по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2019
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 01-04-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2019
Горизонты психологии
Тимошкина А.А., Гарайшина Э.М. - Возможности и ограничения информационных онлайн программ в качестве инструментов психологической самопомощи c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29133

Аннотация: В теоретической части авторы подробно рассматривают такие темы, как уникальные психотерапевтические отношения, определяющие эффективность психотерапии. Затрагивают вопросы, связанные с особенностями алгоритмов психологических программ самопомощи, создающие условия для самостоятельной обработки внешнего жизненного контекста, чтобы сформировать новые поведенческие стратегии без контакта с психотерапевтом. Подробно описывается предмет исследования - когнитивные схемы участников психологических программ самопомощи, формирующие новые поведенческие реакции. Особое внимание уделяется анализу реструктуризации дисфункциональных когнитивных умопостроений при взаимодействии участников с психологическими тренажерами. В эмпирической части представлены результаты исследования, в котором участвовали 44 человека (мужчины и женщины, в возрасте от 25 до 55 лет, со средне-специальным или высшим образованием, прошедшие клиническое интервью у психиатра и предоставившие справку о том, что не состоят в учетной группе по психическому расстройству). Участников поделили на две равные по количеству группы: экспериментальную и контрольную. Было показано, что у экспериментальной группы в процессе прохождения психологической программы значимые изменения наблюдались в когнитивной и аффективной схемах. Актуальность анализа подобных инструментов самопомощи обусловлена тенденцией к увеличению числа пограничных расстройств. И при доказательстве эффективности подобных психологических проектов появляется перспектива для обсуждения возможных вариантов применения в современной психотерапии.
Психология развития
Гаврилова О.Я. - Связь психологических особенностей когнитивного развития и мотивационной сферы детей младшего школьного возраста c успешностью решения конвергентных задач в условиях различных внешних мотивационных установок c. 16-25

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29255

Аннотация: Предметом исследования выступает психологические особенности когнитивного развития и мотивационной сферы детей младшего школьного возраста, решающих конвергентные задачи в условиях различных мотивационных установок. Под конвергентными задачами понимаются такие задачи, которые имеют только одно правильное решение. Изучается, какие психологические особенности когнитивного развития, среди которых невербальный интеллект и креативность, и мотивационной сферы, включающей в себя ведущие мотивы, атрибутивный стиль объяснения успехов и неудач (М. Селигман), ведущую мотивационную установку (К. Дуэк), в большей степени связаны с успешностью решения задачи конвергентного типа в условиях той или другой мотивационной установки, создаваемой за счет вербальной инструкции экспериментатора. В качестве основных методов исследования выступили эксперимент и психодиагностический метод. В рамках эксперимента было проведено три серии, каждая из которых создавала одну из трех мотивационных установок - нейтральную, соревновательную или отрицательную. Психодиагностический метод позволил определить психологические особенности когнитивного развития и мотивационной сферы детей, принявших участие в исследовании. Основным выводом проведенной работы стало то, что существуют отдельные психологические особенности когнитивного развития и мотивационной сферы младших школьников, способные определять успешность решения ими конвергентных задач в условиях отдельных мотивационных установок. При этом одни факторы неизменно связаны с успешностью решения конвергентных задач, а другие проявляют своё значение при условии использования одной из мотивационных установок
Профессиональная психология
Блинова Ю.С. - Психологические особенности личности, операционализирующиеся в профессиональной деятельности водителя транспортного средства c. 26-32

