Статья 'Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность

Татьянченко Наталья Петровна

кандидат психологических наук

доцент

249027, Россия, г. Ермолино, ул. К.маркса, 1

Tatianchenko Natalia Petrovna

PhD in Psychology

Docent, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute)

249027, Russia, g. Ermolino, ul. K.marksa, 1

tat31282@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2020.2.32506

Дата направления статьи в редакцию:

30-03-2020


Дата публикации:

25-04-2020


Аннотация.

Предметом исследования выступает мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность. На основании анализа литературных источников было установлено, что мотивационно-ценностная направленность является интегративной динамической системой, включающей взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, установки личности, обеспечивающие выбор профессии и ориентированность на трудовую деятельность [1; 3]. В статье анализируются особенности мотивационно-ценностной направленности студентов техникума, необходимой для выявления значимых познавательных мотивов и рассогласованности между таким её компонентами, как саморазвитие, ответственность и наличие стойкого желания работать по выбранной специальности. В ходе работы использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: авторская анкета, морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), ценностные ориентации (М. Рокич),методы математико-статистические обработки результатов (корреляционный анализ Спирмена, параметрический метод сравнения двух выборок U-критерия Манна-Уитни). Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных концептуальных подходов к проблеме мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность, создающий основу для дальнейших исследований в этой области и решения такой проблемы, как отказ от работы по полученной специальности. Практическая значимость заключается в углубленном изучении особенностей мотивационно-ценностной направленности студентов, что позволит в дальнейшем спрогнозировать успешность процесса их обучения и эффективность овладения будущей профессией. Полученные практические результаты могут быть полезны классным руководителям, учителям и психологам, планирующих не только работу по профессиональному ориентированию детей, но и для ведения психолого-педагогической деятельности, в целом.

Ключевые слова: профессиональная направленность личности, мотивация выбора профессии, ценностные ориентации, мотивационно-ценностная направленность, познавательные мотивы, социальные мотивы, эстетические мотивы, материальные мотивы, терминальные ценности, инструментальные ценности

Abstract.

The subject of this research is the motivational and value orientation of students towards professional activity. Based on the analysis of literary sources, it was established that motivational and value orientation is an integrative dynamic system, incorporating the interconnected professional motives, interests, goals, personal attitudes that ensure the choice of profession. The article analyzes the peculiarities of motivational and value orientation of college students essential for determination of the significant cognitive motives and disaccord between such its components as personal growth, responsibility and presence of a strong desire to pursue the selected profession. In the course of research, the following set of psychodiagnostic instruments was used: original questionnaire, morphological test for life values (V. F. Sopov, L. V. Karpushin), methodology for determination of key motives of choosing profession (E. M. Pavlyutenkov), value orientations (M. Rokeach), methods of mathematical-statistical processing of the results (Spearman’s correlation analysis, Mann–Whitney parametrical method of comparison of two U-criterion samplings). Theoretical importance of this study consists in the analysis of modern conceptual approaches towards the problem of motivational and value orientation of college students towards professional activity that creates foundation for further research in this area, and solution of such problem as rejection of the acquired specialty.

Keywords:

aesthetic motives, social motives, cognitive motives, motivational value orientation, value orientations, motivation for choosing a profession, professional orientation of personality, material motives, terminal values, instrumental values

Обзор литературы

Обращаясь к проблеме мотивационно-ценностной направленности личности на профессиональную деятельность, особого внимания заслуживают работы В. А. Полянской, утверждающей, что профессиональная направленность – «это сложное явление, определяющее поведение человека в профессиональной среде» [8].

По мнению А. А. Ростунова, психологическими механизмами профессиональной направленности выступает сложная многоуровневая структура личностных смыслов, мотивов, ценностей и способностей, которые определяют развитие профессионально важных качеств.

