по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 09, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-4.32-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Неодолимые соблазны лжи

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16618

Аннотация: Статья посвящена неукротимому человеческому искушению – лжи. И. Кант считал, что обман, заблуждение являются несомненным злом и учил правдивости Немецкий философ полагал, что увлечение ложью разрушает общество. Однако другие философы были не столь категоричны в этом вопросе. Ф. Ницше, к примеру, считал, что истина не может быть основой общественного бытия, равно как и ложь. Автор статьи обращает внимание на парадоксальную переплетённость обмана и правды в индивидуальной и социальной жизни. Он отмечает, в частности, что искусство, вскормленное иллюзией, нередко раскрывает истинные проблемы человеческого существования. В статье использована методология философской антропологии, которая позволяет видеть в каждом феномене его противоречивые стороны. Тяга к истине и лжи рассматриваются как трудно насыщаемые потребности человека. В статье впервые ставится вопрос о последствиях общего увлечения истиной и ложью, показывает опасность организации общественной жизни на массовой иллюзорности или обмане. С этой точки зрения, подвергнуты критическому разбору концепции И. Канта, Ф. Ницше и Э. Фромма. Американский мыслитель, трактуя позицию Фрейда, обратил внимание лишь на постижение истины в процессе терапевтической активности, игнорируя парадоксальное стремление людей к грёзе, галлюцинаторным и виртуальным аспектам жизни.
Гуревич П.С. - Неодолимые соблазны лжи c. 865-868

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67105

Аннотация: Статья посвящена неукротимому человеческому искушению – лжи. И. Кант считал, что обман, заблуждение являются несомненным злом и учил правдивости Немецкий философ полагал, что увлечение ложью разрушает общество. Однако другие философы были не столь категоричны в этом вопросе. Ф. Ницше, к примеру, считал, что истина не может быть основой общественного бытия, равно как и ложь. Автор статьи обращает внимание на парадоксальную переплетённость обмана и правды в индивидуальной и социальной жизни. Он отмечает, в частности, что искусство, вскормленное иллюзией, нередко раскрывает истинные проблемы человеческого существования. В статье использована методология философской антропологии, которая позволяет видеть в каждом феномене его противоречивые стороны. Тяга к истине и лжи рассматриваются как трудно насыщаемые потребности человека. В статье впервые ставится вопрос о последствиях общего увлечения истиной и ложью, показывает опасность организации общественной жизни на массовой иллюзорности или обмане. С этой точки зрения, подвергнуты критическому разбору концепции И. Канта, Ф. Ницше и Э. Фромма. Американский мыслитель, трактуя позицию Фрейда, обратил внимание лишь на постижение истины в процессе терапевтической активности, игнорируя парадоксальное стремление людей к грёзе, галлюцинаторным и виртуальным аспектам жизни.
Властомания (Политическая психология)
Разин А.В., Авдеева И.А. - Проблема разрешения конфликта ценностей в процессе принятия политических решений

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16266

Аннотация: Объектом исследования является сфера политики и политически мотивированного поведения различных субъектов политической деятельности. Предметом исследования является проблема разрешения конфликтов в политической сфере, связанных с противоречивостью ценностного содержания социально-политических действий. Подобные конфликты являются естественным условием функционирования политической сферы и напрямую зависят от тех или иных общественно-политических интересов и целей политических решений. Предмет исследования, как известно всегда содержит некоторый момент идеализации, связанный с выявлением сторон объекта исследования. Это достигается в статье рассмотрением известных этических концепций, анализом самих этих концепций под углом зрения представления в них абсолютистского и утилитарного подходов. На уровне решения об отдельных политических действиях предметом рассмотрения становятся конкретные модели принятия решений, основанные на предложенных в западной литературе методиках. Методология основана на применении системного метода рассмотрения общества, сравнительного анализа, истории этики и рассмотрении современных этических концепций, а также – рассмотрении пошаговых и ценностно-аналитических концепций принятия политических решений в конкретных обстоятельствах действия. Новизна исследования основана на рассмотрении проблемы принятия политических решений в связи с глобальными процессами в развитии общества и особенностями организации современной политической системы. В статье показывается, что политические интересы не всегда связаны с защитой интересов большинства членов общества, но часто выражают интересы групп. В силу этого партисипативная демократия является не только средством ограничения подобных манипуляций, но также призвана обеспечивать этическое влияние на политику на основе принципов открытости и дискурсивности. Это является одним из путей выявления ценностного содержания политических решений, и путем разрешения ценностных конфликтов в данной сфере. Также в статье предлагается к рассмотрению ряд моделей разрешения ценностных конфликтов путем анализа их реального ценностного содержания. Мы также показываем возможность выстраивания приоритетов применения абсолютистского и утилитарного подходов при принятии политических решений.
Разин А.В., Авдеева И.А. - Проблема разрешения конфликта ценностей в процессе принятия политических решений c. 869-878

