по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 16-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Социальные страсти
Шкурко Т.А., Ломова М.А. - Социально-психологические потребности и отношение к внешнему облику партнеров, состоящих в зарегистрированном и незарегистрированном браке c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24530

Аннотация: Предметом исследования выступили: выраженность социально-психологических потребностей партнеров и их совместимость; отношение к своему внешнему облику и внешнему облику партнера супругов, состоящих в зарегистрированном и незарегистрированном браке. Авторы рассматривают отношение к своему внешнему облику и внешнему облику партнера, выраженность социально-психологических потребностей и их совместимость в качестве факторов легитимизации отношений в паре (заключения официального брака). Эмпирическим объектом исследования выступили 87 супружеских пар (174 человека), состоящих в зарегистрированном и незарегистрированном браке. Возраст респондентов: от 19 до 59 лет. Методики исследования: 1. Авторская анкета «История взаимоотношений в паре»; 2. Методика «Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего облика и его соответствия гендерно-возрастным конструктам» В. А. Лабунской [15]; 3. Цветовой тест отношений А. М. Эткинда (краткий вариант) [1]; 4. Опросник межличностных отношений В. Шутца, адаптированный А. А. Рукавишниковым [24]. Методы анализа данных: критерий Манна-Уитни и критерий Крускалла-Уоллиса. Обнаружены значимые различия в выраженности потребности во включении (на уровне требуемого от других поведения) у женщин, состоящих в зарегистрированном и незарегистрированном браке. Подтвержден вывод о роли совместимости социально-психологических потребностей супругов в легитимизации их отношений. Описан феномен «асимметрии отношения к своему внешнему облику и отношения к нему партнера» у женщин, состоящих в зарегистрированном / незарегистрированном браке. Новизна исследования состоит в выявлении роли социальных потребностей и отношения к своему внешнему облику и внешнему облику партнера в легитимизации отношений мужчины и женщины.
Национальный менталитет
Smolina T.L., Melnikova A.A. - How Russians View Themselves: Psychological Study of National Auto-Stereotypes c. 15-22

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24335

Abstract: The subject of the article is the national auto-stereotypes of Russians. Perestroika and the ensuing social transformation significantly influenced the collective representation, touching upon the system of ethnic identity to the structure which includes ethnic auto-stereotypes. The need to examine the direction of this transformation of the Russian ethnic stereotype was the reason which defined the subject of the article. The authors not only theoretical but also empirical study of the substantive content of the auto-stereotypes of Russians. In the empirical investigation two methods were used for data collection: projective drawing and questionnaire.This choice of methods allowed us to obtain data from two strata: units of consciousness (questionnaire) and unconscious (projective drawing). The scientific novelty of research is determined, first and foremost, it is a combination of the methods, allowing to study not only autostereotype conscious representation and unconscious, it is difficult verbalize. The result confirmed the correctness of this approach, showing: between conscious and unconscious auto-stereotypes of Russians there is considerable variation. If the result of questionnaire describes the representatives of the people as a whole positively, the processing of projective drawings shows that unconscious auto-stereotypes of Russians have quite a large number of negative connotations.
Философия и психология
Фоминых Е.С., Шаповал И.А. - Трансформации хронотопа и границ личности как диспозиции деструктивности выбора: между возможностью и закономерностью c. 23-36

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24486

Аннотация: Предметом исследования является деструктивность выбора и условия его перехода из категории возможности в категорию закономерности. Цель исследования: анализ взаимосвязи хронотопа и психологических границ личности в контексте их диспозиций в осуществлении жизненного выбора в ситуации неопределенности. Основанием жизненных выборов человека определена матрица хронотопа, в которой психологические границы выполняют функции сетки координат: она обеспечивает самоопределение человека во взаимодействиях и соизменениях пространственного и временного измерений его жизни и их смыслового контекста. Решение задач исследования осуществляется путем обращения к идеям и концептам системно-антропологического и междисциплинарного подходов. Научная новизна исследования заключается в обосновании диспозиционного значения деформаций и дисфункций хронотопа и психологических границ человека в переходе деструктивности жизненного выбора из категории возможности в категорию закономерности. Основные выводы представлены в ряде заключений. Хронотопирование в ситуации выбора и бифуркаций системы описано как деконструкции и реконструкции хронотопа и границ: утрата, переоценка и переосмысление части имевшихся конструктов, появление новых эмерджентных качеств, перестройка самой матрицы. На процесс хронотопирования влияют внутренние (личностные переменные и “память системыˮ) и внешние (ситуация и флуктуации) факторы.
Интеллектуальные игры
Нелюбин Н.И. - Эрзац-мышление как атрибут существования современного человека c. 37-46

