразованиям. Предложены рекомендации административно-управленческому аппарату школы и муниципальным органам власти, которые касаются предоставления возможности всем участникам образовательного процесса принять полноценное участие в обучении и воспитании, обеспечить полноценное взаимодействие и заботу друг о друге. В этой связи требуется пересмотр и подготовка нового методического обеспечения образовательного процесса, а также качественное изменение условий дополнительной профессиональной подготовки педагогов в условиях инклюзии
Современное образование, 2018-2
Ростовцева М.В., Ковалевич В.Т., Ковалевич И.А., Митрохин Р.В. - Технология и методы инклюзивного образования c. 140-148

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.26362

Аннотация: Статья посвящена вопросам инклюзивного образования, которые являются чрезвычайно актуальными на современном этапе развития общества. Рассматриваются проблемы инклюзивного образования, которые классифицируются на общие (проблемы коммуникации, адаптации и профессиональной подготовки педагогов) и специфические, характерные для каждой конкретной педагогической ситуации. Предлагаются некоторые направления решения указанных проблем. Первое связано с формированием адаптивной образовательной среды, в основе которой может лежать многоступенчатая модель всестороннего сопровождения учащихся с ОВЗ в процессе обучения в вузе, включающая медицинские, педагогические, психологические, социальные и другие аспекты. Для решения проблем частного характера предлагается использование активных игровых методов, которые является эффективным средством коммуникации и адаптации участников образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения Методологической основой работы являются личностно-ориентированный системный и деятельностный подходы, которые позволяют рассмотреть инклюзивную среду как систему отношений участников образовательного процесса. имеющих различные особенности. Методы исследования: моделирование, метод игры Выделены проблемы инклюзивного образования: общие, фундаментальные, и частные проблемы, характерные для каждой конкретной ситуации обучения. Среди общих проблем инклюзивного образования были выделены такие как: проблемы коммуникации, адаптации, профессиональной подготовки педагогов. Предложены некоторые направления решений указанных проблем через разработку многоступенчатой модели всестороннего сопровождения студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе, которая должна включать медицинское, психолого-педагогическое, развивающее, досугово-культурное сопровождение студентов, а также предполагает обратную связь, мониторинг достижений обучающихся. Обоснована целесообразность применения игровых интерактивных методов, которые позволят повысить эффективность процессов коммуникации, познания, социализации учащихся в целом.
Философская мысль, 2017-9
Ростовцева М.В. - Методологические аспекты социально-философского исследования адаптации личности c. 13-22

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.23553

Аннотация: В статье рассматриваются основные методологические подходы к исследованию социальной адаптации личности, выделяются основания для их классификации. Показывается, что множество теорий социальной адаптации связаны с описанием ее статико-теоретического либо динамического аспекта, которые являются аспектами человеческой деятельности. Исследование процесса социальной адаптации предполагает движение в направлении изучения его динамических характеристик, обусловленных ментальными особенностями субъекта адаптации, а также отдельных составляющих, компонентов и детерминант, характеризующих своеобразие фаз адаптации, ее стадий и этапов. Обосновывается деятельностная природа социальной адаптации, как процесса, в ходе которого осуществляется становление и развитие человека, его сознания, самосознания, самоконтроля и самооценки, результатом чего является установление равновесия между внешними влияниями, и внутренним состоянием, различными формами поведения человека. В статье использован диалектический подход к рассмотрению социальных явлений, методы анализа, классификации, обобщения, системный и структурный подходы Определено, что социальная адаптация имеет деятельностную природу. Дана классификация исследований социальной адаптации: первая группа исследований касется изучения ее статико-теоретического аспекта, вторая – динамического. Показано, что анализ социальной адаптации предполагает движение в направлении системного изучения ее динамических характеристик, обусловленных ментальными особенностями субъекта адаптации, а также отдельных составляющих, компонентов и детерминант, характеризующих своеобразие фаз адаптации, ее стадий и этапов. Определено, что социальная адаптация опосредована процессом становления субъекта уровнем развития сознания и самосознания индивида, степенью развития процессов саморегуляции, самоконтроля и самооценки, результатом чего является установление равновесия между внешними влияниями, и внутренним состоянием, различными формами поведения человека.
Философская мысль, 2017-8
Ростовцева М.В. - Теоретические аспекты феноменов толерантности и социокультурной адаптации c. 24-36

