по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 05, 2016
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 18-05-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2016
Исполнительная власть и гражданское общество
Щербаков О.Н. - Отдельные аспекты участия граждан в охране общественного порядка

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.16772

Аннотация: Предметом исследования являются нормативные правовые акты и правоприменительная практика участия граждан в охране общественного порядка. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как реализация гражданами, участвующими в охране общественного порядка, отдельных мер принуждения, на примере доставления, задержания правонарушителя. Особое внимание уделяется аспектам подготовки народных дружинников по основным направлениям их деятельности, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи. Методологическую основу исследования составит диалектический метод познания. При подготовке работы применены социологический, статистический, формально-логический, сопоставительного анализа, сравнительно-правовой методы. Основными выводами проведенного исследования являются: - рассмотреть возможность осуществления представителями народной дружины реализации таких мер принуждения как доставление, задержание правонарушителя; - скорректировать аспекты подготовки народных дружинников по основным направлениям их деятельности, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи; - обеспечить возможность уголовно-правовой защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка; - изучить необходимость внесения в перечень элементов административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка, запрета на сокрытие от правоохранительных органов ставших им известными фактов готовящихся или совершенных преступлений, административных правонарушений. Новизна исследования состоит в комплексном анализе теоретических и правовых аспектов участия граждан в охране общественного порядка.
Щербаков О.Н. - Отдельные аспекты участия граждан в охране общественного порядка c. 382-386

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67695

Аннотация: Предметом исследования являются нормативные правовые акты и правоприменительная практика участия граждан в охране общественного порядка. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как реализация гражданами, участвующими в охране общественного порядка, отдельных мер принуждения, на примере доставления, задержания правонарушителя. Особое внимание уделяется аспектам подготовки народных дружинников по основным направлениям их деятельности, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи. Методологическую основу исследования составит диалектический метод познания. При подготовке работы применены социологический, статистический, формально-логический, сопоставительного анализа, сравнительно-правовой методы. Основными выводами проведенного исследования являются: - рассмотреть возможность осуществления представителями народной дружины реализации таких мер принуждения как доставление, задержание правонарушителя; - скорректировать аспекты подготовки народных дружинников по основным направлениям их деятельности, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи; - обеспечить возможность уголовно-правовой защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка; - изучить необходимость внесения в перечень элементов административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка, запрета на сокрытие от правоохранительных органов ставших им известными фактов готовящихся или совершенных преступлений, административных правонарушений. Новизна исследования состоит в комплексном анализе теоретических и правовых аспектов участия граждан в охране общественного порядка.
Административное и муниципальное право и безопасность
Саидов З.А. - Проблемы административно- правового регулирования обеспечения безопасности в государственном секторе экономики

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.15760

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием безопасности экономки. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование обеспечения ее безопасности. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования безопасности экономических отношений. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций развития права и экономики в современных условиях. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового ее безопасности. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования безопасности экономики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования экономики, а также создание правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.
Саидов З.А. - Проблемы административно- правового регулирования обеспечения безопасности в государственном секторе экономики c. 387-393

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67696

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием безопасности экономки. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование обеспечения ее безопасности. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования безопасности экономических отношений. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций развития права и экономики в современных условиях. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового ее безопасности. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования безопасности экономики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования экономики, а также создание правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.
Симаков А.А. - Деятельность пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области защиты границ иностранных государств

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.18640

Аннотация: Предметом статьи является осуществление деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области защиты государственных границ иностранных стран. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ правового регулирования деятельности пограничных подразделений и должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации с позиции административно-правового регулирования. Рассматриваются авторские позиции относительно проблематики выполнения сотрудниками пограничных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации в иностранных государствах полномочий в сфере защиты государственных границ, поскольку регулируется эта деятельность национальным законодательством этих государств. Автором обращается внимание также на то, что значительная часть полномочий российских пограничников вообще не урегулирована ни национальным законодательством, ни международными договорами. Методологическую основу статьи составили теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, наблюдение, моделирование), а также правовые методы (формально-логический). Основные выводы, которые сделаны по итогам исследования, состоят в том, что на постсоветском пространстве сложилась разнородная ситуация в сфере охраны Государственных границ Российской Федерации; приоритет в защите государственных границ бывшего СССР отводился именно внешним границам стран СНГ, за исключением прибалтийских стран, которые начали в первую очередь оборудовать государственную границу с Российской Федерацией; именно необходимостью защиты внешних границ стран СНГ, а также невозможностью выполнения этой функции самостоятельно в 90-е гг. XX века, объясняется присутствие в иностранных государствах российских пограничных войск. Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье это проведенный глубокий анализ деятельности пограничных подразделений и должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области защиты границ иностранных государств. Новизна статьи заключается в обосновании возможности действия российского, в том числе административного законодательства за пределами Российской Федерации, определении особенностей организации и осуществления деятельности пограничными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области защиты границ иностранных государств, поскольку на постсоветском пространстве сложилась разнородная ситуация в сфере охраны Государственных границ Российской Федерации и приоритет в защите государственных границ бывшего СССР отводился именно внешним границам стран СНГ, за исключением прибалтийских стран.
Симаков А.А. - Деятельность пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области защиты границ иностранных государств c. 394-401