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29265

Аннотация: В статье рассмотрены подходы к оценке личностной составляющей профессиональной деятельности водителя транспортного средства. Показаны отдельные психологические особенности водителей транспортных средств как субъективный фактор, влияющий на безопасность дорожного движения. Обоснована актуальность исследования водителя транспортного средства как особого субъекта деятельности, отмечена необходимость четкого понимания того, какими качествами должен обладать человек для успешного выполнения профессиональной водительской деятельности и каким образом определить степень их соответствия требованиям деятельности, предъявляемым к профессионалу. Описано эмпирическое исследование, направленное на изучение психологических особенностей личности, операционализирующихся в профессиональной деятельности водителя транспортного средства. Целевая сторона работы, на основе теоретического и эмпирического исследований, подошла к разработке типологии личности водителя транспортного средства. Выделенные типы отличаются друг от друга различным сочетанием развитости познавательных процессов, выраженностью тех или иных личностных характеристик и разнообразными представлениями о субъективных личностных аспектах в профессиональной деятельности водителя. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности определения «мишеней» воздействия при проведении профилактической работы в среде водителей транспортных средств.
Социальные страсти
Казанцева Е.В., Липовая О.А. - К вопросу о характеристике нарративной структуры социальных представлений c. 33-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29275

Аннотация: В статье рассматриваются научный опыт и возможности применения нарративного подхода к феномену социальных представлений. Анализируются содержательные положения концепций и точки пересечения двух традиций: нарративного подхода и концепции СП, описываются характерные примеры эмпирических исследований, предложенные зарубежными авторами на стыке нарративного подхода и концепта социальных представлений. Определены основные направления для проведения дальнейших исследований. Представлены и проанализированы когнитивные структуры разработанные в современных исследованиях СП "темата" и "когнитивная полифазия". Описаны теоретические схемы рассмотрения СП с помощью нарративных структур. Анализируются исследования зарубежных авторов- сторонников концепции СП, недостаточно знакомых русскоязычному читателю, таких как Я. Лазло, Р.Фарр, В. Дуаз,S. Jovchelovitch. Демонстрируется теоретическая модель рассмотрения социальных представлений с опорой на нарративные структуры. Впервые в отечественной науке представлено исследование рассматривающее феномен социальных представлений через призму нарративного подхода. Описываются точки пересечения двух подходов, демонстрируется единство общей научной социокультурной парадигмы для рассмотрения нарратива и социальных представлений. Обосновывается актуальность и научность наложения нарративной матрицы на структуру СП, выделены микрогенетические процессы позволяющие детально проанализировать внутренние механизмы СП.
Материк бессознательного
Мордас Е.С., Самараковская И.П. - Подавленная женственность и бессознательные процессы на примере поэмы Ф. Шиллера «Орлеанская дева» c. 44-69

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.25497

Аннотация: Цель исследования - психоаналитический анализ феномена подавленной женственности героини произведения Ф. Шиллера «Орлеанская дева». Объект исследования: феноменология, структура и становление женственности. Предмет исследования: особенности и специфика подавленной женственность у героини поэмы Ф. Шиллера «Орлеанская дева». В статье представлено психоаналитическое исследование подавленной женственности на примере поэмы Ф. Шиллер «Орлеанская дева». Методология исследования: 1) Классическая теория влечений и психосексуального развития З. Фрейда; 2) Психоаналитические теории женского развития (М. Кляйн, Х. Дойч, Ф. Дольто, М. Бонапарт, Н. Чодороу, Р. Тайсон, Ф. Тайсон), раскрывающие психоаналитический подход к особенностям структуры строения интрапсихических феноменов у женщин и особенностей роли объектных отношений в этом процессе; 3) Психоаналитические работы по женской психологии (К. Хорни, К. Абрахам, Ш. Радо, Ж. Шассге-Смиржель, Д. Пайнз, Д. МакДугалл и др.), которые были использовали при анализе и последующей интерпретации феноменов; 4) Психоаналитический и аналитические подходы к анализу художественных произведений А.Ш. Тхостов [47], Н. Эйниш, К. Эльячефф и др. с целью выявления особенностей и характеристик в прикладном психоаналитическом анализе. Научная новизна: комплексно исследовано и систематизировано содержание теорий и концепций психоаналитического подхода к изучению проблем женского развития. Показана возможность прикладного применения психоаналитических теорий к анализу литературного произведения. Выделены критерии (феномены) подавленной женственности: комплекс маскулинности, сложности в сексуальной сфере, нарушенный образ тела, негативный Эдипов комплекс, патогенные объектные отношения.
Профессиональная психология
Погибенко Л.Б. - Психологические типы стрессоустойчивости сотрудников службы психологической поддержки онкбольных c. 70-78

