по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 05, 2017
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 14-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2017
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Домрачев Д.В. - Специфика формирования повестки дня в рамках процесса принятия государственных решений на примере рассмотрения пенсионной реформы в России c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.18936

Аннотация: Объектом исследования является принятие государственных решений Предметом исследования является формирование повестки дня в рамках процесса принятия государственных решений в России Особое внимание в статье уделяется теоретическому анализу построения повестки дня в работах современных зарубежных и российских исследователей в области психологии, менеджмента, социологии и политологии. Автор статьи подробно описывает процесс формирования повестки дня в рамках реформирования российской пенсионной системы 2013 года, выделяя и рассматривая внутренние и внешние факторы влияния на нее. В качестве методологической основы выделения этапов построения повестки дня выступил подход Дж. Андерсона. В качестве метода выступила концепция «нерешений» политологов П. Бахраха и М. Батарса. Научная новизна исследования заключается в анализе формирования повестки дня о социально-экономической проблеме (пенсионная реформа) в рамках политологического подхода и политологического метода. Основным выводом проведенного исследования является то, что формирование повестки дня о новом реформировании пенсионной системы было вызвано не интересами и требованиями граждан, а, с одной стороны, потенциальными рисками влияния неблагоприятного экономического климата в ключевых для России странах-инвесторах, которые могли повлиять на ухудшение отечественной экономики и дефицит Пенсионного Фонда, который в совокупности с демографическими факторами усугубил бы нагрузку на федеральный бюджет, а также электоральными циклами и политическим протестом, которые послужили катализатором решения краткосрочных проблем.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Вараксин С.В., Вараксина Н.В. - Социологический анализ демографических процессов в Алтайском крае на основе метода нечеткой линейной регрессии c. 10-18

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.23187

Аннотация: Предметом исследования является метод нечеткой линейной регрессии как инструментарий социологического моделирования ряда демографических показателей. Используется метод нечеткой линейной регрессии на основе нечетких треугольных чисел. Объектом исследования могут являться различные элементы демографического поведения населения. В статье он использован для анализа и прогнозирования брачно-семейного поведения и коэффициента деторождения в Алтайском крае. Нечеткая линейная регрессия рассматривается как альтернатива стандартной статистической линейной регрессии в случае коротких временных рядов и неизвестного закона распределения. С помощью построенного алгоритма на основе симплекс-метода находятся коэффициенты нечеткой линейной регрессии для временных рядов демографических показателей Алтайского края за 2000-2016 годы, характеризующие тренды динамики демографических процессов. Метод нечеткой линейной регрессии впервые был предложен в 80-ых годах прошлого века и до сих пор мало распространен в научных исследованиях, а в социально-демографических исследованиях он еще не использовался. Для сравнения также построены линии обычной статистической регрессии по методу наименьших квадратов. Сделан вывод о перспективности данного метода в социологических и демографических исследованиях.
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Блейх Н.О. - Исламский фактор в конфессиональной политике Российской империи XIX века c. 19-26

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.22931

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является конфессиональная политика Российской империи XIX века относительно мусульманских народов, проживающих на Северном Кавказе. Доказывается, что благодаря присоединению данного региона к России у горцев появилась возможность встать на более высокую ступень своего социокультурного развития. Именно в XIX столетии у них начался период возрождения, названный нами "исламским ренессансом". Его признаками явились: наличие легитимности у новой власти, открытие мечетей, функционирование исламских традиционных институтов, развитие религиозного образования. В исследовании использовался комплексный подход, проявившийся во взаимосвязанном изучении политических, социальных и культурных процессов у мусульманских народов, вызванных присоединением Северокавказского региона к Российскому государству. В ходе исследования применялись социально-исторические методы, выявляющие роль конфессиональной российской политики в судьбах народов региона и метод контент-анализа для изучения архивных источников и документальных материалов. Делаются выводы о том, что проводившаяся на северокавказской окраине модернизация в социально-духовной сфере способствовала укреплению авторитета самой религии в жизни иноэтнического социума, содействовала исламизации горцев. Однако многие проекты по модернизации Северного Кавказа остались незавершенными (в том числе и его исламизация) и по сей день вызывают дискуссии. Этот факт требует разработки более взвешенной политики российских властей в «мусульманском вопросе».
Логвинова И.В. - Формы государственно-церковных отношений в сфере международной деятельности c. 27-37

