по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 07-03-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
Административное и муниципальное право: формы и методы его реализации
Дицевич Я.Б., Яровой А.В. - Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства органами контроля (надзора) в условиях проводимой административной реформы c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.38831

EDN: CBQBOW

Аннотация: Статья посвящена вопросам контрольно-надзорной деятельности в условиях административной реформы, а также значимости правозащитной составляющей прокурорского надзора за исполнением законов органами контроля (надзора). В исследовании поднимается проблема разграничения процедур, необходимых для привлечения лица к административной ответственности и процедур государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Описываются механизмы проведения различных контрольных (надзорных) мероприятий. Освещаются вопросы адаптации прокурорского надзора за исполнением законов органами контроля (надзора) в условиях установленного Правительством Российской Федерации моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении большинства субъектов малого и среднего предпринимательства. Отмечается, что организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации установлено требование о пресечении прокурорами необоснованного осуществления проверочных мероприятий под видом рейдов, мониторинга, а также в рамках незаконного административного производства. Результатами данного исследования являются выводы, полученные в ходе изучения обновленных правил контрольно-надзорной деятельности, а также ее соотношения с административным производством. Авторами выработаны предложения по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственном контроле (надзоре) посредством применения новых подходов в условиях проводимой административной реформы по модернизации контрольно-надзорной деятельности, смещению акцентов в ее осуществлении на профилактические мероприятия в целях формирования законопослушного поведения контролируемых лиц.
Административная и муниципальная ответственность
Балекина В.М. - Административно-правовые ограничения права на распространение информации в контексте конституционных ценностей правовой свободы и государственной безопасности c. 9-18

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.39713

EDN: FHCBUO

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы установления административных правоограничений права на распространение информации в контексте таких конституционных ценностей, как правовая свобода права и государственная безопасность. Целью исследования стала оценка института административной ответственности за нарушение порядка распространения информации с точки зрения указанных конституционных ценностей. Объектом исследования стали правоотношения в сфере реализации административной ответственности за нарушение порядка распространения информации, а предметом исследования стали правовая доктрина, правовые нормы и материалы судебной практики. Для достижения цели исследования в совокупности с общенаучными и специально-научными методами (анализа, синтеза, формально-юридического, толкования права) автором применен аксиологический подход к изучаемым явлениям. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что проблема ограничения права на свободное распространение информации посредством механизмов административной ответственности рассматривается через призму не только возможных его ограничений в целях безопасности государства, но и в контексте соотношения свободы распространения информации и государственной безопасности, как важнейших конституционных ценностей. Автор формулирует следующие выводы. Установление в КоАП РФ административной ответственности за нарушение порядка распространения информации необходимо для обеспечения государственной безопасности. Однако реализация механизма изученного вида административной ответственности, должна осуществляться сбалансированно, с учетом одновременно, и интересов обеспечения государственной безопасности, и обеспечения правовых гарантий конституционного права каждого на свободное распространение информации.
Исполнительная власть и гражданское общество
Гончаров В.В. - Общественный контроль за негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации: проблемы организации и осуществления c. 19-28

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.39870

EDN: HUQDVX

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу современных проблем организации и осуществления общественного контроля в отношении негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации, в связи с тем, что они занимают ключевое место в организации пенсионного обеспечения в России на 2023 год. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства России, посвященные организации и деятельности общественного контроля в отношении негосударственных пенсионных фондов в России и практика их применения; применяются обще- и частнонаучные методы анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм, социологический, историко-правовой и др. В работе обосновывается роль и место данного института гражданского общества в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Автор исследует правовой статус и место негосударственных пенсионных фондов в России в системе объектов общественного контроля. В работе проводится не только анализ современных проблем, которые препятствуют организации и осуществлению общественного контроля в отношении вышеназванного объекта общественного контроля, но и разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению. Дискуссия. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы разработки и внедрения новых форм, методов общественного контроля в отношении негосударственных пенсионных фондов в России.
Административное и муниципальное право и проблемы информатизации
Атабеков А.Р. - Обеспечение автономности принятия решения искусственный интеллектом для целей публичных правоотношений c. 29-36

