Административное и муниципальное право - рубрика Административное и муниципальное право и институты демократии
по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Рубрика "Административное и муниципальное право и институты демократии"
Административное и муниципальное право и институты демократии
Киреева Е.Ю. - Лермонтов Юрий Михайлович, аспирант 3-го курса кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС Правовое регулирование форм непосредственной демократии на местах в странах СНГ
Аннотация: АННОТАЦИЯ: Автор представил анализ законодательства стран СНГ, регулирующего формы непосредственной демократии на местах. Среди наиболее важных из них отмечены такие, как местный референдум, муниципальные выборы. Более детальному исследованию подвергнуты организационно-правовые формы прямой демократии в таких государствах, как Кыргызстан, Молдова и Украина.
Киреева Е.Ю. - Компенсаторные институты защиты прав человека в системе местного самоуправления
Аннотация: В представленной статье содержится анализ полномочий субъектов правозащитной деятельности, таких как: комиссии по правам человека, уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации, ко-миссии по делам несовершеннолетних, общественные приемные и общест-венные палаты, создаваемые в муниципальных образованиях.
Григорьева Е.А. - Эволюция развития юридических механизмов обеспечения гарантий прав и свобод граждан в науке административного права
Аннотация: Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные механизмы защиты прав и законных интересов граждан, анализируется научная литература, в которой глубоко исследуется содержание юридических гарантий обеспечения прав и свобод граждан.
Мужухоева М.М. - Ретроспективный анализ становления местного самоуправления у горских народов Северного Кавказа
Аннотация: Основной особенностью республик Северного Кавказа является гипертрофированный национальный фактор, в наибольшей степени определявший не только специфику местного самоуправления, но и особенности развития государственности в регионе в целом. Специфика организации и развития местного самоуправления в республиках Северного Кавказа становятся актуальными теоретическими и практическими проблемами в ходе проведения муниципальной реформы в России. Для полноценного понимания и осмысления развития института местного самоуправления, необходимо обратиться к истокам его зарождения и формирования.
Сунцова Е.А. - Подсчет и учет голосов как стадия избирательного процесса (теоретико-нормативная сущностная характеристика)
Аннотация: Настоящая статья является попыткой комплексного исследования подсчета и учета голосов, как самостоятельной стадии избирательного процесса России. В работе поднимаются вопросы не только теоретические по природе, но и нормативные, которые определяют позицию данной стадии среди других традиционных стадий избирательного процесса. Предпринятое исследование может представлять интерес для аспирантов, ученых, правоприменителей, которых волнуют вопросы избирательного права.
Москалькова Т.Н. - Право ребенка на достойное развитие - право государственного уровня
Аннотация: Новый нормативный акт, в первую очередь, направлен на предупреждение раннего алкоголизма, наркомании, табакокурения и нежелательной беременности среди несовершеннолетних граждан, и как следствие на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей
Гончаров В.И. - К вопросу о понятии «местного самоуправления» как уровня публичной власти в России
Аннотация: Одной из граней такого сложного явления как местное самоуправление является его значение как одного из уровней публичной власти. Достаточно ярко это показывает, например, определение местного са-моуправления, трактуемого как «право и реальная способность органов ме-стного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения», закреплённое в Европейской Хартии местно-го самоуправления
Дырда С.Г. - Реализация прав граждан в отношении доступности занятий физической культурой и массовым спортом на уровне органов местного самоуправления
Аннотация: Развитие физиеской культуры на уровне местного самоуправления. условия доступности занятий спортом различным категориям граждан Дальневосточного региона.Обязанность органов самоуправления обеспечить условия для развития физической культуры.
Зеленцов А.Б. - Особенности ответственности за нарушения законодательства о трансплантации на Украине
Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются особенности законодательства о трансплантации на Украине.Проблемы правовой оценки деятельности лиц, нарушивших установленные законом правила пересадки органов и тканей. Annotation: The article is devoted to the specifics of responsibility for the breach of the transplantation laws in Ukraine. Legal assessment connected issues of the activity of the persons violating the organs and tissues transplantation rules.
