Ёлектронный журнал Philharmonica. International music journal - є4 за 2015 г. - —одержание - список статей. ISSN: 2453-613X - »здательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of Editors > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Journal "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Contents of Issue є 04/2015
Contents of Issue є 04/2015
General music theory
Enfiajyan A.S. - So what is Уsymphonic musicФ? pp. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16947

Abstract: This article examines the relevant issue pertaining to Russian, European, and world practice of using the musicological notion of “symphonic music”. The author notes the differences in the versions and peculiarities of interpretations of the term “symphonic music” in both, literature of strictly musicological profile, as well as within the broader culturological discourse. The author determines and analyzes the level of aesthetical, semantic and referential correlation between symphonic music and performing attributes of symphonic orchestra. The article presents multiple example of musical works that although attributed to the symphonic music, are in no way substantiated by the specificity or the expressive means and capabilities of symphonic orchestra. In the process of locating the various musicological aspects of the notion “symphonic music”, the author gives its adequate etymological and cultural-historical correlation with the core lexeme “symphony”. The author reveals the key and “cementing” role of constructive category of “symphonism” in this process. It is stated that the “symphonicity of the form” of musical works is determined not by some established “canonical” schemes, but by a complex internal organization of their musical texture, which is linked, first and foremost, with the continuity of development and overall process of the formation.
Music Aesthetics
Chebotareva I. - Principles of musical dramaturgy of the violin concerts of Henri Vieuxtemps as a reflection of romantic aesthetics pp. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16833

Abstract: This article examines the issue of style definition in the work of the renowned XIX century Belgian violinist-virtuoso and composer Henri Vieuxtemps. The subject of this research is Henri Vieuxtemps’ concerts for violin with orchestra, reviewed from the position of determination of the “symphonization” principles of the musical dramaturgy of these oeuvres. The theoretical analysis is conducted on the First, Fourth, and Fifth violin concerts, in which, based upon synthesizing the virtuoso-romantic and symphonic origins, the composer vividly expounds the principles of dramaturgical development that reflect the essence of musical aesthetics of the Romantic era. The scientific novelty is defined by several factors: based on the analysis of his compositions, this article is first to give the typology of style coordinates of the work of Henri Vieuxtemps; the author introduces the details of the peculiarities of the musical dramaturgy of his concepts, which allow substantiating the conclusions about the innovative aspects of the interpretation of the violin concert genre in the work of Henri Vieuxtemps. As a result of the conducted research, the author creates an analytical base, which contains the conclusions on the maneuvers of symphonization of the musical dramaturgy of Vieuxtemps’ violin concerts.  
A history of musical culture
Sobakina O.V. - On the work of Andrzej Panufnik and Roman Palester through the years of emigration pp. 23-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.17399

Abstract: The subject of this article is the comparison of the work of renowned Polish composers of the XX century – Andrzej Panufnik (1914-1991) and Roman Palester (1907-1989). By the early 1950’s both composers were successful not only at home, but also in the countries of the Western Europe. But the desire for freedom of creative expression motivated them to elect the difficult path of being emigrants. From the mid 1950’s the work of Panufnik and Palester became banned in Poland, and all their future works faced the uneasy path of winning new audiences, first in England and Switzerland, and then, from the 1980’s, at home. The novelty of this research consists in the comparison of the creative paths and compositional principles of both composers, and presentation of their work to the Russian readers. A special emphasis is made on the fact that in continuing their path of emigration, the composers referred not only to new techniques of composition, but also to the traditions of Polish music. Preferring traditional genres of symphonic music, both have demonstrated remarkable creative innovation in their individual approach towards dodecaphony. We can certainly state that the works of Panufnik and Palester written during emigration have substantially enriched the scene of development of modern Polish music.
Voice and choral ensembles
Zaitseva M.L., Chekmenev A.I. - Peculiarities of the interpretation of the choral genres in the work of Arthur Lourié pp. 53-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16924

Abstract: This article is dedicated to the research of the peculiarities of the interpretation of the choral genres in the work of Arthur Lourié. As a result of the conducted musicological analysis, the authors determine the role of the composer’s work in the musical culture of the early XX century, and define the innovative attempts of aligning the expressional capabilities of the symphonic and choral scores, aimed at strengthening the coloristic and expressional capabilities of the choral sound. It is substantiated that the symphonization represents the dominant principle of development of the musical dramaturgy of the symphonic cantata for mixed chorus a cappella “In the Temple of Golden Dreams” of peculiarities of the interpretation of the choral genres in the work of Arthur Lourié. The authors prove that in the cantata the lyrical-dramaturgical principle of symphonism is realized at the level of musical dramaturgy and system of expressional means. They substantiate that peculiarities of the interpretation of the choral genres in the work of Arthur Lourié uses the methods of monothematic development and creates a system of thematic arches, which contribute to the structurization of the musical material and establish the opening intonation-impulse; he also implements innovative methods that help align the expressional capabilities of the choral and orchestral scores.
Sokolnikova E.Y. - On the УidiostyleФ of Aleksey Larin in the mirror of tactics of choral composition (on the example of works of the 2000Тs) pp. 67-77

