Ёлектронный журнал ѕсихолог - є2 за 2020 г. - —одержание - список статей. ISSN: 2409-8701 - »здательство NotaBene
по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue є 02/2020
Contents of Issue є 02/2020
Question at hand
Kubyshkina M.L., Kazakova E.V., Gasheva A.A. - Agentic position with regards to health among middle-aged men and women pp. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32546

Abstract: The subject of this research is the agentic position with regards to health among middle-aged men and women. The author determined the structure of such position, described its common features (behavioral activity, aimed at health support understanding of need for a healthy lifestyle), features specific to men (attitude to health as a value), and features specific to women (health awareness). The goal of the article consists in examination of correlation between the agentic qualities of middle-aged men and women, determination of gender specificity of agency in the area of health. Research was conducted on 164 persons, aged 22-58 (80 men and 84 women), sampling aligned by gender, age and educational background. The method of correlation analysis allowed revealing the agentic personality traits that support active stand on health: common for men and women, such as autonomy, self-worth, creativity, assertiveness, content with life, overall internality and internality in achievements); as well as gender-specific. Women also feature internality in professional and family spheres; while men feature activity, mediacy, and internality in health sphere. Considering that the problem of human as an agent of health is at the initial stage of development, the acquired data would be useful for more profound understanding of the topic, as well as formulation of objectives for furher fundamental and applied studies.  
Inner world
Ralnikova I.A., Shamardina M.V. - Social anxiety as a factor of establishment of a subjective picture of life path during the regulatory youth crisis pp. 15-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32602

Abstract: The subject of this research is the subjective picture of life path at the stage of regulatory youth crisis in the context of social anxiety. The goal consists in determination of the peculiarities of cognitive and emotional assessment of the past, present, and future as the components of subjective picture of life path of young people prone to experiencing social anxiety. The theoretical-methodological framework consists in scientific representations on human as a subject of life path, theory of life path and psychological time, scientific idea of the cognitive-perceptive selectiveness and regulation of social anxiety in the situations of assessment. The scientific novelty of the acquired results consists in the following statements: 1) it is proven that social anxiety is a predictor of the establishment of perceptions on personal past, present and future during the regulatory youth crisis; 2) the invariant tendencies in the character of cognitive and emotional assessment of the components of subjective picture of a life path in youth in case of the escalated social anxiety are determined; 3) variable description of time modus are revealed. The obtained results may be used in psychological practice for conducting psychobiographical consulting and psychological trainings of projecting a life path with young people with the chronic social anxiety and social fears.
To understand the human being
Iakimanskaia I. - The peculiarities of marriage leadership and psychological climate in a family pp. 32-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32513

Abstract: Psychological microclimate of a family is an important factor determining health, social and work activity of family members and society overall. The following traits are characteristic for a favorable psychological climate – team spirit, opportunity for personal growth for each spouse, kindness to each other, feeling of security and emotional satisfaction, pride for being a part of their family, responsibility. The basis for favorable climate of a family is marital relations, namely such manifestations as leadership and domination. In accordance with this, the research divided the families into three groups: with traditional leadership (patriarchy), nontraditional leadership (matriarchy), and egalitarian leadership (equal partnership); and then compared the psychological climate and wellbeing of family members. Based on the acquired results, the article states that in family relations women demonstrate higher level of frustration than men do. Women desire emotional closeness, aspire to achieve understanding, experiencing anxiety, tension and guilt. The highest level of anxiety and tension is noticed in couples with patriarchy. The article suggests that subordination leads to decrease of self-confidence of women, fear to end up alone and lose support of their husbands. Inclination to the feeling of guilt manifests among women who demonstrate leadership in family relations, as well as among those who desire to avoid it.
Professional psychology
Tatianchenko N.P. - Examination of motivational and value orientation of college students towards professional activity pp. 45-56

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32506

Abstract: The subject of this research is the motivational and value orientation of students towards professional activity. Based on the analysis of literary sources, it was established that motivational and value orientation is an integrative dynamic system, incorporating the interconnected professional motives, interests, goals, personal attitudes that ensure the choice of profession. The article analyzes the peculiarities of motivational and value orientation of college students essential for determination of the significant cognitive motives and disaccord between such its components as personal growth, responsibility and presence of a strong desire to pursue the selected profession. In the course of research, the following set of psychodiagnostic instruments was used: original questionnaire, morphological test for life values (V. F. Sopov, L. V. Karpushin), methodology for determination of key motives of choosing profession (E. M. Pavlyutenkov), value orientations (M. Rokeach), methods of mathematical-statistical processing of the results (Spearman’s correlation analysis, Mann–Whitney parametrical method of comparison of two U-criterion samplings). Theoretical importance of this study consists in the analysis of modern conceptual approaches towards the problem of motivational and value orientation of college students towards professional activity that creates foundation for further research in this area, and solution of such problem as rejection of the acquired specialty.
Psychology and pedagogics
Manina V.A., Mugil' Y.V., Spasenkova S.V. - Psychological and pedagogical conditions for overcoming psychological barriers among university students from rural areas pp. 57-69

