Статья 'Восприятие вокальной музыки и ее воздействие на человека' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Восприятие вокальной музыки и ее воздействие на человека

Шереметьева Нина Николаевна

магистр, педогог-психолог

142006, Россия, Московская область, г. Домодедово, ул. Железнодорожная, 15

Sheremeteva Nina Nikolaevna

 
Master's degree, the department of Scientific Basis of Extreme Psychology, Moscow City Psychological-Pedagogical University

142006, Russia, Moskovskaya oblast', g. Domodedovo, ul. Zheleznodorozhnaya, 15

sheremeteva.n.2014@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8701.2015.3.15360

Дата направления статьи в редакцию:

23-05-2015


Дата публикации:

02-06-2015


Аннотация.

Статья посвящена исследованию психологических аспектов влияния вокальной музыки на психическое состояние человека. Предметом исследования выступает восприятие вокальной музыки, а объектом люди, воспринимающие музыку, чье психическое состояние изменяется. Показано, что музыка влияет на функциональное состояние человека, на его морально-нравственное состояние, на деятельность, на когнитивные процессы. Выделяется воздействие вокального компонента музыки, анализируются психофизиологические механизмы вокала, описывается головной резонатор, как важнейший физиологический механизм формирования вокала, рассматривается формирование голоса посредством головного резонатора. Отмечается существование различий в восприятии вокала, прошедшего через головной резонатор и не прошедшего. Основной метод исследования – теоретический анализ современной и классической литературы и теоретическая интерпретация полученных данных в психологическом аспекте с выделением роли вокала, пропущенного через головной резонатор. В статье показано, что главный компонент вокальной музыки – певческий голос, и он является исключительно благотворно влияющим для слушателя только в том случае если исполнитель целостно проводит его через головной резонатор. Так же показано, что певческий голос, проходящий через головной резонатор певца, можно использовать для регуляции функциональных состояний человека, и что именно такой голос, способствует улучшению трудовой деятельности человека и может применяться для профилактики эмоционального выгорания профессий типа «человек- человек», а также для профилактики других профессиональных деформаций.

Ключевые слова: психология, психика, восприятие, музыка, вокальный голос, головной резонатор, целостный звук, функциональные состояния, регуляция, психологическая профилактика

Abstract.

The article is devoted to research of psychological aspects of influence of vocal music on a mental condition of the person. As an object of research the perception of vocal music, and object the people perceiving music acts, whose mental state changes. It is shown that music influences a functional condition of the person, his moral state, activity, cognitive processes. Influence of a vocal component of music is allocated, psychophysiological mechanisms of a vocal are analyzed, the head resonator as the most important physiological mechanism of formation of a vocal is described, formation of a voice by means of the head resonator is considered. Existence of distinctions in perception of the vocal which passed through the head resonator and not a past is noted. The main method of research – the theoretical analysis of modern and classical literature and theoretical interpretation of the obtained data in psychological aspect with allocation of a role of the vocal passed via the head resonator. In article it is shown that the main component of vocal music – a singing voice, and it is exclusively well influencing for the listener only in that case if the performer completely sees off it via the head resonator. It is also shown that the singing voice passing through the head resonator of the singer can be used for regulation of functional conditions of the person and what exactly such voice, promotes improvement of work of the person and it can be applied to prevention of emotional burning out of professions like "people - people", and also to prevention of other professional deformations.

Keywords:

functional states, complete sound, head resonator, vocal voice, music, perception, mentality, psychology, regulation, psychological prevention.

Музыка и ее вокальный компонент

Музыка обладает широким спектром воздействия, что было известно человечеству с глубокой древности и научно доказано исследованиями отечественных и зарубежных учёных. Например, специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека [1],[2],[3]. Было доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения и обнаруживает усиливающее действие музыкальных раздражителей: на пульс и дыхание (в зависимости от тембра, высоты и силы звука), на выработку тех или иных гормонов; а также доказано что, частота дыхательных движений и сердцебиения изменяется в зависимости от темпа и даже от тональности музыкального произведения, по данным И. М. Сеченова [4].

