по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 04, 2016
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 17-05-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2016
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Анисимцев Н.В. - История и современные проблемы модернизации гражданско-правовой системы КНР

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.14846

Аннотация: Статья представляет собой краткий очерк истории, этапов, направлений, анализ логики развития системы гражданского права современного Китая. После образования КНР новое руководство страны приступило к разработке новой системы гражданского права. Попытки принятия Гражданского кодекса (ГК) делались в 1954 г., в 1962 г., но оказались безуспешными. Новый этап в этой работе начался с провозглашением «курса реформ и открытости» в 1978 г. Гражданско-правовая система развивалась по двум направлениям − принятие отдельных наиболее актуальных законов, безотлагательно востребованных задачами развития страны, и вместе с тем, параллельно шла разработка всеобъемлющего ГК. Формирование новой системы гражданского права после 1978 г. прошло три этапа: начальный период строительства рыночной экономики (1978-1992 гг.), строительство «социалистической рыночной экономики» (1992 -1998 гг.), новый этап модернизации Китая широким фронтом начался на рубеже «нолевых» годов. Работа основана на широком круге источников и литературы на китайском, английском, японском языках и предлагает краткий аналитический обзор исторических, политических, правовых аспектов проблемы модернизации гражданского права КНР сегодня. Статья впервые предлагает комплексный систематичный анализ логики строительства гражданско-правовой систем КНР. Китайские законодатели добились весомых результатов в строительстве гражданского права. Важнейшим достижением на этом пути было принятие в 1986 г. «Общих положений гражданского права». Но задача формирования всеобъемлющего ГК пока не решена. Коренная трудность в подготовке ГК на современном этапе модернизации обусловлена диалектической природой самого общественного развития страны − как правильно сочетать задачи развития рыночной экономики с руководящей ролью народного социалистического государства.
Анисимцев Н.В. - История и современные проблемы модернизации гражданско-правовой системы КНР c. 413-421

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54540

Аннотация: Статья представляет собой краткий очерк истории, этапов, направлений, анализ логики развития системы гражданского права современного Китая. После образования КНР новое руководство страны приступило к разработке новой системы гражданского права. Попытки принятия Гражданского кодекса (ГК) делались в 1954 г., в 1962 г., но оказались безуспешными. Новый этап в этой работе начался с провозглашением «курса реформ и открытости» в 1978 г. Гражданско-правовая система развивалась по двум направлениям − принятие отдельных наиболее актуальных законов, безотлагательно востребованных задачами развития страны, и вместе с тем, параллельно шла разработка всеобъемлющего ГК. Формирование новой системы гражданского права после 1978 г. прошло три этапа: начальный период строительства рыночной экономики (1978-1992 гг.), строительство «социалистической рыночной экономики» (1992 -1998 гг.), новый этап модернизации Китая широким фронтом начался на рубеже «нолевых» годов. Работа основана на широком круге источников и литературы на китайском, английском, японском языках и предлагает краткий аналитический обзор исторических, политических, правовых аспектов проблемы модернизации гражданского права КНР сегодня. Статья впервые предлагает комплексный систематичный анализ логики строительства гражданско-правовой систем КНР. Китайские законодатели добились весомых результатов в строительстве гражданского права. Важнейшим достижением на этом пути было принятие в 1986 г. «Общих положений гражданского права». Но задача формирования всеобъемлющего ГК пока не решена. Коренная трудность в подготовке ГК на современном этапе модернизации обусловлена диалектической природой самого общественного развития страны − как правильно сочетать задачи развития рыночной экономики с руководящей ролью народного социалистического государства.
ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
Деркач М.А. - Популистские партии в политической истории Финляндии во второй половине XX - начале XXI вв.

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.18861

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о месте и роли популистских партий в политической истории Финляндии во второй половине XX - начале XXI вв. Основное внимание автор сосредотачивает на Сельской партии Финляндии и партии «Истинные финны», анализируя историю их появления, становления и развития. Важное внимание уделяется также таким вопросам как взаимодействия популистских партий с традиционным политическим истеблишментом и факторы, оказывавшие позитивное и негативное влияние на электоральную популярность популистов. В исследовании автор прибегает к использованию исторического метода, а также сравнительного метода по принципу наибольшей схожести. Автор приходит к выводу, что хотя в финляндской политической системе популистские партии на протяжении долгого времени играли заметную роль, в среднесрочной перспективе Финляндия может стать страной, где эти силы находятся на обочине политической жизни. Вкладом автора в развитие темы является также вывод о том, что пребывание в исполнительной власти негативно отражается на уровне электоральной популярности популистской партии.
Деркач М.А. - Популистские партии в политической истории Финляндии во второй половине XX - начале XXI вв. c. 422-431

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54541

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о месте и роли популистских партий в политической истории Финляндии во второй половине XX - начале XXI вв. Основное внимание автор сосредотачивает на Сельской партии Финляндии и партии «Истинные финны», анализируя историю их появления, становления и развития. Важное внимание уделяется также таким вопросам как взаимодействия популистских партий с традиционным политическим истеблишментом и факторы, оказывавшие позитивное и негативное влияние на электоральную популярность популистов. В исследовании автор прибегает к использованию исторического метода, а также сравнительного метода по принципу наибольшей схожести. Автор приходит к выводу, что хотя в финляндской политической системе популистские партии на протяжении долгого времени играли заметную роль, в среднесрочной перспективе Финляндия может стать страной, где эти силы находятся на обочине политической жизни. Вкладом автора в развитие темы является также вывод о том, что пребывание в исполнительной власти негативно отражается на уровне электоральной популярности популистской партии.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Квашонкин А.В. - Технология «красных революций» в Закавказье в начале XX в.