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67697

Аннотация: Предметом статьи является осуществление деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области защиты государственных границ иностранных стран. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ правового регулирования деятельности пограничных подразделений и должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации с позиции административно-правового регулирования. Рассматриваются авторские позиции относительно проблематики выполнения сотрудниками пограничных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации в иностранных государствах полномочий в сфере защиты государственных границ, поскольку регулируется эта деятельность национальным законодательством этих государств. Автором обращается внимание также на то, что значительная часть полномочий российских пограничников вообще не урегулирована ни национальным законодательством, ни международными договорами. Методологическую основу статьи составили теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, наблюдение, моделирование), а также правовые методы (формально-логический). Основные выводы, которые сделаны по итогам исследования, состоят в том, что на постсоветском пространстве сложилась разнородная ситуация в сфере охраны Государственных границ Российской Федерации; приоритет в защите государственных границ бывшего СССР отводился именно внешним границам стран СНГ, за исключением прибалтийских стран, которые начали в первую очередь оборудовать государственную границу с Российской Федерацией; именно необходимостью защиты внешних границ стран СНГ, а также невозможностью выполнения этой функции самостоятельно в 90-е гг. XX века, объясняется присутствие в иностранных государствах российских пограничных войск. Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье это проведенный глубокий анализ деятельности пограничных подразделений и должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области защиты границ иностранных государств. Новизна статьи заключается в обосновании возможности действия российского, в том числе административного законодательства за пределами Российской Федерации, определении особенностей организации и осуществления деятельности пограничными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области защиты границ иностранных государств, поскольку на постсоветском пространстве сложилась разнородная ситуация в сфере охраны Государственных границ Российской Федерации и приоритет в защите государственных границ бывшего СССР отводился именно внешним границам стран СНГ, за исключением прибалтийских стран.
Административное и муниципальное право: формы и методы его реализации
Военкова Н.П. - Актуальные проблемы объединения контрольно-надзорных органов

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.16986

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием деятельности контрольно-надзорных органов. Статья посвящена актуальной в настоящее время ситуации, связанной с объединением как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти. Автором рассмотрены основные причины объединения двух контрольно-надзорных органа – Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам, а также проблемы, которые могут возникнуть на практике в связи с их слиянием. Кроме того, рассмотрены проблемы, которые могут возникнуть у региональных контрольных органов при организации плановых проверок начиная с 2016 года, после объединения отдельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в единый государственный орган. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы познания. Общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, моделирование, сравнение), позволили выявить основные тенденции и закономерности развития изучаемого предмета. Частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный) дали возможность выделить, описать и воспроизвести исследуемые явления, сопоставить их с целью выявления сходства и различия. Особым вкладом автора в исследовании темы объединения федеральных контрольно-надзорных органов является рассуждение о целесообразности передаче Министерству экономического развития Российской Федерации полномочий Федеральной антимонопольной службы по нормативно-правовому регулированию. Также автор делает вывод о необходимости приведения к единообразию контрольно-надзорных органов субъектов Российской Федерации на примере Главного контрольного управления Хабаровского края.
Военкова Н.П. - Актуальные проблемы объединения контрольно-надзорных органов c. 402-409