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.22969

Аннотация: Объектом исследования является сфера государственно-церковных отношений. Предметом изучения является взаимодействие государства и Церкви в сфере международной деятельности. В этой связи возникает ряд вопросов, требующих исследования: каковы формы государственно-церковных отношений в сфере международной и зарубежной деятельности; по каким направлениям определено сотрудничество Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации; какое место отводит государство, с одной стороны, а Русская Православная Церковь, с другой стороны, такому взаимодействию. Методология исследования базируется на таких методах исследования, как: диалектический, аксиологический, анализа, синтеза и формально-юридический подхода. В контексте заявленной проблемы были исследованы ряд международных документов, обзоры внешнеполитической деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации за последние 5 лет, проанализированы зарубежные мероприятия, в которых участвовали представители РПЦ на основе информационных данных МИДа, а также информации из открытых источников РПЦ. В результате автор выделила формы взаимодействия государства и Церкви; определила роль Министерства иностранных дел РФ в осуществлении такого взаимодействия; выявила основные направления сотрудничества в настоящее время и на ближайшую перспективу.
ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
Осипов Е.А. - Праймериз и кризис Пятой республики во Франции c. 38-45

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.23071

Аннотация: В ноябре 2016 г. и январе 2017 г. во Франции впервые в истории сразу две крупнейших партии в стране – «Республиканцы» и Социалистическая партия – провели открытые первичные выборы для определения своего кандидата на президентских выборах. В статье анализируются причины проведения праймериз, а также их последствия для политической системы Франции. Автор приходит к выводу, что, несмотря на ряд очевидных преимуществ, которыми обычно характеризуются первичные выборы в разных странах мира, конкретно во Франции праймериз привели к негативным результатам, поставившим под сомнение будущее двух крупнейших политических сил в стране и существование самой системы Пятой республики. Метод исследования - анализ только что завершившейся во Франции президентской кампании. В статье на основе центральной французской прессы рассматривается влияние праймериз на итоговый результат президентских выборов 2017 г. Во Франции совсем недавно завершилась президентская кампания, ставшая уникальной для Пятой республики. Одна из главных особенностей прошедших выборов - открытые первичные выборы, проведенные двумя крупнейшими политическими партиями в стране. Новизна работы в том, что ни в отечественной, ни в зарубежной историографии на эту тему еще ничего не опубликовано.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ
Виноградова П.А. - Контроль за законностью деятельности общественных организаций c. 46-55

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.20337

Аннотация: Статья посвящена анализу правовой регламентации вопросов осуществления контроля за деятельностью общественных организаций, проблематики пределов такого контроля. Об особом внимании к вопросу правового регулирования контрольной деятельности в отношении общественных организаций свидетельствует оспаривание соответствующих норм в Конституционном Суде Российской Федерации (Постановление от 8 апреля 2014 года № 10-П), выступление с рекомендациями Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) (CDL-AD(2014)025, CDL-AD(2016)020-e). Рассмотрение особенностей судебного контроля по спорам, связанным с ограничением прав общественных организаций, обусловлено необходимостью повышения эффективности осуществления полномочий органами публичной власти. Принятие Кодекса административного судопроизводства, законодательное закрепление особенностей контрольной деятельности в отношении отдельных НКО предполагают изменения судебной практики по оспариванию решений органов публичной власти. Методологическую основу статьи составили такие общенаучные методы как логический, системный, функциональный, метод анализа и синтеза, а также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и иные методы научного познания. Актуальность рассмотрения обозначенного вопроса обусловлена задачами по преобразованию института судебной власти, формированию эффективных механизмов контрольной деятельности, повышению требований к мотивированности судебных решений. Определение обозначенного вопроса в качестве предмета исследования обусловлено также незначительным количеством работ, посвященных данной проблематике. Проведенный анализ позволил определить дальнейшие направления совершенствования судебной практики. Обозначаются тенденции совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Корягин П.А. - Общественный контроль в странах Евразийского экономического союза: опыт Республики Казахстан c. 56-62