Также существуют работы, показывавшие влияние музыки не только на физиологическую составляющую функциональных состояний, но и на духовно-нравственные особенности личности. По мнению одних авторов, музыка бывает как нравственной, так и безнравственной; другие считают ее носителем только положительных моральных ценностей; третьи уверены, что музыка и мораль совершенно по отношению друг к другу индифферентны. Аспект проблемы взаимосвязи музыки и духовно-нравственного воспитания разработан Е.А. Бодиной [5], Л.М. Исьяновой [6], С.М. Каргапольцевым [7], К.С. Мамировым [8].

Музыка просто необходима нам всем. Это доказывает наш повседневный опыт, когда мы можем наблюдать за окружающими нас людьми. Это мужчина, слушающий музыку в машине по дороге на работу или домой. Это школьник, одевающий наушники, чтобы слушать музыку, после едва закончившегося урока. Это одинокая пожилая женщина, включающая магнитофон, едва переступив порог собственного дома, и т.д. А так же об этом говорит и то, что люди, пережившие неприятные моменты, стресс, пытаются улучшить свое настроение слушанием музыки, игрой на музыкальных инструментах, личным исполнением песен, и конечно же слушанием вокального пения.

Итак. Вокальная музыка, при всем разнообразии её жанров, является одной из самых популярных, а певческий голос есть явление удивительное.

Например, в творчестве Дмитрия Шостаковича вокальная музыка занимает не менее важное место, чем инструментальные композиции. Здесь вокальная музыка гармонично уживается с его симфонией. Первый вокальный цикл «Басни Крылова» был написан композитором в шестнадцать лет (1922), а последний — «Сюита на слова Микеланджело» — в последний год жизни (1975).

По-настоящему правильный и красивый голос — большая редкость. А потому певцов, обладающих красивыми голосами, способными доставлять настоящее эстетическое наслаждение и благостное воздействие на окружение, в мире сравнительно немного. Поэтому такие голоса, как и все в мире редкое и прекрасное, сильно привлекают людей, которые восторгаются ими и ценят их.

Однако, несмотря на то, что влияние музыки на психику человека активно изучалось и изучается, менее изученным является воздействие именно вокального компонента музыкального искусства, в то время как, слушателю нужен вокалист не только как художник – исполнитель, осознающий свои мысли, эмоции, и готовый в любой момент к продуманному увлекающему творческому выступлению, но и безупречно владеющий голосом, воспроизводящим «правильные» и «благодатные» звуки. Исследованиями Юссона Р. было показано, что работа голосовых складок осуществляется действием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга к голосовым мышцам, и что «полетность» и «чистота» голоса зависит от свободы голосовых мышц [9].

Сознание – высший уровень психики

Человек наш мир воспринимает через чувство восприятия (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). И чтобы верно воспринимать факты окружающего мира, а затем правильно в рамках человеческого достоинства отвечать, действовать или реагировать на них, ему необходимо свои «чувства восприятия» держать в полной «чистоте» и в соответствующей достойно нравственной «настройке». Человеку свойственно ошибаться, перегружаться, утомляться и т.д., поэтому о данной «настройке» ему необходимо позаботиться. И в этом ему должна помогать, и помогает наша наука психология. Современная психология – это наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики . Психика есть особое свойство высокоорганизованной материи , являющейся формой отражения субъектом объективной реальности. Самое существенное то, что свойство проявляется только во взаимодействии. Это предполагает наличие механизмов, на которых основывается психическая деятельность, и наличие несомненную полезность для организмов, оправдывающую существование и функционирование психики.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание . Сознание можно представить так же как внутреннею модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно и целесообразно действовать в реальной жизни.

В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигналов одновременно поступающих из внешней среды и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознаваемого управления своим поведением .

Большая часть сигналов человеком не осознается , хотя они так же используются организмом для регуляции некоторых процессов, но на подсознательном или бессознательном уровне. Говоря другими словами, здесь затронут вопрос внутреннего и внешнего мира человека. А по мнению доктора психологических наук Березиной Т. Н. проблема соотношения внешнего и внутреннего миров человека является одной из самых фундаментальных в психологии. [10].

