Статья 'Нюансы тонировки и окраски древесины в процессе создания авторских деревянных скульптур' - журнал 'Архитектура и дизайн' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция и редакционный совет > Политика издания
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Архитектура и дизайн
Правильная ссылка на статью:

Нюансы тонировки и окраски древесины в процессе создания авторских деревянных скульптур

Чеглаков Александр Дмитриевич

художник, член Творческого союза художников России

117593, Россия, г. Москва, бул. Литовский, 13/12, кв. 507

Cheglakov Aleksandr Dmitrievich

Painter, Member of the Union of Russian Artists

117593, Russia, g. Moscow, bul. Litovskii, 13/12, kv. 507

cheglakov_a@internet.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2585-7789.2020.1.35757

Дата направления статьи в редакцию:

20-05-2021


Дата публикации:

18-06-2021


Аннотация: В статье говорится о том, что способы улучшения декоративных качеств древесины известны человечеству с древних времен. И методики работы с древесным материалом прошли за это долговое время процесс совершенствования. Отмечается важность правильного выбора отделочных материалов. Подчеркивается, что правильно осуществленная отделка призвана не только обеспечить сохранность культурных объектов, но и производить определенное эстетическое восприятие, вследствие чего, выбор такого рода материалов обусловлен не только характером древесины и производимых работ, но и творческим замыслом, концептуальной задумкой творца. Рассматриваются основные методы финишной обработки древесины в процессе создания авторских деревянных скульптур. Автор перечисляет основные виды отделок дерева, а также авторские варианты некоторых из них. Отмечается, что присутствуют разные технологии для придания поверхности дерева различного цвета. Описывается обработка деревянной поверхности воском как в традиционном, так и более современном виде. Продемонстрированы такие авторские методики, как обработка древесины, пораженной короедом, а также подвергшейся воздействию огня. Констатируется, что правильный обжиг придает древесине крепость и стойкость, защищая ее от различных воздействий и значительно продлевая ее долговечность. Отдельное внимание уделяется такому способу обработки древесины как золочение и показывается, как эта древняя технология может быть применима в современной деревянной скульптуре. Представлены рекомендации для правильного выбора аппликаторов, которые помогают качественно окрасить деревянные поверхности.


Ключевые слова:

обработка, отделка, окраска, древесина, деревянная скульптура, искусство, воск, золочение, пигмент, художник

Abstract:   This article states that the ways to improve the decorative qualities of wood have been known to mankind since ancient times. The techniques of woodworking material have improved over years. The author underlines the importance of proper choice of finishing materials, as it intended to preserve the cultural objects, as well as produce certain aesthetic perception. Therefore, the choice of materials is substantiated by the nature of the wood and the work performed, as well as by the author's plan and conceptual idea. The article discusses the key methods of wood finishing in the process of creating wooden sculptures. The author lists the main types of wood finishing, as well as the original techniques. It is noted that there are various technologies for giving a wood surface a different color. Description is given to such methods as fire-treatment and waxing of wooden surface; as well as to the original techniques of treating wood damaged by the bark beetle or exposed to fire. It is claimed that proper firing gives wood strength and resistance, protecting it from various influences and significantly extending its durability. Special attention is given to the wood ash treatment, and how this ancient technology can be applied in modern wooden sculpture. The recommendations are given for proper selection of applicators that contribute to quality dyeing of wooden surfaces.


Keywords:

workin, finishing, painting, wood, a wooden sculptur, art, wax, gilding, pigment, an artis

Дерево – это материал, который человек начал использовать еще на заре истории культуры. С тех пор способы работы с деревом сильно изменились: появились новые материалы и инструменты, усложнился процесс обработки древесины, усовершенствовались цеха и мастерские. Особенно расширился спектр материалов, используемых в отделке дерева. “Тысячелетиями отделка древесины отличалась традицонностью. Наносили либо пчелиный воск или масла, либо природные красители со связующими веществами для закрепления на поверхности. Сегодня же диапазон отделочных материалов огромен – от узкоспециальных, например, напольных покрытий, до широкого спектра действия” [1, с. 6].

При таком разнообразии материалов принципиально важно разбираться в их особенностях и оптимальном способе применения. Безусловно, в выборе отделочных материалов следует руководствоваться назначением предмета. Однако для художников это правило играет еще большую роль, так как отделка призвана не только обеспечить сохранность объектов, но и производить определенное эстетическое впечатление, вследствие чего выбор материалов обусловлен не только характером древесины и производимых работ, но и творческим замыслом, концептуальной задумкой автора. Обработка в данном случае также важна для итогового произведения искусства, как и материал: “материал как основа изделий и способы его обработки должны составлять единое целое и не противоречить друг другу … Художественная обработка стала необходима как максимальное выражение физико-механических свойств и эстетики материала, как художественное завершение предмета и пространства на стадии их создания” [7, с. 236].

