по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 04-03-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
Актуальная проблема
Гончаров В.В. - Представительные органы местного самоуправления как объект общественного контроля: конституционно-правовой анализ c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.1.39878

EDN: RYXAZA

Аннотация: Освещение проблемы: настоящая статья посвящена анализу современных проблем и перспектив развития института общественного контроля за представительными органами местного самоуправления в Российской Федерации; данная тема представляет особую актуальность в связи с тем, что данные органы публичной власти избираются напрямую народом. Материалы и методы исследования. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства России, посвященные закреплению механизма организации и осуществления общественного контроля за деятельностью, актами и решениями представительных органов местного самоуправления и практика их применения. В работе применялись обще- и частнонаучные методы, в частности, диалектический, логический, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой. В статье исследуется роль и место представительных органов местного самоуправления в системе органов публичной власти в Российской Федерации. В работе выявлены и формализованы основные проблемы, препятствующие организации и осуществлению общественного контроля в отношении представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации, разработана и обоснована система мероприятий по их оптимальному разрешению. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы разработки в научной правовой доктрине и внедрения в законодательстве новых форм, методов, принципов и видов мероприятий общественного контроля в отношении представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Проблемы административных и муниципальных правоотношений
Федулкин Д.П., Романова Е.П., Тезин И.В. - «Казнить нельзя помиловать» или изменение правоотношений с публичным или муниципальным элементом, регулируемых бюджетным законодательством и выраженных в соглашениях о предоставлении субсидии или гранта c. 13-32

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.1.43463

EDN: NGGSZZ

Аннотация: Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между органами публичной и муниципальной власти, юридическими и физическими лицами, обусловленные заключением соглашений о предоставлении субсидии и грантов в форме субсидии. Предметом исследования является определение общих границ допустимости и обоснованности изменения правоотношений, возникающих между органами публичной (в том числе муниципальной) власти, и третьими лицами, обусловленные заключением соглашений о предоставлении субсидии и грантов в форме субсидии, на основании условий, закрепленных в законодательстве Российской Федерации, а также на основании решений (позиций) Верховного суда и арбитражных судов, выраженных в их постановлениях и определениях, и предписаний руководящих и проверяющих органов. Научная новизна исследования характеризуется комплексным подходом, реализованным авторами: наряду с исследованием релевантного законодательства Российской Федерации, авторами представлены ёмкое описание регулирования в короткой ретроспективе, а также системная характеристика правоприменения в разрезе различных аспектов изменения правоотношений, основанная на анализе актов судов, предписаний Минфина России и Федерального казначейства. В основу практики изменения правоотношений положен обширный опыт авторов по сопровождению реализации федеральных проектов. Научная новизна исследования подтверждается неполнотой регулирования рассматриваемого вопроса в законодательстве и фрагментарностью его рассмотрения в доктрине. Авторами установлено, что правомочие на внесение изменений в заключенные соглашения о предоставлении субсидии или грантов в форме субсидии, является условием, необходимым для отражения в соглашении, но само по себе не являющимся достаточным для имплементации таких изменений в правоотношениях. Обоснованность таких изменений зависит от комплекса обстоятельств, при которых они происходят, в том числе об условиях отбора проектов, содержания предложений инициаторов проектов, сохранения конкурентных условий и иных обстоятельств. Авторами рассмотрены и описаны две группы обстоятельств, при наличии которых внесение изменений допустимо и недопустимо.
Административное принуждение
Трегубов И.С. - Правовое регулирование личного досмотра, изъятия вещей и документов, как мер административно-процессуального принуждения c. 33-44

