PHILHARMONICA. International Music Journal - номер 1 за 2022 год
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2022
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 19-04-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, Doctor of Art History, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2022
Философия музыки
Камеко Е.М. - Исполнительское искусство П. А. Серебрякова c. 1-7

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.40491

EDN: PWDYWA

Аннотация: Предметом исследования является фортепианное искусство Павла Алексеевича Серебрякова – выдающегося ленинградского пианиста, педагога, деятеля искусства и руководителя. Объект исследования – вся разносторонняя деятельность названной фигуры. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как индивидуальный стиль исполнителя; его репертуарные предпочтения, концертная и музыкально-общественная деятельность. Особое внимание уделяется некоторым биографическим моментам, повлиявшим на исполнительскую судьбу великого артиста. Приводятся в пример рецензии различных музыкальных критиков, отзывы коллег и учеников; собственные исполнительские воззрения П. А. Серебрякова, взятые из автобиографических заметок и интервью с маэстро. На основе информации из личной беседы автора с внуком П. А. Серебрякова – П. В. Дмитриевым раскрываются методы индивидуальной работы пианиста над репертуаром и некоторые особенности его исполнительского мышления.   Новизна исследования заключается в том, что впервые используются редкие архивные материалы, связанные с исполнительской и музыкально–общественной деятельностью П. А. Серебрякова, не опубликованные до этого. В первую очередь это: 1.документы из семейного архива Серебряковых, предоставленные автору внуком П. А. Серебрякова - П. В. Дмитриевым; 2.материалы и рецензии и статьи из газет, хранящихся в ЦГАЛИ Санкт – Петербурга (фонд 214); 3.аудиозаписи из фонотечного фонда Петербургской консерватории; 4.материалы, взятые из бесед автора с учениками П. А. Серебрякова. Материал может быть полезен как в ознакомительно-просветительских целях для современного поколения музыкантов, так и для преподавателей специальных музыкальных дисциплин средних и высших профильных учреждений.
Рыкунин В.В. - Первая джазовая грампластинка – музыка момента, ставшая вневременной c. 8-14

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.40492

EDN: QAICKH

Аннотация: Джаз стал первым видом музыкального творчества ранее развитие которого было сохранено в звукозаписи. Записанная в 1917 году квинтетом Original Dixieland “Jass” Band из Нового Орлеана грампластинка вошла в историю традиционного джаза как первая джазовая звукозапись. В научном сообществе существует мнение, что музыкальный материал, представленный на этой записи, вряд ли можно считать типичным образцом джазового исполнения того периода. Исполнителями были белые музыканты, хотя большинство первых джазовых групп были негритянскими; музыка была далека от настоящей сольной импровизации. Однако она была нехарактерной уже потому, что была записана. Предметом исследования данной статьи является влияние технологии звукозаписи на джазовую культуру на этапе становления. Если в те годы джазовые музыканты хотели сделать запись, они должны были учитывать многочисленные особенности технологии звукозаписи. Особое внимание автор уделяет изучению последствий воспроизводимости звукозаписи для джазовых музыкантов и восприятию этой музыки слушателями. В качестве методологической базы исследования выступает комплексный подход, охватывающий изучение исторических источников, воспоминаний музыкантов, относящихся к джазовой культуре и индустрии звукозаписи. Исследование демонстрирует опасность опоры только на аудиозапись в ретроспективных критических исследованиях первой джазовой грампластинки, предлагая альтернативные подходы в её оценке.
Музыкальный театр
Барсукова О.В. - Жанрово-стилевые особенности мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса c. 15-29

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.40483

EDN: QAKWMD

Аннотация: Предметом исследования является мюзикл композитора Ричарда Роджерса и либреттиста Оскара Хаммерстайна II «Звуки музыки» – один из ярких примеров классических бродвейских мюзиклов. Автор статьи раскрывает основные жанрово-стилевые и драматургические особенности мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки». Ставит перед собой следующие задачи: проанализировать сюжетную и жанровую составляющие произведения, интонационные комплексы главных героев и наиболее значимых групп персонажей, вокальные приемы, а также проследить влияние австрийских национальных жанров на музыкальную ткань мюзикла. В статье используются следующие методы: культурно-исторический, сравнительно-аналитический и методы музыкально-стилевого и музыкально-исторического анализа. Несмотря на очевидную значимость данного произведения и его колоссальный успех, мюзикл «Звуки музыки» мало изучен в научной литературе. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что особый мелодизм, яркая сценарная основа, развитая музыкальная драматургия, многогранный жанрово-стилевой сплав служат отличительной особенностью мюзикла и создают то уникальное качество, которое обеспечило успех мюзикла в прошлом и настоящем.
Безуглая Г.А. - Музыкальная лаборатория Леонида Мясина: к 125-летию со дня рождения выдающегося хореографа c. 30-44

