по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 02, 2023
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 05-07-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2023
Административное и муниципальное право и проблемы информатизации
Атабеков А.Р. - Правовой анализ устойчивости конструкций правосубъектности искусственного интеллекта, через призму «животных», «человека» и иных лиц c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.39934

EDN: JGRTAA

Аннотация: Предметом исследования выступает формализация действий искусственного интеллекта в качестве отдельного субъекта права в частно правовом и публичном поле. Объект исследования - нормативные документы, рекомендации и иные документы регламентирующие вопросы выделения правосубъектности ИИ в России и зарубежных странах, академические публикации по исследуемой проблематике. Методология исследования интегрирует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая, диалектический, системный, структурно-функциональный, герменевтический, сравнительно-правовой, формально-юридический (догматический) и др. В рамках настоящего исследования делается особый акцент на осуществление сравнительного правового исследования подходов выделения правосубъектности ИИ на основании опыта различных государств. В рамках указанной статьи исследуются феномены выделения правосубъектности ИИ через призмы конструкций прав животных, человека и отдельных видов лиц. Рассматриваются теоретические и практические подходы по выделению правосубъектности ИИ через призму юридического лица, животного, человека. Изучаются практические подходы по условиям выделения правосубъектности через конструкцию Habeas Corpus, членства «совета директоров», а также авторства ИИ. Определяются основные правовые конструкции реализации указанной правосубъектности, позиции профильных органов власти, а также устойчивость отдельных решений на уровне рассмотрения судебными органами и компенсирующие правовые мероприятия, обеспечивающие безопасную интеграцию ИИ в сферу публичных правоотношений в России. Предложенные в результате проведенного исследования мероприятия могут найти свое применение в законодательной и правоприменительной практике профильных органов власти реализующих интеграцию искусственного интеллекта в сферу общественных и публичных отношений в России.
Теория и наука административного и муниципального права
Бурганова Г.В. - Юридические процедуры предоставления земельных участков для захоронения c. 11-23

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.39693

EDN: EVBOWL

Аннотация: Целью статьи является анализ содержания юридической процедуры предоставления земельных участков для захоронения. В статье рассмотрены правоприменительные аспекты реализации данной юридической процедуры на основании анализа норм действующего российского законодательства о похоронном деле. Предметом статьи являются нормы российского законодательства о погребении и похоронном деле. На основании анализа стадий оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для захоронения обоснованы процедурно-заявительный характер реализации права на погребения. Выявлены участники соответствующей юридической процедуры и определена последовательность действий при оказании данной услуги. В ходе написания статьи применялись современные методы научного познания, как общенаучные, так и частные. В статье использовались методы анализа, синтеза, индуктивно-дедуктивный метод; анализ российского законодательства о погребении и похоронном деле осуществлен с помощью формально-юридического метода. В результате предлагаются основные направления совершенствования правового регулирования юридической процедуры по предоставлению земельных участков для захоронения; определяется место юридических процедур в деле удовлетворения социально значимой потребности в организации места погребения умершего человека. Автором делается вывод, что предусмотренный законодательством порядок предоставления земельных участков носит административный характер, так как осуществляется в рамках процедуры исполнения государственной или муниципальной услуги. Специфический характер ограниченных прав на место погребения позволяет рассматривать режим пользования земельным участком, предоставленным для захоронения, в качестве уникального земельно-правового режима, требующего надлежащего законодательного оформления.
Административное и муниципальное право и финансовая деятельность
Федченко К.И. - Финансово-правовые основы регулирования контрактной системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд c. 24-35

