Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Социально-педагогические технологии использования средств школьного музея в профессиональном самоопределении старшеклассников в сельском социуме (на примере опыта работы школьных музеев Томпонского и Мегино-Кангаласского улусов)

Охлопкова Дина Константиновна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

677000, Россия, республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, оф. 232

Okhlopkova Dina Konstantinovna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Socio-Cultural Service and Tourism, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, respublika Sakha (Yakutiya), g. Yakutsk, ul. Kulakovskogo, 42, of. 232

dina_konst@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Пономарева Туяра Николаевна

кандидат педагогических наук

директор, МБОУ «Бютейдяхская средняя общеобразовательная школа имени К.О. Гаврилова»

678074, Россия, Мегино-Кангаласский улус, пос. Бютейдях, ул. Новая, 1

Ponomareva Tuyara Nikolaevna

PhD in Pedagogy

Director, Byuteydyakh Secondary School named after K. O. Gavrilov

678074, Russia, Megino-Kangalasskii ulus, pos. Byuteidyakh, ul. Novaya, 1

tuyara737@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2019.4.31466

Дата направления статьи в редакцию:

23-11-2019


Дата публикации:

09-01-2020


Аннотация: Предметом исследования являются социально-педагогические технологии профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме с использованием средств школьного музея. Авторы рассматривают формирование профессионального самоопределения у старшеклассников в ходе освоения жизненного самоопределения, осмысления личного нравственного опыта, а также при взаимодействии с окружающими людьми, социальными институтами. Работа школьных музеев дает возможность учащимся пройти профессиональную пробу в трудовой деятельности: опыт в исследовательской деятельности, в экскурсоводческом деле, в которых приобретаются коммуникативные, речевые навыки, навыки делового общения, творческого мышления, самостоятельного поиска научной информации. Использован комплекс взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение), эмпирические методы, а также методы социально-педагогического подхода (методы реализации потенциала сельского социума: взаимодействие, согласование, сотрудничество); методы разрешения проблем личности (включение в деятельность, рекомендации по оказанию социально-педагогической помощи и др.). Научная новизна исследования заключается в обосновании выводов о том, что проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуализируется в условиях модернизации образования, на фоне роста социальных проблем. Определены перспективы дальнейшего изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьных музеев. Основными выводами проведенного исследования является то, что внедрение инновационных социально-педагогических технологий использования средств школьных музеев способствует повышению уровня формирования профессионального самоопределения у старшеклассников в сельском социуме.


Ключевые слова:

сельский социум, музей, кружок, педагогические технологии, профессиональное самоопределение, социально-педагогические технологии, старшеклассники, воспитательный потенциал, школа, социальные институты

Abstract: The subject of this research is the socio-pedagogical technologies in professional self-determination of high school students in rural environment using the means of a school museum. The authors explore the formation of professional self-determination of high school students in the course of cognizing self-identification and ethical experience, as well as in interaction with surrounding people and social institutions. The work of school museums allows the students to try themselves in research activity and tour guidance, which are the platform for acquiring communication and verbal skills, creative thinking, and ability to independently search for scientific information. The scientific novelty consists in substantiation of conclusions that the question of professional self-determination of high school students comes to the forefront in the conditions of modernization of education, on the background on escalation of social problems. The author determines the prospects of future examination of the problem of professional self-determination of high school students using the means of school museums. The main conclusion lies in the statement that the implementation of socio-pedagogical technologies of using the means of school museums contributes to improvement of the level of formation of professional self-determination among high school students in rural environment.


Keywords:

rural society, the museum, circle, pedagogical technologies, professional self-determination, social pedagogical technologies, high school students, educational potential, school, social institutions

Профессиональное самоопределение есть процесс развития личностного отношения старшеклассников к поиску выбора профессии, самостоятельному планированию и реализации своих профессиональных планов и намерений, выработке стремления к раскрытию индивидуально-личностных особенностей, склонностей и творчества, способствующих самореализации в жизнедеятельности современного общества.

Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение личности как:

- активный поиск возможного формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то важного [4, с.26];

- личностное отношение к профессионально-трудовой деятельности, способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей [8, с.11];

- осознанный и добровольный акт профессионального выбора, адекватный личностным предрасположенностям [1, с.37];

- процесс вхождения человека в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления [2, с.45].

Социально-педагогические технологии – это комплекс знаний, умений и навыков, методов и приемов, способов и средств, направленных на достижение определенной цели для развития и воспитания учащихся. Внедрение социально-педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы направлено на устранение психологических проблем и трудностей старшеклассников в формировании их профессионального самоопределения, проведение тестирования с учетом личностных особенностей учащихся, консультирование по результатам тестирования, осуществление профориентационной работы. Внедрение социально-педагогических технологий должно способствовать формированию у старшеклассников профессиональных интересов, индивидуально-личностных особенностей и склонностей, выработке потребности к осознанному поиску пути и профессиональных намерений.

