по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2023
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 18-09-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2023
Клиническая психология
Ефимова В.Л., Николаева Е.И., Буйнов Л.Г., Вергунов Е.Г., Николаева Н.О., Хаснутдинова А.Л., Мазурова И.С. - Влияние вестибулярного тренинга на динамическую остроту зрения у младших школьников с трудностями в обучении. c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.40581

EDN: XSYZUM

Аннотация: Актуальность исследования определяется возрастающим количеством младших школьников трудностями в овладении чтением и письмом. В последние десятилетия получила подтверждение гипотеза о том, что одной из причин возникновения трудностей в овладении чтением и письмом в начальной школе может быть сниженная сенсорная реактивность вестибулярной системы. В статье представлены результаты экспериментального исследования динамической остроты зрения у детей с трудностями в обучении. Динамическая острота зрения отражает качество взаимодействия между зрительной и вестибулярной системами. Ее нарушения могут осложнять освоение чтения и письма. В исследовании участвовали 35 младших школьников с трудностями в обучении. Исследование проводилось на базе детской неврологической клиники, инструментальные исследования и вестибулярный тренинг проводились по назначению невролога.   На первом этапе проводилась функциональная диагностика вестибулярной функции. Функции отолитового отдела вестибулярного аппарата оценивались методом цервикальных вестибулярных вызванных потенциалов. Функции горизонтальных каналов вестибулярного аппарата оценивались путем измерения длительности поствращательного нистагма. В экспериментальную группу вошли дети, у которых трудности в обучении сочетались с сенсорной гипореактивностью вестибулярной системы или асимметрией сенсорной реактивности вестибулярной системы. Затем дети проходило вестибулярный тренинг на симуляторе верховой езды с визуальной биологической обратной связью. Продолжительность тренинга 14 дней. Оценка динамической остроты зрения проводилась стандартным методом в положениях сидя и стоя до и после тренинга. Динамическая острота зрения зависит от качества вестибулоглазного рефлекса. Показано, что вестибулярный тренинг на симуляторе верховой езды с визуальной биологической обратной связью достоверно улучшает динамическую остроту зрения у группы детей с гиперактивностью, симптоматикой астено-невротического синдрома, асимметрией сенсорной реактивности вестибулярного аппарата. Необходимы дальнейшие исследования для оценки влияния результатов тренинга на успешность детей в обучении.
Психотехника
Кангиева А.М. - Дневник в форме письма к наставнику как суфийская психотехника (психолингвистический анализ) c. 14-33

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.40938

EDN: FKPXMB

Аннотация: В статье исследуются дневники в форме письма суфийским наставникам и их влияние на психическое состояние авторов. Предмет исследования статьи - фрагменты дневниковых записей, сделанных в форме писем к наставникам. Дневник исследуется как инструмент самопознания, самовыражения и личностного роста. Проводится анализ дневников, написанных в форме писем к наставникам, результаты опроса среди авторов для изучения влияния такого дневника на тревожность, отношения, зависимости авторов. Исследование использует психолингвистический анализ, методы суфийской коммуникативистики, а также обращается к суфийской традиции, связывая дневник в форме письма наставнику с классическими суфийскими техниками и представлениями о мире. В ходе исследования было собрано 15 дневников, авторы которых предоставили свои тексты в рукописном виде дистанционно для анонимного анализа. Дневник в форме письма наставнику впервые исследуется в рамках психолингвистических исследований и анализируется как терапевтический метод. Написание писем наставникам не является классической ритуальной суфийской психотехникой. В то же время, суфизм является коммуникативной моделью, а все суфийские ритуалы являются ритуалами связи. Поэтому, написание писем является письменным выражением таких классических суфийских техник, как истигаса, истиана (просьба о помощи), тавассуль (поиск средств приближения к Богу), рабита (построение связи с наставником, воображаемая встреча и нахождение рядом с наставником). В статье впервые показывается терапевтический потенциал данных суфийских техник. Дневник в форме письма наставнику, заданный суфийской картиной мира автора, объединяет общий терапевтический эффект дневника, экспрессивного письма. Кроме того, такой дневник помогает взрастить поддерживающие привязанности. Автор через фигуру наставника получает новый эмоциональный опыт любви, принятия, доверия, заботы.
Клиническая психология
Назметдинова Д.Г., Шамаков В.А. - Кросс – культурная адаптация и апробация опросника «Stroke Self-efficacy Questionnaire» («Самоэффективность после инсульта»). c. 34-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.40995