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67698

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием деятельности контрольно-надзорных органов. Статья посвящена актуальной в настоящее время ситуации, связанной с объединением как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти. Автором рассмотрены основные причины объединения двух контрольно-надзорных органа – Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам, а также проблемы, которые могут возникнуть на практике в связи с их слиянием. Кроме того, рассмотрены проблемы, которые могут возникнуть у региональных контрольных органов при организации плановых проверок начиная с 2016 года, после объединения отдельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в единый государственный орган. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы познания. Общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, моделирование, сравнение), позволили выявить основные тенденции и закономерности развития изучаемого предмета. Частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный) дали возможность выделить, описать и воспроизвести исследуемые явления, сопоставить их с целью выявления сходства и различия. Особым вкладом автора в исследовании темы объединения федеральных контрольно-надзорных органов является рассуждение о целесообразности передаче Министерству экономического развития Российской Федерации полномочий Федеральной антимонопольной службы по нормативно-правовому регулированию. Также автор делает вывод о необходимости приведения к единообразию контрольно-надзорных органов субъектов Российской Федерации на примере Главного контрольного управления Хабаровского края.
Алексеев Д.Б. - Концепция развития государственного контроля как способа обеспечения режима законности в государственном управлении

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.17121

Аннотация: Автор рассматривает актуальные проблемы совершенствования механизма государственной контрольной деятельности в современной России. Объектом исследования в настоящей статье является государственный контроль как способ обеспечения режима законности в государственном управлении, его направления, формы и система. Автор рассматривает проблему разграничения понятий контроля и надзора, а также научную идею выделения контрольной ветви государственной власти. В статье ставиться цель по разработке основных идей концепции развития государственной контрольной деятельности в Российской Федерации. Методологическую базу составили как общенаучные, так и специальные правовые методы изучения. Прежде всего, в работе применялись системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному. Также были использованы сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный и некоторые другие методы. Автор разрабатывает оригинальную концепцию совершенствования государственной контрольной деятельности в Российской Федерации, впервые вводит в научный оборот понятие «информационного общественно-государственного контроля». По мнению автора, основными идеями концепции совершенствования государственной контрольной деятельности на современном этапе должны стать: 1) институциональное обособление контрольной ветви государственной власти; 2) вовлечение информационного общества и внедрение информационных технологий в процесс контрольной деятельности; 3) принятие унифицированной официально признанной модели (системы) государственной контрольной деятельности; 4) принятие специального законодательства, устанавливающего разработанную систему и устраняющего имеющие терминологические противоречия; 5) персонализация конечных контрольных инстанции, в частности, путем укрепления президентской формы контроля, а также создания службы главных государственных инспекторов в системе межотраслевой надзорной деятельности.
Алексеев Д.Б. - Концепция развития государственного контроля как способа обеспечения режима законности в государственном управлении c. 410-416

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67699

Аннотация: Автор рассматривает актуальные проблемы совершенствования механизма государственной контрольной деятельности в современной России. Объектом исследования в настоящей статье является государственный контроль как способ обеспечения режима законности в государственном управлении, его направления, формы и система. Автор рассматривает проблему разграничения понятий контроля и надзора, а также научную идею выделения контрольной ветви государственной власти. В статье ставиться цель по разработке основных идей концепции развития государственной контрольной деятельности в Российской Федерации. Методологическую базу составили как общенаучные, так и специальные правовые методы изучения. Прежде всего, в работе применялись системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному. Также были использованы сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный и некоторые другие методы. Автор разрабатывает оригинальную концепцию совершенствования государственной контрольной деятельности в Российской Федерации, впервые вводит в научный оборот понятие «информационного общественно-государственного контроля». По мнению автора, основными идеями концепции совершенствования государственной контрольной деятельности на современном этапе должны стать: 1) институциональное обособление контрольной ветви государственной власти; 2) вовлечение информационного общества и внедрение информационных технологий в процесс контрольной деятельности; 3) принятие унифицированной официально признанной модели (системы) государственной контрольной деятельности; 4) принятие специального законодательства, устанавливающего разработанную систему и устраняющего имеющие терминологические противоречия; 5) персонализация конечных контрольных инстанции, в частности, путем укрепления президентской формы контроля, а также создания службы главных государственных инспекторов в системе межотраслевой надзорной деятельности.
Административное принуждение
Сафоненков П.Н. - Система принципов административного принуждения