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.1.39943

EDN: HFKZIO

Аннотация: Личный досмотр, изъятие вещей и документов достаточно распространенные меры административно-процессуального воздействия, их цель обнаружить предметы, вещества, документы, которые являются орудиями или средствами совершения административного правонарушения. Иными словами, соответствующие меры процессуального воздействия направлены на получение, и закрепление доказательств по делу об административном правонарушении, и в конечном итоге данные меры способствуют повышению эффективности исполнения вынесенных по делу постановлений. Автор в ходе исследования дал анализ такой категории как «личный досмотр», осуществил оценку правового регулирования данного процессуального мероприятия, обратил внимание на необходимость улучшения качества как организации личного досмотра, его процессуального оформления, а также необходимости соблюдения прав лица, в отношении которого личный досмотр осуществляется. В статье показана взаимосвязь личного досмотра с такими процессуальными действиями как изъятие вещей и документов, а также взаимосвязь с доставлением и административным задержанием.    Автор приводит различные точки зрения относительно такого процессуального действия как «личный досмотр», отмечает, что личный досмотр может иметь и предупредительную функцию, данная функция досмотра необходима при обеспечении транспортной безопасности, в деле противодействия перемещению через таможенную границу вещей. Личный досмотр, также, как и изъятие вещей и документов занимает важное место среди средств получения доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях, а поэтому для того чтобы доказательства отвечали требованию допустимости при личном досмотре должны быть соблюдены все необходимые процессуальные требования. Личный досмотр мера процессуального принуждения, достаточно деликатная, в этой связи при личном досмотре недопустимы действия, которые могут унизить человека, осуществление личного досмотра должно быть надлежащем образом запротоколировано.
Теория и наука административного и муниципального права
Водяная М.Ю., Мирошниченко А.В. - Предпосылки правового запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений в российском законодательстве c. 45-61

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.1.39045

EDN: HAGPFD

Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие вопросы привлечения к административной ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола. Предметом исследования выступают законодательные и иные нормативно правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере административной ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола. Целью исследования является выявление предпосылок введенного в Российской Федерации запрета на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола, прогнозирование развития рассматриваемой нормы в положительном ключе. В ходе исследования использовались всеобщий диалектический, логический, описательный, социологический, формально-юридический методы исследования и др. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в современных условиях развития общества сохранение и защита духовных, морально-нравственных ценностей является одной из приоритетных задач. В связи с активной деятельностью ряда стран по разложению общественной нравственности, российскому обществу и государству в целом необходимо усиливать охрану нравственности и здоровья общества. Новизна исследования заключается в том, что осуществлен анализ научных положений по направлению исследования, а также в подходе к вопросу об административной ответственности с точки зрения необходимости усовершенствования законодательства в области принятия дополнительных мер правового воздействия, ограничивающих распространение информации, пропагандирующей гомосексуализм и иные форма сексуальных девиаций. По результатам исследования проанализированы международные и российские правовые акты, касающиеся вопросов однополых отношений, рассмотрены примеры популяризации таких отношений и приведены результаты социологического опроса, подтверждающие тенденцию на увеличение распространения фактов пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Научная новизна заключается также в предложении по расширению объема понятия «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений» за счет включения в него пропаганды отрицания традиционных семейных ценностей, асексуальности, смены пола.
Административное и муниципальное право и безопасность
Лянной Г.Г. - Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в условиях острой санкционной политики со стороны иностранных государств (административно-правовой аспект) c. 62-80

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.1.69496

EDN: TSJFDI

Аннотация: Работа посвящена исследованию вопроса обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в условиях острой санкционной политики. Для чего исследовано понятие острая санкционная политика. Используя историко-правовые методы выявлены случаи применения экономических и политических санкций между государствами в древние времена. Приводится количество санкций наложенных на Российскую Федерацию после событий февраля 2022 года. В дальнейшем в работе приводятся авторские понятия: безопасность предпринимательской деятельности в рассматриваемых условиях, обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в узком и широком смыслах. Это позволяет по новому взглянуть на исследуемый вопрос, приводится классификация экономических и политических санкций. Раскрываются такие юридические явления как легитимные и не легитимные санкции, которые используют различные страны. При организации исследования применялись общенаучные методы познания, такие как сравнительно-правовой (компаративистский), историко-правовой, аналитический, формально-юридический, метод абстрагирования. Используемые методы позволили сформулировать основные выводы. Под безопасностью предпринимательской деятельности мы понимаем следующее: - состояние бизнеса, сформированное из набора постоянно совершаемых различных по содержанию и направлению совместных действий сотрудников компании, ее менеджеров или собственников; - организация и упорядоченное функционирование уже существующих бизнес-процессов, их защита; - формирование планомерного, поступательного движения, целеполагаемого развития, осуществляемого в рамках краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии развития бизнеса; - эти действия направлены на удовлетворение потребностей общества с целью систематического получения бизнесом прибыли вне зависимости от внутренних и внешних вызовов (угроз). Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности невозможно без обеспечения безопасности государства, обеспечение безопасности государства невозможно без обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. Только суверенное, экономически сильное, самостоятельное государство в состоянии противостоять любым вызовам со стороны недружественных иностранных государств.
Государственная, муниципальная служба и гражданин
Руколеев В.А. - Право граждан присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти c. 81-93

