ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Аптикиев Альберт Хуснутдинович
Психология и Психотехника, 2019-2
|
Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х. - К проблеме мониторинга актуального состояния отклоняющегося поведения подростков |
|
c. 40-53
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2019.2.25504
Аннотация: Предметом исследования: актуальное состояние отклоняющегося поведения среди подростков в регионе (г. Оренбург). Был проведен социально-психологический мониторинг по специально разработанному комплексу анкет для разного контингента опрашиваемых (подростки, родители, инспектора Подразделений по Делам Несовершеннолетних, учителя средних общеобразовательных школ). Цель мониторинга - провести детальный анализ предмета исследования. Гипотеза: для организации действенной системы профилактических и коррекционных мер в отношении отклоняющегося поведения среди подростков, необходимо отслеживать состояние данного социального явления в текущее время, учитывая его специфику (региональную, половозрастную и т.д.). Для эмпирического исследования мы использовали специально разработанный комплекс анкет, принципами построения которых являются: адресность; сочетание инвариантности и вариабельности; многофункциональность; практическая направленность. Исследование позволило выявить реальную картину состояния отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних в г. Оренбурге, общее представление и мнение анкетируемых о данном социальном явлении. Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке анкет, предназначенных для проведения социально-психологического мониторинга. Практическая значимость: исследование направлено на повышение эффективности и усовершенствование деятельности ПДН, психологической службы образования в аспекте ранней профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков. Результаты исследования позволяют сделать следующий вывод: несмотря на кажущиеся благоприятными статистические данные о состоянии отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, актуальная ситуация, выявленная с помощью анкетирования, свидетельствует о том, что складывающаяся в регионе социокультурная ситуация развития подростка и его социализации, достаточно неблагоприятна по основным жизненным параметрам, создавая проблемы в личностном развитии, приводя к дисгармонии в отношении личности к себе и окружающим людям.
|