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.15095

Аннотация: В современном мире наряду с классическими инструментами внешней политики ведущие государства мира все чаще используют технологии так называемых «цветных революций», суть которых заключается в свержении не отвечающих их национальным интересам правительств других стран и приводе к власти в них своих марионеток. Как известно, все новое является "хорошо забытым старым" с известной поправкой на современность и тактические методы. Предметом исследования является механизм организации и проведения «красных революций» в Закавказье сквозь призму переписки первых лиц государства Советской России в начале 20-х гг. XX века. В рамках статьи автор поставил следующие задачи: дать анализ теоретических и практических аспектов «красных революций»; показать их базовую модель на примере советизации Азербайджана, Армении и Грузии; показать модель организации в них новых властных структур. В основе методологии исследования лежат методы конкретно-исторического и сравнительного анализа переписки первых лиц советского государства в начале 20-х гг. прошлого века. Новизну работы определяет введение в научный оборот и анализ большого количества неопубликованного ранее архивного материала из коллекций документов И.В. Сталина, Г.К. Орджоникидзе, фонда Совета Народных Комиссаров РСФСР Российского государственного архива социально-политической истории по проблемам организации "красных революций" в Закавказье. Личная переписка представителей партийного, военного и советского руководства Закавказья с руководством Советской России и между собой содержит богатейший материал, который помогает восстановить реальную картину организации "красных революций" в этом регионе в 20-е гг. XX века, понять и уточнить роль в этом процессе отдельных представителей большевистской элиты. Письма, телеграммы, разговоры "по прямому проводу" (разговор по телеграфу) восстанавливают динамику и наполняют смыслом цепочку событий в общих чертах описанных, но не проанализированных в деталях.
Квашонкин А.В. - Технология «красных революций» в Закавказье в начале XX в. c. 432-456

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54542

Аннотация: В современном мире наряду с классическими инструментами внешней политики ведущие государства мира все чаще используют технологии так называемых «цветных революций», суть которых заключается в свержении не отвечающих их национальным интересам правительств других стран и приводе к власти в них своих марионеток. Как известно, все новое является "хорошо забытым старым" с известной поправкой на современность и тактические методы. Предметом исследования является механизм организации и проведения «красных революций» в Закавказье сквозь призму переписки первых лиц государства Советской России в начале 20-х гг. XX века. В рамках статьи автор поставил следующие задачи: дать анализ теоретических и практических аспектов «красных революций»; показать их базовую модель на примере советизации Азербайджана, Армении и Грузии; показать модель организации в них новых властных структур. В основе методологии исследования лежат методы конкретно-исторического и сравнительного анализа переписки первых лиц советского государства в начале 20-х гг. прошлого века. Новизну работы определяет введение в научный оборот и анализ большого количества неопубликованного ранее архивного материала из коллекций документов И.В. Сталина, Г.К. Орджоникидзе, фонда Совета Народных Комиссаров РСФСР Российского государственного архива социально-политической истории по проблемам организации "красных революций" в Закавказье. Личная переписка представителей партийного, военного и советского руководства Закавказья с руководством Советской России и между собой содержит богатейший материал, который помогает восстановить реальную картину организации "красных революций" в этом регионе в 20-е гг. XX века, понять и уточнить роль в этом процессе отдельных представителей большевистской элиты. Письма, телеграммы, разговоры "по прямому проводу" (разговор по телеграфу) восстанавливают динамику и наполняют смыслом цепочку событий в общих чертах описанных, но не проанализированных в деталях.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
Кшеменецкая М.Н. - Современные механизмы и технологии политической коммуникации в государственном управлении России

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.18645

Аннотация: Предметом исследования являются современные механизмы и технологии политической коммуникации как процесса и структуры информационных обменов между ключевыми политическими акторами в государственном управлении России. В статье рассмотрены такие механизмы политической коммуникации как: 1) механизм долгосрочной и доверительной коммуникации между органами государственной власти и обществом, 2) механизм политической коммуникации на центральном, региональном и местном уровнях принятия государственных решений, 3) механизм электронной правительственной коммуникации, 4) механизм электронного политического участия в государственном управлении. В рамках выделенных механизмов рассмотрены электронные технологии политической коммуникации в государственном управлении, которые трансформируют природу коммуникации между государством, средствами массовой информации и обществом. Методология исследования основана на использовании как теоретических, так и прикладных разработок в области политической коммуникативистики и государственного управления, включает в себя модели электронной демократии и электронного правительства, а также анализ электронного участия. Новизна исследования заключается в рассмотрении современных моделей электронной демократии и ее технологий (электронных петиций и консультаций, вовлечения в проводимый политический курс, общественной дипломатии, повышения прозрачности работы государства, преодоления цифрового разрыва), механизма политической коммуникации на центральном, региональном и местном уровнях принятия государственных решений, моделей электронного правительства и особенностей электронного политического участия.
Кшеменецкая М.Н. - Современные механизмы и технологии политической коммуникации в государственном управлении России c. 457-465