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67106

Аннотация: Объектом исследования является сфера политики и политически мотивированного поведения различных субъектов политической деятельности. Предметом исследования является проблема разрешения конфликтов в политической сфере, связанных с противоречивостью ценностного содержания социально-политических действий. Подобные конфликты являются естественным условием функционирования политической сферы и напрямую зависят от тех или иных общественно-политических интересов и целей политических решений. Предмет исследования, как известно всегда содержит некоторый момент идеализации, связанный с выявлением сторон объекта исследования. Это достигается в статье рассмотрением известных этических концепций, анализом самих этих концепций под углом зрения представления в них абсолютистского и утилитарного подходов. На уровне решения об отдельных политических действиях предметом рассмотрения становятся конкретные модели принятия решений, основанные на предложенных в западной литературе методиках. Методология основана на применении системного метода рассмотрения общества, сравнительного анализа, истории этики и рассмотрении современных этических концепций, а также – рассмотрении пошаговых и ценностно-аналитических концепций принятия политических решений в конкретных обстоятельствах действия. Новизна исследования основана на рассмотрении проблемы принятия политических решений в связи с глобальными процессами в развитии общества и особенностями организации современной политической системы. В статье показывается, что политические интересы не всегда связаны с защитой интересов большинства членов общества, но часто выражают интересы групп. В силу этого партисипативная демократия является не только средством ограничения подобных манипуляций, но также призвана обеспечивать этическое влияние на политику на основе принципов открытости и дискурсивности. Это является одним из путей выявления ценностного содержания политических решений, и путем разрешения ценностных конфликтов в данной сфере. Также в статье предлагается к рассмотрению ряд моделей разрешения ценностных конфликтов путем анализа их реального ценностного содержания. Мы также показываем возможность выстраивания приоритетов применения абсолютистского и утилитарного подходов при принятии политических решений.
Философия и психология
Тестов Д.Ф. - Фигуры транса, игры и безумия в антропологии Г. Бейтсона

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.15888

Аннотация: Статья посвящена проблеме соотношения антропологии и психиатрии Грегори Бейтсона. Принципиально междисциплинарный характер исследований этого учёного, включающих антропологию, кибернетику, теорию коммуникации, психиатрию, этологию и эволюционную теорию, остро ставит вопрос о преемственности и взаимосвязи между различными направлениями его исследовательского проекта. Автор настоящей статьи концентрирует внимание на анализе связи ранних визуально-антропологических исследований Бейтсона на о. Бали с более поздними клиническими исследованиями шизофрении в Пало-Альто, приведших к формулировке теории двойного послания (double bind). Методология исследования предполагает анализ визуально-антропологического документа на предмет повторяющихся паттернов, сопоставимых с паттернами клинических иллюстраций. Обнаружение сюжетных подобий между ритуальной драмой и клиническими примерами инициирует рассмотрение корреляций между центральными фигурами ритуальной и клинической ситуации. В результате проведённого исследования было обнаружено, что один из ключевых клинических примеров Бейтсона, иллюстрирующий действие двойного послания (double bind), является инверсией фрагмента, заснятой им и М. Мид ранее, балийской мистерии, что подталкивает к пересмотру концепции double bind и коммуникативной теории шизофрении Бейтсона в целом.
Тестов Д.Ф. - Фигуры транса, игры и безумия в антропологии Г. Бейтсона c. 879-890

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67107

Аннотация: Статья посвящена проблеме соотношения антропологии и психиатрии Грегори Бейтсона. Принципиально междисциплинарный характер исследований этого учёного, включающих антропологию, кибернетику, теорию коммуникации, психиатрию, этологию и эволюционную теорию, остро ставит вопрос о преемственности и взаимосвязи между различными направлениями его исследовательского проекта. Автор настоящей статьи концентрирует внимание на анализе связи ранних визуально-антропологических исследований Бейтсона на о. Бали с более поздними клиническими исследованиями шизофрении в Пало-Альто, приведших к формулировке теории двойного послания (double bind). Методология исследования предполагает анализ визуально-антропологического документа на предмет повторяющихся паттернов, сопоставимых с паттернами клинических иллюстраций. Обнаружение сюжетных подобий между ритуальной драмой и клиническими примерами инициирует рассмотрение корреляций между центральными фигурами ритуальной и клинической ситуации. В результате проведённого исследования было обнаружено, что один из ключевых клинических примеров Бейтсона, иллюстрирующий действие двойного послания (double bind), является инверсией фрагмента, заснятой им и М. Мид ранее, балийской мистерии, что подталкивает к пересмотру концепции double bind и коммуникативной теории шизофрении Бейтсона в целом.
Внутренний мир человека
Суетин Т.А. - Отражение Психе