EDN: FRGFWC

Аннотация: В статье представлено пошаговое описание процедуры кросс-культурной адаптации опросника на российской выборке. Цель – адаптация и апробация опросника Stroke Self-efficacy Questionnaire на пациентах, перенесших инсульт, с оценкой внутренней согласованности и конвергентной валидности. Методы. 77 пациентов Регионального сосудистого центра г. Томска заполняли русско-язычнцю версию «SSEQ» и «Шкалу общей самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем, в адаптации В.Г. Ромека). При заполнении 13 шкал опросника пациенты оценивали свои способности, возможности, ресурсы в выполнении повседневных задач после перенесенного инсульта по шкале от 0 до 10, где 0 – абсолютно не уверен и 10 – абсолютно уверен. Для оценки конвергентой валидности постинсультные пациенты заполняли «Шкалу общей самоэффективности», состоящей из 10 пунктов, каждый из которых имеет 4 степени согласия респондента от «абсолютно неверно» до «абсолютно верно». Суммарные значения по шкале (от 10 до 40 баллов) отражают общий показатель субъективной оценки личностной эффективности. В статье представлены психометрические характеристики теста и описательная статистика. Внутренняя согласованность теста определялась методом Кронбаха. Коэффициент α в целом равен 0,875. Адаптация и апробация опросника «Самоэффективность после инсульта» во многих странах показала хорошие результаты валидности. Кросс-культурная адаптация опросника «Самоэффективность после инсульта» в России проводилась впервые. К преимуществам использования данного опросника относится возможность использования его в качестве экспресс – методики в работе клинического психолога в рамках мультидисциплинарной бригады для оценки мотивационного компонента реабилитационного потенциала в системе этапного восстановительного лечения.
Мотивация и духовность личности
Богачев А.М., Теплых Г.И., Кавчук П.Н. - Формирование общероссийской гражданской идентичности на освобожденных в ходе СВО территориях: риски и перспективы c. 44-52

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.40634

EDN: HPOLBN

Аннотация: Статья "Формирование общероссийской гражданской идентичности на освобожденных в ходе СВО территориях: риски и перспективы" посвящена актуальной проблеме социально-психологической интеграции жителей ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской области и в общероссийском пространстве, в спряжении этой проблемы с такими факторами, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и социальное стрессовое расстройство (ССР). Авторы статьи считают, что для решения этой и других проблем необходимо применять особый теолого-психологический подход. Данный подход связан с актуализацией в психологической реальности и с помощью психологического инструментария созидательных установок, основанных на традиционных для России ценностей. В настоящей статье представлен авторский и основанный на опыте работы на освобожденных в ходе СВО и включенных в состав России территориях (г. Мариуполь) материал, позволяющий концептуально оценить риски и перспективы формирования общероссийской гражданской идентичности на этих территориях. По мнению авторов, их следует рассматривать в контексте экстраполяции на всю территорию России с точки зрения как устранения последствий социальных стрессовых расстройств, так и защиты традиционных ценностей отечественной цивилизации. Представлена уникальная концепция включения граждан "новых территорий" в общее поле российской идентичности в контексте преодоления последствий ПТСР и ССР, а также экстраполяции полученного опыта на работу по профилактике экстремизма на всю территорию РФ.
Психология и педагогика
Корнеева Я.А., Шахова Л.И., Киричек М.А., Корехова М.В., Симонова Н.Н., Венцкуте М.С., Шевелева О.С. - Взаимосвязь личностных качеств и универсальных навыков для успешного построения карьеры студентов психологических и педагогических направлений подготовки в ВУЗе c. 53-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43538

