по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 23-08-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Социальные страсти
Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Гудовский И.В., Гончарова Т.М. - Добровольные молодежные дружины в системе профилактики правонарушений старших школьников c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23561

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния участия школьников в молодежных добровольных дружинах (ДМД) на формирование личностных характеристик (агрессивности и адаптивности), которые могут служить внутренними субъективными факторами для совершения школьниками правонарушений. В статье описываются результаты исследования, проведенного на группе испытуемых - школьников 14-16 лет, обучающихся в МАОУ «Гимназия №11 имени А.Н. Кулакова» г. Красноярск. По результатам исследования школьники были разделены на две группы: мотивированные (или уже являющиеся) участниками ДМД и не мотивированные на вступление в ряды добровольцев. Описаны полученные по двум группам результаты. показано, что школьники, ориентированные на вступление в ДМД менее агрессивны и более адаптированы. Сделан вывод о том, что ДМД может быть рассмотрено как средство профилактики совершения школьниками правонарушений Анкета «Отношение подростков к добровольческой деятельности» (авторский вариант). Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник Басса-Дарки. В исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что подростки, являющиеся участниками ДМД, имеют высокий уровень адаптации и низкий уровень агрессии. Подростки, не являющиеся участниками ДМД и не мотивированные к осуществлению добровольческой деятельности, склонны к физической агрессии, дезадаптивны. Сделань вывод, что позитивное отношение у школьников к участию в добровольном молодежном движении формирует у них соответствующие установки на "положительное" поведение в рамках установленных обществом, школой, законом норм. Это значит, что добровольное молодежное движение может быть рассмотрено как средство профилактики правонарушений, и в дальнейшем способствовать формированию патриотических качеств и патриотического воспитания школьников.
Национальный менталитет
Звездина Е.Ю., Звездина Г.П. - Психосемантические особенности ментальной реперезентации образа Добровольца в представлениях молодежи разных поколений c. 8-19

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23744

Аннотация: Анализируются особенности ментальной репрезентации образа Добровольца студенческой молодежью разных поколений. Методическую базу исследования составили семантический анализ понятия Доброволец, отраженного в толковых словарях; психолингвистический анализ результатов массового ассоциативного эксперимента на стимул Доброволец (по материалам РАС); изучение особенностей репрезентации образа волонтера (добровольца) в вербальных ассоциациях молодежи. Выявлено, что произошла ментальная трансформация взглядов молодежи в вопросах понимания роли добровольца. Поколение молодежи 90-х ассоциирует добровольца с комсомольцем, армией, фронтом и военными действиями. Современное поколение 20-летних ассоциирует добровольца с активным помощником, действия которого направлены на конструктивное преобразование мира. В ментальной репрезентации образа Доброволец разными поколениями молодежи зафиксирован культурный стереотип, сложившийся в рамках культуры того общества, ровесниками которого они являются. Методическую базу исследования составили семантический анализ понятия Доброволец, отраженного в толковых словарях; психолингвистический анализ результатов массового ассоциативного эксперимента на стимул Доброволец (по материалам РАС); изучение особенностей репрезентации образа волонтера (добровольца) в вербальных ассоциациях молодежи. Выявлено, что произошла ментальная трансформация во взглядах молодежи и понимании роли добровольца. Поколение молодежи 90-х ассоциирует добровольца с комсомольцем, армией, фронтом и военными действиями. Современное поколение 20-летних ассоциирует добровольца с активным помощником, направленным на конструктивное преобразование действительности. В ментальной репрезентации образа Доброволец разными поколениями молодежи зафиксирован культурный стереотип, сложившийся в рамках культуры того общества, ровесниками которого они являются.
Потенциал интеллекта
Воронин А.Н., Рафикова А.С. - Феноменология искусственного билингвизма: эмпирическое исследование психологических аспектов проблемы c. 20-32

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23627

Аннотация: Статья посвящена проблеме эмпирической верификации психологических компонентов искусственного билингвизма. Раскрыто значение понятия искусственного билингвизма. Показаны основные направления изучения данного феномена. Проведен анализ результатов эмпирических исследований, выявлены особенности субъективных представлений монолингвов и билингвов. На основе обобщения данных из различных источников определены основные психологические аспекты искусственного билингвизма: мотивационные факторы изучения языка, вторичная языковая личность, межкультурная коммуникация и межличностное восприятие. Проанализирован процесс изменения этих компонентов на разных этапах становления искусственного билингвизма. Для эмпирической верификации психологических аспектов искусственного билингвизма были применены следующие методы: свободное интервью, фокус – группы, реп – тест. Эмпирически подтверждено существование вторичной языковой личности. Выявлено, что в феноменологическое описание искусственного билингвизма включены следующие компоненты: причины изучения второго языка; качества людей, владеющих иностранным языком; значимость билингвизма для конкретного человека; следствия знания второго языка; бонусы и негативные последствия искусственного билингвизма; популярность различных языков. Проведенное психосемантическое исследование особенностей межличностного восприятия людей, владеющих иностранным языком, позволило выявить структуру представлений об искусственном билингвизме, базирующуюся на 4 факторах: «Открытость общению», «Покровительственное отношение», «Необычная активность» и «Перфекционизм». При этом было установлено, что искусственный билингвизм позволяет дифференцировать людей, владеющих иностранным языком более контрастно, чем монолингвов.
Мотивация и духовность личности
Смирнов М.Ю., Трофимов М.Ю. - Импринтинг как механизм формирования нравственного поведения человека c. 33-44