Из всего разнообразия отделок дерева можно выделить три раздела:

- основные отделки;

- декоративные отделки;

- отделка распылением.

К основным типам относятся: отделка маслом; отделка воском; лакирование; французское полирование; эпоксидные смолы.

В перечень возможных декоративных отделок входят: имитация текстуры древесины; имитация текстуры черного дерева; узоры по трафарету; кракелюры; кракле-глазурь; старение; золочение; известковая побелка; эффект “травления”; фактурная отделка; отделка под мрамор; отделка лоскутом.

Многие художники, работающие с деревом, разрабатывают свои авторские методики, поэтому этот перечень можно продолжить. Свою авторскую методику, а также некоторые наработки в сфере организации процесса финишной обработки и окраски дерева мы бы хотели представить в данной статье.

Важнейшие подготовительные этапы в создании авторских скульптур из дерева – это сушка, очистка и первичная обработка древесины [3; 6]. После обработки поверхности материала и удаления с нее всего лишнего следует процесс нанесения покрытия.

На данном этапе перед художником стоят две задачи: необходимо придать поверхности дерева цвет, а также выделить, подчеркнуть естественную фактуру дерева. Помимо эстетических, перед художником стоят и практические задачи: “создание покрытий на основе лакокрасочных материалов осуществляется с целью защиты поверхности изделий от воздействий внешней среды, а также для придания ей декоративного вида. Данные материалы должны иметь высокую адгезию (сцепление) с основой, стойкость к высоким и низким температурам, к влажности, не образовывать при нанесении морщин, пузырей, иметь равномерный цвет и блеск” [9, с. 286].

Основным материалом для создания отделочного покрытия может выступать густой воск для мебели, цвет которого выбирается в зависимости от желаемого результата. Отделка воском – это наиболее древний из всех способов обработки древесины, который применялся еще в Древнем Египте. Сегодня отделка воском пользуется меньшей популярностью, однако воск остается самым популярным материалом для обработки дуба.

Характерный внешний вид традиционной отделки воском обычно выглядит следующим образом: “У хорошей восковой отделки характерный атласный блеск со слабой фактурой – это означает, что поры не до конца заполнены и поверхность не глянцевая. Однако старая восковая отделка выглядит нерельефно и тускло” [1, с. 29]. В ходе многолетней творческой практики нам удалось значительно усовершенствовать технику восковой отделки, чтобы достичь большего эстетического эффекта за счет этого традиционного метода.

Мебельный воск выпускается в широкой гамме оттенков, наиболее распространенными являются светлый естественный и темный “под старину”. Светлая восковая мастика выпускается желтого цвета (смешивается пчелиный и карнаубский воск, добываемый из бразильской пальмы) и белого цвета (карнаубский воск смешивают с парафином). Для получения темной мастики добавляют пигмент или темную морилку. Темный воск для мебели вызывает общее потемнение дерева, подчеркивает текстуру, скапливаясь в углублениях и придает вещам облик старинных предметов. Кроме того в воск можно подмешивать пигменты.

Базовый метод восковой отделки выглядит достаточно просто. Необходимо нанести воск на поверхность древесины втирающими движениями. Вторым слоем нанести обильное количество воска круговыми движениями так, чтобы вся обрабатываемая поверхность была покрыта ровным слоем. После высыхания (в зависимости от типа мастики этот процесс занимает до 15 минут: воск должен подсохнуть, но не стать слишком твердым) поверхность необходимо отполировать мягкой чистой тканью. Чтобы закрепить результат через 12 часов, можно нанести еще один слой восковой мастики. Некоторые справочники советуют нанести 4-5 слоев воска и дать им просохнуть в течение ночи перед тем как отполировать [2, с. 294].

Экспериментируя с различными традиционными и нетрадиционными методами отделки деревянной поверхности, мы разработали ряд новых методик, которые хотели бы вынести на рассмотрение.

Одним из новшеств стала технология для придания поверхности дерева необычного цвета, для чего используется порошок графита. На поверхность, предварительно обработанную воском, равномерно рассыпается порошок графита, который втирается вместе с воском в поверхность будущего объекта. Такая последовательность действий придает дереву красивый оттенок, который подчеркивает природный цвет древесины и ее фактуру.

