ГЛАВНАЯ
> Журнал "Административное и муниципальное право"
> Содержание № 04, 2013
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 1-2.28571428571-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 04, 2013
Теория и наука административного и муниципального права |
Винницкий А.В. - Институт публичных услуг в России: перспективы развития в контексте европейского опыта |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7831
Аннотация: В статье исследуется развитие института публичных услуг в странах Европейского Союза и России, анализируются противоречия и недостатки российского законодательства в данной сфере. На основе зарубежного опыта автором обосновывается широкий подход к трактовке публичных услуг и их базовое деление на услуги экономического и неэкономического характера.
The article examines the development of the institute of public services in the European Union and the Russian Federation. The article analyzes the contradictions and the drawbacks of legislation in this sphere. On the basis of the foreign experience the author gives arguments for a broad approach to public services and for their division into economic and non-economic services of general interest.
Винницкий А.В. - Институт публичных услуг в России: перспективы развития в контексте европейского опыта |
|
c. 299-308
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62533
Аннотация: В статье исследуется развитие института публичных услуг в странах Европейского Союза и России, анализируются противоречия и недостатки российского законодательства в данной сфере. На основе зарубежного опыта автором обосновывается широкий подход к трактовке публичных услуг и их базовое деление на услуги экономического и неэкономического характера.
Проблемы административных и муниципальных правоотношений |
Адарченко Е.О. - Отличительные черты юридических лиц публичного права |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7610
Аннотация: Данная статья характеризует юридические лица публичного права как отдельный субъект права отличный от юридических лиц частного права.Обозначаются общие и отличные признаки юридических лиц публичного и частного права и делается вывод что отличия превосходят сходства между субъектами.Таким образом доказывается необходимость выделения юридических лиц публичного права как особого субъекта правоотношений.
Адарченко Е.О. - Административная правосубъектность юридических лиц публичного права |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7653
Аннотация: в статье исследуются особенности административной правосубъектности, как одного из основных элементов юридического лица публичного права. Обосновывается необходимость создание закона о юридических лицах публичного права, который будет устанавливать права, обязанности и ответственность данных субъектов. Юридические лица публичного права предлагается считать коллективными субъектами административного права, обладающими властными полномочиями.
Щербакова Л.В. - Виды административно - договорных обязательств: основные критерии классификации |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7673
Аннотация: В статье анализируются различные критерии классификации административно-договорных обязательств. Исследуется видовое разнообразие административно-договорных обязательств и приводится авторская классификация по критериям: характера интересов, административной правосубъектности, непосредственной каузы административного договора, делегирования полномочий осуществления публичной службы и законодательного регулирования.
Государственная, муниципальная служба и гражданин |
Слюсарева Т.Г. - Проблемы определения пределов административного усмотрения государственных служащих |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.8704
Аннотация: На сегодняшний день проблемы определения пределов административного усмотрения в деятельности государственных служащих являются весьма актуальными. Анализ критериев пределов административного усмотрения и их правильное определение будут способствовать ограничению коррупции и злоупотреблений в системе государственной службы. Административные регламенты, уровень денежного содержания и дополнительное профессиональное образование будут способствовать конкретизации административного усмотрения государственных служащих.
Слюсарева Т.Г. - Проблемы определения пределов административного усмотрения государственных служащих |
|
c. 327-332
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62536
Аннотация: На сегодняшний день проблемы определения пределов административного усмотрения в деятельности государственных служащих являются весьма актуальными. Анализ критериев пределов административного усмотрения и их правильное определение будут способствовать ограничению коррупции и злоупотреблений в системе государственной службы. Административные регламенты, уровень денежного содержания и дополнительное профессиональное образование будут способствовать конкретизации административного усмотрения государственных служащих.
