по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 03-03-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
Горизонты психологии
Сенницкая Е.В. - Некоторые механизмы формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, связанных с особенностями личности Доминирующего и Подчинённого лица в родительской семье c. 1-29

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.69876

EDN: HLRYWL

Аннотация: Объектом исследования являются закономерности формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, которые являются следствием желания возвыситься над Доминирующим членом семьи и не прожить жизнь, как Подчинённый член семьи. Были проанализированы конфликты, возникающие в процессе реализации следующих желаний: 1) реализовать мечту, которую не смог осуществить Доминирующий; 2) обладать умениями и качествами людей, в отношении которых Доминирующий испытывал чувства восторга, уважения, преклонения, благоговения, зависти; 3) делать то, чего боялся Доминирующий (или делать то, что могло бы испугать Доминирующего); 4) не попасть в ту категорию людей, которую Доминирующий считал «слабаками»; 5) делать то, что могло бы вызвать бессильную ярость (панику) у Доминирующего; 6) иметь такие умения или качества, которыми Доминирующий гордился, ставил себе в заслугу; 7) иметь те умения и качества, которыми обладало лицо, сумевшее каким-либо способом возвыситься над Доминирующим; 8) вступить в брак с человеком, который поможет реализовать вышеперечисленные желания и т.д. Настоящая работа представляет собой качественное исследование структурированного интервью, которое до этого было предметом количественного исследования, опубликованного ранее. Развёрнутые ответы испытуемых классифицировались по типам изложенных в них конфликтов. Новизна заключается в том, что на базе этих основных стремлений выделен ряд частных потребностей, невозможность удовлетворить которые приводит к внутриличностным и межличностным конфликтам. Выявлено когнитивное искажение относительно «беспомощности» и «безобидности» людей того пола, что Подчинённый. Предложена следующая структура личности: 1) представления о том, что является «сильным» поведением (на основе наблюдения ребёнка за поведением Доминирующего, обеспечивающим тому успех в глазах Подчинённого); 2) представления о том, что является «слабым» поведением (на основе наблюдения за поведением Подчинённого, которое, с точки зрения ребёнка, делает того ведомым); 3) представления о «сильном» и «слабом», «достойном» и «недостойном» поведении, существующие в обществе. Предполагается, что движущей силой развития личности является разрешение противоречий, обнаруживаемых ребёнком между этими тремя элементами.
Колонка главного редактора
Савинков С.Н., Мудрова И.О. - Исследование влияния стиля руководства на социально-психологический климат в производственном коллективе c. 30-38

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.40370

EDN: TWOMKX

Аннотация: В статье исследуется влияние стиля руководства (авторитарного, демократического или либерального) на управление производственным коллективом, авторы предлагают гипотезу исследования, которая заключалась в предположении, что социально-психологический климат в коллективе напрямую зависит от стиля руководства данным коллективом и имеет свои особенности, присущие каждому стилю руководства в отдельности. В ходе эмпирического исследования на основании качественного и корреляционного методов анализа, было изучено влияние стиля руководства на формирование социально-психологического климата в коллективе. В заключении отмечаются основные тенденции, подтверждающие влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе. В экспериментальном исследовании 128 испытуемых, из них 56 мужчин и 72 женщины, работающих в трех организациях и выполняющих исполнительные функции: организация в сфере общественного питания, в сфере красоты и здоровья и в банковской сфере в возрасте от 20 до 42 лет. Исследование проводилось через заполнение испытуемыми гугл-формы в режиме онлайн. Полученные данные показали, что на стиль руководства оказывают влияние как субъективные (личностные), так и объективные факторы (совокупность социальных и экономических требований производства). Поэтому, эффективность процесса управления во многом будет определяться интеллектом и общей культурой самого руководителя, его профессиональной подготовкой, складом характера, темпераментом, а также уровнем сформированности и благополучности социально-психологического климата в коллективе.
Внутренний мир человека
Якиманская И.С. - Удовлетворенность браком, особенности личности супругов и выбор стратегий выхода из семейных конфликтов. c. 39-46

