по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 07, 2016
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 14-08-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2016
ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
Грачёв Б.В. - О соотношении парадигм международных отношений и классических теорий интеграции

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.19433

Аннотация: Статья посвящена сопоставлению парадигм теории международных отношений и теорий классической интеграции. Принципы двух основных парадигм, политического реализма и либерализма, были приняты за основу для сравнения с двумя классическими подходами к интеграции: федерализма и функционализма. Цель статьи состоит в том, чтобы определить, есть ли корреляция между этими теоретическими построениями, и проверить гипотезу о том, что международные концепции находятся на более низком уровне политического исследования. В качестве основного метода в статье использован сравнительный анализ. В работе приводится краткий исторический обзор формирования парадигм теории международных отношений, выделяются фундаментальные их положения. Исследование может быть использовано в качестве дополнительной информации в ходе курса теории международных отношений и для дальнейшего изучения этой темы. В результате исследования показана вторичность подходов к интеграции по отношению к теории международных отношений. Это означает, что теории интеграции следует рассматривать как производные высших политических теорий.
Грачёв Б.В. - О соотношении парадигм международных отношений и классических теорий интеграции c. 870-873

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54581

Аннотация: Статья посвящена сопоставлению парадигм теории международных отношений и теорий классической интеграции. Принципы двух основных парадигм, политического реализма и либерализма, были приняты за основу для сравнения с двумя классическими подходами к интеграции: федерализма и функционализма. Цель статьи состоит в том, чтобы определить, есть ли корреляция между этими теоретическими построениями, и проверить гипотезу о том, что международные концепции находятся на более низком уровне политического исследования. В качестве основного метода в статье использован сравнительный анализ. В работе приводится краткий исторический обзор формирования парадигм теории международных отношений, выделяются фундаментальные их положения. Исследование может быть использовано в качестве дополнительной информации в ходе курса теории международных отношений и для дальнейшего изучения этой темы. В результате исследования показана вторичность подходов к интеграции по отношению к теории международных отношений. Это означает, что теории интеграции следует рассматривать как производные высших политических теорий.
Гудалов Н.Н. - К вопросу о сходствах политического реализма и постпозитивизма в теории международных отношений

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.19760

Аннотация: Предметом исследования являются те черты политического реализма в теории международных отношений (ТМО), которые демонстрируют его сходства с постпозитивизмом. Цель работы – выявить и осветить эти сходства, не отрицая, конечно, имеющихся различий. Автор подробно рассматривает логические сходства реализма с постпозитивизмом, их общие философские истоки, связанные с творчеством одних и тех же мыслителей. Исследуются подходы реалистов и постпозитивистов к фундаментальным проблемам политического знания, действительности и ценностей, а также рациональности. Для достижения цели статьи используется метод сравнительного анализа теоретических взглядов реалистов и постпозитивистов. Автор опирается на их классические и современные работы, критические исследования других ученых. Статья вносит новый вклад в исследование существующих сходств между реализмом и постпозитивизмом в ТМО. Эти сходства являются очень глубокими, однако изучены совершенно недостаточно и "нарушают" принятые в ТМО теоретические разграничения. В работе дополнены и обобщены аргументы Николя Гийо, который указал на связи реализма с философией науки Томаса Куна, а также с теми теориями истории, которые подчеркивают историзм, отрицают прогрессизм и рационализм. Автор выявил, что эти связи подтверждают наличие важных сходств между реализмом и постпозитивизмом. Доказано, что для реализма характерно узкое инструментальное понимание рациональности. Постпозитивизм, в свою очередь, еще более ограничивает или отвергает понятие рациональности. Сделан обобщающий вывод о том, что именно такое отношение к рациональности лежит в основе других сходств реализма и постпозитивизма – их акцента на плюрализме и относительности знания, действительности и ценностей в политике. Результаты работы могут быть применены для дальнейшего критического переосмысления исследуемых подходов в ТМО и связей межу ними.
Гудалов Н.Н. - К вопросу о сходствах политического реализма и постпозитивизма в теории международных отношений c. 874-884

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54582

Аннотация: Предметом исследования являются те черты политического реализма в теории международных отношений (ТМО), которые демонстрируют его сходства с постпозитивизмом. Цель работы – выявить и осветить эти сходства, не отрицая, конечно, имеющихся различий. Автор подробно рассматривает логические сходства реализма с постпозитивизмом, их общие философские истоки, связанные с творчеством одних и тех же мыслителей. Исследуются подходы реалистов и постпозитивистов к фундаментальным проблемам политического знания, действительности и ценностей, а также рациональности. Для достижения цели статьи используется метод сравнительного анализа теоретических взглядов реалистов и постпозитивистов. Автор опирается на их классические и современные работы, критические исследования других ученых. Статья вносит новый вклад в исследование существующих сходств между реализмом и постпозитивизмом в ТМО. Эти сходства являются очень глубокими, однако изучены совершенно недостаточно и "нарушают" принятые в ТМО теоретические разграничения. В работе дополнены и обобщены аргументы Николя Гийо, который указал на связи реализма с философией науки Томаса Куна, а также с теми теориями истории, которые подчеркивают историзм, отрицают прогрессизм и рационализм. Автор выявил, что эти связи подтверждают наличие важных сходств между реализмом и постпозитивизмом. Доказано, что для реализма характерно узкое инструментальное понимание рациональности. Постпозитивизм, в свою очередь, еще более ограничивает или отвергает понятие рациональности. Сделан обобщающий вывод о том, что именно такое отношение к рациональности лежит в основе других сходств реализма и постпозитивизма – их акцента на плюрализме и относительности знания, действительности и ценностей в политике. Результаты работы могут быть применены для дальнейшего критического переосмысления исследуемых подходов в ТМО и связей межу ними.
ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Яник А.А., Попова С.М. - Совершенствование научной политики в целях общественного развития: опыт Польши (2010-2015)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.18221