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16095

Аннотация: В статье рассматриваются сущность человеческой души и трансформации её образов в человеческом сознании, культуре и обществе. В основу понятия души и её свойств вложены размышления античных философов. Исследуется влияние технологического и информационного прогресса, а также массовости культуры на душевные качества человека. Под основной причиной обнищания душевных свойств человека рассматриваются превалирование стремлений к материальным благам и рационализированной оценки человеком окружающего мира, межличностных отношений, искусства и социума. Исследование понятия человеческой души и восприятия её образов анализируется в рамках античной, экзистенциальной, социальной и религиозной философии, классического психоанализа, используются медицинские наблюдения внетелесных переживаний. Новизна научных изысканий состоит в рассмотрении чувств и эмоций человека в своем подлинном виде как присущих душевной системе. Вместе с тем, анализируется материализация чувственного мира под стать тенденциям развития общества. Безрассудное стремление человека к материальным благам и технологиям выявляются в качестве основной причины овеществления душевной системы человека, облик которой заимствует свойство временного существования материи. Бессознательное психики рассматривается, как природное душевной системы – кладези знаний и опыта земных существований.
Суетин Т.А. - Отражение Психе c. 891-904

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67108

Аннотация: В статье рассматриваются сущность человеческой души и трансформации её образов в человеческом сознании, культуре и обществе. В основу понятия души и её свойств вложены размышления античных философов. Исследуется влияние технологического и информационного прогресса, а также массовости культуры на душевные качества человека. Под основной причиной обнищания душевных свойств человека рассматриваются превалирование стремлений к материальным благам и рационализированной оценки человеком окружающего мира, межличностных отношений, искусства и социума. Исследование понятия человеческой души и восприятия её образов анализируется в рамках античной, экзистенциальной, социальной и религиозной философии, классического психоанализа, используются медицинские наблюдения внетелесных переживаний. Новизна научных изысканий состоит в рассмотрении чувств и эмоций человека в своем подлинном виде как присущих душевной системе. Вместе с тем, анализируется материализация чувственного мира под стать тенденциям развития общества. Безрассудное стремление человека к материальным благам и технологиям выявляются в качестве основной причины овеществления душевной системы человека, облик которой заимствует свойство временного существования материи. Бессознательное психики рассматривается, как природное душевной системы – кладези знаний и опыта земных существований.
Потенциал интеллекта
Полянина О.И., Шлыкова Н.И. - Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16515

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. В качестве объекта исследования выступает эмоциональный интеллект и удовлетворенность браком. Особое внимание автор уделяет изучению взаимосвязей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. В основе исследования лежит определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, который исходит из того, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному). В свою очередь, такие авторы, как В.В. Столин, Т.А. Романова, Г.П. Бутенко, исходили из представления об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении – чувстве, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях. В исследовании были использованы следующие методики: эмпирические - тест эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина (2009); тест на удовлетворенность браком Е.Ю. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской (1987); тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко (1984); математико-статистические - методы описательной статистики; сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни; корреляционный анализ по Спирмену; двухфакторный дисперсионный анализ; факторный анализ. Новизна данного исследования определяется тем, что впервые изучались эмоциональный интеллект и удовлетворенность браком совместно. Проведенное исследование взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком в группах мужчин и женщин позволяет сформулировать следующие основные выводы: 1. Показатели эмоционального интеллекта в выборке мужчин и женщин обнаруживают разную степень выраженности. 2. Показатели удовлетворенности браком в исследуемой выборке женщин и мужчин обнаруживают в подавляющем большинстве высокие значения. 3. Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком показал, что мужчины по сравнению с женщинами обнаруживают более высокие показатели управления эмоциями и контроля экспрессии. Женщины по сравнению с мужчинами отличаются более высокими показателями понимания эмоций. В отношении показателей удовлетворенности браком значимых различий не обнаружено. 4. По данным корреляционного анализа, мужчины, имеющие разный уровень эмоциональной чувствительности, не обнаруживают различий в степени удовлетворенности браком. При этом по данным дисперсионного анализа, высокий уровень эмоционального интеллекта мужчин является фактором, снижающим их удовлетворенность браком. 5. По данным корреляционного анализа, у женщин удовлетворенность браком связана с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Данные дисперсионного анализа позволяют уточнить, что именно высокая удовлетворенность браком способствует развитию эмоционального интеллекта женщин. 6. Результаты факторного анализа показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком позволяют сделать вывод о значимых различиях в структурах взаимосвязей данных показателей в группах мужчин и женщин.
Полянина О.И., Шлыкова Н.И. - Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин c. 905-912

