по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2019
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 03-01-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2019
Психология развития
Литвинова А.В. - Взаимосвязь психологической сепарации от родителей и целеполагания студентов из полных семей c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31179

Аннотация: Обосновывается актуальность изучения психологической сепарации как детерминанты становления целеполагания в студенческом возрасте. Предметом исследования являются особенности взаимосвязи компонентов психологической сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек из полных семей. В процессе психологической сепарации возникают напряжения в отношениях с родителями, являющиеся исходными для развертывания целеполагания, определяющего ориентировку юношей и девушек в ситуациях жизнедеятельности. Особое внимание уделяется анализу взаимосвязей эмоциональных, функциональных, аттитюдных и конфликтных компонентов сепарации от отца и матери с целеполаганием у юношей и девушек. Для выявления особенностей компонентов психологической сепарации, ценностно-смысловых (ценности-цели, ценности-средства, смысложизненные ориентации) и операционных (саморегуляция произвольной активности) характеристик целеполагания в исследовании применялся психодиагностический комплекс из четырех методик. Представлены результаты корреляционного и факторного анализа, подтверждающие наличие специфических особенностей и структуры взаимосвязей психологической сепарации от отца и матери с целеполаганием у юношей и девушек. Научная новизна заключается в том, что особенности сепарации от родителей и их связь с целеполаганием, проинтерпретированы с позиций функционального подхода и вносят вклад в понимание становления личности в студенческом возрасте.
Тело и телесность
Березина Т.Н. - Пенсионный стресс – как психофизиологический феномен c. 15-27

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.30910

Аннотация: Предметом исследования выступает пенсионный стресс в двух его видах: предпенсионный как стресс от ожидания выхода на пенсию и постпенсионный – переживания возникающие после выхода на заслуженный отдых. Целью исследования является изучение динамики показателей биопсихологического возраста на протяжении девяти периодов жизненного пути человека (в промежутке от 25 до 85 лет). Рассматриваются изменения показателей относительного биологического и психологического старения, наиболее подробно они оцениваются в период предшествующий выходу на пенсию и последующий на ним. Метод исследования: изучение возрастных срезов. Применялись методы диагностики биологического, должного биологического и психологического возрастов, также оценивался индексы относительного биологического и относительного психологического старения. Для оценки достоверности результатов применялся метод дисперсионного анализа Анова. Было показано, что в период, предшествующий выходу на пенсию, у людей усиливается относительное биологическое старение организма, которое сохраняется и в последующий период, однако, после 71 года оно выравнивается и начинает соответствовать биологической норме. Мы объяснили это явление – следствием психологического стресса, который человек испытывает в ожидании и позднее при переходе из одной социальной среды в другую. Также показано рассогласование между биологическим и психологическим старением: психологический возраст человека не изменяется в период выхода на пенсию, однако, уже находясь на пенсии, и мужчины, и женщины начинают чувствовать себя психологически более старыми.
Горизонты психологии
Артемьева О.А. - Взаимоотношения исследовательской и практической психологии в СССР: периоды развития c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31238

Аннотация: Реализуется историко-психологический подход к решению проблемы взаимоотношений исследовательской и практической психологии в СССР. Обсуждаются результаты эмпирического исследования с применением методов биографического и событийного анализа, сленгового анализа заголовков, качественного и количественного анализа научных и практико-ориентированных публикаций ведущих советских психологов, а также официальных документов, регламентировавших организацию психологической науки и практики. Впервые предлагается периодизация развития взаимоотношений исследовательской и практической психологии в СССР; дается краткая характеристика каждого из периодов. Определяется значение государственной организации и регламентации науки и практики, а также самоорганизации психологов. Делается вывод о влиянии кардинальных изменений социальных условий развития отечественной психологии в начале и в конце ХХ века, в частности революции 1917 г., «перестройки» и последующего распада СССР, прежде всего, на состояние психологической практики. Ставится проблема преемственности в развитии исследовательской и практической психологии в России; отмечается ее связь с решением педагогических задач. Проведенный анализ позволяет расширить историографические представления о закономерностях развития взаимоотношений психологической науки и практики в СССР и проследить генезис «схизиса» исследовательской и практической психологии в современной России.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Богачев А.М. - Фильмы ужасов и ночные кошмары: некоторые аспекты психологического анализа явлений c. 39-49

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31301

Аннотация: В статье представлена попытка научной глубинно-психологической интерпретации восприятия символики, содержащейся в фильмах ужасов, в том числе в контексте такого феномена, как ночные кошмары, сонный паралич и т.д. Актуальность работы определяется остротой проблем, связанных с деструктивными тенденциями в подростково-молодежной сред России. Особенный акцент сделан на понимании сущности объекта (фильмы ужасов) и предмета (связанные с ними психические процессы и явления) исследования в соотнесении их с психологией развития, в целом, и спецификой подросткового возраста, в частности, а также со зрителями соответствующих фильмов. В рамках статьи использованы методы исследования различных источников данных на основе различных направлений глубинной психологии, анализа и синтеза, а также интерпретации. Научная новизна работы заключается в «многомерном» понимании исследуемых феноменов с учетом как психоаналитически ориентированных теорий, так и авторской концепции. В частности, представлен анализ символики популярного фильма «Оно-2» и изложены различные (в том числе с аксиологической «точки отсчета») точки зрения на рассматриваемую проблематику. Выводы, изложенные в завершении настоящей работы, востребованы как в области психологического просвещения/психологического консультирования и самоанализа, так и развития теории психологии в соответствующем ее сегменте.
Индивид и личность
Хорс М.А. - Методические основы технологии коррекции психических состояний лиц с аддикциями непатологического характера c. 50-56