Воспитательный потенциал сельского социума играет существенную роль для формирования таких профессионально-важных качеств личности старшеклассников, как индивидуальность, активность, направленность, самостоятельность, целеустремленность, воля к достижению поставленных целей, мировоззрение, духовно-нравственные потребности в деятельности.

Большим и богатым воспитательным потенциалом сельский социум обладает сохранившимся народным традициям, общинному мировосприятию, трудолюбию, любви к родным местам. Существующее преобладание традиционных механизмов социализации, нормы, обычаи и традиции, в которые включаются дети, средства массовой коммуникации, литература и искусство, учреждения культуры и дополнительного образования и т.д., создают условия для удовлетворения духовно-нравственных потребностей и интересов, культурно-образовательных запросов личности, семьи, сообщества. Максимальное использование и реализация богатейшего потенциала сельского социума как ценности в воспитании, образовании и развитии личности позволяет приобретать опыт социальной адаптации и обособления в обществе.

Взаимодействие социальных институтов в нашей работе осуществляется между школой, семьей, социумом, общественными организациями, объединением воспитательного потенциала школы и семьи, включающих совокупность методов и приемов, направленных на сопровождение выбора профессии учащимися старших классов.

Изучение зарубежного и отечественного опыта социализации детей в школах и учреждениях дополнительного образования, например, «Города как школы» (Германия), материалы экспериментальной работы сельских школьных музеев Рязанской области, исторического музея г. Санкт-Петербург, школьных музеев Республики Саха (Якутия) показали, что школьный музей располагает значительными возможностями, богатым потенциалом социально-воспитательной работы с детьми и подростками. Потенциал состоит в возможностях освоения новых социальных ролей как в свободное время, так и в процессе обучения по различным школьным дисциплинам, накопления опыта интеллектуального общения, развития познавательных интересов, творческого начала, умственных способностей, решения задач личностной релаксации» адаптации к жизни в обществе; формирования общей культуры [3, 5, 9, 11].

Одной из форм деятельности в формировании профессионального самоопределения старшеклассников является внедрение в учебно-воспитательный процесс социально-педагогических технологий использования средств школьного музея, раскрывающих возможности «процесса процедуры выбора, умения собирать и обрабатывать информацию, осуществления профессионального выбора, постоянного саморазвития, изменения своей деятельности, развития способности рассматривать возникающие проблемы с разных углов зрения».

Следует отметить, что в отечественной науке к настоящему времени накоплен определенный опыт по реализации воспитательного потенциала социума для разрешения проблем социализации личности, необходимый для исследования проблемы социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении, активного поиска путей ее решения и использования:

- исследована воспитывающая роль социальных институтов и их влияние на социализацию, активизацию профессионального самоопределения личности в трудах А. Воронецка – Боровска, В.С. Торохтий, Д.К. Охлопковой и др.;

- изучена взаимообусловленность и взаимосвязь профессионального самоопределения личности с ее активной жизненной позицией в окружающей социальной среде А.А. Бобковой, Е.А. Климовым и др.;

- освещено влияние деятельности музеев на профессиональное самоопределение личности в трудах Л.Н. Киреевой, М.Г. Корепановой, Т.Н. Пономаревой, У.А. Шумиловой и др.

Класс-музей Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова при Крест-Хальджайской средней школы имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова Томпонского района и школьный музейный комплекс Бютейдяхской средней школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия) являются центрами по объединению и координации усилий в выработке общих воспитательно-образовательных возможностей взаимодействия с другими образовательными учреждениями наслегов, социальными институтами общества, такими как семья, школа, учреждения дополнительного образования, культурно-просветительские учреждения, учреждения дополнительного образования.

Социально-педагогические технологии использования средств школьных музеев в формировании профессионального самоопределения включают:

- «метод социального партнерства» с образовательными учреждениями, предприятиями, организациями для ознакомления, знакомства с людьми, работающими в данном наслеге, и их работой с перспективой дальнейшего сотрудничества;

- встречи учащихся с представителями разных профессий, выпускниками школ;

- организация кружковой деятельности, с привлечением для преподавания представителей разных профессий, с посещением предприятий села для практической деятельности при прохождении профессиональной пробы.

Музейные кружки, как социально-педагогическая технология использования средств школьного музея в профессиональном самоопределении, выступили основным в плане целенаправленного воздействия на формирование конкретные компоненты профессионального самоопределения старшеклассников. Занятия музейных кружков были призваны решать следующие задачи: оказать помощь в самопознании, осознании себя, в самооценке; дать возможность пройти практический опыт работы: историка-краеведа, филолога, переводчика, специалиста сферы туризма, гида-экскурсовода, реализации профессиональной пробы исследовательской деятельности, ведения экскурсий, работы с бумагами.