EDN: SIXIUN

Аннотация: Исследование посвящено изучению и описанию особенностей выраженности универсальных навыков для успешного построения карьеры и их взаимосвязи с личностными качествами студентов психологических и педагогических направлений подготовки в ВУЗе. В исследовании приняли участие 107 студентов психологических и педагогических направлений подготовки в ВУЗе. Методы исследования: авторская анкета оценки частоты проявления в поведении десяти универсальных навыков для успешного построения карьеры и психологическое тестирование личностных качеств студентов. Статистическая обработка проводилась с помощью описательных статистик, двухэтапного кластерного, корреляционного и многомерного дисперсионного анализов с применением пакета программ SPSS Statistics 26.00.   В результате исследования установлено, что навыки управления эмоциями и стрессом, гибкость, адаптируемость, самопрезентация и управление конфликтом выражены на среднем уровне у студентов психологических и педагогических направлений подготовки в ВУЗе. Установлены статистически значимые различия в выраженности навыков самопрезентации, решения проблем и управления конфликтов у студентов разных курсов. Определена большая выраженность навыков управления эмоциями и стрессом, самопрезентации, лидерства и решения проблем у студентов-психологов. Развитие индивидуально-психологических универсальных навыков у студентов психологических и педагогических направлений обучения в ВУЗе в большей степени связано с развитием эмоциональной устойчивости и самоконтроля, использования оптимальных копинг-стратегий, а социально-психологических навыков – с развитием экстравертированности, коммуникативных и лидерских способностей, эмоциональной устойчивости и самоконтроля.
Психология развития
Зинатуллина А.М. - Влияние совмещения профессиональной и учебной деятельности на стрессоустойчивость взрослых обучающихся c. 78-86

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43694

EDN: UBKFBG

Аннотация: В данной статье целью исследования стало изучение влияния совмещения профессиональной и учебной деятельности на показатели стрессоустойчивости взрослых обучающихся в связи с ростом значимости получения высшего образования и большого количества компетенций на рынке труда с целью быть конкурентноспособной личностью. Более того современное общество претерпевает ряд изменений, находящих отражение в различных областях жизнедеятельности, что дополнительно оказывает влияние на физическое и психологическое здоровье человека. Так, в исследовании среди респондентов приняли участие 334 человека: 187 обучающихся в магистратуре и 147 не обучающихся в настоящий момент. Были использованы методики по определению стрессоустойчивости - тест на стрессоустойчивость по методике К. Шрайнера и тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге, а также методика определения нервно-психической неустойчивости «Прогноз». Результаты показали, что у обучающихся в магистратуре стрессоустойчивость ниже, чем у не обучающихся взрослых, что говорит о высоких нагрузках, связанных с осуществлением одновременно различных видов занятости. Например, у многих взрослых обучающихся имеются семьи, несовершеннолетние дети, родители на иждивении, другие социальные активности и т.д. Так, фактор совмещения профессиональной и учебной деятельности, действительно, оказывает влияние на устойчивость к стрессовым переживаниям, указывая на острую необходимость развития адаптивных навыков взрослых респондентов.
Потенциал интеллекта
Дружинин О.А. - Поиск психофизиологических предикторов успешности обучения в школе c. 87-96

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43891

EDN: WVJFUM

Аннотация: В работе представлены результаты экспериментального исследования, целью которого было выявление психофизиологических предикторов успешности обучения у учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ. В исследовании приняли участие 611 детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Анализировались результаты сенсомоторных тестов различной сложности, оценивающих время реакции на слуховые и зрительные стимулы. Также учитывались результаты анкетирования родителей. Показано, что прогностическую значимость, позволяющую предсказывать успешность ребенка в обучении, имеют только сложные сенсомоторные тесты, во время которых ребенок должен реагировать на целевые комбинации зрительных стимулов, игнорируя все другие стимулы. Ранее такие же результаты были получены нами для учащихся начальной школы. Настоящее исследование позволило установить, что сложные сенсомоторные тесты предсказывают успешность в обучении на протяжении всего периода обучения в школе с 1 по 11 классы. Дети, которые показали высокие результаты в сложных сенсомоторных тестах достоверно лучше учатся, а их родители считают, что школьные оценки соответствуют способностям детей. Также было установлено, что девочки учатся лучше, а негативное влияние на успешность детей в обучении оказывает использование гаджетов более одного часа в день.
Профессиональная психология
Чепурнов И.А. - Профессиографическое исследование профессиональной деятельности операторов зенитных ракетных комплексов c. 97-107

