Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 02-06-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
Внутренний мир человека
Березина Т.Н. - Понимание и осознание психических образов высших порядков. c. 1-32

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15431

Аннотация: В статье анализируется феномен осознания и понимания наглядной информации, находящейся в образах высших порядков. Автор опирается на разработанную ранее модель образов- интеграторов различных порядков, согласно которой, наглядная информация обобщается независимо от вербальной, формируя все более усложняющиеся образования. В модели утверждается, что образы первого порядка - фотографические образы, второго порядка – классические вторичные образы; третьего порядка – обобщенные образы , образы четвертого порядка – пространственно- подобные образования; образы пятого порядка – невербальные эталоны моральных, философских, математических обобщений. Осознание образов высших порядков рассматривается в контексте психосемантической теории сознания В.Ф.Петренко, для того чтобы стать осознанными, они должны встроиться в систему отношений со значениями языкового тезауруса. Однако, согласно авторскому предположению, образы высших порядков – полимодальны, и включают в себя не только обобщенную образную, на и аудиальную информацию, иначе говоря, обладают своим звучанием; звучание может быть представлено бессвязными звуками, обобщенными частями слов, а также механически запечатленными словосочетаниями. Согласно классическим представлениям, понимание происходит, когда слово соединяется с образом, это положение в статье дополняется условием, что подлинное понимание происходит, если запечатленные первосигнальные звучания в составе образов высших порядков хотя бы частично совпадают со звучаниями слов, которыми данная категория определяется.
Моделирование бессознательного
Субботский Е.В. - Невидимая реальность: Сознание в зеркале магического мышления c. 33-67

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.14198

Аннотация: В статье рассмотрена гипотеза, согласно которой сознание представляет собой способность человека одновременно находиться в двух типах реальностей: видимой обычной реальности и невидимой магической реальности. Около 100 тысяч лет назад, человек породил идею существования загробного мира, в котором обитают духи умерших. Он также открыл, что духи умерших обладают необычными свойствами: они могут быть невидимыми, бессмертными, читать мысли людей и питаться дымом от сжигаемых жертв. Сделав это открытие, человек по новому посмотрел на свой собственный мир и удивился тому, что реальный мир устроен совсем по другому. Так возникает сознание: способность видеть обыденную реальность со стороны. Эта способность к рефлексии дает начало новым формам поведения: произвольному поведению и креативному мышлению. Креативноe мышление вызывает к жизни новые, более совершенные орудия общения, труда и охоты. Около 30 тысяч лет назад креативное мышление приводит к изобретению нового способа общения с богами и духами -- общения при помощи знаков и символов (таких как рисунок на стене пещеры или вырезанная из кости фигурка). Чуть позже символы начинают употребляться и для чисто практических целей, например, для запоминания числа убитых оленей или выделанных шкур. На последующих этапах развития символическая реальность порождает письменный язык и математику. Так первобытное сознание, родившись на пересечении обычной и альтернативной магической реальностей, перерастает в логическое и научное мышление.Но возникновение сознания, дав толчок выделению человека из животного мира, принесло с собой и психологические проблемы. Главная из этих проблем была проблема поддержания границы между обычной и альтернативной магической реальностями. Чтобы сделать такое разграничение возможным, у человека заработал новый психологический механизм: усилие разграничения реальностей (УРР). Потребовались тысячелетия, чтобы этот энергоемкий механизм достиг того уровня совершенства, на каком он работает у современных людей. Подобно работе сердца, легких и других органов, этот механизм стал автоматизированным и ушел на уровень бессознательного. Новизна: (1) Впервые феномен сознания рассматривается как производная от веры в магическую реальность: (2) Новым является и выделение особого психологического механизма: усилия разграничения реальностей (УРР). Выводы: (1) сознание возникает как способность человека существовать одновременно в видимой обычной и невидимой магической реальностях; (2) сознание дает толчок новым психологическим образованиям: креативному мышлению и произвольному поведению; (3) креативное мышление приводит к изобретению символических и знаковых средств общения с богами, а впоследствии - письма и математики; (4) необходимость поддерживать границу между обычной и магической типами реальностей порождает особый психологический механизм: усилие разграничения реальностей (УРР); (5) по ходу исторического развития, УРР становится автоматизированным и уходит на уровень бессознательного; (6) нарушения усилия разграничения выражается в феноменах галлюцинаций (например, при шизофрении) и религиозного радикализма; (7) следы веры в сверхъестественный магический мир, возникшей у человека в эпоху позднего палеолита, у современного человека проявляются в подсознательной вере в сверхъестественное, обнаруженной в психологических исследованиях последних десятилетий.
Спектр эмоциональных переживаний
Шереметьева Н.Н. - Восприятие вокальной музыки и ее воздействие на человека c. 68-88

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15360

Аннотация: Статья посвящена исследованию психологических аспектов влияния вокальной музыки на психическое состояние человека. Предметом исследования выступает восприятие вокальной музыки, а объектом люди, воспринимающие музыку, чье психическое состояние изменяется. Показано, что музыка влияет на функциональное состояние человека, на его морально-нравственное состояние, на деятельность, на когнитивные процессы. Выделяется воздействие вокального компонента музыки, анализируются психофизиологические механизмы вокала, описывается головной резонатор, как важнейший физиологический механизм формирования вокала, рассматривается формирование голоса посредством головного резонатора. Отмечается существование различий в восприятии вокала, прошедшего через головной резонатор и не прошедшего. Основной метод исследования – теоретический анализ современной и классической литературы и теоретическая интерпретация полученных данных в психологическом аспекте с выделением роли вокала, пропущенного через головной резонатор. В статье показано, что главный компонент вокальной музыки – певческий голос, и он является исключительно благотворно влияющим для слушателя только в том случае если исполнитель целостно проводит его через головной резонатор. Так же показано, что певческий голос, проходящий через головной резонатор певца, можно использовать для регуляции функциональных состояний человека, и что именно такой голос, способствует улучшению трудовой деятельности человека и может применяться для профилактики эмоционального выгорания профессий типа «человек- человек», а также для профилактики других профессиональных деформаций.
Профессиональная психология
Федотова Н.А., Борейко А.Д. - Стрессогенные факторы журналистской профессии: результаты исследования c. 89-101

