PHILHARMONICA. International Music Journal - номер 1 за 2023 год
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 23-08-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, Doctor of Art History, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Дунаевская А.Е. - Феномен сакральности в "Литургической" симфонии Андрея Эшпая c. 1-11

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.1.43865

EDN: KOZWYB

Аннотация: В центре внимания данной статьи находится Шестая «Литургическая» симфония Андрея Яковлевича Эшпая – одного из ярких представителей отечественной и мировой музыкальной культуры современности. Сочинение рассматривается в ракурсе сакральности, в полной мере определяющем его художественно-конструктивные закономерности и драматургическую перспективу. Научная новизна работы обусловлена самим предметом исследования, впервые применяемом в отношении данного сочинения. Для изучения феномена сакральности потребовалось использование междисциплинарного подхода, включающего в себя методы системно-структурного, сравнительного, семиотического, герменевтического анализа. Пристальное внимание было уделено рассмотрению свойств музыкальной текстуры как основного показателя пространственно-временной организации музыкального материала. Аналитически значимыми оказались коннотативно-денотативные свойства музыкального синтаксиса. Не менее важной явилась и роль межтекстуальных взаимодействий, определяющих языковые механизмы текста и раскрывающих план его содержания. Было установлено, что феномен сакральности, отвечая эстетическим установкам мастера, реализуется комплексно – как сопряжение философско-мифологического и духовно-религиозного дискурсов, каждый из которых обладает собственной системой знаков. Функционирование знаковых систем на синтагматическом и парадигматическом уровнях текста приводят к языковым различиям инструментального и хорового разделов симфонии, обнаруживают явления смысловой многоплановости, полихронности, обеспечивающие сквозное становление и развитие литургической идеи. В результате таких взаимодействий формируется жанровое пространство симфонии, представляющее собой синтетический, универсальный, коммуникативный концепт.
История музыки
Сычева Г.С. - Эркки Мелартин: жизнь под знаком смерти, творчество во имя жизни c. 12-17

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.1.43863

EDN: HITSMA

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является финская музыкальная культура. Предметом исследования – жизнь и творчество композитора, педагога, дирижера и просветителя Эркки Мелартина (1875-1937). Цель статьи: воссоздание личностного и творческого портрета Э. Мелартина как одного из выдающихся музыкантов Финляндии первой половины ХХ века. Автор подробно рассматривает биографию композитора в тесной взаимосвязи со всеми видами его деятельности, дает характеристику основных направлений композиторского творчества. Особое внимание автора уделено административной деятельности Э. Мелартина как руководителя Гельсингфорсского музыкального института (ныне – Академии имени Сибелиуса), его дирижерской и педагогической работе. Основные выводы исследования: Эркки Мелартин внес колоссальный вклад в развитие культуры и музыкального профессионального образования в Финляндии; его внушительное композиторское наследие (при множестве влияний других композиторов и фольклора Карелии) имеет яркие и самобытные черты; Э. Мелартин является автором первой национальной оперы ("Айно") и первого масштабного национального балета ("Голубая жемчужина"). Среди его учеников: Аарре Мериканто, Юрьё Килпинен, Вяйне Райтио, Илмари Ханникайнен, Ууно Клами, Сулхо Ранта и Хельви Лейвиска – те, кто в дальнейшем составили цвет финской композиторской школы ХХ века. В статье впервые в отечественном музыкознании публикуются подробные сведения о жизни, творчестве и общественной деятельности композитора.
Колонка главного редактора
Petrov V.O. - The History of the Creation, Premiere, and Prohibition of Dmitri Shostakovich's Thirteenth Symphony c. 18-24