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.39925

EDN: CNFUOY

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье являются общественные отношения, складывающиеся в рамках контрактной системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. Предметом же исследования выступают основы финансово-правового регулирования контрактной системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. Цель исследования состоит в выявлении ключевых финансово-правовых основ регулирования контрактной системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. Для достижения данной цели в статье последовательно будет решено две основные задачи: проанализировать контрактную систему как финансово-правовой институт, а также установить пределы финансово-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в рамках контрактной системы. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем не только обосновываются финансово-правовые основы регулирования контрактной системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, но и формулируются пределы соответствующего регулирования. При этом сделан вывод о том, что финансово-правовое регулирование контрактной системы носит (и должно носить) ограниченный характер, концентрируясь сугубо на сфере властно-имущественных правоотношений публичного характера, которые возникают и реализуются в рамках финансовой деятельности государства и связаны с образованием, распределением и использованием государственных централизованных фондов денежных средств. Однако, несмотря на наличие указанных выше пределов финансово-правового регулирования контрактной системы, именно финансово-правовые основы выступают в качестве базиса контрактной системы, поскольку они опосредуют корреляцию между бюджетным и закупочными процессами в рамках достижения единой цели – эффективного удовлетворения государственных нужд при оптимальном расходовании бюджетных средств.
Субъекты административного и финансового права
Савенков А.В. - Неоднородность охватываемых иммунитетом бюджетов процедур исполнения судебных актов c. 36-46

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.40438

EDN: MAQQZS

Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросу о том, какие правовые порядки исполнения судебных актов охватывает собой режим иммунитета бюджетов. Название самого режима говорит лишь о его применимости только к средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако законодательные изменения привели к тому, что буквально к иммунитету бюджетов в тексте самой статьи также относятся средства участников казначейского сопровождения. Кроме того, на протяжении многих лет бюджетное законодательство закрепляет специальный порядок обращения взыскания на средства, отраженные на лицевых счетах автономных и бюджетных учреждений, который по своей технологии исполнения судебного акта близок к процедурам исполнения судебных актов в условиях иммунитета бюджетов. В результате возникает справедливое сомнение в отношении того, являются ли данные порядки однородными и могут ли они относиться к одному режиму иммунитета бюджетов.    Данная статья представляет первое в доктрине финансового права исследование, посвященное осмыслению изменения режима иммунитета бюджета, вызванного распространением его действия на средства участников казначейского сопровождения. Автор, используя общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также частнонаучные методы познания (диалектический, системный, структурно-функциональный, формально-юридический, историко-правовой методы), приходит к выводу о том, что применение единого режима иммунитета бюджетов ко всем вышеупомянутым отношениям неоправданно, в связи с чем необходимо несколько самостоятельных правовых режимов. При применении единых правил не могут быть учтены особенности правового положения участников казначейского сопровождения и автономных и бюджетных учреждений, а также предоставленных им бюджетных средств. Тем не менее, автор не исключает, что отсутствие законодательных изменений в части названия режима иммунитета бюджетов при изменении его содержания позволяет говорить о желании публичного субъекта сохранить режим иммунитета бюджетов в качестве единственного.
Административное и муниципальное право и финансовая деятельность
Титоренко С.К. - Правовое регулирование налоговых льгот при налогообложении доходов физических лиц по операциям с цифровыми правами (криптовалютами) c. 47-56

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.40527

EDN: OWNPNV

Аннотация: В статье рассматриваются особенности правового регулирования налоговых льгот при налогообложении операций физических лиц с цифровыми правами в Российской Федерации. Проведено исследование нормативно-правового регулировани, Российской Федерации, а также исследование нормативно-правового регулирования зарубежных стран (на примере Республики Франция, Федеративной Республики Германия, Республики Финляндия), в части установления налоговых льгот по операциям цифровыми прами. В результате исследования автором выделен пробел в правовом регулировании налогообложения цифровых прав в Российской Федерации, при определении системы налоговых льгот по операциям с цифровыми правами. Актуальность. Общественные отношения, возникающие в связи с оборотом цифровых прав урегулированы Гражданским кодексом РФ, при этом ни законодательство, ни правоприменительной практикой не определены, особенности налогообложения доходов физических лиц, по операциям с цифровыми правами. В связи с чем, необходимо выделить особенности правового регулирования налогообложения доходов физических по операциям с цифровыми правами и определить применимы ли данные особенности к правовому регулированию налогообложения доходов физических лиц по операциям с цифровыми правами в Российской Федерации. Проблема заключается в том, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое регулирование налогообложения доходов физических лиц по операциям с цифровыми правами, в частности не установлены налоговые льготы при исчислении налоговой базы доходов по операциям с цифровыми правами. Цель. Исследовать опыт зарубежного законодательства и нормативно-правовое регулирование Российской Федерации и выявить проблемы правового регулирования налогообложения доходов физических лиц по операциям физических лиц с цифровыми правами. Методы: формально юридический, сравнительно-правовой. Научная новизна. Ранее исследование в сфере правового регулирования налогообложения доходов физических лиц по операциям с цифровыми правами не проводились.
Теория и наука административного и муниципального права
Гончаров В.В., Поркашян М.А., Спектор Л.А. - Ответственность как принцип общественного контроля в Российской Федерации c. 57-67