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43982

EDN: XIQFKC

Аннотация: Стремительное совершенствование образцов вооружения и военной техники зенитных ракетных войск, усложнение задач, возлагаемых на расчеты современных зенитных ракетных комплексов и условий их выполнения, обусловливает необходимость учета человеческого фактора и пересмотра требований к оперативному персоналу, ввиду усиления воздействия психологической составляющей его профессиональной деятельности. В настоящей статье автором актуализирована проблема психологического обеспечения надёжности профессиональной деятельности операторов зенитных ракетных комплексов, как сложных человеко-машинных систем военного назначения. Описаны основные этапы проведённого профессиографического исследования профессиональной деятельности операторов зенитных ракетных комплексов и использованные для этого методы. В результате проведенного исследования сформирована профессиограмма оператора зенитного ракетного комплекса и определён расширенный перечень профессионально важных качеств, которыми должен обладать оператор зенитного ракетного комплекса для успешной деятельности. В целях удобства дальнейшего подбора психодиагностических методик из сформированного расширенного перечня методом обобщения выделены интегральные профессионально важные качества. В целом, результаты исследования могут быть использованы в высших военных учебных заведениях и военных учебных центрах при подборе методик выявления и определения уровня развития интегральных профессионально важных качеств операторов сложных технических систем военного назначения на этапах отбора и профессиональной подготовки.
Этнос и этничность
Артамонова А.Г., Воронцова Т.А. - Особенности конструирования воспринимаемого возраста у представителей этнокультурных групп, отличающихся типом внешнего облика c. 108-132

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43902

EDN: XOLBSE

Аннотация: В фокусе внимания авторов статьи феномен воспринимаемого возраста и этнокультурный фактор его конструирования. Под воспринимаемым возрастом понимается возраст, приписанный человеку (объекту восприятия) другим человеком (субъектом восприятия, оценщиком) в результате восприятия его внешнего облика. Предметом исследования выступили: воспринимаемый возраст объектов восприятия, отношение к ним, самооценка возраста и отношение к своему внешнему облику субъектов восприятия (женщин, представительниц славянских и кавказских народов). Исследование выполнено в рамках социально-психологического подхода к внешнему облику и модели этнолукизма В.А. Лабунской. В качестве основного метода исследования выступила процедура «Фотовидеопрезентации внешнего облика» Т.А. Воронцовой (комплект из 20-ти фотографий объектов восприятия - представителей различных этнических групп, разработан при участии А.С. Тарасовой). Эмпирическим объектом исследования выступили 100 женщин в возрасте от 17 до 33 лет (М=23,45), имеющие славянский (50 человек, Мвозр.=23,84) или кавказский (50 человек, Мвозр.=23,06) тип внешнего облика и проживающие на территории РФ. Научной новизной проведенного исследования выступило выявление влияния этнокультурного фактора на конструирование возраста незнакомого человека и оценку своего возраста. Основные выводы исследования: 1) принадлежность субъектов восприятия к этнокультурной группе, ассоциированной с типом внешнего облика, влияет на самооценку воспринимаемого возраста, планируемую продолжительность жизни, отношение к незнакомым другим; 2) возраст, приписываемый воспринимаемому незнакомому человеку, связан с отношением к нему вне зависимости от этнокультурной группы; 3) структура восприятия возраста незнакомого другого идентична с точки зрения центральных и периферических категорий и не зависит от этно-культурного фактора. Также в работе проведена апробация методики по выявлению стратегий конструирования воспринимаемого возраста и комплекта фотографий для изучения влияния этнокультурного фактора на воспринимаемый возраст.
Профессиональная психология
Рублёва Т.Ю. - Влияние самооценки на возникновение синдрома эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел c. 133-150

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43759

EDN: XONQYS

Аннотация: Исследование посвящено изучению уровня самооценки и ее роли в возникновении синдрома эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел. Цель исследования: изучение роли самооценки в возникновении синдрома эмоционального выгорания и сравнение содержательных и динамических характеристик у сотрудников, получающих и не получающих психотерапевтическую помощь. Предмет исследования: возможности формирования адекватной самооценки сотрудников полиции посредством использования методов психотерапевтической коррекции. Экспериментальная база исследования: СибЮИ МВД России (г. Красноярск). Экспериментальная выборка: 45 сотрудников полиции (слушателей факультета профессиональной подготовки), мужского пола в возрасте от 21 до 35 лет. Методики исследования: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко, «Тест на самооценку личности» С. А. Будасси. В ходе исследования автором разработана и реализована психотерапевтическая программа с элементами арт-терапии. Обработка данных проводилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 24. Для определения взаимосвязи по методикам был использован коэффициент корреляции Ч. Э. Спирмена, достоверность различий рассчитывалась с применением критерия Т-Вилкоксона для зависимых выборок и использованием критерия U-Манна-Уитни для независимых выборок. Установлены статистически значимые различия показателей самооценки и синдрома эмоционального выгорания. Достоверность и надежность полученных результатов определяется теоретическим анализом обозначенных проблем, адекватностью методов и методик исследования целям и задачам, обеспечением репрезентативности выборки, применением методов количественного и качественного анализа результатов исследования. Научная новизна исследования заключается в разработке психотерапевтической программы, направленной на коррекцию заниженной самооценки сотрудников полиции, имеющих синдром эмоционального выгорания. Полученные результаты исследования и разработанная психотерапевтическая программа могут составить основу научно-методических рекомендаций по совершенствованию подготовки и повышения квалификации психологов, медицинских психологов, осуществляющих контроль за психическим здоровьем персонала.
Клиническая психология
Прайзендорф Е.С., Кузьмина А.С., Кулагина Д.А., Хуммель Н.В. - Тип отношения к беременности женщин в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 c. 151-163

