ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Сокольникова Елена Юрьевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-4
|
Сокольникова Е.Ю. - Об "идиостиле" Алексея Ларина в зеркале приемов хоровой композиции (на примере сочинений 2000-х годов) |
|
c. 67-77
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2015.4.40205
Аннотация: В публикации рассматриваются особенности музыкального языка композитора, обособляющие от музыки современников, и стилевые отличия современных хоровых произведений от предшествующего творчества. Рассматривая вопросы музыкальной композиции, более подробно останавливаемся на «плане содержания» и «плане выражения», выявляя особенности применения музыкально-выразительных средств. В центре исследуемого музыкального материала являются хоровые сочинения, основанные на материале русских народных песен. При этом важно установить, каковы индивидуально-стилевые черты сочинений, созданных на текст первоистончика, от других хоровых произведений, созданных в 2000-е годы. В статье применены научные методы, опирающиеся на знания лингвистики, литературоведения, касающиеся предметов авторского стиля, «идиостиля» / «идиолекта». Важны и музыковедческие работы, освещающие вопросы музыкального стиля, поэтики музыкальной композиции. «Идиостиль» хоровой музыки А.Ларина проявляется в жанровом разнообразии фольклорных источников. В статье пытаемся классифицировать жанры используемых песен по инициационному признаку, принадлежности крестьянской и городской среде, этномузыкальной ориентации тематики и музыкальных решений. Индивидуально-авторский подход проявляется по некоторым признакам. В отношении композитора к тексту первоисточника отражена степень модификации ритмического и интонационного рисунка. Для «идиостиля» характерно преобладание фактурно-тембровой составляющей. Тембризация представлена сонорностью хорового состава, которая формируется посредством варьирования тембрового состава хора, и разделением каждой тембровой группы певцов. Важная роль тембровой и фактурной сторон проявляется как в конструктивной роли способов музыкального синтаксиса (а именно, распределения мелодии между хоровыми партиями), так и различных способов многоплановой фактуры, проявленных в наслоении.
|