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67109

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. В качестве объекта исследования выступает эмоциональный интеллект и удовлетворенность браком. Особое внимание автор уделяет изучению взаимосвязей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. В основе исследования лежит определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, который исходит из того, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному). В свою очередь, такие авторы, как В.В. Столин, Т.А. Романова, Г.П. Бутенко, исходили из представления об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении – чувстве, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях. В исследовании были использованы следующие методики: эмпирические - тест эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина (2009); тест на удовлетворенность браком Е.Ю. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской (1987); тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко (1984); математико-статистические - методы описательной статистики; сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни; корреляционный анализ по Спирмену; двухфакторный дисперсионный анализ; факторный анализ. Новизна данного исследования определяется тем, что впервые изучались эмоциональный интеллект и удовлетворенность браком совместно. Проведенное исследование взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком в группах мужчин и женщин позволяет сформулировать следующие основные выводы: 1. Показатели эмоционального интеллекта в выборке мужчин и женщин обнаруживают разную степень выраженности. 2. Показатели удовлетворенности браком в исследуемой выборке женщин и мужчин обнаруживают в подавляющем большинстве высокие значения. 3. Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком показал, что мужчины по сравнению с женщинами обнаруживают более высокие показатели управления эмоциями и контроля экспрессии. Женщины по сравнению с мужчинами отличаются более высокими показателями понимания эмоций. В отношении показателей удовлетворенности браком значимых различий не обнаружено. 4. По данным корреляционного анализа, мужчины, имеющие разный уровень эмоциональной чувствительности, не обнаруживают различий в степени удовлетворенности браком. При этом по данным дисперсионного анализа, высокий уровень эмоционального интеллекта мужчин является фактором, снижающим их удовлетворенность браком. 5. По данным корреляционного анализа, у женщин удовлетворенность браком связана с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Данные дисперсионного анализа позволяют уточнить, что именно высокая удовлетворенность браком способствует развитию эмоционального интеллекта женщин. 6. Результаты факторного анализа показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком позволяют сделать вывод о значимых различиях в структурах взаимосвязей данных показателей в группах мужчин и женщин.
Вершинные состояния духа
Зелинская А.Н. - От страдания к смыслу.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.12543

Аннотация: Предметом исследования статьи является экзистенциализм как направление в современной западной философии, зародившееся в 20 веке как стремление формирования нового миропонимания, чувствительного ко взглядам актуального человека; нашедшее признание и интерес в 40-60 гг. Экзистенциализм - как направление философии впитавшее в себя всю боль и трагизм Второй Мировой войны, отобразившее последствия глубокого психологического и социального кризиса жертв этой трагедии, возникшее как отклик на войну. Экзистенциальная ситуация, характеризующаяся крайностью, максимальностью и запредельностью существования. Тема заброшенности человека - как основная проблема философии экзистенциализма. Изучение проблемы представлено в виде анализа уже существующих по данной проблематике источников и обоснования собственных выводов по заявленной теме исследования. Страдание от жизни бессмысленной провоцирует поиск жизни осмысленной. Когда страдание - не бытовое несчастье, а вызвано реальными причинами, пробуждающими в человеке желание «не быть», будь то утрата близкого человека, отринутая любовь, предательство, вероломство, тогда оно становится благом. Опыт страдания заставляет человека глубже воспринимать реальность, жизнь становится сложнее, мир чувств более дифференцированным. Кто не страдал, тот и не может быть по-настоящему счастлив. Трагическая ситуация обязывает человека к осмысленности, причины подсказываются самой жизнью. А смысл легче всего выводится, обретается там, где есть несчастье. Ведь трагическая история всегда абсолютно индивидуальна. Именно в трагической ситуации проблема осмысленности проявляется особенно остро.
Зелинская А.Н. - От страдания к смыслу. c. 913-922

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67110

Аннотация: Предметом исследования статьи является экзистенциализм как направление в современной западной философии, зародившееся в 20 веке как стремление формирования нового миропонимания, чувствительного ко взглядам актуального человека; нашедшее признание и интерес в 40-60 гг. Экзистенциализм - как направление философии впитавшее в себя всю боль и трагизм Второй Мировой войны, отобразившее последствия глубокого психологического и социального кризиса жертв этой трагедии, возникшее как отклик на войну. Экзистенциальная ситуация, характеризующаяся крайностью, максимальностью и запредельностью существования. Тема заброшенности человека - как основная проблема философии экзистенциализма. Изучение проблемы представлено в виде анализа уже существующих по данной проблематике источников и обоснования собственных выводов по заявленной теме исследования. Страдание от жизни бессмысленной провоцирует поиск жизни осмысленной. Когда страдание - не бытовое несчастье, а вызвано реальными причинами, пробуждающими в человеке желание «не быть», будь то утрата близкого человека, отринутая любовь, предательство, вероломство, тогда оно становится благом. Опыт страдания заставляет человека глубже воспринимать реальность, жизнь становится сложнее, мир чувств более дифференцированным. Кто не страдал, тот и не может быть по-настоящему счастлив. Трагическая ситуация обязывает человека к осмысленности, причины подсказываются самой жизнью. А смысл легче всего выводится, обретается там, где есть несчастье. Ведь трагическая история всегда абсолютно индивидуальна. Именно в трагической ситуации проблема осмысленности проявляется особенно остро.
Индивид и личность
Щебетенко С.А. - Диспозициональная эффективность: на пересечении диспозиционального и когнитивного подходов к личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16060