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.38937

EDN: XPIRYM

Аннотация: Предмет исследования – тип отношения к беременности в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. Целью исследования стало выявление взаимосвязей типа отношения к беременности и ранних дезадаптивных схем женщин в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. Автор подробно анализирует возможные предпосылки возникновения аффективных нарушений у женщин на поздних сроках беременности в условиях нестабильности, неопределенности мира в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. При этом беременность рассматривается как кризисная период в жизни женщины. Методология исследования: концептуальное положение о ранних дезадаптивных схемах Дж. Янга, методологическая разработка по типам отношения беременной И.В. Добрякова. Исследование проведено на базе КГБУЗ «Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства» с беременными женщинами в возрасте от 18 до 40 лет. Научная новизна исследования: теоретически обосновано и эмпирически доказано существование взаимосвязей между типами отношения в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, и ранними дезадаптивными схемами. Определены качественные различия в типах отношения к беременности у женщин разного возраста в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. Убеждения, достоверно связанные с осмыслением жизни в условиях новой коронавирусной инфекции, положительную коррелируют с тревожным и депрессивным типами отношения к беременности. Беременные женщины в возрасте до 25 лет, вероятнее беспокоятся о возможной хрупкости и неопределенности реальности, нежели женщины других возрастных групп, что возможно связано с актуализацией ранних дезадаптивных схем и высоким уровнем инфантильности женщин данной возрастной группы. Исходя из данных исследования, представляется важным дальнейшая разработка коррекционной программы для беременных женщин, с целью адаптивного осмысления существующей реальности и принятия малой контролируемости мира в целом.
Рублёва Т.Ю., Лисняк М.А. - Методы психотерапевтической коррекции эмоционального состояния наркозависимых лиц в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий c. 164-173

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43582

EDN: XPNDZI

Аннотация: Исследование посвящено изучению эмоциональной сферы потребителей психоактивных веществ на этапе реабилитации. Цель исследования: сравнение содержательных и динамических характеристик эмоционального состояния пациентов с химической зависимостью, получающих и не получающих психотерапевтическую помощь. Предмет исследования: возможность коррекции эмоционального состояния у наркозависимых посредством использования методов арт-терапии. Экспериментальная база исследования: реабилитационный центр (г. Красноярск). Экспериментальная выборка исследования: 24 наркозависимых мужчины в возрасте от 25 до 40 лет. Методики исследования: исследование локуса контроля Дж. Роттера; исследование уровня тревожности (шкала Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина); тест Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации»). Обработка данных проводилась с помощью программы «SPSS Statistics 21». Достоверность различий между показателями в экспериментальной группе и группе сравнения рассчитывалась с использованием критерия U-Манна-Уитни для независимых выборок. Результаты исследования показали, что психокоррекционная программа с элементами арт-терапии позволяют снять эмоциональное напряжение, снизить уровень тревожности и состояние фрустрации. Кроме того смещение локуса контроля в сторону интернального типа способствует повышению уровня ответственности за собственные действия и снижению уровня агрессивности. А повышение уровня социальной адаптации улучшает взаимодействие внутри группы, что ведет к снижению количества внешних и внутренних конфликтов. Дополнительно у пациентов повышается мотивация на выздоровление за счет поддержки группы, что весьма важно для эффективного и успешного прохождения реабилитационной программы. Полученные данные и предложенная психокоррекционная программа может применяться медицинскими психологами в работе с наркозависимыми пациентами для коррекции их эмоционального состояния в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий.
Трифонова Я.А. - Исторический обзор научных подходов к проблематике сексуализированного насилия над несовершеннолетними c. 174-190

