по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 28-06-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Психологическая культура Востока
Гусев Е.И., Маликов В.М. - Восточные психосоматические техники и современные психологические практики c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.31417

Аннотация: Целью статьи является анализ восточных психосоматических техник для выявления возможности их использования в современных психологических практиках. Отмечается, что в гуманитарной науке возрастает интерес к восточным психосоматическим буддийским и даосским практикам, которые все более активно применяются для корректировки психологических проблем личности, возникающих у жителя городских агломераций. Демонстрируется взаимодействие русской культуры с восточными цивилизациями и формулируется тезис о преемственности культур евразийского региона. Приводятся конкретные примеры взаимосвязи методов восточных психосоматических техник в коррекции психологических проблем современной личности. Демонстрируются результаты эмпирического исследования для подтверждения гипотезы о возможности корреляции психологических проблем личности восточными психосоматическими практиками. Для получения статистически значимых данных применяется психосемантическая методика, для проверки статистической гипотезы используется критерий χ2. Выборка состоит из практикующих психологов с опытом работы более 10 лет. В ходе проведенного исследования поставленная гипотеза получила подтверждение. Практикующие психологи не владеют достаточной информацией для внедрения восточных практик в консультирование, но при небольшом ознакомлении с ними считают перспективным использование в своей работе синтеза восточных практик и видят в этом психологическую эффективность для решения актуальных проблем современной личности. Интеграция принципов и методов восточных практик в психотерапевтическую деятельность поможет разностороннему и вместе с тем комплексному пониманию экзистенциальных проблем личности и позволит применять полученные знания в вопросах консультирования. Кроме того, сделает возможным корректное использование психологических техник и разностороннее понимание проблем личности, подчеркнув серьёзность и эффективность комплексного подхода в психологической практике.
Профессиональная психология
Матюшина М.А. - Особенности креативности у студентов-психологов с разным статусом профессиональной идентичности c. 11-21

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.35686

Аннотация: В статье рассматривается проблема профессиональной идентичности современных студентов-психологов, а также проблема креативности как одной из необходимых универсальных компетенций современного специалиста. Рассмотрен вопрос о необходимости сопровождения процесса формирования профессиональной идентичности студентов-психологов. Объект исследования – профессиональная идентичность студентов-психологов. Предметом выступают особенности креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности. В статье представлены результаты одного из этапов исследования роли креативности в формировании профессиональной идентичности студентов-психологов. В выборку данного этапа вошли 155 студентов Новосибирского государственного технического университета и Сибирского государственного университета путей и сообщения, обучающихся по направлению «Психология». В ходе проведенного нами эмпирического исследования были выявлены особенности креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности. Как и предполагалось проявления образной и вербальной креативности различаются у студентов с разными статусами профессиональной идентичности. У студентов с доминирующим достигнутым статусом профессиональной идентичности наблюдаются самые высокие показатели по параметрам образной креативности: разработанность и оригинальность (20 кругов). Для студентов с доминирующим статусом псевдоидентичности не характерны проявления образной и вербальной креативности. Полученные данные позволяют глубже понять особенности проявления креативности у студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Тимошкина А.А., Щепкина Е.В. - Взаимосвязь защитных механизмов и мотивационных ориентаций лидеров организаций на разных этапах развития бизнеса c. 22-42

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.33551

Аннотация: Статья посвящена изучению выраженности защитных механизмов и их взаимосвязи с мотивационными ориентирами у лидеров организаций на разных этапах развития бизнеса. Предметом изучения выступают мотивационные ориентации и защитные механизмы лидеров организаций в период разных этапов развития бизнеса. Целью стало изучение взаимосвязи защитных механизмов и мотивационных ориентаций лидеров организаций возрастом до 3-х лет (кризисное состояние) и лидеров организаций возрастом более 10-и лет (устойчивое развитие). Исследование было организовано методом срезов посредством использования опросника «Индекс жизненного стиля» (LifeStyleIndex, LSI) разработанного Р. Плутчик, Х. Келлерманом и Х. Р. Конте [4,24]. В целях изучения мотивационных ориентиров была применена методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребительской сфере О. Ф. Потемкиной [19]. Анализ полученных результатов и выявление статистически достоверных взаимосвязей между психологическими показателями проведены с использованием методов математической статистики. Новизна исследования заключается в изучении влияния мотивационных ориентаций лидеров организаций на проявление ими защитных механизмов в период кризисных этапов развития бизнеса посредством теории психоанализа. Данное исследование проводится впервые. Практическая значимость результатов исследования заключается в использовании знания психоаналитических концепций для выявления скрытых патогенных факторов в организации, влияющих на поведение персонала. Это позволит организационным психологам подобрать эффективные рекомендации по нивелированию таких факторов. В ходе проведенного исследования были получены результаты, подтверждающие взаимосвязь выраженности защитных механизмов лидеров с их мотивационными ориентациями. Основными выводами проведенного исследования является то, что защитные механизмы владельца бизнеса и руководящего звена организации взаимосвязаны с их мотивационными ориентациями. Кроме того, выраженность защитных механизмов лидеров молодых организаций и стабильных компаний отличатся. Особым вкладом автора в исследование является интерпретация результатов сквозь призму психоаналитического подхода.
Социальные страсти
Савинков С.Н., Козырева В.В. - Социальные представления о верности у пар с различным супружеским стажем c. 43-58

