Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 07, 2014
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 18-08-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2014
Миграция и адаптация
Соколова А.Н., Шадже А.Ю. - Русский язык в социокультурной адаптации курдской этногруппы [1] c. 1-18

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.7.12590

Аннотация: В статье анализируется роль и место русского языка в социокультурной адаптации курдской этногруппы. Констатируется увеличение числа неграмотных в регионе, плохое владение русским языком большинства курдских дошкольников и людей пожилого возраста. Раскрывается значимость и ценность русского языка в условиях формирования гражданской нации и этнокультурного развития. Выявляется специфика языковой среды полиэтничного региона, в которой оказалась этническая общность курдов, обосновывается необходимость понимания общекультурной ценности русского языка, выявления и использования его конструктивного потенциала для успешной социокультурной адаптации курдов-переселенцев. Использованы статистические, логические и социометрические методы и методы междисциплинарного исследования, рассматривающего курдскую этногруппу с позиций социологии и культурной антропологии, а также метод включенного наблюдения, позволяющий констатировать изменения, происходящие в развитии этногруппы. Научная новизна определяется !) Постановкой проблемы, позволяющей выявить основные социокультурные ценности этногруппы в корреляции с ценностями народов полиэтничной республики; 2) достоверными статистическими и социометрическими данными об этногруппе, необходимыми для эффективного построения социальной и культурной политики региона; 3) рекомендованной системой мер, направленных на снижение существующих и потенциальных социальных угроз в Республике Адыгея.Выводы: Позитивное влияние на осуществление успешной социокультурной адаптации курдов в иноэтничной среде и развитие межкультурного взаимодействия в поликультурном регионе могло оказать улучшение знания русского языка курдами-переселенцами. Для этого важно активно вести работу по распространению русского языка среди курдов через средства массовой информации, органы местного самоуправления, внешкольные и клубные мероприятия; привлекать курдских школьников к фестивальному движению в пределах Республики Адыгея и Краснодарского края. Представляется, что равноправное сосуществование и взаимопонимание возможны лишь через равноправный межкультурный диалог, основанный на русском языке.
Теория политических наук
Зарянов Е.П. - Теоретические социально-политические основы концепта «мягкой силы» c. 19-41

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.7.12730

Аннотация: Постоянно происходящие на политической карте мира изменения в условиях глобализации общества привели в 21 веке к деконструкции однополярной гегемонии и многополярному развитию общества, и , следовательно, к трансформации инструментов управления глобальными политическими процессами, одним из которых стала мягкая сила. Результатом анализа трансформации теоретических подходов к изучению концепта мягкой силы стал факт, что для решения политико-стратегических задач действие мягкой силы любого государства (наднациональных организаций, ТНК и т.д.) в первую очередь направлено на изменение сознания и подсознания человека, который сегодня становится пленником мягких технологий. Только комплексный и системный подход к изучению предмета позволяет исследовать глубинные механизмы реализации и ключевые точки воздействия «мягкой силы», инструменты её применения во внешней политике. Раскрытие целостности изучаемого предмета (мягкой силы), всей сложности его совокупных частей, многообразных связей внутри него и вовне невозможно без системного подхода к изучению социума и индивидуума как главной его составляющей. Теоретическую основу концепта «мягкой силы» составляют сегодня работы отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, психологии, истории и политологии. Сегодня нельзя отрывать философию от политики, более того, необходимо подчеркнуть, что влияние на выбор и формирование мировоззрения индивидуума в условиях глобального мира являются политическим актом. Философия определяет мировоззрение человека, поэтому рассматривать философскую деятельность необходимо уже не только как «индивидуальную» разработку понятий, складывающихся в стройную систему, но и как борьбу в области культуры за переделку народного «склада ума». Современный мир, в котором мы пребываем, является миром, быстро меняющимся и текучим, а потому он плохо понимаем и плохо управляем. Мы живём в эпоху междувластия – в ситуации, когда одна форма власти пришла к завершению, а новая ещё не устоялась. Способ, которым человечество решало проблемы ранее, уже не действует. Мы пребываем в состоянии между прошлой жизнью и будущим, сознательно и бессознательно ожидая события, которые определят наш образ жизни. Очевидно, что сегодня невозможно определить и понять явные и скрытые механизмы управления глобальными процессами в мировом сообществе, сформировать свою концепцию мягкой силы и выстроить эффективную систему национальной безопасности без глубокого и комплексного изучения социума и индивидуума, как его главной системообразующей части.
Правовое государство
Сергеев Д.Б. - Публично-правовое образование как юридическая категория c. 42-49