Аннотация: В статье представлены результаты анализа современной научной политики Польши, являющейся одним из ключевых инструментов реализации стратегии развития страны на инновационных началах. Опыт Польши представляет интерес для отечественных исследователей не только в связи с наличием сходных черт в национальных системах организации науки, но также потому, что контуры российской научной реформы во многом напоминают польскую модель, стартовавшую в 2010 г. В работе уделено особое внимание исследованию механизмов разработки и реализации научной политики Польши, а также оценке промежуточных результатов радикальной реформы польской науки (2010-2015). Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что радикальная реформа польской науки пока не привела к существенным изменениям показателей инновационного развития страны, которые остаются одними самых низких в ЕС, а возможность достижения к 2020 г. запланированных объемов научного бюджета (1,7% от ВВП) вызывает обоснованные сомнения. Научная политика Польши, несмотря на активную абсорбцию общеевропейских рекомендаций, на практике развивается методом «проб и ошибок». Реформа науки еще не стала органичной частью комплексной политики развития, а успешное освоение финансовой поддержки из фондов ЕС не вызвало синергетических эффектов, способствующих возникновению устойчивой научно-инновационной экосистемы.
Яник А.А., Попова С.М. - Совершенствование научной политики в целях общественного развития: опыт Польши (2010-2015) c. 885-903

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54583

Аннотация: В статье представлены результаты анализа современной научной политики Польши, являющейся одним из ключевых инструментов реализации стратегии развития страны на инновационных началах. Опыт Польши представляет интерес для отечественных исследователей не только в связи с наличием сходных черт в национальных системах организации науки, но также потому, что контуры российской научной реформы во многом напоминают польскую модель, стартовавшую в 2010 г. В работе уделено особое внимание исследованию механизмов разработки и реализации научной политики Польши, а также оценке промежуточных результатов радикальной реформы польской науки (2010-2015). Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что радикальная реформа польской науки пока не привела к существенным изменениям показателей инновационного развития страны, которые остаются одними самых низких в ЕС, а возможность достижения к 2020 г. запланированных объемов научного бюджета (1,7% от ВВП) вызывает обоснованные сомнения. Научная политика Польши, несмотря на активную абсорбцию общеевропейских рекомендаций, на практике развивается методом «проб и ошибок». Реформа науки еще не стала органичной частью комплексной политики развития, а успешное освоение финансовой поддержки из фондов ЕС не вызвало синергетических эффектов, способствующих возникновению устойчивой научно-инновационной экосистемы.
Коломейцева Н.А. - Инвестиционный потенциал Дальнего Востока как драйвер политико-экономического сотрудничества России со странами АТР

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.19677

Аннотация: Объектом исследования является активизация Азиатско-Тихоокеанского политического вектора России. В контексте темы автор отмечает, что разразившийся кризис системы международных отношений, спусковым механизмом которому послужил так называемый «Украинский кризис», стал стимулом к ускоренному развитию дальневосточных территорий РФ в целях её интеграции в АТР. Особое внимание в статье уделяется инвестиционным возможностям Дальнего Востока в рамках кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Автором подробно рассмотрены экономические, политические, социальные факторы, определяющие сегодняшнее развитие Дальневосточного федерального округа. Посредством применения системного и структурно-функционального методов автором обобщаются параметры инвестиционного потенциала Дальнего Востока России. В статье проведен комплексный анализ факторов, влияющих на характеристики интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Автором отмечен институциональный и экономический потенциал Приморского края в качестве предпосылки к формированию трансграничной зоны на Юге Дальнего Востока России, которая в перспективе должна привести к росту числа деловых контактов в дальневосточном регионе.
Коломейцева Н.А. - Инвестиционный потенциал Дальнего Востока как драйвер политико-экономического сотрудничества России со странами АТР c. 904-909

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54584

Аннотация: Объектом исследования является активизация Азиатско-Тихоокеанского политического вектора России. В контексте темы автор отмечает, что разразившийся кризис системы международных отношений, спусковым механизмом которому послужил так называемый «Украинский кризис», стал стимулом к ускоренному развитию дальневосточных территорий РФ в целях её интеграции в АТР. Особое внимание в статье уделяется инвестиционным возможностям Дальнего Востока в рамках кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Автором подробно рассмотрены экономические, политические, социальные факторы, определяющие сегодняшнее развитие Дальневосточного федерального округа. Посредством применения системного и структурно-функционального методов автором обобщаются параметры инвестиционного потенциала Дальнего Востока России. В статье проведен комплексный анализ факторов, влияющих на характеристики интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Автором отмечен институциональный и экономический потенциал Приморского края в качестве предпосылки к формированию трансграничной зоны на Юге Дальнего Востока России, которая в перспективе должна привести к росту числа деловых контактов в дальневосточном регионе.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ
Nesterova A.A., Slezin A.A. - Komsomol as an organizer of the Pioneers’ activity at the brink of the 1950’s –1960’s