Значимы исследования Л. Н. Зыбиной, установившей, что мотивационно-ценностная направленность на освоение трудовой деятельности проявляется на первом этапе профессионального самоопределения, а именно при выборе профессионального учебного заведения, и характеризуется зарождающимися интересами, стремлениями в рамках выбранной профессиональной сферы, а также отношением к самой проблеме выбора профессии, мотивами и ближайшими намерениями [2]. В структуре профессиональной направленности личности студентов автор выделяет: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационно-потребностный, перспективно-целевой, духовный и ценностно-смысловой компоненты [2].

Помимо обозначенных работ, роль мотивации в профессиональном становлении будущих специалистов рассмотрена В. Н. Мясищевым, Л. И. Божовичем, А. А. Реаном, В. И. Ковалевым, А. И. Зеличенко и др. [5]. Специфика профессионально-ценностных ориентаций и особенности их влияния на эффективность освоения профессиональной деятельностью в период обучения в образовательном учреждении отражена в научных трудах Л. И. Анциферовой, Е. А. Климова, С. Н. Бегидовой и др. [3; 6; 7]. Однако нестабильность современных социально-экономических условий развития общества, снижение престижности ряда профессий, востребованных в социально значимых отраслях промышленности и сложность трудоустройства способствуют негативным изменениям мотивационно-ценностной направленности студентов [9]. В молодежной среде снижается значимость ценностей, связанных с духовными интересами [10]. Приоритетными становятся ценности социального удовлетворения и материального благополучия, что, в свою очередь, приводит к отказу выпускников образовательных учреждений от работы по полученной специальности. В связи с этим проблема изучения мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность не теряет своей актуальности и в настоящее время [8].

Цель исследования – определение особенностей мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность. Достижение цели исследования позволит определить ведущие мотивы и ценностные ориентации студентов на разных этапах профессионального образования.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в процессе овладения профессией у студентов техникума происходит существенная перестройка мотивационно-ценностной направленности. Помимо этого, рассогласованность между компонентами мотивационно-ценностной направленности обусловлена отсутствием или наличием у студентов стойкого желания работать по выбранной специальности.

Методы исследования

В ходе работы использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: авторская анкета, морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), методика определения основных мотивов вы­бора профессии (Е. М. Павлютенков), ценностные ориентации (М. Рокич).

Тестирование с помощью обозначенных методик позволило нам изучить особенности мотивационно-ценностной направленности студентов первых и четвертых курсов. Выбор представленных психодиагностических методик оправдан тем, что они валидны, надежны и позволяют осуществить всестороннее исследование компонентов мотивационно-ценностной направленности личности.

Организация эмпирического исследования

Психодиагностические мероприятия проводились на базе техникума г. Обнинска [12]. Общий объем выборки составили 84 студента первых и четвертых курсов в возрасте от 16 до 20 лет.

На первом этапе эмпирического исследования была осуществлена диагностика мотивации поступления учащихся в техникум.

На втором этапе проводилась первичная и вторичная обработка полученных данных, формулировались основные выводы. Надежность и достоверность результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью исследования; использо­ванием методов исследования, адекватных целям и задачам исследования; репрезентативностью и большим объемом выборки; применением методов стати­стической обработки, отвечающих специфике эмпирических данных. Матема­тическая обработка данных осуществлялась с применением программы SPSS 17.0 и 20.0.

Обсуждение результатов

Применение авторской анкеты позволило нам определить основания соответствующего профессионального выбора учащимися при поступлении в техникум. Результаты представлены на рисунке 1.

_1_02

Рисунок 1. Основания профессионального выбора

Итак, большинство студентов сделали свой выбор самостоятельно и осознанно, ориентируясь, в том числе, на собственные интересы и склонности, и лишь некоторые не до конца уверены в его правильности, так как последовали совету родителей и друзей.

Следующим шагом в исследовании стала оценка основных мотивов выбора профессии на разных этапах получения среднего специального образования. Результаты представлены на рисунке 2.