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.22939

Аннотация: Статья посвящена анализу развития процессов общественного контроля в странах евразийского экономического союза, а также проблематике реализации демократических практик общественного (гражданского) контроля, свойственных особенностям анализируемых государств, с учетом национальных традиций и интересов. Предметная составляющая данной статьи фокусируется на опыте развития общественного контроля в современном Казахстане. Развитие общественного контроля в государствах Евразийского экономического союза является объективной необходимостью и новым трендом в контексте развития общественно-политических процессов и развития гражданской культуры. В статье используется темпоральный анализ среды, а также контент-анализ текстов программных документов, докладов, статей, опубликованных в рамках изучаемой тематики. В политической науке вопросы, посвященные проблематике общественного (гражданского) контроля в странах постсоветского пространства и в частности странах Евразийского экономического союза принято рассматривать в дискурсивном контексте проблематики демократического транзита. Чаще всего принято производить оценки демократического транзита и сравнения с транзитными процессами в других регионах. На наш взгляд появилась объективная потребность в выработке новых собственных (национальных, местных) методов и механизмов развития общественного контроля, учитывающих традиции политической культуры, характеристики национальной политической реальности и политического времени – внутреннюю специфику и вызовы анализируемых стран, и соответственно новых подходов к рассмотрению и анализу данной проблематики.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Рогач О.В. - Формирование государственного заказа на образование: проблемы и перспективы развития c. 63-71

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.19776

Аннотация: Предметом исследования является практика формирования государственного образовательного заказа в контексте возможности его удовлетворения образовательных потребностей современного общества. Ввиду усиления критики государственной образовательной политики и декларирования необходимости расширения общественного участия в определении основ образовательного заказа целью данной статьи выступает попытка критического осмысления основ формирования государственного заказа на образование и систематизация возможных недостатков его влияния на развитие образовательной сферы. Особое внимание уделено функциям, которые выполняет государственный образовательный заказ в процессе социального регулирования образовательного пространства. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории государственного управления, теории социального взаимодействия. Автором комплексно использованы общенаучные методы исследования, применялись системный, компаративный и исторический анализ. Результатами исследования стали выводы автора о нерациональности замены государственного заказа на социальный образовательный заказ в связи с отсутствием у общества необходимого ресурсного и управленческого потенциала; о наличии у государственного образовательного заказа комплекса взаимосвязанных социально-значимых функций, которые не могут быть переданы на уровень общественных структур; о наличии ряда недостатков в процессе формирования госзаказа, которые заложены в части определения доли и роли общественного участия в управлении образованием. Автором предложены некоторые рекомендации по нивелированию выделенных в ходе исследования рассогласований.
Черненкова Е.И. - Субсидирование социальных проектов в системе государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Карелия (2012 - 2015 годы) c. 72-87

