Союз криминалистов и криминологов - рубрика Криминология
по
Союз криминалистов и криминологов
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Союз криминалистов и криминологов" > Рубрика "Криминология"
Криминология
Трунцевский Ю.В. - Криминология: методика проведения консультационного курса c. 93-97

DOI:
10.7256/2310-8681.2014.2.65994

Аннотация: С учетом необходимости изучения бакалаврами юристами курса «Криминология», в настоящей статье представлено содержание Консультационного курса по данной дисциплине, включающего его цели, формы и виды консультаций, вопросы, связанные с последовательностью отражения вопросов дисциплины, с учетом современного состояния борьбы с преступностью и уровня развития методических указаний. Проанализированы основные направления консультационной деятельности и типичные вопросы, требующие рассмотрения. Рассмотрены некоторые методики и формы подготовки, организации и проведения консультаций студентов. Для группировки и анализа форм обучения, его целей, используется метод классификации. Одним из важных методов изучения курса является самостоятельная работа, включающая глубокое изучение учебной литературы, теоретических и прикладных работ ведущих ученых. К числу необходимых методических указаний следует отнести следующие: 1) при освещении криминологической проблематики следует избегать общих рассуждений. 2) ведущими методологическими приемами познания криминологических явлений и понятий являются: историзм, диалектика, детерминизм и системность; 3) следует обратить внимание на деятельность ученых криминологов, потому что именно конкретные специалисты двигают вперед эту юридическую науку. 4) преподавание указанной дисциплины ведется путем чтения лекций, проведения индивидуальных и групповых консультаций, а также выполнения студентами заданий проблемно-тематического курса. 5) курс «Криминологии» подразделяется на три части – общую, особенную и специальную.
Гармаев Ю.П. - Проблемы и перспективы внедрения высоких технологий в межотраслевые средства противодействия преступности c. 98-107

DOI:
10.7256/2310-8681.2014.2.65995

Аннотация: В статье, с учетом положений «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», рассматриваются перспективы формирования и внедрения межоотраслевых мультимедийных научных разработок по вопросам предупреждения преступности, с применением современных информационных и Интернет-технологий. Рассматриваются также некоторые причины отставания наук антикриминального цикла от нужд практики. На примере научных рекомендаций по противодействию преступлениям несовершеннолетних предлагается расширять круг «конечных потребителей» соответствующих научных продуктов, считать приоритетным внедрение прикладных межоотраслевых мультимедийных разработок типа кратких памяток, руководств и программ на основе популярных компьютерных операционных систем. С использованием анализа и классификации выделены определены основные проблемы информационного обеспечения деятельности органов и лиц, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений. Внедрение в науки антикриминального цикла не просто направления, а некой парадигмы приоритета создания прикладных разноотраслевых мультимедийных разработок типа кратких памяток, руководств и программ, соответствующее уточнение концептуальных подходов к формированию и представлению учебных и практических рекомендаций, к обучению различных потенциальных потребителей – все это позволит сделать важный шаг к сближению науки с практикой, к модернизации наук антикриминального цикла и приведет к повышению эффективности правоприменения, к росту правосознания населения.
Демидова-Петрова Е.В. - Социализация личности несовершеннолетнего как самостоятельный предмет криминологического исследования c. 108-114

DOI:
10.7256/2310-8681.2014.2.65996

Аннотация: Осуществление научной диагностики причин преступности в целях ее сокращения и минимизации негативных последствий. Описывается процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах, а также приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм, правил поведения. Рассматривается социальная среда личности. Проводится детальное рассмотрение понятия социальной среды. Приводятся основные стадии социализации личности, а так же ее виды. Автором предложены собственные определения социальной среды личности, а также социализации личности несовершеннолетнего. Исторический метод используется для анализа подходов к изучению причин преступности и способов противодействия ее проявлениям. Метод классификации использован для рассмотрения различных видов социализации В современных условиях поставлена точка в многовековом споре ученых о преобладании биологических или социальных причин преступности. Личность – биосоциальна. В связи с процессом усвоения социальных ролей выделяют различные виды социализации: 1) поло-ролевая; 2) семейно-бытовая; 3) профессионально-трудовая; 4) субкультурно-групповая социализация. Под социализацией личности несовершеннолетнего в объективном смысле следует понимать этапы формирования личности индивида, его взаимодействие с окружающей микро и макро средой, на определенной территории, а также за определенный период времени, в субъективном смысле социализация личности несовершеннолетнего представляет собой восприятие и отношение личности к окружающей его действительности и к системе факторов влияющих на его формирование.
Г. В. Дашков - Современные потребности в проведении совместных криминологических, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных исследований и разработок c. 127-130