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.69585

EDN: UATGNU

Аннотация: В работе рассматривается удовлетворенность браком как базовая характеристика, формирующая устойчивость супружеских отношений. Представлен обзор подходов к исследованию данного феномена с позиции внешних и внутренних , социальных и личностных, переменных и устойчивых факторов. Предметом исследования являются стратегии выхода из конфликта и особенности личности супругов при различной удовлетворенности браком. Новизна исследования связана с попыткой рассмотреть сферу супружества с точки зрения поведенческого, аффективного и мотивационного компонента, дать пилотажную характеристику общей картины того как акцентуации личности и неконструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций выражены в группе испытуемых с низкой удовлетворенностью браком. Предложить возможные направления дальнейшей работы и углубления исследования факторов, влияющих на удовлетворенность браком. Данный подход полезен для формирования принципов сопровождения супружеских пар. Методики исследования - Тест – опросник удовлетворенности браком, разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Методика диагностики тактики поведения в конфликте К. Н. Томаса. В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной. Оценка акцентуации характера по методике Шмишека. Основные выводы проведенного исследования обнаружили различия по выраженности типов акцентуаций, в группе испытуемых с высокой удовлетворенностью браком выраженность акцентуаций ниже, так же обнаружилось, что степень акцентуированности личности по аффективным показателям выше в группе с низкой удовлетворенностью браком. Так же различия связаны с типом стратегии решения конфликтов, в группе с высокой удовлетворенностью браком чаще выбирают сотрудничество и компромисс, эта группа отличается большим разнообразием стратегий решения конфликтных ситуаций, в группе с низким уровнем удовлетворенности браком чаще выбирают неконструктивные стратегии - избегание, соперничество, приспособление, что ведет к еще большему снижению удовлетворенности браком у испытуемых. Новизна подхода в данной работе связана с попыткой изучения поведенческих и личностных характеристик, определения возможностей для комплексного исследования
Материк бессознательного
Мордас Е.С. - Психологическая природа женского психогенного бесплодия: психоаналитические размышления c. 47-62

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.39567

EDN: UBIUNP

Аннотация: Теоретической основой данной работы являются идеи Майди У., Митчелл Дж., Моц А., Паттис-Зойя Е., Рейнгольд Джозеф С., Лангер М., Лейзингер-Болебер М. Объект исследования: феномен психогенного женского бесплодия в психоаналитическом понимании. В статье показаны аспекты психогенеза женского психогенного бесплодия: образ матери, деструктивность и психогенное бесплодие, отрицание женственности и полоролевая идентичность, нарушение идентификации с матерью и идентификация с «мертвой матерью», трансгенерационная передача и психогенное бесплодие, бессознательные конфликты и комплекс Медеи. Данные аспекты нашли свое отражение в двух психоаналитических исследованиях, результаты которых кратко отражены в данной публикации. Результаты показали наличие общих признаков для женщин при психогенном бесплодии: 1. В фантазиях будущий ребенок наделяется ожиданиями, направленными на удовлетворение дефицитарной матери; 2. У женщин отмечается нарушение полоролевой идентичности - идентификация с отцом; стремление занять место отца, отыгрывая партнерские и родительские роли; 3. Амбивалентное восприятие материнской фигуры; образ матери идеализирован; 4. У женщин сформирована ложная самость, псевдоэдипальность; 5. У женщин присутствует ложная женственность, основанная не на идентификации с матерью, а на основе примитивного подражания ей. Идентификация с «мертвой матерью» невозможна; 6. Наличие у женщин кастрационного комплекса, усиленного идентификацией с отцом. В результате чего процесс родов вызывает ужас, соотносимый с кастрацией, что отрицается и прикрывается желанием иметь ребенка; 7. Наличие сепарационного комплекса, где разделение с «мертвой матерью» не представляется возможным, поскольку тогда кто-то один окажется "мертвым". 8. Парентификция, «мертвая мать», «мертвый отец», трансгенерационные передачи конфликтов «склепы и призраки», непроработанная травматизация и непрожитое горевание. Ведущими событиями истории жизни женщин, страдающих психогенным бесплодием выступает опыт потери и насилия.
Профессиональная психология
Емельяненко Б.О., Шведенко Ю.В. - Автономная мотивационная регуляция как ресурс субъективного профессионального благополучия c. 63-81