_2

Рисунок 2. Среднегрупповые показатели выраженности мотивов

выбора профессии на разных этапах получения среднего специального образо­вания

Из представленной диаграммы видно, что у студентов первого курса пре­обладают «Социальные» (М=7,00) и «Эстетические» (М=6,26) мотивы выбора профессии, что свидетельствует о социальной направленности на высшие общечеловеческие цели и потребности [11]. Так, для первокурсников важно полу­чать ощущение радости от профессиональной деятельности, они требовательны к культуре и эстетике производства, придавая ему не только материальное, но и духовно значимое наполнение.

У студентов четвертого курса выражены мотивы, свя­занные с содержанием труда (М=7,13), что указывает на их направленность на умственный и физический труд, а также сформированность представлений о предстоящем процессе профессиональной деятельности.

Анализ выраженности терминальных и инструмен­тальных ценностей показал, что у первокурсников в большей степени выражены ценности: «Здоровье» (М=5,75), «Интересная работа» (М=7,0), «Материально обеспеченная жизнь» (М=8,0), «Высокие запросы» (М=12,74), «Исполнительность» (М=9,23). Полу­ченные данные свидетельствуют о значимости для респондентов данной выборки соответствия получаемой специальности их профессиональным ожиданиям и запросам материального обеспечения (табл.1).

Таблица 1

Среднегрупповые показатели выраженности терминальных и инструментальных ценностей у студентов первого и четвертого курса

Терминальные ценности

Ценности

1 курс

4 курс

1

Актив.деят.жизнь

6,96

7,13

2

Жизненная мудрость

6,75

8,23

3

Здоровье

5,75

4,03

4

Интересная работа

7,08

5,61

5

Красота природы и искусства

13,02

14,10

6

Любовь

8,30

8,97

7

Мат.обеспеч.жизнь

8,09

6,32

8

Наличие хор.и верн.друзей

6,74

7,45

9

Общественное признан.

12,26

12,58

10

Познание

7,55

8,87

11

Продуктивная жизнь

9,19

8,19

12

Развитие

6,89

7,87

13

Свобода

8,45

9,77

14

Счастл.сем.жизнь

9,02

8,16

15

Счастье других

13,66

13,71

16

Творчество

12,30

12,26

17

Уверенность в себе

8,43

8,65

18

Удовольствия

9,87

10,48

Инструментальные ценности

1

Аккуратность

7,21

7,45

2

Воспитанность

6,09

6,87

3

Высокие запросы

12,74

11,65

4

Жизнерадостность

7,51

7,94

5

Исполнительность

9,23

8,13

6

Независимость

7,92

9,32

7

Неприм. к недостат. в себе и др.

13,34

14,26

8

Образованность

6,75

6,55

9

Ответственность

7,64

7,35

10

Рационализм

7,23

6,90

11

Самоконтроль

7,13

7,81

12

Смелость в отставиван. св.мнен.

8,83

9,06

13

Чуткость

9,72

11,32

14

Терпимость

9,74

9,94

15

Широта взгляда

11,09

11,39

16

Твердая воля

10,55

10,48

17

Честность

9,15

8,68

18

Эффективность в делах

9,83

10,00

У студентов четвертого курса преобладают: «Жизненная мудрость» (М=8,23), «Наличие хороших и верных друзей» (М=7,45), «Независимость» (М=9,32), «Неприемлемость к недостаткам в себе и в других» (М=14,26), «Чут­кость» (М=11,32), что указывает на значимость человеческих качеств, которые помогут правильно оценить ситуацию и построить взаимоотношения с людьми. Это обусловлено осознанностью принятия решения на данном этапе обучения и сформированностью представлений того, чего они хотят от жизни. Результаты изучения ценностных ориентаций студентов относительно таких областей, как профессиональная и семейная жизнь, образование и общественная деятельность, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Среднегрупповые показатели выраженности жизненных ценностей у студентов первого и четвертого курса