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.40502

EDN: QAPGXG

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению музыкальной составляющей художественной деятельности выдающегося балетмейстера русского зарубежья Леонида Мясина (1895-1979), 125-летие со дня рождения которого отмечает театральный мир в 2020 г. Отмечаются основные вехи пути музыкального образования хореографа, выявляется спектр его музыкальных интересов, изучаются приемы работы с музыкой создаваемых балетов. Цель исследования, осуществляемого с применением исторического и типологического методов, состоит в изучении этапов становления музыкальной зрелости хореографа, его авторского стиля. Рассматриваются обстоятельства сотрудничества Мясина с композиторами-современниками − Мануэлем де Фалья, Эриком Сати, Сергеем Прокофьевым, Паулем Хиндемитом. Особое внимание уделяется процессу становления системы художественных методов работы с музыкой в совместной работе хореографа с Игорем Стравинским над осуществлением балетов «Пульчинелла», «Весна священная». Освещаются вопросы отношения Мясина к таким сферам музыкальной выразительности, как ритм, динамика, тембр. Изучаются методы работы хореографа с произведениями симфонической музыки, анализируются методы достижения музыкально-пластического синтеза в сценических решениях хореографических симфоний Мясина: «Предзнаменования» (1933) на музыку Пятой симфонии П. Чайковского, «Хореартиум» (1933) на музыку 4 симфонии И. Брамса, «Фантастическая симфония» (1936) на музыку одноименной симфонии Г. Берлиоза и др. Делается вывод о том, что законы музыкальной композиции и драматургии явились для балетмейстера источником художественного обновления и обогащения авторского стиля, развития интеллектуального начала его хореографии.
История и теория исполнительского искусства
Шевцова А.В. - Жанровая эволюция отечественного альтового репертуара c. 45-57

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.40484

EDN: PZATBO

Аннотация: Объектом данного исследования является отечественное репертуарное наследие, включающее сочинения для альта композиторов ХХ столетия.Рассмотрение сочинений производится с позиции непосредственного влияния на их появление ярчайших представителей отечественной альтовой школы В. В. Борисовского, Ф. С. Дружинина и Ю. А. Башмета. За основу анализа взяты произведения, посвященные В. В. Борисовскому (Соната для альта и фортепиано В. Крюкова и С. Василенко, «Песни об умерших» и Рапсодия для альта и фортепиано А. Веприка, Сюита для альта и фортепиано В. Гайгеровой) и Ю. А. Башмету (литургия для большого оркестра и солирующего альта «Оплаканный ветром» и «Стикс» для альта, хора и оркестра Г. Канчели), а также произведения, сочиненные Ф. С. Дружининым (Соната для альта соло и Вариации для альта соло). Рассмотрение произведено с позиции исполнительского влияния на интерес композиторов к сольному воплощению альта и его поэтапному развитию. Определено понятие герой-исполнитель, соответствующее образу альтиста ХХ столетия. Обозначены новые черты сольного альтового репертуара, как результат деятельности отмеченных альтистов: признание уникальности альтового голоса, утверждение альта как яркого концертного инструмента, расширение используемого диапазона альта, выявление мистической составляющей альтового тембра, определение уникальной обобщающей способности альтового тембра, полная техническая раскрепощённость инструмента, необходимость соавторского мышления исполнителя.
Музыкальная этнография и фольклор
Гумерова А.Т. - Традиция православного пения крещеных татар Лаишевского и Мамадышского уездов Казанской губернии: из истории возникновения c. 58-63

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.40503

EDN: PZGDTI

Аннотация: Объектом исследования стало церковное пение татар-кряшен (крещеных татар) – субэтнической общности татарского народа, исповедующей православие. Татары-кряшены являются носителями уникальной православной певческой традиции, соединившей церковно-славянские напевы и молитвенные тексты на татарском языке. Предмет исследования – история богослужебного пения крещеных татар, населявших Лаишевский и Мамадышский уезды Казанской губернии. Историческим отрезком, попавшим под внимание автора, стало время зарождения традиции – вторая половина XIX – начало XX века, являющееся периодом активной миссионерской деятельности Русской православной церкви в регионе. Опора на исторический, культурологический, источниковедческий методы исследования позволила выявить пути формирования певческой практики: они связываются с введением в регионе новой системы религиозного и школьного просвещения «инородцев» и началом проведения богослужений на татарском языке. Приведены сведения, касающиеся функционирования крещено-татарских школ и приходов во второй половине XIX-начале XX века. Дана оценка современного состояния традиции православного пения кряшен, проживающих на рассматриваемой территории; выявлены предпосылки к ее развитию, которые были заложены миссионерами в дореволюционный период. Автором делается вывод о важной роли музыки в процессе христианского просвещения крещеных татар, о большом вкладе дореволюционных миссионеров в формирование духовно-певческой практики этноса, являющейся на сегодняшний день важной частью его музыкальной культуры. Данная этнорегиональная традиция православного пения в отечественном музыкознании рассматривается впервые.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.