Ходырев А.А. - Организационно-правовые формы публичной службы во Франции в контексте административного режима |
|
c. 332-336
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62537
Аннотация: Статья посвящена анализу организационно-правовых форм реализации публичной службы (le service public) во Франции в контексте административного режима, т.е. в условиях сосуществования двух сфер национального правопорядка: частноправового и административно-правового. В рамках административного режима деятельность публичной администрации буквально изъята из сферы действия частноправовых норм, например, Французского Гражданского кодекса 1804 года. Соответственно, при возникновении споров между частными лицами и публичной администрацией неизбежно возникает вопрос о том, действовал ли агент публичной власти в рамках административного или же частноправового режима. В первом случае, компетентным будет административный суд, во втором — суд общей юрисдикции. Автор детально анализирует вопрос о делегировании публичной службы в условиях дихотомии: «общий (частноправовой) режим — административный режим» на примере публичных концессий, публичных работ и аф-фермажа.
Административное и муниципальное право: бизнес, экономика, финансы |
Жолобова Г.А. - Проблема посредничества в российской хлебной торговле 2-й половины XIX – начала XX вв. и правовые меры его ограничения |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7645
Аннотация: В историческом аспекте российской действительности 2-й половины XIX – начала XX вв. в статье подняты актуальные проблемы организации хлебной торговли. Изучение архивных документов конца XIX – начала XX веков позволило автору наглядно представить негативную сторону рыночного регулирования торговли хлебом, связанную с «засильем» посредников, влекущим разорение крестьян-производителей и негативно отражающимся на всем хлебном производстве. На основе анализа законодательства Российской империи продемонстрированы попытки государства ограничить крайние формы посреднической ростовщической торговли. Автор показала, что неэффективность административного регулирования приводила к поиску путей решения указанных проблем, ведущих к усилению государственного вмешательства в хлебную торговлю.
Административное право и местное самоуправление |
Ходырев А.А. - Организационно-правовые формы публичной службы во Фран-ции в контексте т.н. административного режима |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7814
Аннотация: Статья посвящена анализу организационно-правовых форм реализации публичной службы (le service public) во Франции в контексте ад-министративного режима, т.е. в условиях сосуществования двух сфер нацио-нального правопорядка: частноправового и административно-правового. В рамках административного режима деятельность публичной администрации буквально изъята из сферы действия частноправовых норм, например, Фран-цузского Гражданского кодекса 1804 года. Соответственно, при возникнове-нии споров между частными лицами и публичной администрацией неизбежно возникает вопрос о том, действовал ли агент публичной власти в рамках административного или же частноправового режима. В первом случае, ком-петентным будет административный суд, во втором – суд общей юрисдик-ции. Автор детально анализирует вопрос о делегировании публичной службы в условиях дихотомии: «общий (частноправовой) режим – административ-ный режим» на примере публичных концессий, публичных работ и аф-фермажа.
Административное и муниципальное право и безопасность |
Афонькин Г.П. - Теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, уголовный процесс и административное право: проблемы соотношения и преемственности научного знания |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7567
Аннотация: в статье автор анализирует соотношение теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности с другими юридическими науками – уголовно-процессуальным правом и административным правом, в аспекте преемственности научного знания
Частная теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, развиваясь под действием общепризнанных законов развития научного знания, обладает качествами преемственности по отношению к уголовно-процессуальной науке.
Кулешов Р.В. - Теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, уголовный процесс и административное право: проблемы соотношения и преемственности научного знания |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7621
Аннотация: в статье автор анализирует соотношение теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности с другими юридическими науками – уголовно-процессуальным правом и административным правом, в аспекте преемственности научного знания
Частная теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, развиваясь под действием общепризнанных законов развития научного знания, обладает качествами преемственности по отношению к уголовно-процессуальной науке.
Редкоус В.М. - Теоретические проблемы применения ин-ститута официального предостережения в области обеспечения нацио-нальной безопасности |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.8710
Аннотация: статье проанализированы исторические, правовые и организационные основания применения органами федеральной службы безопасности института объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также предложены меры по его совершенствованию.