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.1.43866

EDN: CJMEAU

Abstract: The research subject of this article is Dmitri Shostakovich's “Thirteenth Symphony” – one of the most monumental symphonic canvases of the twentieth century, reflecting in its essence the chronicle of historical vicissitudes that took place in the Soviet Union. After a number of compromised compositions in the late 1940s and 1950s, forcibly written ("Songs about Forests," the Eleventh Symphony, numerous miniatures), the Thirteenth Symphony made a splash in musical and near-musical circles, as many perceived it from a polemic angle with the Stalinist regime. The reader's attention is focused on the fact that in it, the composer resorts to a veiled polemic with the current government, and the figurative world of the symphony is a direct reaction of Shostakovich not only to the events to which the opus is dedicated ("Babi Yar," the words of E. Yevtushenko) but also on the reality surrounding him. The semantic contexts of the work are examined through the prism of biographical data about the composer, as a result of which a wide documentary and historical apparatus are involved – the memoirs of Shostakovich's colleagues and contemporaries, his own statements addressed both to the symphony in question and to the broad historical and cultural context of the era. It is in the broad contextual approach that the scientific novelty of the article is seen. In addition, it presents analytical material that allows a deeper understanding of the essence of the work as a whole and the reasons why the symphony was banned at the time.
Культурное наследие - памятники истории и культуры
Shevtsova A.V. - The Specifics of the Timbral Embodiment of the Figurative & Emotional Sphere in Dmitri Shostakovich's 'Viola Sonata' c. 25-34

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.1.43871

EDN: CHZYUD

Abstract: The object of the study is the Sonata for Viola and Piano Op. 147 by Dmitri Shostakovich – a work rightfully considered autobiographical and as a farewell. The subject of the study was the specificity of the timbral embodiment of the composition’s figurative and emotional sphere. In the proposed reading, the first part of the sonata is an image of the world to which the composer sends a farewell glance, the second is a sarcastic sketch of bright collective images of the vices of humanity, and the finale is a penetration beyond reality. The author of the article, in detail, referring to specific musical examples given in the text, examines the specific instrumental techniques used by the composer, which made it possible to embody the mystical concept of the sonata. The novelty of the research lies in the identification of three main figurative lines of the composition: eternity, the voice of the soul, and the world, which correspond to different timbral characteristics of the viola, which received their definitions through the use of specific expressive techniques. Eternity is the dispassionate sound of the viola, which is characterized by some programming, inexorability (an allusion to the "knock of fate”), monotonous figuration, and long double notes in the lower part of the range. The voice of the soul is detached, with the dark, gloomy coloring of the sound: melodica, devoid of "beautiful" intonations, sentimental singing, "Beethoven" trio in new refraction, acting as the personification of the otherworldly. The world is a tearing and sharp sound and sarcastic caricature of colors: glissando with access to the flageolet, short caustic foreshocks, exaggeratedly sharp staccato, ascending parallel quarts in sixteenth, illustrating a hysterical burst of laughter. The main figurative spaces coexist throughout the composition, presenting in the sonata genre a new specific characteristic of the viola for the first time, which interprets the world of unreal images in many ways. Shostakovich's sonata is defined as the starting point of the formation of the leading figurative direction of the viola repertoire of the last third of the twentieth century, which secured the viola the role of a guide to the world of the beyond—a kind of Virgil.
История музыки
Кыргыс З.К., Ондар Б.В. - По следам русских ученых Тувинской народной музыки c. 35-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.1.43883

EDN: JOVHJN

Аннотация: Статья призвана осветить значение записей песенного фольклора на примере документального научного наследия первых ученых-исследователей тувинского музыкального фольклора А. Н. Аксенова, Е. В. Гиппиуса за период с 1927 по 1965 годы. Методологическую основу составляют принципы исторической преемственности, объективности, целостного подхода к анализу истории развития традиционной тувинской вокальной музыки и перспектив ее развития. Изучение народной музыки неразрывно связано с развитием профессионального искусства. В настоящее время произведения приезжих советских композиторов, мелодически связанные с тувинским фольклором, в репертуаре концертных программ творческих коллективов города Кызыла практически не исполняются. Одним из главных препятствий к их дальнейшему применению является отсутствие этих произведений в учебных программах в музыкальных учебных заведениях. Анализируются вопросы перспективы использования сохранившихся источников в цифровом архиве Академии «Хөөмей». Поставлен вопрос о необходимости создания единого институционального репозитория сочинений и материалов по творчеству русских специалистов, музыковедов, ученых, которые исследовали музыкальную культуру тувинцев в советский период. Современная тувинская музыкальная фольклористика во многом базировалась на результатах исследования А. Н. Аксенова, деятельность которого послужила основным ориентиром для изучения тувинской народной музыки и способствовала расцвету тувинского музыкального искусства в Туве.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.