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.8.23485

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы интолерантности, национализма, ксенофобии, дезадаптации, которые требуют разработки специальных механизмов, направленных на борьбу с ними. Толерантные отношения и процесс социокультурной адаптации представлены в работе как взаимообусловленные явления, каждое из которых детерминирует другое, но имеющих свою собственную специфику. Подчеркивается, что толерантность, понимаемая в большинстве научных источников как принятие инаковости другого, - это адаптация к этому другому и его особенностям, в том числе, к его культурным нормам, ценностям, традициям и т.п. Говорится о том, что социокультурная адаптация предполагает не только пассивное принятие и приспособление, но и встречную активность адаптирующегося субъекта. Толерантность же определяет право каждого человека быть в глазах другого таким же полноправным и полноценным членом того культурного общества, к которому он принадлежит. Предложен механизм формирования толерантности и успешной адаптации. В статье использована методология деятельностного подхода и его аспектов: системного, структурного, социокультурного. При написании статьи был использован диалектический метод.диалектический метод 1. Выделены глубинные психологические причины интолерантности, связанные с дефектами осознания человеком своей индивидуальности и неповторимости как личности дефектами воспитания, консервативностью культурных норм, непониманием и недопониманием вследствие неразвитости интеллекта, искаженным представлением о патриотизме. 2. Даны определения толерантности и социокультурной адаптации: социокультурная адаптация – это отношение двух и более различных культур в лице их представителей, направленное на разрешение между ними противоречия, связанного со столкновением разных культурных норм, результатом которого является выработка новой культурной нормы - общей для конфликтующих сторон. Толерантность – это адаптивное отношение, связанное с осознанием полноправности и полноценности существования других людей, не смотря на их физические, психологические, социальные различия. 3. Намечен основной вектор в построении механизма социокультурной адаптации и толерантности, заключающийся не в борьбе с негативными проявлениями этих явлений, а в необходимости выработки новых норм, общих для конфликтующих сторон. 4. Показано, что культурные нормы тесно связаны с мировоззрением народа – представителя той или иной культуры. Тип мировоззрения определяется, в том числе, ориентацией культуры на один из трех временных векторов: настоящее, прошлое и будущее. Следовательно, в основе механизма формирования толерантности, а также механизма социокультурной адаптации будут лежать способы формирования «общего» для взаимодействующих культур мировоззрения, где пропорционально друг другу и в равных «долях» экстраполированы нормы настоящего, прошлого и будущего. Это станет возможным, если мы будем рассматривать адаптационный процесс как цикл, имеющий соответствующие временные этапы, на каждом из которых адаптирующиеся субъекты проявляют свое внутреннее отношение, выражая оценки происходящей ситуации.
Философия и культура, 2017-8
Ростовцева М.В. - Подходы к изучению социальной адаптации в системе образования c. 108-114

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23511

Аннотация: Предметом исследования является процесс социальной адаптации и методы его исследования. Автором поставлена задача определения методологии исследования социального адаптационного процесса в образовательной среде. Дано определение процесса социальной адаптации как активного отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий, в результате чего происходит развитие и становление человека как существа общественного. Определена структура социальной адаптации, выделено три основных компонента: адаптационные ресурсы, адаптивные стратегии поведения, адаптированность (результат адаптации). Исходя из этого, сделан вывод о применении структурного подхода к исследованию процесса социальной адаптации как изучение особенностей каждого из указанных компонентов.редметом исследования является В статье применены методы анализа и сравнения, диалектический метод. Использованы структурный и системный аспекты деятельностного подхода Сделан вывод о том, что методологическим каркасом философского понимания социальной адаптации личности в системе образования может служить осмысление этого процесса в единстве трех его основных компонентов - этапов: адаптивности – совокупности личностных ресурсов, необходимых и достаточных для решения проблемной ситуации; адаптивной стратегии – выбор траектории конкретной активности по разрешению проблемы; и адаптированности – результата адаптации, который может быть оценен по объективным (соответствие требованиям социальной среды) и субъективным (внутренняя удовлетворенность) критериям.
Философская мысль, 2017-7
Ростовцева М.В., Хохрина З.В. - Социальная адаптация и социальное противоречие. c. 46-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23229