Анализ российского законодательства в области обеспечения нацио-нальной безопасности показывает возрастание роли профилактики как пра-вового средства предупреждения совершения правонарушений, а также ее становление в качестве самостоятельного вида мер административно-предупредительного характера, имеющих собственные правовую основу применения, процессуальное обеспечение и влекущих определенные право-вые последствия.
Редкоус В.М. - Теоретические проблемы применения института официального предостережения в области обеспечения национальной безопасности |
|
c. 309-320
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62534
Аннотация: в статье проанализированы исторические, правовые и организационные основания применения органами федеральной службы безопасности института объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также предложены меры по его совершенствованию.
Административное и муниципальное право: формы и методы его реализации |
Горб С.В. - Современное определение задач законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7656
Аннотация: В статье, автор обосновывает необходимость нового, современного определения задач законодательства об административных правонарушениях. Автор анализирует структуру построения задач законодательства об административных правонарушениях и сравнивает задачи установленные в КоАП РФ с задачами иных отраслей права. По результатам анализа, автором вырабатывается предложение по формулировке ст.1.2 КоАП РФ.
Добробаба М.Б. - Понятие и сущностные признаки дисциплинарного взыскания в служебно-деликтном праве |
|
c. 357-364
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62542
Аннотация: В обоснование авторской концепции выделения служебно-деликтного права — комплексного административно-правового института в границах служебного права, формулируется понятие и выявляются сущностные признаки дисциплинарного взыскания в служебно-деликтном праве. Делается вывод о том, что дисциплинарное взыскание в служебно-деликтном праве следует рассматривать в качестве меры дисциплинарно-правового принуждения, состоящей в применении к лицу, совершившему служебно-дисциплинарный деликт, установленных нормами служебного законодательства ограничений субъектом дисциплинарной юрисдикции, с которым государственный служащий находится в служебном правоотношении.
Административная и муниципальная ответственность |
Горб С.В. - Задачи законодательства об административных правонарушениях |
|
c. 355-356
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62541
Аннотация: В статье, автор обосновывает необходимость нового, современного определения задач законодательства об административных правонарушениях. Автор анализирует структуру построения задач законодательства об административных правонарушениях и сравнивает задачи установленные в КоАП РФ с задачами иных отраслей права. По результатам анализа, автором вырабатывается предложение по формулировке ст. 1.2 КоАП РФ.
Лапина М.А. - Ведомственное нормотворчество МВД России: анализ состояния и перспективы развития |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7625
Аннотация: В статье проанализированы имеющиеся проблемы правового регулирования подзаконной нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти на примере МВД России. Авторами сформулированы предложения по систематизации форм нормативных правовых актов, даны рекомендации по совершенствованию законодательства в области ведомственного нормотворчества и практики его применения.
Нормотворчество государства является одной из форм управления обществом. Эффективность государственного управления в Российской Федерации находится в прямой зависимости от правового обеспечения деятельности субъектов исполнительной власти. Нормотворческая деятельность исполнительной власти состоит из законотворческого процесса и подзаконного нормотворчества.
Трунцевский Ю.В. - Повышение эффективности предупреждения преступлений и иных правонарушений, коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками ГИБДД, как условие организации дальнейшего реформирования ОВД РФ согласно Дорожной карте |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7798
Аннотация: в статье содержатся предложения по реализации условий по формированию кадрового ядра, повышение эффективности системы подбора кадров, преобразованию воспитательной работы и гарантированию условий социального обеспечения сотрудников ОВД РФ, а также по повышению уровня доверия граждан к системе правоохранительных органов.
Реформирование системы МВД явилось обоснованной реакцией государственных органов на потребность общества в повышении доверия к органам внутренних дел и качественному улучшению их деятельности.
Поставленные обществом и государством перед Министерством внутренних дел России задачи, по повышению профессиональных качеств сотрудников и очищению системы ОВД от коррупции, являются первоочередными в системе приоритетных направлений реформирования МВД России .
