по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Анциферов Николай Викторович
Юридические исследования, 2017-8
Анциферов Н.В. - Конституционное закрепление обязанностей личности в странах постсоветского пространства: сравнительно-правовой анализ c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.8.23450

Аннотация: Статья посвящена вопросам конституционного закрепления обязанностей личности как важного элемента конституционно-правового статуса человека и гражданина в странах постсоветского пространства. Исследуются аспекты правового закрепления таких обязанностей в структуре конституций, анализируется каталог обязанностей, конституционные подходы к определению круга их субъектов. Выявлены и рассматриваются как широко распространённые с точки зрения конституционного закрепления обязанности личности, так и более редкие, характерные для ограниченного круга конституций. Уделяется внимание общей правовой обязанности по соблюдению конституции и законов; обязанности не нарушать (уважать) права и свободы других лиц; обязанностям, направленным на консолидацию (государством) ресурсов (по уплате налогов и сборов, других обязательных платежей, защите родины, несению военной службы); обязанностям, направленным на защиту публичного интереса (охрана окружающей среды, охрана исторического и культурного наследия, получение образования, недопустимость использования прав и свобод в противоречие с защищаемыми законом публичными интересами; уважение национальных традиций, уважение государственных символов, верность (преданность) родине); обязанностям социального характера (родительские обязанности, обязанности детей перед родителями); обязанностям собственника. Рассматриваются особенности формул конкретных конституционных обязанностей, их сходства и различия. Исследование проведено с использованием как общенаучных, так и специально-юридических методов (в частности, формально-юридического, сравнительно-правового). На основе проведённого анализа делается вывод о наличии общих подходов конституционных законодателей к закреплению конституционных обязанностей личности. Однако, соответствующее закрепление (регулирование) не является идентичным как с точки зрения его содержания, так и с позиции соответствующего объёма. Подобные различия обусловливают значимый потенциал их реализации в рамках конкретных правоотношений с участием человека и гражданина.
Law and Politics, 2017-8
Анциферов Н.В. - Вопросы самостоятельности конституционной терминологии (Бланкетные (?) конституционные нормы) c. 24-36

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.8.43035

Аннотация: Статья посвящена вопросам содержания и объёма применяемых в Конституции РФ терминов. Автор рассматривает конституционные нормы, использующие термины, которые идентичны или созвучны характерным для других отраслей права. В частности, уделяется внимание положениям Конституции об ограничении избирательных прав лиц, «находящихся в местах лишения свободы по приговору суда» (ч. 3 ст. 32 Конституции), нормам, определяющим в качестве основания для отрешения Президента РФ от должности совершения им «государственной измены или иного тяжкого преступления» (ч. 1 ст. 93 Конституции), а также понятию «международные договоры Российской Федерации» как определяющему круг актов, которые с точки зрения применения права имеют приоритет перед законами (ч. 4 ст. 15 Конституции). При проведении исследования были использованы общенаучные (анализ, синтез, сравнение) и частнонаучные (формально-юридический, историко-правовой) методы. Автор на основе проведённого исследования приходит к выводу об отсутствии оснований для восприятия исключительно в логике бланкетных норм конституционных положений, созвучных с точки зрения применяемой терминологии отраслевому правовому регулированию. Также, по заключению автора, динамика конституционных положений не может быть отождествлена с возможностью их фактического пересмотра в результате изменения значения тех или иных терминов на уровне текущего законодательства. В связи с этим в каждом подобном случае необходимым для определения конкретного содержания конституционного положения является выявление самостоятельного и «бланкетного» элементов конституционных понятий.
Право и политика, 2017-5
Анциферов Н.В. - Конституционная обязанность по официальному опубликованию законов c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.5.23012

Аннотация: Автором анализируются положения российской Конституции об официальном опубликовании нормативных правовых актов. Специально рассматривается вытекающая из Основного закона конституционная обязанность по официальному опубликованию законов. На основе анализа теоретического материала, законодательства и судебной практики рассматриваются понятие закона в качестве определяющего объект данной обязанности, субъекты её осуществления, содержание, механизмы обеспечения указанной выше обязанности. Особое внимание уделяется правовым позициям Конституционного Суда РФ по рассматриваемым вопросам (в т.ч. критерии для признания закона опубликованным, характер полномочия Президента РФ по подписанию и обнародованию). В ходе исследования используются общенаучные (системно-научный, анализ, синтез), а также специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). В результате проведённого исследования автор приходит к выводу о том, что конституционная обязанность по официальному опубликованию, составляющая важный аспект в системе основ конституционного строя, реализуется посредством достижения ряда формальных и содержательных критериев и не сводится лишь к размещению закона в установленном законом источнике. Данная обязанность имеет определённый потенциал развития правового регулирования с точки зрения механизмов её обеспечения. В то же время, при формировании таких механизмов нужно учитывать их влияние на изменение соотношений различных субъектов публичной власти, в том числе в логике разделения властей.
Law and Politics, 2017-5
Анциферов Н.В. - Конституционная обязанность по официальному опубликованию законов c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.5.43070