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54543

Аннотация: Предметом исследования являются современные механизмы и технологии политической коммуникации как процесса и структуры информационных обменов между ключевыми политическими акторами в государственном управлении России. В статье рассмотрены такие механизмы политической коммуникации как: 1) механизм долгосрочной и доверительной коммуникации между органами государственной власти и обществом, 2) механизм политической коммуникации на центральном, региональном и местном уровнях принятия государственных решений, 3) механизм электронной правительственной коммуникации, 4) механизм электронного политического участия в государственном управлении. В рамках выделенных механизмов рассмотрены электронные технологии политической коммуникации в государственном управлении, которые трансформируют природу коммуникации между государством, средствами массовой информации и обществом. Методология исследования основана на использовании как теоретических, так и прикладных разработок в области политической коммуникативистики и государственного управления, включает в себя модели электронной демократии и электронного правительства, а также анализ электронного участия. Новизна исследования заключается в рассмотрении современных моделей электронной демократии и ее технологий (электронных петиций и консультаций, вовлечения в проводимый политический курс, общественной дипломатии, повышения прозрачности работы государства, преодоления цифрового разрыва), механизма политической коммуникации на центральном, региональном и местном уровнях принятия государственных решений, моделей электронного правительства и особенностей электронного политического участия.
ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
Бесков А.А. - Деградация массового исторического сознания россиян как угроза национальной безопасности: причины, тенденции, пути преодоления

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.14949

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, характеризующие изменения специфики массового исторического сознания российского общества. В статье рассматриваются недавние государственные инициативы в области исторического образования и отмечаемые социологами изменения в структуре и содержании исторической памяти россиян. Анализируются различия между спецификой массового исторического сознания россиян в советский и постсоветский периоды, рассматриваются процессы, которые привели к появлению этих различий. Особое внимание автор уделяет формулированию конкретных практических рекомендаций, реализация которых позволит сделать наше массовое историческое сознание саморегулирующейся системой и уберечь россиян от новых резких социально-политических потрясений. Одной из методологических предпосылок исследования стала концепция Яна Ассмана о двух разновидностях коллективной памяти: коммуникативной и культурной. Второй – понимание специфики исторического познания с позиций конструктивного реализма (феноменологического конструктивизма). Новизна исследования заключается в том, что хотя в современной российской научной периодике часто затрагивается тема массового исторического сознания россиян и высказываются призывы к его очищению от искажённых представлений о прошлом, мало внимания уделяется вопросам, почему эти представления искажаются, и как этому процессу можно противодействовать. По мнению автора, это связано с недостаточным вниманием исследователей к взаимосвязям между функционированием массового исторического сознания и проблемами отечественной исторической науки и исторического образования. Рассмотрение заявленной темы в данном контексте показало, что в постсоветский период массовое историческое сознание россиян перестало эволюционировать и сейчас не соответствует уровню развития исторической науки. Его деградация заключается не в том, что россияне стали хуже знать историю – обосновывается мнение, что такие оценки лишены смысла, а в том, что их знания о прошлом стали менее научными. Это делает массовое историческое сознание более уязвимым и ослабляет возможность общества сопротивляться целенаправленным негативным информационным воздействиям, опасность которых в эпоху глобальных информационных войн всё возрастает. Точечные административные меры по коррекции массового исторического сознания, принимаемые российскими властями, представляются малоэффективными. Вместо этого требуется создать комплексный механизм его саморегуляции.
Бесков А.А. - Деградация массового исторического сознания россиян как угроза национальной безопасности: причины, тенденции, пути преодоления c. 466-479

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54544

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, характеризующие изменения специфики массового исторического сознания российского общества. В статье рассматриваются недавние государственные инициативы в области исторического образования и отмечаемые социологами изменения в структуре и содержании исторической памяти россиян. Анализируются различия между спецификой массового исторического сознания россиян в советский и постсоветский периоды, рассматриваются процессы, которые привели к появлению этих различий. Особое внимание автор уделяет формулированию конкретных практических рекомендаций, реализация которых позволит сделать наше массовое историческое сознание саморегулирующейся системой и уберечь россиян от новых резких социально-политических потрясений. Одной из методологических предпосылок исследования стала концепция Яна Ассмана о двух разновидностях коллективной памяти: коммуникативной и культурной. Второй – понимание специфики исторического познания с позиций конструктивного реализма (феноменологического конструктивизма). Новизна исследования заключается в том, что хотя в современной российской научной периодике часто затрагивается тема массового исторического сознания россиян и высказываются призывы к его очищению от искажённых представлений о прошлом, мало внимания уделяется вопросам, почему эти представления искажаются, и как этому процессу можно противодействовать. По мнению автора, это связано с недостаточным вниманием исследователей к взаимосвязям между функционированием массового исторического сознания и проблемами отечественной исторической науки и исторического образования. Рассмотрение заявленной темы в данном контексте показало, что в постсоветский период массовое историческое сознание россиян перестало эволюционировать и сейчас не соответствует уровню развития исторической науки. Его деградация заключается не в том, что россияне стали хуже знать историю – обосновывается мнение, что такие оценки лишены смысла, а в том, что их знания о прошлом стали менее научными. Это делает массовое историческое сознание более уязвимым и ослабляет возможность общества сопротивляться целенаправленным негативным информационным воздействиям, опасность которых в эпоху глобальных информационных войн всё возрастает. Точечные административные меры по коррекции массового исторического сознания, принимаемые российскими властями, представляются малоэффективными. Вместо этого требуется создать комплексный механизм его саморегуляции.
Сулимин А.Н. - Роль социальных идей в организации политического порядка в западных и незападных обществах