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.1.69930

EDN: VLZTTK

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию проблем регулирования и перспектив развития общественных отношений, связанных с реализацией права присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти. Тема актуальна ввиду того, что правоприменительная практика свидетельствует о массовых нарушениях права присутствовать на заседаниях органов власти. Причина кроется в неполноте законодательного регулирования. Законодатель предусмотрел лишь базовые, декларативные нормы. В их развитие органы власти самостоятельно с учетом своей специфики и особенностей функционирования разрабатывают порядок и правила присутствия граждан на заседаниях. Предмет исследования составляют положения нормативных правовых актов в области регулирования присутствия граждан на заседаниях коллегиальных органов власти, а также судебная практика и существующие научные положения по исследуемой проблематике.  В работе применялись общенаучные и специально-юридические методы, среди которых можно выделить общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение), системный метод, а также формально-юридический метод. Научная новизна обусловлена тем, что в работе отражено текущее состояние нормативного закрепления права граждан присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти. По результатам исследования автор сформулировал предложения по совершенствованию законодательства. В частности, внести изменения в статью 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предусматривающие: во-первых, конкретизацию сроков информирования граждан о назначенном органом власти заседании и наименование источников, с использованием которых необходимо производить информирование, а также сроки обращения в орган власти о намерении присутствовать на заседании; во-вторых, закрепить недопустимость включения в повестку одного заседания вопросов, содержащих сведения открытого и ограниченного доступа; в-третьих, произвести унификацию оснований, исключающих возможность присутствовать на заседаниях органов власти.
Административное и муниципальное право: бизнес, экономика, финансы
Агамагомедова С.А. - Эксперимент по таможенному мониторингу: административно-правовая характеристика c. 94-104

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.1.40454

EDN: VIJYHQ

Аннотация: Целью работы выступает административно-правовой анализ таможенного мониторинга, эксперимент по проведению которого запущен с 3 апреля 2023 года. Предметом исследования является институт таможенного мониторинга, имеющего административно-правовую природу и выступающего в качестве меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля. Автором выделены особенности нормативно-правового регулирования таможенного мониторинга, проведен сравнительно-правовой анализ таможенного мониторинга с иными видами мониторинга, в частности с налоговым мониторингом. В работе обозначены временной и субъектный пределы таможенного мониторинга, дана характеристика его информационному обеспечению В качестве методов исследования были использованы формально-юридический и сравнительно-правовой методы, метод системного анализа и анализа нормативно-правовых актов. Результатом работы стал анализ нормативно-правовой базы института таможенного мониторинга, характеристика ее эволюции, выделение влияния на регламентацию таможенного мониторинга законодательства о государственном контроле (надзоре), налогового законодательства. Дана характеристика информационному обеспечения таможенного мониторинга со стороны таможенных органов и участников эксперимента, определен круг участников и период проведения эксперимента, а также периодичность сбора сведений для таможенного мониторинга. Особым вкладом автора в исследование темы является позиционирование таможенного мониторинга в качестве меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля и направленной на решение фискальных задач государства. Заслуживает внимания вывод о незавершенности административно-правового регулирования института таможенного мониторинга, ограниченности его использования.
Клейменова А.Н. - Правовые стимулы в таможенном праве c. 105-117