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.16362

Аннотация: Предметом исследования являются нормы права и научные источники, характеризующие принципы применения административного принуждения компетентными органами государственной власти. Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся при применении административного принуждения уполномоченными субъектами. В результате анализа нормативно-правовых актов, научной литературы автор излагает краткое содержание принципов, которые применяются или должны быть применимы при использовании мер административного принуждения властными органами в правовом государстве. В статье автор обращает внимание на наличие системы таких принципов. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания (формально-правовой, аналитический, нормативно-логический и др.). В результате исследования автор делает вывод, что принципы административного принуждения включают в себя: общие принципы административного права, принципы административного процесса и административной ответственности, а также специальные принципы установления и применения мер административного принуждения. По мнению автора, реализация на практике ряда принципов не лишена проблемных вопросов.
Сафоненков П.Н. - Система принципов административного принуждения c. 417-422

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67700

Аннотация: Предметом исследования являются нормы права и научные источники, характеризующие принципы применения административного принуждения компетентными органами государственной власти. Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся при применении административного принуждения уполномоченными субъектами. В результате анализа нормативно-правовых актов, научной литературы автор излагает краткое содержание принципов, которые применяются или должны быть применимы при использовании мер административного принуждения властными органами в правовом государстве. В статье автор обращает внимание на наличие системы таких принципов. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания (формально-правовой, аналитический, нормативно-логический и др.). В результате исследования автор делает вывод, что принципы административного принуждения включают в себя: общие принципы административного права, принципы административного процесса и административной ответственности, а также специальные принципы установления и применения мер административного принуждения. По мнению автора, реализация на практике ряда принципов не лишена проблемных вопросов.
Управленческое право
Трофимова Г.А. - Система федеральных государственных органов в России

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.17185

Аннотация: В Российской Федерации существует целая система государственных органов. Некоторые из них названы Конституцией РФ в качестве органов государственной власти, статус же других закреплен преимущественно в законах, однако без четкого определения места в иерархии государственных органов. Вместе с тем необходима конкретная взаимосвязь порядка формирования государственного органа, его функционального предназначения, объема предоставленных полномочий и ответственности за их неисполнение. Должна существовать и определенная система построения и взаимодействия органов, составляющих основу государственной структуры, и органов, призванных обеспечивать их работу; органов, дополняющих осуществление властных полномочий. В связи с чем является необходимым создание логически выверенной конструкции системы органов государства. Для проведения исследования были выбраны такие общенаучные и частноправовые методы познания, как логический, формально-юридический, сравнительный, системный. В результате были составлены следующие системы построения федеральных государственных органов: система органов государственной власти, система контролирующих государственных органов, система вспомогательных государственных органов, система государственных органов, не обладающих самостоятельными полномочиями; система органов представительства, система курируемых (то есть формируемых и, как правило, контролируемых) определенной ветвью власти органов. В том числе указаны некоторые недостатки ныне существующего порядка взаимосвязи федеральных государственных органов.
Трофимова Г.А. - Система федеральных государственных органов в России c. 423-432

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67701

Аннотация: В Российской Федерации существует целая система государственных органов. Некоторые из них названы Конституцией РФ в качестве органов государственной власти, статус же других закреплен преимущественно в законах, однако без четкого определения места в иерархии государственных органов. Вместе с тем необходима конкретная взаимосвязь порядка формирования государственного органа, его функционального предназначения, объема предоставленных полномочий и ответственности за их неисполнение. Должна существовать и определенная система построения и взаимодействия органов, составляющих основу государственной структуры, и органов, призванных обеспечивать их работу; органов, дополняющих осуществление властных полномочий. В связи с чем является необходимым создание логически выверенной конструкции системы органов государства. Для проведения исследования были выбраны такие общенаучные и частноправовые методы познания, как логический, формально-юридический, сравнительный, системный. В результате были составлены следующие системы построения федеральных государственных органов: система органов государственной власти, система контролирующих государственных органов, система вспомогательных государственных органов, система государственных органов, не обладающих самостоятельными полномочиями; система органов представительства, система курируемых (то есть формируемых и, как правило, контролируемых) определенной ветвью власти органов. В том числе указаны некоторые недостатки ныне существующего порядка взаимосвязи федеральных государственных органов.
Воронин С.А. - Надзорная функция прокуратуры (теоретический аспект)