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.39893

EDN: GYFCBG

Аннотация: Предметом исследования выступает формализация действий искусственного интеллекта в качестве представителя органа власти. Объектом исследования выступают нормативные документы, рекомендации и иные документы регламентирующие вопросы реализации автономности искусственного интеллекта для целей публичных правоотношений в России и зарубежных странах, судебная практика, академические публикации и аналитические отчеты по исследуемой проблематике. Методология исследования интегрирует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая, диалектический, системный, структурно-функциональный, герменевтический, сравнительно-правовой, формально-юридический (догматический) и др. В рамках настоящего исследования делается особый акцент на осуществлении сравнительного правового исследования феномена автономности искусственного интеллекта, реализующего публичные функции на основании опыта различных государств.   В рамках указанной статьи проводится сравнительный анализ действующих подходов по определению базовых условий обеспечения автономности искусственного интеллекта в контексте публичных правоотношений зарубежных стран и России. В рамках проведенного сравнительного анализа выявлены базовые проблемы в области прозрачности принятия решения искусственного интеллекта в мировой практике, определены практические ситуации интеграции непрозрачных искусственного интеллекта в сферу публичных правоотношений зарубежных стран, а также предложены возможные компенсирующие правовые мероприятия, обеспечивающие безопасную интеграцию искусственного интеллекта в сферу государственного управления в России. Предложенные в результате проведенного исследования мероприятия могут найти свое применение в законодательной и правоприменительной практике профильных органов власти реализующих интеграцию искусственного интеллекта в сферу общественных и публичных отношений в России.
Теория и наука административного и муниципального права
Горшков И.С. - Полиция как субъект государственного контроля за обеспечением гражданами Российской Федерации условий хранения (сохранности) огнестрельного оружия по месту жительства. Постановка проблемы c. 37-47

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.39141

EDN: GZDAOD

Аннотация: Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся в сфере оборота гражданского огнестрельного оружия. Предметом исследования выступает организация государственного контроля за обеспечением гражданами Российской Федерации условий хранения (сохранности) гражданского огнестрельного оружия по месту жительства и деятельность полиции как субъекта рассматриваемого вида государственного контроля. В работе дается краткая характеристика государственного контроля как залога эффективности любой юридической деятельности. Определяется и обосновывается роль и значение полиции при осуществлении государственного контроля в сфере оборота оружия, обосновываются формы и методы рассматриваемого вида государственного контроля, субъекты и объекты его реализации Автором приводится оригинальный взгляд на проблему предупреждения правонарушений как основного направления деятельности полиции на примере сферы оборота оружия в ее взаимосвязи с государственным контролем обеспечения гражданами Российской Федерации условий хранения (сохранности) огнестрельного оружия по месту жительства. Приводится довод об инструментальном значении государственного контроля в системе профилактики правонарушений в сфере оборота оружия, неразрывности и целостности государственного контроля в отдельно взятой сфере государственного управления. В качестве вывода в работе осуществляется постановка проблемы, требующей разрешения, выработки более совершенных механизмов организации государственного контроля в сфере оборота оружия. Публикуется приглашение к дискуссии и обсуждению
Административное и муниципальное право: формы и методы его реализации
Корепина А.В. - Экспертиза как контрольно-надзорное действие: пробелы законодательства c. 48-58

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.39565

EDN: IKASSO

Аннотация: Предмет исследования. Положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», касающиеся процедуры реализации полномочий инспектора привлекать эксперта или экспертную организацию к проведению экспертизы при осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия. Цель исследования. Обоснование необходимости дополнения и конкретизации нормативных правовых актов, в части установления требований к оформлению решения инспектора о проведении экспертизы, содержанию экспертного задания, сроку и способу его направления эксперту, порядку уведомления контролируемого лица о проведении экспертизы, содержанию и оформлению экспертного заключения. Метод, методология исследования. При проведении исследования были использованы формально-логический, формально-юридический, социологический методы исследования, метод системного анализа и метод правового толкования. Новизна исследования, выводы. В статье определены место и значение института экспертизы в сфере контрольно-надзорной деятельности. Экспертиза выступает в качестве самостоятельного контрольного (надзорного) действия, предусматривающего проведение исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла. Организация проведения экспертизы в сфере контрольно-надзорной деятельности является одним из важных полномочий должностного лица контрольно-надзорного органа (инспектора), реализация которого позволяет получить профессиональную оценку соблюдения обязательных требований контролируемым лицом. В ходе системного анализа сформулированы основные положения об экспертной деятельности в сфере государственного контроля и надзора, выявлены пробелы законодательства, в части регламентации процедуры реализации полномочий инспектора привлекать эксперта или экспертную организацию к проведению экспертизы при осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия. Установлено, что нормативные положения об экспертной деятельности в сфере государственного контроля и надзора требуют совершенствования. Автором статьи обоснованы возможные пути устранения выявленных нормативных пробелов.
Административный процесс и процедуры
Соловьёв А.А. - Зарубежный опыт нормативного закрепления права несовершеннолетних лиц самостоятельно принимать решение о предоставлении согласия на медицинское вмешательство c. 59-71