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.16022

Abstract: The authors thoroughly examine the Komsomol patronage over the Pioneers under the conditions of Khrushchev Thaw. The source basis of the article contains the archive documents, primarily the documents from the Russian State Archive of Sociopolitical History and State Archive of Sociopolitical History of Tambov Oblast. The originally introduced into the scientific discourse documents of the lower-level Pioneer and Komsomol organizations allowed adjusting multiple conclusions of the documents of the higher-level authorities, as well as eliminate the stereotypes established within the historical science. Komsomol is viewed as a certain Soviet “ministry of youth”, interlink between the government, youth, and children. The experience of Komsomol activity and Pioneer organization is being evaluated from human and state perspective. Summarizing the patronage Komsomol activity at the brink of the 1950’s –1960’s the authors determine the increase of its efficiency; there was an active search for the most efficient forms and methods of working with various age groups of Pioneers. At the same time, the success of any initiative completely depended on the subjective factor: wherever there were people capable (not just enthusiastic) to carry out difficult and important tasks, the children living in these towns received an opportunity to not just pass time, but to also acquire rather useful communication skills, and were becoming involved in socially beneficial projects.
Нестерова А.А., Слезин А.А. - Комсомол как организатор деятельности пионеров на рубеже 1950-х-1960-х гг. c. 910-920

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54585

Аннотация: Авторы подробно исследуют шефство комсомола над пионерами в условиях хрущевской "оттепели". Основу источниковой базы статьи составили архивные документы, в первую очередь, документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Впервые введенные в научный оборот документы низовых пионерских и комсомольских организаций позволили скорректировать многие выводы документов вышестоящих инстанций, а также освободиться от стереотипов, сложившихся в исторической науке. Комсомол рассматривается как своеобразное советское «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью, детьми . Опыт деятельности комсомола и пионерской организации оценивается с общечеловеческих и государственных позиций. Подводя итоги рассмотрения шефской деятельности комсомола на рубеже 1950-1960-х гг., с одной стороны, авторы констатируют повышение ее эффективности. Шел активный поиск наиболее эффективных форм и методов работы с различными возрастными группами пионеров. В тоже время успех любой инициативы полностью зависел от субъективного фактора: когда в том или ином месте находились люди, способные (только на энтузиазме) выполнять трудные и ответственные задачи, жившие в данных населенных пунктах дети получали возможность не просто интересно проводить свободное время, но и приобретать весьма полезные коммуникативные навыки, приобщались к общественно-полезному творчеству.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Васильченко О.К. - Современные идеологии управления страхом

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.15746

Аннотация: Данная статья посвящена современным идеологиям управления страхом. Автор рассматривает мотив страха в международной и внутренней политике государства на примере национальной безопасности, настаивая на её чрезмерности и преднамеренном раздувании страхов в обществе с целью легитимации важных политических решений. По мнению автора, власти необходимо легитимировать свои политические решения посредством волеизъявлений граждан. Однако, эти волеизъявления не должны противоречить официальной политике, что, в свою очередь, порождает необходимость формирования общественного мнения. Также автор касается темы человеческой безопасности, которая, по его мнению, призвана в будущем побороть негативные последствия политики национальной безопасности. Методологическая база исследования представлена общенаучными методами, а также конкретными междисциплинарными методиками философских и политических наук. В заключении автор делает вывод о том, что современные идеологии управления страхом остаются очень эффективным инструментом политики государства. Новизна данного исследования заключается в попытке автора представить комплексный взгляд на проблему, анализируя эмоцию страха в политике с разных позиций. Данная статья может быть полезна специалистам в области социальной философии и политологии.
Васильченко О.К. - Современные идеологии управления страхом c. 921-927

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54586

Аннотация: Данная статья посвящена современным идеологиям управления страхом. Автор рассматривает мотив страха в международной и внутренней политике государства на примере национальной безопасности, настаивая на её чрезмерности и преднамеренном раздувании страхов в обществе с целью легитимации важных политических решений. По мнению автора, власти необходимо легитимировать свои политические решения посредством волеизъявлений граждан. Однако, эти волеизъявления не должны противоречить официальной политике, что, в свою очередь, порождает необходимость формирования общественного мнения. Также автор касается темы человеческой безопасности, которая, по его мнению, призвана в будущем побороть негативные последствия политики национальной безопасности. Методологическая база исследования представлена общенаучными методами, а также конкретными междисциплинарными методиками философских и политических наук. В заключении автор делает вывод о том, что современные идеологии управления страхом остаются очень эффективным инструментом политики государства. Новизна данного исследования заключается в попытке автора представить комплексный взгляд на проблему, анализируя эмоцию страха в политике с разных позиций. Данная статья может быть полезна специалистам в области социальной философии и политологии.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
Казаков А.А. - Познавательные возможности теорий фрейминга и установления атрибутивной повестки дня (на примере освещения конфликта на юго-востоке Украины «Новой газетой» и «Нью-Йорк Таймс»)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.15356