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.18667

Аннотация: Предметом исследования является надзорная функция прокуратуры Российской Федерации. Объектом исследования является прокуратура РФ. Автор подробно рассматривает такие аспекты как место и функции органов прокуратуры при реализации которых выполняются задачи и достигаются цели, стоящие перед главным надзорным органом. В ходе историко-правового анализа показано, что функции прокуратуры формировались постепенно, параллельно формированию общественных отношений. Исходя из того, что прокуратура, в соответствии с законом – система органов, результативность и эффективность её надзорной деятельности также должна быть системна, т.е. обеспечиваться продуктивными структурными и функциональными связями всех элементов системы прокурорского надзора. Методология исследования выстроена на базе анализа действующего законодательства в сфере прокурорского надзора, с применением ретроспективного историко-правового и доктринального анализа. Основными выводами проведения исследования являются: обоснование современного представления о функции прокурорского надзора. Выявлены тенденции развития надзорной функции российской и советской прокуратуры, сделан вывод об исторически обусловленной нецелесообразности её сокращения. Новизна в исследовании заключается в том, что по результатам рассмотрения прокурорского надзора как системной деятельности, введено и пояснено понятие «механизм прокурорского надзора», выявлена дискуссионность и противоречивость ряда позиций, содержащихся в литературе. Особое внимание уделено вопросам приоритетов надзорной деятельности. Данный вопрос критически рассмотрен на примере противодействия терроризму, надзора за так называемыми резонансными делами, понятие которых рекомендовано устранить из правоприменительной практики. Сделан вывод о фрагментарности исследования отдельных элементов механизма прокурорского надзора, «тематическое» и даже конъюнктурное восприятие надзора, наличии кампанейщины, особенно по новым приказам Генерального прокурора, актуализирующим на данный момент определенные сферы и объекты надзора.
Воронин С.А. - Надзорная функция прокуратуры (теоретический аспект) c. 433-438

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67702

Аннотация: Предметом исследования является надзорная функция прокуратуры Российской Федерации. Объектом исследования является прокуратура РФ. Автор подробно рассматривает такие аспекты как место и функции органов прокуратуры при реализации которых выполняются задачи и достигаются цели, стоящие перед главным надзорным органом. В ходе историко-правового анализа показано, что функции прокуратуры формировались постепенно, параллельно формированию общественных отношений. Исходя из того, что прокуратура, в соответствии с законом – система органов, результативность и эффективность её надзорной деятельности также должна быть системна, т.е. обеспечиваться продуктивными структурными и функциональными связями всех элементов системы прокурорского надзора. Методология исследования выстроена на базе анализа действующего законодательства в сфере прокурорского надзора, с применением ретроспективного историко-правового и доктринального анализа. Основными выводами проведения исследования являются: обоснование современного представления о функции прокурорского надзора. Выявлены тенденции развития надзорной функции российской и советской прокуратуры, сделан вывод об исторически обусловленной нецелесообразности её сокращения. Новизна в исследовании заключается в том, что по результатам рассмотрения прокурорского надзора как системной деятельности, введено и пояснено понятие «механизм прокурорского надзора», выявлена дискуссионность и противоречивость ряда позиций, содержащихся в литературе. Особое внимание уделено вопросам приоритетов надзорной деятельности. Данный вопрос критически рассмотрен на примере противодействия терроризму, надзора за так называемыми резонансными делами, понятие которых рекомендовано устранить из правоприменительной практики. Сделан вывод о фрагментарности исследования отдельных элементов механизма прокурорского надзора, «тематическое» и даже конъюнктурное восприятие надзора, наличии кампанейщины, особенно по новым приказам Генерального прокурора, актуализирующим на данный момент определенные сферы и объекты надзора.
Административный процесс и процедуры
Калинин Г.И. - Кодекс административного судопроизводства: некоторые вопросы правоприменения с участием административных органов

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.17348

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются вопросы правоприменительной деятельности административно-юрисдикционных органов в свете принятия в Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства. Принятие нового кодифицированного нормативного акта является неординарным событием для российского права. Однако, в процессе правоприменения настоящего Кодекса уже появляются практические вопросы. В процессе исследования автор подробно рассматривает какие вопросы, как практика разрешения споров между гражданами и организациями, их правовая природа и статистический анализ, судебная практика. В исследовании использованы такие общенаучные методы, как: диалектический, анализ, синтез, дедукция, индукция. В процессе работы применялись также частнонаучные методы исследования: сравнительно-правовой, системно-структурный, совместно с системным анализом. Основным выводом проведённого исследования является то, что, хотя в Кодексе имеются ценные и интересные правовые новеллы, на наш взгляд, данный нормативный акт был принят недоработанным. Он не обеспечивает баланса публичных и частных интересов, является узконаправленным. Кодекс административного судопроизводства в принятом виде нуждается в существенной доработке.
Калинин Г.И. - Кодекс административного судопроизводства: некоторые вопросы правоприменения с участием административных органов c. 439-442