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.38572

EDN: IMTOVV

Аннотация: Предметом настоящей работы является исследование зарубежного опыта нормативного закрепления права несовершеннолетних лиц самостоятельно принимать решения о предоставлении согласия на медицинское вмешательство. Автор отмечает, что, несмотря на существенные гарантии оперативного рассмотрения такого рода дел, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, очевидно, что задержка в осуществлении медицинского вмешательства может повлечь серьезные последствия. С учетом изложенного, существенный интерес представляет зарубежный опыт закрепления внесудебных процедур получения такого согласия. В статье рассмотрены примеры нормативного регулирования, используемые в отдельных европейских (Латвийская Республика, Республики Сербия) и североамериканских (Канада, Соединенные Штаты Америки) государствах. В статье рассмотрены примеры нормативного регулирования, используемые в отдельных европейских (Латвийская Республика, Республики Сербия) и североамериканских (Канада, Соединенные Штаты Америки) государствах. При проведении исследования автором использованы различные методы научного познания, как общенаучные: анализ, синтез, логический и структурно-функциональный, так и частнонаучные: формально-юридический, метод правового моделирования и сравнительно-правовой. Новизна исследования заключается в том, что автор впервые в отечественной юридической науке провел компаративистский анализ нормативного закрепления права несовершеннолетних лиц самостоятельно принимать решения о предоставлении согласия на медицинское вмешательство. Автор приходит к выводу, что вопрос о необходимости расширения возможностей несовершеннолетних лиц на дачу соответствующего согласия, применительно к Российской Федерации, требует отдельного изучения и в процессе этой работы вполне может быть учтен зарубежный опыт.
Публичное право: новые проблемы и реалии
Гончаров В.В. - Администрация Президента Российской Федерации как объект общественного контроля: конституционно-правовой анализ c. 72-81

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.39879

EDN: INDEZC

Аннотация: Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу Администрации Президента Российской Федерации как объекта общественного контроля. Настоящая тема научного исследования представляет особый интерес в связи с тем, что данный орган публичной власти обладает значительными полномочиями и местом в государственном механизме. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства России, посвященные организации и деятельности общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Администрации Президента Российской Федерации и практика их применения; применяются обще- и частнонаучные методы анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм, социологический, историко-правовой и др. В работе проводится анализ института общественного контроля как важнейшей гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Автор исследует правовой статус и место Администрации Президента страны в системе объектов общественного контроля. В работе проводится не только анализ современных проблем, которые препятствуют организации и осуществлению общественного контроля в отношении вышеназванного объекта общественного контроля, но и разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы разработки и внедрения новых форм, методов, видов мероприятий общественного контроля в отношении Администрации Президента Российской Федерации.
Актуальная проблема
Родикова В.А. - Честь имею: право публичных образований на защиту деловой репутации c. 82-94

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.39288

EDN: IGBQZE

Аннотация: Исследуются причины сингулярного характера защиты деловой репутации публичных образований, органов власти РФ, во многом обусловленные спецификой правосубъектности данных юридических лиц, а также исторически сложившимся подходом к вопросу компенсации вреда, нанесенного деловой репутации публичных субъектов права. Предметом работы являются способы, процессуальные алгоритмы защиты деловой репутации публичных образований, органов власти, рассматриваемые в том числе с целью объективной оценки актуальных предложений по созданию соответствующей нормативной базы и анализа встречных контроферт юридического сообщества и бизнеса, обеспечивающей одновременно эффективное и справедливое функционирование института гражданских прав и свобод. Целью исследования является формулировка предложений по выработке регламента и параметров правового регулирования способов, механизмов защиты деловой репутации публичных образований; разработка рекомендаций по внесению изменений в ряд нормативных правовых актов, ориентированных на преодоление правовой энтропии в отсутствие поименованных допустимых способов и процессуальных алгоритмов защиты.   Проанализированы ранние образчики правовых норм, регулирующих деловую репутацию Российского государства, его представителей; советская и современная нормативная база, судебная доктрина, правоприменительная практика, в том числе международная, по данному вопросу. Собрана и предоставлена доказательная база, свидетельствующая о наличии правомочий и, более того, необходимости защиты отечественными публичными образованиями своей деловой репутации в гражданском порядке. Изучены современные источники репутационного вреда; сформулированы предложения по модификации действующего законодательства и допустимой степени рецепции международных правовых норм; декриминализации подходов по защите репутации органов власти и расширенному применению гражданского законодательства в вопросах возмещения убытков, понесенных публичным образованиям в результате причинения вреда деловой репутации, в том числе со стороны его должностных лиц, представителей.
Гончаров В.В. - Особенности организации и осуществления общественного контроля в приграничных субъектах Российской Федерации: конституционно-правовой анализ c. 95-102

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.39867

EDN: IGCOZU

Аннотация: Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу особенностей организации и осуществления общественного контроля в приграничных субъектах Российской Федерации. Это приобретает особую важность в условиях нестабильной международной обстановки, которую можено наблюдать сегодня. Предметом анализа автора становятся соответствующие положения законодательства Российской Федерации, посвященные организации и деятельности общественного контроля в приграничных субъектах в Российской Федерации, а также практика их применения. В работе применяются обще- и частнонаучные методы - анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм, социологический, историко-правовой и ряд иных методов. В работе обосновываются роль данного института гражданского общества в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Автор исследует основные проблемы, препятствующие оптимальной организации и осуществлению общественного контроля в приграничных регионах Российской Федерации. В статье разработана и обоснована система мероприятий по разрешению вышеназванных проблем в целях укрепления института общественного контроля. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы разработки и внедрения новых принципов, методов, форм и видов мероприятий общественного контроля в приграничных субъектах Российской Федерации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.