по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2021
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 31-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2021
Клиническая психология
Королев А.А. - Информационный стресс в учебном процессе: проблема личностного реагирования, риски невротизации c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.36540

Аннотация: Проблема информационного воздействия заявлена как весьма актуальная и значимая в современной клинической психологии и медицине в контексте риска возникновения невротических расстройств. Информация рассматривается как один из ключевых факторов неврозогенеза отечественными и зарубежными авторами. В современном научном обиходе общепринятым термином, обозначающим патогенное воздействие информации, является информационный стресс (информационная перегрузка). Выделено содержание понятие, описаны причины (стресс-факторы) его возникновения. При этом обнаруживается дефицит исследований, в которых рассматривается проблема взаимосвязи информационных стресс-факторов и личностного реагирования. Не выделено конкретных личностных характеристик, определяющих чувствительность / резистентность индивида к конкретным причинам информационного стресса. Объектом исследования является воздействие информационных стресс-факторов на личность. Предметом исследования является взаимосвязь между личностными особенностями и спецификой воздействия информационных стресс-факторов. В исследование были включены студенты медики как респонденты, которые в силу специфики своей деятельности постоянно сталкиваются с основными информационными стресс-факторами. Для достижения цели был использован пятифакторный личностный опросник 5PFQ, опросник BMS II (утомление – монотония – пресыщение – стресс), на основе классификаций причин информационного стресса В.А. Бодрова была сформирована анкета, в которую вошли «непосредственные информационные» факторы. Была установлена весьма высокая значимость оцениваемых причин информационного стресса у респондентов. С помощью корреляционного анализа были установлены достоверные взаимосвязи между особенностями личности и спецификой воздействия информационных стресс-факторов, что позволило выделить личностные характеристики, указывающие на чувствительность индивида к конкретным информационным стрессорам.
Актуальный вопрос
Горчакова О.Ю., Ларионова А.В., Козлова Н.В. - Современное экономическое поведение: установки, представления и психологические особенности молодежи c. 15-32

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.36778

Аннотация: Предметом исследования являются особенности экономического поведения, в частности, экономические аттитюды (активность в экономической сфере, планирование финансов, доверие экономическим институтам и т.п.) и представления (понятие денег, дефицит денежного ресурса, финансовая безопасность, способы решения финансовых проблем). Целью исследования было выявление и описание особенностей экономического поведения (экономических аттитюдов и отношения к деньгам) и их связи с психологическими особенностями молодых людей (способностью личности к саморегуляции стрессовых состояний и жизнестойкостью). В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте до 35 лет. В качестве измерительного инструментария использовались: «Опросник для экспресс-диагностики экономических аттитюдов» О.С. Дейнека, Е.В. Забелиной, Диагностика состояния стресса» А.О. Прохорова, «Тест жизнестойкости» в адаптации Е.Н. Осина, Е.И. Рассказовой, незаконченные предложения. В результате исследования у молодёжи были выявлены различные модели экономического поведения, определены особенности связи экономических аттитюдов и представлений о деньгах с психологическими ресурсами личности. Было выявлено, что для молодежи с активной экономической позицией, умением планировать финансы, доверием к экономическим институтам свойственно умение адекватно оценивать стрессовые обстоятельства и эффективное совладание со стрессом. Молодежь с установкой на социально-экономическое сравнение собственных возможностей с другими и с пассивной адаптацией к рыночным условиям испытывает выраженный дискомфорт из-за экономического неравенства. Для молодежи характерны: подверженность стрессовым ситуациям и напряженность в ситуации неопределённости, в том числе, предполагающих финансовые риски.
Казакова Е.В., Толмачева Е.Н., Соколова Л.В. - Взаимосвязь психологического компонента школьной адаптации с социально-экономическими факторами риска раннего развития c. 33-46

