|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Кирко Владимир Игоревич
Кирко В.И. - Постсоветские практики сохранения этнокультурной идентичности коренных народов Севера и Сибири в Красноярском крае Российской Федерации |
|
c. 113-133
|
DOI: 10.7256/2409-7144.2015.6.15607
Аннотация: В статье представлены результаты многолетних полевых исследований коренных малочисленных народов Севера и Сибири, проживающих на территории Красноярского края (Российская Федерация). В настоящее время коренные малочисленные народы Красноярского края (эвенки, энцы, чулымцы, нганасаны, ненцы, селькупы, кеты, долганы) испытывают серьезное воздействие модернизации и глобальных трансформаций. Процессы этногенеза и культурогенеза происходят для этих этнокультурных групп неодинаково. Некоторые постсоветские культурные практики способствуют формированию позитивной этнокультурной идентичности коренных народов Севера и Сибири. Основной метод - обработка результатов прикладных исследований, в том числе полевых работ в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края в 2010-2015 гг. Музеизация культуры наганасан (коренного народа Севера, проживающего только в Красноярском крае) подтверждает вывод о том, что неошаманизм на Таймыре существенно отличается от шаманизма архаических и традиционных культур. Музеизация культурного наследия нганасан указывает на то, что культурное наследие нганасан испытывает воздействие рыночных механизмов. Подлинный шаманизм для этнокультурной идентичности нганасан более не характерен.
Кирко В.И., Невзоров В.Н. - Инновационные процессы в Сибирской Арктике |
|
c. 70-82
|
DOI: 10.7256/2409-7144.2015.5.15325
Аннотация: Статья раскрывает особенности инновационных процессов в среде коренных малочисленных народов Сибирской Арктики на территории Красноярского края (Россия). Выводы статьи сделаны на основе обширных полевых исследований 2010-2014 гг. в Эвенкиском муниципальном районе, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, Туруханском районе, Тюхтетском районе. В состав полевых исследователей входили экономисты, социологи, архитекторы, строители, врачи, культурологи, этнологи, искусствоведы. Данная статья посвящена инновационным процессам в северном поселке Суринда (Эвенкийский муниципальный район), где компактно проживают эвенки, коренной малочисленный народ Сибирской Арктики. Основной метод исследования - интерпретация результатов полевых работ на северных территориях Красноярского края в 2010-2015 гг., критический анализ научных источников по проблематике исследования. Основное занятие эвенков в Суринде – домашнее кочевое оленеводство, охота, рыбная ловля, сбор диких растений. Ученые исследовали актуальное состояние эвенкийских оленеводов, их экономический, социальный, культурный статус. В среде эвенков идут процессы социальной стратификации, выделяют экономические группы богатых и бедных людей. Инновационные процессы должны способствовать улучшению экономического благосостояния эвенков-оленеводов. Для этого исследователи разработали типовую модель северного поселка (на базе поселка Суринда, Эвенкия). Современный северный поселок должен иметь инновационные мини-производства, которые снизят себестоимость потребляемой электроэнергии и себестоимость продуктов питания. Архитектура северного поселка в Эвенкии должна содержать культурные знаки, образы, символы эвенкийской этнической группы. Специфика инновационных процессов в среде коренных малочисленных народов Сибирской Арктики заключается в гармоничном сочетании культурных, экологических традиций эвенков и современных наукоемких небольших производств по жизнеобеспечению коренных народов, которые живут в экстремальных климатических зонах. Инновационные процессы в среде коренных народов Сибирской Арктики должны способствовать сохранению уникальных культурных, экологических, экономических практик этих народов.
Современное образование, 2014-4
|
Ковалевский В.А., Кирко В.И., Малахова Е.В., Васильев Е.А. - Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет |
|
c. 72-85
|
DOI: 10.7256/2306-4188.2014.4.13421
Аннотация: Предмет исследования - проблемы образования в локально удаленных поселках, расположенных в труднодоступных местах, в том числе на северных и арктических территориях. Кроме того рассмотрены проблемы в организации образовательного процесса у кочующего населения, занимающегося традиционными видами деятельности. На основе практического опыта Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева предложены способы реализации технологической цепочки удаленного учебного места в условиях практического отсутствия (или полного отсутствия) доступа к высокоскоростной глобальной сети передачи связи (Интернет). Основная методология - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края с 2010 по 2014 гг. Результаты полевых исследований были обобщены и предложены в качестве выводов данной статьи. Применялась также методика критического анализа экспертных и информационных сообщений, научный обзор актуальных источник по тематике исследования. Разработана модель дистанционного образования в условиях труднодоступных северных поселений Красноярского края, где компактно проживают восемь этнокультурных групп, относящихся к категории коренных малочисленных народов Красноярского края. Предложен конкретный проект и рекомендации для улучшения качества образования в северных и арктических поселениях Российской Федерации.
Педагогика и просвещение, 2014-2
|
Кирко В.И., Пак Н.И., Малахова Е.В. - Принципы образования будущего и их реализация в педагогическом образовании Красноярского края |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2014.2.12548
Аннотация: Предмет исследования - главные тренды и принципы образовательных технологий, которые будут востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе в условиях глобализации рынка образовательных услуг и рынка труда в целом. В связи с исчезновением в ближайшем будущем ряда профессий, специальностей, квалификаций, а также в связи с резко обостряющейся глобальной конкуренцией в образовательной сфере российские университеты должны в самое близкое время осознать, осмыслить эти тенденции и подготовиться к образованию будущего, принципы которого излагаются в данной статье. Региональная специфика, индивидуальная образовательная траектория, применение современных дистанционных технологий- реальность ближайшего будущего образования в современных университетах. Основной метод исследования - концептуальный анализ, экспертная оценка репрезентативных высказываний политических деятелей, стратегических документов ведущих игроков рынка образовательных услуг. современных футурологов и социологов в области образования. Авторы статьи обобщили собственный опыт работы в сфере дистанционного образования, полевых исследований в северной и арктической зоне Красноярского края. Научная новизна работы связана с интеграцией стратегических, концептуальных принципов и опыта конкретных проектов в сфере дистанционного образования на базе Красноярского педагогического университета имени В.П. Астафьева. Стратегическое планирование в области образовательных технологий соединяется с прикладными разработками по методу "Мега-уроки" и "Гипер-мозг", апробация которых проходит в современном образовательном пространстве Красноярского края.
|
|