по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ликсунова Анна
Философская мысль, 2016-12
Ликсунова А., Тараданов А.А. - О ценности, достоинстве и чести: логика понятий c. 139-146

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2121

Аннотация: Ценности являются архиважными элементами человеческой культуры, определяя прошлое, настоящее и будущее всего человечества. Вся человеческая деятельность определяется и регулируется существующей системой ценностей. Анализ любой системы ценностей показывает, что достоинство человека имеет приоритет над другими ценностями, потому как человек сам везде ищет ценность, и стремится сам познать и проявить свою индивидуальную ценность, своё личное достоинство. Понятие достоинства почти всегда рассматривается в связке с понятием чести; порой достоинство заменяют честью и наоборот; высказывают предположения, что честь и есть то самое достоинство. Однако, при всей активности использования понятия ценности в социально-гуманитарном дискурсе, категориального определения ценности в литературе не выработано. Именно неопределенность, напряженность, двусмысленность, и зависимость между социальными и личностными аспектами понятия «честь» делают ее роль в обществе столь социально изменчивой. В результате честь всегда имеет конкретно-историческое содержание, изменяющееся вслед за изменениями корпоративной нормы и «суверена» (субъекта, перед которым личностью приняты долговые обязательства). Из диалектики исполнения долга и сохранения «лица» и происходят и слава, и трагедия человека чести! Методологическую основу данной статьи составили диалектические принципы системности и объективности исследования, благодаря которым раскрывается содержание рассматриваемой проблемы. Новизна исследований связана с тем, что область ценностей определена в границах добродетели и порока, при этом добродетель определена как гармония-мера добра и зла, а порок - как их дисгармония (чрезмерность того или другого). Ценность определена как конкретно-историческая мера добродетели и порока, в которой добродетель есть приоритет «общественного идеала», а порок – потакание «орга-низменным» потребностям. Достоинство определено как добродетель соразмерности (гармонии) норм «общественного блага» и личных убеждений, а порочность – как их дисгармония: самомнение (эгоцентризм) – или гипертрофированное подчинение «общественному мнению» (ритуализм). Честь определена как достоинство гармонии (соразмерности) исполнения долга (принятых обязательств) и сохранения «лица» (соответствия поведения норме референтного (чаще всего корпоративного) сообщества).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.