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.69303

EDN: UBRTZM

Аннотация: Объектом исследования является субъективное профессиональное благополучие. Предмет исследования - оценка влияния автономной и контролируемой форм профессиональной мотивации на характеристики субъективного профессионального благополучия сотрудников производственных предприятий. Роль автономного и контролируемого типов профессиональной мотивации по отношению к субъективному профессиональному благополучию рассматривается в рамках понимания категории «ресурс» Д. А. Леонтьевым. Выборку исследования составили 77 сотрудников двух производственных предприятий г. Барнаула, 48 из которых прямо участвовали в производстве материальных продуктов, а 29 занимались только умственным трудом. Профессиональная мотивация оценивалась в рамках теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, концепции страсти Р. Валлеранда и в соответствии с подходом К. Замфира. Субъективное профессиональное благополучие исследовалось в рамках  подхода Е. И. Рут и Л. И. Августовой в дополнении с моделью оптимального переживания Д. А. Леонтьева. Построенные регрессионные модели продемонстрировали положительный вклад автономного мотивационного регулирования в субъективное профессиональное благополучие и в то же время отрицательное воздействие контролируемой мотивации. Положение о важности удовлетворения базовых психологических потребностей в автономии, компетентности и связанности с другими людьми для формирования автономных форм мотивации, выдвинутое в теории самодетерминации, подтверждается в нашем исследовании. Практическая значимость исследования основана на приведенных в статье способах организации профессиональной среды таким образом, чтобы она способствовала удовлетворению каждой из них. Теоретическая значимость заключается в предложении рассматривать переживания в профессиональной деятельности, как «первичные ступени» в формировании субъективного профессионального благополучия, а также заполняется недостаток данных о роли автономной и контролируемой форм профессиональной мотивации в достижении субъективного профессионального благополучия, полученных на российской выборке с учетом отечественного понимания критериев субъективного профессионального благополучия.
Егоренко Т.А. - Профессиональное становление студентов колледжа на этапе их допрофессионального развития c. 82-91

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.69626

EDN: UIYQGD

Аннотация: Предметом исследования является сформированность компонентов профессионального становления (профессиональная идентичность, мотивы профессионального выбора, способность к построению временных перспектив) студентов колледжа на этапе их допрофессионального развития. Выборку исследования составили студенты, обучающиеся на 1-4 курсах педагогических колледжей города Москвы и Твери, в количестве 152 человека. В ходе теоретического анализа было определено, что Профессиональное становление представляет собой длительный, дискретный отрезок жизни, который характеризуется фазовостью с чередующимися переломными моментами на рубежных этапах. Этап допрофессионального развития включает в себя две стадии: стадию подготовки к профессиональному выбору и стадию профессиональной подготовки. Среди важнейших показателей успешного процесса профессионального становления на этапе допрофессионального развития выделяют сформированность мотивационной сферы, осознанность профессионального выбора, способность планировать к построению временных перспектив. Для диагностики профессионального становления студентов колледжа были применены методики: «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой, «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной) В результате проведенного исследования было выявлено, что в группе студентов колледжа, преобладающей является неопределенная идентичность, указывающая на неосознанность профессионального выбора. Свое профессиональное будущее студенты строят, не учитывая собственные интересы и потребности, а чтобы избежать критики и назидания окружающих. Студенты с выраженной навязанной идентичностью легко относятся к событиям настоящего и возлагают надежду на свое будущее и возможности, которые они для себя определяют в нем, однако превалирующей мотивацией планирования своего будущего у них также является внешняя отрицательная мотивация. Студенты, находящиеся на этапе «кризиса выбора» оценивают события, происходящие с ними в прошлом как положительный опыт, события настоящего воспринимается ими объективно, мысли и действия устремлены на построение своего профессионального будущего. Полученные в ходе исследования данные указывают на необходимость разработки системы психологического сопровождения профессионального становления студентов, направленной на формирование их активной, субъектной позиции в освоении выбранной профессии.
Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. - Прекарная занятость как предпосылка карьерного серфинга c. 92-101