Аннотация: Предметом исследования является процесс социальной адаптации и лежащие в его основе социальные противоречия, которые разрешает личность при взаимодействии с социумом. Описываются стадии развития противоречия, которые соответствуют стадиям развития адаптационного цикла. Рассматриваются внешние и внутренние противоречия. При взаимодействии с социальной средой личность сталкивается с различиями и не соответствиями собственных особенностей с особенностями и требованиями социальной среды. Обнаружение внешних различий побуждает человека углубляться в собственный внутренний мир и искать ответы на вопросы о поисках гармонии с социальным окружением именно там. То есть внешнее противоречие стимулирует внутреннюю борьбу личности с самим собой, мотивирует к самоанализу, саморефлексии, умственной и физической деятельности в поиске разрешения проблемы. работе использованы: диалектический метод и принципы диалектики, системный подход, деятельностный подход к исследованию адаптации личности. Выделены стадии адаптационного процесса, которые соответствуют этапам развития противоречия, разработана классификация противоречий, включающая: противоречия объективного характера; связанные с незавершенным действием, противоречие. связанное с необходимостью выбора нового действия; связанные с недостаточной развитостью или отсутствием необходимых ресурсов адаптации; противореия. связанные с завершенным действием. Дано определение социальной адаптации как отношения между личностью и средой, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий.
Социодинамика, 2017-7
Ростовцева М.В. - Природа социальной адаптации и методы ее изучения c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.7.23484

Аннотация: Предметом исследования является социальная адаптация личности, которая понимается как отношение человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. Поднимается вопрос о методах исследования социальной адаптации. делается вывод о том, что социальный адаптационный процесс должен изучаться поэтапно, причем этапы адаптации соответствуют этапам разрешения личностью социального противоречия. Подобное «точечное» рассмотрение этого процесса позволит эффективно управлять им в конкретных условиях жизнедеятельности человека, воздействовать на конкретные «проблемные зоны» и оказывать ему коррекционную и практическую помощь. Методология исследования базируется на деятельностном подходе и его аспектах: структурном и системном. Также был использован диалектический метод Сделан вывод о том. что применение методологического подхода к социальной адаптации, который позволит «раздробить» адаптационный процесс на этапы и изучать его интервально, будет способствовать выявлению адаптационных трудностей на каждом периоде процесса разрешения личностью противоречия, что поможет эффективному управлению адаптационным процессом в конкретных условиях жизнедеятельности. Именно тогда мы сможем говорить об адаптации как об эффективном способе социализации личности. Дано определение адаптированности как состояния удовлетворенности индивида и общества исходом решения проблемной ситуации. Выделены критерии успешной социальной адаптации: когнитивный, аксио-культурный, коммуникативный и поведенческий. Когнитивный критерий подразумевает способность интеллекта конструировать информационные модели решений адекватных каждой данной ситуации; аксио-культурный означает способность усваивать нормы и ценности данной социальной среды; коммуникативный - умение построить отношения, достигнуть взаимопонимания с другими людьми, социальными группами; поведенческий - направленность на активное преодоление трудностей, готовность к предлагаемым социумом видам деятельности, в условиях самовыражения индивидуальных способностей человека.
Философия и культура, 2017-5
Ростовцева М.В., Хохрина З.В. - Социальная адаптация: философские основания исследования c. 89-97

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.23230

Аннотация: В статье рассматриваются основные смыслы социальной адаптации в историческом контексте и на современном этапе развития научной мысли. Показана противоречивая природа социальной адаптации и многозначность ее трактовок. Установлена зависимость понимания смысла социальной адаптации от конкретного исторического временного периода. Показано, что адаптация как процесс рассматривается в рамках трех основных научных направлений: естественно-научного, психологического, философского. Философский смысл адаптации раскрывается с точки зрения ее интерпретации как деятельного отношения, которое формируется между личностью и социальной средой и направлено на разрешение возникающих между ними противоречий. методологическим подходом к исследованию социальной адаптации может служить деятельностный подход и его аспекты. С этой точки зрения социальная адаптация имеет двоякую природу, проявляющуюся во взаимодействии двух начал: пассивного (приспособление человека к социальной среде) и активного ( преобразование, подчинение среды). Раскрыта роль социальной адаптации в процессе развития и становления человека в обществе. Показано, что разрешая противоречия, актуализирующие адаптационный процесс, человек тем самым усваивает и приобретает необходимый опыт, позволяющий ему становится полноправным членом общества и успешно социализироваться в нем. Обосновано, что Процесс социальной адаптации - это динамически-деятельностное многофазное «развертывание» личности – особый тип последовательных личностных преобразований в пределах индивидуально «очерченного» диапазона изменчивости, заданного как индивидуальными особенностями, так и требованиями конкретной социальной среды. Это значит, что благодаря социальной адаптации у человека появляется способность к такой активности, которая позволяет найти способ разрешения социальных противоречий при сохранении собственной самоидентичности и с учетом требований социальной среды.
Психолог, 2017-4
Ростовцева М.В., Гудовский И.В., Гончарова Т.М., Хохрина З.В. - Исследование связи ценностных ориентаций и психологических механизмов адаптации личности c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23415