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.36645

Аннотация: Авторами рассмотрены основные проблемы неблагоприятного влияния социально-экономических факторов риска на психологическую составляющую школьной адаптации первоклассников, что и определило предмет настоящего исследования. Целью явилось выявление взаимосвязи характеристик психологического компонента школьной адаптации младшего школьника и различных социально-экономических факторов риска в его раннем развитии. В исследовании приняли участие 284 первоклассника (126 девочек и 158 мальчиков) в возрасте 7-8 лет. Методический инструментарий исследования объединил следующие методики: «Дом – дерево – человек» Дж. Бука, «Домики» А. О. Ореховой, «Лица» Н. В. Лукьянченко, Т. Л. Ядрышникова, «Лесенка» В. Г. Щур, социальный паспорт семьи. Корреляционный анализ показал что, больше всего подвержены влиянию социально-экономических факторов риска раннего развития показатели психологического компонента школьной адаптации, такие как уровень самооценки, эмоциональная адаптация, депрессивные состояния, эмоциональный фон, защищенность ребенка. Установлены взаимосвязи характеристик психологического компонента школьной адаптации первоклассников с уровнем образования родителей и с семейной атмосферой. Социально-экономические факторы риска в дошкольной жизни ребенка в большей степени взаимосвязаны с эмоциональным состоянием ребенка, определяя его эмоциональное благополучие и успешность школьной адаптации. Своевременное выявление этих факторов поможет предотвратить те трудности, которые могут возникнуть при систематическом обучении в школе.
Психология развития
Розенова М.И., Калаева А.А. - Интимно-сексуальные отношения как фактор биологического и психологического старения c. 47-71

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.36983

Аннотация: Цель работы заключалась в выявлении возможных связей возрастного статуса и темпов старения человека с его интимно-сексуальными отношениями. Предметом исследования определены особенности взаимосвязи удовлетворенности интимно-сексуальными отношениями с параметрами возраста и биопсихологического старения. Эмпирически установлено: с возрастом, в оценке интимно-сексуальных отношений снижаются обобщенные показатели удовлетворенности и неудовлетворенности, но усиливается компонент «взаимной удовлетворенности»; повышение возрастного статуса связано со смещением оценок в интимно-сексуальной сфере в сторону негативных характеристик, а высокие темпы постарения, напротив, создают основания для положительной оценки этих отношений, как удовлетворительных. Выводы исследования свидетельствуют, что мнения людей, имеющих различный возрастной статус и темпы биопсихологического постарения, в оценке удовлетворенности в интимно-сексуальной сфере достаточно унифицированы, особенно по присутствию характеристики «желанности». Психологическая моложавость людей сопряжена в интимно-сексуальной сфере с параметром «активности» и приоритетом «стабильности с постоянным партнером», над стремлением к экспериментированию, посредством включения в репертуар сексуальности агрессии и легкодоступных партнеров. Для обладателей высокого темпа биологического постарения отмечен приоритет «взаимности», ощущение достаточной интимно-сексуальной удовлетворенности, и отсутствие склонности к экспериментированию. Новизна исследования определена дифференцированием вклада возрастного статуса и темпов постарения в субъективную оценку человеком своей интимно-сексуальной сферы. Показаны и конкретизированы качественные особенности оценок интимно-сексуальных отношений у людей с разным возрастным статусом и темпами постарения. Определены наиболее значимые взаимосвязи типа возраста и темпов постарения с характеристиками интимно-сексуальной удовлетворенности, что создает основу более точного понимания вклада значимых человеческих отношений, связанных с сексуальностью, в процессы долголетия, и для выбора адекватных стратегий просвещения, консультирования и терапии
Социальные страсти
Артемьева О.А., Дубровская Л.Д. - Научные коллективы Г. И. Челпанова: историко-психологическое исследование c. 72-89