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.33199

Аннотация: В статье рассмотрены социальные представления о верности у пар с различным супружеским стажем. Выявлено, что существуют различные исследования касательно социальных представлений пар с различным супружеским стажем о доверии, измене, любви, взаимопонимании, однако, анализ психолого-педагогической литературы показал, что не было произведено исследований о верности в отношениях у супругов. Таким образом, тема данного исследования является уникальной. Предметом данного исследования являются социальные представления о верности у пар с различным супружеским стажем. Гипотеза исследования состоит в том, что существуют значимые различия в социальных представлениях о верности у пар с различным супружеским стажем. Для молодых супругов верность представляется показателем страсти, расслабленности в отношениях, легкости общения между супругами и постоянства в совершенном выборе. Зрелые супруги представляют верность как показатель взаимопонимания и доверия, застывших отношений с супругом и отсутствия страсти.   Организационную базу исследования составили 21 пара, находящаяся в браке, супружеский стаж от 20 до 30 лет, и 21 пара, супружеский стаж которых составляет от нескольких месяцев до 3 лет. Стоит отметить, что все участники исследования находятся в официальном браке. Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу, был подобран ряд методик: тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), Семантический дифференциал, опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина).
Психология и педагогика
Исмаилова И.С., Пономарева В.В. - Психологические основы развития связной речи у детей с одновременным нарушением зрения и интеллекта c. 59-67

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.35344

Аннотация: В статье раскрываются психологические основы проведения формирующего эксперимента по развитию связной речи у детей с одновременной патологией зрения и интеллекта, или, как принято говорить на современный лад, у детей с комплексными сенсорно-ментальными нарушениями. Целью статьи является раскрытие этапов коррекционной работы формирующего эксперимента по развитию связной речи при составлении рассказов у детей с комплексными нарушениями зрения и интеллекта. Предметом исследования является процесс психолого-педагогического воздействия, отраженного в процессе коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта. Объект исследования - младшие школьники с комплексными, то есть одновременными нарушениями и зрения и интеллекта разной степени выраженности, обучающиеся 3-4 классов школы-интерната для детей с нарушениями зрения.   Научная новизна заключается в оптимизации деятельности педагога по развитию разных видов связной речи, начиная с диалогов, бесед и рассказов по картине у младших школьников с сенсорно-ментальными нарушениями, что очень важно для практики школы, так как показывает пути повышения качества их речи и социальной адаптации их в обществе. Также отмечается важность такой работы с детьми в плане реализации их личностного потенциала в контексте требований принципа социальной справедливости. Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; комплексным применением теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету исследования, цели и задачам работы, многолетней практической деятельностью автора по развитию связной устной речи у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта.
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогических способностей в современной зарубежной психологии c. 68-85

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.35434

Аннотация: В статье обсуждается проблематика педагогических способностей. Отмечается, что в настоящее время существует востребованность в изучении ключевых для педагогической деятельности способностей, т.к. происходит трансформация системы образования и требований к педагогам. Отечественные психологические традиции изучения педагогических способностей достаточно известны (Б.М. Теплов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), однако в настоящее время происходит сближение не только российских и зарубежных научных подходов, но и систем образования, для успешной реализации которых необходима универсальная педагогическая деятельность, педагогические навыки, педагогические способности. Направления зарубежных работ в настоящее время включают в себя рассмотрение основных требований к педагогу и основных педагогических способностей, но особенное внимание сосредоточено на изучении тех качеств и способностей, которые касаются не непосредственного осуществления педагогической деятельности, а поддержания и стимуляции эффективности процесса и результативности. Таковыми способностями являются педагогическая креативность, рефлексия, метакогнитивные способности. Отдельно освещается проблема управления развитием собственных способностей педагогом. Делается в вывод о том, что современная педагогическая реальность требует от педагогов не содержательных компетенций и способностей, а системных, контролирующих и управляющих самим педагогическим процессом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.