Новоселов С.А., Трунцевский Ю.В. - Повышение эффективности предупреждения преступлений и иных правонарушений, коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками ГИБДД, как условие организации дальнейшего реформирования ОВД РФ согласно Дорожной карте |
|
c. 321-326
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62535
Аннотация: в статье содержатся предложения по реализации условий по формированию кадрового ядра, повышение эффективности системы подбора кадров, преобразованию воспитательной работы и гарантированию условий социального обеспечения сотрудников ОВД РФ, а также по повышению уровня доверия граждан к системе правоохранительных органов.
Административно-правовые режимы и местное самоуправление |
Купреев С.С. - Правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации в условиях проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7698
Аннотация: Статья посвящена особенностям правового режима пребывания иностранцев в России в условиях проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Анализируются нормы, определяющие порядок въезда в Россию, пребывания на территории России и выезда из России; нормы, устанавливающие порядок трудовой деятельности, деятельности в качестве волонтеров и в качестве временного персонала; нормы, устанавливающие особенности миграционного учета иностранцев.
Дискуссионные вопросы административного и муниципального права |
Щербакова Л.В. - Место и роль действий по исполнению административно-договорного обязательства в системе юридических фактов |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7662
Аннотация: анализируется правовая природа действий по исполнению административно-договорного обязательства и их место в системе юридических фактов. Рассматриваются цивилистические концепции исполнения обязательства (исполнение как фактические действия, исполнение как поступок, исполнение как сделка и др.). При этом, обосновывается отнесение действий по исполнению административно-договорного обязательства к особому виду юридических актов – процессуальному действию.
Добробаба М.Б. - Понятие и сущностные признаки дисциплинарного взыскания
в служебно-деликтном праве
|
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7771
Аннотация: В обоснование авторской концепции выделения служебно-деликтного права – комплексного административно-правового института в границах служебного права, формулируется понятие и выявляются сущностные признаки дисциплинарного взыскания в служебно-деликтном праве. Делается вывод о том, что дисциплинарное взыскание в служебно-деликтном праве следует рассматривать в качестве меры дисциплинарно-правового принуждения, состоящей в применении к лицу, совершившему служебно-дисциплинарный деликт, установленных нормами служебного законодательства ограничений субъектом дисциплинарной юрисдикции, с которым государственный служащий находится в служебном правоотношении.
Щербакова Л.В. - Место и роль действий по исполнению административно- договорного обязательства в системе юридических фактов |
|
c. 369-384
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62544
Аннотация: анализируется правовая природа действий по исполнению административно-договорного обязательства и их место в системе юридических фактов. Рассматриваются цивилистические концепции исполнения обязательства (исполнение как фактические действия, исполнение как поступок, исполнение как сделка и др.). При этом, обосновывается отнесение действий по исполнению административно-договорного обязательства к особому виду юридических актов — процессуальному действию.
Административное и муниципальное право и проблемы информатизации |
Лапо Л.Г. - Конституционно-правовые предпосылки для ограничения права на информацию |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7869
Аннотация: информация в современном мире играет весьма значительную роль. У большинства людей имеется свободный доступ к сети Интернет, где легко можно найти практически любую информацию. Развитие технологий, совершенствование технических средств коммуникации, возрастание ценности информации – все это требует детального нормативно-правового регулирования. Особенно важным представляется исследование конституционно-правовых предпосылок для ограничения права на информацию.
Лапо Л.Г. - Конституционно-правовые предпосылки для ограничения права на информацию |
|
c. 337-341
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62538
Аннотация: информация в современном мире играет весьма значительную роль. У большинства людей имеется свободный доступ к сети Интернет, где легко можно найти практически любую информацию. Развитие технологий, совершенствование технических средств коммуникации, возрастание ценности информации — все это требует детального нормативно-правового регулирования. Особенно важным представляется исследование конституционно-правовых предпосылок для ограничения права на информацию.
Административное и муниципальное право и другие отрасли права |
Букалерова Л.А. - Отбывание лишения свободы: опыт Российской Федерации и Норвегии |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7657
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы о совершенствовании порядка и условий отбывания наказания в виде лишения свободы в России в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. и отбывание наказания в тюрьмах современной Норвегии.