Жизненные ценности

1 курс

4 курс

«Общественная жизнь – развитие себя»

6,21

5,19

«Образование – духовное удовлетворение»

8,49

7,71

«Образование – социальные контакты»

7,96

6,94

«Профессиональная жизнь – достижения»

7,74

8,39

«Профессиональная жизнь – материальное положение»

7,83

8,23

«Образование – материальное положение»

7,58

8,19

«Семья – сохранение собственной индивидуальности»

6,42

7,23

«Общественная жизнь – сохранение собственной индивидуальности»

6,96

5,71

Полученные данные указывают на преобладание у студентов первого курса стремления к самосовершенствованию (М=6,21), повышению уровня своей образованности (М=8,49) и полной реализации своих способно­стей в сфере профессиональной жизни (М=7,96).

Респонденты четвертого курса демонстрируют желание посредством профессии «выделиться из толпы», высокую значимость своего материального благосостояния (М=8,23) и стремление достичь такого уровня образования, ко­торый позволит иметь не только высокую зарплату, но и другие виды матери­альных благ в будущем.

Для выявления статистически значимых различий в развитии мотивационно-ценностной направленности в двух выборках был использован U-критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Статистический анализ различий между студентами 1 и 4 курсов по параметру "Мотивы выбора профессии"

Мотивы выбора профессии

Статистика U Манна-Уитни

Z

Асимпт.знач.

(двусторонняя вероятность)

Социальные

517

-2,15

0,03

Эстетические

496,5

-2,35

0,02

Познавательные

416

-3,14

0,00

Связанные с содержанием на труд

532

-2,01

0,04

Материальные

528,5

-2,04

0,04

Полученные данные позволили сделать вывод о существенной перестройке мотивационно-ценностной направленности у студентов техникума в процессе овладения профессией. В частности, на ранних этапах профессионального становления наиболее значимыми являются познавательные мотивы и материальное благополучие, тогда как к концу обучения обнаруживается направленность на труд.

Далее мы проанализировали особенности мотивационно-ценностной направленности у студентов, планирующих и не планирующих работать по выбранной специальности (рис. 3).

Рисунок 3. Среднегрупповые показатели выраженности терминальных ценно­стей в двух выборках

Результаты подтверждают, что для студентов обеих групп почти одинаково важна возможность творческой деятельности (М=12,76). Однако для студентов, планирующих работать по специальности, особое значение приобретает уважение окружающих и товарищей по работе (М=12,88), отсутствие материальных затруднений (М=8,12) и ответственность в работе (М=12).

У студентов, которые не планируют работать по специальности, ярко вы­раженных всплесков терминальных ценностей не обнаружено. Для них важна свобода как независимость в действиях и поступках (М=9,88).

Среднегрупповые показатели выраженности инструментальных ценностей у студентов, планирующих и не планирующих работать по специальности, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Среднегрупповые показатели выраженности инструментальных ценностей в двух выборках

Для лиц, не планирующих работать по специальности, характерна жизнерадостность (М=8,44). Это говорит о том, что они отличаются оптимистическим отношением к жизни и жизненным обстоятельствам и с легкостью преодолевают трудности. Применение ранговой корреляции Спирмена позволило определить наличие корреляционных связей между социальными моти­вами и компонентами мотивационно-ценностной направленности: «Образова­ние – развитие себя» и (r=0,42), «Образование – социальные контакты», (r= 0,43), «Профессиональная жизнь – собственный престиж» (r= 0,44), что указы­вает на их склонность повышать уровень своего образования ради собственного развития и развития своих способностей, желание достигнуть определенного уровня образо­вания, чтобы войти в тесные контакты с представителями данной социальной группы.