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31085

Аннотация: Раскрываются теоретические положения, определяющие содержание технологии психологической коррекции состояний аддиктов. Значимым методологическим принципом является дифференциация задач процесса, определяемая готовностью субъекта к обучению, рефлексии, формированию целей. В соответствии с определением предмета технологии как изменение психических состояний результатом взаимодействия клиента и психолога признается наличие изменений перцептивной системы, высокий уровень вовлеченности клиента в деятельность по устранению деструктивного воздействия психических состояний. Определяются классификационные характеристики технологии психологической коррекции психических состояний лиц с аддикциями непатологического характера. Модульная технология, разработанная на основе принципа системности, представлена как вид концентрированного воздействия, при котором логически завершенный этап коррекционной работы характеризуется готовностью клиента к новому действию, выраженной в осознании целевых ориентиров предыдущего этапа. Новизна исследования заключается в обосновании технологического подхода к организации и содержанию психологической коррекции психических состояний лиц с аддикциями непатологического характера, концептуальной основой которого является модульная структура психологической помощи.
Евдокимова А.С. - Психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи (на примере обучающихся Забайкальского края) c. 57-65

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31397

Аннотация: Изучение понятия «деньги» является крайне актуальным в условиях развития современного общества. Деньги – это важное звено экономических и социальных отношений, феномен, в котором объединено экономическое и психологическое содержание. Во-первых, деньги - это показатель затраченных трудовых, временных и интеллектуальных ресурсов, во-вторых, при помощи денег удовлетворяются потребности, формируется мотивация, определяется уровень притязаний личности. Объект исследования - студенческая молодежь Забайкальского края. Предмет - психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи Забайкальского края. Цель - анализ психолого-экономических аспектов отношения к деньгам студенческой молодежи Забайкальского края. В качестве методов исследования использованы: анализ научной литературы, проведение эмпирического исследования (с использованием опросника А. Фернема (The Money Belief and Behavior Scale),опросника «Нравственная оценка денег» Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрейченко, Программы исследования экономико-психологических характеристик личности А.Л. Журавлева, опросника А.Д. Карнышева), математико-статистический анализ. Респонденты рассматривают деньги как средство власти и превосходства над другими людьми, выражают беспокойство по поводу своего финансового положения, предпочитают действовать экономно при расходовании денежных средств и планировать траты. Наблюдается иррациональность при совершении покупок: респонденты могут покупать вещи, в которых не нуждаются, и проявляют большую щедрость в присутствии других людей, что объясняется стремлением выглядеть лучше и влиятельнее в глазах окружающих. Деньги не играют главенствующей роли в жизни молодого поколения, это лишь средство достижения желаемого, некий положительный ресурс, которым необходимо грамотно распоряжаться.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Cазонова И.Г. - Изучение социальных и личностных детерминант эмоционального восприятия музыкальных произведений c. 66-80

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.30776

Аннотация: Предметом исследования является вопрос, связанный с изучением детерминант перцепции музыкальных произведений. В последние годы авторы из разных областей науки и искусства публикуют работы о психологии восприятия музыки. Чаще их исследования носят искусствоведческий или социологический характер, часть ученых рассматривает психологические и физиологические аспекты перцепции музыки. Предметом исследования является вопрос, связанный с изучением детерминант перцепции музыкальных произведений. Мы поставили перед собой задачу изучить психологические факторы, обуславливающие эмоциональное восприятие музыки, выявить, насколько данное восприятие обусловлено социальными факторами, и какова роль когнитивных функций в эмоциональном восприятии музыки. В качестве методов исследования использовались опросник «Ценностные ориентации (М. Рокич), опросник «Психологические функции музыки» (Т. Шефер, П. Седлмайер), интервью, авторская анкета «Социальная перцепция музыки», ранжирование, U-критерий Манна-Уитни, корреляция Спирмена, эксплораторный факторный анализ (ЭФА). Основные выводы исследования заключаются в выявлении корреляционных связей между социальными ценностями респондентов и выбором приоритетных музыкальных произведений. Научная новизна выбранной темы заключается в комплексном изучении психологических детерминант перцепции музыкальных произведений, где рассматривается эмоциональное восприятие музыкального произведения в связи с потребностями студентов и их личностными особенностями. Детерминантами эмоциональной перцепции музыки являются факторы: пол, возраст, ситуационные факторы и музыкальные навыки. Работа даст возможность исследователям использовать представленные статистические результаты и выводы для дальнейшего изучения этой темы, работа будет полезна психологам и педагогам, занимающимся коррекцией поведения подростков и юношества.
Профессиональная психология
Ластовенко Д.В. - Методологические основы процесса решения профессиональных задач субъектом деятельности c. 81-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.30791

