Arctic and Antarctica - номер 2 за 2020 год
по
Arctic and Antarctica
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Journal "Arctic and Antarctica" > Contents of Issue № 02/2020
Contents of Issue № 02/2020
Natural resources of the Arctic and Antarctica
Agafonova E., Polyakova Y., Romanenko F. - Diatoms in the Holocene sediments of the Tersky Сoast of the White Sea in connection with the history of its development in the postglacial time pp. 1-16

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32632

Abstract: This paper demonstrates the results of diatom analysis of the Holocene sediments from the southeastern part of the Tersky Coast of the White Sea. The main subject of the study is the diatom assemblages’ concentration and composition, as well as the ratio of the main diatom ecological groups in sediments. The study sites were located on the Tersky Coast from the village Chavanga to the right coast of the Varzuga River, at heights from 17 to 52 m. Our reconstruction of the Tersky Coast of the White Sea development is based on diatom study of Holocene sediments from three cores. Age was determined according to radiocarbon dating. In this work, the author determines the features of environmental development, starting from the first half of the early Holocene, clarified the age of the main transgressive stages - Folas, Tapes, Trivia and the absolute heights of their marine sediments. According to the changes in concentration and composition  of the main ecological groups of diatoms, the author records the significant trends in the water temperature changes in coastal reservoirs and hydrobiological conditions in the Holocene, such as short-term decrease in the temperatures of the end of Boreal and the first half of Atlantic time, the Holocene hydrobiological optimum, and changes in temperatures of the Subboreal and Subatlantic time.
Arctic ice
Fedorov V.M., Grebennikov P.B., Frolov D.M. - Analysis of responses in the dynamics of sea ice area in separate regions of the Arctic to change of insolation pp. 17-33

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.31875

Abstract: The subject of this research is the correlation analysis of changes in the area of sea ice in separate regions of the Arctic, and levels of internal regional correlations between multiyear monthly changes in the area of sea ice of different seas and the entire Arctic Ocean. The author also examines peculiarities in the annual amplitude course of interannual variability of monthly indices of the area of sea ice for separate districts of the Arctic, interregional links in the annual course of this amplitude of interannual variability, and determination of correlation between the annual indices of the area of sea ice with annual insolation contrast for various Arctic regions. The research method is the correlation data analysis on the area of distribution of sea ice in different districts of the Arctic and insolation contrast. The author builds an algorithm of the value forecast in the changes of sea ice area. Based on the analysis of internal correlations between multiyear and annual changes in the sea ice area in the Arctic regions, and connection with the insolation and insolation contrast, an algorithm is proposed for the value forecast of changes in the sea ice area in separate districts of the Arctic and Northern Hemisphere overall. For long-term forecast of annual values of the changes in sea ice area, the promising districts are Baffin Bay, Kara Sea, Barents Sea, Greenland Sea and Northern Hemisphere as a whole.
Permafrost and ground ice of the Arctic, Antarctic and mountain regions
Vasil'chuk Y.K. - Syngenetic and cyclical yedoma strata of Northern Yakutia pp. 34-64