Поэтому условно разделим сознание на две части: на внешнее – восприятие окружающего мира и на внутреннее – самосознание, осознание самого себя . Внешнее сознание, чаще всего, включает в себя зону восприятия (ясного сознания) . Внутреннем сознание теснее связано с неосознаваемым и включает в себя значительную зону неясного сознания . Сознание (внешнее и внутреннее) – это, прежде всего, совокупность знаний .

Отметим, что сознание тесно связано с познавательные процессами: ощущением, памятью, мышлением, воображением . Поэтому, нарушение любого из указанных психических процессов (например, при длительном перегрузе проявляемой деятельности) приводит человека к расстройству и физиологических характеристик организма, и к изменениям состояния сознания, появляется утомляемость , раздражительность и т.п.

Если сознание есть высший уровень психики человека, а так же есть совокупность знаний , которое связано с познавательными процессами: ощущением, восприятием, памятью, мышлением и воображением , то, следовательно, возможно изменять состояния сознания человека и изменения психофизиологических свойств (в частности утомляемости и раздражительности), воздействуя на ощущения и восприятия человека, например, с помощью музыки.

В этом случае возможно, действуя через восприятие, изменять состояние сознания, и таким образом воздействовать музыкой на человека. Возможно действие через внешнее сознание – это когда человек сознательно воспринимает музыку через ощущения, возникающие от органа слуха. Также возможно действие через внутреннее сознание – это когда человек, слушая музыку, сознательно занимается чем-то другим, не сосредотачиваясь на восприятии музыки. В этом случае музыка все равно будет изменять психическое и психофизиологическое состояние слушающего, которое он может осознать через какое-то время, но не связать с действием музыки.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система , а с ней мускулатура обладают способностью усвоения ритма и восприятия целого вокального звука (целым – будим понимать как одинаковое звучание и высокого, и среднего, и низкого звука, проходящего через головной резонатор).

Вокальный звук и его особенности

Раскрывая задачу данной статьи(а именно - особенность вокального звука, проходящего через головной резонатор) вокальный звук,согласно постановки головного резонатора, назовем:

1) правильным , т.е. целым , это когда воспроизводимые вокалистом все звуки – низкие, средние и высокие, проходят через головной резонатор;

2) частично правильным , т.е. надорванным , это когда ни все звуки, а только отдельные – низкие, или высокие, или же только средние, т.е. только отдельные звуки, проходят через головной резонатор;

3) не правильным , т.е. беспорядочным , это когда звуки и низкие, и средние, и высокие по воле случая (т.е. хаотично) разом проходят, а разом не проходят через головной резонатор.

Итак. Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования.

Резонатор - прежде всего усилитель звука. Он усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса. В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Немецкий педагог Ю. Гей считает «соединение грудного и головного резонаторов» возможным при помощи носовой полости, называемой им «золотым мостом» [11].

Научиться правильно и красиво петь очень сложно. У певца, по сравнению с остальными исполнителями-музыкантами, самоконтроль затруднен. Так как инструмент воспроизведения звука, а именно голосовой аппарат, является составной частью его организма, поэтому певец слышит себя иначе, чем окружающие. При тренировке и обучении резонаторные и остальные ощущения, связанные с процессом пения, оказываются для него незнакомыми, новыми. Поэтому певцу нужно знать и понимать многое.

Звук это энергия. Звук может совершать большую или меньшую работу за 1 сек. Звук может характеризоваться меньшей или большей мощностью, которая измеряется в ваттах. Мощность разговорного голоса обычно около 10 мквт. Если усилить голос, мощность звука может возрасти до сотен мквт, а у опытных певцов доходит до сотен тысяч мквт.

Очень велик диапазон силы звуков, воспринимаемых человеческим ухом. Это свойство уха человека, как выяснили физиологи, обеспечивается феноменом адаптации слуха, т.е. возможностью приспособления его к восприятию звуков разной силы. Иначе говоря, адаптация слуха проявляется так, что рецепторы уха автоматически меняют свою чувствительность от того, какой силы и громкости человеку предстоит слушать звуки.