DOI:
10.7256/2310-8681.2013.2.63696

Аннотация: в последнее время, в период определенного спада общественной значимости правовой науки, потребность в проведении совместных правовых исследований и разработок стала особенно ощутима. Собственные возможности фактически каждой в отдельности отрасли права, как показывает практика сегодняшнего дня, не позволяют на надлежащем уровне решать задачи, которые сейчас ставятся перед правовой наукой. Это, в частности, касается криминологии, уголовного права и уголовного процесса.
Н. А. Лопашенко - Размышления о регистрации преступности в России c. 131-139

DOI:
10.7256/2310-8681.2013.2.63697

Аннотация: падение регистрации преступлений не может иметь никаких, кроме искусственных, причин.
Е. С. Жигарев - Материалистическая диалектика и криминология: возможен ли компромисс? c. 132-138

DOI:
10.7256/2310-8681.2013.1.63660

Аннотация: тем не менее мы все же подошли к ответу на поставленный в заголовке статьи вопрос. Ответ мой будет однозначным: никакого компромисса с диалектическим материализмом не должно быть. И не потому, что классики марксизма и его апологеты сами запутались в объективной диалектике, а в первую очередь из-за того, что марксистская монистическая теория обходит стороной главный продуцент преступности — личность.
В. Н. Фадеев - О развитии классической, неклассической и глобальной криминологии c. 139-145

DOI:
10.7256/2310-8681.2013.1.63661

Аннотация: исходя из изложенного о соотношении классической, неклассической и глобальной криминологии предлагается следующий понятийный аппарат: классическая криминология — наука о преступности, личности преступника, а также причинах и условиях, обуславливающих преступность в реальных земных формах, рассматривающая их в целях её снижения и предупреждения; неклассическая криминология — новое понятие, обозначающее метафизическое поле взаимодействия Тёмных и Светлых сил, которое выражается в инакомыслии человека и общества и их девиантном поведении в отношении к жизни на Планете и в Космосе; глобальная криминология — наука о выживании человечества на Планете в условиях неблагоприятной социально-экономической — экологической ситуации и быстро нарастающей криминализации всех общественных отношений.
Богомолова К.И. - К вопросу о понятии преступности иностранцев

DOI:
10.7256/2310-8681.2015.1.16499

Аннотация: Предметом исследования являются нормы действующего международного, федерального и регионального законодательства, статистические данные о состоянии преступности, связанной с иностранцами, материалы судебной и следственной практики, данные, полученные в результате анкетирования преступников-иностранцев и опросов экспертов, иные собранные автором эмпирические материалы, позволившие установить криминологические особенности личности преступника-иностранца, личности жертвы-иностранца; выявить факторы, обуславливающие совершение уголовно наказуемых деяний иностранцами и в отношении их; разработать меры предупреждения данных преступлений. Методологической основой исследования служат современные методы познания, разработанные юридической наукой и апробированные практикой. Диссертационное исследование носит междисциплинарный характер, что обусловило выбор нескольких приоритетных методик при изучении преступности, связанной с иностранцами. Методологическую основу исследования наряду со всеобщим диалектическим методом познания при разработке понятийного аппарата и ключевых терминов по исследуемой проблеме составили иные общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции). Правовая направленность исследования предопределила использование формально-юридического и сравнительно-правового методов. Кроме того, широкое применение в работе получили методы, выработанные криминологией, – опрос преступников-иностранцев, экспертный опрос сотрудников правоохранительных органов; изучение уголовных дел, анализ уголовно-правовой статистики. Научная новизна исследования определяется разработанной теоретико-криминологической моделью преступности, связанной с иностранцами, позволившей определиться с состоянием, динамикой, тенденциями и криминогенными факторами данного вида преступности и выработать основные направления и конкретные меры его предупреждения.Впервые рассмотрен виктимологический аспект данной проблемы, что позволило автору внести предложения по совершенствованию мер виктимологической профилактики преступности, связанной с иностранцами.
Богомолова К.И. - К вопросу о понятии преступности иностранцев c. 144-150