Для второй выборки студентов свойственны высокие запросы по отношению к своей будущей работе (М=13,20) и значима возможность развития себя (М=9). В ходе исследования выявлены значимые двусторонние положительные корреляции между такими мотивационно-ценностными компонентами, как «Общественная жизнь – развитие себя» и «Социальные мотивы» (r=0,27), «Семья – духовное удовлетворение» и «Социальные мотивы» (r =0,34), «Профессиональная жизнь – социальные кон­такты» и «Моральные мотивы» (r= 0,40), «Профессиональная жизнь - креатив­ность» и «Познавательные мотивы» (r= 0,28), свидетельствующие о том, что чем выше потребность в установлении благоприятных отношений с коллегами и стремление к коллегиальности в работе, темы выше желание реализовать и развить свои способности в сфере профессиональной жизни, и наоборот.

Помимо этого, обнаружена отрицательная корреляционная связь между утилитарными мотивами и «Профессиональная жизнь – собственный престиж» (r=-0,26), сви­детельствующая о том, что чем ниже стремление к легкости труда и руковод­ству людьми, тем выше тяга иметь социально одобряемую профессию, и наоборот.

Таким образом, рассогласованность между компонентами мотивационно-ценностной направленности обусловлена отсутствием или наличием у студентов стойкого желания работать по выбранной специальности.

Заключение

Обобщая данные проведенного исследования, отметим:

1. Для первокурсников наиболее значимо приобретение чувства радости от предстоящей профессиональной деятельности, таким образом, придавая ей не только материальное, но и духовно значимое содержание.

2. Студенты четвёртого курса обнаружили направленность на умственный и физический труд, а также сформированность представлений о предстоящем процессе профессиональной деятельности.

3. Для студентов, планирующих работать по своей специальности, особую ценность приобретает уважение и признание со стороны окружающих, отсутствие материальных трудностей и ответственность в работе.

4. Для студентов, не планирующих работать по специальности, свобода важна как независимость в действиях. Рассогласованность между такими компонентами мотивационно-ценностной направленности, как саморазвитие и ответственность, объясняется отсутствием или наличием у студентов стойкого желания работать по выбранной специальности. Студенты ведут себя так, как того требует от них общество, не проявляя творческой активности.

Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась. В процессе овладения профессией у студентов техникума происходит существенная перестройка мотивационно-ценностной направленности. Рассогласованность между компонентами мотивационно-ценностной направленности обусловлена отсутствием или наличием у студентов стойкого желания работать по выбранной специальности.

Полученные экспериментальные данные и сформированные выводы. могут быть полезны родителям, педагогам и администрации техникума, планирующих не только работу по профессиональному ориентированию детей, но и для ведения психолого-педагогической деятельности.

