по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Зайцева Марина Леонидовна
Культура и искусство, 2017-12
Зайцева М.Л., Бобрина Д.С. - Педагогическая система Панчо Владигерова как основа болгарской пианистической школы c. 122-127

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24878

Аннотация: Статья посвящена анализу педагогической деятельности выдающегося болгарского композитора, пианиста, фольклориста Панчо Владигерова. Авторы обосновывают идею о том, что педагогическая система П. Владигерова развивает традиции европейской и русской музыкальной педагогики, и, вместе с тем, обладает самобытными чертами, обусловленными личностными качествами музыканта, его индивидуальной исполнительской манерой и расстановкой приоритетов в процессе обучения. В статье определены особенности подхода музыканта к вопросам интерпретации нотного текста, выявлен вклад Панчо Владигерова в развитие фортепианного искусства XX века. Методология исследования основана на системном подходе, позволяющем обнаружить взаимосвязь выразительных и технических задач, ставившихся Владигеровым перед учениками в процессе обучения профессиональному мастерству, определить характер соотношения традиционного и новаторского в его педагогической системе. Впервые в научный обиход российского музыкознания введены сведения, почерпнутые из зарубежных текстов, посвященных педагогической деятельности П. Владигерова и переведенных с болгарского Д.С. Бобриной. Научной новизной статьи является выявление основных педагогических принципов, использованных Владигеровым в процессе обучения искусству фортепианного исполнительства и композиции, определение вклада музыканта в процесс формирования болгарской пианистической и композиторской школ.
Культура и искусство, 2017-2
Зайцева М.Л. - Особенности проявления синестезии в художественном сознании композиторов-романтиков c. 61-69

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.2.19072

Аннотация: Предметом исследования является синестезийный аспект художественного сознания композиторов-романтиков. Детальное изучение автором литературного наследия Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Брамса и др. композиторов эпохи романтизма позволил рассмотреть феномен синестезии в историко-культурном контексте. Проанализированы вопросы, связанные с пониманием процессов формирования художественного образа и его интерпретации, в ходе которых актуализируются не только когнитивные способности человека, но и его перцептивно-эмоциональный опыт. Детально рассмотрены вопросы взаимосвязи и взаимообусловленности перцептивных и эмоционально-оценочных характеристик музыкальных произведений. Основой исследования является системный метод, а также метод теоретического обобщения и сравнения. Автором применяются конкретно-междисциплинарный и исторический подходы. В статье выявлены синестезийные основы художественно-эстетического сознания композиторов-романтиков XIX века. На основе анализа эпистолярного и критического наследия композиторов-романтиков определены особенности проявления синестезии в их творческом мышлении. Обосновано значение визуальных, осязательных, вкусовых, кинестетических ощущений в процессах смыслопорождения и образотворчества.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-4
Зайцева М.Л., Чекменев А.И. - Особенности трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье c. 53-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.40203

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье. Авторами в результате проведенного музыковедческого анализа выявлена роль творчества композитора в музыкальной культуре начала XX века, определены новаторские приемы сближения выразительных возможностей симфонической и хоровой партитур, направленные на усиление колористических и экспрессивных возможностей хорового звучания. Обосновано, что симфонизм является доминирующим принципом развития музыкальной драматургии симфонической кантаты для смешанного хора a cappella «В кумирне золотого сна» А. Лурье. Исследователями использован метод системного анализа и обобщения для выявления особенностей музыкального мышления А. Лурье как одного из ярких представителей отечественного музыкального авангарда, для обоснования перспективности идей композитора в области музыкального языка и драматургии. Доказано, что в кантате лирико-драматический принцип симфонизма реализуется на уровне музыкальной драматургии и системы выразительных средств. Обосновано, что А. Лурье использует приемы монотематического развития, создает систему тематических арок, способствующих структуризации музыкального материала и закреплению исходной интонации-импульса, а также применяет новаторские приемы, способ-ствующие сближению выразительных возможностей хоровой и оркестровой партитур. Авторами сделан вывод о том, что результатом активизации внимания композитора к сонористическому звучанию музыкальной горизонтали является трансформация взглядов природу голоса, который все больше сближается с характером звучания музыкального инструмента.
Психология и Психотехника, 2014-11
Зайцева М.Л. - Духовные ощущения как основа эстетического сознания эпохи Средневековья

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13378

Аннотация: Предмет исследования - синестезийность как системное свойство мышления. Автором предпринята попытка доказать, что эстетическая выразительность художественного образа в эпоху Средневековья определялась способностью всех элементов сакрального искусства выступать в роли импульсов для сенсорных ощущений и возникающего эмоционального резонанса. Выявлено, что синестезийное восприятие соборных искусств предполагает наличие синергического эффекта, производимого литургическим образом, понимаемым как символ, сакральный носитель божественной энергии и духовной силы прообраза, сакрально-онтологический феномен, реально являющий членам богослужения духовный архетип. Методологической основой статьи является общенаучный метод обобщений и сравнений (для обоснования интегративного характера синестезии как проявления принципа холизма) и конкретно исторический метод, позволяющий выявить основные мировоззренческие факторы, оказавшие влияние на развитие искусства эпохи Средневековья. Статья посвящена анализу синестезийных основ художественного мышления эпохи Средневековья. В ней впервые рассматривается искусство с позиции синестезийности как системного свойства художественного мышления и эстетического восприятия. Обосновано, что эстетическое восприятие соборных искусств обусловливалось именно тем, что искусство и богословие были взаимокоррелирующими полюсами, создающими облик культуры как духовно-энергетического поля. Выявлена важность интероцептивных ощущений в процессе художественно-эстетического восприятия.
Психолог, 2014-5
Зайцева М.Л. - Феномен синестезии в искусстве постмодернизма c. 60-78

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13379

Аннотация: Статья посвящена теме актуализации синестезийных основ эстетического сознания в теории и художественной практике Новейшего времени. Автором выявлено, что на современном этапе развития искусство развивается под воздействием социокультурных реалий информационного общества, формирующегося в условиях глобализации: научно-технической революции, экспансии массовой культуры, масштабной эскалация масс-медийных форм, процессов виртуализации общества и культуры. Доказано, что основной тенденцией искусства постмодернизма является воплощение синестезийных идей в синтезированных художественных объектах, основанных на приоритете визуальности, обусловливающей весь комплекс выразительных средств. В статье использован метод системного анализа и логического моделирования - для уяснения выявления причин появления экспериментальных видов и новых жанров современного искусства и выявления синестезийных основ их восприятия. В статье доказано, что развитие и совершенствование технологий вносит коррективы в область функционирования синтетических художественных жанров, подчиняя их «тенденции ухудшающего отбора». Художественные проекты второй половины XX века либо следуют по пути коммерциализации и деградации искусства, обращения к поп-культуре и маргинальному искусству, либо пытаются стать альтернативным способом выживания и продолжения экспериментальных идей авангарда, на основе синестезии, самооанализа, рефлексии развивать и совершенствовать чувственные и когнитивные способности человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.