Опытные композиторы (так и певцы), учитывают эту особенность слуха к адаптации, и часто применяют в музыке прием звукового контраста, производящий всегда сильное впечатление на слушающих.

Тем не менее, «громкость» и «сила звука» - понятия совершенно разные. Точнее, сила звука - это величина объективная, характеризующая реальную энергию звука, а вот громкость – это восприятие человеком силы звука, т.е. субъективное понятие.

Чем более выражена в голосе певца высокая певческая форманта, проходящего через головной резонатор, тем больше его серебристый тембр и звонкость. Такие звуки, более богатые высокими обертонами, кроме этого, обладают значительно большей полетностью и помехоустойчивостью.

По мнению И. М. Сеченова человек, который умеет петь, «знает» уже наперед как ему поставить все мышцы и управлять голосом, чтобы произвести определенный музыкальный тон.

Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он имеет не один, а несколько независимых друг от друга механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой.

Используя для прослушивания музыку как вокальный раздражитель, звук (высокий, средний и низкий) которого правильно, т.е. цельно проходит через головной резонатор , можно достичь хороших результатов:

- в самочувствии;

- в поведении (адекватном, сдерживающем и нравственном);

- в устранении раздражительности;

- в устранении неудерживающего волнения и т.п.

Другими словами можно сказать, достичь хороших результатов в личном благосостоянии.

Головной резонатор включенным бывает тогда, когда «воздушная струя» вертикально попадает в центр головы и разливается по всему черепу.

В эстраде мало кто пользуется головным резонатором, потому что это прерогатива исключительно образованных, высоконравственных и трудолюбивых певцов, а еще это - в редчайшем случае - как дар Природы, т.е., говоря другими словами, врожденная способность отдельных качеств, которые способствуют правильному пению. Вокальный звук, проходящий через головной резонатор, облагораживается «звенящим чистым хрусталем» или «серебряным колокольчиком»; он своей чистотой окружающим включает чувства, ощущения и восприятие, предварительно их откорректировав по «эталону чистоты». (Будет справедливым сказать, что при прослушивании вокала легко воспринимается «серебряный колокольчик» и «чистый хрусталь» человеком внутренне более нравственным, и при этом его чувства, ощущения и восприятие легко корректируются в сторону эталонной чистоты, и наоборот, «безнравственность» равнодушна к ним, или более того – отвергает их.)

При попадании в головной резонатор голос певца становится полетным, а самому певцу становится петь легче. Считают, что голос сформирован правильно, если звук попал в головной резонатор .

Французский учёный, математик, исследователь голосообразования Рауль Юссон доказал, что при головном резонировании рефлекторно возбуждается деятельность гортанного сфинктера , работа которого и облегчает пение певцу. Его нейро-хронаксическая теория объясняет работу голосовых складок, и согласно данной теории работа голосовых складок осуществляется действием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга к голосовым мышцам.

По исследованиям Л. Б. Дмитриева, в вибрационных колебаниях верхнего, т.е. головного резонатора содержится большое число высоких обертонов, а умелое использование законов резонанса позволяет певцу достичь:

- огромной силы звука до 120-130 дб.;

- поразительной неутомимости;

- богатство обертонового состава;

- а так же индивидуальность и красоту тембра певческого голоса [12].

«Правильный» вокал, т.е. звук без насилия , проходящий через головной резонатор, реализует для певца три основания:

- правильную опору дыхания;

- свободную гортань со свободными в ней связками;

- полноценное звучание головного резонатора.

«И только тогда, когда у меня зазвучала голова, это когда Тодор Пановский научил меня звучать, я в первый раз почувствовал себя певцом. В тот же момент я понял, что до этого я вообще не пел» - так высказался один из учеников Тодора Пановского - оперного певца [13].

Головной резонатор - верный механизм голосообразования

Резонанс - есть резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы

В Россию термин резонанс в лексикон вокалистов пришел после работ Г. Гельмгольца по резонансной теории речеобразования [14]. Тогда как певец и вокальный педагог Камилло Эверарди (1825—1899) и знаменитая немецкая певица Лилли Леман (1848—1929) уже активно использовали термин резонанс [15].