Аннотация: Предметом исследования являются особенности освещения конфликта на юго-востоке Украины российской «Новой газетой» и американской «Нью-Йорк Таймс». Анализируется распределение статей, посвященных событиям в соседней стране, во времени; сравнивается тематическая направленность публикаций; сопоставляются транслируемые изданиями фреймы и источники цитат. Разделив материалы газет на несколько содержательных блоков, особое внимание автор уделяет анализу наиболее популярных в «Новой газете» и в «Нью-Йорк Таймс» блоков о событиях внутри России и самой Украины, так или иначе связанных с рассматриваемым кризисом. Методологической основой исследования стали теории фрейминга и установления атрибутивной повестки дня; эмпирической базой – 98 статей «Новой газеты» и «Нью-Йорк Таймс», опубликованные в период с 16 марта по 15 апреля 2015 года. В результате проведенного исследования автор подтвердил первоначально высказанное предположение о том, что одновременное использование теорий фрейминга и установления атрибутивных повесток дня вполне может считаться одним из действенных механизмов исследования медиа-текстов. Кроме этого, сделан вывод о схожести подходов газет к освещению событий в соседней стране. Более того, автор обращает внимание на то, что в отдельных случаях, особенно когда речь заходила об оценках действий России, журналисты «Новой газеты» порой были настроены по отношению к Кремлю даже более критически, чем их заокеанские коллеги.
Казаков А.А. - Познавательные возможности теорий фрейминга и установления атрибутивной повестки дня (на примере освещения конфликта на юго-востоке Украины «Новой газетой» и «Нью-Йорк Таймс») c. 928-938

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54587

Аннотация: Предметом исследования являются особенности освещения конфликта на юго-востоке Украины российской «Новой газетой» и американской «Нью-Йорк Таймс». Анализируется распределение статей, посвященных событиям в соседней стране, во времени; сравнивается тематическая направленность публикаций; сопоставляются транслируемые изданиями фреймы и источники цитат. Разделив материалы газет на несколько содержательных блоков, особое внимание автор уделяет анализу наиболее популярных в «Новой газете» и в «Нью-Йорк Таймс» блоков о событиях внутри России и самой Украины, так или иначе связанных с рассматриваемым кризисом. Методологической основой исследования стали теории фрейминга и установления атрибутивной повестки дня; эмпирической базой – 98 статей «Новой газеты» и «Нью-Йорк Таймс», опубликованные в период с 16 марта по 15 апреля 2015 года. В результате проведенного исследования автор подтвердил первоначально высказанное предположение о том, что одновременное использование теорий фрейминга и установления атрибутивных повесток дня вполне может считаться одним из действенных механизмов исследования медиа-текстов. Кроме этого, сделан вывод о схожести подходов газет к освещению событий в соседней стране. Более того, автор обращает внимание на то, что в отдельных случаях, особенно когда речь заходила об оценках действий России, журналисты «Новой газеты» порой были настроены по отношению к Кремлю даже более критически, чем их заокеанские коллеги.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Куренков И.Г. - Проблема внутриэлитных конфликтов в современной Украине

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.17406

Аннотация: В статье рассматривается проблема внутриэлитных конфликтов в Украине в период с 1991 по 2005 годы. Особое внимание уделено тенденциям и особенностям формирования политических элит в Украине. В рамках исследования отмечается, что борьба различных акторов за политическую власть в Украине была обусловлена рядом факторов, к которым следует отнести историю страны, обусловившей появление сильных акторов регионального масштаба и фрагментированной элиты; относительно высокую стоимость подавления оппозиции, что привело к серии картельных соглашений; ограничения со стороны политических институтов. В настоящем исследовании использованы общеисторический и компаративный подходы, а также основные методы анализа данных источников. Показано, что сращивание бизнеса и политики в Украине составляет угрозу внутренней безопасности страны и подрывает способность властей к демократическому управлению, поскольку в большинстве случаев именно экономические интересы определяют политическое поведение, а взаимосвязи между политическими игроками становятся заложниками договоренностей между олигархами.
Куренков И.Г. - Проблема внутриэлитных конфликтов в современной Украине c. 939-947

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54588

Аннотация: В статье рассматривается проблема внутриэлитных конфликтов в Украине в период с 1991 по 2005 годы. Особое внимание уделено тенденциям и особенностям формирования политических элит в Украине. В рамках исследования отмечается, что борьба различных акторов за политическую власть в Украине была обусловлена рядом факторов, к которым следует отнести историю страны, обусловившей появление сильных акторов регионального масштаба и фрагментированной элиты; относительно высокую стоимость подавления оппозиции, что привело к серии картельных соглашений; ограничения со стороны политических институтов. В настоящем исследовании использованы общеисторический и компаративный подходы, а также основные методы анализа данных источников. Показано, что сращивание бизнеса и политики в Украине составляет угрозу внутренней безопасности страны и подрывает способность властей к демократическому управлению, поскольку в большинстве случаев именно экономические интересы определяют политическое поведение, а взаимосвязи между политическими игроками становятся заложниками договоренностей между олигархами.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Будаев А.В. - Сравнительный анализ «мягкой силы» во внешней политике России и Китая