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32917

Abstract: This article demonstrates the evolution of representation on syngenetic formation of frozen strata set by Lopatin, Abolin, Leffingwell and Nekipelov. It is underlined that the theory of syngenesis is substantiated by the works of Gallwitz, Popov and Katasonov. It is mentioned that Dostovalov proposed a method for approximate determination of the age of ice-wedge ice and calculated that 3m wide ice wedges in the vicinity of Abalakh Lake are older than 2160 years, and 30-40 m high ice wedges in the Novosibirsk islands are older than 12,000 years according to Dostovalov’s calculations. The subject of the detailed study is the meso- and macro- cycles in the structure of yedoma strata in Northern Yakutia. Mesocycles in the yedoma strata of the Zelyony Mys, Stanchikovsky Yar, and Batagay have been examined, along with macrocycles of the Batagay yedoma. The mesocyclicity of the cryolithogenic strata is analyzed in the following cross sections: in Bolshoy Lyakhovsky Island, yedoma in the Belyanka River valley, in the outcrop Soplivaya Gora in the Yana River valley, in the valley of the Vilyuy River downstream of Verkhnevilyuysk, etc. The duration of the mesocycles formation in the yedoma strata of the Northern Yakutia is established: a. One subaquatic-subaerial mesocycle in the Zelyony Mys yedoma consisting of a subaquatic sandy loam and a subaerial peaty horizon of 4 m thick accumulated over the period 3,000years. b. One subaquatic-subaerial mesocycle in the Stanchikovsky Yar yedoma 5 m thick accumulated over the period of 3,300 years. c. One mesocycle in the section Soplivaya Gora, in the Yana River valley with a capacity of 3 m formed for about 3.000 years. Three macrocycles are identified in the Batagay section, with capacity of 7, 10 and 40 m; the time of formation of each macrocycle varied from 15-20 to 40 thousand years or more.
Khimenkov A.N., Koshurnikov A.V., Stanilovskaya J.V. - Geosystems of gas-saturated permafrost pp. 65-105

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32698

Abstract: The object of this study is the geosystems of gas-saturated permafrost. Currently, the theoretical basis for examination of gas component in permafrost is practically not developed. At the same time, the theoretical and practical significance of this problem has rapidly increased in recent years. This is due to gas emissions during drilling of wells in frozen rocks, the identification of significant greenhouse gas emissions in the Arctic, the detection of previously unknown processes in the permafrost zone – the formation of craters due to gas emissions.The main method applied in the article is the analysis of research materials. The synthesis of the results was carried out on the basis of the geosystem approach. The authors are first to demonstrate that gas-saturated zones in seasonally and permafrost rocks have all the attributes of geosystems: localization in space, boundaries, morphology, individual structure and properties, development history, life cycle, hierarchy. Five types of geosystem were determined: active layer; genetic type; confined to geological structures; secondary, associated with the decomposition of gas hydrates in vivo; technogenic (due to thermal or mechanical effects on hydrated and gas saturated frozen rocks). The artcile describes promising directions in studying gas-saturated geosystems of permafrost zone, as well as  the advanced research methods.
Engineering Geology of Cold Plains and Mountain Regions
Sidnyaev N.I., Vasiliev V.I., Ilina Y.S. - Calculation methods of non-stationary temperature fields influence on foundation in cryolithozone pp. 106-125

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32405

Abstract:  This article is devoted to the mathematical modeling and computing experiment in problems of temperature fields forecast in continuous foundations in cryolithozone, which will provide a qualitative approach to non-stationary thermal calculations for making design decisions to ensure the stability and reliability of bases and foundations of buildings in the Arctic zone.  The article formulates the problem of forecasting by determining changes in the temperature, areal distribution, thickness, and vertical structure of permafrost, seasonal and perennial freezing of the soil, their temperature strength state, and properties in connection with the construction of buildings. Presented mathematical calculations are based mainly on the assumption of a non-stationary process of heat exchange. Mathematical models for determining depth of thawing are considered. The problem of determining the temperature in the basement of the foundation, limited on the one side, in which the temperature depends on only one coordinate with the condition that the surface temperature of the permafrost soil undergoes periodic fluctuations around zero value under the influence of external influences, has been solved. It is demonstrated that the two-dimensional problem of permafrost ground with a semi-infinite foundation thickness can be generalized even more. The problem is formulated in the form of a differential equation of heat balance taking into account the heat flux, which varies according to the Fourier’s law. 
Surface Processes in Cold Plains and Mountain Regions
Sal'va A.M. - Tracking of areas of thermokarst occurrences from satellite images (on the example of the main water pipeline route in Central Yakutia) pp. 126-137