Шайхуллин М.С. - К вопросу о механизме правового регулирования взаимодействия адвокатуры и органов местного самоуправления в России
Аннотация: В статье предпринята попытка определения механизма правового регулирования взаимодействия адвокатских образований, адвокатов и органов местного самоуправления в современной России. Подвергнуты анализу отдельные нормы российского законодательства на предмет взаимодействия адвокатуры с муниципальными органами. Определены направления взаимодействия адвокатских образований и адвокатов с муниципальными образованиями.
Д.О. Ежевский - Референдум в муниципальном образовании: российский и зарубежный опыт c. 0-0
Аннотация: После принятия в 2003 г. Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» во многих регионах Российской Федерации были изменены границы муниципальных образований. По этому поводу в некоторых муниципальных образованиях были проведены местные референдумы. В статье Д.О. Ежевского представлен анализ опыта проведения референдумов в России и за рубежом, его достоинства и недостатки, рассмотрен ряд актуальных примеров.
А.В. Батанов - Муниципализм как основа гражданского общества и современного конституционализма c. 0-0
Аннотация: По мнению автора данной статьи, в наибольшей степени аккумулирует в себе основные ценности конституционализма теория и практика местного самоуправления. Именно, местное самоуправление, выступая в качестве самостоятельного вида публичной власти, является одним из наиболее эффективных детонаторов формирования гражданского общества и классического конституционализма в демократическом государстве…
С.В. Бубнов, М.М. Звягин, Г.В. Марьян - Административно-правовая организация охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Российской Федерации. c. 0-0
Аннотация:
П.Е. Добровольский - О независимости избирательных комиссий муниципальных образований c. 0-0
Аннотация:
Лермонтов Ю.М. - Правовое регулирование форм непосредственной демократии в странах Содружества Независимых Государств. c. 0-0
Аннотация: Автор представил анализ законодательства стран СНГ, регулирующего формы непосредственной демократии на местах. Среди наиболее важных из них отмечены такие, как местный референдум, муниципальные выборы. Более детальному исследованию подвергнуты организационно-правовые формы прямой демократии в таких государствах, как Кыргызстан, Молдова и Украина.
Е.А. Сунцова, А.В. Бетин - Подсчет и учет голосов как стадия избирательного процесса c. 0-0
Аннотация: настоящая статья является попыткой комплексного исследования подсчета и учета голосов, как самостоятельной стадии избирательного процесса России. В работе поднимаются вопросы не только теоретические по природе, но и нормативные, которые определяют позицию данной стадии среди других традиционных стадий избирательного процесса. Предпринятое исследование может представлять интерес для аспирантов, ученых, правоприменителей, которых волнуют вопросы избирательного права.
И.В. Митякина - Особенности административно-правового статуса саморегулируемых организаций в Российской Федерации c. 0-0
Аннотация: проблемы обеспечения деятельности саморегулируемых организаций являются актуальными и занимают особое положение в рамках проведения административной реформ на территории РФ. Именно административно-правовой статус.
Ефимов Т.В. - Гарантии в системе правового обеспечения деятельности депутата представительного органа муниципальной власти c. 0-0
Аннотация: Юридические гарантии рассматриваются как один из важнейших элементов системы мер обеспечения деятельности депутатов, включающий в себя как неприкосновенность депутатов, юридическую ответственность за противоправное воспрепятствование депутатской деятельности, так и конституционно-правовую ответственность самих депутатов за надлежащее и должное осуществление ими своих полномочий. Совершенствование системы юридических гарантий, по мнению автора, будет способствовать также и оптимизации деятельности депутатов, совершенствованию реализации их правового статуса, поэтому в числе многих задач на сегодняшний день наиболее актуальной и своевременной является исследование проблемы гарантий депутатской деятельности, поскольку от качества деятельности депутатов напрямую зависит и эффективность деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти к лючевые слова: юриспруденция, гарантии, депутат, статус, обеспечение, самоуправление, население, ответственность, регулирование, деятельность.
Нагайцев В.В., Пустовалова Е.В., Савченко М.С., Петренко Е.Г., Гончаров В.В. - Влияние институтов гражданского общества на фискальную политику государства c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.3.70332