Акустический и физиологический звук головного регистра обладает совершенно независимым тоном и механизмом. Например, о сушности головного регистра дано в единичном труде - в знаменитом сочинении «Opinioni dе' cantori antichi e moderni» итальянского певца и педагога П. Ф. Този [16]. А в практике - у известного итальянского педагога Винченцо Ломбарди, занимаясь с которым, Энрико Карузо рассказывал, что у него был совершенно иной подход к вокальной технике и ему во многом пришлось переучиваться, и что благодаря его советам он смог, наконец, увереннее себя чувствовать в верхнем регистре и спеть «Пуритан» со всеми верхними нотами. [17].

Совершенство звучания певческого голоса (Чем оно определяется, как его достичь и сохранить?).

И вот что о нем говорят известные педагоги вокала (по [18]):

Дженнаро Барра: «У нас в пении нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса. Поэтому резонаторную настройку — этот верный механизм голосообразования — нельзя терять ни при каких ситуациях. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом….»;

Елена Образцова: «Большой профессиональный голос не может быть развит без помощи резонаторов. Именно резонанс придает голосу силу, богатство тембра и профессиональную выносливость… Должна быть связь: дыхание и резонанс. Здесь весь секрет.»

Ирина Богачева: «Голосовые связки? Надо забыть о них. Гортани нет! У певца поют резонаторы. Да! Именно резонаторы поют! Такое должно быть ощущение.»

Джакомо Лаури-Вольпи: «Голос, лишенный резонанса, — мертворожденный и распространяться не может…. В основе вокальной педагогики лежат поиски резонанса — звукового эха.»

Л. В. Дмитриев уверяет нас, что «головной резонатор — важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса» , позволяющий сформировать психологию певца в направлении осознания того, что главной задачей в образовании профессионального певческого звучания голоса является «попадание в головной резонатор» . И при этом ощущение певцом звука собственного голоса «во всем теле» не является фантазией, а базируется на распространяющейся по всему телу мощной вибрации, порожденной певческим голосовым аппаратом. По исследованиям Л.В. Дмитриева, В вибрационных колебаниях верхнего, т.е. головного резонатора содержится большое число высоких обертонов, в то время как в колебаниях грудного резонатора преобладают низкие частоты, главным образом лежащие в области низкой певческой форманты. Умелое использование законов резонанса позволяет певцу достичь огромной силы звука до 120-130 дб, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту тембра певческого голоса [19].

А вот Варшанидзе Н. Ш., певец, хормейстер и педагог, говорит, что петь умеет только тот, кто умеет переносить звук в голову [20].

Вибрационные раздражения отражают работу резонаторов и, следовательно, певец (если этому его учить), ориентируясь на эти вибрационные раздражения, может сознательно управлять настройкой головного резонатора и корректировать эту настройку в процессе звучания.

Но главным в использовании головного резонатора заключается в следующем: Когда звуковая волна «без насилия», т.е. по закономерной последовательности, попадает в верхние головные резонирующие полости, то певческий голос, освобождаясь от перегруженности, т.е. очищаясь, приобретает необходимую чистоту, звучность и красивую окраску. Поэтому ощущать звук надлежит не в передней части рта, откуда он уже выходит, а несколько выше, то есть в той части резонаторов, где он формируется - в куполе головы. Не только исполнительское мастерство, но и сама резонансная техника пения, как способность эффективно использовать резонансные свойства голосового аппарата, является большим искусством, которым владеет далеко не каждый певец или актер [21],[22].

Метод регуляции функциональных состояний организма – голос исполнителя вокальных произведений

Формирование позитивных функциональных состояний у человека является одной из важнейших задач современной психологии. Позитивные функциональные состояния – это нормативный уровень внимания, восприятия, понятийного мышления, моторной активности, мотивации и эмоции.