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.15644

Аннотация: Объектом исследования статьи являются актуальные аспекты внешней политики России и Китая на современном этапе. Предмет исследования: инструменты и технологии «мягкой силы» в российской и китайской дипломатической деятельности. Цель исследования – раскрыть источники происхождения, особенности, отличия и общие черты «мягкой силы» во внешней политике РФ и КНР, определить роль и место инструментов «мягкой силы» в реализации внешней политики двух держав. В статье исследуются основные каналы и направления применения Москвой и Пекином «мягкой силы», ее сильные и уязвимые стороны, связанные с культурно-цивилизационными архитипами, достижениями двух государств в различных областях, а также особенностями развития их экономик, политических систем и гражданского общества. По мере дальнейшего формирования и консолидации собственных форматов «мягкой силы» России и Китая, их роль и значение во внешней политике обеих стран будет объективно возрастать, прежде всего, в контексте задач российских и китайских политических элит по обеспечению геополитических позиций в формирующемся миропорядке. Методологическая база определяется, с одной стороны, характером целей и задач исследования, а с другой – научным подходом, позицией и личным опытом работы автора в системе МИД России и его учреждениях за рубежом. Методология исследования основывается на системном, структурно-функциональном, сравнительно-политическом и культурно-цивилизационном подходах, методах индукции, дедукции, анализа, моделирования, экспертных оценок и наблюдения. При этом ключевыми установками выступают принципы объективности, системности, историзма. Основными выводами проведенного исследования являются: содержание и проявления «мягкой силы» во внешней политике России и Китая базируются на многомерной цивилизационной идентичности этих стран, имеют собственный институциональный дизайн, существенно отличающийся от традиционных американских и англосаксонских канонов и стандартов. Роль «мягкой силы» во внешней политике РФ и КНР будет неуклонно возрастать, гармонично дополняя методы и приемы традиционной дипломатии в интересах обеспечения их геополитических позиций в мире. Научная новизна статьи определяется недостаточной научной и публицистической разработанностью темы исследования. В работе использован новый подход к изучению внешней политики России и Китая, основанный на авторской гипотезе о возрастающей роли «мягкой» дипломатии в реализации внешнеполитических приоритетов двух держав.
Будаев А.В. - Сравнительный анализ «мягкой силы» во внешней политике России и Китая c. 948-959

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54589

Аннотация: Объектом исследования статьи являются актуальные аспекты внешней политики России и Китая на современном этапе. Предмет исследования: инструменты и технологии «мягкой силы» в российской и китайской дипломатической деятельности. Цель исследования – раскрыть источники происхождения, особенности, отличия и общие черты «мягкой силы» во внешней политике РФ и КНР, определить роль и место инструментов «мягкой силы» в реализации внешней политики двух держав. В статье исследуются основные каналы и направления применения Москвой и Пекином «мягкой силы», ее сильные и уязвимые стороны, связанные с культурно-цивилизационными архитипами, достижениями двух государств в различных областях, а также особенностями развития их экономик, политических систем и гражданского общества. По мере дальнейшего формирования и консолидации собственных форматов «мягкой силы» России и Китая, их роль и значение во внешней политике обеих стран будет объективно возрастать, прежде всего, в контексте задач российских и китайских политических элит по обеспечению геополитических позиций в формирующемся миропорядке. Методологическая база определяется, с одной стороны, характером целей и задач исследования, а с другой – научным подходом, позицией и личным опытом работы автора в системе МИД России и его учреждениях за рубежом. Методология исследования основывается на системном, структурно-функциональном, сравнительно-политическом и культурно-цивилизационном подходах, методах индукции, дедукции, анализа, моделирования, экспертных оценок и наблюдения. При этом ключевыми установками выступают принципы объективности, системности, историзма. Основными выводами проведенного исследования являются: содержание и проявления «мягкой силы» во внешней политике России и Китая базируются на многомерной цивилизационной идентичности этих стран, имеют собственный институциональный дизайн, существенно отличающийся от традиционных американских и англосаксонских канонов и стандартов. Роль «мягкой силы» во внешней политике РФ и КНР будет неуклонно возрастать, гармонично дополняя методы и приемы традиционной дипломатии в интересах обеспечения их геополитических позиций в мире. Научная новизна статьи определяется недостаточной научной и публицистической разработанностью темы исследования. В работе использован новый подход к изучению внешней политики России и Китая, основанный на авторской гипотезе о возрастающей роли «мягкой» дипломатии в реализации внешнеполитических приоритетов двух держав.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Акопджанова М.О. - Влияние судебного толкования на законодательную и правоприменительную деятельность

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.15465

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рассмотрение роли и значения судебного толкования для развития действующего российского законодательства и правоприменительной (судебной и следственной) практики. Судебное толкование, разъяснения высший судебных органов, данные по вопросам применения Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, позволяют сформировать на практике единые критерии и правила квалификации общественно опасных деяний, назначения наказания, позволяя, тем самым, унифицировать правоприменительную практику, что способно обеспечить максимально эффективную защиту прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В процессе исследования были определены функции и правовое значение, правовые последствия судебного толкования, разъяснений по вопросам формирования единообразной судебной практики, данных Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
Акопджанова М.О. - Влияние судебного толкования на законодательную и правоприменительную деятельность c. 960-965

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54590

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рассмотрение роли и значения судебного толкования для развития действующего российского законодательства и правоприменительной (судебной и следственной) практики. Судебное толкование, разъяснения высший судебных органов, данные по вопросам применения Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, позволяют сформировать на практике единые критерии и правила квалификации общественно опасных деяний, назначения наказания, позволяя, тем самым, унифицировать правоприменительную практику, что способно обеспечить максимально эффективную защиту прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В процессе исследования были определены функции и правовое значение, правовые последствия судебного толкования, разъяснений по вопросам формирования единообразной судебной практики, данных Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Власенко А.А., Сажнов А.Н. - Особенности государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в контексте трехсекторного партнерства современной России