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32401

Abstract: The object of this research is the psychological barriers of students from rural areas. The subject of this research is the psychological and pedagogical conditions for overcoming psychological barriers among students from rural areas. The goal consists in theoretical substantiation and experimental testing of psychological and pedagogical conditions for overcoming psychological barriers among students from rural areas during studying in university. The author attempts to identify the main types of psychological barriers common to the students from rural areas; determine the factors that impede overcoming the psychological barriers; develop and measure the impact of experimental program of psychological support of such students. The main conclusions lie in highlighting the factors that hinder overcoming psychological barriers by the students from rural areas during studying in university. In order to eliminate negative impact of the factors that inhibit overcoming psychological barriers among students, the author determined the psychological and pedagogical conditions that contribute to overcoming psychological barriers. Based on the data acquired as a result of theoretical research, was formulated and implemented the program of psychological support for the students from rural areas to help them overcome psychological barriers during studying in university. Assessment was conducted of a number of indicators among the students of control and experimental groups, prior and after the introduction of psychological support program.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Психолог - №2 за 2020 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по

 

 

Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 25-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
Актуальный вопрос
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Гашева А.А. - Субъектная позиция в отношении здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32546

Аннотация: Предметом настоящего исследования стала субъектная позиция в отношении своего здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста. Была выявлена структура субъектной позиции в отношении здоровья у мужчин и женщин, описаны её общие черты (поведенческая активность, направленная на поддержание здоровья; признание здоровья важным ресурсом для достижения жизненных целей; понимание необходимости здорового образа жизни) и черты, специфичные для мужчин (отношение к здоровью как ценности) и женщин (осведомлённость о своём здоровье). Целью стало изучение взаимосвязи субъектных качеств личности и характеристик субъектной позиции в отношении своего здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста, выявление гендерной специфики субъектности в сфере здоровья. В исследовании приняли участие 164 человека в возрасте от 22 до 58 лет (80 мужчин и 84 женщины), выборка выровнена по полу, возрасту и уровню образования. Методом корреляционного анализа выявлены субъектные качества личности, поддерживающие активную позицию в отношении здоровья, как общие для мужчин и женщин (автономность, самоценность, креативность, настойчивость, удовлетворённость жизнью, общая интернальность и интернальность в области достижений), так и гендерно специфичные. У женщин в систему субъектности в сфере здоровья дополнительно включены интернальность в области профессии и семьи, у мужчин - активность, опосредствованность и интернальность в сфере здоровья. Учитывая, что проблема человека как субъекта здоровья находится на начальном этапе разработки, полученные данные будут полезны для её более глубокого осмысления и оформления задач будущих фундаментальных и прикладных исследований.
Внутренний мир человека
Ральникова И.А., Шамардина М.В. - Социальная тревога как фактор становления субъективной картины жизненного пути в период нормативного кризиса юности c. 15-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32602

Аннотация: Предмет исследования: субъективная картина жизненного пути на этапе нормативного кризиса юности в контексте социальной тревоги. Цель: выявление особенностей когнитивной и эмоциональной оценки прошлого, настоящего и будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути юношей и девушек, склонных к переживанию социальной тревоги. В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступили научные представления о человеке как субъекте жизненного пути, теории жизненного пути и психологического времени, научная идея о когнитивно-перцептивной избирательности и регуляции социальной тревоги в ситуациях оценивания. Для сбора научной информации использовались следующие психодиагностические инструменты: методика «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова, К. Р. Червинская), «Опросник социальной тревоги и социофобии» (О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев). Математико-статистическими процедурами анализа данных выступили расчет U-критерий различия средних Манна-Уитни, корреляционный анализ (ранговая корреляция по Спирману), регрессионный анализ. Научная новизна полученных результатов заключается в следующих позициях: 1. Доказано, что социальная тревога является предиктором становления представлений о личном прошлом, настоящем и будущем в юности в период переживания нормативного кризиса. 2. Определены инвариантные тенденции в характере когнитивной и эмоциональной оценки составляющих субъективной картины жизненного пути в юности в случае повышенной социальной тревоги. 3. Выявлены вариативные описания временных модусов. Полученные результаты могут быть использованы в области практической деятельности психолога в целях осуществления психобиографического консультирования и психологических тренингов проектирования жизненного пути с юношами и девушками с выраженной социальной тревогой и социальными страхами.
Понять человека
Якиманская И.С. - Особенности супружеского лидерства и психологический климат семьи c. 32-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32513