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67703

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются вопросы правоприменительной деятельности административно-юрисдикционных органов в свете принятия в Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства. Принятие нового кодифицированного нормативного акта является неординарным событием для российского права. Однако, в процессе правоприменения настоящего Кодекса уже появляются практические вопросы. В процессе исследования автор подробно рассматривает какие вопросы, как практика разрешения споров между гражданами и организациями, их правовая природа и статистический анализ, судебная практика. В исследовании использованы такие общенаучные методы, как: диалектический, анализ, синтез, дедукция, индукция. В процессе работы применялись также частнонаучные методы исследования: сравнительно-правовой, системно-структурный, совместно с системным анализом. Основным выводом проведённого исследования является то, что, хотя в Кодексе имеются ценные и интересные правовые новеллы, на наш взгляд, данный нормативный акт был принят недоработанным. Он не обеспечивает баланса публичных и частных интересов, является узконаправленным. Кодекс административного судопроизводства в принятом виде нуждается в существенной доработке.
Агамагомедова С.А. - Ведомственный контроль деятельности таможенных органов РФ в современный период

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.17400

Аннотация: Предметом исследования является ведомственный контроль деятельности таможенных органов РФ, его правовая регламентация, направления и сроки проведения, а также сравнительный анализ ведомственного и таможенного контроля. Обращено внимание на соотношение таможенного и ведомственного контроля как видов государственного контроля. Общим для них является субъект контроля, в качестве которого выступает таможенный орган. При этом объекты таможенного и ведомственного контроля, а также цели и последствия их реализации различаются. Кроме того в статье обозначено понятие вневедомственного (внешнего) контроля, который должен применяться в сочетании в ведомственный (внутренним) контролем. Методология исследования основана на анализе действующего таможенного законодательства, а также научной литературы в области таможенного регулирования. был также использованы исторический и сравнительно-правовой методы исследования. Основными выводами проведенного исследования являются положения о соотношении таможенного и ведомственного контроля, балансе ведомственного и вневедомственного контроля как основе обеспечения законности деятельности таможенных органов РФ. Особым вкладом автора в исследование темы является выделение общих свойств и различий таможенного и ведомственного контроля, а также вывод о том, соблюдение прав участников таможенных правоотношений возможно при оптимальном балансе ведомственного и вневедомственного контроля деятельности таможенных органов.
Агамагомедова С.А. - Ведомственный контроль деятельности таможенных органов РФ в современный период c. 443-448

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67704

Аннотация: Предметом исследования является ведомственный контроль деятельности таможенных органов РФ, его правовая регламентация, направления и сроки проведения, а также сравнительный анализ ведомственного и таможенного контроля. Обращено внимание на соотношение таможенного и ведомственного контроля как видов государственного контроля. Общим для них является субъект контроля, в качестве которого выступает таможенный орган. При этом объекты таможенного и ведомственного контроля, а также цели и последствия их реализации различаются. Кроме того в статье обозначено понятие вневедомственного (внешнего) контроля, который должен применяться в сочетании в ведомственный (внутренним) контролем. Методология исследования основана на анализе действующего таможенного законодательства, а также научной литературы в области таможенного регулирования. был также использованы исторический и сравнительно-правовой методы исследования. Основными выводами проведенного исследования являются положения о соотношении таможенного и ведомственного контроля, балансе ведомственного и вневедомственного контроля как основе обеспечения законности деятельности таможенных органов РФ. Особым вкладом автора в исследование темы является выделение общих свойств и различий таможенного и ведомственного контроля, а также вывод о том, соблюдение прав участников таможенных правоотношений возможно при оптимальном балансе ведомственного и вневедомственного контроля деятельности таможенных органов.
Административное и муниципальное право и права человека
Камилов М.А. - Этапы административно-правового регулирования публичных мероприятий.