Аннотация: Предметом исследования является связь ценностных ориентиаций и психологических механизмов адаптации студенческой молодежи. Проведено исследование на выборке студентов 5 курса ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет". Установлено, что состояние психологической дезадаптации приводит к закрытию для дезадаптированных студентов ценностей-целей широкого жизненного спектра и «сужению перспективы личностного развития». Неадаптированные испытуемые фиксированы на состоянии своего здоровья (потребности витального уровня) и выключены из культурного контекста, пренебрегая ценностями мета-уровня (познание, творческая самореализация). Не обнаружилось значимых различий в ценностях студентов с высоким и низким уровнем адаптации. Однако, большее число студентов из группы адаптированных, нежели неадаптированных, выбирают в качестве важной жизненной ценности "профессиональное и личностное развитие" Основным методам исследования являлось тестирование с помощью следующих психодиагностических методик: тест Рокича «Ценностные ориентации», тест "Самооценка психических состояний" (по Айзенку), тест "Шкала депрессии" (тест адаптирован Г.И.Балашовой). Получены результаты, свидетельствующие о наличии связи между ценностными ориентациями и психологическими механизмами адаптации личности. В целом по двум группам испытуемых (адаптированных и неадаптированных) получены схожие данные в отношении выбора терминальных ценностей (здоровье), однако существуют некоторые значимые различия при выборе испытуемыми двух групп инструментальных ценностей.
Психология и Психотехника, 2017-2
Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Гудовский И.В., Гончарова Т.М. - Добровольные молодежные дружины в системе профилактики правонарушений старших школьников c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23561

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния участия школьников в молодежных добровольных дружинах (ДМД) на формирование личностных характеристик (агрессивности и адаптивности), которые могут служить внутренними субъективными факторами для совершения школьниками правонарушений. В статье описываются результаты исследования, проведенного на группе испытуемых - школьников 14-16 лет, обучающихся в МАОУ «Гимназия №11 имени А.Н. Кулакова» г. Красноярск. По результатам исследования школьники были разделены на две группы: мотивированные (или уже являющиеся) участниками ДМД и не мотивированные на вступление в ряды добровольцев. Описаны полученные по двум группам результаты. показано, что школьники, ориентированные на вступление в ДМД менее агрессивны и более адаптированы. Сделан вывод о том, что ДМД может быть рассмотрено как средство профилактики совершения школьниками правонарушений Анкета «Отношение подростков к добровольческой деятельности» (авторский вариант). Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник Басса-Дарки. В исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что подростки, являющиеся участниками ДМД, имеют высокий уровень адаптации и низкий уровень агрессии. Подростки, не являющиеся участниками ДМД и не мотивированные к осуществлению добровольческой деятельности, склонны к физической агрессии, дезадаптивны. Сделань вывод, что позитивное отношение у школьников к участию в добровольном молодежном движении формирует у них соответствующие установки на "положительное" поведение в рамках установленных обществом, школой, законом норм. Это значит, что добровольное молодежное движение может быть рассмотрено как средство профилактики правонарушений, и в дальнейшем способствовать формированию патриотических качеств и патриотического воспитания школьников.
Социодинамика, 2016-7
Ростовцева М.В. - Адаптация и социализация: анализ общего и особенного c. 31-37

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.7.18114

Аннотация: В статье показаны отличия двух на первый взгляд сходных между собой процессов: социализации и адаптации. Сходство этих процессов обнаруживается в их социальности, возможности возникновения и протекания только в обществе и только у человека. Как в процессе социализации, так и в ходе социальной адаптации, происходит активное приспособление, усвоение человеком социальных норм и требований данной социальной среды. Кроме того, необходимым критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе. Различия коренятся в природе, критериях и функциях данных процессов. Показано, что основное различие заключено в той роли, которую играет социальная адаптация в процессе социализации личности, а именно в постепенной субъективации личности, ее отрыве, дистанцированности от общества. Обосновывается, что социальная адаптация является методом социализации личности, поскольку именно в процессе социальной адаптации человек получает тот опыт, который ему необходим для его становления в качестве полноправного и полноценного члена данного общества. Основными методами исследования являются диалектический метод, анализа и обобщение совеменных результатов исследования, а также результатов исследований прошлых лет, в работе также использованы методы систематизации и сравнения Рассмотрены отличия процессов социализации и социальной адаптации. Показана роль социальной адаптации в процессе социализации личности, которая заключается в постепенной субъективации личности, его отрыве, дистанцированности от общества. Это становится возможным благодаря тому опыту, который получает человек, разрешая противоречия с социальной средой в процессе социальной адаптации. Обосновано, что социальная адаптация является методом социализации личности.
Социодинамика, 2016-6
Ростовцева М.В. - Проблема интолерантности в современном обществе c. 13-17