DOI:
10.7256/2310-8681.2015.1.67793

Аннотация: Предметом исследования являются нормы действующего международного, федерального и регионального законодательства, статистические данные о состоянии преступности, связанной с иностранцами, материалы судебной и следственной практики, данные, полученные в результате анкетирования преступников-иностранцев и опросов экспертов, иные собранные автором эмпирические материалы, позволившие установить криминологические особенности личности преступника-иностранца, личности жертвы-иностранца; выявить факторы, обуславливающие совершение уголовно наказуемых деяний иностранцами и в отношении их; разработать меры предупреждения данных преступлений. Методологической основой исследования служат современные методы познания, разработанные юридической наукой и апробированные практикой. Диссертационное исследование носит междисциплинарный характер, что обусловило выбор нескольких приоритетных методик при изучении преступности, связанной с иностранцами. Методологическую основу исследования наряду со всеобщим диалектическим методом познания при разработке понятийного аппарата и ключевых терминов по исследуемой проблеме составили иные общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции). Правовая направленность исследования предопределила использование формально-юридического и сравнительно-правового методов. Кроме того, широкое применение в работе получили методы, выработанные криминологией, – опрос преступников-иностранцев, экспертный опрос сотрудников правоохранительных органов; изучение уголовных дел, анализ уголовно-правовой статистики. Научная новизна исследования определяется разработанной теоретико-криминологической моделью преступности, связанной с иностранцами, позволившей определиться с состоянием, динамикой, тенденциями и криминогенными факторами данного вида преступности и выработать основные направления и конкретные меры его предупреждения.Впервые рассмотрен виктимологический аспект данной проблемы, что позволило автору внести предложения по совершенствованию мер виктимологической профилактики преступности, связанной с иностранцами.
В. Е. Эминов - Предупреждение транспортных происшествий c. 146-153

DOI:
10.7256/2310-8681.2013.1.63662

Аннотация: анализируются предупреждение дорожно-транспортных происшествий и предупреждение катастроф, крушений и аварий на железнодорожном и воздушном транспорте. Предупреждение транспортных происшествий — сложный, но управляемый социальный процесс, требующий реализации комплекса экономических, технических, правовых, культурно-воспитательных, психологических и иных мер, являющихся частью общей системы социальной профилактики правонарушений. Эта система включает меры общего, специально-криминологического и индивидуального характера. Важнейшие условия эффективной профилактики транспортных происшествий — взаимодействие ведомственных, межведомственных и правоохранительных органов. Определяются основные направления профилактики транспортных происшествий.
Кияшко Л.В., Крапчатова И.Н. - Предупреждение жестокого обращения с животными, совершаемого несовершеннолетними

DOI:
10.7256/2310-8681.2015.3.20190

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные меры предупреждения совершения жестокого обращения с животными несовершеннолетними. Учитывая, что дети, проявляющие агрессию по отношению к животным либо присутствующие при совершении жестокого обращения с животными другими лицами, наиболее склонны к совершению иных более тяжких преступлений в зрелом возрасте, представляется, что основные усилия государства и общества в предупреждении данного преступления должны быть направлены на воспитание несовершеннолетних.Зарубежные ученые также предлагают разрабатывать в образовательных учреждениях различные программы, которые будут направлены на обучение детей заботе и правильному воспитанию животных путем непосредственного контакта с ними. Методология: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, формально-юридический метод, сравнительно-правовой и статистический методы, метод межотраслевых юридических исследований. В целом, пропаганда жестокого обращения с животными запрещена под угрозой применения административного наказания, однако на практике данная норма не работает. Таким образом, необходимо предусмотреть уголовно-правовую ответственность за пропаганду жестокого обращения с животными, так как непосредственное наблюдение жестокости по отношению к животным или путем средств массовой информации будет оказывать практически одинаковое воздействие на развитие ребенка.
Кияшко Л.В., Крапчатова И.Н. - Предупреждение жестокого обращения с животными, совершаемого несовершеннолетними c. 273-279

DOI:
10.7256/2310-8681.2015.3.68376

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные меры предупреждения совершения жестокого обращения с животными несовершеннолетними. Учитывая, что дети, проявляющие агрессию по отношению к животным либо присутствующие при совершении жестокого обращения с животными другими лицами, наиболее склонны к совершению иных более тяжких преступлений в зрелом возрасте, представляется, что основные усилия государства и общества в предупреждении данного преступления должны быть направлены на воспитание несовершеннолетних.Зарубежные ученые также предлагают разрабатывать в образовательных учреждениях различные программы, которые будут направлены на обучение детей заботе и правильному воспитанию животных путем непосредственного контакта с ними. Методология: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, формально-юридический метод, сравнительно-правовой и статистический методы, метод межотраслевых юридических исследований. В целом, пропаганда жестокого обращения с животными запрещена под угрозой применения административного наказания, однако на практике данная норма не работает. Таким образом, необходимо предусмотреть уголовно-правовую ответственность за пропаганду жестокого обращения с животными, так как непосредственное наблюдение жестокости по отношению к животным или путем средств массовой информации будет оказывать практически одинаковое воздействие на развитие ребенка.
Никитенко И.В. - Об опыте криминологического исследования миграционной безопасности Азиатской части России