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.20241

Аннотация: Объектом исследования является система государственной поддержки некоммерческих организаций. Предметом - региональная система распределения средств федерального и регионального бюджета на поддержку проектной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Основное внимание уделяется анализу процедур организации конкурсных отборов, их результатам, проблемам прозрачности и информационного сопровождения как уполномоченных органов исполнительной власти, так и общественных организаций - получателей субсидий. Выявляется влияние общероссийских трендов и региональная специфика функционирования системы государственной поддержки некоммерческого сектора. Методологической основой исследования выступают принципы институционального и функционального анализа. Анализируются нормы федерального и регионального законодательства, ведомственные акты, данные статистики и электронных ресурсов федеральных институтов, органов региональной власти и управления, информационные ресурсы НКО. По ряду позиций приводится сравнение параметров субсидирования СО НКО по линии Министерства экономического развития и грантовой поддержки в рамках Президентских конкурсов. Новизна исследования заключается в обращении к материалу, ранее не включенному в исследовательские практики. Предпринимается попытка определить положительные эффекты и проблемные зоны в конструируемой системе государственной поддержки СО НКО в региональном разрезе. Показываются возможности системы государственного стимулирования активности СО НКО в сфере обеспечения социетальной безопасности, развитии межнационального и межконфессионального диалога, формирования социокультурной среды и развития человеческого капитала. Подчеркивается необходимость более четкого и последовательного воплощения в процедурах конкурсных отборов принципов открытости и прозрачности, в том числе в сфере информационного сопровождения системы государственной поддержки НКО, более тщательной проработки инструментов ее реализации. Небесполезным представляется обновление параметров внутреннего (ведомственного) и внешнего ( публичного) оценивания результатов использования государственных субсидий некоммерческими организациями.
Тинякова Е.А. - Углубление социально-политического аспекта гуманитарного цикла учебных программ средней общеобразовательной школы c. 88-100

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.16353

Аннотация: Предметом исследования является интенсификация гражданского потенциала гуманитарного содержания учебных программ средней общеобразовательной школы России с целью направления формирования менталитета молодежи школьного периода (старшие классы) на национальные ценности. Объектом исследования были такие предметы: русский язык, литература, история, обществознание, экологический цикл вместе с зоологией и ботаникой, мировая художественная культура, физическое воспитание. Автор статьи подробно рассматривает те участки программ, которые могут быть расширены за счет включения информации русского национального содержания. Основная идея предлагаемого проекта: углубить утверждение национальных ценностей в менталитете учащихся. Написанию статьи предшествовало разработка автором курса "Русская народная эстетика" для студентов вуза, курс читался для студентов филологического факультета на протяжении 20 лет. Основными выводами проведенного исследования были такие положения:после перестройки и распада Советского Союза, отделения союзных республик в суверенные государства, русскому этносу, составляющему большинство населения России, тоже потребовалась концентрация этнического смысла, так как в советский период развитие русского народа было очень интернационализировано. Особый вклад автора исследования в том, что открываются новые грани и возможности межконфессионального диалога с другими народами. населяющими Россию, но уже не от "безликого старшего брата" (русского народа), а от отчетливо представленного многочисленного и вариантного русского этноса.
ИСТОРИЯ ПРАВА
Антропов Р.В., Антропова Н.А. - Академическое наследие высшей школы Германии: обращение к прусской модели подготовки юристов c. 101-113

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.20290

Аннотация: В данной статье в деталях рассматривается проблема подготовки специалистов для юридической деятельности в Пруссии (вторая половина XIХ – начало XX вв.). Авторы впервые в отечественной литературе на основе осмысления текстов отдельных источников права, в том числе изданных с использованием готического шрифта, вводят в оборот российской науки результаты фундаментальных исследований немецких ученых-правоведов, непосредственно касающихся историко-правового развития и реорганизации системы юридического образования в Германии. Посредством применения общенаучных методов познания, традиционно применяемых в юридических науках, авторами для достижения целевой установки также используются сравнительно-правовой, сравнительно-исторический и формально-юридический методы, системный и структурно-функциональный анализ, приемы экспертных оценок и наблюдения. Научная новизна исследования заключается в том, что на основании комплексного анализа имеющейся немецкоязычной научной литературы, а также привлечения прусских законов, выявляется значительное влияние прусской традиции подготовки юридических кадров на формирование общегерманской системы юридического образования, современная структура которой характеризуется как «двухфазовая» – состоит из «университетского образования» и «правового референдариата», т.е. подготовительной службы. Такой вывод будет интересен российским специалистам в области образовательного права, уделяющим должное внимание современным компаративным исследованиям, а также всем тем, кто интересуется тенденциями и проблемами модернизации отечественного и зарубежного юридического образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.