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15284

Аннотация: Предметом исследования является специфика стрессогенных факторов и условий свойственных журналистской профессии. Необходимость переносить информационные, эмоциональные перегрузки, и способность выдерживать избыточное, порой нежелательное общение в профессиональных целях, и ненормированный рабочий день, увеличение ответственности за быстрое принятие решений, и дефицит времени, в условиях которого трудится современный журналист. Работа в средствах массовой информации приводит к эмоциональному напряжению, которое может негативно отражаться на психологическом состоянии, творческом потенциале и уровне профессионализма работников СМИ. Использованы методики «Шкала депрессивности Бека», «Шкала оценки интенсивности профессионального стресса» и анкета, отражающая специфику журналистской профессии. Зарубежные и российские исследователи имеют значительный теоретический и эмпирический материал, посвященный стрессогенности журналистики как профессии, в Беларуси изучению этого проблемного поля уделяют недостаточно внимания.Основными выводами является то, что проведенное исследование позволяет зафиксировать стрессогенность профессиональных переживаний и обозначить высокий уровень интенсивности профессионального стресса у журналистов. Однако зачастую они не готовы рефлексировать и публично обсуждать профессиональные стрессоры, что можно понимать как показатель психологического неблагополучия представителей этой профессии.
Психология и педагогика
Макарова М.В. - Совладающее поведение студентов в зависимости от удовлетворенности психологической образовательной средой (на примере ФБГОУИ ВО МГГЭУ) c. 102-125

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15383

Аннотация: Актуальной областью изучения совладающего поведения является исследование особенностей личности учащихся в их взаимоотношении с копинг-стратегиями в процессе учебной деятельности.Объект исследования − совладающее поведение студентов.Предмет исследования − совладающее поведение студентов в зависимости от удовлетворенности психологической образовательной средой вуза.Цель исследования − совладающее поведение студентов в зависимости от удовлетворенности/неудовлетворенности образовательной средой вуза.Гипотеза исследования− предполагается, что более конструктивные стратегии совладания свойственны студентам более удовлетворенным образовательной средой вуза. 1. Модифицированная методика определения удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды И.А. Баевой2. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, 3. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Основными выводами проведенного исследования является:Анализ результатов группы с низким уровнем психологической безопасности образовательной среды показывает, что в первый фактор вошли следующие компоненты: планирование решения проблемы, положительная переоценка, самоконтроль, принятие ответственности, пол, когнитивный компонент. Во второй фактор вошли дистанцирование, бегство-избегание, поиск социальной поддержки. В третий фактор вошли возраст, разрешение проблем и избегание проблем.Выявлено 3 основных фактора, свойственных группе, высоко оценивающих свою безопасность в университете. В первый фактор вошли следующие копинг-стратегии: положительная переоценка, принятие ответственности, самоконтроль, поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы, дистанцирование, бегство-избегание. Во второй фактор вошли конфронтация (то есть стремление вести себя агрессивно и отвечать на действия соответственно), когнитивный компонент, то есть представления студентов об университете, знания о нем (он выражен больше у респондентов мужского пола) и поведенческий компонент (заключается в удовлетворенности своей специальностью, будущей профессией, своей группой и т.д.). В третий фактор вошли поиск социальной поддержки и эмоциональный компонент.
Эрос и Танатос
Алтафова А.Р. - Презумпция мортидо c. 126-163

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15099

Аннотация: В настоящее время уже не вызывает сомнений наличие в человеческой психике влечения к смерти, вопрос о котором впервые поставил на научную почву Зигмунд Фрейд. Однако в научно-психологическом сообществе сложилось весьма противоречивое отношение к этому феномену. Причиной разногласия явился вопрос о природе мертволюбия, разделивший мыслителей на два основных «лагеря» – сторонников и противников концепции влечения к смерти как биологического инстинкта. В статье производится критический анализ существующих мнений и совершается попытка объединить наиболее существенные их положения в единую концепцию. Особое внимание обращено на практические аспекты мертволюбия и борьбы с ним. В стремлении постичь природу мортидо автор апеллирует к диалектике, заостряя внимание на следующем противоречии: если влечение к смерти как первопричина всякого зла (агрессия, ненависть, уничтожение всего живого) заложено в саму биологическую природу человека, то, следовательно, зло имеет равные права на существование с добром, однако человеческий опыт опровергает это утверждение. Дойдя до «последних вопросов» философии, автор использует герменевтический метод, анализируя миф о первородном грехе, свидетельствующем о том, что зло (как грех, влекущий за собой смерть) есть результат свободы человека над инстинктом. Новизна данной статьи обусловлена тем, что в ней открываются новые – метафизические – горизонты психофизического явления влечения к смерти, которые позволяют внести гармонию в теоретическую базу, объединив в одну концепцию мнения, являющиеся в традиционном представлении антагонистами: с одной стороны, подтверждается, что влечение к смерти носит врожденный характер (о чем говорил Зигмунд Фрейд), с другой, - что оно является не биологическим инстинктом, а результатом свободы над ним (о чем заявлял Эрих Фромм). В практическом аспекте взгляд на невроз как результат «личного грехопадения», подвергающий редукции многие теоретические построения, дает возможность глубже проникнуть в его суть и обогатить представления о принципах работы с ним.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"