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23462

Аннотация: Объектом данного исследования является нравственная сфера человека. Предметом исследования является импринтинг как механизм формирования нравственного поведения человека. Авторы дают общую характеристику нравственной сферы человека, рассматривают возможную роль импринтинга в ее формировании, определяют понятие "нравственный импринтинг", выделяют и анализируют информационную и закрепляющую функции нравственного импринтинга. По мнению авторов, нравственный импринтинг представляет собой запечатление таких образцов поведения, которые транслируют опыт переживания ценностей и идеалов, касающихся глубинных оснований духовной культуры. В данном исследовании были использованы методы сравнительного и теоретического анализа, а также анализ научной литературы. При написании статьи авторы опирались на исследования этологов, а также исследователей, занимающихся проблемами формирования разума и нравственной сферы человека. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Нравственный импринтинг представляет собой запечатление таких образцов поведения, которые транслируют опыт переживания ценностей и идеалов, касающихся глубинных оснований духовной культуры; 2. К функциям импринтинга можно отнести информативную и закрепляющую. Информативная функция – это получение информации в виде чувственного образа, оказывающего на индивида существенное психическое воздействие. Закрепляющая функция есть фиксация воспринимаемых данных в виде эмоционально заряженных для индивида образов. Новизна исследования заключается в том, что в нем определяется понятие "нравственный импринтинг", выделяются и описываются его основные функции.
Личностный рост
Нарциссова С.Ю. - Дискурс и его потенциал в учебном процессе c. 45-58

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23389

Аннотация: В статье рассматриваются сущностные характеристики дискурса, его виды и функции, различия в понимании дискурса, особенности аргументативного дискурса и исследование лингвистических аргументов в учебном процессе. Особое внимание в статье уделяется роли дискурса в процессе обучения. Здесь показывается, каким образом разворачиваются отношения субъектов образовательного процесса с использованием такой технологии обучения как аргументативный дискурс. Отмечаются характерные особенности аргументативного дискурса; выделяются формы проведения аргументативного дискурса; цели и возможности применения аргументативного дискурс-тренинга., дискурсивные когнитивно-стилевые особенности аргументации. Методологией исследования явились: принцип взаимообусловленности мышления и речи Л.С. Выготского и когнитивный подход лингвистической теории аргументации А.Н. Баранова. Аргументативный дискурс рассматривается в статье как технология гуманизации и индивидуализации образования, которая позволяет учащемуся свободно полемизировать с педагогом, развиваясь как личность. В статье приведены результаты психолингвистического эмпирического исследования, в котором целью явилось выявление взаимосвязи между лингвистическими аргументами в учебном дискурсе и когнитивным стилем учащихся.
Профессиональная психология
Правдина Л.Р., Ульянова Н.Ю. - Совладающее поведение и посттравматический стресс у военнослужащих c. 59-73

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23301

Аннотация: Статья посвящена изучению совладающего поведения военнослужащих в контексте сохранности их профессионально-психологического здоровья. В качестве объекта исследования выступили несколько категорий респондентов, имеющих разный опыт воинской службы: военнослужащие по призыву; военнослужащие рядового и сержантского состава, проходящие службу по контракту; курсанты Краснодарского летного училища; офицеры 4-й армии ВКС Южного военного округа; офицеры запаса – ветераны боевых действий, принимавшие участие в Афганской войне, первой и второй Чеченской кампаниях); общая численность выборки составила 229 человек. Задачами работы стало изучение взаимной детерминации выбора респондентами копинг-стратегий и их оценки травматического влияния воинской службы, а также выявление значимых различий в паттернах стратегий преодоления и оценке влияния опыта травматического события между разными группами респондентов. В исследовании применялись опросные методики «Шкала оценки влияния травмирующего события (ШОВТС)» М. Горовица и др. в адаптации Н. В. Тарабриной; «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана и др. в адаптации Т. Л. Крюковой; «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой. Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов дескриптивного анализа, однофакторного и множественного линейного регрессионного анализа, а также сравнения независимых выборок с использованием H-критерия Краскелла-Уоллеса. Выявлены различия в выборе стратегий совладания у респондентов с низким и высоким уровнем травматизации; показано, что взаимодетерминация копинга и травматизации опосредованы рядом факторов: условиями службы, взаимоотношениями в коллективах, выполняемыми задачами и т.д. Описаны паттерны стратегий совладания, характерные для разных категорий воинского контингента. Особую практическую ценность имеет выделение паттернов совладающего поведения, препятствующих психотравматизации военнослужащих и способствующих развитию их адаптационной готовности.
Психология развития
Корнеева Я.А., Юрьева А.С. - Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учеников 8-9 классов c. 74-87