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.40418

EDN: TFDZBA

Аннотация: Многонациональный народ Российской Федерации является в соответствии с Конституцией России носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. При этом, он реализовывает свои полномочия как непосредственно (например, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (в частности, через деятельность органов публичной власти). Однако, конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля, правовую основу которого составляет система принципов – основных, наиболее общих начал, определяющих содержание и основные направления регулирования данного института гражданского общества в Российской Федерации. В работе использован ряд научных методов исследования: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический и ряд иных.   Настоящая статья посвящена анализу ответственности как принципа общественного контроля в Российской Федерации. Цель исследования состоит не только в обосновании необходимости формализации вышеназванного принципа данного института гражданского общества в законодательстве об общественном контроле (в частности, в статье 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»), но и в формализации и исследовании основных проблем, препятствующих закреплению и реализации данного принципа общественного контроля. Автором разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, в том числе, путем внесения изменений и дополнений в законодательство России.
Административная и муниципальная ответственность
Шкиперов А.А., Клейменова А.Н. - Административная ответственность как фактор инновационного развития в таможенном деле c. 68-78

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.39762

EDN: PVXQFA

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния института административной ответственности на инновационное развитие таможенного администрирования и цифровизацию государственного управления. Автоматизация таможенных операций, категорирование участников внешнеэкономической деятельности, выбор объектов и форм таможенного контроля с применением программных средств непосредственно связаны с административной ответственностью в области таможенного дела. Сформулированы выводы, касающиеся необходимости стимулирования инновационного развития коммерческой стороны таможенной сферы, а также необходимости обеспечения эффективности применения автоматизированных систем, минимизации потенциальных рисков, разработке механизма правового регулирования, исключающего привлечение к административной ответственности участников ВЭД за противоправные деяния, не являющимися виновными, а возникшими вследствие ошибок или технических неисправностей автоматизированных систем. Предметом исследования в настоящей статье является влияние института административной ответственности на инновационное развитие таможенного администрирования и внешнеэкономической деятельности. Методами исследования послужили: анализ, синтез, обобщение, сравнение и аналогия, индукция и дедукция, всеобщий диалектический, логический, статистический, формально юридический методы исследования, метод правового прогнозирования и др. По результатам научного исследования авторами обосновываются необходимость пересмотра места и роли института административной ответственности в сфере таможенных правоотношений, а также сформулированы предложения по совершенствованию указанного института в целях обеспечения ускоренного и сбалансированного инновационного развития как таможенного администрирования, так и внешнеэкономической деятельности.
Административное и муниципальное право: бизнес, экономика, финансы
Пурге А.Р. - Особенности гражданско-правового регулирования государственного оборонного контракта в России c. 79-89

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.40894

EDN: NFAVUR

Аннотация: Статья посвящена анализу отдельных проблем правового регулирования государственного оборонного заказа в РФ. Объектом предлагаемого исследования избраны реальные общественные отношения, возникающие по поводу заключения и прекращения государственного оборонного контракта. Предметом настоящего исследования стали нормы права, обеспечивающие эффективность правового регулирования отношений, возникающих из государственного оборонного контракта. Разрешение выявленных проблем должно стать одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественным законодателем в ходе совершенствования данного института права. В процессе исследования использовались как общенаучные методы познания (философии, логики), так и сравнительно-правовой, позволяющие проанализировать юридические понятие и провести их сравнительный анализ. Актуальность и новизна заключается в том, что вопросы внешней безопасности и тем более обороны Российской Федерации в последние 30 лет были, как можно заключить сейчас, не самыми актуальными – ни у законодателя (который до сих пор не сформировал правовой режим военного времени ни в уголовном, ни в административном, ни в гражданском законодательстве), ни в российской цивилистике, которая, хотя и уделила вновь созданной в 2014 г. системе государственных закупок некоторое внимание, отдельно и специально вопросов системы оборонных закупок до сих пор не касалась. Сделан вывод что с одной стороны, в российской правовой системе долгое время полностью отсутствовала модель отношений государственного оборонного заказа в военное время, с другой – были полностью забыты (в силу их «плановой» природы) советские гражданско-правовые конструкции, применявшиеся для мобилизации промышленности, сельского хозяйства и транспорта в период Великой отечественной войны.
Административное и муниципальное право и проблемы окружающей среды
Манин Я.В. - Особенности природоресурсного права государств Полинезии c. 90-118