Помимо этого мы предлагаем усилить эффект, достигаемый втиранием в поверхность воска, за счет использования электрического строительного фена и компрессора. Поверхность дерева, покрытая воском, разогревается феном, одновременно на поверхность подается от компрессора сжатый воздух (давление 1,5-2 атмосфер). Таким образом, разогретый воск лучше впитывается в поверхность: он проникает в сложно доступные места и пористую, фактурную поверхность древесины. Через несколько часов, когда воск окончательно впитался, поверхность растирается ветошью или тканью. После этого для придания большего блеска поверхность полируется либо вручную мягкой тряпкой или ветошью, либо циркулярными дисковыми щетками с натуральным ворсом – они фиксируются на металлическом штоке на шуруповерт, обороты которого поднимают максимум до 500 оборотов в минуту.

В работе могут быть использованы несколько видов воска. Если поверхность была сначала обработана бесцветным воском, то через несколько часов, после полировки, она покрывается тонированным воском. Наносить его стоит в резиновых перчатках, втирая непосредственно рукой в поверхность дерева. После этого объект оставляют еще на несколько часов для просушки. Затем поверхность растирается тряпками: можно использовать марлю, ветошь, хлопковую ткань. При работе с тонированным воском важно растереть его аккуратно – так, чтобы не удалить из углублений между годовыми кольцами. Такая техника позволяет добиться различия в плотности и насыщенности тонировки, что дополнительно подчеркивает уникальную фактуру каждого дерева.

Важным для нас новшеством выступает технология по окраске деревянной поверхности, пораженной короедом. В связи с распространением этих паразитов в лесах Подмосковья [4; 10], мы все чаще вынуждены работать именно с древесиной, несущей на себе следы жизнедеятельности короедов – это целые лабиринты из проделанных под корой дерева борозд.

Такая поверхность, как и не пораженная древесина, покрывается воском, но в данном случае этот процесс имеет свои особенности. Первым наносится бесцветный мебельный воск, который тщательно втирается по всей поверхности. Через несколько часов, после полировки поверхности, на нее аккуратными круговыми движениями наносится тонированный воск, который необходимо втереть во все углубления рисунков, оставленных короедом. Через несколько часов поверхность необходимо снова располировать, при этом, важно не давить на ткань. Для смягчения можно обернуть в ткань мягко-упругий плоский кусок резины или каучука размером примерно 15х10 см. и толщиной 10 мм. Такая предосторожность позволяет сохранить тонированный воск в углублениях рисунка, стерев излишки только с плоской поверхности. По окончании этой требующей аккуратности процедуры художник получает обработанный ствол с контрастными неповторимыми естественными рисунками.

Другой важной особенностью нашей творческой практики является работа с древесиной, подвергшейся естественному (в результате попаданию молнии) или искусственному обжигу. Как бы парадоксально это не звучало, но правильный обжиг придает древесине крепость и стойкость, защищая ее от различных воздействий и значительно продлевая ее долговечность. Обычно процесс обработки деревом выглядит следующим образом: “сначала деревянную поверхность обжигают в вакуумных печах или при помощи горелки. Как только подготовленная поверхность будет равномерно обуглена, инструментами нужно счистить сгоревший слой. Обугленный слой нужно счищать строго вдоль волокон. Одновременно используют флейц, чтобы достать сгоревшие остатки. Тряпкой (салфеткой) проверяется качество выполненной работы, протирая поверхность дерева” [8]. Однако в нашей практике процесс занимает больше времени, так как мы стремимся достичь эффекта настоящей обугленной поверхности. Когда такой эффект достигнут, поверхность покрывается лаком для закрепления, при этом необходимо использовать сжатый воздух, подаваемый из компрессора, тщательно раздувая еще жидкий лак, чтобы он равномерно заполнил все поры дерева и не остался в виде лужиц, закрывая рельефную поверхность дерева. После высыхания лака на поверхность наносится аэрозольная черная матовая краска, чтобы скрыть возможно появившуюся белесоватость и придать окраске равномерность цвета, при этом используется тот же метод раздувания ещё не застывшей краски сжатым воздухом с целью равномерного покрытия поверхности и заполнения труднодоступных участков на поверхности дерева.

После обжига и окраски поверхности в черный цвет художник может дополнительно нанести пастообразный воск определенного цвета. Например, прекрасно сочетается с деревом воск с эффектом золота: он придает древесине благородства и праздничности. Чтобы выделить уникальный рисунок обожженной поверхности, используется тонкая палочка, с помощью которой выделяются для контраста либо выступающие на поверхности участки, либо края обожжённых сегментов, возникших в результате воздействия огня.

