Электронный журнал Психолог - №2 за 2020 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по

 

 

Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 25-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
Актуальный вопрос
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Гашева А.А. - Субъектная позиция в отношении здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32546

Аннотация: Предметом настоящего исследования стала субъектная позиция в отношении своего здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста. Была выявлена структура субъектной позиции в отношении здоровья у мужчин и женщин, описаны её общие черты (поведенческая активность, направленная на поддержание здоровья; признание здоровья важным ресурсом для достижения жизненных целей; понимание необходимости здорового образа жизни) и черты, специфичные для мужчин (отношение к здоровью как ценности) и женщин (осведомлённость о своём здоровье). Целью стало изучение взаимосвязи субъектных качеств личности и характеристик субъектной позиции в отношении своего здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста, выявление гендерной специфики субъектности в сфере здоровья. В исследовании приняли участие 164 человека в возрасте от 22 до 58 лет (80 мужчин и 84 женщины), выборка выровнена по полу, возрасту и уровню образования. Методом корреляционного анализа выявлены субъектные качества личности, поддерживающие активную позицию в отношении здоровья, как общие для мужчин и женщин (автономность, самоценность, креативность, настойчивость, удовлетворённость жизнью, общая интернальность и интернальность в области достижений), так и гендерно специфичные. У женщин в систему субъектности в сфере здоровья дополнительно включены интернальность в области профессии и семьи, у мужчин - активность, опосредствованность и интернальность в сфере здоровья. Учитывая, что проблема человека как субъекта здоровья находится на начальном этапе разработки, полученные данные будут полезны для её более глубокого осмысления и оформления задач будущих фундаментальных и прикладных исследований.
Внутренний мир человека
Ральникова И.А., Шамардина М.В. - Социальная тревога как фактор становления субъективной картины жизненного пути в период нормативного кризиса юности c. 15-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32602

Аннотация: Предмет исследования: субъективная картина жизненного пути на этапе нормативного кризиса юности в контексте социальной тревоги. Цель: выявление особенностей когнитивной и эмоциональной оценки прошлого, настоящего и будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути юношей и девушек, склонных к переживанию социальной тревоги. В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступили научные представления о человеке как субъекте жизненного пути, теории жизненного пути и психологического времени, научная идея о когнитивно-перцептивной избирательности и регуляции социальной тревоги в ситуациях оценивания. Для сбора научной информации использовались следующие психодиагностические инструменты: методика «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова, К. Р. Червинская), «Опросник социальной тревоги и социофобии» (О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев). Математико-статистическими процедурами анализа данных выступили расчет U-критерий различия средних Манна-Уитни, корреляционный анализ (ранговая корреляция по Спирману), регрессионный анализ. Научная новизна полученных результатов заключается в следующих позициях: 1. Доказано, что социальная тревога является предиктором становления представлений о личном прошлом, настоящем и будущем в юности в период переживания нормативного кризиса. 2. Определены инвариантные тенденции в характере когнитивной и эмоциональной оценки составляющих субъективной картины жизненного пути в юности в случае повышенной социальной тревоги. 3. Выявлены вариативные описания временных модусов. Полученные результаты могут быть использованы в области практической деятельности психолога в целях осуществления психобиографического консультирования и психологических тренингов проектирования жизненного пути с юношами и девушками с выраженной социальной тревогой и социальными страхами.
Понять человека
Якиманская И.С. - Особенности супружеского лидерства и психологический климат семьи c. 32-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32513