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.17094

Аннотация: Предметом исследования является историческое развитие института публичных мероприятий, его выделение как разновидности массовых мероприятий. Объектом исследования являются правовые акты российского государства, которые регулируют управление в сфере организации и проведения публичных мероприятий. Автор подробно рассматривает период до первой русской революции, период в котором формируется понимание института массовых мероприятий. Особое внимание автор уделяет критериям выделения тех или иных этапом административно-правового регулирования публичных мероприятий. В статье приводятся две различные классификации этапов в зависимости от критериев. Основными методами данного исследования являются: общенаучные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный и сравнительный; частнонаучные методы (методы юридической науки) – сравнительно-правовой метод. Основными выводами проведенного исследования является то, что право на проведение публичных мероприятий развивалось постепенно и равномерно. Особым вкладом автора в исследование темы является выделение двух классификации этапом административно-правового регулирования публичных мероприятий. Научная новизна заключается в отсутствии подобного рода исследования, либо незначительный характер имеющихся.
Камилов М.А. - Этапы административно-правового регулирования публичных мероприятий. c. 449-453

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67705

Аннотация: Предметом исследования является историческое развитие института публичных мероприятий, его выделение как разновидности массовых мероприятий. Объектом исследования являются правовые акты российского государства, которые регулируют управление в сфере организации и проведения публичных мероприятий. Автор подробно рассматривает период до первой русской революции, период в котором формируется понимание института массовых мероприятий. Особое внимание автор уделяет критериям выделения тех или иных этапом административно-правового регулирования публичных мероприятий. В статье приводятся две различные классификации этапов в зависимости от критериев. Основными методами данного исследования являются: общенаучные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный и сравнительный; частнонаучные методы (методы юридической науки) – сравнительно-правовой метод. Основными выводами проведенного исследования является то, что право на проведение публичных мероприятий развивалось постепенно и равномерно. Особым вкладом автора в исследование темы является выделение двух классификации этапом административно-правового регулирования публичных мероприятий. Научная новизна заключается в отсутствии подобного рода исследования, либо незначительный характер имеющихся.
Административное и муниципальное право и проблемы информатизации
Амелин Р.В. - О правовом статусе пользователей государственных информационных систем

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.17213

Аннотация: В статье рассматривается правовой статус пользователей государственных информационных систем как один из основных элементов правового режима таких систем. Автор анализирует нормативно-правовую базу, регулирующую отношения по поводу информационных систем, созданных на основе федеральных законов с целью выявления «лучших практик» и выработке оптимального подхода к правовому регулированию. Анализируются пробелы и противоречия в существующей нормативной базе. Представленные наблюдения и выводы базируются на анализе правовых норм, регулирующих отношения по поводу 60 федеральных информационных систем, урегулированных в российском законодательстве на конец 2015 года. Используется общенаучный и частнонаучные методы: диалектический метод, метод формальной логики, индуктивный метод, сравнительно-правовой анализ. Обосновано, что информация в государственных информационных системах является разновидностью информации о деятельности государственных органов и по умолчанию является общедоступной. Отмечается важность закрепления в нормативных актах основания ограничения доступа к информации в государственных информационных системах и их соответствия сведениям, размещаемым в реестре федеральных информационных систем. При регулировании доступа к конфиденциальной информации, в нормативных правовых актах должны устанавливаться категории пользователей, имеющих право доступа к ней, а также состав предоставляемой информации, основания ее предоставления (цели использования) и способ доступа.
Амелин Р.В. - О правовом статусе пользователей государственных информационных систем c. 454-461

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67706

Аннотация: В статье рассматривается правовой статус пользователей государственных информационных систем как один из основных элементов правового режима таких систем. Автор анализирует нормативно-правовую базу, регулирующую отношения по поводу информационных систем, созданных на основе федеральных законов с целью выявления «лучших практик» и выработке оптимального подхода к правовому регулированию. Анализируются пробелы и противоречия в существующей нормативной базе. Представленные наблюдения и выводы базируются на анализе правовых норм, регулирующих отношения по поводу 60 федеральных информационных систем, урегулированных в российском законодательстве на конец 2015 года. Используется общенаучный и частнонаучные методы: диалектический метод, метод формальной логики, индуктивный метод, сравнительно-правовой анализ. Обосновано, что информация в государственных информационных системах является разновидностью информации о деятельности государственных органов и по умолчанию является общедоступной. Отмечается важность закрепления в нормативных актах основания ограничения доступа к информации в государственных информационных системах и их соответствия сведениям, размещаемым в реестре федеральных информационных систем. При регулировании доступа к конфиденциальной информации, в нормативных правовых актах должны устанавливаться категории пользователей, имеющих право доступа к ней, а также состав предоставляемой информации, основания ее предоставления (цели использования) и способ доступа.
Административное и муниципальное право и другие отрасли права
Красненкова Е.В., Чечурина А.В. - К вопросу о правовом регулировании брачно-семейных отношений в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.17186

