ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Головашина Оксана Владимировна
Головашина О.В., Кунавин К.С. - Родина как желаемое и проблема интеграции (на примере интервью с участниками Программы переселения соотечественников в Тамбовской области) |
|
c. 17-22
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2019.2.28703
Аннотация: Предметом исследования в данной работе являются мигранты-участники Программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Автор подробно останавливается на особенностях процесса интеграции переселенцев, выявлении факторов, влияющих на этот процесс, а также причин выбора той или иной модели интеграции иили адаптации. Работа построена с использованием интервью с участниками Программы,проживающих на территории Тамбовской области 4-5 лет, материалов социальных сетей (личные страницы мигрантов), соответствующих форумов и тематических сообществ в сети Интернет. Теоретико-методологические рамки были заданы работами Ж. Лакана, в частности, исследование эмпирического материала происходило через категорию «желания». Проведенный анализ позволил выявить следующие результаты: мотивацию переселенцев можно разделить на прагматическую и романтическую. Представители второй группы стремятся вернуться «домой», однако их образ «дома», «Родины» может вступать в противоречия с реальной жизнью в России. Стремление получить «признание» Родины приводит к сознательному культивированию «новой» идентичности переселенцами и стремление к ассимиляции. Актуализация прошлого опыта (памяти) происходит вне зависимости от того, считают ли мигранты свою интеграцию успешной. Впервые процесс интеграции мигрантов анализируется через идеи Ж. Лакана. Результаты работы могут быть применены при разработки стратегий и практик работы с участниками Программы и другими мигрантами, исследованию проблем идентичности, социальной памяти и т.д.
Философия и культура, 2018-5
|
Головашина О.В. - Человек путешествующий: прошлое как символический ресурс и идентификационные риски |
|
c. 39-45
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.5.25475
Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются особенности использования прошлого как символического ресурса в туристической индустрии. На материалах социальных сетей, тематических форумов, блогов путешественников, автор рассматривает отношение туристов к собственной стране и месту отдыха, оценку прошлого и истории туристических стран, эмоциональные факторы восприятия прошлого. Автор подчеркивает, что рост коммерциализации прошлого приводит к увеличению идентификационных рисков - стремление выгоднее "продать" прошлое страны акцентирует те элементы ее истории, которые пользуются популярностью у туристов. Теоретико-методологическую базу составили работы современных теоретиков «memory studies», идеи П. Бурдье, Б. Латура, концепция объективизации К. Кнорр-Цетины, представление об «Индустрии культуры» Т. Адорно и Э. Хоркхаймера. Опираясь на источники и работы предшественников автор доказывает, что «индустрия памяти» выступает как продолжение колониализма, превращая носителей культуры в экспонаты, а исторический опыт в подобие шоппинга. Прошлое в этом контексте становится товаром, а рассказ о нем – услугой, что может угрожать потерей самобытности.
|