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32860

Abstract:  In the areas of distribution of permafrost rocks and development of the ice complex, lake thermokarst is the main relief-forming process, which forms a characteristic alas relief. In addition to the formation of lakes, as a result of thermokarst subsidence, accompanied by water runoff, forms the thermo-sculptured relief including Baydzharakh and hummock-hollow forms. This leads to formation of thermokarst occurrences. The object of this research is thermokarst occurrences, namely, polygonal microrelief and frost splitting, explored in the section of the main water pipeline “Lena – Tuora-Kyuel – Tatta”, near the settlement of Maya Megino-Kangalassky Ulus of the Sakha Republic (Yakutia). These thermokarst occurrences were identified from the satellite images that are publicly available on the Internet. The author also applied processing technique of engineering and geological data, literary and library materials were also used in the work. Field research and simple photography were also used for determining the shape and size polygons. The main conclusion consists in suggesting simple method that allows to conduct area zoning of the territory for activation of the polygonal microrelief as thermokarst occurrences. The research results of area zoning related to distribution of cryogenic processes can be used in technical-economic substantiation of the choice of routes of linear and other constructs.  
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Арктика и антарктика - №2 за 2020 год - Содержание - список статей - ISSN: 2453-8922 - Издательство NotaBene
по
Арктика и Антарктика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Арктика и Антарктика" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "Арктика и Антарктика"
Номер подписан в печать: 01-06-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Васильчук Юрий Кириллович, доктор геолого-минералогических наук, vasilch_geo@mail.ru
ISSN: 2453-8922
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
Природные ресурсы Арктики и Антарктики
Агафонова Е.А., Полякова Е.И., Романенко Ф.А. - Диатомовые водоросли в голоценовых отложениях Терского берега Белого моря в связи с историей его развития в послеледниковое время c. 1-16

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32632

Аннотация: В статье представлены результаты диатомового анализа голоценовых отложений юго-восточной части Терского берега Белого моря. Основным предметом исследования являлись распределение, концентрации и состав диатомовых ассоциаций, а также соотношение основных экологических групп диатомей в отложениях заболоченных понижений на поверхности поднятых морских террас. Последние были исследованы в пределах трех ключевых районов, расположенных на участке от села Чаваньга до правобережья реки Варзуги, на высотах от 17 до 52 м. Выполненные авторами реконструкции истории развития Терского берега Белого моря основаны на исследованиях состава диатомовых ассоциаций трех колонок голоценовых отложений. Возраст осадков был установлен радиоуглеродным датированием. В результате диатомового анализа удалось восстановить особенности смены палеогеографических обстановок, начиная с первой половины раннего голоцена, уточнить возраст основных трансгрессивных стадий - Фолас, Тапес, Тривия и абсолютные высоты распространения соответствующих морских образований. По изменениям концентраций и состава основных экологических групп диатомей также удалось зафиксировать значимые тренды изменения температуры вод прибрежных водоемов и гидробиологических условий в голоцене: кратковременное снижение температур конца бореала - первой половины атлантического времени, голоценовый гидробиологический оптимум и изменения температур суббореального и субатлантического времени.
Арктические льды
Фёдоров В.М., Гребенников П.Б., Фролов Д.М. - Анализ откликов в динамике площади морских льдов отдельных районов Арктики на изменение инсоляции c. 17-33