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.6.18113

Аннотация: Предметом исследования является интолерантность как особая форма взаимодействия между людьми, проявляющаяся в различных модификациях неприятия другого. Автор критикует традиционное определение толерантности и предлагает новое, которое подразумевает отношение «к другому» как к равному себе. Автор акцентирует внимание на том, что интолерантное отношение – это, прежде всего, агрессивно конфликтное отношение. Выделяется несколько видов интолерантных отношений, в том числе: оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения; предубеждения; этноцентризм; преследование, запугивание, угрозы; расизм, национализм, эксплуатация, фашизм; ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобии ; изгнание, сегрегация, репрессии и т.п. Рассматриваются основные причины формирования интолерантных отношений В статье использован методы анализа научных источников по проблеме исследования, применен метод систематизации, обобщения и наблюдения Дано новое определение толерантности, как особой формы отношения "принятия" между людьми, определены причины возникновения интолерантности, которые связаны не только с особенностями социализации и воспитания индивида, но и внутренними психолого-физиологическими особенностями индивида. Показана роль государства в формировании интолерантных отношений в социальной среде.
Педагогика и просвещение, 2016-3
Ростовцева М.В., Помазан В.А., Машанов А.А. - Аксиологические проблемы социокультурной адаптации мигрантов

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.20153

Аннотация: Предметом исследования является проблема социокультурной и интеграции адаптации мигрантов. Отмечается. что существует множество факторов, затрудняющих успешную адаптацию мигрантов и их утверждение в новой культурной среде, однако, одним из основных является трудность в усвоении иинтериоризации новых ценностей, норм и требований другой адаптивной зоны. Аксиологическая проблематика социокультурной адаптации мигрантов актуализируется как проблема формирования ценностных ориентаций, которые определяют вектор направленности общественной активности индивида и связаны с представлениями о «должном» в различных сферах общественной жизни. Методологию исследования составили анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования, статистический анализ данных, методы сравнения и сопоставления Дано определение социокультурной адаптации как отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. предложены. Произведен анализ имеющихся аксиологических концепций, рассмотрена структура и этапы формирования ценностных ориентаций мигрантов. Показано, что социокультурная деятельность порождает ценностные отношения, в основе которых лежат различия в распределении и доступности духовно-ценностных благ, в уровне их потребления, в характере и содержании самой культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии. Дано определение толерантности.
Педагогика и просвещение, 2016-2
Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В. - Проблемы социальной адаптивности в системе образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19210

Аннотация: В статье рассматривается социальная адаптивность, которая определяется не традиционно как свойство объекта, а как специфическое отношение, возникающее в системе «человек-социальная среда». На примере системы образования рассматриваются два условия формирования адаптивности: соответствие целей, интересов, особенностей учащегося целевым установками системы образования; поиск адекватных методов конструирования информационных моделей с целью построения непротиворечивых адаптивных стратегий, адекватных непрерывным изменениям социальной ситуации. Было определено, что в ходе разрешения социальных противоречий между собственными целями и потребностями и целями образовательной среды, а также между потребностями в получении адаптивно-ценной информации и отсутствием средств и способов ее предоставления, формируются качества и свойства личности, которые способствуют ее становлению в конкретной социальной среде. Это касается приобретения навыков работы с информацией, в том числе, противоречивого характера и навыков целеполагания, целеустремленности, ответственности. В основу статьи положен диалектический метод и понимание жизнедеятельности человека как непрерывной цепочки разрешения социальных и иных противоречий. Кроме того, в работе были использованы положения системного и информационного подходов. Дано определение социальной адаптивности как отношения личности и общества, направленного на разрешение между ними противоречий. Социальная адаптивность рассмотрена с точки зрения двух аспектов: системного, который позволяет определить ее критерий через соответствие целей взаимодействующих сторон и информационного, связывающего социальную адаптивность со способностью интеллекта учащегося быстро находить решения в трудной жизненной ситуации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.