Для регуляции функциональных состояний организма в современной психологии используется различные методы: психотерапия и аутогенная тренировка, массаж и производственная гимнастика, цветовое оформление помещений и создание кабинетов психической разгрузки и другие. А так же одним из методов регуляции функциональных состояний человека выступает музыка, а именно голос исполнителя.

Если учитывать, что в совершенстве владеющие своими голосами певцы (у которых низкий, средний и высокий звуки свободно проходят через головной резонатор) всех школ поют одинаково (разница лишь в стилистических особенностях исполнения, языка и национального темперамента), то можно заключить следующее:

создавая для человека перед работой (а для профилактики - и после работы) возможность прослушивать музыкально-вокальные произведения разных певцов, у которых при исполнении произведения вокальный звук «правильно» проходит через головной резонатор, то можно отрегулировать их функциональные состояния в сторону благостных.

И вот почему.

Если в «правильном» пении при переходе от одного звука к другому (от низкого - к среднему, или к высокому; от среднего - к низкому или высокому; и от высокого - к низкому или среднему) вокалист обязательно подключается к головному резонатору, то у него не возникают проблемы:

- с грудным резонатором,

- с «фразой»,

- с легкостью и полетностью голоса,

- с воспроизведением точности мелодии (мотива),

- с правильностью донесения смысла пения,

- и с его заданным эмоциональным свойством.

Потому, что головной резонатор вышеназванные проблемы разрешает тем, что раскрывает естественные правильные природные певческие способности певца, которые, реализуясь, благостно воздействуют на слушателя. Такое «правильное» пение, в свою очередь, слушателю так же раскрывает естественные природные способности, выводя их из «зашкаливания», «заблуждения», «противоречия», и раскрывает благостное состояние для реального и адекватного восприятия окружающего мира.

Что касается грудного резонатора, о котором так много и разнообразно говорится в вокальном преподавании, то можно заключить следующее. Для каждого голоса важно применение, и в первую очередь, головного резонатора, потому что при правильном использовании именно головного резонатора (когда звук целостно - и высокий, и средний, и низкий проходят через головной резонатор) грудной резонатор включается автоматически и в свою очередь производит бархатные звуки.

Конечно же, ритм, как музыкальный раздражитель, который сопровождает пение певца как «аккомпанемент», несет свое дополнительное воздействие на слушателя (например, успокаивая его, или возбуждая и т.п.), но все же головное резонаторское звучание голоса имеет основное воздействие на слушателя.

Если пение вокалиста имеет «надорванное» головное звучание голоса (когда какой то один звук – низкий, высокий или средний не проходят через головной резонатор), или «неправильное» головное звучание голоса (когда только лишь один из звуков, а в основном это только высокий звук, проходит через головной резонатор), то такое пение не способствует раскрытию у слушателя естественных природных способностей, и более того, насаждает человеку неполноценное, и даже в отдельных случаях извращенное восприятие окружающего мира.

Следовательно, используя для прослушивания музыку как вокальный раздражитель, звук которого правильно, т.е. цельно проходит через головной резонатор , можно достичь через ощущения хороших результатов в личном благосостоянии человека, которое является необходимым для его жизненно важного труда, гармоничного развития и достойного созидания, несущего в себе человеческий нравственный принцип, а так же в идеальных случаях даже для раскрытия своих «резервных возможностей». «Понятие “резервные возможности” многогранно. В современной науке оно применяется, по крайней мере, в двух смыслах. Во- первых, когда речь идет о существовании у человека скрытых ресурсов физического (сила, скорость, выносливость) или интеллектуального (счет в уме, память, воображение) планов.» [23].

Здесь же следует заметить, что вокальным слухом, или способностью отличать вокальный звук (но обязательно и низкий, и средний, и высокий), проходящий через головной резонатор (т.е. отличать «правильный» от «надорванного» или от «не правильного»), обладают немногие. Это специфическое чувство, его нужно или, много и усиленно занимаясь музыкой, специально вырабатывать, или, при высоком целеустремленном понимании музыки, использовать свой дар от Природы – понимание звука и слышать трансцендентные, т.е. «запредельные» звуки, которые соответствуют головному резонатору.

