Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

В погоне за двумя зайцами поймай обоих сразу!
34 журнала издательства NOTA BENE входят одновременно и в ERIH PLUS, и в перечень изданий ВАК
При необходимости автору может быть предоставлена услуга срочной или сверхсрочной публикации!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Организационно-правовые основы макропруденциальной политики на международном и национальном уровнях
Понаморенко Владислав Евгеньевич

кандидат юридических наук

доцент, департамент финансовых рынков и банков, ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

107370, Россия, г. Москва, Открытое шоссе, 1, корп. 7

Ponamorenko Vladislav Evgen'evich

PhD in Law

associate professor of the Department of Money-And-Credit Relations and Monetary Policy at Financial University under the Government of the Russian Federation

143921, Russia, 107370, g. Moscow, ul. Otkrytoe Shosse, 1, korp.7, kv. 72

vladpon@inbox.ru
Аннотация. Предметом статьи являются организационно-правовые основы макропруденциальной политики на международном (глобальном и региональном) и национальном уровнях. Проблематика макропруденциальной политики (включая макропруденциальное регулирование и макропруденциальный надзор) в силу самой природы системного риска ему имеет ярко выраженный трансграничный характер. В статье исследуются как институциональные основы макропруденциальной политики на национальном уровне, формируемые под влиянием глобальных финансовых регуляторов (Совета по финансовой стабильности, Банка международных расчетов, Международного валютного фонда), так и национальные правовые основы макропруденциальной политики, складывающиеся под воздействием глобальных финансовых стандартов и документов Совета по финансовой стабильности. В связи с этим особое значение сегодня приобрели практики оценки степени имплементации рекомендаций и стандартов в области макропруденциальной политики в национальные правовые системы, которым в работе уделяется особое внимание. Методология исследования базируется на принципах методологического плюрализма и комплексности, включает системный подход, сравнительно-правовой и формально-юридический методы исследования. Новизна работы состоит в проведении актуального исследования организационно-правовых основ макропруденциальной политики на международном и национальном уровнях путем использования широкой и современной источниковой базы с выходом на практические предложения, могущие быть использованными в правотворческом процессе. Основные выводы данного исследования касаются возможностей использования передового зарубежного опыта в области организации и правовой регламентации макропруденциального регулирования в совершенствовании системы макропруденциального регулирования в России и создании такой системы в Евразийском экономическом союзе.
Ключевые слова: макропруденциальная политика, макропруденциальное регулирование, системный риск, финансовая стабильность, СФС, Международный валютный фонд, Европейский Союз, ЕССР, Евразийский экономический союз, Банк России
DOI: 10.7256/2306-9899.2016.3.20037
Дата направления в редакцию: 09-08-2016

Дата публикации: 03-10-2016

Abstract. The subject of this research is the organizational-legal grounds of the macroprudential policy at the international (global and regional) and national levels. The problematic of the macroprudential policy (including macroprudential regulation and macroprudential surveillance) due to the nature of the systemic risk carries a strong cross-border character. The article explores the institutional grounfs of macroprudential policy at the national level that are being formed under the influence of the global financial regulators (Financial Stability Board, Bank for International Settlements, and International Monetary Fund); as well as the national legal grounds of macroprudential policy established under the effect of the global financial standards and documents of the Financial Stability Board. Therefore, particular attention is paid to the practices of assessment of the level of implementation of recommendations and standards in the area of macroprudential policy into the national systems of law. The scientific novelty consists in performance of the relevant examination of the organizational-legal grounds of macroprudential policy at the international and national levels using the extensive and modern source base with expansion onto the practical proposal that can be implemented in the lawmaking process. The main conclusions consist in application of the advanced foreign experience in the field of organization and legal regulation of macroprudential policy, improvement of the system of macroprudential regulation in Russia, and creation of such system in the Eurasian Economic Union.

Keywords: Financial Stability Board, financial stability, systemic risk, macroprudential regulation, macroprudential policy, International Monetary Fund, European Union, Bank for International Settlements, Eurasian Economic Union, Bank of Russia

Эта статья недоступна для пользователей, которые не вошли в цифровую библиотеку издательства под своим логином и паролем. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.

Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.
Библиография
1.
Сайт Банка России. Раздел «Термины и понятия макропруденциальной политики». Режим доступа: http://www.cbr.ru/ireception/terms_dfs.pdf (дата обращения: 05.08. 2016 г.)
2.
FSB Framework for Strengthening Adherence to International Standards. Режим доступа: http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_100109a.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
3.
Handbook for FSB Peer Reviews. Режим доступа: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/FSB-Peer-Review-Handbook-12-March-2015.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
4.
Russian Federation. Financial System Stability Assessment. IMF Country Report No. 16/231. Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16231.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
5.
Russian Federation. Report on the Observance of Standards and Codes-Basel Core Principles for Effective Banking Supervision. IMF Country Report No. 16/232. Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16232.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
6.
Peer Review of Russia. Review Report. FSB, 2 February 2015. Режим доступа: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/Russia-peer-review-report-final.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
7.
Report of the High-Level Group on Financial Supervision in the EU, February 2009. Режим доступа: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/publication14527_en.pdf (дата обращения: 10.06.2016)/
8.
Regulation (EU) No 1093/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 establishing a European Supervisory Authority (European Banking Authority), amending Decision 716/2009/EC and repealing Commission Decision 2009/78/EC (OJ L 331, 15.12.2010, p. 12).
9.
Regulation (EU) No 1095/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 establishing a European Supervisory Authority (European Securities and Markets Authority), amending Decision 716/2009/EC and repealing Commission Decision 2009/77/EC (OJ L 331, 15.12.2010, p. 84).
10.
Regulation (EU) No 1094/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 establishing a European Supervisory Authority (European Insurance and Occupational Pensions Authority), amending Decision716/2009/EC and repealing Commission Decision 2009/79/EC (OJ L 331, 15.12.2010, p. 48).
11.
Ferran E., K. Alexander. Can soft law bodies be effective? Soft systemic risk oversight bodies and the special case ofthe European Systemic Risk Board. University of Cambridge Faculty of Law Research Paper No 36/2011.
12.
Recommendation ESRB/2011/3 on the macro-prudential mandate of national authorities (OJ C 41, 14.2.2012, p. 1).
13.
«Представитель ЕЭК заявил о необходимости создания Совета по финансовой стабильности в рамках ЕАЭС». Режим доступа: http://news.21.by/economics/2016/05/26/1196452.html (дата обращения: 10.06.2016).
14.
Отчет «О научно-исследовательской работе по теме «Разработка Стратегии развития финансовых рынков государств-членов ТС и ЕЭП на период до 2025 года». 4 этап. Разработка проекта единой Стратегии развития финансовых рынков государств-членов ЕАЭС на долгосрочный период Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/finance/nir/reports/Documents/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%20IV%20%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%83%20%D0%9D%D0%98%D0%A0%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%2025%2012%202015.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
15.
Кузнецова В.В. Политика финансовой стабильности: международный опыт: монография. – М.: Курс: Инфра-М, 2015.
16.
Daniel Głuch, Lucia Škovranová and Mikael Stenström. Central Bank involvement in macro-prudential oversight. Legal working paper series. No 14 / January 2013.
17.
Указ Президента Республики Казахстан от 12 июня 2010 года №994 "О Совете по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Республики Казахстан"
18.
Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года №2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан»
19.
Федеральный Закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
20.
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов. Режим доступа: http://cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016-18.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
21.
Информационное письмо Банка России от 09.03.2016 № ИН-05-35/11 «О методиках и моделях, используемых Банком России при определении величины национальной антициклической надбавки к нормативам достаточности собственных средств (капитала)».
22.
Информация «О мерах по реализации Базеля III и о регулировании деятельности системно значимых банков» от 15.07.2015. Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=15072015_190947ik2015-07-15T19_06_47.htm (дата обращения: 10.06.2016).
23.
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 571 «О Национальном совете по обеспечению финансовой стабильности» // "Собрание законодательства РФ", 22.07.2013, N 29, ст. 3961.
24.
Информация «О задачах и функциях создаваемого в центральном аппарате Банка России Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями». Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=130809_155942reliz-2.htm (дата обращения: 10.06.2016).
25.
Работа выполнена в рамках государственного задания Правительства Российской Федерации на 2016 год по теме «Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста
26.
Арзуманова Л.Л. Финансовая политика государства:понятие и ее составные элементы // Финансовое право и управление. - 2013. - 1. - C. 72 - 78. DOI: 10.7256/.2013.1.9525.
References (transliterated)
1.
Sait Banka Rossii. Razdel «Terminy i ponyatiya makroprudentsial'noi politiki». Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru/ireception/terms_dfs.pdf (data obrashcheniya: 05.08. 2016 g.)