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.28794

Аннотация: Предметом данного научного исследования явлются закономерности проявления стрессоустойчивости в деятельности сотрудников службы психологической поддержки по оказанию помощи онкобольным. В статье рассматриваются психологические типы стрессоустойчивости сотрудников службы психологической поддержки онкологических больных. Определяются психологические компоненты, конфигурация которых определяет конкретный тип стрессоустойчивсти сотрудников, оказывающих психологическую поддержку онкологическим больным. Дано описание каждого типа, выявлена взаимосвязь между типами стрессоустойчивости и уровнем результативности профессиональной деятельности сотрудников службы психологической поддержки онкобольных. Методика исследования охватывала систему научных методов, которые были объединены единым замыслом констатирующего и формирующего экспериментов. Новизна исследования заключается в том, что выявленные типы стрессоустойчивости сотрудников службы психологической поддержки онкобольных, существенно дополняют теорию и практику психологии труда. В системе аттестации сотрудников службы психологической поддержки онкобольных, при приеме на работу новых сотрудников необходимо включить оценку качеств, определяющих стрессоустойчивость будущих кандидатов.
Сорокин А.И. - Динамика ответственного отношения к служебной деятельности курсантов в процессе военно-профессиональной социализации c. 79-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.28973

Аннотация: Целью представленного в статье исследования является эмпирическое изучение динамики ответственного отношения к служебной деятельности курсантов военных ВУЗов. Актуальность нашей работы обусловлена явным недостатком исследований посвященных формированию ответственного отношения к служебной деятельности курсантов военных ВУЗов. Предложен новый инструмент по определению уровня ответственного отношения к служебной деятельности военнослужащих. Исследование выполнено на базе Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы групп профессионально - психологического отбора военных вузов. В процессе конструирования методики осуществлена проверка надежности (по внутренней согласованности, частей опросника) очевидной и содержательной валидности В результате проверки надежности (по внутренней согласованности, частей опросника) очевидной и содержательной валидности выявлено, что данная методика, является надежным и валидным диагностическим инструментом, позволяющим в короткие сроки определить уровень ответственного отношения военнослужащих к служебной деятельности. Полученные результаты могут быть использованы как в практике работы групп профессионально–психологического отбора для диагностики ответственного отношения к служебной деятельности военнослужащих.
Психология и педагогика
Бочкина Е.В. - Особенности развития представлений о цикличности пространства и времени у детей старшего дошкольного возраста c. 89-99

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.28989

Аннотация: Предметом исследования являются особенности развития представлений о цикличности пространства и времени, и процессов, происходящих в них. Автором были выделены ключевые трудности возникающие в процессе развития представлений о цикличности пространства и времени. В процессе исследования была разработана программа, позволяющая обогатить развитие представлений о цикличности пространственно-временных процессов.Проанализирована особенность восприятия пространства и времени у детей старшего дошкольного возраста, представленная в психолого-педагогической литературе. Выявлены особенности развития представлений о цикличности пространственно-временных процессов с учетом половых различий. Методологической основой исследования является теория Л. М. Веккера о единстве психических процессов и теория С. Московичи о социальном времени и его влиянии на развитие личности. Методами исследования представлений о цикличности пространства и времени у детей дошкольного возраста были выбраны авторские методики «Банки» и «Волшебные ленты». Полученные в результате исследования данные говорят о том, что ребенок старшего дошкольного возраста способен овладеть навыком выделение пространственно-временного контекста, выделяя самостоятельно циклическое действие, в котором происходит преобразование объекта. Для этого, им выделяется циклическое действие и осуществляется полный анализ ситуации, увидев её от начала до конца и поняв её основной смысл, который обусловлен произошедшими изменениями.
Тудупова Т.Ц., Доноева Ю.В. - К вопросу о формировании здоровьеориентированной направленности личности школьника c. 100-107

