по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Антропова Наталья Анатольевна
Genesis: исторические исследования, 2017-12
Антропов Р.В., Антропова Н.А. - Законодательные реформы и эксперименты в системе юридического образования Германии с 1971 по 1984 гг. (на примере земли Баден-Вюртемберг) c. 79-89

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.12.22089

Аннотация: Предметом исследования является один из наиболее интересных этапов развития немецкого юридического образования, характеризующийся проведением небывалого прежде эксперимента по апробации однофазовой модели подготовки юристов. Авторы поставили перед собой цель в комплексе рассмотреть сущность, причины и следствия реформирования, предпринятого в системе немецкого юридического образования в 1971-1984 гг., выявить преимущества и недостатки новой образовательной модели и на этой основе провести некоторое сравнение с сегодняшними российскими реалиями. Как конкретно осуществлялось реформирование и как был организован образовательный процесс по новой (однофазовой) модели, наглядно продемонстрировано на примере федеральной земли Баден-Вюртемберг, которая активно включилась в инновационную деятельность и достигла весьма ощутимых результатов. В основу исследования легли общенаучные (анализ, синтез, описание, систематизация) и специальные (конкретно-исторический, сравнительно-исторический и ретроспективный; формально-юридический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический) методы познания. В качестве методологической основы следует рассматривать воззрения авторитетных немецких исследователей, касающиеся проблем юридического образования в историческом аспекте. Статья знакомит научную общественность с трудами немецких авторов и отдельными нормативными документами (федеральными и земельными законами), не переведенными на русский язык и поэтому не доступными широкому кругу читателей. Установлено, что проведение в 1971-1984 гг. эксперимента по апробации «однофазовой модели» подготовки юристов как антипода давно укоренившейся классической «двухфазовой» модели, было вызвано недовольством общества качеством и затяжным характером юридического образования. Оно было узаконено внесением так называемой «экспериментальной клаузулы» в § 5b «Немецкого закона о статусе судей» в редакции от 10 сентября 1971 г. В результате реформирования, переданного в компетенцию земель и непосредственно университетов, был сокращен срок подготовки юристов до 6 лет за счет интенсификации образовательного процесса, устранен дуализм теории и практики, усилен исследовательский компонент в обучении, во главу угла поставлены индивидуализация обучения и ориентация на формирование социально-адаптированной личности юриста. Результаты эксперимента в основном были оценены позитивно всеми его участниками, но по социально-политическим мотивам внедрение новой модели подготовки юристов было отклонено. Сама идея однофазового юридического образования сегодня постепенно воплощается в жизнь, идет активный процесс диверсификации в области оказания образовательных услуг. Воплощаются в жизнь и принципы, однажды провозглашенные реформаторами 70-80-х годов. Они актуальны и для нашей страны, которая также вступила на путь реформ, присоединившись к Болонскому процессу.
Genesis: исторические исследования, 2017-8
Антропов Р.В., Антропова Н.А. - Юридическое образование Третьего рейха: "под прицелом" нацистской идеологии c. 30-40

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.8.21915

Аннотация: Предметом исследования является юридическое образование Третьего рейха: его содержание, цели и задачи, а также специфические особенности как придатка нацистской пропагандистской машины. В основу исследования легло детальное изучение не переведенных ранее и не отраженных в отечественной науке источников немецкого образовательного права периода Германского государства с 1933 по 1945 гг. (образовательных стандартов, постановлений министерства образования и других ведомств), а также ранних и более поздних научных работ немецких авторов, в том числе нацистского толка, в которых содержатся комментарии ситуации, сложившейся в системе подготовки юристов во времена господства национал-социализма. С целью решения поставленных задач в процессе работы применялись преимущественно специальные методы, типичные для исторического правового исследования: проблемно-хронологический метод, сравнительно-правовой и сравнительно исторический методы, технико-юридический метод научного познания, а также метод статистической обработки данных. Преобладающим методом исследования стал синтез идей, выделенных на основе изучения нормативных источников и учебно-методических материалов, образовательных стандартов и учебных программ юридических вузов нацистской Германии. В российской научной литературе вопросы юридического образования эпохи Третьего рейха рассматриваются только в комплексе с вопросами, касающимися образования в целом, либо с вопросами, касающимися системы правосудия. В связи с этим, авторами сделана попытка устранить существующий пробел и рассмотреть «нацистский этап» в истории немецкого юридического образования более углубленно. Закон «О передаче юстиции в компетенцию Рейха» от 16 февраля 1934 г. унифицировал юридическое образование на всей немецкой земле при реализации национал-социалистического принципа единовластия «фюрера». Его целью стало воспитание молодых «правоохранителей» как фанатичных поборников новой власти, чуждой общечеловеческим ценностям и проповедовавшей расовое превосходство немецкой нации. Эта цель нашла свое отражение в разработанных нацистскими идеологами новых образовательных стандартах подготовки юристов 1934 г. и 1939 г., в которых ничто не напоминало о юристе старого типа. Только после крушения фашизма немецкая система юридического образования вернулась к принципам, заложенным в эпоху либерализма и сохранившим свою значимость вплоть до сегодняшнего дня.
Право и политика, 2016-12
Антропов Р.В., Антропова Н.А. - Прусская модель подготовки юридических кадров – фундамент системы современного юридического образования в Германии