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.31875

Аннотация: Предметом исследования являлся корреляционный анализ изменения площади морских льдов в отдельных районах Арктики и уровни внутренних региональных связей между многолетними месячными изменениями площади морских льдов различных морей и всего Северного ледовитого океана. Также предметом исследования являются особенности в годовом ходе амплитуды межгодовой изменчивости месячных значений площади морского льда для отдельных районов Арктики, межрегиональные связи в годовом ходе этой амплитуды межгодовой изменчивости и выявление связи годовых значений площади морских льдов с годовой инсоляционной контрастностью (ИК) для различных районов Арктики. Методом исследования является корреляционный анализ данных о площади распространения морских льдов в различных района Арктики и инсоляционной контрастности (ИК). Также строится алгоритм оценочного прогноза изменения площади морских льдов на основе. На основе анализа внутренних связей многолетних и внутригодовых изменений площади морских льдов в регионах Арктики, а также их связей с инсоляцией и ИК предложен алгоритм оценочного прогноза изменения площади морских льдов в отдельных районах Арктики и Северного полушария в целом. Перспективными районами для прогноза многолетних изменений площади морских льдов по ИК и внутригодовым связям являются: море Баффина, Гренландское море, Карское и Баренцево моря и Северное полушарие в целом.
Многолетнемерзлые породы и подземные льды Арктики, Антарктики и горных регионов
Васильчук Ю.К. - Сингенетичность и циклитность едомных толщ севера Якутии c. 34-64

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32917

Аннотация: Показано развитие представлений о сингенетическом формировании мерзлых толщ, заложенных Лопатиным, Аболиным, Леффингвелом и Некипеловым. Подчеркнуто, что теория сингенеза обоснована работами Гальвица, Попова и Катасонова. Упомянуто, что Достовалов предложил способ приближенного определения возраста трещинных льдов и подсчитал, что в районе озера Абалах жила льда шириной около трех метров, имеет возраст больше 2160 лет, а на Новосибирских островах жилы высотой 30-40 м формировались по расчетам Достовалова более 12 000 лет.Предметом детального исследования являются мезо- и макроциклы в строении едомных толщ российской севера Якутии. Изучены мезоциклы в едомных толщах Зеленого Мыса, Станчиковского Яра, Батагайской едомы. Исследованы макроциклы Батагайской едомы. Проанализирована мезоцикличность криолитогенных толщ о. Большой Ляховский, едомы на р.Белянка, в разрезе Сопливая гора, на р. Яне, в долине р. Вилюй, ниже г.Верхневилюйска и др. Метод исследования - криолитологическое изучения циклитности строения обнажений едомных толщ севера Якутии в процессе полевых исследований и анализа данных коллег. Установлена длительность формирования мезоциклов в едомных толщах севера Якутии:а. Один субаквально-субаэральный мезоцикл в едоме Зеленого Мыса состоящий из субаквальной супеси и субаэрального оторфованного горизонта мощностью 4 м накапливался за 3 тыс. лет.б. Один субаквально-субаэральный мезоцикл в едоме Станчиковского яра мощностью 5 м накапливался за 3,3 тыс. летв. Один мезоцикл в разрезе Сопливая гора, на р. Яне мощностью в 3 м формировался около 3 тыс. летКоличество макроциклов в разрезах обычно не превышает 2-3. Их вертикальный масштаб измеряется десятками метров, и их периодичность обычно измеряется многими десятками и сотнями тысяч лет. В разрезе Батагайском разрезе выделено 3 макроцила, мощностью с среднем 7, 10 и 40 м, время формирования каждого макроцикла здесь варьировало от 15-20 до 40 тыс. лет и более.
Хименков А.Н., Кошурников А.В., Станиловская Ю.В. - Геосистемы газонасыщеннных многолетнемёрзлых пород c. 65-105