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23654

Аннотация: Успешное профессиональное развитие личности возможно лишь в случае адекватного представления о мире профессий и сформированного профессионального самоопределения. Согласно периодизациям этапов формирования профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова), старший подростковый возраст является наиболее значимым для формирования профессионального самоопределения и подготовки к осознанному выбору профессии. Что делает актуальным разработку программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учеников 8-9 классов. Цель исследования: разработать и апробировать программу психологического сопровождения профессионального самоопределения учеников 8-9 классов. Исследование проводилось в три этапа (констатирующий до и после программы развития и формирующий) в течение апреля – мая 2017 года, в котором приняло участие 40 учеников 8-х классов, разделенные пропорционально на две группы: контрольную и экспериментальную. На констатирующем этапе проводилась диагностика всех компонентов профессионального самоопределения школьников с помощью методов анкетирования и психологического тестирования. Программа психологического сопровождения была направлена на развитие всех компонентов профессионального самоопределения и формирование осознанного выбора профессии. Программа состоит из 8 занятий, рассчитана на 14 часов и включает такие методы работы, как профориентационная игра, карточная игра, групповая дискуссия, работа в микрогруппах, анализ ситуаций профессионального самоопределения. После проведения программы были выявлены статистически значимые различия в выраженности компонентов профессионального самоопределения у восьмиклассников контрольной и экспериментальной групп. У школьников экспериментальной группы повысился уровень осознания ценности труда. Значительно снизилось количество школьников с низким уровнем ориентировки в профессиональном мире. После проведения программы большинство учеников смогли выделить свою профессиональную цель. У большинства учеников повысился уровень знаний о возможных препятствиях на пути к получению профессии и о возможностях их преодоления.
Непредсказуемое
Гаранина А.В., Поляков А.С. - Роль психологической защиты при низком уровне эмпатии у сотрудников ОВД c. 88-95

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23659

Аннотация: Цель исследования являлось изучение психологических защит у сотрудников ОВД с разным уровнем эмпатии. Объектом исследования является личностные особенности сотрудников ОВД. Предметом – психологические защиты сотрудников ОВД и их уровень эмпатии. Автором рассматривается эмпатия, как важный элемент в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, который оказывает, как положительное влияние на успешность выполнения трудовых функций сотрудниками, так и негативное на психику сотрудников ОВД, способствуя профессиональному выгоранию. Показывается значимость психологических защит в снижении негативных воздействий на сотрудников ОВД, снижая уровень профессионального стресса. Приводятся результаты исследования доказывающего, что доминирование определенных видов психологических защит зависит от уровня эмпатии у сотрудников ОВД. В качестве эмпирических методов исследования использовались две психодиагностические методики: тест «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; опросник Плутчика-Келлермана-Конте "Индекс жизненного стиля". Основными выводами проведенного исследования являются утверждения о том, что у сотрудников ОВД между уровнем эмпатией и работой психологических защит существует значимая взаимосвязь, а также, что при низком уровне эмпатии у сотрудников внутренних дел наиболее высокими будут показатели таких психологических защит, как регрессия, проекция и интеллектуализация. Нивелировать активное воздействие внешних раздражителей на психику сотрудников внутренних дел помогают механизмы психологической защиты.
Соционика рядом
Сидоренков А.В., Шипитько О.Ю. - Межличностные противоречия и эффективность малых групп в организации c. 96-108

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23397

Аннотация: В статье приводятся результаты эмпирического исследования связи шести типов межличностных противоречий (противоречия интересов,деятельностно-организационные и деятельностно-санкционирующие противоречия, противоречия мнений, личностно-поведенческие и ценностно-нормативные противоречия) с двумя показателями воспринимаемой членами и экспертами производственно-экономической и тремя показателями социально-психологической эффективности малой группы и неформальных подгрупп в группе. Обследовано 334 работника в 42 производственных группах с разным профилем деятельности. Установлено, что между многими типами противоречий и показателями эффективности группы и подгруппы существуют связи, имеющие обратный характер. Для выделения в группе неформальных подгрупп использовался специальный формализованный алгоритм. Для изучения типов межличностных противоречий и видов эффективности использовался авторский инструментарий, включенный в компьютерную технологию «Групповой профиль – Универсал», ГП-У(М-16). Производственно-экономическая эффективность группы по оценкам ее членов детерминируется фактически всеми типами межличностных противоречий, тогда как по оценкам экспертов она связана (по одному показателю) только с одним типом противоречий. Производственно-экономическая эффективность неформальных подгрупп обусловлена, в зависимости от рассматриваемого показателя, всеми или большинством типов противоречий. Практически все показатели социально-психологической эффективности группы зависят от всех типов межличностных противоречий, а выявленные связи являются более сильными, чем связи между противоречиями и производственно-экономической эффективностью группы. На уровне неформальных подгрупп выявлена подобная картина, но связи противоречий с данным видом эффективности характеризуются меньшей силой, чем на уровне группы. Некоторые типы противоречий делают вклад в социально-психологическую эффективность подгрупп не только по отдельности, но и во взаимодействии друг с другом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.