Класс-музей Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова при Крест-Хальджайской средней школы имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова Томпонского района основан в 2005 году и является центром военно-патриотического, гражданского воспитания подрастающего поколения. Класс-музей проводит значительную работу по увековечиванию памяти земляка, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова. В данное время музей имеет свыше 500 экспонатов и архивных материалов.

В 2018 году на базе музея был открыт Центр гражданско- патриотического воспитания школьников Томпонского района. Работники класса-музея проводит массовые мероприятия, тематические экскурсии и уроки истории, мужества, ведут деятельность кружков «Краеведение», «Экскурсовод». Кружок «Краеведение» осуществляет работу с учащимися по нескольким видам деятельности: пополнение материала научно-вспомогательного фонда класса-музея, научно-исследовательская деятельность. Под руководством наставника Охлопкова Н.Ф., учащимися были собраны исторические справки церкви Баягантайского наслега, местности Кюндя – место рождения Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова и другие памятные места наслега.

Включение старшеклассников в деятельность, имеющую исследовательскую направленность, осуществлялось с использованием организации работы учащихся по исследовательской, научно-исследовательской, поисковой методике и методом проекта. Накоплению опыта исследовательской деятельности способствовало проведение под руководством научного сообщества учащихся и учителей научно-практической конференции «Охлопковские чтения».

Социально-педагогическая технология деятельности музейного кружка «Экскурсовод» предназначена для учащихся средних и старших классов по формированию творческой активности, способствованию выявления и развития профессионально важных качеств, реализации профессиональной пробы по профессии историка, экскурсовода, филолога.

Кружок «Экскурсовод» готовит для класса-музея гидов и экскурсоводов, которые помогают специалистам музея в проведении экскурсий для учащихся младших классов, гостей и посетителей музея. Тематические и обзорные экскурции проводятся систематически по знаменательным датам, историческим событиям, мероприятиям на уровне наслега, улуса, республики.

Так, владение знаниями о демонстрируемом экспонате и умение владеть вниманием аудитории при проведении экскурсии учащиеся показали во время проведения научно-практических конференций школьников, улусных семинаров учителей различных методических объединений и пр.

МОУ Бютейдяхская СОШ с 2004 г. работает по экспериментальной программе «Школьный музейный комплекс - модель инновационного учреждения дополнительного образования в сельской местности», решая конкретную педагогическую задачу - использование музея в образовательных и воспитательных целях. По данной программе в общеобразовательном учреждении функционирует школьный музей, потенциал воспитательно-образовательного пространства которого способствует реализации возможности учащегося в потребности получения знаний по разным дисциплинам, социальной адаптации и формированию профессионального самоопределения старшеклассников. Над материальной базой школьного музея, начатой создаваться 40 лет назад, исходя из позиций и требований нового уровня образования ведется непрерывная работа по созданию музейного дополнительного образовательного пространства с количеством экспонатов основного фонда более 10 тысяч шт., научно-вспомогательного фонда — более 3 тысяч.

Музейный комплекс на сегодняшний день включает объекты: образовательный центр, якутская изба, картинная галерея, музей истории и культуры, павильон фауны и охраны природы Якутии.

Специалисты школьного музейного комплекса Бютейдяхской средней школы Мегино-Кангаласского улуса ведут выставочную, экскурсионную деятельность, элективные курсы, занятия по исследовательской, научно-исследовательской, поисковой методике и методом проекта. Так, музейные работники ведут работу кружков«Творчество», «Лепка», «Дизайн», «Экскурсовод», поисково-исследовательский кружок «Илин», «Краеведение», «Таксидермия» «Школа экскурсовода», «Переводческое дело», «Моделирование из дерева», «Пресс-центр» [7, c.66].

Музейные кружки, как социально-педагогическая технология использования средств школьного музея в профильном обучении, выступили основным в плане целенаправленного воздействия на формирование конкретных компонентов профессионального самоопределения старшеклассников. Занятия музейных кружков были призваны решать следующие задачи: оказать помощь в самопознании, осознании себя, в самооценке; обучить технологии работы резьбы по кости, дереву; дать возможность пройти практический опыт работы: историка-краеведа, филолога, переводчика, реализации профессиональной пробы исследовательской деятельности, ведения экскурсий, работы с бумагами.

