ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Ворохобов Александр Владимирович
Философская мысль, 2018-3
|
Ворохобов А.В. - Философско-антропологический анализ структуры человеческой личности в творчестве Райнхольда Нибура |
|
c. 37-50
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2018.3.22362
Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является проблема понимания природы человеческой личности в наследии Райнхольда Нибура. Объектом является философско-религиозное творчество Р. Нибура в его антропологическом измерении. Автор контекстуализирует нибурово понимание человека исходя из интеллектуальной ситуации первой половины XX в. и ее вызовов, которые в той или иной мере способствовали обесцениванию человека. Особое внимание уделяется логике структурирования представления о человеке как уникальном целостном существе, исходя из множества составляющих это единство компонентов. Для достижения поставленной цели используется метод аналитической реконструкции. Комплексный подход в изложении и анализе антропологических категорий Р. Нибура становится основным инструментом в осмыслении нибуровой концепции личности как таковой. Новизна данной статьи обуславливается тем, что в ней предлагается концепция, обобщающая понимание Р. Нибуром человека на уровне его онтологической структуры. Антропологическая проблематика представляет собой центр творчества мыслителя. Исходным пунктом осмысления природы личности для Р. Нибура является оппозиция к материалистическим и идеалистическим концепциям. Все, что относится к телу, имеет отношение к природе, характеризующейся витальностью. Природа идентифицирует личность. Для контроля над природной витальностью человек использует ум, представляющий собой концептуальную силу, производящую сознание. При этом соединение мыслиться не дуалистично, а диалектически, в рамках монистического понимания человека. Дух – интегративная функция личности. Именно со сферой духа Р. Нибур связывает человеческую способность к самотрансцендированию. Характеристической особенностью человека, связанной со способностью к самотрансцендированию, является его свобода, используя которую, человек может превосходить сферу природного. Сознание человека – не только превосхождение природных процессов, но и самого себя, обеспечивая, тем самым, возможность для бесконечных изменений и развития способностей, характеризующих человеческую экзистенцию. Сущность человека находится не в его природной витальности, не в его способности к мышлению и не в возможности самотрансцендирования, поскольку сами по себе – они лишь составные части. Сущность заключается в отношениях, возникающих между этими частями. Будучи соотнесенной с самой собой, личность немыслима без ее социально-исторического окружения, что предопределяет парадоксальность ее бытия. Свобода человека является основой для его памяти, с помощью которой он объединяет себя и общество, возвышает себя над детерминированностью природных процессов и становится источником интерпретации мира, истории и социума. Отношения личности истории и общества в нибуровой системе трактуются с помощью понятий «организм», «артефакт» и «драма». Личность в творчестве Р. Нибура – это уникальное неразрывное соединение материи, животного измерения и духа, обусловленное природным и социально-историческим контекстом.
|