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.19530

Аннотация: Предметом исследования является государственное регулирование сферы социальной ответственности бизнеса. Особое внимание авторы уделяют проблемам взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций в современной России. В данной статье подобное партнерство рассматривается в качестве ресурса устойчивого развития экономики и гражданского общества. Именно социальная ответственность является фундаментальной первоосновой внутренней консолидации социума и, как следствие, улучшения качества жизни населения. Одним из направлений реализации принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) является взаимодействие с некоммерческими организациями, агрегирующими запросы различных социальных групп. В данной работе был применен комплекс теоретических и практических методов исследования: опрос экспертов, анализ статистических данных, а также моделирование и абстрагирование. В настоящей статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности таких субъектов экономики, как государство, бизнес и некоммерческие организации в сфере социальной ответственности. На основе эмпирических данных, полученных в ходе опроса экспертов, было выявлено место КСО в рамках трехсекторного партнерства, а также степень вовлеченности государства в процессы формирования социальной ответственности бизнеса в России.
Власенко А.А., Сажнов А.Н. - Особенности государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в контексте трехсекторного партнерства современной России c. 966-971

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54591

Аннотация: Предметом исследования является государственное регулирование сферы социальной ответственности бизнеса. Особое внимание авторы уделяют проблемам взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций в современной России. В данной статье подобное партнерство рассматривается в качестве ресурса устойчивого развития экономики и гражданского общества. Именно социальная ответственность является фундаментальной первоосновой внутренней консолидации социума и, как следствие, улучшения качества жизни населения. Одним из направлений реализации принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) является взаимодействие с некоммерческими организациями, агрегирующими запросы различных социальных групп. В данной работе был применен комплекс теоретических и практических методов исследования: опрос экспертов, анализ статистических данных, а также моделирование и абстрагирование. В настоящей статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности таких субъектов экономики, как государство, бизнес и некоммерческие организации в сфере социальной ответственности. На основе эмпирических данных, полученных в ходе опроса экспертов, было выявлено место КСО в рамках трехсекторного партнерства, а также степень вовлеченности государства в процессы формирования социальной ответственности бизнеса в России.
МИГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ
Игонин Д.И. - Этноконфликтологический дискурс миграционной политики в ситуации неурегулированной миграции

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.19721

Аннотация: В статье рассматривается ситуация смены экономического и культурологического дискурса миграционной политики на этноконфликтологический. Причины этого видятся в глобальных вызовах международной политики, в возрастании нелегальных миграционных процессов, а вместе с этим и претензий на законодательное и политическое определение этносоциальных сообществ и конфессионально объединенных групп мигрантов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как проблемы миграционной политики в контексте глобальных изменений миграционных процессов, и усиления нерегулируемой миграции. Кроме того, обосновывает неизбежность смены экономико – прагматического и культурологического дискурса миграционной политики на этноконфликтологический, в связи с вызовами международной политики и преобладанием нелегальных миграционных процессов над легальными. На основе контент – анализа зарубежных публикаций за период с 2013 по 2016 год, посвященных миграционной политике констатируется, усиление внимания ученых к этнополитическим и этнокультурным проблемам нерегулируемых миграций. Выделяются факторы актуализации этноконфликтологического дискурса миграционной политики, к которым относятся рост этнополитических притязаний этносоциальных сообществ, межцивилизационными культурологическими вызовами, радикализацией этничности мигрантов и автохтонного населения принимающих стран. Приводятся возможные варианты сценария развития миграционной политики принимающих стран, в связи с наплывом нелегальных мигрантов. Миграционная политика европейских стран подчиненная доктрине "гуманитарной интервенции", что фактически узаконивает развитие системы нового этноколониализма, и становится источником развития этнополитической напряженности в регионе.
Игонин Д.И. - Этноконфликтологический дискурс миграционной политики в ситуации неурегулированной миграции c. 972-976

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54592

Аннотация: В статье рассматривается ситуация смены экономического и культурологического дискурса миграционной политики на этноконфликтологический. Причины этого видятся в глобальных вызовах международной политики, в возрастании нелегальных миграционных процессов, а вместе с этим и претензий на законодательное и политическое определение этносоциальных сообществ и конфессионально объединенных групп мигрантов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как проблемы миграционной политики в контексте глобальных изменений миграционных процессов, и усиления нерегулируемой миграции. Кроме того, обосновывает неизбежность смены экономико – прагматического и культурологического дискурса миграционной политики на этноконфликтологический, в связи с вызовами международной политики и преобладанием нелегальных миграционных процессов над легальными. На основе контент – анализа зарубежных публикаций за период с 2013 по 2016 год, посвященных миграционной политике констатируется, усиление внимания ученых к этнополитическим и этнокультурным проблемам нерегулируемых миграций. Выделяются факторы актуализации этноконфликтологического дискурса миграционной политики, к которым относятся рост этнополитических притязаний этносоциальных сообществ, межцивилизационными культурологическими вызовами, радикализацией этничности мигрантов и автохтонного населения принимающих стран. Приводятся возможные варианты сценария развития миграционной политики принимающих стран, в связи с наплывом нелегальных мигрантов. Миграционная политика европейских стран подчиненная доктрине "гуманитарной интервенции", что фактически узаконивает развитие системы нового этноколониализма, и становится источником развития этнополитической напряженности в регионе.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Замотаев Д.Ю. - Оценка эффективности деятельности общественных неправительственных организаций: поиск критериев и направлений развития