Социально-педагогическая технология деятельности поисково-исследовательского кружка «Илин» осуществляет работу с учащимися по нескольким видам деятельности: защита охранных мест и памятников деревянного зодчества, пополнение материала научно-вспомогательного фонда школьного музея, научно-исследовательская деятельность. Итогом исследовательской деятельности стал сбор материала по воспоминаниям ветеранов, работавших в тылу во время Великой Отечественной войны в колхозе «Чапаев», и пополнение материала по воспоминаниям 30 человек - воспитанников детского сада «Чэчир» прошлых лет. Под руководством наставников учащимися были спроектированы и собраны макеты церковно-приходской школы и сторожевого амбара Поповых из местности Биэкинэ. По итогам года кружковцы завоевали первое место в республиканской экспедиции «Тропа мужества», посвященной Дню Победы. Занятие в поисково–исследовательском кружке «Илин» дает учащимся 10 и 11 классов возможность реализации приобретенного практического опыта работы с архивными документами, деловыми бумагами, расширение делового общения с людьми, навыков исследовательской работы.

Социально-педагогическая технология деятельности музейного кружка «Творчество» направлена на формирование трудовых и технических умений художественного изготовления изделий их кости, содействие развитию художественного вкуса, творческой активности, развитие профессионально важных качеств. Основным звеном музейного кружка является индивидуальная работа с учащимися старших классов. Руководитель кружка Родионов К.К. занимается с творчески одаренными учащимися по индивидуальной программе, привлекает на занятия народных мастеров, которые стремятся возродить самобытные традиции в косторезном искусстве.

Занимаясь в кружке косторезов, юноши узнают о способах добычи и грамотной обработки бивня, который легко режется и шлифуется, имеет красивый вид и замечательную текстуру, обогащающую декоративные возможности и выразительность материала. Обучаясь процессу технологии косторезного искусства, стали комбинировать различные способы резьбы: рельефную, плоскую, ажурную, объемную. Работы кружковцев по резьбе выставлялись на республиканских и улусных выставках, становились призерами и лауреатами выставок в республике. Многие юноши планируют в будущем избрать профессию, связанную с деятельностью кружка, и учиться в Якутском художественном колледже.

Руководителями музейных кружков разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс сельской школы музейные уроки по типу: урок – игра, урок – экскурсия, урок – исследование; интегрированные уроки: русский язык – мировая художественная культура, русская литература - якутская литература; русская литература – история и др.

Цель проведения музейных уроков и семинарских занятий – включить старшеклассников в совместную деятельность с использованием элементов музейной педагогики, с использованием поисковой методики и метода проектов; развитие социальной потребности учащихся при изучении дисциплины с опорой на музейные экспонаты, реализация потенциала музея в формировании профессионального самоопределения человека в условиях сельского социума.

Результатом работы на уроках становится составление текста для путеводителя по музею с описаниями экспонатов. Анализ устной и письменной работы учащихся, их активность на уроке показывает, что проведенный в образовательном пространстве школьного музея урок с использование экспонатов музея помогает ввести учащихся в совместную деятельность, повышает их познавательный интерес, стимулирует творческую активность для презентации собственных работ, повышает самооценку учащегося.

На занятиях кружка старшеклассники знакомятся с миром профессий. Профессиональная проба способствовала развитию наблюдательности, воображения, творческих способностей личности, формированию настойчивости доводить дело до конца, ответственного отношения к выполняемой работе.

Результаты опроса учащихся, прошедших профессиональную пробу, показали углубление знаний о содержании профессии, приобретении профессиональных умений и навыков работы. Большинство учащихся указали на то, что профессиональные пробы способствовали развитию самооценки, познанию своих личностных возможностей, подтверждению правильности выбора определенной профессии. Профессиональная проба способствует приобретению старшеклассниками практических умений работы, развитию самопознания, сопоставления собственных возможностей с требованиями профессии.

Уделяется внимание содержанию труда специалистов, проблемам востребованности профессий на современном рынке труда села, улуса и республики. Существенную роль в формировании профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьных музеев оказывают родители учащихся.

Анализ данных по поступлению выпускников кружков в учебные заведения и их трудоустройству показал, что есть учащиеся, которые выбрали профессии связанные с работой кружка, т.е. поступили в педагогический институт, институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации, институт естественных наук, исторический и филологический факультеты Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Реализация социально-педагогической технологии способствовала созданию благоприятных условий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников. Музейная деятельность, применение социально-педагогических технологий в работе школьного музея является эффективным средством формирования профессионального самоопределения у старшеклассников.

Таким образом, применение социально-педагогических технологий в деятельности школьного музея помогло старшеклассникам:

- пройти практический опыт профессиональных проб, который дает практические умения работы, развитие самопознания, сопоставление собственных возможностей с требованиями профессии.

- развить стремление к личностному росту параллельно с профессиональным самоопределением;

- повысить самооценку готовности к профессиональному самоопределению.

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуализируется в условиях модернизации образования, поиска новых форм развития готовности к сознательному выбору профессии старшеклассниками, на фоне современного низкого уровня и позднего возрастного формирования профессионального самоопределения, роста социальных проблем.