DOI:
10.7256/2310-8681.2014.4.15825

Аннотация: Опыт исследования криминологических аспектов обеспечения миграционной безопасности Азиатской части России, позволяет утверждать, что миграционная ситуация в разных регионах Российской Федерации неоднородна, как и различны, порождаемые подобной неоднородностью криминогенные факторы. Это же в свою очередь даёт основания предположить о различиях в характере и интенсивности миграционных процессов, что в свою очередь может влиять на динамику воспроизводства соответствующих криминогенных факторов.Однако центральное место в теме исследования отводилось именно «миграционной безопасности». Методологический подход к изучению проблем криминологического обеспечения миграционной безопасности азиатского макро региона в пределах Российской Федерации, основывался на объединении в единую смысловую конструкцию научно-отраслевой и географической компоненты исследуемых вопросов. Обосновывается комплекс мер, направленных на защиту общественных и государственных интересов от соответствующих вызовов, что в общих чертах, можно охарактеризовать, криминологической парадигмой обеспечения миграционной безопасности России с учетом региональных особенностей некоторых территорий. Достижение целей такого исследования связанно с реализацией конкретных методологических подходов, а также решением комплекса научных задач. Подобным опытом мы хотим, поделится с читателем.
Никитенко И.В. - Об опыте криминологического исследования миграционной безопасности Азиатской части России c. 358-364

DOI:
10.7256/2310-8681.2014.3.67310

Аннотация: Опыт исследования криминологических аспектов обеспечения миграционной безопасности Азиатской части России, позволяет утверждать, что миграционная ситуация в разных регионах Российской Федерации неоднородна, как и различны, порождаемые подобной неоднородностью криминогенные факторы. Это же в свою очередь даёт основания предположить о различиях в характере и интенсивности миграционных процессов, что в свою очередь может влиять на динамику воспроизводства соответствующих криминогенных факторов.Однако центральное место в теме исследования отводилось именно «миграционной безопасности». Методологический подход к изучению проблем криминологического обеспечения миграционной безопасности азиатского макро региона в пределах Российской Федерации, основывался на объединении в единую смысловую конструкцию научно-отраслевой и географической компоненты исследуемых вопросов. Обосновывается комплекс мер, направленных на защиту общественных и государственных интересов от соответствующих вызовов, что в общих чертах, можно охарактеризовать, криминологической парадигмой обеспечения миграционной безопасности России с учетом региональных особенностей некоторых территорий. Достижение целей такого исследования связанно с реализацией конкретных методологических подходов, а также решением комплекса научных задач. Подобным опытом мы хотим, поделится с читателем.
Софинская Е.Д. - Школьная преступность. Общая характеристика

DOI:
10.7256/2310-8681.2014.3.15532

Аннотация: В настоящей статье предлагается выделение в отдельную группу для криминологического изучения преступлений, объединяемых автором понятием «школьная преступность». На основе анализа преступлений, совершаемых в период обучения ребенка, юноши, девушки в школе, раскрываются субъект и объект данной группы преступлений; дается общая характеристика некоторым признакам объективной стороны школьной преступности (место, время, общественно-опасные последствия школьной преступности); обосновывается отличие школьной преступности от иных видов преступности, в частности преступности несовершеннолетних. Метод или методология исследования: Наряду с общенаучными применены криминологические методы исследования, в частности, при сборе эмпирического материала проанализированы информационные документы, размещенные в Интернете на официальных сайтах Следственного Комитета РФ, а также средств массовой информации. Использован метод опроса как непосредственно школьников, так и их родителей и педагогов. В ограниченном виде использовано интервьюирование. Полученные результаты подвергнуты критическому анализу. Научная новизна и выводы: В настоящее время в криминологической классификации школьная преступность не выделяется в отдельное направление для изучения. В статье указаны отличительные признаки данного вида преступности, предложена характеристика школьной преступности и некоторых элементов состава преступлений, ее составляющих. На основе этого сделан вывод о необходимости рассмотрения школьной преступности как самостоятельного криминологического и уголовно-правового явления с целью ее предупреждения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.