по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 04, 2023
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 05-09-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2023
Теория и наука административного и муниципального права
Гончаров В.В., Поркашян М.А., Спектор Л.А. - Централизм и Децентрализация как Принцип общественного Контроля в Российской Федерации c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.4.40072

EDN: XEIRUG

Аннотация: Институт общественного контроля в Российской Федерации является одной из важнейших юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Правовое регулирование данного института гражданского общества строится на основе ряда принципов - основных, наиболее общих начал, определяющих содержание и основные направления регулирования данного института гражданского общества в Российской Федерации. Настоящая статья посвящена анализу централизма и децентрализации как принципа общественного контроля в Российской Федерации. В работе использован ряд принципов научного исследования, в частности, историко-правовой, сравнительно-правовой, анализа, синтеза и т. д. Целью исследования является не только формализация и обоснование необходимости включения в действующее законодательство принципа централизма и децентрализации в организации и деятельности субъектов общественного контроля, но и выявление и формализация основных проблем, препятствующих реализации указанного принципа данного института гражданского общества. Разработано и обоснование системы мероприятий по их разрешению. Достижение указанной цели исследования предполагает реализацию ряда научных задач, в частности: 1) анализ понятия и содержания принципов общественного контроля в Российской Федерации; 2) исследование перечня указанных принципов, закрепленного в законодательстве об общественном контроле, в частности, в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; 3) обоснование необходимости дополнения указанного перечня новыми принципами (с формализацией и указанием авторских определений их названий и содержания); 4) анализ содержания принципа централизма и децентрализации в организации и деятельности субъектов общественного контроля; 5) выявление основных проблем, препятствующих реализации указанного принципа; 6) разработка и обоснование системы мероприятий по их разрешению, в том числе, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.
Гончаров В.В. - Правительство Российской Федерации как объект общественного контроля: конституционно-правовой анализ c. 12-23

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.4.39869

EDN: RXCVAF

Аннотация: Освещение проблемы. Конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий, важнейшей из которых является институт общественного контроля. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу Правительства Российской Федерации как объекта общественного контроля. Материалы и методы исследования. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства Российской Федерации, посвященные организации и деятельности общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Правительства Российской Федерации и практика их применения. В настоящей статье применяются обще- и частнонаучные методы, в частности, диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм, историко-правовой и ряд других методов. Результаты. В работе обосновывается роль и место Правительства Российской Федерации в системе объектов общественного контроля. В статье проводится не только анализ современных проблем, которые препятствуют организации и осуществлению общественного контроля в отношении вышеназванного объекта общественного контроля, но и разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению. Дискуссия. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы разработки и внедрения новых принципов, форм, приемов, методов, видов мероприятий общественного контроля, которые могут применяться при его осуществлении в отношении деятельности, актов и решений Правительства Российской Федерации.
Административное и муниципальное право и проблемы миграции
Попова С.М., Яник А.А., Карпова С.Ф. - Трансформация миграционной политики России: этапы, особенности, проблемы (1989-2023) c. 24-51

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.4.43666

EDN: VBXQFC

Аннотация: В статье представлены результаты анализа основополагающих документов миграционной политики Российской Федерации последних 30 лет, целью которого было выявление изменений в принципиальных подходах органов власти в отношении миграции и соответствующих перемен правового и институционального характера. В качестве источников использован массив нормативных правовых актов Российской Федерации с 1989 по 2023 годы (около 100 документов), концепции миграционной политики, материалы выступлений Главы государства, заседаний различных межведомственных комиссий и профильных рабочих групп высокого уровня. В исследовании применялись сравнительный правовой анализ; контент-анализ; синхронный анализ; общелогические подходы и методы.   Полученные результаты позволили выделить семь этапов эволюции российской миграционной политики. Определены границы, в которых происходит «колебание курса» миграционной политики. Показано, что приоритеты, которым должна соответствовать миграционная политика, являются равно значимыми, но конкурирующими, что ведет к противоречивости принимаемых мер. Отмечено, что в последние годы миграционная политика все шире использует технологии адаптивного управления, что содержит риски для долгосрочного целеполагания. Дано определение понятию «пределы изменчивости политики». Сделан вывод о необходимости разработки долгосрочной Стратегии государственной миграционной политики, которая будет учитывать системный характер феномена миграции и многоуровневые эффекты, которые возникают в результате воздействия на миграционную ситуацию.
Административное и муниципальное право и проблемы образования
Коцюрко Е.П. - Контрольная (надзорная) деятельность в сфере высшего образования в условиях риск-ориентированного подхода: проблемы правоприменения и перспективы развития c. 52-64