Профессиональное самоопределение может быть сформировано деятельностью школьного музея, так как музеи входят в новый этап своего развития, характеризующимся интенсивным использованием коммуникационных и образовательных возможностей музея в воспитательном и образовательном процессе школы, когда школьный музей, как институт взаимодействует с другими социальными институтами, влияющими на процесс профессионального самоопределения. Вместе с тем следует отметить значительный потенциал образовательной, воспитательной работы школьного музея в решении проблемы формирования профессионального самоопределения учащихся.

Школьный музей может обеспечивать условия реализации содержания образования и учебно-познавательной деятельности в этом направлении. Он интегрирует в себе возможности носителя содержания образования (знания о профессиях, достижениях в определенных профессиях) и формы организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, исследовательскую работу). В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации образовательно-воспитательной деятельности, но и как о средстве формирования профессионального самоопределения, поскольку он интегрирует в себе возможности носителя профильного образования.

Целенаправленная социально-педагогическая деятельность, организуемая в системе профессионального самоопределения, способствует выработке особого состояния личности, проявляющегося в высоком уровне инициативности и реализующегося в сознании и деятельности субъекта. Такая деятельность предполагает целую систему конкретных проявлений личности, среди которых выделяются стремление к самообразованию и самоактуализации личности, совершенствование личностных черт характера и формирование знаний, умений, исследовательской, поисковой работы, активное участие в научно-практических конференциях, в играх, формирование индивидуального сознания как высшей формы социального отражения среды.

Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников происходит в ходе освоения жизненного самоопределения, моральных и норм, осмысления личного нравственного опыта, а также при взаимодействии с окружающими людьми, социальными институтами.

Работа школьных музеев дает возможность учащимся пройти профессиональную пробу в трудовой деятельности: опыт в исследовательской деятельности, в экскурсоводческом деле, в которых приобретаются коммуникативные, речевые навыки, навыки делового общения, творческого мышления, самостоятельного поиска научной информации, навыки работы с бумагами, знания языков при подготовке текстов для экскурсий.

Использование средств школьного музея в общем и дополнительном образовании в работе по формированию профессионального самоопределения через интеграцию учебного процесса и работу школьных музеев является эффективным средством формирования профессионального самоопределения. В этой связи можно говорить о школьном музее, как о средстве формирования профессионального самоопределения.

Социально-педагогическими условиями формирования профессионального самоопределения старшеклассников являются:

- развитие у сотрудников школьных музеев потребности строить свою деятельность в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы;

- внедрение инновационных социально-педагогических технологий использования средств школьных музеев в систему профильного обучения;

- стимулирование взаимодействия школьных музеев и семьи учащегося в формировании профессионального самоопределения старшеклассников;

- использование потенциальных возможностей сельского социума и потенциала самой личности.

Перспективами дальнейшего изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьных музеев могут быть проблемы координации деятельности всех социальных институтов, призванных участвовать в процессе формирования профессионального самоопределения старшеклассников; разработки социально-педагогических технологий освоения воспитательных возможностей социума в формировании профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьных музеев; формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению.

Таким образом, внедрение инновационных социально-педагогических технологий использования средств школьных музеев способствует повышению уровня формирования профессионального самоопределения у старшеклассников в сельском социуме.