Библиография
1.
Гавриленко Л. С., Павлова Д. В. Исследование мотивационно-ценностных ориентаций на профессиональную деятельность клинического психолог // Форум молодых ученых. – 2018. – №1. – С. 215-218.
2.
Зыбина Л. Н. Структурные компоненты динамика профессиональной направленности: автореф.дисс. … к-та психол. наук / Л.Н.. Зыбина. – Новосибирск, 2009. – 22 с.
3.
Клименко И. В., Гончар С. Н., Кучеряну С. Г. Особенности мотивационно-ценностной направленности на профессиональную деятельность абитуриентов вуза // Мир науки. – 2018. – №4. – 48с.
4.
Клименко И. В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис. ... канд.психол.наук / Клименко И.В. – Москва, 2015. – 242 с.
5.
Клименко И. В. Особенности исследования динамики мотивации выбора профессии и целей обучения в вузе (на примере студентов естественно-географических специальностей) // Вестник государственного университета серия «Проблемы высшего образования». – 2014 г. – №1. – С. 58-64.
6.
Клименко И. В. Из опыта организации психологического сопровождения участников образовательно-воспитательного процесса вуза // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы». – Москва. – 2017. – С. 57-62.
7.
Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Cистема психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. – 2016. – № 1. – С. 50-59.
8.
Полянская В. А. Профессиональная направленность студентов юристов и ее динамика на начальном этапе освоения юридической деятельности: дисс. … канд. психол. наук / В. А. Полянская. – М., 2004. – 253с.
9.
Родина О. Н., Прудков А. Н. Мотивация к профессиональной деятельности как фактор становления молодого специалиста // Трудности и перспективы становления профессионала: Сборник научных трудов / Под ред. Е. А. Климова. – М.: МГУ, 2015.
10.
Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. – Алма-Ата: Наука Каз. – СССР, 1990. – 333с.
11.
Татьянченко Н.П. Психологические средства в проектировании положительной мотивации профессиональной деятельности военнослужащих по контракту // Психология и Психотехника. – 2016. – № 12. – С. 991-997. DOI: 10.7256/2454-0722.2016.12.20821
12.
Татьянченко Н.П. Личностные детерминанты в формировании девиантного поведения у студентов техникума // Психолог. – 2018. – № 4. – С. 38-45. DOI: 10.25136/2409-8701.2018.4.26049
References (transliterated)
1.
Gavrilenko L. S., Pavlova D. V. Issledovanie motivatsionno-tsennostnykh orientatsii na professional'nuyu deyatel'nost' klinicheskogo psikholog // Forum molodykh uchenykh. – 2018. – №1. – S. 215-218.
2.
Zybina L. N. Strukturnye komponenty dinamika professional'noi napravlennosti: avtoref.diss. … k-ta psikhol. nauk / L.N.. Zybina. – Novosibirsk, 2009. – 22 s.
3.
Klimenko I. V., Gonchar S. N., Kucheryanu S. G. Osobennosti motivatsionno-tsennostnoi napravlennosti na professional'nuyu deyatel'nost' abiturientov vuza // Mir nauki. – 2018. – №4. – 48s.
4.
Klimenko I. V. Dinamika motivatsionno-tsennostnoi napravlennosti studentov na professional'nuyu deyatel'nost': dis. ... kand.psikhol.nauk / Klimenko I.V. – Moskva, 2015. – 242 s.
5.
Klimenko I. V. Osobennosti issledovaniya dinamiki motivatsii vybora professii i tselei obucheniya v vuze (na primere studentov estestvenno-geograficheskikh spetsial'nostei) // Vestnik gosudarstvennogo universiteta seriya «Problemy vysshego obrazovaniya». – 2014 g. – №1. – S. 58-64.
6.
Klimenko I. V. Iz opyta organizatsii psikhologicheskogo soprovozhdeniya uchastnikov obrazovatel'no-vospitatel'nogo protsessa vuza // Materialy I Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Psikhologicheskaya sluzhba universiteta: real'nost' i perspektivy». – Moskva. – 2017. – S. 57-62.
7.
Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Cistema psikhologicheskoi bezopasnosti vysshego uchebnogo zavedeniya: podkhody i kontseptualizatsiya // Pedagogika i prosveshchenie. – 2016. – № 1. – S. 50-59.
8.
Polyanskaya V. A. Professional'naya napravlennost' studentov yuristov i ee dinamika na nachal'nom etape osvoeniya yuridicheskoi deyatel'nosti: diss. … kand. psikhol. nauk / V. A. Polyanskaya. – M., 2004. – 253s.
9.
Rodina O. N., Prudkov A. N. Motivatsiya k professional'noi deyatel'nosti kak faktor stanovleniya molodogo spetsialista // Trudnosti i perspektivy stanovleniya professionala: Sbornik nauchnykh trudov / Pod red. E. A. Klimova. – M.: MGU, 2015.
10.
Seiteshev A. P. Professional'naya napravlennost' lichnosti. – Alma-Ata: Nauka Kaz. – SSSR, 1990. – 333s.
11.
Tat'yanchenko N.P. Psikhologicheskie sredstva v proektirovanii polozhitel'noi motivatsii professional'noi deyatel'nosti voennosluzhashchikh po kontraktu // Psikhologiya i Psikhotekhnika. – 2016. – № 12. – S. 991-997. DOI: 10.7256/2454-0722.2016.12.20821
12.
Tat'yanchenko N.P. Lichnostnye determinanty v formirovanii deviantnogo povedeniya u studentov tekhnikuma // Psikholog. – 2018. – № 4. – S. 38-45. DOI: 10.25136/2409-8701.2018.4.26049