Аннотация: Психологический микроклимат семьи является важным фактором, определяющим жизнедеятельность, здоровье, социальную и трудовую активность членов семьи и общества в целом. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки – сплоченность, возможность для всестороннего развития личности каждого человека, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Исходной основой для благоприятного климата семьи являются супружеские отношения, в частности, такое их проявление как лидерство и главенство. В соответствии с этим в статье описано исследование, где семьи разделили на три группы-семьи с традиционным лидерством (мужское лидерство), семьи с нетрадиционным лидерством (женское лидерство), семьи с эгалитарным лидерством (равноправное лидерство) и затем провели исследование психологического климата и самочувствия членов семей. Опираясь на полученные результаты в статье констатируется, что для женщин характерен более высокий уровень фрустрированности в семейных отношениях, чем для мужчин. Женщины выше оценивают личность партнера, стремятся к пониманию, эмоциональной близости, испытывая тревогу, напряжение и вину. Наиболее высокий уровень тревоги и напряжения наблюдается у женщин в парах, где лидером является мужчина. В статье предполагается, что данные результаты связаны с тем, что, возможно, подчиненное положение способствует снижению уверенности у женщин, страху остаться одной, страху потерять поддержку мужа. Склонность к чувству вины проявляется как у женщин, проявляющих лидерство в семейных отношениях, так и у тех, кто стремится избежать его.
Профессиональная психология
Татьянченко Н.П. - Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность c. 45-56

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32506

Аннотация: Предметом исследования выступает мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность. На основании анализа литературных источников было установлено, что мотивационно-ценностная направленность является интегративной динамической системой, включающей взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, установки личности, обеспечивающие выбор профессии и ориентированность на трудовую деятельность [1; 3]. В статье анализируются особенности мотивационно-ценностной направленности студентов техникума, необходимой для выявления значимых познавательных мотивов и рассогласованности между таким её компонентами, как саморазвитие, ответственность и наличие стойкого желания работать по выбранной специальности. В ходе работы использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: авторская анкета, морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), ценностные ориентации (М. Рокич),методы математико-статистические обработки результатов (корреляционный анализ Спирмена, параметрический метод сравнения двух выборок U-критерия Манна-Уитни). Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных концептуальных подходов к проблеме мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность, создающий основу для дальнейших исследований в этой области и решения такой проблемы, как отказ от работы по полученной специальности. Практическая значимость заключается в углубленном изучении особенностей мотивационно-ценностной направленности студентов, что позволит в дальнейшем спрогнозировать успешность процесса их обучения и эффективность овладения будущей профессией. Полученные практические результаты могут быть полезны классным руководителям, учителям и психологам, планирующих не только работу по профессиональному ориентированию детей, но и для ведения психолого-педагогической деятельности, в целом.
Психология и педагогика
Манина В.А., Мугиль Ю.В., Спасенкова С.В. - Психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у сельских студентов в процессе обучения в вузе c. 57-69

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32401

Аннотация: Объектом исследования являются психологические барьеры у сельских студентов. Предметом исследования является психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у сельских студентов. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у сельских студентов в процессе обучения в вузе. Задачами исследования являются: выявление основных видов психологических барьеров, характерных для сельских студентов; определение факторов, затормаживающих преодоление сельскими студентами психологических барьеров и психолого-педагогических условий преодоления психологических барьеров сельскими студентами в процессе обучения; разработка и определение результативности экспериментальной программы психологического сопровождения сельских студентов в преодолении психологических барьеров в процессе обучения в вузе. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные методы, адекватные предмету исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; эмпирические методы (тестирование, констатирующий и формирующий варианты эксперимента, беседа). Основными выводами, проведенного нами исследования являются следующие: на основе изучения психолого-педагогической литературы, нами были выделены факторы, препятствующие сельским студентам преодолевать психологические барьеры. С целью устранения негативного влияния данных факторов, которые затормаживают преодоление психологических барьеров у сельских студентов, нами были выделены психолого-педагогические условия, способствующие преодолению психологических барьеров. На основе данных, полученных в результате теоретического исследования нами была сформулирована и внедрена программа психологического сопровождения сельских студентов в преодолении психологических барьеров в процессе обучения в вузе, и проведен оценка ряда показателей у студентов контрольной и экспериментальной групп, до и после реализации программы психологического сопровождения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"