по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Татьянченко Наталья Петровна
Психология и Психотехника, 2021-1
Татьянченко Н.П. - Психологические условия формирования адаптационного потенциала личности в процессе обучения. c. 62-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.1.32485

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению психологических условий формирования адаптационного потенциала личности в процессе обучения. Определено, что личностный адаптационный потенциал – это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность её адаптации к внешней среде. На основании анализа литературных источников была построена модель исследования, позволившая выделить следующие факторы, оказывающие влияние на формирование адаптационного потенциала: нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, коммуникативные способности, поведенческая регуляция, навыки совладающего поведения и группового взаимодействия. Для оценки адаптивных возможностей и индивидуально-психологических характеристик студентов были выбраны следующие методы: эмпирические (многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), методика «Социально-психологическая комфортность среды» (А.Г. Маклаков), копинг-тест (Р. Лазарус, С. Фолкман, в адаптации Т.Л.Крюковой, Е.В. Куфтяк и М.С. Замышляевой), 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла; математико-статистические (корреляционный анализ (Rs - Критерий Спирмена), непараметрический метод сравнения двух связных выборок T-критерий Вилкоксона). Научная новизна представленных в статье материалов состоит в развитии научного представления о психологические условия формирования адаптационного потенциала личности в процессе обучения и определении причин дезадаптации (эмоциональная нестабильность, низкий самоконтроль, склонность к авторитарному поведению, низкая комформность и нормативность поведения). Полученные экспериментальные данные об уровне развития адаптационного потенциала студентов позволят спрогнозировать успешность процесса их обучения. Представленные материалы могут быть использованы психологами и педагогами образовательных учреждений в рамках организации работы по профилактике дезадаптационных состояний у подростков.
Психолог, 2020-2
Татьянченко Н.П. - Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность c. 45-56

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32506

Аннотация: Предметом исследования выступает мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность. На основании анализа литературных источников было установлено, что мотивационно-ценностная направленность является интегративной динамической системой, включающей взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, установки личности, обеспечивающие выбор профессии и ориентированность на трудовую деятельность [1; 3]. В статье анализируются особенности мотивационно-ценностной направленности студентов техникума, необходимой для выявления значимых познавательных мотивов и рассогласованности между таким её компонентами, как саморазвитие, ответственность и наличие стойкого желания работать по выбранной специальности. В ходе работы использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: авторская анкета, морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), ценностные ориентации (М. Рокич),методы математико-статистические обработки результатов (корреляционный анализ Спирмена, параметрический метод сравнения двух выборок U-критерия Манна-Уитни). Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных концептуальных подходов к проблеме мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность, создающий основу для дальнейших исследований в этой области и решения такой проблемы, как отказ от работы по полученной специальности. Практическая значимость заключается в углубленном изучении особенностей мотивационно-ценностной направленности студентов, что позволит в дальнейшем спрогнозировать успешность процесса их обучения и эффективность овладения будущей профессией. Полученные практические результаты могут быть полезны классным руководителям, учителям и психологам, планирующих не только работу по профессиональному ориентированию детей, но и для ведения психолого-педагогической деятельности, в целом.
Психолог, 2018-4
Татьянченко Н.П. - Личностные детерминанты в формировании девиантного поведения у студентов техникума c. 38-45

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.4.26049

Аннотация: Предметом исследования статьи являются личностные детерминанты в формирования девиантного поведения подростков. Объектом исследования - студенты техникума. В статье анализируется опыт реализации различных видов отклоняющегося поведения у студентов. Обращаясь к проблеме обучения подростков с девиантным поведением в условиях техникума, в представленной работе подчеркивается наличие определенных сложностей в организации образовательного процесса, связанные с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью. В связи с этим особое значение придается своевременному выявлению таких студентов и изучению взаимосвязи отклоняющегося поведения с такими психологическими категориями, как: безнадежность, тревожность, самооценка. В ходе работы использовался следующий пакет методов и психодиагностического инструментария: опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев), тест многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) (Е.Е. Малкова (Ромицына)), определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел), шкала безнадежности Бека; методы математической обработки данных. Новизна исследования заключается в постановке и решении проблемы определения личностных детерминант в формировании девиантного поведения у студентов среднего специального учебного заведения. Теоретические и практические выводы исследования могут помочь более глубокому пониманию специфики данного феномена, роли техникума в проявлении девиаций деструктивной направленности. Полученные эмпирические данные в определенной степени расширяют научные представления о психологических категориях, способствующих реализации девиантного поведения и способны послужить основой для дальнейшей разработки содержательных аспектов обозначенной проблемы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.