EDN: YMGIGW

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу влияния институтов гражданского общества на фискальную политику в Российской Федерации. В работе исследуется структура гражданского общества в России, изучено место и роль различных его институтов (прежде всего – института общественного контроля) в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты как системы конституционных принципов, так и системы прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений, а также иных негосударственных некоммерческих организаций. В статье проанализированы сущность и содержание фискальной политики государства, ее место и роль в государственной политике Российской Федерации. В работе изучены основные факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие фискальной политики российского государства. В настоящей статье используется ряд методов научного исследования: формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В настоящей статье использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический. Авторами проведен анализ различных подходов к определению понятий гражданского общества, фискальной политики государства, разработаны и обоснованы авторские определения указанных понятий. В работе обоснована роль гражданского общества в системе факторов, определяющих направления развития фискальной политики Российской Федерации. В статье проводится анализ основных направлений воздействия различных институтов гражданского общества на формирование и развитие фискальной политики Российской Федерации. В работе формализованы и исследуются основные проблемы, препятствующие оптимизации процессов воздействия институтов гражданского общества на процессы формирования и развития фискальной политики российского государства. Авторами разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, направленных как на развитие российского гражданского общества в целом, так и на оптимизацию фискальной политики в Российской Федерации.
Андрианова М.А. - Конституционно-правовое регулирование участия средств массовой информации в зарубежных странах в предвыборной агитации c. 5-11
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы правового регулирования участия средств массовой информации в избирательном процессе. Проанализированы международно-правовые акты, а также конституционно-правовые акты США и Германии, посвященные регулированию свободы массовой информации, предвыборной агитации и нформированию в ходе выборов. Значительное внимание уделено вопросам распределения эфирного времени и печатной площади между участниками предвыборной агитации.
Григорьев О.В. - Правовые реформы — ответ на вызовы социальных деструкций c. 12-14
Аннотация: в статье анализируются проблемы становления судебной власти. Поднимается вопрос необходимости правовых реформ в соответствии с запросами общества. Рассматриваются проблемы трансгрессии и значимости данного феномена для правовой науки.
Вайшнарович Г.В. - К вопросу о гарантиях прав граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами представительного органа муниципального образования при применении пропорциональной избирательной системы в законодательстве субъектов Российской Федерации c. 22-32

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.5.23261

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы обеспечения гарантий прав граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами представительного органа муниципального образования при применении пропорциональной избирательной системы в законодательстве субъектов Российской Федерации; формулированию особенностей и общих черт положений законов субъектов Российской Федерации, в которых допускается проведение муниципальных выборов по пропорциональной избирательной системе; использованию опыта правотворчества Российской Федерации и ее субъектов в сфере избирательного права в дальнейшем совершенствовании правового регулирования муниципальных выборов. При написании работы применены диалектический, логический, а также специальные правовые (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. По обозначенному вопросу исследованы судебная практика, позиции ученых, проанализированы и обобщены нормы законодательства субъектов Российской Федерации; выявлены пробелы, противоречия федеральным законам в законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации. Сделана попытка сформулировать предложения по внесению изменений в федеральное законодательство, в том числе в части предоставления соответствующих гарантий на федеральном уровне, изменения их объема.
Халилов Г. - Местное самоуправление в вертикальном разделение власти c. 26-35