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.15514

Аннотация: На сегодняшний день вопрос об эффективности работы общественных неправительственных организаций (НПО) является актуальным. Целью работы явилась оценка эффективности деятельности общественных неправительственных организаций в России: поиск критериев и направлений их развития. Предмет исследования включал 25 основных характеристик эффективности деятельности неправительственных общественных организаций, исследование которых на основе математического моделирования позволили оценить не только качество деятельности организации с точки зрения различных социальных характеристик, но и ее деятельность в целом. Материал исследования включал в себя анализ теоретических исследований, а также результаты собственных социологических данных анкетирования населения Красногорского района Московской области в количестве 100 человек. Использованы положения математической статистики, теории вероятности и планирования эксперимента. Используя подобный подход можно получить взвешенные значения описывающих НПО характеристик и сравнить их, что позволит объективизировать данные, получаемые при эмпирическом исследовании. За счет осмысления «сильных» и «слабых» критериев эффективности, кон-кретизации противоречивых моментов, выявленных в ходе исследования можно выделить наиболее проблематичные из них и повлиять на развитие деятельности общественной организации.
Замотаев Д.Ю. - Оценка эффективности деятельности общественных неправительственных организаций: поиск критериев и направлений развития c. 977-984

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54593

Аннотация: На сегодняшний день вопрос об эффективности работы общественных неправительственных организаций (НПО) является актуальным. Целью работы явилась оценка эффективности деятельности общественных неправительственных организаций в России: поиск критериев и направлений их развития. Предмет исследования включал 25 основных характеристик эффективности деятельности неправительственных общественных организаций, исследование которых на основе математического моделирования позволили оценить не только качество деятельности организации с точки зрения различных социальных характеристик, но и ее деятельность в целом. Материал исследования включал в себя анализ теоретических исследований, а также результаты собственных социологических данных анкетирования населения Красногорского района Московской области в количестве 100 человек. Использованы положения математической статистики, теории вероятности и планирования эксперимента. Используя подобный подход можно получить взвешенные значения описывающих НПО характеристик и сравнить их, что позволит объективизировать данные, получаемые при эмпирическом исследовании. За счет осмысления «сильных» и «слабых» критериев эффективности, кон-кретизации противоречивых моментов, выявленных в ходе исследования можно выделить наиболее проблематичные из них и повлиять на развитие деятельности общественной организации.
Смелова А.А., Александрова А.А. - Социально-ответственная инвестиционная политика корпоративных пенсионных фондов: опыт эмпирического исследования

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.19221

Аннотация: В статье рассматривается инвестиционная политика корпоративных пенсионных фондов, возникших для обеспечения сотрудников корпорации и обычных граждан дополнительным, стабильным доходом при достижении ими пенсионного возраста. Выделяются две основные стратегии российского корпоративного пенсионного фонда по размещению пенсионных средств на финансовом рынке: финансовая стратегия, направленная на максимизацию прибыли, и социально – ответственная стратегия, предполагающая не только инвестиции в социальные проекты, но и интеграцию с вкладчиками, учет их ценностей и интересов. Основным теоретико-методологическим подходом была выбрана социология конвенций (Л.Болтански, Л.Тевено, Э.Кьяпелло). Также в марте-апреле 2016 г. в одном из Северо-Западных филиалов «Газпрома» было проведено авторское эмпирическое исследование на предмет изучения того, действительно, ли ценности сотрудников корпорации отражают направления инвестиционной политики НПФ «Газфонд». Сбор данных был осуществлен посредством структурированных и глубинных интервью. Выборка осуществлялась на основе доступных случаев и составила 45 человек, т.е. примерно 25% от общей численности сотрудников филиала. Количественные данные, полученные в ходе исследования, обрабатывались в программе SPSS (корреляционный анализ), качественные - в программе Atlas.ti. (техника «elicitation knowledge»). Полученные результаты важны, поскольку они раскрывают отношение сотрудников корпорации, которые являются реальными или потенциальными вкладчиками, к деятельности корпоративного пенсионного фонда. Важной составляющей исследования стало изучение того, какие сферы социальной жизни в наибольшей степени требуют инвестиций. Указывается, что институт экспертизы инвестиционных проектов в корпоративных пенсионных фондах нуждается в модернизации. А также обозначаются основные критерии, которые, по мнению сотрудников, должны учитываться при отборе управляющими проектов социально-ответственного инвестирования. В дальнейшем, данная информация может быть использована не только при формировании инвестиционной политики фондов, но и в целом при планировании бюджета на финансирование социальной сферы.
Смелова А.А., Александрова А.А. - Социально-ответственная инвестиционная политика корпоративных пенсионных фондов: опыт эмпирического исследования c. 985-1007