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.12.16987

Аннотация: Предметом исследования является процесс становления и развития юридического образования в Германии, сопряженный с культурно-историческими и политико-правовыми факторами, влияние прусской традиции подготовки юридических кадров на формирование общегерманской системы юридического образования, особенности внеуниверситетского практического обучения юристов в правовом референдариате (подготовительной службе), равно как и окончательное испытание в виде выпускного экзамена на пригодность к судейской должности, пути проникновения западной системы юридического образования и немецкого правоведения в Россию, а также структура современного немецкого классического юридического образования. С целью решения поставленных задач использовалась совокупность общенаучных (диалектика, анализ и систематизация теоретических работ немецких ученых, концептуальный синтез идей, конкретизация) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-исторический, ретроспективный, сравнительно-правовой). Результатами работы стало определение главных предпосылок возникновения и исторической реорганизации системы юридического образования в Германии; продемонстрирована зависимость профессиональной подготовки юридических кадров от изменяющихся потребностей немецкого государства и общества; выявлены исторические корни немецкой школы права; рассмотрены особенности эволюции форм и методов обучения юристов в организационно-правовых и содержательных аспектах; введены в оборот отечественной науки оригинальные работы в области немецкого юридического образования в исторической ретроспективе; выявлен позитивный опыт немецкой системы классической подготовки юридических кадров в условиях так называемого «Болонского процесса». Главным выводом исследования становится тезис о том, что именно прусская система подготовки высокопрофессиональных юридических кадров легла в основу современного немецкого юридического образования, отступать от которой Германия не желает даже в условиях повсеместной «болонизации» и интеграции европейской высшей школы.
Law and Politics, 2016-12
Антропов Р.В., Антропова Н.А. - Прусская модель подготовки юридических кадров – фундамент системы современного юридического образования в Германии

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.12.42875

Аннотация: Предметом исследования является процесс становления и развития юридического образования в Германии, сопряженный с культурно-историческими и политико-правовыми факторами, влияние прусской традиции подготовки юридических кадров на формирование общегерманской системы юридического образования, особенности внеуниверситетского практического обучения юристов в правовом референдариате (подготовительной службе), равно как и окончательное испытание в виде выпускного экзамена на пригодность к судейской должности, пути проникновения западной системы юридического образования и немецкого правоведения в Россию, а также структура современного немецкого классического юридического образования. С целью решения поставленных задач использовалась совокупность общенаучных (диалектика, анализ и систематизация теоретических работ немецких ученых, концептуальный синтез идей, конкретизация) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-исторический, ретроспективный, сравнительно-правовой). Результатами работы стало определение главных предпосылок возникновения и исторической реорганизации системы юридического образования в Германии; продемонстрирована зависимость профессиональной подготовки юридических кадров от изменяющихся потребностей немецкого государства и общества; выявлены исторические корни немецкой школы права; рассмотрены особенности эволюции форм и методов обучения юристов в организационно-правовых и содержательных аспектах; введены в оборот отечественной науки оригинальные работы в области немецкого юридического образования в исторической ретроспективе; выявлен позитивный опыт немецкой системы классической подготовки юридических кадров в условиях так называемого «Болонского процесса». Главным выводом исследования становится тезис о том, что именно прусская система подготовки высокопрофессиональных юридических кадров легла в основу современного немецкого юридического образования, отступать от которой Германия не желает даже в условиях повсеместной «болонизации» и интеграции европейской высшей школы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.