Заключение

Используя головной резонатор исполнителя музыкальных произведений можно формировать функциональные состояния человека для достижения им позитивных переживаний.

Таким, образом, можно сделать следующие выводы:

1. В вокальной музыке ее главный компонент – певческий голос, является исключительно благотворно влияющим для слушателя только в том случае если исполнитель целостно проводит его через головной резонатор.

2. Певческий голос, но только целостно проходящий через головной резонатор певца, имеет полный смысл использовать и для профилактики и для регуляции функциональных состояний человека, что непременно поспособствует улучшению его труда, в особенности высоко ответственного.

Библиография
1.
Петрушин В. И., Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособ., М.: Владос, 2000.
2.
Алвин Дж., Уорик Э., Музыкальная терапия для детей с аутизмом. / пер. с англ. Ю. В. Князъкиной, М. : Теревинф, 2004.
3.
Брусиловский Л. С., Музыкотерапия: Руководство по психотерапии. / под ред. В.Е. Рожнова. М., 1985.
4.
Сеченов И. М., Избранные произведения: В 2-х томах /редакция и послесловие Х. С. Коштоянц, М.: Изд-во АН СССР, 1952-1956.Т.2.
5.
Бодина Е. А., История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие к спецкурсу для студентов III-V курсов музыкально-педагогического факультета, М., 1989.
6.
Исьянова Л. М., Формирование нравственного идеала молодежи средствам пропаганды музыкального искусства. Автореф. канд. пед. наук., М., 1987.
7.
Каргапольцев С. М., Человек и личность как эстетические феномены. // Вестник ОГУ, 1999, № 3.
8.
Мамиров К. С., Воспитание нравственных чувств младших школьников в процессе обучения музыке. Автореф. . дис. канд. пед. наук, Т., 1986.
9.
Юссон Р., Певческий голос: исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. М.: Музыка, 1974.
10.
Березина Т. Н., Пространственно-временные особенности внутреннего мира личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Психологический институт Российской академии образования. Москва, 2003.
11.
Гей Ю., Немецкая школа пения, изд. Лань, Планета музыки, 2014, 1-ое изд.
12.
Дмитриев Л. В., Основы вокальной методики, М., 1968.
13.
Как петь в головной резонатор. 2013. Электронный ресурс: ‎http://vokalizm.ru/kak-pet-v-golovnoj-rezonator.html.
14.
Фант Г., Акустическая теория образования речи, М., 1964.
15.
Вайнштейн Л., Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство, Киев, 1924.
16.
Този П. Ф. Методология пения, Москва, 1902.
17.
Key P., Enrico Caruso, Singer and Man // Daily Telegraph, 10 July 1920.
18.
Морозов В. П., Резонансная теория пения. Комментарии для вокалистов. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М.: Изд-во Рос. Акад. Музыки им. Гнесиных, 1996. С. 22-29.
19.
Дмитриев Л. В., Основы вокальной методики, М., 1968.
20.
Варшанидзе Н Ш., Вопросы вокального искусства. Издательство Аджария, 2004.
21.
Морозов В. П., Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники, М.: МГК, ИП РАН, Центр «Искусство и Наука», 2002.
22.
Морозов В. П., Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники, М.: МГК, ИП РАН, Центр "Искусство и Наука", 2008.
23.
Березина Т.Н. Резервные способности человека на древе эволюции. // Психолог. 2013. № 2. С. 229-257.
24.
Губина С.Т. Влияние восприятия музыки на символическое преобразование сознания: проективная функция музыки // Психолог. - 2013. - 3. - C. 186 - 213. DOI: 10.7256/2409-8701.2013.3.547. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_547.html
25.
И.А. Бескова Восприятие: непосредственное и опосредованное // Психология и Психотехника. - 2010. - 8. - C. 29 - 40.