DOI:
10.7256/2454-0595.2019.2.22986

Аннотация: Статья посвящена местному самоуправлению в вертикальном разделение власти. Показано, что органы местные самоуправления выполняют функции управления непосредственно на местах и выступают как свободный элемент с правовой точки зрения механизма власти. Организация органов местного самоуправления связано с рядом факторами и в большинстве случаев их многоструктурность происходит из целесообразности административно-территориального деления государства. Обоснованная и законодательная деление административно-территориальных единиц государства напрямую влияет на деятельность органов местного самоуправления учрежденная в этих единицах. Эти вопросы регулируются специальными законами, учитывается масштаб учреждений, демографическая, этническая, социальная положение и др. вопросы. Различия в распределении единиц административно-территориальных делений в отдельных государств также влияет на местное самоуправление. По законодательству стран, в местной административно-территориальной единице наряду с органами местного самоуправления также отмечается деятельность главы государственной администрации. Эта параллельность не характерна для Азербайджанской Республики. Но в странах с более демократической законодательной системой отмечается право выражения нелояльности главе местной государственной администрации соответствующей территориальной единицы большинством голосов депутатов местного самоуправления. Это показывает, что в этих странах местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и здесь разделение власти обеспечивается полностью. К сожалению, из-за состояния войны, тенденций этнического сепаратизма и по другим причинам формирование такого законодательства в Азербайджанской Республике не представлялось возможным.
Убасев В.В. - Непосредственная демократия «ad hoc»: к вопросу об экстраординарных формах прямого народовластия c. 32-43

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.2.70263

EDN: GQNWRB

Аннотация: Рассматривается возможность отнесения институтов непосредственной демократии к законодательству «ad hoc» - институтам, являющимся экстраординарными формами непосредственного выражения власти народа. Определяются критерии разграничения таких форм непосредственной демократии с формами, имеющими ординарный характер, то есть рассчитанными на неоднократное применение. Исследуется вопрос о преимуществах форм непосредственного волеизъявления народа, относимых к законодательству «ad hoc», перед ординарными формами. Также в статье поднимается вопрос о рисках, которые могут реализоваться при применении особых институтов непосредственной демократии для решения конкретных задач. Приводится анализ спорных, неочевидных в контексте исследования форм непосредственной демократии, которые на первый взгляд можно отнести к законодательству «ad hoc», однако при их детальном рассмотрении данная гипотеза не подтверждается. Методологическая основа исследования сформирована прежде всего из общенаучных методов: анализа, синтеза и сравнения. Также использованы методы юридических наук: метод сравнительного правоведения и правового прогнозирования. Актуальность и новизна исследования обусловлены небольшим числом исследований, посвящённых данной теме - с одной стороны и возрастающим интересом к применению институтов конституционного права, относящихся к законодательству «ad hoc» при реализации непосредственного народовластия - с другой. В настоящий момент существуют исследования по рассмотренной тематике, выполненные в рамках предмета теории государства и права, о чём говорится в статье. При этом, предметных конституционно-правовых исследований просто нет. Долгое время неясным остаётся вопрос об эффективности таких институтов. Решению этих проблем и посвящена данная работа. По результатам исследования сформулированы, в частности, следующие выводы: институты непосредственной демократии могут закрепляться в законодательстве по принципу «ad hoc»; единственным объективным критерием, который позволяет отнести тот или иной институт к нормам «ad hoc» является указание на его единоразовое применение в том же нормативном правовом акте, которым эти нормы закреплены; некорректным представляется отнесение той или иной нормы/института к законодательству «ad hoc» только потому, что НПА, закрепляющий их, принимался «под конкретную задачу», если этот нормативный акт позволяет применять указанные нормы в дальнейшем; экстраординарные формы непосредственной демократии являются наиболее эффективными для проведения различного рода голосований.
Кравченко О.А. - Явка граждан как выражение воли народа на участие в голосовании c. 113-135