Заложенные в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. идеи предполагается реализовывать поэтапно. Первый этап (2010-2012 г.), задачей которого было: утверждение плана мероприятий по реализации Концепции; разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции; разработка и корректировка федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции;
Административное и муниципальное право и судебная власть |
Гагиев А. . - О повышении эффективности организации работы и организационного обеспечения деятельности суда в гражданском и арбитражном процессе |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7796
Аннотация: В статье научному анализу подвергается эффективность организации работы и организационного обеспечения деятельности суда в гражданском и арбитражном процессе. Приводятся критерии эффективности, обосновывается необходимость повышения эффективности судопроизводства. Формулируются предложения, направленные на повышение эффективности гражданского и арбитражного судопроизводстваДеятельность судебной системы должна быть эффективной, то есть максимально способствующей достижению поставленных перед ней целей. Недостатки в организационной деятельности, нестабильность законодательной базы и ошибки судов, встречающиеся в правоприменительной деятельности, снижают эффективность судопроизводства, эффективность деятельности арбитражных судов.
Гагиев А.К. - О повышении эффективности организации работы и организационного обеспечения деятельности суда в гражданском и арбитражном процессе |
|
c. 365-368
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62543
Аннотация: В статье научному анализу подвергается эффективность организации работы и организационного обеспечения деятельности суда в гражданском и арбитражном процессе. Приводятся критерии эффективности, обосновывается необходимость повышения эффективности судопроизводства. Формулируются предложения, направленные на повышение эффективности гражданского и арбитражного судопроизводства.
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции |
Кабанов П.А. - Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга
в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы
|
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.7743
Аннотация: в работе рассматриваются административно-правовые основы организации и осуществления антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации как основного измерительного инструмента состояния коррупции, её причин и эффективности мер региональной антикоррупционной политики. Автором выявляются и описываются основные недостатки административно-правового регулирования антикоррупционного мониторинга и организации его применения: избирательность его использования; отсутствие единого подхода к его правовому регулированию, организации и проведению; не полнота проведения (искажение реального положения дел), а также предлагаются меры по изменению основ правового регулирования антикоррупционного мониторинга.
Куракин А.В. - Международно-правовые источники административного права в сфе-ре противодействия коррупции в системе государственной службы Россий-ской Федерации |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.8690
Аннотация: В статье отмечается, что в настоящее время без упоминания о коррупции не обходится практически ни один официальный документ, который посвящен социально-экономическому и политическому развитию страны или борьбе с преступностью. Проблеме коррупции было уделено отдельное внимание и в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в 2012 г. В работе рассмотрены международно-правовые источники противодействия коррупции на основании чего сформулированы предложения по совершенствова-нию противодействия коррупции в системе государственной службы.
Ильяков А.Д. - Административно-правовое исследование понятия «коррупция» |
|
c. 342-346
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62539
Аннотация: Коррупция является одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации. В статье автор критически анализирует российское антикоррупционное законодательство, на практических примерах демонстрирует его недостатки. Результатом такого исследования является предложение о легальном закреплении понятия «административная коррупция» как использования должностного положения в системе государственного управления в целях извлечения личной выгоды, а также разрабатывает отдельные предложения по повышению эффективности механизма противодействия коррупции в Российской Федерации.
Кабанов П.А. - Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы |
|
c. 347-354
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2013.4.62540
Аннотация: в работе рассматриваются административно-правовые основы организации и осуществления антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации как основного измерительного инструмента состояния коррупции, её причин и эффективности мер региональной антикоррупционной политики. Автором выявляются и описываются основные недостатки административно-правового регулирования антикоррупционного мониторинга и организации его применения: избирательность его использования; отсутствие единого подхода к его правовому регулированию, организации и проведению; не полнота проведения (искажение реального положения дел), а также предлагаются меры по изменению основ правового регулирования антикоррупционного мониторинга.
|