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43937

EDN: XPNFNA

Аннотация: В статье представлен исторический обзор научных подходов к проблематике сексуализированного насилия над детьми и подростками. Рассмотрена эволюция академических дебатов по теме сексуальных отношений между взрослыми и несовершеннолетними. Особое внимание уделено расхождениям в интерпретации данного феномена с различных научных и мировоззренческих позиций. Проведен анализ тенденций в описании и толковании сексуализированного насилия над несовершеннолетними в рамках медицинской парадигмы, научной школы психоанализа, клинической сексологии, феминистских гендерных исследований и социологии морали. Описаны наиболее значимые изменения, произошедшие в истории становления парадигмального поля исследований сексуализированного насилия над несовершеннолетними. В заключение дается обзор современных тенденций, рассматриваются моральные и этические основы консенсуса о недопустимости сексуальных контактов с детьми и подростками и необходимости решения проблемы сексуализированного насилия над ними. Проанализированы фундаментальные вызовы, связанные с отсутствием единства в понимании сексуализированного насилия над несовершеннолетними как такового, механизмов развития реакций на травму, концептуализации её последствий, а также многообразием дискурсов о пострадавших и фрагментарностью вмешательств, осуществляемых помогающими специалистами. Автором предлагаются актуальные проблемные вопросы, решение которых позволит определить вектор дальнейшего развития научного и этического подхода к защите пострадавших.
Психология развития
Цао С. - Обучение детей дизайну в рамках внешкольного художественного образования в Китае c. 191-198

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43668

EDN: XPWUNY

Аннотация: Вслед за стремительным технологическим прогрессом, экономическим развитием и улучшением условий жизни в Китае стало уделяться внимание не только практической пригодности товаров повседневного спроса, мебели и бытовой техники, продуктов питания и косметики, но и дизайну, эргономичности и уникальности каждой вещи. В результате большое значение приобрело воспитание и развитие у молодого поколения дизайн-мышления. Тем не менее ориентированные на дизайн учебные программы появились в стране сравнительно поздно, а детское образование в сфере дизайна осталось достаточно редким явлением. В статье на ряде практических примеров исследуется значимость художественного образования для развития дизайн-мышления у детей. Научной новизной исследования является сравнительный анализ методов обучения дизайну детей в рамках внешкольного художественного образования в Китае и других странах мира – США и Японии. В результате исследования определён ряд проблем, существующих в детском художественном образовании, предложены пути их решения, которые могут представлять практическую ценность для педагогов и работников образования других стран. Выявлена роль семьи, государства и общества в формировании и развитии у детей дизайн-мышления. Установлено значение социально-культурных ресурсов в привлечении детей к творческой деятельности в сфере дизайна.
Психотехника
Аксютина З.А. - Методолого-теоретические основы терапии метафорическими ассоциативными картами c. 199-210

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.38002

EDN: XRMYKJ

Аннотация: Метафорические ассоциативные карты стали популярным средством в арт-терапии детей и взрослых, что является поводом и необходимостью их тщательного изучения. Предметом анализа выступают методолого-теоретические основания использования метафорических ассоциативных карт. Цель статьи – выявление методолого-теоретических оснований использования метафорических ассоциативных карт. В качестве методов исследования используется анализ научных публикаций и методы категориально-системной методологии (универсальная схема взаимодействия и метод категориального маятника). В статье обосновывается место метафорических ассоциативных карт в психотерапии, осуществляется поиск теоретических оснований для осуществления психотерапевтических процедур, связанных с метафорическими ассоциативными картами. На основе опоры на идею, высказанную Н. В. Дмитриевой, Ю. М. Перевозкиной, Л. В. Левиной и Н. В. Буравцовой, проводится доказательный анализ характерных особенностей по отнесению метафорических ассоциативных карт к разделу экспрессивной психотерапии, подклассу креативной терапии и классу, арт-терапии. При теоретическом обосновании МАК-терапии на основе опоры на системный и деятельностный подходы выявляются методологические компоненты ее качественных состояний (объект, предмет и цель) в системной, процессной и деятельностной вариациях. Исследование МАК-терапии как динамической системы позволило сделать вывод о зависимости результата взаимодействия от творческого потенциала клиента, что указывает на возможные ограничения в применении метафорических ассоциативных карт. Построение системной модели МАК-терапии позволило выявить основной понятийный аппарат данной области психотерапии. Полученные результаты теоретического исследования будут полезны в практике оказания помощи при проведении психотерапевтических процедур с применением метафорических ассоциативных карт.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.