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В основе представленной работы лежит эмпирическое исследование мотивов и ценностей студентов техникума на разных этапах обучения, что в современных условиях информатизации, роботризации, компьютеризации, когда утрачивается и забывается понятие духовности, когда современный молодой человек напоминает скорее робота, нежели человека, когда обычное человеческое общение заменяет компьютер, соцсети, является актуальным. Предмет исследования - мотивационно-ценностная сфера личности студента Методы исследования и заявленные методики соответствуют цели исследования. Научная новизна связана с выводами, полученными на основе проведения эмпирического исследования, что позволит разработать и провести серию мероприятий по предупреждению возможных "рисков" при трудоустройстве студента. Библиография соответствует содержанию статьи. Стиль, структура, содержание соответствуют научной статье. Аппеляция к оппонентам - отсутствует. Результаты исследования не сравниваются с уже имеющимися в научной литературе. Замечания 1. Название темы вызывает вопросы. Возможно, автор сделал опечатку. На взгляд рецензента, тема статьи - " Исследование мотивационно-ценностной сферы студентов техникума, планирующих и не планирующих работать по выбранной специальности". 2. Первым этапом исследования, автору стоило бы провести диагностику мотивации поступления учащихся в техникум. Это значительно дополнило бы результаты. 3. Слишком очевидна гипотеза исследования. Что доказывает автор? Что студенты, взрослея и понимая, что им скоро выходить на рынок труда. ориентированы на труд, а первокурсники слишком идеализируют выбранную профессию? Это изучено и доказано многими авторами, теми же Л. И. Анциферовой, Е. А. Климовой, С. Н. Бегидовой и др. 4. То же замечание по второй части гипотезы относительно планирования и не планирования работать по специальности. Очевидно, что студенты, которые планируют - ориентированы на статус, признание, материальные блага. И здесь опять не хватает информации о мотивов поступления в техникум (методика Ильиной, например) для более полной картины и полных выводов относительно ценностно-мотивационной сферы. 5. автор не дает рекомендаций в связи с полученными выводами. Они могут быть адресованы педагогам, родителям, самим студентам, администрации техникума.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью «Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность» Предмет исследования – анализ мотивационно-ценностной направленности студентов разных курсов техникума на профессиональную деятельность на разных этапах профессионального образования. Название работы отражено в содержании статьи. Автор четко раскрывает основные термины – мотивация, ценности. Методология исследования соответствует содержанию исследования по заявленной теме. Автор применяет обзор анализ литературы, обобщения научных и методических данных. Также применено ретроспективное исследование – обобщение исследований по заявленной теме в отечественной психологии. В результате продемонстрирован научный подход и выявлены закономерности. С методологической точки зрения статья соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям. В ней есть теоретический обзор и эмпирическое исследование. В исследовании участвовали 84 студента первых и четвертых курсов в возрасте от 16 до 20 лет. Рекомендуется более корректно описать испытуемых, чтобы читатели статьи были убеждены в репрезентативности выборки. Например, по каким критериям отбирались испытуемые – форма обучения, специальность, пол, успеваемость. Так, у студентов разных специальностей могут быть разные мотивы, что закономерно связано с их будущей профессией. Успевающие и неуспевающие студенты также проявляют разную мотивацию. Таким образом, без описания характера и структуры выборки выводы, которые делает автор, могут быть весьма спорными. Эмпирическое исследование организационно было разделено на 2 этапа: этап диагностики мотивов поступления абитуриентов в техникум, этап обработки и интерпретации полученных данных. Для диагностики автор применил пакет психодиагностических методик:
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"