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32698

Аннотация: Объектом исследования являются геосистемы газонасыщенных многолетнемёрзлых пород. В настоящее время теоретическая база изучения газовой составляющей в многолетнемёрзлых породах практически не разработана. В тоже время, теоретическая и практическая значимость данной проблемы в последние годы резко возросла. Это связано с выбросами газа при бурении скважин в мёрзлых породах, выявление значительной эмиссии парниковых газов в Арктике, обнаружение ранее неизвестных процессов в криолитозоне - образования воронок за счёт газового выброса. Основным методом, используемым в данной публикации, является анализ материалов исследований. Синтез полученных результатов осуществлялся на базе геосистемного подхода. В предлагаемой публикации впервые показано, что газонасыщенные зоны в сезонно- и многолетнемёрзлых породах имеют все признаки геосистем: локализацию в пространстве, границы, морфологию, индивидуальное строение и свойства, историю развития, жизненный цикл, иерархию. Выделено 5 типов данных геосистем: деятельного слоя; генетического типа; приуроченных к геологическим структурам; вторичных, связанных с разложением газогидратов в естественных условиях; техногенных (за счёт теплового или механического воздействия на гидратонасыщенные и газонасыщенные мерзлые породы). Предложены перспективные направления в изучении газонасыщенных геосистем криолитозоны и наиболее перспективные методы исследования.
Инженерная геология холодных равнинных и горных регионов
Сидняев Н.И., Васильев В.И., Ильина Ю.С. - Методики расчета влияния нестационарных температурных полей в криолитозоне на фундамент c. 106-125

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32405

Аннотация: Статья посвящена вопросам математического моделирования и вычислительного эксперимента в задачах составления прогноза изменений температурного режима ленточного фундамента, оснований зданий и сооружений в криолитозоне, которые позволят осуществлять качественный подход к проведению нестационарных тепловых расчетов грунтов и оснований для принятия проектных решений по обеспечению устойчивости и эксплуатационной надежности оснований и фундаментов сооружений в Арктической зоне.Сформулирована задача составления прогноза в виде определения изменений температурного режима, площадного распространения, мощности и вертикального строения, сезонного и многолетнего промерзания вечномерзлых грунтов, их температурно-прочностного состояния и свойств в связи со строительством зданий и сооружений. Представленные теоретические разработки основаны, главным образом, на предположении о нестационарности процесса теплообмена. На основании данных натурных наблюдений предложены математические модели для определения глубины протаивания. Решена задача определения температуры в основании фундамента, ограниченного с одной стороны, в котором температура зависит только от одной координаты с условием, что температура поверхности вечномерзлого грунта под влиянием внешних воздействий претерпевает периодические колебания около нулевого значения. Показано, что двумерную задачу о вечномерзлом грунте полубесконечной толщины фундамента можно обобщить еще в большей степени, если положить, что изменение температуры окружающей среды происходит не по законам гармонического колебания, а по любому другому закону. Сформулирована математическая постановка задачи в виде дифференциального уравнения теплового баланса с учетом теплового потока, изменяющегося по закону Фурье.
Экзогенные процессы в холодных равнинных и горных регионах
Сальва А.М. - Отслеживание участков термокарстовых проявлений по космическим снимкам (на примере трассы магистрального водовода в Центральной Якутии) c. 126-137

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.2.32860

Аннотация: В районах распространения многолетнемерзлых пород и развития ледового комплекса, озерный термокарст является главным рельефообразующим процессом, формируя характерный аласный рельеф. Помимо образования озер в результате термокарстовых просадок, сопровождающихся стоком воды, формируется термоденудационный рельеф включая байджерахи и бугристо-западинные формы. В результате образуются термокарстовые проявления.Объектом исследования являются термокарстовые проявления, в частности, полигональный микрорельеф и морозобойное растрескивание. Они изучены на участке трассы магистрального водовода «Лена – Туора-Кюель – Татта», недалеко от населенного пункта Майя Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Эти термокарстовые проявления выявлены по космическим снимкам находящиеся в открытом доступе на интернет сайте, также в работе были использованы методы обработки инженерно-геологической информации, литературный и фондовый материал. Также выполнено полевое исследование и простая фотосъемка, позволяющая определить формы полигонов и измерить их. Основным выводов проведенного исследования является предложение простой методики позволяющей провести площадное районирование территории по активизации полигонального микрорельефа как термокарстовых проявлений. В дальнейшем результаты исследований площадного районирования распространения криогенных процессов могут быть использованы при технико-экономическом обосновании выбора трасс линейных и других сооружений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"