“Золочение” относится к разряду декоративных отделок дерева. Эта техника использовалась тысячелетиями [5] и в своей основе осталась неизменной, лишь расширился и усовершенствовался круг материалов, которые можно использовать. Чтобы добиться эффекта золочения, на поверхность наклеивается сусальное золото, золотая фольга или наносится золотой порошок. Золочение – трудная техника, хотя существуют и достаточно простые способы нанесения покрытия.

В своей художественной практике, в результате многочисленных проб и ошибок мы пришли к выводу, что в работе с деревом, если мы хотим максимально сохранить его природную текстуру, оптимально использовать пастообразный воск с эффектом золота, который продается в тюбиках в различных оттенках (воск для золочения или патинирования). Если перед художником стоит задача подчеркнуть естественную фактуру дерева, необходимо наносить золочение очень аккуратно и умеренно, чтобы главный эстетический эффект оставался все же за самой деревянной поверхностью, а золото лишь подчеркивало ее уникальную фактуру.

При создании авторских скульптур мы советуем использовать маленькие кисточки или, для наиболее тонкой работы, стоматологические браши. Такие аппликаторы часто имеют с одной стороны форму небольшого шарика из мелкого ворса, а с другой стороны представляют из себя тонкую палочку. Такая форма аппликатора позволяет брать из тюбика необходимое количество воска без излишков. Шарик можно использовать в качестве кисточки для окраски небольших фрагментов, требующих особенно деликатного обращения. А оборотной стороной удобно окрашивать более широкие плоские поверхности. Рукоятка браша полностью погружается в тюбик и извлекается вращательным движением, далее ее следует расположить параллельно поверхности дерева и провести по ней легким касательным движением. Такой метод позволяет быстро и аккуратно окрасить выступающие части деревянной поверхности тонким слоем золотого воска. Нанося воск тонкими брашами, художник получает изящные штрихи, полосы и узоры, которые подчеркивают сложную фактуру дерева и обращают внимание зрителя на естественную красоту природы.

Важно отметить, что золотой воск – это декоративная, финишная отделка. Изначально деревянную поверхность следует обработать другими защитными методами (например, прозрачным воском). Как и в случае с другими видами воска золотое покрытие требует значительного времени для высыхания – обычно это несколько часов.

В целом, разнообразие отделок, которое открывается сегодня перед художником, работающим с деревом, очень впечатляет. От традиционного воска до аэрозольных красок, от синтетических составов до сусального золота – каждый сможет найти именно ту технику, которая максимально полно раскрывает его творческий замысел.

Библиография
1. Аллен М. Отделка древесины. Иллюстрированное руководство. – М.: Кладезь букс, 2008. – 154 с.
2. Джексон А., Дэй Д. Энциклопедия работ по дереву. – М.: Астрель, ACT, 2005. – 319 с.
3. Кречетов И.В. Сушка и защита древесины. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 328 с.
4. Крылов А.М., Соболев А. А., Владимирова Н. А. Выявление очагов короеда-типографа в Московской области с использованием снимков Landsat // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. 2011. № 4. – С. 54-60.
5. Манке Дж., Бейд П., Костелло С. 1000 шедевров. Скульптура. – СПб.: Азбука, 2014. – 544 с.
6. Орлов И.И., Машакин А.И. Технология художественной обработки материалов (резьба по дереву): Учебное пособие для проведения практических занятий. – М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2018. – 92 с.
7. Пиликина Н.Н. Искусство художественной обработки дерева в диалоге истории и современности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 1(27). – С. 236-241.
8. Поталицын Д.В., Захаренко Е.А. Технология обработки дерева огнем как метод защиты от действия агрессивно-разрушающих факторов // Вестник Студенческого научного общества. 2018. Т. 9. № 2. – С. 152-153.
9. Рыкунин С.Н., Кандалина Л.Н. Технология деревообработки: учеб. для нач. проф. образования / 5-е изд. – М.: Академия, 2011. – 352 с.
10. Яковенко А.И. Стволовые вредители на ветровальных сосняках Московской области // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. 2011. № 4. – С. 46-53.
References
1. Allen M. Otdelka drevesiny. Illyustrirovannoe rukovodstvo. – M.: Kladez' buks, 2008. – 154 s.
2. Dzhekson A., Dei D. Entsiklopediya rabot po derevu. – M.: Astrel', ACT, 2005. – 319 s.
3. Krechetov I.V. Sushka i zashchita drevesiny. – M.: Lesnaya promyshlennost', 1987. – 328 s.
4. Krylov A.M., Sobolev A. A., Vladimirova N. A. Vyyavlenie ochagov koroeda-tipografa v Moskovskoi oblasti s ispol'zovaniem snimkov Landsat // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa. Lesnoi vestnik. 2011. № 4. – S. 54-60.
5. Manke Dzh., Beid P., Kostello S. 1000 shedevrov. Skul'ptura. – SPb.: Azbuka, 2014. – 544 s.
6. Orlov I.I., Mashakin A.I. Tekhnologiya khudozhestvennoi obrabotki materialov (rez'ba po derevu): Uchebnoe posobie dlya provedeniya prakticheskikh zanyatii. – M.: MGKhPA im. S.G. Stroganova, 2018. – 92 s.
7. Pilikina N.N. Iskusstvo khudozhestvennoi obrabotki dereva v dialoge istorii i sovremennosti // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2009. № 1(27). – S. 236-241.
8. Potalitsyn D.V., Zakharenko E.A. Tekhnologiya obrabotki dereva ognem kak metod zashchity ot deistviya agressivno-razrushayushchikh faktorov // Vestnik Studencheskogo nauchnogo obshchestva. 2018. T. 9. № 2. – S. 152-153.
9. Rykunin S.N., Kandalina L.N. Tekhnologiya derevoobrabotki: ucheb. dlya nach. prof. obrazovaniya / 5-e izd. – M.: Akademiya, 2011. – 352 s.
10. Yakovenko A.I. Stvolovye vrediteli na vetroval'nykh sosnyakakh Moskovskoi oblasti // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa. Lesnoi vestnik. 2011. № 4. – S. 46-53.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью в Журнал: Архитектура и дизайн
«Нюансы тонировки и окраски древесины в процессе создания авторских деревянных скульптур»