Аннотация: В статье предлагается вариант сближения диспозиционального и социально-когнитивного подходов к изучению личности. Ключевым элементом диспозиционального подхода являются черты – индивидуальные мотивационно-поведенческие комплексы, позволяющие описывать и прогнозировать поведение индивида. Социально-когнитивные теории личности, напротив, постулируют ключевую роль ситуационных, контекстных, факторов. В этой связи вводится понятие диспозициональной эффективности, понимаемое как аспект черты, в соответствии с которым индивид идентифицирует то, как он реагировал на ситуации, релевантные проявлению данной черты. Предполагается, что диспозициональная эффективность в отдельных случаях может более адекватно, чем абстрактная черта личности, характеризовать поведение индивида, включая академическую успешность. 1030 студентов российского университета заполняли Big Five Inventory для измерения черт личности (пятифакторная модель), а также его модификацию, разработанную для измерения диспозициональной эффективности. Измерялись два вида академической успешность: семестровая успеваемость в университете и баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. Черта личности и соответствующая диспозициональная эффективность были сильно связаны между собой, но различались по своим средним значениям для каждого из пяти факторов. Черты личности слабо, но значимо, коррелировали с показателями академической успеваемости. Диспозициональная эффективность воспроизводила эти корреляции, но размеры полученных эффектов были больше – за исключением связи добросовестности с успеваемостью в университете. В пяти случаях из семи черты личности производили непрямые эффекты на академическую успеваемость, опосредованные диспозициональной эффективностью. Таким образом, диспозициональная эффективность может опосредовать связь черты личности с внешним критерием. Теоретически, в сравнении с чертами личности, диспозициональная эффективность является более изменчивым конструктом, предполагающим научение личностным схемам поведения и идентификацию с ними. Как и черта личности, диспозициональная эффективность психометрически является продуктом автобиографической памяти. Дальнейшие исследования могут быть посвящены внутренней дифференциации черты личности как единицы анализа.
Щебетенко С.А. - Диспозициональная эффективность: на пересечении диспозиционального и когнитивного подходов к личности c. 923-933

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67111

Аннотация: В статье предлагается вариант сближения диспозиционального и социально-когнитивного подходов к изучению личности. Ключевым элементом диспозиционального подхода являются черты – индивидуальные мотивационно-поведенческие комплексы, позволяющие описывать и прогнозировать поведение индивида. Социально-когнитивные теории личности, напротив, постулируют ключевую роль ситуационных, контекстных, факторов. В этой связи вводится понятие диспозициональной эффективности, понимаемое как аспект черты, в соответствии с которым индивид идентифицирует то, как он реагировал на ситуации, релевантные проявлению данной черты. Предполагается, что диспозициональная эффективность в отдельных случаях может более адекватно, чем абстрактная черта личности, характеризовать поведение индивида, включая академическую успешность. 1030 студентов российского университета заполняли Big Five Inventory для измерения черт личности (пятифакторная модель), а также его модификацию, разработанную для измерения диспозициональной эффективности. Измерялись два вида академической успешность: семестровая успеваемость в университете и баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. Черта личности и соответствующая диспозициональная эффективность были сильно связаны между собой, но различались по своим средним значениям для каждого из пяти факторов. Черты личности слабо, но значимо, коррелировали с показателями академической успеваемости. Диспозициональная эффективность воспроизводила эти корреляции, но размеры полученных эффектов были больше – за исключением связи добросовестности с успеваемостью в университете. В пяти случаях из семи черты личности производили непрямые эффекты на академическую успеваемость, опосредованные диспозициональной эффективностью. Таким образом, диспозициональная эффективность может опосредовать связь черты личности с внешним критерием. Теоретически, в сравнении с чертами личности, диспозициональная эффективность является более изменчивым конструктом, предполагающим научение личностным схемам поведения и идентификацию с ними. Как и черта личности, диспозициональная эффективность психометрически является продуктом автобиографической памяти. Дальнейшие исследования могут быть посвящены внутренней дифференциации черты личности как единицы анализа.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Епанчинцева Г.А., Барковская А.П. - Постижение феномена жестокости в классический и постклассический периоды развития психологии

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.15306

Аннотация: Проведен сравнительный теоретический анализ жестокости. Выявлено, что на протяжении длительного времени взгляд на природу и происхождение жестокости существенно менялся. Представлены различия во взглядах на жестокость в рамках классического и постклассического периодов развития психологии. Авторами определены отдельные специфические факторы, способствующие формированию и проявлению жестокости. На основе анализа результатов исследований разных авторов показаны отличительные характеристики жестокости от похожих по значению явлений: ярости, агрессии, ненависти. В статье рассмотрено влияние врожденных и социально приобретенных факторов на формирование и проявление жестокости. Выявлено, что жестокость не является исключительно постоянным или ситуативным качеством, на ее проявление действует целый ряд причин, разнообразных по характеру и содержанию. Основными методами исследования феномена жестокости в данной статье являлись: теоретический анализ, психолого-сравнительный анализ, классификация понятийного аппарата. Научная новизна заключается в переосмыслении ряда концептуальных взглядов на жестокость. Выделены и проанализированы внутренние и внешние факторы, обуславливающие жестокость. На основе теоретического анализа жестокости выявлена необходимость уточнения смысла и значение самого этого понятия для более тщательного выявления многочисленных терминологических различий в употреблении понятия «жестокость».
Епанчинцева Г.А., Барковская А.П. - Постижение феномена жестокости в классический и постклассический периоды развития психологии c. 934-941