Аннотация: В настоящей статье авторами поднимается вопрос о необходимости укрепления института семьи и брака. На основе анализа норм законодательства, в части института расторжения брака определяется ряд мер, способствующих преодолению негативных тенденций в сфере семьи и брака. Исследовалось отечественное законодательство на разных этапах развития нашей страны, в области института защиты материнства и детства, а также института расторжения брака. Видится необходимым применять процедуру медиации по всей РФ, а не в части. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов: системно — структурный, синтеза и анализа, формально - юридический, логический и сравнительно – правовой. С целью защиты материнства и детства авторами предлагается увеличение срока ограничения права супруга на предъявление требования о расторжении брака без согласия супруги; увеличение количества субъектов, а возможно и организаций осуществляющих деятельность по оказанию процедуры медиации (с участием медиаторов или без) в указанных регионах нашей страны и др.
Красненкова Е.В., Чечурина А.В. - К вопросу о правовом регулировании брачно-семейных отношений в Российской Федерации c. 462-466

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67707

Аннотация: В настоящей статье авторами поднимается вопрос о необходимости укрепления института семьи и брака. На основе анализа норм законодательства, в части института расторжения брака определяется ряд мер, способствующих преодолению негативных тенденций в сфере семьи и брака. Исследовалось отечественное законодательство на разных этапах развития нашей страны, в области института защиты материнства и детства, а также института расторжения брака. Видится необходимым применять процедуру медиации по всей РФ, а не в части. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов: системно — структурный, синтеза и анализа, формально - юридический, логический и сравнительно – правовой. С целью защиты материнства и детства авторами предлагается увеличение срока ограничения права супруга на предъявление требования о расторжении брака без согласия супруги; увеличение количества субъектов, а возможно и организаций осуществляющих деятельность по оказанию процедуры медиации (с участием медиаторов или без) в указанных регионах нашей страны и др.
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
Полукаров А.В. - Виды коррупционных преступлений в сфере здравоохранения

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.17323

Аннотация: Коррупция в здравоохранении не сводится лишь к причинению ущерба законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а напрямую влияет на ухудшение прав граждан на охрану здоровья, в конечном итоге – сохранении жизни. Вопрос о коррупционных преступлениях в системе здравоохранения не нашел должного отражения в научных работах. Объектом данного исследования являются общественные отношения охраняющие законную деятельность в сфере здравоохранения. Приведена статистика коррупционных преступлений, изучены примеры судебной и следственной практики. Сформирован перечень коррупционных преступлений в сфере здравоохранения. Для обеспечения объективности и всесторонности исследования полученные результаты сопоставлялись с эмпирическими данными исследований, проведенных другими авторами по смежным темам. Для подготовки статьи автором была использована совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. В ходе проделанной работы установлен факт, что до настоящего времени ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции, в частности в сфере здравоохранения, поэтому необходимо продолжить тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, а также причин и условий, способствующих им.
Полукаров А.В. - Виды коррупционных преступлений в сфере здравоохранения c. 467-473

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67708

Аннотация: Коррупция в здравоохранении не сводится лишь к причинению ущерба законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а напрямую влияет на ухудшение прав граждан на охрану здоровья, в конечном итоге – сохранении жизни. Вопрос о коррупционных преступлениях в системе здравоохранения не нашел должного отражения в научных работах. Объектом данного исследования являются общественные отношения охраняющие законную деятельность в сфере здравоохранения. Приведена статистика коррупционных преступлений, изучены примеры судебной и следственной практики. Сформирован перечень коррупционных преступлений в сфере здравоохранения. Для обеспечения объективности и всесторонности исследования полученные результаты сопоставлялись с эмпирическими данными исследований, проведенных другими авторами по смежным темам. Для подготовки статьи автором была использована совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. В ходе проделанной работы установлен факт, что до настоящего времени ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции, в частности в сфере здравоохранения, поэтому необходимо продолжить тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, а также причин и условий, способствующих им.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.