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.1.69852

EDN: VJSEGX

Аннотация: Предметом исследования являются правовые стимулы, регулирующие таможенные правоотношения и побуждающие субъектов внешнеэкономической деятельности к правомерному поведению. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, регулируемые нормами таможенного права. Предметом исследования являются нормы права, стимулирующие лиц, инициирующих перемещение товара и субъектов деятельности в области таможенного дела к добросовестному исполнению таможенного законодательства и взаимовыгодному сотрудничеству с таможенными органами. Актуальность исследования подтверждается Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, согласно которой стратегической целью развития Федеральной таможенной службы называется формирование таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства. Для достижения указанной цели обозначены ориентиры ее достижения, в том числе создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности В работе использовались общенаучные методы исследования, такие как метод системного анализа и синтеза научных знаний, метод диалектического познания, логический метод, а также сравнительно-правовой и формально-логический методы. В результаты проведенного исследования сформулируем следующие основные положения о правовых стимулах, регулирующих таможенные правоотношения: 1. Роль правовых стимулов в таможенном законодательстве будет возрастать, поскольку создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности является одной из стратегических целей Федеральной таможенной службы до 2030 года. Стимулирующие нормы позволяют добиться взаимной выгоды государства и бизнеса, поэтому за ними будущее. 2. К правовым стимулам отнесены: 1) получение статуса УЭО, поскольку при добровольном соблюдении условий включения в реестр УЭО, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, юридическое лицо получает привилегии, недоступные для лиц, не имеющих такого статуса, объем которых зависит от типа полученного свидетельства; 2) категорирование участников ВЭД на уровни риска (по существу масштаба контрольных мероприятий, применимых в отношении них) в зависимости от соблюдения выгодных государству правомерных действий 3) добровольное сообщение декларантом (таможенным представителем) о факте совершенного им правонарушения до начала таможенными органами проверочных мероприятий как возможность освобождения от административной ответственности.
Проблемы науки административного и муниципальнго права
Ищенко А.А. - Демография как приоритет и интегральный показатель результативности стратегического планирования c. 118-130

DOI:
10.7256/2454-0595.2024.1.69801

EDN: VHOTSJ

Аннотация: Современный этап развития Российской Федерации ставит новые задачи на государственном уровне. Стратегическое планирование выступает одной из основ стабильного и полноценного развития государства и общества в различных сферах жизнедеятельности. Демография и демографические показатели выступают важными направлениями в стратегическом планировании с мощным потенциалом развития. Установлено, что перед Российской Федерацией стоит множество демографических проблем, обусловленных различными причинами. При этом само понятие демографии является многоаспектным, связанным с ключевыми направлениями в социальной сфере. В таком контексте, демография выступает приоритетом и интегральным показателем результативности стратегического планирования. Решение демографических проблем посредством применения инструментов стратегического планирования, позволит улучшить качество жизни населения, повысить уровень здравоохранения и иных социально значимых показателей развития. В статье использованы как общенаучные методы исследования, такие как системный анализ, логика, дедукция и индукция, и др. Так и специально юридические, такие как аналогия права и анализ законодательства. В результате работы сделаны следующие выводы: 1. Демография является важным национальным приоритетом и может учитываться как интегральный показатель результативности стратегического планирования. 2. Демографические проблемы для Российской Федерации на данном этапе являются общепризнанными и остро стоящими. Требуется усиление качества стратегического планирования в данной области во взаимосвязи с реализацией стратегий в иных сферах. 3. Демография выступает сложно компонентным явлением, включающим в себя множество составляющих. 4. Вопросы демографии, развития в данной сфере и решения проблем посредством реализации стратегий, должны решаться, в том числе и при использовании данных о качестве жизни населения. Под последним, следует понимать достаточно обширный комплекс факторов, представляющих условия жизнедеятельности отдельных лиц и общества в целом. 5. Действующий правовой механизм стратегического планирования в демографической сфере должен быть реализован с учетом принципов административного права.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.