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67112

Аннотация: Проведен сравнительный теоретический анализ жестокости. Выявлено, что на протяжении длительного времени взгляд на природу и происхождение жестокости существенно менялся. Представлены различия во взглядах на жестокость в рамках классического и постклассического периодов развития психологии. Авторами определены отдельные специфические факторы, способствующие формированию и проявлению жестокости. На основе анализа результатов исследований разных авторов показаны отличительные характеристики жестокости от похожих по значению явлений: ярости, агрессии, ненависти. В статье рассмотрено влияние врожденных и социально приобретенных факторов на формирование и проявление жестокости. Выявлено, что жестокость не является исключительно постоянным или ситуативным качеством, на ее проявление действует целый ряд причин, разнообразных по характеру и содержанию. Основными методами исследования феномена жестокости в данной статье являлись: теоретический анализ, психолого-сравнительный анализ, классификация понятийного аппарата. Научная новизна заключается в переосмыслении ряда концептуальных взглядов на жестокость. Выделены и проанализированы внутренние и внешние факторы, обуславливающие жестокость. На основе теоретического анализа жестокости выявлена необходимость уточнения смысла и значение самого этого понятия для более тщательного выявления многочисленных терминологических различий в употреблении понятия «жестокость».
Профессиональная психология
Шантырь Е.Е. - Интерпретация профессий и вопросы подготовки кадров в сфере психологических услуг

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16276

Аннотация: Одними из наиболее актуальных проблем практической психологии в настоящее время являются вопросы подготовки специалистов и некая ориентация практической психологии на психотерапевтическую (лечебную) деятельность и медицинские термины. Первая проблема заключается в том, что специалисты в сфере психологических услуг получают образование, как в высших учебных заведениях, так и в учебных центрах различных школ и направлений, что порождает многообразие названий профессий в этой области, при этом сроки обучения принципиально разные. Мы предлагаем готовить специалистов многочисленных психологических школ и направлений, а также проводить их специализацию для работы в различных сферах человеческой деятельности только на базе высшего образования по психологии. Вторая проблема практической психологии – это медицинская терминология и отсутствие четкого теоретического разграничения в интерпретации профессиональной деятельности врачебных специальностей, связанных с проблемами психики человека и гуманитарной профессии психолога. В статье дано теоретическое обоснование принципиальных различий деятельности специалистов практической психологии и врачебных специальностей в этой области, а также показана работа практического психолога, как профессии чисто гуманитарной. В материалах работы сделан краткий исторический обзор основных направлений практической психологии и на основании этого показана сложившаяся в настоящее время ситуация в этой области. В статье представлен аналитический обзор существующих профессий в сфере психологических услуг в России и на Украине, в том числе и с учетом Классификаторов профессий этих стран, а также показаны некоторые законодательные противоречия с точки зрения существующих проблем. Методология исследования данной работы включают в себя разработку основных подходов к подготовке кадров в сфере психологических услуг, а также, на основании анализа научного материала, теоретическое обоснование принципиального отличия деятельности психологов от деятельности врачебных специальностей, связанных с проблемами психики человека. Научная новизна данной работы заключается в представленном аналитическом обзоре существующих профессий в сфере психологических услуг в России и на Украине, в том числе и с учетом Классификаторов профессий этих стран. В статье также дано теоретическое обоснование того существующего факта, что психолог - это гуманитарная профессия, которая не включает в себя врачебное мировоззрение и лечебные манипуляции и, соответственно, не предусматривает использование медицинской терминологии. Главной целью работы практического психолога, при любой специализации, является развитие у человека его психических процессов, с целью формирования качественно новой Личности, способной решать свои проблемы в профессиональном аспекте, личной жизни, а также в отношении своего здоровья. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере психологических услуг: научно-педагогическим сотрудникам, практическим психологам и госслужащим системы образования.
Шантырь Е.Е. - Интерпретация профессий и вопросы подготовки кадров в сфере психологических услуг c. 942-950