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.40851

EDN: GNXJXZ

Аннотация: Объектом исследования являются отношения природопользования в полинезийских государствах, предметом – законодательство и доктрина в области эксплуатации природных ресурсов стран Полинезии: Соединенных Штатов Америки (Гавайи, Американское Самоа, неинкорпорированные территории), Королевства Новая Зеландия (Острова Кука, Ниу, Токелау), Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Острова Питкэрн), Независимого государства Самоа, Республики Кирибати, Королевства Тонга, Королевства Тувалу, Французской Республики (Французская Полинезия, Уоллис и Футуна), Республики Чили (Исла-де-Паскуа и Хуан-Фернандес). Автор рассматривает особенности государственного природоресурсного аппарата в различных юрисдикциях, прежде всего, управление окружающей средой и недропользованием органами исполнительной власти. В статье изучается институт права собственности на землю и недра, разрешительный порядок использования природных объектов. Кроме традиционной, исследователь выделяет новый вид собственности – семейную собственность на землю, отграничивая её от общинной, племенной и родовой, а также обращает внимание на неравенство форм собственности и дискриминацию в этой области английской короной формально независимых государств и их граждан. Работа является новым витком в теории природоресурсного права зарубежных стран, актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью содержания статьи, которая отражает отечественные экономические интересы в Океании. Научная новизна представленного труда заключается в оригинальности выводов и самой работы, содержащей принципиально новую информацию по предмету исследования. Эта одна из немногих научных публикаций в мире по природоресурсному праву государств Полинезии. Автор дискутирует с зарубежными учёными, анализируя иностранную доктрину и законодательство. При этом отмечаются нарушения при имплементации и реализации норм международного морского права в Тихом океане, создание коллективным западом природоресурсных резервов, нормативных правовых баз и государственных механизмов для эксплуатации полинезийской окружающей среды в случае необходимости (экономической потребности и (или) глобального конфликта).
Административное принуждение
Мильчакова О.В. - Лишение права на осуществление стратегического вида деятельности как форма государственного принуждения при нарушении законодательства об иностранных инвестициях c. 119-129

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.40919

EDN: ECQAQM

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы ограничения иностранного участия в стратегических отраслях экономики. Проводится анализ предусмотренных законодательством мер государственного принуждения при нарушении законодательства в данной сфере, таких как: приостановление действия и аннулирование лицензии на осуществление стратегического вида деятельности; приостановление действия, аннулирование и отказ в выдаче новых разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, отказ от заключения новых и расторжение действующих договоров о предоставлении обществу права на добычу (вылов) водных биоресурсов; применение последствий недействительности ничтожной сделки по приобретению активов стратегического общества; лишение права голоса на общем собрании акционеров (участников) стратегического общества. Формулируются выводы об особенностях правовой формы государственного принуждения в связи с нарушением законодательства об иностранных инвестициях в стратегических отраслях экономики, к которым относятся комплексное сочетание принудительных мер, характерных как для административно-правового, так и для гражданско-правового принуждения, а также сосредоточенность таких мер преимущественно в одном специальном нормативном правовом акте, в котором определены непосредственно сами меры, основания и субъекты их применения, процедуры реализации. Автором констатируется, что все меры государственного принуждения при нарушении законодательства об иностранных инвестициях имеют одну целевую направленность в виде лишения права на осуществление стратегического вида деятельности иностранного инвестора, возможность пользования которым (опосредованно, через контролируемое российское общество) была получена с нарушением установленного государством разрешительного порядка.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.