26.
П.С. Гуревич Магия персонификации // Психология и Психотехника. - 2013. - 8. - C. 721 - 725. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.8.9413.
References (transliterated)
1.
Petrushin V. I., Muzykal'naya psikhoterapiya: teoriya i praktika: ucheb. posob., M.: Vlados, 2000.
2.
Alvin Dzh., Uorik E., Muzykal'naya terapiya dlya detei s autizmom. / per. s angl. Yu. V. Knyaz''kinoi, M. : Terevinf, 2004.
3.
Brusilovskii L. S., Muzykoterapiya: Rukovodstvo po psikhoterapii. / pod red. V.E. Rozhnova. M., 1985.
4.
Sechenov I. M., Izbrannye proizvedeniya: V 2-kh tomakh /redaktsiya i posleslovie Kh. S. Koshtoyants, M.: Izd-vo AN SSSR, 1952-1956.T.2.
5.
Bodina E. A., Istoriya muzykal'no-esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov: Ucheb. posobie k spetskursu dlya studentov III-V kursov muzykal'no-pedagogicheskogo fakul'teta, M., 1989.
6.
Is'yanova L. M., Formirovanie nravstvennogo ideala molodezhi sredstvam propagandy muzykal'nogo iskusstva. Avtoref. kand. ped. nauk., M., 1987.
7.
Kargapol'tsev S. M., Chelovek i lichnost' kak esteticheskie fenomeny. // Vestnik OGU, 1999, № 3.
8.
Mamirov K. S., Vospitanie nravstvennykh chuvstv mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya muzyke. Avtoref. . dis. kand. ped. nauk, T., 1986.
9.
Yusson R., Pevcheskii golos: issledovanie osnovnykh fiziologicheskikh i akusticheskikh yavlenii pevcheskogo golosa. M.: Muzyka, 1974.
10.
Berezina T. N., Prostranstvenno-vremennye osobennosti vnutrennego mira lichnosti. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora psikhologicheskikh nauk / Psikhologicheskii institut Rossiiskoi akademii obrazovaniya. Moskva, 2003.
11.
Gei Yu., Nemetskaya shkola peniya, izd. Lan', Planeta muzyki, 2014, 1-oe izd.
12.
Dmitriev L. V., Osnovy vokal'noi metodiki, M., 1968.
13.
Kak pet' v golovnoi rezonator. 2013. Elektronnyi resurs: ‎http://vokalizm.ru/kak-pet-v-golovnoj-rezonator.html.
14.
Fant G., Akusticheskaya teoriya obrazovaniya rechi, M., 1964.
15.
Vainshtein L., Kamillo Everardi i ego vzglyady na vokal'noe iskusstvo, Kiev, 1924.
16.
Tozi P. F. Metodologiya peniya, Moskva, 1902.
17.
Key P., Enrico Caruso, Singer and Man // Daily Telegraph, 10 July 1920.
18.
Morozov V. P., Rezonansnaya teoriya peniya. Kommentarii dlya vokalistov. // Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, M.: Izd-vo Ros. Akad. Muzyki im. Gnesinykh, 1996. S. 22-29.
19.
Dmitriev L. V., Osnovy vokal'noi metodiki, M., 1968.
20.
Varshanidze N Sh., Voprosy vokal'nogo iskusstva. Izdatel'stvo Adzhariya, 2004.
21.
Morozov V. P., Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovy rezonansnoi teorii i tekhniki, M.: MGK, IP RAN, Tsentr «Iskusstvo i Nauka», 2002.
22.
Morozov V. P., Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovy rezonansnoi teorii i tekhniki, M.: MGK, IP RAN, Tsentr "Iskusstvo i Nauka", 2008.
23.
Berezina T.N. Rezervnye sposobnosti cheloveka na dreve evolyutsii. // Psikholog. 2013. № 2. S. 229-257.
24.
Gubina S.T. Vliyanie vospriyatiya muzyki na simvolicheskoe preobrazovanie soznaniya: proektivnaya funktsiya muzyki // Psikholog. - 2013. - 3. - C. 186 - 213. DOI: 10.7256/2409-8701.2013.3.547. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_547.html
25.
I.A. Beskova Vospriyatie: neposredstvennoe i oposredovannoe // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 8. - C. 29 - 40.
26.
P.S. Gurevich Magiya personifikatsii // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 8. - C. 721 - 725. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.8.9413.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"