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.7.12819

Аннотация: Публично-правовое образование (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования) рассматривается как субъект права, структура органов публичной власти и институт, обеспечивающий права и свободы человека и гражданина. В статье исследуется проблема соотношения юридический категорий «публично-правовое образование» и «публично-территориальный коллектив». Описывается легитимизация публичного территориального коллектива в рамках публично-правового образования: первичная – генетическая (при формировании разновидности публично-территориального образования) и креационная (при создании конкретного публично-правового образования); вторичная (постоянная) – в пределах функционирования публично-правового образования. В статье сравниваются основные подходы российского законодателя и ученых к установлению круга субъектов, называемых публично-правовыми образованиями. С точки зрения автора, публично-правовое образование – явление, мало изученное в юридической науке. Ученые и законодатель с разных позиций определяют субъектов, выступающих публично-правовыми образованиями. Публично-территориальный коллектив легитимизируется в рамках такого образования, благодаря чему члены коллектива получают коллективные права, свободы и обязанности, реализуемые на соответствующей территории и относимые исключительно к ней.
Политический процесс
Знаменский Д.Ю. - К вопросу о применении системно-динамического подхода к исследованию процессов формирования и реализации государственной научно-технической политики c. 50-63

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.7.12801

Аннотация: Статья посвящена проблемам формирования и реализации государственной научно-технической политики в современной России и участию различных политических институтов в этом процессе. Актуальность рассматриваемой проблематики, как представляется автору, заключается в том, что, несмотря на видимую стабильность, российская политическая система в настоящее время динамично развивается. Это, в частности, находит свое отражение в развертывании процессов формирования и реализации государственной политики, в том числе такого важного ее направления, как политика в области науки и технологий. В качестве методологической основы исследования выступает системный подход, положения которого развиваются и дополняются автором применительно к изучению процессов формирования и реализации государственной политики. Основным моментом, выделяемым автором в качестве научной новизны, является системно-динамический подход к исследуемым процессам. Так, В соответствии с внутренней логикой самой государственной политики целесообразно предположить, что она имеет как минимум три измерения: пространственное, временное и технологическое. Первое сопряжено с областью осуществления государственной политики, а также с теми политическими институтами и государственными органами, которые задействованы в этом процессе. Второе предполагает выделение ряда этапов жизненного цикла государственной политики, а именно ее формирования, реализации и оценки ее результативности и эффективности. Третье означает ключевую роль технологий взаимодействия общества и государства в рассматриваемых процессах. С позиций данного подхода автор рассматривает сложившуюся в настояшщее время в России модель государственной научно-технической политики и дает ее развернутую характеристику.
Политический консенсус
Зайцев А.В. - Институционализация диалога государства и гражданского общества в контексте нормативной модели диалогической демократии c. 64-82

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.7.12541

Аннотация: Институционализм в настоящее время является одним из ведущих направлений научной мысли, которое объединяет учёных, изучающих практически любую систему (государственно-правовую, экономическую, социологическую, политическую и т.д.) в развитии, во взаимодействии с социальными, политическими, правовыми, психологическими и другими общественными институтами. Проблематика формирования институциональных механизмов диалоговой коммуникации государства и гражданского общества базируется на теории и практике их взаимодействия как институтов и рассматривается в рамках междисциплинарных подходов в сфере политологии, социологии, социальной философии, государствоведения и права, политической лингвистики (лингвополитологии), коммуникавистики, конфликтологии, социальной психологии, культурологии, медиевистики, социального управления, пиарологии и так далее. В то же самое время, в современных социальных науках существует довольно пестрая картина в определении базовых фундаментальных понятий институциональной теории, включая даже такие концепты как «институт» и «институционализация». Опираясь на междисциплинаргую методологию и институциональный метод исследования, мы ставим задачу исследования проблемы нституционализации диалога государства и гражданского общества в контексте нормативной модели диалогической демократии. В политологии и смежных с ней науках и дисциплинах имеется огромное количество работ о том, как появляются институты, как они функционируют, как они сохраняют стабильность, как трансформируются и, наконец, как они деинституционализируются, угасают и исчезают. Данное обстоятельство побуждает более детально исследовать как сам процесс институционализации в целом, так и условия, факторы и перспективы институционализации диалога государства и гражданского общества в контексте диалогической (дискурсивной, делиберативной) нормативной модели демократии. В данная статья, продолжая серию статей об институционализации диалога, впервые поднимает вопрос о диалогической демократии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"