Аннотация: Автором анализируются положения российской Конституции об официальном опубликовании нормативных правовых актов. Специально рассматривается вытекающая из Основного закона конституционная обязанность по официальному опубликованию законов. На основе анализа теоретического материала, законодательства и судебной практики рассматриваются понятие закона в качестве определяющего объект данной обязанности, субъекты её осуществления, содержание, механизмы обеспечения указанной выше обязанности. Особое внимание уделяется правовым позициям Конституционного Суда РФ по рассматриваемым вопросам (в т.ч. критерии для признания закона опубликованным, характер полномочия Президента РФ по подписанию и обнародованию). В ходе исследования используются общенаучные (системно-научный, анализ, синтез), а также специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). В результате проведённого исследования автор приходит к выводу о том, что конституционная обязанность по официальному опубликованию, составляющая важный аспект в системе основ конституционного строя, реализуется посредством достижения ряда формальных и содержательных критериев и не сводится лишь к размещению закона в установленном законом источнике. Данная обязанность имеет определённый потенциал развития правового регулирования с точки зрения механизмов её обеспечения. В то же время, при формировании таких механизмов нужно учитывать их влияние на изменение соотношений различных субъектов публичной власти, в том числе в логике разделения властей.
Право и политика, 2017-4
Анциферов Н.В. - Осуществление публичной власти народом непосредственно: вопросы конституционно обусловленных пределов c. 133-145

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.4.23007

Аннотация: Статья посвящена аспектам правового статуса народа как субъекта публичной власти в логике российской Конституции. Рассматриваются вопросы структуры такого статуса, возможностей и оснований ограничений (пределов) при осуществлении народом власти непосредственно, в том числе в контексте референдума, определения персонального состава органов государственной власти, соотношения различных форм непосредственной демократии. Автором анализируются конституционные положения, практика Конституционного Суда РФ, относимые к пределам осуществления народом власти. Обращается внимание на соответствующие нормы конституций зарубежных государств. При проведении исследования были использованы общенаучные (системно-научный, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. По итогам исследования указанных вопросов автор приходит к выводу о том, эффективная реализация конституционно заданных целей публичной власти, требующая тонкой настройки его механизма, не исключает определённого самоограничения народа в осуществлении власти в тех или иных формах (в том числе непосредственно). В то же время, для выводов о наличии соответствующих ограничений необходимо установление конкретных конституционно правовых оснований. В противном случае фактически отрицается конститутивный организационный принцип российского государства – статус народа как единственного источника власти.
Law and Politics, 2017-4
Анциферов Н.В. - Осуществление публичной власти народом непосредственно: вопросы конституционно обусловленных пределов c. 133-145

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.4.43069

Аннотация: Статья посвящена аспектам правового статуса народа как субъекта публичной власти в логике российской Конституции. Рассматриваются вопросы структуры такого статуса, возможностей и оснований ограничений (пределов) при осуществлении народом власти непосредственно, в том числе в контексте референдума, определения персонального состава органов государственной власти, соотношения различных форм непосредственной демократии. Автором анализируются конституционные положения, практика Конституционного Суда РФ, относимые к пределам осуществления народом власти. Обращается внимание на соответствующие нормы конституций зарубежных государств. При проведении исследования были использованы общенаучные (системно-научный, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. По итогам исследования указанных вопросов автор приходит к выводу о том, эффективная реализация конституционно заданных целей публичной власти, требующая тонкой настройки его механизма, не исключает определённого самоограничения народа в осуществлении власти в тех или иных формах (в том числе непосредственно). В то же время, для выводов о наличии соответствующих ограничений необходимо установление конкретных конституционно правовых оснований. В противном случае фактически отрицается конститутивный организационный принцип российского государства – статус народа как единственного источника власти.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.