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24320

Аннотация: В качестве предмета исследования в статье ставится и анализируется проблема эрзац-мышления, которая имеет множественные проекции в жизнь современного человека. В качестве исходной познавательной ситуации рассматривается тенденция ослабления антропологической традиции в постановке и решении проблемы мышления. Раскрываются гносеологические предпосылки распространения эрзац-мыслительных практик в познавательной и коммуникативной деятельности человека. Проводя концептуальные параллели между такими понятиями, как «инструментальный разум», «технократическое мышление», автор подчеркивает, что эрзац-мышление является инструментом поддержания утилитарно-гедонистического модуса жизни. Придерживаясь экзистенциально-антропологической традиции, автор отмечает, что мышление, как экзистенциальный по своей сути акт, сегодня редуцируется до утилитарной рассудочности, которая позволяет вырабатывать модели адаптивного и успешного поведения. На примере концептуальной девальвации императива «Познай себя», автор описывает феноменологию эрзац-мышления, противопоставляя ему бытийный тип мышления. Раскрывая основные функции эрзац-мышления, автор приходит к выводу, что оно препятствует объединению всех временных измерений когитальной самоидентичности человека в единую рефлексируемую антологию «поступающего мышления». В заключении подчеркивается, что определенная часть современного гуманитарного знания генерируется в эрзац-мыслительных практиках, которые уже приобрели нормативный характер и тем самым, на вполне легитимных основаниях, усугубляют ситуацию «антропологической катастрофы».
Понять человека
Рюмшина Л.И. - Особенности понимания себя и партнера по решению совместных задач лицами с различной выраженностью манипулятивных склонностей c. 47-54

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24091

Аннотация: Изучение факторов и условий, способствующих совместной деятельности, всегда было актуально для психологии. На современном этапе ее развития внимание ученых привлечено к трудностям взаимодействия лиц с манипулятивными склонностями, прежде всего, в установлении взаимопонимания с партнерами по совместной деятельности. Однако работ, описывающих характер связи выраженности манипулятивных склонностей и значимости показателей взаимопонимания, а также стилей мышления, влияющих на протекание совместной деятельности, практически нет. Вышесказанное явилось основанием проведения эмпирического исследования, целью которого стало изучение понимания себя и партнера по решению совместных задач лицами с различной выраженностью манипулятивных склонностей. В исследовании приняли участие 98 студентов-психологов и представителей различных профессий, ориентированных на взаимодействие с другими людьми. Возраст респондентов 18- 36 лет. В качестве методов исследования были выбраны Шкала макиавеллизма личности, Методика «Исследование значимости взаимопонимания», Методика измерения стиля мышления. Для обработки результатов использовались коэффициент ранговой корреляции Спирмена, непараметрический критерий Фридмана, дисперсионный анализ. Полученные результаты показали, что выраженность манипулятивных склонностей прямо пропорционально связана с управленческим стилем мышления, обратно пропорционально – с практическим стилем. При этом рост выраженности манипулятивности личности связан с ростом значимости понимания собственных желаний. Обратная связь данного показателя наблюдается со значимостью понимания партнера в целом, его желаний и целей общения, а также со значимостью понимания партнером чувств, желаний, целей общения респондента. Таким образом, наличие выраженности манипулятивных склонностей у личности искажает процесс взаимопонимания в ходе решения совместной задачи, делает этот процесс односторонним, что не может не отразиться как на протекании, так и на результате совместной деятельности.
Психология высших устремлений
Ятманов А.Н. - Динамика ценностных представлений курсантов Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова c. 55-59

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24803

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы изучения динамики и структуры ценностных представлений курсантов Военного учебного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия» в период обучения. Ценностные представления курсантов определяли с помощью методики «Семантический дифференциал». Применен набор из 12 биполярных шкал, которые оценивались по семибалльной шкале. В исследовании приняло участие 302 курсанта в возрасте от 17 до 26 лет. Из них n=53 обучаются на первом, n=80 - на втором, n=87 - на третьем, n=48 - на четвертом, n= 34 - на пятом курсах. Методология исследования основана на проведении сравнительного анализа в группах. Для определения ценностно-мотивационной структуры курсантов использован факторный анализ методом главных компонент с применением вращения Varimax normalized. Ведущими ценностями для курсантов являются семья, карьера и успешное будущее. Свое я-идеальное курсанты связывают с военной службой, сопряженной с ней дисциплиной, ответственностью и нахождением в воинском коллективе. Я-реальное курсанты ассоциируют с семьей и будущим, карьерой и связанной с ней материальным благополучием.
Мотивация и духовность личности
Гвоздева Д.И. - Мотивационно-личностные основания саморазвития студентов-психологов, находящихся на разных этапах обучения в вузе c. 60-67