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.15012

Аннотация: Объектом статьи выступает конструктивная роль идеологии в организации политического порядка. Утверждается, что во всех обществах политический процесс организован на основе базовых идей социальной справедливости. Рассматривается, что индивидуалистские идеи характерны для базовых институтов западных стран, а коллективистские идеи определяют генезис незападных цивилизаций. Особое внимание уделено сравнительному анализу индивидуалистских и коллективистских идей как факторов организации западных и незападных обществ. Выявляется закономерность, что политические порядки, основанные на коллективистских идеях наиболее чувствительны перед деградацией, так как идеологический энтузиазм необходимое условие политической стабильности в незападных обществах. Методология исследования опирается на синергетический, неоинституциональный, сравнительно-исторический подходы. Нелинейная методология рассматривает социальные идеи как организованную сущность, которая нестабильна и имеют определенную меру порядка – беспорядка. Основными выводами исследования являются то что, российский политический порядок генетически восходит к коллективистской институциональной матрице, которая существовала в форме православной монархии и русского коммунизма. Показано, что попытка навязать российскому обществу индивидуалистические идеи либеральной демократии оказалась неудачной в виду отсутствия в современной политике принципов социальной справедливости. Поэтому организация устойчивого политического порядка в России немыслима без реализации идей социальной справедливости в современных политических практиках.
Сулимин А.Н. - Роль социальных идей в организации политического порядка в западных и незападных обществах c. 480-485

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54545

Аннотация: Объектом статьи выступает конструктивная роль идеологии в организации политического порядка. Утверждается, что во всех обществах политический процесс организован на основе базовых идей социальной справедливости. Рассматривается, что индивидуалистские идеи характерны для базовых институтов западных стран, а коллективистские идеи определяют генезис незападных цивилизаций. Особое внимание уделено сравнительному анализу индивидуалистских и коллективистских идей как факторов организации западных и незападных обществ. Выявляется закономерность, что политические порядки, основанные на коллективистских идеях наиболее чувствительны перед деградацией, так как идеологический энтузиазм необходимое условие политической стабильности в незападных обществах. Методология исследования опирается на синергетический, неоинституциональный, сравнительно-исторический подходы. Нелинейная методология рассматривает социальные идеи как организованную сущность, которая нестабильна и имеют определенную меру порядка – беспорядка. Основными выводами исследования являются то что, российский политический порядок генетически восходит к коллективистской институциональной матрице, которая существовала в форме православной монархии и русского коммунизма. Показано, что попытка навязать российскому обществу индивидуалистические идеи либеральной демократии оказалась неудачной в виду отсутствия в современной политике принципов социальной справедливости. Поэтому организация устойчивого политического порядка в России немыслима без реализации идей социальной справедливости в современных политических практиках.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Леонов Ю.С. - О реализации государственной национальной политики Российской Федерации: тенденции, проблемы и перспективы

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.18734

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы реализации государственной национальной политики в Российской Федерации за 2005­-2015-е гг. Объектом исследования являются актуальные проблемы в области межэтнических отношений и принятые административные решения в рамках реализации государственной национальной политики. Предметом исследования являются общие и специфические тренды в формированию стратегии политических действий в сфере межэтнических отношений в России. Целью исследования является выявление динамики, закономерностей и специфики деятельности основных политических акторов (государства, парламентских партий) в сфере межэтнических отношений. Теоретической основой послужили разработки в области политической риторики и изучения политического дискурса, теории идеологий, этнополитологии и этносоциологии. Использовались методы сравнительного анализа, дискурс-анализа. Актуализация в общественном сознании этнополитической проблематики является, с учетом международной обстановки (интенсивных миграционных потоков из зон конфликтов и связанных с этим социально-политических изменений), устойчивой и долговременной тенденцией. Особое внимание в статье уделено модернизации федерального законодательства в сфере государственной национальной политики. Рассмотрены вопросы противодействия межэтническим конфликтам.
Леонов Ю.С. - О реализации государственной национальной политики Российской Федерации: тенденции, проблемы и перспективы c. 486-492

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54546

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы реализации государственной национальной политики в Российской Федерации за 2005­-2015-е гг. Объектом исследования являются актуальные проблемы в области межэтнических отношений и принятые административные решения в рамках реализации государственной национальной политики. Предметом исследования являются общие и специфические тренды в формированию стратегии политических действий в сфере межэтнических отношений в России. Целью исследования является выявление динамики, закономерностей и специфики деятельности основных политических акторов (государства, парламентских партий) в сфере межэтнических отношений. Теоретической основой послужили разработки в области политической риторики и изучения политического дискурса, теории идеологий, этнополитологии и этносоциологии. Использовались методы сравнительного анализа, дискурс-анализа. Актуализация в общественном сознании этнополитической проблематики является, с учетом международной обстановки (интенсивных миграционных потоков из зон конфликтов и связанных с этим социально-политических изменений), устойчивой и долговременной тенденцией. Особое внимание в статье уделено модернизации федерального законодательства в сфере государственной национальной политики. Рассмотрены вопросы противодействия межэтническим конфликтам.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Замотаев Д.Ю. - Социально-политический анализ сопричастной деятельности населения региона с неправительственными общественными организациями