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.36900

Аннотация: В контексте проблемы институционализации русской и советской психологии в первой половине ХХ века проведено исследование особенностей организации коллективной научной работы под руководством Г. И. Челпанова. С целью определения состава и характеристик созданных им научных коллективов проведен биографический и библиографический анализ письменных документов личного характера; материалов, характеризующих служебную деятельность ученых и их объединений; историко-психологических работ, посвященных жизни и научной деятельности Г. И. Челпанова. Выделены три научно-образовательных базы оформления научных коллективов под его руководством: Психологическая семинария при кафедре философии Императорского Университета св. Владимира в г. Киеве (1897–1907), Психологический семинарий при Императорском Московском университете (1907–1912) и Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (1912–1923); определены члены коллективов. Новизна проведенного исследования состоит в представлении Г. И. Челпанова в качестве одного из первых отечественных организаторов психологической науки и образования, деятельно оценивших значение коллективной работы на этапе становления психологии как большой науки в первой половине ХХ века. Авторы статьи прослеживают преемственность состава коллективов и тематики докладов и исследований, проводившихся сотрудниками под руководством Г. И. Челпанова, согласно разработанному им плану, прежде всего, в русле общей психологии. Показывается, что в ходе выполнения общественно-значимой деятельности в коллективной форме решались задачи подготовки квалифицированных философов и психологов и, позднее, реализации исследовательской программы по разработке общих теоретико-методологических основ эмпирического исследования психики. Подчеркивается значение реализованного руководителем индивидуального подхода в работе с научными сотрудниками для развития их творческих способностей.
Внутренний мир человека
Andreeva E.Y., Kleshnina M.O. - The concept of emotional burnout at work in the conditions of the COVID-19 pandemic c. 90-98

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.36955

Abstract: The impact of the COVID-19 pandemic upon everyday live alongside the conditions of isolation with even more tasks to be accomplished, testify to the high level of distress faced by every employee. There is an inextricable link between the increased number of workers experiencing emotional burnout and the conditions of self-isolation due to the pandemic. Thus, the subject of this research is the factors that have a direct impact upon the emotional state of young professionals and university students, as well as possible consequences of the emotional burnout. The scientific novelty lies in comprehensive analysis of the emotional and professional types of burnout, as well as the consequences of the COVID-19 pandemic, which inflicted a severe blow to the most vulnerable link – knowledge workers. This group faced an overwhelming stress at work and studying even prior to the outbreak of the pandemic. In recent years, the situation has worsened: an increasing number of people identify themselves as emotionally burned out, and many blame the pandemic. The author conducted the survey “Symptoms of the Job Burnout Questionnaire” among the students and young professionals of the Financial University under the Government of the Russian Federation. The results, as well as effective methods of coping with emotional burnout during the pandemic, are presented in this research.
Понять человека
Кабанова К.В. - Анализ основных направлений современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений c. 99-110

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.34834

Аннотация: На актуальность предпринятого исследования указывает тот факт, что абсолютно все современные исследователи в области семьи и брачно-семейных отношений единогласно заявляют о кризисе семейных ценностей и института брака в целом. Предметом данного исследования явились современные социально-психологические исследования семьи и брачных отношений. Целью исследования было выявить основные направления, в которых проводятся исследования, а значит, являющиеся наиболее актуальными и требующими внимания психологов. Основным методом исследования выступил теоретический анализ, который был осуществлен на основе диссертаций по данной проблематике за последние 10 лет и научных статей, вышедших в XXI веке.   Научная новизна данного исследования заключается в том, что были определены основные направления современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений, выполненных в XXI веке, а также, выделены новые социально-психологические феномены в предметном поле семьи и брачно-семейных отношений. В заключении делается вывод, что интерес ученых на современном этапе охватывает весь жизненный цикл семьи, каждый этап которого отличается своей спецификой, но в основе социально-психологических характеристик этого явления всегда лежат и детерминируют успешность каждого этапа, в первую очередь, взаимоотношения между супругами и взаимоотношения между всеми членами семьи. Автор приходит к выводу, что выход из кризисной ситуации, в которой сейчас находится институт семьи, во многом зависит от ее участников, немаловажную роль в этом процессе играет профессиональная работа психологов с их исследовательской деятельностью, разработкой программ и тренингов, профессиональным консультированием и т. д.
Профессиональная психология
Алексеенко М.С. - Личностный потенциал в практике психологического обеспечения лётной деятельности c. 111-131