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29220

Аннотация: Предмет исследования: здоровьеориентированная направленность личности школьника и ее формирование в условиях общеобразовательного учреждения. Авторы поднимают проблему здоровьеориентированного подхода в образовании через включение информации о здоровье, о ценностях здорового образа жизни в содержание различных учебных дисциплин. Подчеркивается, что знания о здоровье, здоровом образе жизни носят междисциплинарный характер. Междисциплинарные связи лежат в основе интеграции школьных предметов и учебно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, формирует здоровьеориентированную направленность подрастающей личности, её здоровьеориентированные установки и ценности. Здоровьеориентированный подход в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения предполагает методику стимулирования творческой активности учащихся, повышения интереса к знаниям о здоровом образе жизни, усиления практической ориентации обучения и во включении знаний о здоровье в содержание учебных предметов. Новизна исследования заключается в актуализации проблемы формирования здоровьеориентированной направленности личности школьника через обучение учащихся здоровьесбережению и ответственному отношению к своему здоровью в ходе изучения различных предметов. Значимая роль в формировании здоровьеориентированной направленности личности школьника в условиях образовательного учреждения отводится учебно-воспитательному процессу. Внедрение в учебно-воспитательный процесс знаний о здоровье носит междисциплинарный характер, при этом междисциплинарные связи лежат в основе интеграции школьных предметов и учебно-воспитательного процесса. Особым вкладом авторов в исследование темы является разработанная тренинговая программа «Мое здоровье – здоровье нации», являющаяся действенным методом формирования здоровьеориентированной направленности личности школьника. Эффективность данной программы доказана статистически.
Клиническая психология
Пенявская А.В., Мещерякова Э.И. - Отношение больных шизофренией к совершенному общественно опасному деянию в условиях принудительного лечения c. 108-118

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.28805

Аннотация: Предметом исследования является отношение к совершенному общественно опасному деянию (ООД) больных шизофренией, находящихся на принудительном лечении в отделении специализированного типа. Отношение к ООД рассматривается через его компоненты — эмоциональные, мотивационно-поведенческие и когнитивные. В центре исследования находится проблема эффективности реабилитации больных шизофренией на принудительном лечении в психиатрическом стационаре специализированного типа. Цель работы — изучение особенностей отношения к общественно опасному деянию больных шизофренией в условиях принудительного лечения. Методами исследования выступают: герменевтический, включающий изучение историй болезни испытуемых, беседа с использованием структурированного интервью, разработанного автором согласно содержанию структурных компонентов отношения к общественно опасному деянию. Обработка данных осуществлялась с помощью кластерного анализа и анализа сопряженности по критерию Пирсона Хи-квадрат в программе STATISTICA 12.0. Новизна исследования заключается в выявлении особенностей отношения больных шизофренией к общественно опасному деянию, определении типологии отношения к ООД, что позволит дополнить концептуальные и методические основы дифференцированной оценки и прогноза риска повторных общественно опасных деяний больных шизофренией с криминальным анамнезом. Выделенные в ходе исследования типы были условно названы: «Виновен в ООД», «Не виновен в ООД», «В ООД виновен алкоголь или наркотические вещества». Выявленная типология способствует адекватному построению психологического сопровождения принудительного лечения данной категории пациентов. Делается вывод о том, что учет особенностей отношения больных шизофренией к совершенному ООД играет важную роль в достижении устойчивой ремиссии, предупреждении повторных общественно-опасных действий.
Психология развития
Бруцкая К.А. - Копинг-стратегии у лиц пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия c. 119-128