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.14357

Аннотация: Целью работы явился социально-политический анализ сопричастной деятельности населения региона с неправительственными общественными организациями. Материалом исследования послужили данные выборочного анкетирования населения региона в количестве 300 человек. Для сравнения приведен анализ статистических данных Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и исследовательской группы ЦИРКОН за период 2012-2014гг. Предмет исследования включал следующие компоненты:1. Информированность населения о деятельности НПО; 2.Общественное мнение о характере взаимоотношений НПО с органами власти и населением; 3.Ожидания населения, касающиеся приоритетных направлений деятельности НПО в регионе; 4. Типологизация общественного мнения населения относительно роли и влияния НПО на власть и общество в будущем. Для проведения данного исследования использовались опросные методы, в частности анкетирование граждан Красногорского района, а также метод сравнения полученных данных с уже существующими. Выяснено, что информированность населения о НПО находится на невысоком уровне. Общественное мнение о них существует, но не в форме сложившегося отношения, а в виде общих представлений. Большинство населения относится с подозрением к деятельности МНПО, считая, что они отрицательно влияют на жизнь общества. Вместе с тем часть респондентов (около 15%) остаются лояльными, в ряде случаев МНПО воспринимаются как союзники (около 6%). Таким образом, низкая информированность населения о реальной деятельности НПО свидетельствует о недостаточной политической зрелости значительного числа граждан, а также слабом влиянии государственных структур на формирование их активной жизненной позиции. В таких условиях создается потенциальная возможность манипулятивного воздействия на сознание граждан со стороны субъектов политического процесса и формирование у них негативного образа. Последнее требует усиления развития всех средств политической коммуникации в интересах национальной безопасности.
Замотаев Д.Ю. - Социально-политический анализ сопричастной деятельности населения региона с неправительственными общественными организациями c. 493-499

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54547

Аннотация: Целью работы явился социально-политический анализ сопричастной деятельности населения региона с неправительственными общественными организациями. Материалом исследования послужили данные выборочного анкетирования населения региона в количестве 300 человек. Для сравнения приведен анализ статистических данных Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и исследовательской группы ЦИРКОН за период 2012-2014гг. Предмет исследования включал следующие компоненты:1. Информированность населения о деятельности НПО; 2.Общественное мнение о характере взаимоотношений НПО с органами власти и населением; 3.Ожидания населения, касающиеся приоритетных направлений деятельности НПО в регионе; 4. Типологизация общественного мнения населения относительно роли и влияния НПО на власть и общество в будущем. Для проведения данного исследования использовались опросные методы, в частности анкетирование граждан Красногорского района, а также метод сравнения полученных данных с уже существующими. Выяснено, что информированность населения о НПО находится на невысоком уровне. Общественное мнение о них существует, но не в форме сложившегося отношения, а в виде общих представлений. Большинство населения относится с подозрением к деятельности МНПО, считая, что они отрицательно влияют на жизнь общества. Вместе с тем часть респондентов (около 15%) остаются лояльными, в ряде случаев МНПО воспринимаются как союзники (около 6%). Таким образом, низкая информированность населения о реальной деятельности НПО свидетельствует о недостаточной политической зрелости значительного числа граждан, а также слабом влиянии государственных структур на формирование их активной жизненной позиции. В таких условиях создается потенциальная возможность манипулятивного воздействия на сознание граждан со стороны субъектов политического процесса и формирование у них негативного образа. Последнее требует усиления развития всех средств политической коммуникации в интересах национальной безопасности.
Ндайишимийе Т.Г. - Традиции легитимности власти в России: от покорности к анархии

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.14482

Аннотация: Предметом исследования является анализ традиций легитимности политической власти в России. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как отсутствие эффективности и результативности линейного подхода, распространённого в научной литературе, поэтому автором предложен иной подход, суть которого заключается в анализе традиций, являющихся прямыми противоположностями друг друга. При исследовании политических традиций, влияющих на становление легитимности власти в России применялся способ сопоставления противоположных друг другу традиций, культуры и мировоззрения россиян; рассматривается влияние данных особенностей культуры на проблему становления политического диалога в практике России. Основной метод, используемый в работе – метод сравнения, при помощи которого производится анализ и сопоставление только тех традиций, которые одновременно присутствуют в политической культуре России, участвуют в формировании легитимности, но, вместе с тем, препятствуют установлению её однозначного характера. Автор отмечает, что в России зачастую легитимность (одобрение деятельности властей обществом) является ситуативной, нерациональной, сервильной. Автор считает, что важным является практическое преодоление полярности политических традиций легитимности власти в России. Автор отмечает, что без преодоления множественной полярности, характерной для политических традиций легитимности в России, сотрудничество между обществом и государством будет объективно невозможно.
Ндайишимийе Т.Г. - Традиции легитимности власти в России: от покорности к анархии c. 500-509