Предметом исследования является тонировка и окраска дерева в процессе создания скульптуры, играющая важную роль в создании необходимого скульптору визуального эффекта. Современная обработка дерева предполагает применение самых разнообразных материалов, и для выявления наиболее подходящего для исполнения авторского замысла принципиально важно разбираться в их особенностях и оптимальном способе применения.

Методология исследования основана на эмпирическом опыте работы с различными материалами, на основе которого автор создает собственную разработку и определяет наиболее важные нюансы тонировки и окраски материала.

Актуальность исследования обусловлена тем, что способы работы с деревом постоянно изменяются, появляется большое количество новых инструментов и материалов, и хотя главным ориентиром по-прежнему остается назначение предмета, отделка призвана не только обеспечить сохранность объектов, но и производить определенное эстетическое впечатление, вследствие чего выбор материалов обусловлен не только характером древесины и производимых работ, но и творческим замыслом, концептуальной задумкой автора.

Научная новизна представленной статьи состоит в том, что автор представляет свою авторскую методику и наработки в сфере организации процесса финишной обработки и окраски дерева. Экспериментируя с различными традиционными и нетрадиционными методами отделки деревянной поверхности, автором были разработаны новые методики, выносимые на рассмотрение общественности.

В ходе многолетней творческой практики автору удалось значительно усовершенствовать технику восковой отделки, благодаря чему удается достигать большего эстетического эффекта за счет этого традиционного метода, который до сих пор выступает как один из основных видов отделочного покрытия. Помимо работы с воском, автор также рассматривает новые возможности тонировочных материалов, предлагает инструменты, позволяющие добиться необходимого эффекта при работе.
В статье автор предлагает следующие новшества:
- использование порошка графита, который втирается в поверхность дерева вместе с воском, для придания необычного цвета поверхности дерева;
- использование электрического строительного фена и компрессора при обработке поверхности воском для того, чтобы разогретый воск лучше впитывался в покрываемую поверхность, проникая в сложно доступные места и пористую, фактурную поверхность древесины;
- особенное внимание автор уделяет обработке воском древесины, пораженной короедом, предложенный метод позволяет получить неповторимый рисунок на поверхности и сохранить целостность материала;
- важной особенностью творческой практики автора является работа с древесиной, подвергшейся естественному или искусственному обжигу, в статье предлагается способ создания и сохранения эффекта полностью обугленной поверхности;
- также автор предлагает способы использования золотого воска, позволяющие получить изящные штрихи, полосы и узоры, которые подчеркивают сложную фактуру дерева и обращают внимание зрителя на естественную красоту природы.
Результаты исследования изложены в статье логично и последовательно, доступным для восприятия языком.

Библиографический список включает 10 источников на русском языке, на которые автор ссылается для пояснения отдельных положений статьи.

Статья информативна, выполнена на высоком научном уровне и имеет несомненную практическую значимость.

Статья может быть рекомендована к изданию в журнале «Архитектура и дизайн».

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.