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67113

Аннотация: Одними из наиболее актуальных проблем практической психологии в настоящее время являются вопросы подготовки специалистов и некая ориентация практической психологии на психотерапевтическую (лечебную) деятельность и медицинские термины. Первая проблема заключается в том, что специалисты в сфере психологических услуг получают образование, как в высших учебных заведениях, так и в учебных центрах различных школ и направлений, что порождает многообразие названий профессий в этой области, при этом сроки обучения принципиально разные. Мы предлагаем готовить специалистов многочисленных психологических школ и направлений, а также проводить их специализацию для работы в различных сферах человеческой деятельности только на базе высшего образования по психологии. Вторая проблема практической психологии – это медицинская терминология и отсутствие четкого теоретического разграничения в интерпретации профессиональной деятельности врачебных специальностей, связанных с проблемами психики человека и гуманитарной профессии психолога. В статье дано теоретическое обоснование принципиальных различий деятельности специалистов практической психологии и врачебных специальностей в этой области, а также показана работа практического психолога, как профессии чисто гуманитарной. В материалах работы сделан краткий исторический обзор основных направлений практической психологии и на основании этого показана сложившаяся в настоящее время ситуация в этой области. В статье представлен аналитический обзор существующих профессий в сфере психологических услуг в России и на Украине, в том числе и с учетом Классификаторов профессий этих стран, а также показаны некоторые законодательные противоречия с точки зрения существующих проблем. Методология исследования данной работы включают в себя разработку основных подходов к подготовке кадров в сфере психологических услуг, а также, на основании анализа научного материала, теоретическое обоснование принципиального отличия деятельности психологов от деятельности врачебных специальностей, связанных с проблемами психики человека. Научная новизна данной работы заключается в представленном аналитическом обзоре существующих профессий в сфере психологических услуг в России и на Украине, в том числе и с учетом Классификаторов профессий этих стран. В статье также дано теоретическое обоснование того существующего факта, что психолог - это гуманитарная профессия, которая не включает в себя врачебное мировоззрение и лечебные манипуляции и, соответственно, не предусматривает использование медицинской терминологии. Главной целью работы практического психолога, при любой специализации, является развитие у человека его психических процессов, с целью формирования качественно новой Личности, способной решать свои проблемы в профессиональном аспекте, личной жизни, а также в отношении своего здоровья. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере психологических услуг: научно-педагогическим сотрудникам, практическим психологам и госслужащим системы образования.
Клиническая психология
Дементьева Л.А., Чебакова Ю.В. - Особенности психологической саморегуляции у подростков с психическим инфантилизмом

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16109

Аннотация: Проблема психического инфантилизма является актуальной как с точки зрения социальных феноменов современного общества, так и психиатрического диагноза и прогноза психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Проведенный анализ клинико-психологической литературы, посвященной проблеме психического инфантилизма, показал, что в современной психиатрии границы данного феномена не определены, а в психологии отсутствует психодиагностический инструментарий его квалификации и дифференциации как в норме, так и при различных формах психической патологии у детей и подростков. Обобщение психологических феноменов при психическом инфантилизме показало наибольшую эвристичность конструкта психологической саморегуляции. Данный фактор с позиции авторов статьи выступает системообразующим, интегрирующим все многообразие психологической феноменологии психического инфантилизма через его эмоциональную, социальную и личностную составляющие. Целью исследования являлось изучение особенностей психологической саморегуляции как маркеров психического инфантилизма у подростков с расстройствами органического и шизофренического спектра. Обследовано 140 инфантильных и неинфантильных подростков с органическими непсихотическими расстройствами (F06.6 - F06.8) и шизотипическим расстройством (F21). Для исследования психологической саморегуляции подростков с психическими расстройствами с психическим инфантилизмом и без использовались следующие методы: 1. «Рисунок несуществующего животного»; 2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн; 3. Тест Клонинджера TCI-140. Для анализа результатов проведенного исследования использовались следующие статистические критерии: 1) критерий хи-квадрат Пирсона; 2) угловое преобразование Фишера; 3) U-критерий Манна-Уитни для порядковых шкал. Новизна проведенного исследования заключается в систематизации психологической феноменологии психического инфантилизма у подростков с психическими расстройствами с позиции особенностей эмоциональной, социальной и личностной саморегуляции с использованием полипараметрической психодиагностической оценки. Показано, что особенности эмоционального, социального и личностного компонентов психологической саморегуляции у подростков с психическим инфантилизмом имеют специфические различия в зависимости от нозологии. У инфантильных подростков с органическими непсихотическими расстройствами зарегистрированы более высокие по сравнению с неинфантильными пациентами данной нозологической группы результаты выделенных составляющих психологической саморегуляции при ведущей роли социального компонента, что связано с механизмом компенсации когнитивной недостаточности. Инфантильные подростки с шизотипическим расстройством, наоборот, обнаружили более низкие показатели психологической саморегуляции по сравнению с неинфантильными сверстниками, отражающие углубление нозологических характеристик психического дефекта.
Дементьева Л.А., Чебакова Ю.В. - Особенности психологической саморегуляции у подростков с психическим инфантилизмом c. 951-963