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24954

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования, предметом которого выступили потребность в саморазвитии, мотивы саморазвития и связанные с ними личностные особенности студентов-психологов, находящихся на разных этапах обучения в ВУЗе. В исследовании приняли участие студенты-психологи, обучающиеся на первом и четвертом курсах ЮФУ в количестве 100 человек. В качестве мотивов саморазвития рассматривались мотивы «достижения в деятельности», «стремление к собственному идеалу Я» и «ориентация на оценки окружающих»; в качестве личностных особенностей – личностные черты и самопривязанность. Исследование проводилось с применением методов опроса (авторская анкета), тестирования (тест Р.Кеттелла, методика ДХСО С.Б.Кузиковой, опросник самоотношения В.В.Столина, С.Р.Пантилеева) и статистической обработки данных (критерии Фридмана, Вилкоксона, коэффициент корреляции Спирмена, биномиальное распределение, процедура квартилирования). Новизна исследования состоит в установлении обусловленности мотивов саморазвития студентов-психологов выраженностью их потребности в саморазвитии, личностными чертами и этапом обучения в ВУЗе. Установлено, что студенты-психологи первого курса имеют более четкие представления о собственном саморазвитии и имеют более выраженную потребность в саморазвитии. Показано, что выраженность потребности в саморазвитии по-разному обусловливает доминирование мотивов саморазвития и сферы их реализации у студентов-психологов в зависимости от их этапа обучения.
Профессиональная психология
Габуева Ф.А. - Особенности психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ c. 68-73

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24720

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе министерства обороны Российской Федерации. Объект исследования: военнослужащие женского пола – курсанты Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Предмет исследования: психофизиологические особенности курсантов женского пола в процессе военно-профессиональной адаптации. Цель исследования: выявить особенности психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ. Обследовано 122 курсанта женского пола на старших курсах обучения. По показателям успешности обучения и экспертной оценке прохождения военной службы командирами с использованием кластерного анализа методом К-средних выборка разделена на 2 группы: «Более успешные» и «Менее успешные». Сравнительный анализ проводили с помощью t-критерия Стьюдента. Основными выводами исследования являются то, что «Более успешные» курсанты женского пола быстрее и эффективнее функционируют в сложных ситуациях (в условиях помех, дефицита времени, монотонии). «Менее успешные» курсанты женского пола находятся в состоянии стрессового напряжения. Что может взаимообусловливать более низкий уровень профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ.
Психология и педагогика
Киселева Н.В. - Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса c. 74-81

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24659

Аннотация: Статья посвящена исследованию вовлеченности обучающихся в непрерывное образование. Феномен вовлеченности представлен многомерным конструктом, отражающим с одной стороны - уровень прилагаемых усилий при выполнении деятельности, с другой стороны эмоциональные переживания, когнитивные, мотивационные и смысловые процессы, связанные с выполняемой деятельностью. Структурная модель вовлеченности включает: когнитивный, аффективный, поведенческий, мотивационный и ценностный компоненты. Научная новизна заключается в исследовании вовлеченности непрерывного образования как социально-психологического феномена, в разработке структурной модели вовлеченности в непрерывное образование. Методики исследования: Анкета (AUSSE_2012_SEQ), семантический дифференциал, методика Замфир, методика «Карьерные ориентации» Шейна, методика Уровень соотношения ценности и доступности (Фанталова Е.Б.), методика «Изучение привлекательности профессионального будущего» М. Р. Гинзбурга, Исследование переживаний и смыслов, связанных с обучением и профессией (Манукян), методика «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А.А. Реана; модификация методик В.А. Ядова и Н.В. Кузьминой), опросник UWES (Увлеченность работой), методика МИПИ, методика «Профиль личности» Шварца. В исследовании приняли участие 593 респондента, каждый респондент является участником образовательного процесса колледжа, бакалавриата, магистратуры или аспирантуры, программы по профессиональной переподготовке. В заключении сформулированы основные выводы: • Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование - самостоятельный социально-психологический феномен. • Структура вовлеченности обучающегося в непрерывное образование представлена 5 компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий, мотивационный, ценностный). • Выявлены достоверные различия в структуре вовлеченности в непрерывное образование у обучающихся на разных этапах образования. • Выявлены характерные формы вовлеченности для обучающихся на разных этапах образования.
Клиническая психология
Чебакова Ю.В., Паршуков А.Ю. - Влияние условий обобщения на обработку социального контекста у больных параноидной шизофренией c. 82-96