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54594

Аннотация: В статье рассматривается инвестиционная политика корпоративных пенсионных фондов, возникших для обеспечения сотрудников корпорации и обычных граждан дополнительным, стабильным доходом при достижении ими пенсионного возраста. Выделяются две основные стратегии российского корпоративного пенсионного фонда по размещению пенсионных средств на финансовом рынке: финансовая стратегия, направленная на максимизацию прибыли, и социально – ответственная стратегия, предполагающая не только инвестиции в социальные проекты, но и интеграцию с вкладчиками, учет их ценностей и интересов. Основным теоретико-методологическим подходом была выбрана социология конвенций (Л.Болтански, Л.Тевено, Э.Кьяпелло). Также в марте-апреле 2016 г. в одном из Северо-Западных филиалов «Газпрома» было проведено авторское эмпирическое исследование на предмет изучения того, действительно, ли ценности сотрудников корпорации отражают направления инвестиционной политики НПФ «Газфонд». Сбор данных был осуществлен посредством структурированных и глубинных интервью. Выборка осуществлялась на основе доступных случаев и составила 45 человек, т.е. примерно 25% от общей численности сотрудников филиала. Количественные данные, полученные в ходе исследования, обрабатывались в программе SPSS (корреляционный анализ), качественные - в программе Atlas.ti. (техника «elicitation knowledge»). Полученные результаты важны, поскольку они раскрывают отношение сотрудников корпорации, которые являются реальными или потенциальными вкладчиками, к деятельности корпоративного пенсионного фонда. Важной составляющей исследования стало изучение того, какие сферы социальной жизни в наибольшей степени требуют инвестиций. Указывается, что институт экспертизы инвестиционных проектов в корпоративных пенсионных фондах нуждается в модернизации. А также обозначаются основные критерии, которые, по мнению сотрудников, должны учитываться при отборе управляющими проектов социально-ответственного инвестирования. В дальнейшем, данная информация может быть использована не только при формировании инвестиционной политики фондов, но и в целом при планировании бюджета на финансирование социальной сферы.
Короткова М.Н. - Политика государства в сфере здравоохранения: проблема дефицита кадров

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.19626

Аннотация: Объектом исследования является политика государства, направленная на решение проблемы дефицита кадров в сфере здравоохранения. Предметом исследования – отношение медиков к данной политике. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы как причины выбора профессии врача, отношение медиков к проблеме кадрового дефицита, политике государства, направленной на решение вопроса, причины кадрового дефицита, с точки зрения медиков, и факторы, способные исправить сложившуюся ситуацию, корреляцию условий работы от места работы (политики региона). В исследовании были использованы методы социологического опроса (опрос проводился на базе 20 медицинских учреждениях Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской области, республик Башкортостан, Татарстан и Удмуртия), общенаучные методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, а также системно-структурный подход. Поводя итоги, можно отметить следующие моменты. Во-первых, основной причиной выбора профессии врача является «зов сердца», что, однако, не лишает медиков материальной заинтересованности. Во-вторых, в дефиците кадров медики, прежде всего, обвиняют государство. Большинство из них полагает, что меры, предпринимаемые государством для решения проблемы дефицита кадров в сфере здравоохранения, являются неэффективными. В-третьих, медики признают наличие корреляции условий работы от места работы, то есть политики региона. В-четвертых, они по-разному оценивают меры, предпринимаемые государством. Так, они решительно выступают против политики оптимизации и внедрения системы эффективного контракта. С другой стороны, они приветствуют целевой прием, программы, подобные «Земскому доктору» и интенсификацию профилактики болезней. С точки зрения самих медиков, для решения кадрового вопроса в системе здравоохранения государство должно, во-первых, обратить свое внимание на материальные стимулы, во-вторых, на социальные гарантии, в-третьих, на поднятие престижа профессии врача в глазах общества. Лучшим материальным стимулом для большинства респондентов является увеличение заработной платы, помощь в решении жилищного вопроса (предоставление служебного помещения с последующей приватизацией через определенный период времени), выплата регулярных (ежемесячных или ежеквартальных) премий.
Короткова М.Н. - Политика государства в сфере здравоохранения: проблема дефицита кадров c. 1008-1017

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54595

Аннотация: Объектом исследования является политика государства, направленная на решение проблемы дефицита кадров в сфере здравоохранения. Предметом исследования – отношение медиков к данной политике. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы как причины выбора профессии врача, отношение медиков к проблеме кадрового дефицита, политике государства, направленной на решение вопроса, причины кадрового дефицита, с точки зрения медиков, и факторы, способные исправить сложившуюся ситуацию, корреляцию условий работы от места работы (политики региона). В исследовании были использованы методы социологического опроса (опрос проводился на базе 20 медицинских учреждениях Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской области, республик Башкортостан, Татарстан и Удмуртия), общенаучные методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, а также системно-структурный подход. Поводя итоги, можно отметить следующие моменты. Во-первых, основной причиной выбора профессии врача является «зов сердца», что, однако, не лишает медиков материальной заинтересованности. Во-вторых, в дефиците кадров медики, прежде всего, обвиняют государство. Большинство из них полагает, что меры, предпринимаемые государством для решения проблемы дефицита кадров в сфере здравоохранения, являются неэффективными. В-третьих, медики признают наличие корреляции условий работы от места работы, то есть политики региона. В-четвертых, они по-разному оценивают меры, предпринимаемые государством. Так, они решительно выступают против политики оптимизации и внедрения системы эффективного контракта. С другой стороны, они приветствуют целевой прием, программы, подобные «Земскому доктору» и интенсификацию профилактики болезней. С точки зрения самих медиков, для решения кадрового вопроса в системе здравоохранения государство должно, во-первых, обратить свое внимание на материальные стимулы, во-вторых, на социальные гарантии, в-третьих, на поднятие престижа профессии врача в глазах общества. Лучшим материальным стимулом для большинства респондентов является увеличение заработной платы, помощь в решении жилищного вопроса (предоставление служебного помещения с последующей приватизацией через определенный период времени), выплата регулярных (ежемесячных или ежеквартальных) премий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.