Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Мотивация и духовность личности"
Мотивация и духовность личности
Долганов Д.Н. - Метарегулятивная функция мотивации учебной деятельности c. 19-29

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22635

Аннотация: В статье продолжается изложение общих оснований концепции метарегуляции учебной деятельности. Автор подробно рассматривает вопрос мотивации учебной деятельности. Мотивация является сложным и многогранным процессом. Динамика мотивации зависит от внешних и внутренних факторов. Исследование мотивации учебной деятельности возможно в двух основных направлениях: первое – исследование системы мотивации, ее структуры и функций; второе – исследование взаимосвязей и взаимодействий системы мотивации с другими системами. Второе направление развивающееся в настоящее время обусловлено методологией концепции метасистемной организации психических процессов и концепции метаиндивидуального мира. Эмпирические данные собраны в ходе проведения формирующего эксперимента, реализованного на одном из этапов исследования метарегуляции учебной деятельности. В исследовании приняли участие 138 человек. Использовались следующие методы: оценка диалогичности межличностных отношений (С.В. Духновский), семантический дифференциал «межличностные отношения». Для оценки мотивационных проявлений использован психографический тест В.Г. Леонтьева. В экспериментальной группе был использован тренинг межличностных отношений как способ воздействия на метасистему. В ходе анализа результатов установлены взаимосвязи между элементами системы учебной деятельности, элементами системы межличностных отношений, интересами к различным видам деятельности и академической успеваемостью. У испытуемых экспериментальной группы происходит формирование связей, которые регулируют интенсивность отношений и поддерживают оптимальный уровень мотивации. В контрольных группах выявляется комплекс связей, которые можно назвать неадаптивными, а также фиксируется преобладание интересов к неучебной деятельности, что может быть названо антимотивацией учебной деятельности.
Шантырь Е.Е. - Авторитет личности классного руководителя c. 54-66

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19723

Аннотация: В данной статье раскрываются психологические основы роста авторитета личности классного руководителя. Они включают в себя, прежде всего, формирование нового мировоззрения к окружающему миру и, в частности, к должности классного руководителя, чья деятельность должна осуществляться с учетом половой принадлежности детей и подростков. Основной смысл этого мировоззрения – это выбор нового отношения к себе и к конкретной школьной ситуации с целью развития новых личностных качеств ученика, а не борьба с его недостатками и их устранение. При этом деятельность классного руководителя, как и других школьных специалистов, должна строиться на базе адекватных и кратких интерпретаций основных понятий и терминов, которые используются в системе школьного образования: обучение, воспитание, классный руководитель, личность и некоторых других. Именно однозначность и краткость, а значит энергийность, согласно интегративной психологии, основных понятий и терминов, и создают ту психологическую предпосылку, которая необходима для решения конкретных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Методология исследования данной работы основана на творческом подходе при разработке научных аспектов данного исследования и включает в себя общенаучные методы теоретического познания: сравнение и аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, детализация и конструирование и т.д. Научная новизна заключается в психологической концепции деятельности классного руководителя и интерпретации основных понятий и терминов, которые используются в системе школьного образования. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере школьного образования и психологических услуг: научно-педагогическим сотрудникам, школьным учителям, практическим психологам и госслужащим системы образования.
Мартьянова Г.Ю. - Мотивационная активность клиента психологического консультирования: аспекты исследовательской проблемы c. 56-75

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.6.17099

Аннотация: Статья раскрывает особенности мотивационно-регуляторной активности клиента психологического консультирования. Анализируются вопросы мотивации в структуре оказания психологической помощи. Предметом исследования является система побуждений клиента психологического консультирования, которую автор статьи обосновывает через содержание, интенсивность и перспективность всей мотивационной сферы. Исследуются аспекты мотивационной включенности в консультативный процесс с точки зрения клиента и с точки зрения консультанта. Основное внимание уделяется рассмотрению мотивации обращения за помощью и мотивации принятия психологической помощи. Анализ теоретических представлений осуществляется в контексте авторского положения о позиции клиента в психологическом консультировании как субъекта собственной жизни и как субъекта получения помощи. Показано значение мотивации обращения за помощью, ее принятия и перспективы как важнейших детерминант эффективности психологического консультирования. Выделены негативные мотивационные факторы, снижающие конструктивную направленность консультирования. Доказано, что потребностное напряжение выступает первостепенным фактором мотивационной активности клиента, определяющим его деятельность по получению психолого-консультативной помощи.
Григорьева Е.В. - Становление доминирующей мотивации и ценностных ориентаций у младших школьников с соматическими проблемами здоровья. c. 108-126

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.6.13634

Аннотация: Приводится психологический анализ структуры мотивационно - потребностной сферы и ценностных образований детей младшего школьного возраста с соматическими проблемами здоровья. Анализируется полисемичность понятия «мотив», «потребность», «мотивация» в известных концептуальных теориях отечественных психологов. Освещается проблема становление личности ребенка младшего школьного возраста с соматическими проблемами здоровья и специфика развития личностной направленности в этот период, выясняется место, занимаемое мотивами и мотивацией в структуре личности ребенка и соподчинения мотивов в теории деятельностного подхода А.Н.Леонтьева. Целью данного исследования является изучение постепенного изменения мотивации ребенка в связи с развитием у него соматического заболевания. Проблема рассматривается с двух сторон, через формирование «приобретённой беспомощности», с одной стороны и через развитие надситуативной активности, с другой. На основании теоретического анализа, делается вывод о влиянии хронического соматического заболевания на становление, структуру, специфику иерархиризации мотивов и личностной направленности младшего школьника с проблемами здоровья. Отмечаются возрастные различии в особенностях мотивационной сферы детей с соматическими заболеваниями, показано, что наиболее сильные изменения наступают после 10 лет, когда ребенок начинает полнее осознавать себя и свой недуг.
Орешкин А.С. - Эрнст Кассирер: символ как основа человеческой культуры. c. 131-182

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.346

Аннотация: Статья представляет собой анализ комплекса антропологических идей Эрнста Кассирера, сложившегося, прежде всего в произведении «Опыт о человеке».Рассматривается также влияние взглядов Кассирера, их отражение и сопоставление с работами отечественных философов. Выявляется некоторое современное понимание антропологических идей Эрнста Кассирера. Обзор касается так же и некоторых критических работ, посвященных антропологическим воззрениям марбургского философа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"