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54548

Аннотация: Предметом исследования является анализ традиций легитимности политической власти в России. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как отсутствие эффективности и результативности линейного подхода, распространённого в научной литературе, поэтому автором предложен иной подход, суть которого заключается в анализе традиций, являющихся прямыми противоположностями друг друга. При исследовании политических традиций, влияющих на становление легитимности власти в России применялся способ сопоставления противоположных друг другу традиций, культуры и мировоззрения россиян; рассматривается влияние данных особенностей культуры на проблему становления политического диалога в практике России. Основной метод, используемый в работе – метод сравнения, при помощи которого производится анализ и сопоставление только тех традиций, которые одновременно присутствуют в политической культуре России, участвуют в формировании легитимности, но, вместе с тем, препятствуют установлению её однозначного характера. Автор отмечает, что в России зачастую легитимность (одобрение деятельности властей обществом) является ситуативной, нерациональной, сервильной. Автор считает, что важным является практическое преодоление полярности политических традиций легитимности власти в России. Автор отмечает, что без преодоления множественной полярности, характерной для политических традиций легитимности в России, сотрудничество между обществом и государством будет объективно невозможно.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Мамедов Э.Ф. - Проблемы использования термина «диаспора» в российском законодательстве

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.14259

Аннотация: Статья посвящена исследованию категории диаспора и ее сущностных характеристик. Данный вопрос исследуется на нормативном материале. Автор отмечает, что в течение достаточно длительного изучения феномена диаспоры на нормативном уровне до сих пор не выработано четкого определения, что приводит к наличию множества подходов к пониманию данной категории. Также отмечается, что в настоящее время существует проблема правовой регламентации особенностей статуса отдельных этнических общностей и их представителей. Особое внимание в статье уделено законодательным терминам и дефинициям используемым при правовом регулировании в данной сфере. Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, аналогия) и специально-юридические методы познания социальных явлений и процессов. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринят комплексный подход к изучению диаспоры как правовой категории, проанализировано действующее законодательство Российской Федерации на предмет использования в нем термина «диаспора», а также соотношения данного понятия с такими категориями как «этнос», «этическое общество», «национальное меньшинство», «национально-культурная автономия». Отмечается, что имеющиеся законодательные дефиниции термина «диаспора» не соответствуют научным взглядам представителей различных наук, занимающихся изучением данной категории, а также не в полной мере отражают сущность диаспоры как института национальных отношений в России. Автором обосновывается вывод о необходимости введения в нормативное пространство нового определения понятия «диаспора» и его унифицированного использования на федеральном и региональном уровнях.
Мамедов Э.Ф. - Проблемы использования термина «диаспора» в российском законодательстве c. 510-516

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54549

Аннотация: Статья посвящена исследованию категории диаспора и ее сущностных характеристик. Данный вопрос исследуется на нормативном материале. Автор отмечает, что в течение достаточно длительного изучения феномена диаспоры на нормативном уровне до сих пор не выработано четкого определения, что приводит к наличию множества подходов к пониманию данной категории. Также отмечается, что в настоящее время существует проблема правовой регламентации особенностей статуса отдельных этнических общностей и их представителей. Особое внимание в статье уделено законодательным терминам и дефинициям используемым при правовом регулировании в данной сфере. Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, аналогия) и специально-юридические методы познания социальных явлений и процессов. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринят комплексный подход к изучению диаспоры как правовой категории, проанализировано действующее законодательство Российской Федерации на предмет использования в нем термина «диаспора», а также соотношения данного понятия с такими категориями как «этнос», «этическое общество», «национальное меньшинство», «национально-культурная автономия». Отмечается, что имеющиеся законодательные дефиниции термина «диаспора» не соответствуют научным взглядам представителей различных наук, занимающихся изучением данной категории, а также не в полной мере отражают сущность диаспоры как института национальных отношений в России. Автором обосновывается вывод о необходимости введения в нормативное пространство нового определения понятия «диаспора» и его унифицированного использования на федеральном и региональном уровнях.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Радченко С.Н., Шишов А.А., Фадеев А.В. - Медико-социальный мониторинг летного состава с заболеваниями органов пищеварения

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.14371

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы медико-социальных исследований вопросов взаимосвязи качества жизни человека, связанного с его здоровьем, с профессиональным здоровьем и профессиональным долголетием, а также вопросы необходимости более широкого практического внедрения медико-социального мониторинга как эффективного инструмента персонифицированной (персонализированной) адаптационной медицины. На примере социо-профессиональной группы летного состава с заболеваниями органов пищеварения продемонстрирована практическая значимость медико-социального мониторинга как инструмента сохранения и укрепления здоровья путем разработки и реализации комплекса персонифицированных лечебно-профилактических мероприятий. Методология исследования основана на методах медицинской социологии, авиационной медицины, гигиены труда, гастроэнтерологии, квалиметрии жизни и рискометрии здоровья. Новизна исследования заключается в установлении важности мониторинга качества жизни для своевременного принятия решений, направленных на снижение профессионально обусловленной заболеваний летного состава и продемонстрированы прикладные возможности реализации такого мониторинга в интересах сохранения и укрепления здоровья летного состава, повышения его профессиональной работоспособности и продления профессионального долголетия.
Радченко С.Н., Шишов А.А., Фадеев А.В. - Медико-социальный мониторинг летного состава с заболеваниями органов пищеварения c. 517-524