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.4.43882

EDN: WTTJFD

Аннотация: Предметом исследования выступили особенности правового регулирования реализации контрольной (надзорной) деятельности в сфере высшего образования, обусловленные внедрением риск-ориентированного подхода. Проанализированы некоторые проблемы правоприменения и сформулированы предложения по совершенствованию правовых основ системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере высшего образования. Отдельное внимание уделено разрешению вопроса о перспективах встраивания мониторинга в систему контрольной (надзорной) деятельности в условиях риск-ориентированного подхода в сфере образования. В работе использован комплекс методов и способов познания, присущих современной науке, в качестве общенаучного метода применен системный анализ, в качестве частнонаучного - специально-юридический. В результате сделаны следующие выводы: 1) внедрение риск-ориентированного подхода стало ядром реформирования системы государственного контроля (надзора), в том числе в сфере образования; 2) имеются проблемы правоприменения установленной системы критериев отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска и перечня индикаторов риска; 3) требуется имплементация инструментов общественного и профессионального контроля в системе высшего образования в деятельность контрольных (надзорных) органов; 4) имеется потенциал использования мониторинга в контрольной (надзорной) деятельности. В итоге отмечается необходимость совершенствования системы критериев отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска, в рамках которой важно учитывать зарубежный и региональный опыт применения риск-ориентированного подхода. Особым вкладом автора в исследование темы является выработка собственных предложений по дополнению перечня критериев и актуализации установленных индикаторов риска. Новизна исследования заключается в обосновании важности разрешения вопроса о пределах и перспективах встраивания мониторинга, а также результатов общественного и профессионального контроля, в систему контрольной (надзорной) деятельности в сфере высшего образования в условиях риск-ориентированного подхода.
Административное и муниципальное право и безопасность
Зайкова С.Н. - Комплексность обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте c. 65-79

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.4.43672

EDN: VTRRIQ

Аннотация: Правовой анализ обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте и транспортной безопасности имеет теоретическое и практическое значение. Актуальными остаются вопросы единообразного толкования терминологии, используемой в российском законодательстве в области обеспечения безопасности и в сфере транспортной отрасли; выстраивания системной работы множества субъектов, обеспечивающих и участвующих в охране и защите объектов речного транспорта и инфраструктуры; совершенствования превентивного механизма защиты от актов незаконного вмешательства. Рост аварийности обращает внимание на необходимость совершенствования действующего административно-правового механизма. Целью исследования стала попытка выработать предложения, направленные на повышение эффективности защищенности речных перевозок пассажиров и опасных грузов. Задачами исследования – проведение анализа правовых основ обеспечения безопасности внутренних водных путей и обеспечения транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте; систематизация множества дефиниции, используемых при регулировании вопросов обеспечения безопасности. На основе проведенного анализа выделены следующие виды безопасности внутреннего водного транспорта: безопасность судоходства, внутренних водных путей и расположенной на них инфраструктуры. Отсутствие в КВВТ РФ правовых норм, регламентирующих транспортную безопасность, не позволяет говорить о комплексной безопасности, о созданном правовом механизме защиты указанного вида транспорта от различных видов угроз, в том числе, от актов незаконного вмешательства. Для повышения защищенности судов и речных портов предложено: включить паспорт обеспечения транспортной безопасности судна в документированную систему мер управления безопасностью судна; рассмотреть обязательные требования, установленные для обеспечения безопасности судов и для обеспечения транспортной безопасности судов, на предмет их дублирования и необоснованной нагрузки на бизнес; сопоставить контрольно-надзорную деятельность на внутреннем водном транспорте по объектам защиты в части судоходных гидротехнических сооружений.
Административная и муниципальная ответственность
Клейменова А.Н. - Сравнительно-правовой анализ административной ответственности в области таможенного дела в Евразийском экономическом союзе c. 80-88

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.4.43605

EDN: VTUSGY

Аннотация: Предметом исследования является законодательство государств-членов ЕАЭС об административных правонарушениях в области таможенного дела. Проведен сравнительный анализ норм об административной ответственности за недекларирование товаров, действующих в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике. Выполнено сравнение перечня составов административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных национальным законодательством Российской Федерации и Кыргызской Республики. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на территории ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, но административная ответственность за нарушение таможенных норм регулируется национальными законодательствами членов ЕАЭС. При этом, санкции и перечень составов в каждом государстве существенно различаются. Установлена несоразмерность административных наказаний, предусмотренных административными законодательствами государств-членов ЕАЭС, также выявлена необходимость унификации составов административных правонарушений в области таможенного дела, т.е. установления общего перечня статей, предусматривающих административную ответственность за нарушение таможенных правил. Значение правового регулирования административной ответственности в области таможенного дела в государствах ЕАЭС является недооцененным,несмотря на то, что институт административной ответственности является эффективным инструментом обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и национального законодательства о таможенном регулировании. Сформулированы направления унификации законодательства об административной ответственности в области таможенного дела в государствах ЕАЭС.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.