2.
FSB Framework for Strengthening Adherence to International Standards. Rezhim dostupa: http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_100109a.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2016).
3.
Handbook for FSB Peer Reviews. Rezhim dostupa: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/FSB-Peer-Review-Handbook-12-March-2015.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2016).
4.
Russian Federation. Financial System Stability Assessment. IMF Country Report No. 16/231. Rezhim dostupa: http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16231.pdf (data obrashcheniya: 05.08.2016).
5.
Russian Federation. Report on the Observance of Standards and Codes-Basel Core Principles for Effective Banking Supervision. IMF Country Report No. 16/232. Rezhim dostupa: http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16232.pdf (data obrashcheniya: 05.08.2016).
6.
Peer Review of Russia. Review Report. FSB, 2 February 2015. Rezhim dostupa: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/Russia-peer-review-report-final.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2016).
7.
Report of the High-Level Group on Financial Supervision in the EU, February 2009. Rezhim dostupa: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/publication14527_en.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2016)/
8.
Regulation (EU) No 1093/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 establishing a European Supervisory Authority (European Banking Authority), amending Decision 716/2009/EC and repealing Commission Decision 2009/78/EC (OJ L 331, 15.12.2010, p. 12).
9.
Regulation (EU) No 1095/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 establishing a European Supervisory Authority (European Securities and Markets Authority), amending Decision 716/2009/EC and repealing Commission Decision 2009/77/EC (OJ L 331, 15.12.2010, p. 84).
10.
Regulation (EU) No 1094/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 establishing a European Supervisory Authority (European Insurance and Occupational Pensions Authority), amending Decision716/2009/EC and repealing Commission Decision 2009/79/EC (OJ L 331, 15.12.2010, p. 48).
11.
Ferran E., K. Alexander. Can soft law bodies be effective? Soft systemic risk oversight bodies and the special case ofthe European Systemic Risk Board. University of Cambridge Faculty of Law Research Paper No 36/2011.
12.
Recommendation ESRB/2011/3 on the macro-prudential mandate of national authorities (OJ C 41, 14.2.2012, p. 1).
13.
«Predstavitel' EEK zayavil o neobkhodimosti sozdaniya Soveta po finansovoi stabil'nosti v ramkakh EAES». Rezhim dostupa: http://news.21.by/economics/2016/05/26/1196452.html (data obrashcheniya: 10.06.2016).
14.
Otchet «O nauchno-issledovatel'skoi rabote po teme «Razrabotka Strategii razvitiya finansovykh rynkov gosudarstv-chlenov TS i EEP na period do 2025 goda». 4 etap. Razrabotka proekta edinoi Strategii razvitiya finansovykh rynkov gosudarstv-chlenov EAES na dolgosrochnyi period Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/finance/nir/reports/Documents/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%20IV%20%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%83%20%D0%9D%D0%98%D0%A0%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%2025%2012%202015.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2016).
15.
Kuznetsova V.V. Politika finansovoi stabil'nosti: mezhdunarodnyi opyt: monografiya. – M.: Kurs: Infra-M, 2015.
16.
Daniel Głuch, Lucia Škovranová and Mikael Stenström. Central Bank involvement in macro-prudential oversight. Legal working paper series. No 14 / January 2013.
17.
Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 12 iyunya 2010 goda №994 "O Sovete po finansovoi stabil'nosti i razvitiyu finansovogo rynka Respubliki Kazakhstan"
18.
Zakon Respubliki Kazakhstan ot 30 marta 1995 goda №2155 «O Natsional'nom Banke Respubliki Kazakhstan»
19.
Federal'nyi Zakon ot 10.07.2002 N 86-FZ "O Tsentral'nom banke Rossiiskoi Federatsii (Banke Rossii)" // "Sobranie zakonodatel'stva RF", 15.07.2002, N 28, st. 2790.
20.
Osnovnye napravleniya razvitiya finansovogo rynka Rossiiskoi Federatsii na period 2016–2018 godov. Rezhim dostupa: http://cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016-18.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2016).
21.
Informatsionnoe pis'mo Banka Rossii ot 09.03.2016 № IN-05-35/11 «O metodikakh i modelyakh, ispol'zuemykh Bankom Rossii pri opredelenii velichiny natsional'noi antitsiklicheskoi nadbavki k normativam dostatochnosti sobstvennykh sredstv (kapitala)».
22.
Informatsiya «O merakh po realizatsii Bazelya III i o regulirovanii deyatel'nosti sistemno znachimykh bankov» ot 15.07.2015. Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=15072015_190947ik2015-07-15T19_06_47.htm (data obrashcheniya: 10.06.2016).
23.
Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 5 iyulya 2013 g. N 571 «O Natsional'nom sovete po obespecheniyu finansovoi stabil'nosti» // "Sobranie zakonodatel'stva RF", 22.07.2013, N 29, st. 3961.
24.
Informatsiya «O zadachakh i funktsiyakh sozdavaemogo v tsentral'nom apparate Banka Rossii Departamenta nadzora za sistemno znachimymi kreditnymi organizatsiyami». Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=130809_155942reliz-2.htm (data obrashcheniya: 10.06.2016).
25.
Rabota vypolnena v ramkakh gosudarstvennogo zadaniya Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii na 2016 god po teme «Byudzhetno-nalogovye i denezhno-kreditnye instrumenty dostizheniya finansovoi stabil'nosti i obespecheniya ekonomicheskogo rosta
26.
Arzumanova L.L. Finansovaya politika gosudarstva:ponyatie i ee sostavnye elementy // Finansovoe pravo i upravlenie. - 2013. - 1. - C. 72 - 78. DOI: 10.7256/.2013.1.9525.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"