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54550

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы медико-социальных исследований вопросов взаимосвязи качества жизни человека, связанного с его здоровьем, с профессиональным здоровьем и профессиональным долголетием, а также вопросы необходимости более широкого практического внедрения медико-социального мониторинга как эффективного инструмента персонифицированной (персонализированной) адаптационной медицины. На примере социо-профессиональной группы летного состава с заболеваниями органов пищеварения продемонстрирована практическая значимость медико-социального мониторинга как инструмента сохранения и укрепления здоровья путем разработки и реализации комплекса персонифицированных лечебно-профилактических мероприятий. Методология исследования основана на методах медицинской социологии, авиационной медицины, гигиены труда, гастроэнтерологии, квалиметрии жизни и рискометрии здоровья. Новизна исследования заключается в установлении важности мониторинга качества жизни для своевременного принятия решений, направленных на снижение профессионально обусловленной заболеваний летного состава и продемонстрированы прикладные возможности реализации такого мониторинга в интересах сохранения и укрепления здоровья летного состава, повышения его профессиональной работоспособности и продления профессионального долголетия.
ЧЕЛОВЕК И ТРУД
Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. - Самостоятельная занятость как одно из важнейших направлений активной политики занятости населения

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.14824

Аннотация: Предметом исследования в статье являются возможности развития самостоятельной занятости в русле проведения активной политики занятости населения. Эмпирической базой послужили результаты 3-х социологических исследований незанятых людей, обращающихся в службы занятости, проведенных по единой методике в Новосибирской области. Были изучены: желание и готовность незанятых граждан осуществлять самозанятость, стратегические установки незанятых граждан на отдельные формы самозанятости (открытие собственного дела, развитие самозанятости в ЛПХ, организация фермерского хозяйства), а также виды помощи, необходимые для осуществления самозанятости. Метод исследования – опрос (разновидность анкетирование). Для опроса применялась двухступенчатая выборка. Первой ступенью являлся район или город областного подчинения, второй – незанятое население этих поселений, обращающееся в службы занятости. Анализ динамики выявил ряд тенденций: рост числа лиц, рассматривающих для себя самостоятельную занятость в числе основных стратегий занятости, увеличение желающих осуществлять самозанятость в ЛПХ и некоторое снижение численности, готовых открыть собственное дело. Респондентам для перехода на самозанятость необходимы прежде всего денежные кредиты, налоговые льготы, получение необходимых знаний, навыков и т. д. Итоговый вывод заключается в необходимости придания развитию самозанятости статуса общегосударственной проблемы, что позволит воздействовать сразу на два процесса: развивать предпринимательство и бороться с безработицей.
Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. - Самостоятельная занятость как одно из важнейших направлений активной политики занятости населения c. 525-533

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54551

Аннотация: Предметом исследования в статье являются возможности развития самостоятельной занятости в русле проведения активной политики занятости населения. Эмпирической базой послужили результаты 3-х социологических исследований незанятых людей, обращающихся в службы занятости, проведенных по единой методике в Новосибирской области. Были изучены: желание и готовность незанятых граждан осуществлять самозанятость, стратегические установки незанятых граждан на отдельные формы самозанятости (открытие собственного дела, развитие самозанятости в ЛПХ, организация фермерского хозяйства), а также виды помощи, необходимые для осуществления самозанятости. Метод исследования – опрос (разновидность анкетирование). Для опроса применялась двухступенчатая выборка. Первой ступенью являлся район или город областного подчинения, второй – незанятое население этих поселений, обращающееся в службы занятости. Анализ динамики выявил ряд тенденций: рост числа лиц, рассматривающих для себя самостоятельную занятость в числе основных стратегий занятости, увеличение желающих осуществлять самозанятость в ЛПХ и некоторое снижение численности, готовых открыть собственное дело. Респондентам для перехода на самозанятость необходимы прежде всего денежные кредиты, налоговые льготы, получение необходимых знаний, навыков и т. д. Итоговый вывод заключается в необходимости придания развитию самозанятости статуса общегосударственной проблемы, что позволит воздействовать сразу на два процесса: развивать предпринимательство и бороться с безработицей.
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Шапкин М.Н. - Исламский вектор развития Казахстана. Фактор Турции

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.18642

Аннотация: В статье производится анализ роли Казахстана в наиболее весомых международных организациях, построенных по конфессиональному принципу и принципу единства тюркских стран. Роль данных организаций приобретает особую значимость в условиях новых геополитических реалий глобального и регионального развития. Перспективы развития исламского вектора Казахстана рассматриваются в контексте перспектив его влияния на российско-казахстанские отношения. Турецкая стратегия, в отличие от проектов развития региона других крупнейших геополитических игроков – Китая и США, опирается на культурно-историческую составляющую, направленную на объединение тюркских народов и сохранение цивилизационного единства Методы исследования основаны на элементах комплексного анализа и системного анализа c привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук Научная новизна исследования заключается в рассмотрении Казахстана и Турции как нового альтернативного интеграционного ядра евразийского пространства. Основным результатом исследования является обоснование необходимости учета при выстраивании стратегии российско-казахстанских отношений не только прагматичных экономических факторов, но и культурно-цивилизационных и религиозных аспектов.
Шапкин М.Н. - Исламский вектор развития Казахстана. Фактор Турции c. 534-541

