Статья 'Страдание в системе философско - антропологического знания' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Страдание в системе философско - антропологического знания

Гончарук Екатерина Александровна

аспирант, кафедра Истории антропологических учений, Институт философии РАН

117279, Россия, Москва, ул. Миклухо - Маклая, 51, к. 1, кв. 154.

Goncharuk Ekaterina Aleksandrovna

117279, Russia, Moscow, ul. Miklukho - Maklaya, 51, k. 1, kv. 154.

itallie@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2014.7.12415

Дата направления статьи в редакцию:

16-07-2014


Дата публикации:

30-07-2014


Аннотация: О страдании в современной философии написано достаточно много. Отмечено, что в античной философии страдание получило статус философской категории. Классики философской мысли – Платон, Аристотель, Эпикур. Сенека пытались осмыслить сущность и назначение этого человеческого переживания. Героический смысл чувства был обозначен в феномене духовного очищения – катарсисе. Мыслители разных эпох обращались к страданию, чтобы раскрыть гносеологический, моральный, эстетический ракурс данной проблемы. Однако не было еще исследований, специально посвященных страданию в системе философско-антропологического знания. Сопоставляя страдание с наслаждением, с человеческой активностью, философы сумели наметить разные грани постижения этого феномена, его роли в человеческой жизни. Страдание в экзистенциализме трактовано как живое, трепетное переживание. Однако не все аспекты данной темы изучены в современной философии. Автор использует, прежде всего, методологию философской антропологии. В статье применена также герменевтическая методология, проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. При написании статьи автор обращался к структурному, историческому и сравнительно - историческому методам. Новизна темы в том, что впервые дан историко-философский очерк состояния данной проблемы. Прослеживается движение антропологической мысли от античной философии до «философии жизни». Особое внимание уделено трактовке сознания в философской антропологии Канта. Разносторонне изучена разработка этой темы в философии Шопенгауэра и Ницще.


Ключевые слова:

Человек, философская антропология, знание, страдание, наслаждение, действие, катарсис, боль, мужество, героика

Библиография
1. Батай Ж. Внутренний опыт / Пер. с фр. СПб. 1997.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: Республика, 1993.
3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: ЗАО «Свароги К», 1997.
4. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.
5. Бубер М. Два образа веры. М.: ACT, 1999.
6. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса. М.: Республика, 1994.
7. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2008.
8. Гуревич П.С. Философское толкование человека. М., 2011.
9. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант Иммануил. Собрание сочинений в 8-и томах. Т. 7. М., 1994.
10. Карпов А.Н. Страдание как парадокс «несчастного сознания» // Психология и психотехника. 2008. № 1. С. 67-77.
11. Карпов А.Н. Феномен страдания в трактовке Н.А. Бердяева // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. Вып. 5.
12. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996.
13. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.
14. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1990.
References
1. Batai Zh. Vnutrennii opyt / Per. s fr. SPb. 1997.
2. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. Opyt paradoksal'noi etiki. M.: Respublika, 1993.
3. Berdyaev N.A. Filosofiya svobody. Istoki i smysl russkogo kommunizma. M.: ZAO «Svarogi K», 1997.
4. Berdyaev N.A. Tsarstvo Dukha i tsarstvo Kesarya. M.: Respublika, 1995.
5. Buber M. Dva obraza very. M.: ACT, 1999.
6. Vysheslavtsev B.P. Etika preobrazhennogo Erosa. M.: Respublika, 1994.
7. Gurevich P.S. Filosofskaya antropologiya. M., 2008.
8. Gurevich P.S. Filosofskoe tolkovanie cheloveka. M., 2011.
9. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya // Kant Immanuil. Sobranie sochinenii v 8-i tomakh. T. 7. M., 1994.
10. Karpov A.N. Stradanie kak paradoks «neschastnogo soznaniya» // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2008. № 1. S. 67-77.
11. Karpov A.N. Fenomen stradaniya v traktovke N.A. Berdyaeva // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2008. T. 10. Vyp. 5.
12. Laut R. Filosofiya Dostoevskogo v sistematicheskom izlozhenii. M.: Respublika, 1996.
13. Nitsshe F. Veselaya nauka // Nitsshe F. Sochineniya v 2-kh tomakh. M., 1990.
14. Nitsshe F. Chelovecheskoe, slishkom chelovecheskoe. Kniga dlya svobodnykh umov // Nitsshe F. Sochineniya v 2-kh tomakh. T. 1. M., 1990.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.