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24587

Аннотация: Предметом настоящего исследования является зависимость нарушения процесса обобщения от внешних контекстных факторов (условий задания) у больных параноидной шизофренией и его взаимосвязь с дефицитом специфического, социально значимого, типового внутреннего контекста. Внешний контекст рассматривается в статье как условия предъявления задачи, внутренний контекст – как структура семантических репрезентаций социального опыта. Реализованы разные способы актуализации внутреннего контекста в зависимости от варьируемых условий предъявления стимульного материала. В исследовании приняли участие 20 больных параноидной шизофренией и 21 респондент без психических заболеваний. Применялся модифицированный вариант экспериментальной методики «Исключение предметов» с двумя сериями проб, предполагающими варьирование семантических связей между предметами и усиление скрытых, коннотативных, эмоционально нагруженных свойств предметов. Показано влияние усиления внешнего социального контекста за счет сенсибилизации соответствующих семантических связей между предметами на актуализацию субъективных признаков в качестве существенных при обобщении как в группе патологии, так и контрольной выборке. Обнаружено дезорганизующее влияние на процесс обобщения усиления внешних контекстных факторов, актуализирующих скрытые, коннотативные, эмоционально нагруженные свойства предметов, приводящее к трудностям контекстной интеграции в обеих группах. У больных параноидной шизофренией в качестве нарушения процесса обобщения выявлен дефицит специфического, социально значимого, типового внутреннего контекста при относительной сохранности объективного социально-типового. В группе патологии показано нарушение обработки отрицательного эмоционального контекста при обобщении, выражающееся в аффективной дезорганизации и нецеленаправленных ответах.
Психология развития
Фоминых Е.С. - Индивидуальный хронотоп: динамика личности в пространстве и времени жизни c. 97-103

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24570

Аннотация: Предметом исследования является индивидуальный хронотоп как психологическая основа трансформаций личности в процессе конструирования и проектирования жизненного пути. Цель исследования: анализ хронотопических основ развития и функционирования личности в контексте вариативности направлений (векторов) жизненных траекторий. Функции индивидуального хронотопа заключаются во включении, фиксации и сохранении новых жизненных смыслов, отношений (к себе, другим, миру), особенностей и свойств, способов и форм взаимодействия с последующей их актуализацией в различных пространствах жизни. Для достижения поставленной цели использовались концептуальные положения ряда подходов: системного, раскрывающего сложный системный характер строения, развития и детерминизма; ситуационного, описывающего единство внешней и внутренней реальности личности; психосоциального, интегрирующего принципы личности, субъекта, развития и детерминизма. Научная новизна исследования заключается в обосновании темпорально-топологических основ динамики личности в контексте вариативности направлений жизненных траекторий. Основные выводы представлены в ряде заключений. В процессе хронотопирования в результате влияния внешних и внутренних факторов возможны три основных вектора / варианта динамики личности, отражающих ее конструктивные, стагнирующие или деструктивные тенденции: восходящий, константный, нисходящий. Деформации и искажения индивидуального хронотопа обусловлены фиксацией на неразрешимой жизненной проблеме / событии прошлого (выбор в пользу прошлого).
Непредсказуемое
Мацута В.В., Киселев П.Б., Фещенко А.В., Гойко В.Л. - Исследование потенциала социальных сетей для выявления одаренных старшеклассников c. 104-121

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24931

Аннотация: Работа посвящена оценке возможностей социальной сети «ВКонтакте» для выявления важных для определения одаренности психологических качеств и интересов старшеклассников. Актуальность связана с запросом региона, нацеленного на обеспечение высокого уровня подготовки будущих студентов и достижение значительных показателей поступления абитуриентов в свои вузы, и заинтересованного в поиске и привлечении одаренных учащихся старших классов – своих потенциальных абитуриентов. Одаренность в работе определена как сочетание интеллекта, креативности, мотивационно-личностных особенностей. Методы: психологическое тестирование (методика «#Профориентация»), анализ академической успеваемости, анализ структуры и содержания профилей в социальной сети, контент-анализ, процентильная нормализация, машинное обучение (бинарная классификация, метод опорных векторов). Выборка: 1692 человека – 969 девушек и 723 юноши – старшеклассники г. Томска. Новизна заключается в изучении данных пользователей социальной сети именно для определения одаренности. Применение машинного обучения, позволяющего учитывать большое количество испытуемых и признаков, дает возможность с удовлетворительной точностью идентифицировать испытуемых с высоким уровнем развития психологических качеств (компонентов одаренности) и устанавливать связи между этим уровнем и принадлежностью к сообществам социальной сети. Прогнозирование осуществляется на основе региональных и федеральных сообществ-маркеров. Часть сообществ-маркеров ориентирована на пол испытуемых. Одаренные старшеклассники достаточно открыты и доступны для общения в социальной сети. Девушки ориентированы на сообщества с познавательным, социальным и коммерческим контентом, юноши – с развлекательным и познавательным. Девушки публикуют посты и репосты с целью информирования, развлечения, побуждения к действиям. Юноши – с целью информирования и развлечения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.