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.5.43436

EDN: HFYZFF

Аннотация: Предмет исследования – явка граждан на голосование и правовые последствия, связанные с ней. Проблема состоит в различном понимании демократии, а именно в том, что понимается под большинством голосов при принятии политического решения. Выделяются три подхода: решение должно считаться принятым, если за него проголосовало большинство граждан, имеющих право на голосование; решение должно считаться принятым, если за него проголосовало большинство принявших участие в голосовании и при этом в голосовании участвовало не менее пятидесяти процентов граждан от общего числа граждан, имеющих право на голосование; решение должно считаться принятым, если за него проголосовали большинство граждан, принявших участие в голосовании и при этом не имеет значения процент проголосовавших граждан от общего числа граждан, имеющих право на голосование. Рассмотрено: понятие и правовые последствия явки граждан; подходы к определению явки; порог явки; взаимосвязь явки гражданина с волей гражданина; механизмы повышения явки граждан. Основными выводами исследования являются: избирательное законодательство различает два подхода к определению явки граждан – количество граждан, которые пришли на голосование и количество граждан, которые проголосовали; волеизъявление при голосовании может быть активным и молчащим (молчащее волеизъявление граждан, т.е. неучастие в голосовании, не всегда является безразличным, а может учитывать оценку политической ситуации во время конкретного голосования); для определения влияния явки граждан на достоверность определения воли народа следует разграничивать фактическую и прогнозируемую явку граждан; сама по себе явка граждан на достоверность определения воли народа не влияет на достоверность определения воли народа, а также на явку граждан (достоверность воли на участие в голосовании) влияют именно условия голосования, которые должны обеспечиваться гарантиями.
Забайкалов А.П., Лоторев Е.Н. - Ответственность за получение "избирательной взятки"

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.9.16224

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос о введении ответственности избирателя за получение «избирательной взятки». Отмечается, что в мировой и российской практике предусмотрена административная, уголовная и конституционная ответственность за подкуп избирателей в отношении кандидата и иных лиц, желающих оказать воздействие на волеизъявление электората. Однако отечественное законодательство не предполагает неблагоприятных последствий для гражданина, который принял подобное вознаграждение. С учетом мирового опыта рассмотрена целесообразность и правовая возможность введения конституционной, уголовной и административной ответственности за указанные деяния . Методология исследования базируется на традиционных для юридической науки принципах, приемах и подходах: диалектика, анализ, синтез, аналогия, дедукция и т.д. Авторы приходят к выводу, что оптимальным будет установление административной ответственности за подобные действия. Причем ответственность для избирателя должна быть менее суровой, чем для лиц, осуществляющих их подкуп. Кроме того, рационально предусмотреть освобождение от ответственности граждан, которые добровольно сообщили о подкупе компетентному органу, а также в случаях, когда подкуп был сопряжен с принуждением, угрозами, обманом.
Забайкалов А.П., Лоторев Е.Н. - Ответственность за получение "избирательной взятки" c. 958-962

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.9.66887

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос о введении ответственности избирателя за получение «избирательной взятки». Отмечается, что в мировой и российской практике предусмотрена административная, уголовная и конституционная ответственность за подкуп избирателей в отношении кандидата и иных лиц, желающих оказать воздействие на волеизъявление электората. Однако отечественное законодательство не предполагает неблагоприятных последствий для гражданина, который принял подобное вознаграждение. С учетом мирового опыта рассмотрена целесообразность и правовая возможность введения конституционной, уголовной и административной ответственности за указанные деяния . Методология исследования базируется на традиционных для юридической науки принципах, приемах и подходах: диалектика, анализ, синтез, аналогия, дедукция и т.д. Авторы приходят к выводу, что оптимальным будет установление административной ответственности за подобные действия. Причем ответственность для избирателя должна быть менее суровой, чем для лиц, осуществляющих их подкуп. Кроме того, рационально предусмотреть освобождение от ответственности граждан, которые добровольно сообщили о подкупе компетентному органу, а также в случаях, когда подкуп был сопряжен с принуждением, угрозами, обманом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.