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67114

Аннотация: Проблема психического инфантилизма является актуальной как с точки зрения социальных феноменов современного общества, так и психиатрического диагноза и прогноза психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Проведенный анализ клинико-психологической литературы, посвященной проблеме психического инфантилизма, показал, что в современной психиатрии границы данного феномена не определены, а в психологии отсутствует психодиагностический инструментарий его квалификации и дифференциации как в норме, так и при различных формах психической патологии у детей и подростков. Обобщение психологических феноменов при психическом инфантилизме показало наибольшую эвристичность конструкта психологической саморегуляции. Данный фактор с позиции авторов статьи выступает системообразующим, интегрирующим все многообразие психологической феноменологии психического инфантилизма через его эмоциональную, социальную и личностную составляющие. Целью исследования являлось изучение особенностей психологической саморегуляции как маркеров психического инфантилизма у подростков с расстройствами органического и шизофренического спектра. Обследовано 140 инфантильных и неинфантильных подростков с органическими непсихотическими расстройствами (F06.6 - F06.8) и шизотипическим расстройством (F21). Для исследования психологической саморегуляции подростков с психическими расстройствами с психическим инфантилизмом и без использовались следующие методы: 1. «Рисунок несуществующего животного»; 2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн; 3. Тест Клонинджера TCI-140. Для анализа результатов проведенного исследования использовались следующие статистические критерии: 1) критерий хи-квадрат Пирсона; 2) угловое преобразование Фишера; 3) U-критерий Манна-Уитни для порядковых шкал. Новизна проведенного исследования заключается в систематизации психологической феноменологии психического инфантилизма у подростков с психическими расстройствами с позиции особенностей эмоциональной, социальной и личностной саморегуляции с использованием полипараметрической психодиагностической оценки. Показано, что особенности эмоционального, социального и личностного компонентов психологической саморегуляции у подростков с психическим инфантилизмом имеют специфические различия в зависимости от нозологии. У инфантильных подростков с органическими непсихотическими расстройствами зарегистрированы более высокие по сравнению с неинфантильными пациентами данной нозологической группы результаты выделенных составляющих психологической саморегуляции при ведущей роли социального компонента, что связано с механизмом компенсации когнитивной недостаточности. Инфантильные подростки с шизотипическим расстройством, наоборот, обнаружили более низкие показатели психологической саморегуляции по сравнению с неинфантильными сверстниками, отражающие углубление нозологических характеристик психического дефекта.
Непредсказуемое
Матюхин И.В. - Полиграфологическое обследование клиентов с паническими атаками

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16290

Аннотация: В данной работе представлены процесс и результаты оригинального психологического исследования, сформированного на запрос из клинической среды на фиксацию наличия действительных объективных изменений психофизиологических параметров клиентов с тревожным расстройством класса панических атак при наличии субъективно отмеченных дискомфортных психических ощущений. Исследование проводилось специальным, прикладным, психофизиологическим методом с применением технического средства компьютерного профиля посредством полиграфологической комплексной регистрации параметров вегетативных реакций испытуемых. Смоделирована ситуация возникновения тревожного расстройства, и получены результаты двух доминантных типов симпатического реагирования со специфическими профилями изменений информативных признаков Представлены подробно значимые колебания индикаторных психофизиологических параметров в структуре реакций испытуемых в кардио –канале, пневмо – канале, канале кожно – гальванических реакций и плетизмографическом информативном канале. Зафиксировано отчетливое изменение объективных психофизиологических характеристик, протекающих синхронно переживанию дискомфортных психических ощущений, информативно дополняющих клиническую картину возникновения и протекания тревожного расстройства класса панических атак на субъективном и на объективном уровнях. Представлены комплексные типологии реакций вегетативного реагирования в структуре психофизиологического исследования, проводимого по клиническому запросу.
Матюхин И.В. - Полиграфологическое обследование клиентов с паническими атаками c. 964-971

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67115

Аннотация: В данной работе представлены процесс и результаты оригинального психологического исследования, сформированного на запрос из клинической среды на фиксацию наличия действительных объективных изменений психофизиологических параметров клиентов с тревожным расстройством класса панических атак при наличии субъективно отмеченных дискомфортных психических ощущений. Исследование проводилось специальным, прикладным, психофизиологическим методом с применением технического средства компьютерного профиля посредством полиграфологической комплексной регистрации параметров вегетативных реакций испытуемых. Смоделирована ситуация возникновения тревожного расстройства, и получены результаты двух доминантных типов симпатического реагирования со специфическими профилями изменений информативных признаков Представлены подробно значимые колебания индикаторных психофизиологических параметров в структуре реакций испытуемых в кардио –канале, пневмо – канале, канале кожно – гальванических реакций и плетизмографическом информативном канале. Зафиксировано отчетливое изменение объективных психофизиологических характеристик, протекающих синхронно переживанию дискомфортных психических ощущений, информативно дополняющих клиническую картину возникновения и протекания тревожного расстройства класса панических атак на субъективном и на объективном уровнях. Представлены комплексные типологии реакций вегетативного реагирования в структуре психофизиологического исследования, проводимого по клиническому запросу.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.