Библиография
1. Бобкова А.А. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников гимназии : дис. … канд. пед. наук./ А.А. Бобкова.-М., 2012. – 185 с.
2. Воронецка-Боровска А. Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы : дис. … канд. пед. наук / А. Воронецка-Боровска. – М., 2010 – 148 с.
3. Киреева Л.Н. Социально-воспитательная деятельность музея в условиях малого города: дисс…канд.пед.наук / Л.Н. Киреева. – М., 2003.-202 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М. : Издат. центр «Академия», 2004. – 304 с.
5. Корепанова М.Г. Опыт формирования социальной активности школьников в сельской местности с помощью музея // Педагогика и просвещение. – М. : Издательство «Nota Bene», 2018. № 3.-С. 28-36.
6. Охлопкова Д.К. Социально-педагогическая помощь старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в условиях сельского социума: дис…канд. пед. наук / Д.К. Охлопкова. – Москва, 2013. – 188 с.
7. Пономарева Т.Н. Школьный музей как современное средство воспитания в сельском социуме // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург : УГПУ, 2010. – С. 64-68.
8. Торохтий В. С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума // Молодые ученые – столичному образованию : материалы IX межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М. : МГППУ, 2010. – С. 391–395.
9. Шумилова У.А. Организация музея в образовательном учреждении // Молодежь ХХI века: образование, наука, инновации : Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под общ. ред. О.В. Капустиной, М.В. Чельцова. – Новосибирск., Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. – С.65-67.
10. Reissman, Rose Cherie (2008) ""Museum in School": Redesigning a Classic Classroom Project through Technology," Language Arts Journal of Michigan: Vol. 23: Iss. 2, Article 12.
References
1. Bobkova A.A. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov gimnazii : dis. … kand. ped. nauk./ A.A. Bobkova.-M., 2012. – 185 s.
2. Voronetska-Borovska A. Sotsial'no-pedagogicheskaya pomoshch' detyam-invalidam v usloviyakh massovoi obshcheobrazovatel'noi shkoly : dis. … kand. ped. nauk / A. Voronetska-Borovska. – M., 2010 – 148 s.
3. Kireeva L.N. Sotsial'no-vospitatel'naya deyatel'nost' muzeya v usloviyakh malogo goroda: diss…kand.ped.nauk / L.N. Kireeva. – M., 2003.-202 s.
4. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii / E.A. Klimov. – M. : Izdat. tsentr «Akademiya», 2004. – 304 s.
5. Korepanova M.G. Opyt formirovaniya sotsial'noi aktivnosti shkol'nikov v sel'skoi mestnosti s pomoshch'yu muzeya // Pedagogika i prosveshchenie. – M. : Izdatel'stvo «Nota Bene», 2018. № 3.-S. 28-36.
6. Okhlopkova D.K. Sotsial'no-pedagogicheskaya pomoshch' starsheklassnikam v ikh professional'nom samoopredelenii v usloviyakh sel'skogo sotsiuma: dis…kand. ped. nauk / D.K. Okhlopkova. – Moskva, 2013. – 188 s.
7. Ponomareva T.N. Shkol'nyi muzei kak sovremennoe sredstvo vospitaniya v sel'skom sotsiume // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – Ekaterinburg : UGPU, 2010. – S. 64-68.
8. Torokhtii V. S. Sotsial'naya pedagogika: sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' i potentsial sotsiuma // Molodye uchenye – stolichnomu obrazovaniyu : materialy IX mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh i studentov uchrezhdenii vysshego i srednego obrazovaniya gorodskogo podchineniya. – M. : MGPPU, 2010. – S. 391–395.
9. Shumilova U.A. Organizatsiya muzeya v obrazovatel'nom uchrezhdenii // Molodezh' KhKhI veka: obrazovanie, nauka, innovatsii : Materialy VI Vserossiiskoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Pod obshch. red. O.V. Kapustinoi, M.V. Chel'tsova. – Novosibirsk., Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2017. – S.65-67.
10. Reissman, Rose Cherie (2008) ""Museum in School": Redesigning a Classic Classroom Project through Technology," Language Arts Journal of Michigan: Vol. 23: Iss. 2, Article 12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – социально-педагогические технологии профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме с использованием средств школьного музея.

Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, педагогического проектирования, эксперимента, обобщения, сравнения, синтеза.

Актуальность исследования связана с непреходящей важностью воспитания и социализации личности в целом, в сельской местности, в частности, и, соответственно, необходимостью изучения и проектирования соответствующих социально-педагогических технологий, в том числе направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников с использованием средств школьного музея.

Научная новизна в явном виде не выделена и, по-видимому, связана с обоснованием автором выводов о том, что проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуализируется в условиях модернизации образования, на фоне роста социальных проблем. Профессиональное самоопределение в общем и дополнительном образовании может быть сформировано деятельностью школьного музея. Разработанные содержание, формы и методы музейной деятельности являются эффективным средством совершенствования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, формирования у них ценностных ориентаций. Определены перспективы дальнейшего изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьных музеев. В целом приведённые выводы представляются общеизвестными.

Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения научный. Текст имеет в целом описательный характер. Обсуждение результатов, их сопоставление с данными, полученными другими авторами необходимо усилить.

Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (профессиональное самоопределение личности, социально-педагогические технологии, устранение психологических проблем и трудностей старшеклассников в формировании их профессионального самоопределения, формирование профессиональных интересов, индивидуально-личностных особенностей и склонностей, выработка потребности к осознанному поиску пути и профессиональных намерений, воспитательный потенциал сельского социума, сохранившиеся народные традиции, общинное мировосприятие, трудолюбию, любовь к родным местам, преобладание традиционных механизмов социализации, нормы, обычаи и традиции, условия для удовлетворения духовно-нравственных потребностей и интересов, культурно-образовательных запросов личности, семьи, сообщества, опыт социальной адаптации и обособления в обществе, взаимодействие между школой, школьным музеем и с другими социальными институтами, совокупность методов и приемов, направленных на сопровождение выбора профессии учащимися старших классов, формирование профессионального самоопределения в процессе социализации личности, изучение зарубежного и отечественного опыта социализации детей в школах и учреждениях дополнительного образования, школьный музей, внедрение в учебно-воспитательный процесс социально-педагогических технологий использования средств школьного музея, школьный музейный комплекс и класс-музей Героя Советского Союза Ф. М. Охлопкова при Крест-Хальджайской средней школы имени Героя Советского Союза Ф. М.Охлопкова Томпонского района и школьный музейный комплекс Бютейдяхской средней школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), применяемые социально-педагогические технологии, направления использования средств школьных музеев – в дополнительном образовании, в исследовательской, поисковой деятельности, в учебном процессе, во внеклассной работе), деятельность музейного кружка «Экскурсовод» (для учащихся средних и старших классов, формирование творческой активности, выявление и развитие профессионально важных качеств, реализация профессиональной пробы по профессии историка, экскурсовода, филолога, владение знаниями о демонстрируемом экспонате, умение владеть вниманием аудитории при проведении экскурсии), деятельность историко-краеведческого кружка «Краеведение» (пополнение материала научно-вспомогательного фонда школьного музея, научно-исследовательская деятельность, выставочная, экскурсионная деятельность, элективные курсы, занятия по исследовательской, научно-исследовательской, поисковой методике, проекты), деятельность краеведческого кружка «Илин» (защита охранных мест и памятников деревянного зодчества, пополнение материала научно-вспомогательного фонда школьного музея, научно-исследовательская деятельность, воспоминания общественных корреспондентов районной газеты «Эркээйи», сбор материала по воспоминаниям ветеранов, работавших в тылу во время Великой Отечественной войны в колхозе «Чапаев», воспоминания воспитанников детского сада «Чэчир» прошлых лет, макеты церковно-приходской школы и сторожевого амбара Поповых из местности Биэкинэ), деятельность музейного кружка «Уhуйаан» (формирование трудовых и технических умений художественного изготовления изделий их кости, содействие развитию художественного вкуса, творческой активности, развитие профессионально важных качеств), деятельность музейных кружков «Пресс-центр», «Виртуальный музей», музейные уроки (урок-игра, урок-экскурсия, урок-исследование, интегрированные уроки, цель проведения музейных уроков и семинарских занятий, знакомство с миром профессий, профессиональная проба, результаты опроса учащихся, содержание труда специалистов, проблемы востребованности профессий, роль родителей, анализ данных по поступлению выпускников кружков в учебные заведения и их трудоустройству), заключение (выводы), Библиография.

Содержание в целом соответствует названию. В то же время в формулировке заголовка, возможно, следует отметить, что речь идёт об опыте работы лишь двух школьных музеев – школьный музейный комплекс и класс-музей Героя Советского Союза Ф. М. Охлопкова при Крест-Хальджайской средней школы имени Героя Советского Союза Ф. М. Охлопкова Томпонского района и школьный музейный комплекс Бютейдяхской средней школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Содержательные характеристики указанных музеев не представлены, их отличия от известных аналогов (как в России, так и за рубежом, упоминаются в тексте) не обсуждаются. Результаты практической апробации (которая упоминается в тексте) разработанных автором теоретических положений не приведены. Что понимается автором под социально-педагогическими технологиями деятельности кружков в целом не ясно. В основном, речь идёт об общеизвестной кружковой работе.

Библиография включает девять источников отечественных авторов – монографии, научные статьи, учебные пособия, материалы научных мероприятий. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
2. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. – М. : Наименование издательства, 2004. – ??? с.
9. Торохтий В. С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума // Молодые ученые – столичному образованию : материалы IX межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М. : МГППУ, 2010. – С. 391–395.
Обращает внимание отсутствие ссылок на современные (3–5 лет) зарубежные источники. Ссылку на источник [Бобкова, с. 37] следует оформить единообразно (с указанием номера в списке литературы).

Апелляция к оппонентам (Бобкова А. А., Василькова Ю. В., Вишина Г. В., Воронецка-Боровска А., Киреева Л. Н., Климов Е. А., Охлопкова Д. К., Пономарева Т. Н., Торохтий В. С.) имеет место во вступительной части. В целом обсуждение результатов, их сопоставление с данными, полученными другими авторами (как отечественными, так и зарубежными) нужно усилить.