Аннотация: Психологический микроклимат семьи является важным фактором, определяющим жизнедеятельность, здоровье, социальную и трудовую активность членов семьи и общества в целом. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки – сплоченность, возможность для всестороннего развития личности каждого человека, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Исходной основой для благоприятного климата семьи являются супружеские отношения, в частности, такое их проявление как лидерство и главенство. В соответствии с этим в статье описано исследование, где семьи разделили на три группы-семьи с традиционным лидерством (мужское лидерство), семьи с нетрадиционным лидерством (женское лидерство), семьи с эгалитарным лидерством (равноправное лидерство) и затем провели исследование психологического климата и самочувствия членов семей. Опираясь на полученные результаты в статье констатируется, что для женщин характерен более высокий уровень фрустрированности в семейных отношениях, чем для мужчин. Женщины выше оценивают личность партнера, стремятся к пониманию, эмоциональной близости, испытывая тревогу, напряжение и вину. Наиболее высокий уровень тревоги и напряжения наблюдается у женщин в парах, где лидером является мужчина. В статье предполагается, что данные результаты связаны с тем, что, возможно, подчиненное положение способствует снижению уверенности у женщин, страху остаться одной, страху потерять поддержку мужа. Склонность к чувству вины проявляется как у женщин, проявляющих лидерство в семейных отношениях, так и у тех, кто стремится избежать его.
Профессиональная психология
Татьянченко Н.П. - Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность c. 45-56

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32506

Аннотация: Предметом исследования выступает мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность. На основании анализа литературных источников было установлено, что мотивационно-ценностная направленность является интегративной динамической системой, включающей взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, установки личности, обеспечивающие выбор профессии и ориентированность на трудовую деятельность [1; 3]. В статье анализируются особенности мотивационно-ценностной направленности студентов техникума, необходимой для выявления значимых познавательных мотивов и рассогласованности между таким её компонентами, как саморазвитие, ответственность и наличие стойкого желания работать по выбранной специальности. В ходе работы использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: авторская анкета, морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), ценностные ориентации (М. Рокич),методы математико-статистические обработки результатов (корреляционный анализ Спирмена, параметрический метод сравнения двух выборок U-критерия Манна-Уитни). Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных концептуальных подходов к проблеме мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность, создающий основу для дальнейших исследований в этой области и решения такой проблемы, как отказ от работы по полученной специальности. Практическая значимость заключается в углубленном изучении особенностей мотивационно-ценностной направленности студентов, что позволит в дальнейшем спрогнозировать успешность процесса их обучения и эффективность овладения будущей профессией. Полученные практические результаты могут быть полезны классным руководителям, учителям и психологам, планирующих не только работу по профессиональному ориентированию детей, но и для ведения психолого-педагогической деятельности, в целом.
Психология и педагогика
Манина В.А., Мугиль Ю.В., Спасенкова С.В. - Психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у сельских студентов в процессе обучения в вузе c. 57-69

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32401

Аннотация: Объектом исследования являются психологические барьеры у сельских студентов. Предметом исследования является психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у сельских студентов. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у сельских студентов в процессе обучения в вузе. Задачами исследования являются: выявление основных видов психологических барьеров, характерных для сельских студентов; определение факторов, затормаживающих преодоление сельскими студентами психологических барьеров и психолого-педагогических условий преодоления психологических барьеров сельскими студентами в процессе обучения; разработка и определение результативности экспериментальной программы психологического сопровождения сельских студентов в преодолении психологических барьеров в процессе обучения в вузе. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные методы, адекватные предмету исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; эмпирические методы (тестирование, констатирующий и формирующий варианты эксперимента, беседа). Основными выводами, проведенного нами исследования являются следующие: на основе изучения психолого-педагогической литературы, нами были выделены факторы, препятствующие сельским студентам преодолевать психологические барьеры. С целью устранения негативного влияния данных факторов, которые затормаживают преодоление психологических барьеров у сельских студентов, нами были выделены психолого-педагогические условия, способствующие преодолению психологических барьеров. На основе данных, полученных в результате теоретического исследования нами была сформулирована и внедрена программа психологического сопровождения сельских студентов в преодолении психологических барьеров в процессе обучения в вузе, и проведен оценка ряда показателей у студентов контрольной и экспериментальной групп, до и после реализации программы психологического сопровождения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"