по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Аптикиева Ляйля Рахматулловна
Психология и Психотехника, 2019-2
Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х. - К проблеме мониторинга актуального состояния отклоняющегося поведения подростков c. 40-53

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.2.25504

Аннотация: Предметом исследования: актуальное состояние отклоняющегося поведения среди подростков в регионе (г. Оренбург). Был проведен социально-психологический мониторинг по специально разработанному комплексу анкет для разного контингента опрашиваемых (подростки, родители, инспектора Подразделений по Делам Несовершеннолетних, учителя средних общеобразовательных школ). Цель мониторинга - провести детальный анализ предмета исследования. Гипотеза: для организации действенной системы профилактических и коррекционных мер в отношении отклоняющегося поведения среди подростков, необходимо отслеживать состояние данного социального явления в текущее время, учитывая его специфику (региональную, половозрастную и т.д.). Для эмпирического исследования мы использовали специально разработанный комплекс анкет, принципами построения которых являются: адресность; сочетание инвариантности и вариабельности; многофункциональность; практическая направленность. Исследование позволило выявить реальную картину состояния отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних в г. Оренбурге, общее представление и мнение анкетируемых о данном социальном явлении. Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке анкет, предназначенных для проведения социально-психологического мониторинга. Практическая значимость: исследование направлено на повышение эффективности и усовершенствование деятельности ПДН, психологической службы образования в аспекте ранней профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков. Результаты исследования позволяют сделать следующий вывод: несмотря на кажущиеся благоприятными статистические данные о состоянии отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, актуальная ситуация, выявленная с помощью анкетирования, свидетельствует о том, что складывающаяся в регионе социокультурная ситуация развития подростка и его социализации, достаточно неблагоприятна по основным жизненным параметрам, создавая проблемы в личностном развитии, приводя к дисгармонии в отношении личности к себе и окружающим людям.
Психология и Психотехника, 2017-1
Зубова Л.В., Аптикиева Л.Р., Бурсакова М.С. - К вопросу профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка c. 1-22

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.23288

Аннотация: Предметом исследования являются условия профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка, которую мы определяем как качественную, динамическую характеристику личности (имеется в виду её изменчивость, подверженность исправлению, коррекции), фундаментальную основу которой представляет совокупность криминогенных качеств личности и асоциальные, противоправные мотивы, которые обуславливают склонность подростка выбирать противозаконные способы, средства с целью удовлетворения своих желаний, потребностей. Содержательно криминогенная направленность представлена параметрами: особенности личности, черты характера подростка; социальные взаимоотношения; представление и субъективное отношение к своему будущему. Было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого являлся детальный анализ предмета изучения. Актуальность работы обуславливает необходимость ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности личности подростка, с целью предотвращения её формирования в устойчивое образование личности. Существует явное противоречие между потребностью современного общества в правопослушном подрастающем поколении и увеличением роста преступности несовершеннолетних; между потребностью практики в теоретическом, методическом обеспечении процесса профилактики и коррекции криминогенной направленности и отсутствием практических рекомендаций для осуществления этих процессов и повышения их эффективности. Стремление разрешить противоречия определило проблему исследования - выявление психолого-педагогических условий ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности личности подростка. Мы исходили из предположения о том, что ранняя профилактика и эффективная коррекция криминогенной направленности возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий: а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических, индивидуально-личностных характеристик); выявление криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения; б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения; формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему; оптимизация взаимоотношений с социумом (изменение параметров криминогенной направленности); в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса. Исследование позволило установить, что профилактика и коррекция криминогенной направленности личности подростка будет наиболее эффективной при соблюдении следующих условий: а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических характеристик: конфликтности, враждебности, агрессивности, склонности к насилию в отношениях со взрослыми и сверстниками, склонности к нарушению установленных социальных норм и правил и др; и индивидуально-личностных: эмоциональной нестабильности, импульсивности, возбудимости, акцентуации характера и др.); б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения (осознание необходимости изменить негативные качества личности; появление стремления и готовности изменить своё поведение, образ жизни); формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему (адекватное, объективное представление будущего, изменение приоритетов в определении жизненных целей, ценностей); оптимизация взаимоотношений с социумом (снижение конфликтности, враждебности, агрессивности в отношениях, склонности к насилию; повышение уровня социальной адаптации); в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса (творческий процесс совместного решения проблем подростка, посредством реализации своих индивидуальных деятельностей, их предметного содержания; основная цель: направить совместные действия для создания условий развития личности подростка). Анализ изменений криминогенной направленности личности подростка, (в аспекте составляющих её компонентов), при последовательной реализации психолого-педагогических условий, осуществлялся с помощью методик, проводимых до и после реализации коррекционных мероприятий: «Диагностика склонности к отклоняющемуся, противоправному поведению» (разработана Вологодским центром консультирования и гуманитарных исследований «Развитие»); «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Оценка степени признания вины» (разработана Н. П. Крейдун, Е. Е. Поливановой, Л. Н. Яворовской), опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения» (Сакс-Леви). Проводился качественный и количественный анализ произошедших изменений, использовались методы математической статистики (t - критерий Стьюдента). Научная новизна проведенного исследования, не претендующего на исчерпывающий характер, заключается в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности. Практическая значимость исследования заключается в обогащении практики взаимодействия специалистов различных профилей, родителей формами и методами совместного решения вопросов по профилактике и коррекции криминогенной направленности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.