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.69667

EDN: UOTXTG

Аннотация: Предметом исследования является концептуализация феномена карьерного серфинга и прекаризации труда как предпосылки его проявления. Объектом исследования являются феномены прекарная занятость и карьерный серфинг. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как роль карьерного серфинга в ракурсе концепции текучей современности; многоплановые проявления карьерного серфинга, в результате обобщения которых выделены разновидности прекаризации (смена работы, вида труда, сферы труда, направления профессионального или карьерного развития; поиск и оценка вакансий или работодателей, направлений профессиональной подготовки и/или учебных заведений; транснациональный карьерный серфинг); амбивалентный характер карьерного серфинга, включающего как позитивные, так и негативные проявления; взаимосвязи и качественные различия карьерного серфинга с явлениями социального серфинга и трудовой мобильности. Для достижения цели использованы концептуально-теоретический анализ, предметно-категориальный анализ, систематизация, обобщение результатов научных исследований и данных социальной практики. Дизайн включил решение задач: выделение сущностных признаков и разновидностей проявлений карьерного серфинга; дифференциация карьерного серфинга с рядом близких понятий, характеризующих неустойчивость карьерного развития; систематизация причин и проблем изучения карьерного серфинга. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) Карьерный серфинг представляет собой многоплановое явление, состоящее в смене траектории профессионального и/или карьерного развития. К разновидностям карьерного серфинга относятся смена и/или поиск: места работы, должности, вида труда, профессии, специальности, сферы или направления профессионального или карьерного развития. Таким образом, прекаризация труда иллюстрирует проявление карьерного серфинга; 2) В методологическом плане карьерный серфинг – это социальный и психологический конструкт, имеющий глубокие связи с конструктами социального серфинга, мобильности, текучей современности и др.; 3) Причины расширения и развития карьерного серфинга разнообразны и включают: трансформацию рабочих мест и видов труда (в том числе, под влиянием цифровизации), развитие гибких форм трудовой занятости, расширение географических и социальных миграций и др.; 4) По своей социальной роли карьерный серфинг амбивалентен и включает последствия как конструктивные (например, совладание с ситуациями карьерной и социальной неопределенности), так и деструктивные. Новизна исследования заключается в авторском обобщении результатов теоретико-методологического анализа изучаемых феноменов и обосновании определения карьерного серфинга.
Клиническая психология
Тарасова С.Ю., Новиков К.А. - Психологический портрет пациента клиники эстетической медицины c. 102-113

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.68826

EDN: UREEWQ

Аннотация: Актуальность. В работе рассматриваются психологические факторы, побуждающие человека обращаться в частную клинику эстетической медицины. Внедрение новых технологий дает новые возможности для повышения качества жизни. Порой человек получает практически «новую» внешность. Цель исследования – исследование проявлений адаптивного и дезадаптивного перфекционизма, тревожности и агрессивности пациента клиники эстетической медицины. Выборка. Участники исследования: 39 пациентов частной клиники дерматокосметологии, преимущественно женщины. В исследовании есть контрольная группа, которую составили биологи и психологи разных возрастов (студенты и специалисты). Методы. Использовались: шкала перфекционизма АРS-R в модели Р. Слейни, опросник агрессии Басса-Перри, опросник личностной тревожности Спилбергера, незаконченные предложения. Анализировалась причина обращения к врачу, собирался медицинский анамнез. Результаты. Описан психологический портрет современного пациента частной клиники эстетической медицины в г. Москве. Выводы. 1. В эмпирическом исследовании обнаружено только одно статистически значимое различие между группой пациентов и контрольной группой. Прокрастинация как тенденция к промедлению, неспособность начать действовать выше в контрольной группе. В обществе уже сложились традиции ухода за полостью рта, возможно в будущем подобные традиции возникнут относительно новых косметологических технологий, процедур. 2. В группе пациентов с запросом на инвазивные, инъекционные процедуры выше несоответствие своим требованиям, чем у пациентов с другими запросами. Страх, тревогу пациенты с запросом на инъекции также испытывают более сильную (результаты статистически значимы). 3. В группе пациентов с акнэ, рубцами и куперозом самые низкие показатели гнева среди пациентов. При этом в группе пациентов с акнэ, рубцами и куперозом (розацеа) средние значения гнева ненормативно низкие. У этих же пациентов в 80% случаях обнаружены эндокринные нарушения, которые могут иметь психогенную причину.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.