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.17251

Abstract: This article explores the peculiarities of the musical language of a composer that distinguish the music of modern artists and stylistic differences of modern choral works from the works that preceded them. Examining the questions of musical composition, we go into more detail on the “plane of content” and “plane of expression”, discovering the specificity of implementation of musical-expressive means. At the center of the examined musical material are the choral oeuvres that are based on the material of Russian folk songs. At the same time, it is important to determine the individual stylistic traits of the works created for the original texts, from other choral works of the 2000’s. The “idiostyle” of Larin’s choral music manifests itself in the genre variety of folklore sources. In this article, the author attempts to classify the genres of the used songs by the initiation aspect, attributes of rustic or urban environment, ethno-musical orientation of the theme and musical solutions. The important role for the timbre and texture sides is manifested in both the constructive role of the methods of musical syntax (more precisely, allocation of the melody between choral voices), as well as the various means of multi-plane texture, revealed in layering.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №4 за 2015 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 06-01-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2015
Общая теория музыки
Энфиаджян А.С. - Так что же это такое - «симфоническая музыка»? c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16947

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблематика, связанная с отечественной, европейской и общемировой практикой использования искусствоведческого понятия «Симфоническая Музыка» (СМ). Отмечается различие версий и особенностей интерпретации термина СМ как в лите-ратуре сугубо музыковедческого профиля, так и в более широком культурологическом дискурсе. Устанавливается и анализируется степень эстетической, семантической и референтной соотнесённости СМ с исполнительской атрибутикой симфонического оркестра. Приводятся мно-гочисленные примеры музыкальных произведений, очевидная принадлежность которых к СМ ни в коей мере не обусловлена спецификой выразительных средств и возможностей симфонического оркестра. В процессе лоцирования различных музыковедческих аспектов понятия СМ, проводится его адекватная этимологическая и культурно-историческая корреляция со стержневой в русле заданной тематики лексемы «симфония». Показана ключевая и «цементирующая» роль в этом процессе конститутивной категории «симфонизм». Констатируется тот факт, что «симфоничность формы» музыкальных произведений определя-ется не какими-то устоявшимися «каноническими» схемами, а сложной внутренней организацией их музыкальной фактуры, связанной, в первую очередь, с непрерывностью развития и общей процессуальностью формообразования. Дополнительным признаком принадлежности к жанрам СМ признаётся колористичность звучания музыкальных произведений, обусловленная в том числе широтой и богатством их тембральной палитры. Осуществлено корректное искус-ствоведческое дефинирование понятия СМ в той его расширительной формулировке, универсальный характер которой позволяет обеспечивать адекватную идентификацию и верификацию всех произведений мировой музыкальной литературы, в полной мере соответствующих по ряду приоритетных критериев коренной жанровой атрибутике СМ. Введены вспомогательные музыковедческие понятия «условно симфоническая музыка» и «квазисимфоническая музыка».
Музыкальная эстетика
Чеботарева Ю.В. - Принципы музыкальной драматургии скрипичных концертов Анри Вьётана как отражение романтической эстетики c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16833

Аннотация: В статье рассматривается проблема стилевого определения творчества выдающегося бельгийского скрипача-виртуоза и композитора XIX века Анри Вьётана. Предметом исследования являются концерты для скрипки с оркестром Анри Вьётана, рассматриваемые с позиции определения принципов «симфонизации» музыкальной драматургии данных произведений. Теоретическому анализу подлежат Первый, Четвертый и Пятый скрипичные концерты, в которых на основе синтезирования виртуозно-романтического и симфонического начал наиболее ярко раскрываются принципы драматургического развития, отражающие суть музыкальной эстетики эпохи романтизма. Используя метод сравнительного анализа и обобщения, автор обосновывает гипотезу о романтической направленности композиторского творчества Анри Вьётана. Теоретическому осмыслению подвергается драматургия скрипичных концертов Анри Вьётана, выясняется значение творческого наследия композитора в развитии жанра скрипичного концерта. Научная новизна данной статьи определяется несколькими факторами: в ней впервые на основе анализа творчества Анри Вьётана дается типология стилевых координат творчества композитора, вводятся в научный обиход сведения об особенностях музыкальной драматургии его концертов, позволяющие обосновать выводы о новаторских чертах трактовки жанра скрипичного концерта в творчестве Анри Вьётана. В статье выявлено, что романтический стиль в скрипичных концертах Анри Вьётана проявляется в усилении авторского, индивидуального начала в процессе творчества, изменении логики концертного цикла. В результате проведенного исследования создана аналитическая база, содержащая выводы о приемах симфонизации музыкальной драматургии скрипичных концертов А. Вьётана. Полученные результаты являются важным теоретическим источником для дальнейших исследований, посвященных изучению путей развития европейского скрипичного искусства.
История музыкальной культуры
Собакина О.В. - О творчестве Анджея Пануфника и Романа Палестера в годы эмиграции c. 23-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.17399