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.35802

Аннотация: Предметом исследования являются методы психологического обеспечения летного труда, развивающие теорию доктора психологических наук, профессора Д.В.Гандера о психологическом обеспечении летной деятельности. Автор подробно рассматривает вопросы принятия решений летчиком как оператором эргатической системы с акцентом на психологические аспекты летной деятельности на современных летательных аппаратах и формирования профессионально важных качеств летчика. Методология исследований базируется на системном подходе и объединяет теоретико-аналитические и обобщающие методы, метод лонгитюдного исследования, метод сбора эмпирических данных, анализ деятельности летчиков с применением методов изучения документации и экспертного опроса, профессиография, методы математической статистики. Научная новизна результатов исследования определяется разработанной моделью личностного потенциала летчика с позиций системного представления о специфике и динамике развития личностного потенциала. Исследование психологических профессионально важных качеств привело к созданию факторной модели личностного потенциала летчика, а качественный анализ полученных данных позволил интерпретировать содержание личностного потенциала с позиций системного подхода. Таким образом подтверждена гипотеза о том, что успешность освоения летной деятельности не столько зависит от абсолютных значений развития профессионально важных качеств, сколько от специфически организованной структуры качеств, образующих личностный потенциал летчика. При этом доказано, что достижения в летной деятельности являются наиболее значимым показателем уровня развития личностного потенциала.
Чистоходова Л.И., Лавров Н.Н., Авдонина О.С. - Взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления в Российской Федерации с их ведущими профессиональными мотивами. c. 132-142

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.37033

Аннотация: В представленной статье представлен краткий обзор результатов теоретического и эмпирического изучения профессиональных мотивов в деятельности руководителя в сфере управления муниципальными образованиями в Российской Федерации, с учетом влияния приоритетных профессиональных мотивов на эффективное выполнение основных должностных функций. Объектом исследования является профессиональная мотивация руководителей в сфере муниципального управления, в качестве предмета выступает взаимосвязь эффективности деятельности руководителя муниципального управления и их мотивации к осуществлению данной деятельности. Авторами подробно рассматриваются такие аспекты темы как ведущие мотивы деятельности, эффективность деятельности, муниципальное управление. Так же авторами выделен гендерный аспект мотивации к деятельности у руководителей муниципального образования. На основании теоретико-методологического анализа научных подходов к изучению профессиональной деятельности руководителя уточнена мотивационная структура обуславливающая эффективность деятельности. Расширен понятийный теоретико-методологический аппарат психологии труда за счет дополнений и уточнений уже имеющихся понятий. Дополнены личностно-профессиональные особенности руководителя органа муниципального образования, определяющие эффективность его профессиональной деятельности: профессиональные умения и способности, необходимые руководителю для решения основных задач и проблем в рамках исполнения должностных полномочий; личностные качества руководителя: высокие интеллектуальные способности, мужественный стиль в поведении и консерватизм у руководителей-женщин, проявление феминности в стиле поведения у руководителей-мужчин, решительность, скрупулезность в ответственных ситуациях, потребность в признании, вознаграждении и самосовершенствовании.
Психология развития
Шилова Н.П. - Представление о будущих видах деятельности у современных юношей и девушек c. 143-154

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.34855

Аннотация: В статье проанализированы и описаны результаты исследования представлений юношей и девушек о будущих видах деятельности. В исследовании приняли участие 1538 юношей и девушек от 14 до 28 лет. Им было предложено назвать пять основных видов деятельности, которыми, как они сейчас предполагают, они будут заниматься через пять лет. Целью исследования стало изучение гендерных и институциональных различий в представлении о будущих видах деятельности у юношей и девушек. В статье рассматривается тема развития в юношеском возрасте, через определение его как переходный между детством и взрослостью. Переходность юношеского возраста обосновывается сопоставлением типа развития с ведущей деятельностью. Исследование показало, что выбирая связанные с устройством личной жизни виды деятельности или профессиональную деятельность юноши и девушки, ограничивают свое будущее рамками одной сферы. Гендерные особенности в представлениях о будущих деятельностях у девушек связаны с устройством личной жизни, а у юношей – с развлечениями и здоровьем. Для студентов СПО будущее связано с работой и семьей, а также с играми и развлечениями, а для студентов вузов эту нишу занимают творчество и путешествия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.