Аннотация: В статье определяется содержание понятия «профессиональная задача», раскрывается психологическая структура процесса решения профессиональной задачи субъектом деятельности. Под профессиональной задачей понимается единица содержания профессиональной деятельности специалиста определенной сферы. Процесс решения профессиональной задачи представляет собой деятельность, направленную на формирование эффективной модели решения на основе прошлого опыта, имеющихся алгоритмов и эвристик, для нахождения функционального и конкретного решения и достижения цели в заданных условиях, характерных для данного вида деятельности. В качестве методов исследования используются теоретический анализ, обобщение и систематизация подходов к определению сущности и психологической структуры процесса решения задач, проведенных отечественными и зарубежными исследователями и практиками. Анализ работ отчественных и зарубежных авторов, посвященных решению профессиональных задач, позволил сформулировать теоретические основы диагностики успешности решения задач субъектом профессиональной деятельности. Выделяются положения применимые для последующего исследования процесса решения профессиональных задач субъектом деятельности с учетом объективной и субъективной стороны задачи.
Клиническая психология
Ковтуненко А.Ю., Ерзин А.И. - Оптимизм как коррелят благополучного старения c. 89-100

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31158

Аннотация: Актуальность исследования благополучного старения обусловлена демографическими, социально-экономическими и парадигмальными изменениями, происходящими в настоящее время как в мировом сообществе. В статье представлен анализ понятия «оптимизм» с точки зрения отечественных и зарубежных психологических концепций. Проведено эмпирическое исследование диспозиционного оптимизма как когнитивно-атрибутивного и ценностно-смыслового коррелята благополучного старения. Цель работы: оценить количественные параметры оптимизма у лиц в позднем возрасте, проанализировать взаимосвязи диспозиционного оптимизма с демографическими показателями и компонентами благополучного старения. В работе были использованы следующие методы: клинико-психологический, психометрический («Тест диспозиционного оптимизма» М. Шейера и Ч. Карвера), статистические (методы описательной статистики; корреляционный анализ Пирсона). Методикой изучения структуры благополучного старения был разработанный авторами опросник «Индекс благополучного старения», состоящий из 70 пунктов, позволяющий оценить уровень субъективного благополучия, оценить его по 7 субшкалам: «Здоровье», «Финансовое благополучие», «Социальное взаимодействие», «Временная перспектива», «Работа и хобби», «Личностный рост и позитивные эмоции», «Семья». Выявленные положительные корреляции между оптимизмом и социальным статусом, ежемесячным доходом, здоровьем, финансовым благополучием, работой и хобби, личностным ростом и позитивными эмоциями, индексом благополучного старения и отрицательные корреляции между оптимизмом и семейным положением сопоставляются с эмпирическими данными исследователей, ранее сообщавших о взаимосвязи оптимизма с другими психологическими и социальными факторами. Авторами статьи делается вывод о связи оптимизма и уровня субъективного благополучия у представителей позднего возраста. Проведенное исследование может представлять интерес для специалистов, взаимодействующих с людьми позднего возраста в рамках психолого-консультативной и психотерапевтической практики.
Психология развития
Бохан Т.Г., Галажинский Э.В., Бруцкая К.А., Терехина О.В., Ульянич А.Л. - Личностные предикторы субъективной оценки качества жизни у лиц пожилого возраста c. 101-111

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.30839

Аннотация: Цель исследования: выявить личностные ресурсы, как возможные предикторы субъективной оценки качества жизни пожилых людей. В статье приведены данные исследования у 277 человек пожилого возраста от 55 до 85 лет (220 женщин и 57 мужчин), которые были разделены на две группы: 1-я кластерная группа менее удовлетворены своим физическим самочувствием, испытывают больше ограничений со стороны общего здоровья в их физической активности и выполнении повседневной деятельности; 2-я кластерная группа в большей степени выражает удовлетворенность своим физическим и психическим функционированием. В качестве диагностического инструментария применялись: опросник SF-36 (J.Ware), «Шкала дифференцированных эмоций» (К. Э. Изарда), «Психологическая автобиография» (Е.Ю. Коржова), опросник степени открытости / закрытости к себе и миру (природному, социальному, культурному), «Оценка копинг-стратегий в разных сферах» (Э. Хайм), «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Оказалось, что респонденты 2 кластерной группы обладают более позитивной модальностью временной трансспективы и смысловой насыщенности, реализованности жизненного пути, системой копинг-стратегий, позволяющая дистанцироваться от переживаний трудностей, иметь надежду и уверенность в позитивном выходе из любой ситуации, открытость к себе и социальному миру, ценности здоровья, счастливой семейной жизни, активной деятельной жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.