Текст нуждается в редактировании, например:
Большим и богатым воспитательным потенциалом сельский социум обладает так же (ТАКЖЕ) БЛАГОДАРЯ? сохранившимся народным традициям, общинному мировосприятию, трудолюбию, любви к родным местам. Существующее преобладание традиционных механизмов социализации, нормы, обычаи и традиции, в которОЕ(?) включаЮтся дети.
Взаимодействие социальных институтов (ПОВТОР) в нашей работе осуществляется между школой, школьным (НЕ ОТНОСИТСЯ К ШКОЛЕ?) музеем и с другими социальными институтами (ПОВТОР), как семья, социум (ПОВТОР), общественные организации, объединением (МЕЖДУ ЧЕМ?) воспитательного потенциала школы и семьи, социума (ПОВТОР), социальных институтов (ПОВТОР), организация профориентационных работ, включающих совокупность методов и приемов, направленных на сопровождение выбора профессии учащимися старших классов.
Формирование профессионального самоопределения в процессЕ социализации личности реализуется в условиях социума (ПОВТОР) в образовательно-воспитательном пространстве школьного музея с использованием возможностей, создаваемыми семьей, местом жительства, образовательным пространством, ресурсами социума (ПОВТОР) – средствами школьного музея (ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕСУРС СОЦИУМА?). Объединяющим началом в нашей работе рассматривается школьный музей как «база для реализации образовательных и воспитательных возможностей в дополнение к школьной системе», (УДАЛИТЬ ЗАПЯТУЮ; ПОЧЕМУ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕМ К ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ?) [3, с.129].
Школьный музейный КОМПЛЕКС? и класс-музей Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова при Крест-Хальджайской средней школы имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова Томпонского района и школьный музейный комплекс Бютейдяхской средней школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), (УДАЛИТЬ ЗАПЯТУЮ) являются центрами по объединению и координации усилий в выработке общих воспитательно-образовательных возможностей взаимодействия с другими образовательными учреждениями наслегов, социальными институтами общества, такими как семья, школа, учреждения дополнительного образования, культурно-просветительские учреждения, учреждения дополнительного образования.

Наименование кружка «Уhуйаан» следует привести на языке публикации (русский).

В целом материал представляет интерес для читательской аудитории, однако нуждается в доработке (в части эмпирических данных, научной новизны, обсуждения результатов, современного библиографического аппарата), после которой может быть рассмотрен на предмет публикации в журнале «Педагогика и просвещение».

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования представленной статьи – специфика социально-педагогических технологий в профессиональном самоопределении старшеклассников в сельском социуме. Актуальность работы обусловлена разработкой современных методов образовательной и воспитательной деятельности. Новизна работы связана с введением в научный обиход новых педагогико-практических данных на примере опыта работы школьных музеев Томпонского и Мегино-Кангаласского улусов. Автор опирается на общенаучные методы (с ведущей ролью системного и сравнительно-типологического анализа), описательный контент-анализ, «метод социального партнерства» и др.
Автор статьи характеризует базовые понятия работы – «профессиональное самоопределение школьников» и «социально-педагогические технологии». Особое внимание уделяется воспитательному потенциалу сельского социума, а также роли школьных музеев в образовательном и воспитательном процессе школьников. Отдельно автор представляет обзор исследовательской литературы по обозначенной тематике.
Интерес представляют сведения о практической работе школьных музеев Томпонского и Мегино-Кангаласского улусов. В контексте тематики статьи автор раскрывает специфику применяемых при работе со школьным музеем социально-педагогических технологий, направленных на знакомство и профессиональное погружение школьников в деятельность таких профессий, как экскурсовод, гид, историк, филолог и др.
Автор приводит данные по анализу поступления выпускников кружков школьных музеев в учебные заведения и их трудоустройство, что подтверждает эффективность описываемых социально-педагогических технологий.
В качестве выводов автор формулирует социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников.
Статья требует некоторой редакторской правки:
- пропущенные слова: «Большим и богатым воспитательным потенциалом сельский социум обладает [благодаря] сохранившимся народным традициям»;
- пропущена открывающая кавычка: «развития познавательных интересов, творческого начала, умственных способностей, решения задач личностной релаксации» адаптации к жизни в обществе»;
- лишние запятые: «Музейные кружки, как социально-педагогическая технология использования средств школьного музея в профессиональном самоопределении, выступили основным…»;
- несогласование окончаний: «…целенаправленного воздействия на формирование конкретные компоненты профессионального самоопределения старшеклассников»;
- дважды в статье повторен следующий абзац: «Музейные кружки, как социально-педагогическая технология использования средств школьного музея в профильном обучении, выступили основным в плане целенаправленного воздействия на формирование конкретных компонентов профессионального самоопределения старшеклассников. Занятия музейных кружков были призваны решать следующие задачи: оказать помощь в самопознании, осознании себя, в самооценке; обучить технологии работы резьбы по кости, дереву; дать возможность пройти практический опыт работы: историка-краеведа, филолога, переводчика, реализации профессиональной пробы исследовательской деятельности, ведения экскурсий, работы с бумагами».
Стилистически статья не всегда изложена ровно.
Однако к содержательной части работы у рецензента нет вопросов.
Работа представляет интерес для читательской аудитории. Библиография соответствует содержанию статьи.
Статья рекомендуется к публикации.