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29307

Аннотация: Цель исследования: выявить доминирующие копинг-стратегии в сложных жизненных ситуациях, а также стратегии поведения как возможного свидетеля геронтологического насилия у лиц пожилого возраста. С целью более подробного анализа особенностей копинг-стратегий в группе лиц пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия сравнительному анализу были подвергнуты копинг-стратегии респондентов кластерных групп, выделенных по критерию открытости/закрытости к себе, культурному, социальному и природному миру. Данный критерий рассматривается как психологический ресурс саморазвития человека. В качестве диагностического инструментария применялись: методика «Оценка копинг-стратегий в разных сферах» (Э.Хайм), анкета, направленная на изучение психологического содержания геронтологического насилия (П. В. Пучков, 2009) – для анализа стратегий поведения были использованы ответы респондентов на вопрос «Если Вы стали свидетелем применения насилия, направленного на людей пожилого возраста, что бы Вы предприняли?». Методы статистической обработки: описательная статистика, χ2 Пирсона. Выявлено, что лица пожилого возраста с опытом переживанием геронтологического насилия ожидают получить помощь в совладании с эмоциональными переживаниями извне - либо посредством «пассивной кооперации» (доверяют преодоление своих трудностей другим людям) либо прямым обращением за помощью, что подтверждается статистически значимой частотой встречаемости поведенческой копинг-стратегии «обращение». Они могут прибегать к различным успокоительным средствам, о чем свидетельствует более часто используемая, по сравнению с контрольной группой, копинг-стратегия «компенсация».
Психотехника
Никольская А.В., Костригин А.А. - Психотерапевтические основы анималотерапии: ключевые характеристики, принципы проведения, возможности и ограничения c. 129-140

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29178

Аннотация: В статье обсуждается новый подход в рамках психотерапии – анималотерапия. Отмечаются проблемы определения и применения анималотерапии, изложенные в отечественной и зарубежной литературе: терминологическая путаница, недостаточная доказательность эффективности, методологическая непродуманность и неструктурированность. В настоящей статье предпринята попытка восполнить вышеназванные пробелы. Цель данной работы – представить психотерапевтическую систему анималотерапии (понятия, задачи, области применения, противопоказания), раскрыть ее потенциал и риски для отечественной психотерапевтической практики, обосновать принципы проведения и требования к организации данного вида психологической помощи. В качестве методов исследования используются теоретический анализ, моделирование, обобщение и систематизация взглядов и результатов экспериментов отечественных и зарубежных исследователей и практиков анималотерапии. Результатами проведенного теоретического анализа выступили: определение ключевых особенностей анималотерапии, описание принципов проведения и организации, выделение способов минимизации риска, обоснование противопоказаний к данному виду терапии; рассмотрение достоинств и недостатков использования животных разных биологических видов в анималотерапии, а также основных правил выбора животного, участвующего в терапии.
Лясоцкая Г.Н. - К истории проблемы инцеста в психологии c. 141-151

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29360

Аннотация: Статья посвящена проблеме определения феномена инцеста ведущими школами и направлениями психологии с начала ХХ века. Объектом исследования данной работы является развитие исследовательской и практической психологии. Проблема исследования – динамика научных представлений по проблеме инцеста в европейской психологии ХХ – ХХI веков. Инцест рассматривается как следствие ненормативного прохождения всеми членами семьи фаллической фазы развития ребенка и тех форм отношений между членами семьи, которые складываются в данном случае. Инцест рассматривается как следствие ненормативного прохождения всеми членами семьи фаллической фазы развития ребенка и тех форм отношений между членами семьи, которые складываются в данном случае. Предлагается систематизация представлений ведущих психологов по проблеме инцеста в историческом контексте движения научной мысли. Новизна проведенного исследования состоит в реконструкции исторического движения психологической мысли по проблеме инцеста и терапии состояний, вызванных инцестными формами отношений в семье. Выделены основные социальные детерминанты развития представлений об инцесте в истории психологии. Обозначены специфические аспекты изучения проблемы инцеста как в теории, так и в практике психологической науки на примере современной зарубежной специальной литературы (монографии, статьи в научных журналах).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.