Аннотация: Предметом статьи является сопоставление творчества известных польских композиторов ХХ века Анджея Пануфника (1914 – 1991) и Романа Палестера (1907 – 1989). К началу 50-х годов оба композитора успешно работали не только на родине, но и в странах Западной Европы. Однако стремление к свободе творческого выражения побудило их избрать нелегкий путь эмигрантов. С середины 50-х годов творчество Пануфника и Палестера оказалось под запретом в Польше, а все их последующие произведения ждал трудный путь к новым слушателям вначале в Англии и Швейцарии, а затем, начиная с 80-х годов, и на родине. Методология исследования основана на историко-культурном подходе и сравнительном анализе, привлекаются традиционные методы музыковедческого анализа. Новизна исследования заключается в сопоставлении творческих путей и композиторских принципов обоих композиторов, представлении их творчества российским читателям. Особенно подчеркивается, что, продолжая творческий путь в эмиграции, композиторы обращались не только к новым техникам композиции, но и к традициям польской музыки. Предпочитая традиционные жанры симфонической музыки, оба проявили незаурядную творческую изобретательность в индивидуальном подходе к додекафонии. Можно констатировать, что произведения Пануфника и Палестера, написанные в эмиграции, существенно обогащают картину развития современной польской музыки.
Голоса и хоровые ансамбли
Зайцева М.Л., Чекменев А.И. - Особенности трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье c. 53-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16924

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье. Авторами в результате проведенного музыковедческого анализа выявлена роль творчества композитора в музыкальной культуре начала XX века, определены новаторские приемы сближения выразительных возможностей симфонической и хоровой партитур, направленные на усиление колористических и экспрессивных возможностей хорового звучания. Обосновано, что симфонизм является доминирующим принципом развития музыкальной драматургии симфонической кантаты для смешанного хора a cappella «В кумирне золотого сна» А. Лурье. Исследователями использован метод системного анализа и обобщения для выявления особенностей музыкального мышления А. Лурье как одного из ярких представителей отечественного музыкального авангарда, для обоснования перспективности идей композитора в области музыкального языка и драматургии. Доказано, что в кантате лирико-драматический принцип симфонизма реализуется на уровне музыкальной драматургии и системы выразительных средств. Обосновано, что А. Лурье использует приемы монотематического развития, создает систему тематических арок, способствующих структуризации музыкального материала и закреплению исходной интонации-импульса, а также применяет новаторские приемы, способ-ствующие сближению выразительных возможностей хоровой и оркестровой партитур. Авторами сделан вывод о том, что результатом активизации внимания композитора к сонористическому звучанию музыкальной горизонтали является трансформация взглядов природу голоса, который все больше сближается с характером звучания музыкального инструмента.
Сокольникова Е.Ю. - Об "идиостиле" Алексея Ларина в зеркале приемов хоровой композиции (на примере сочинений 2000-х годов) c. 67-77

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.17251

Аннотация: В публикации рассматриваются особенности музыкального языка композитора, обособляющие от музыки современников, и стилевые отличия современных хоровых произведений от предшествующего творчества. Рассматривая вопросы музыкальной композиции, более подробно останавливаемся на «плане содержания» и «плане выражения», выявляя особенности применения музыкально-выразительных средств. В центре исследуемого музыкального материала являются хоровые сочинения, основанные на материале русских народных песен. При этом важно установить, каковы индивидуально-стилевые черты сочинений, созданных на текст первоистончика, от других хоровых произведений, созданных в 2000-е годы. В статье применены научные методы, опирающиеся на знания лингвистики, литературоведения, касающиеся предметов авторского стиля, «идиостиля» / «идиолекта». Важны и музыковедческие работы, освещающие вопросы музыкального стиля, поэтики музыкальной композиции. «Идиостиль» хоровой музыки А.Ларина проявляется в жанровом разнообразии фольклорных источников. В статье пытаемся классифицировать жанры используемых песен по инициационному признаку, принадлежности крестьянской и городской среде, этномузыкальной ориентации тематики и музыкальных решений. Индивидуально-авторский подход проявляется по некоторым признакам. В отношении композитора к тексту первоисточника отражена степень модификации ритмического и интонационного рисунка. Для «идиостиля» характерно преобладание фактурно-тембровой составляющей. Тембризация представлена сонорностью хорового состава, которая формируется посредством варьирования тембрового состава хора, и разделением каждой тембровой группы певцов. Важная роль тембровой и фактурной сторон проявляется как в конструктивной роли способов музыкального синтаксиса (а именно, распределения мелодии между хоровыми партиями), так и различных способов многоплановой фактуры, проявленных в наслоении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"