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54552

Аннотация: В статье производится анализ роли Казахстана в наиболее весомых международных организациях, построенных по конфессиональному принципу и принципу единства тюркских стран. Роль данных организаций приобретает особую значимость в условиях новых геополитических реалий глобального и регионального развития. Перспективы развития исламского вектора Казахстана рассматриваются в контексте перспектив его влияния на российско-казахстанские отношения. Турецкая стратегия, в отличие от проектов развития региона других крупнейших геополитических игроков – Китая и США, опирается на культурно-историческую составляющую, направленную на объединение тюркских народов и сохранение цивилизационного единства Методы исследования основаны на элементах комплексного анализа и системного анализа c привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук Научная новизна исследования заключается в рассмотрении Казахстана и Турции как нового альтернативного интеграционного ядра евразийского пространства. Основным результатом исследования является обоснование необходимости учета при выстраивании стратегии российско-казахстанских отношений не только прагматичных экономических факторов, но и культурно-цивилизационных и религиозных аспектов.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Егорова М.А. - Человек в мультикультурном обществе: проблема самоидентификации

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.14019

Аннотация: Предметом исследования данной работы является рассмотрение процесса самоидентификации, протекающего на фоне формирования мультикультурного общества с его многогранностью, и, в то же время, со специфическими проблемами, свойственными такому типу социального построения. Затрагиваются теоретические и практические аспекты проблемы мультикультурализма и самоидентификации в мультикультурном пространстве. Рассматривается мультикультурализм как схема общественного устройства в различных странах мира, в особенности в странах Западной Европы и Европейского Союза. Предпринимается попытка проследить взаимодействие различных групп в рамках мультикультурных обществ в других регионах мира, в частности, в Азии (акцент делается на рассмотрении Китая и Тайваня). Научная новизна статьи заключается в попытке автора исследовать природу мультикультурализма и проблему самоидентификации человека в мультикультурном обществе на макроуровне и одновременно делается попытка исследовать проблему на микроуровне (то есть на уровне отдельных личностей). Автор рассматривает различные регионы мира, давая возможность читателю увидеть проблему в ее широком географическом преломлении, а именно: на Западе и на Востоке. Таким образом, новизна статьи заключается в том числе и в ее компаративиской составляющей. Сделан вывод о необходимости поиска комплексного подхода со стороны принимающих обществ по интеграции не только групп в принимающее общество, но и работа в отношении отдельных личностей (на уровне школы, института, центров по изучению языка и культуры принимающего общества и т.д.).
Егорова М.А. - Человек в мультикультурном обществе: проблема самоидентификации c. 542-556

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54553

Аннотация: Предметом исследования данной работы является рассмотрение процесса самоидентификации, протекающего на фоне формирования мультикультурного общества с его многогранностью, и, в то же время, со специфическими проблемами, свойственными такому типу социального построения. Затрагиваются теоретические и практические аспекты проблемы мультикультурализма и самоидентификации в мультикультурном пространстве. Рассматривается мультикультурализм как схема общественного устройства в различных странах мира, в особенности в странах Западной Европы и Европейского Союза. Предпринимается попытка проследить взаимодействие различных групп в рамках мультикультурных обществ в других регионах мира, в частности, в Азии (акцент делается на рассмотрении Китая и Тайваня). Научная новизна статьи заключается в попытке автора исследовать природу мультикультурализма и проблему самоидентификации человека в мультикультурном обществе на макроуровне и одновременно делается попытка исследовать проблему на микроуровне (то есть на уровне отдельных личностей). Автор рассматривает различные регионы мира, давая возможность читателю увидеть проблему в ее широком географическом преломлении, а именно: на Западе и на Востоке. Таким образом, новизна статьи заключается в том числе и в ее компаративиской составляющей. Сделан вывод о необходимости поиска комплексного подхода со стороны принимающих обществ по интеграции не только групп в принимающее общество, но и работа в отношении отдельных личностей (на уровне школы, института, центров по изучению языка и культуры принимающего общества и т.д.).
АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ
Спектор Д.М. - Культурные измерения суверенности

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.13958

Аннотация: В данной статье вопрос истоков и природы суверенитета рассмотрен в историческом и культурологическом ракурсах. Принятые трактовки, связывающие власть с балансом интересов (представительность выступает его частным случаем), дополняются взглядом на власть, вытекающим из ее изначальных функций. Таковые обусловлены культивированием специфического состояния (пафоса). В такой связи власть определяется через две фундаментальные и вместе с тем во многом противоположные задачи: инициации специфического подъема (одушевления), затрагивающего элиты, и регламентации деятельности прочих членов общины. Метод исследования основан прежде всего беспристрастным следованием фактам, представляемым антропологией и этнологией. На этом пути ряд обстоятельств, по сути игнорируемых политологией (например, «священная природа» власти) получают новую интерпретацию. Новизна статьи заключается в переосмыслении сложившихся представлений, трактующих власть в качестве организатора «игры с нулевой суммой», регулирующей коллизии и противостоящие интересы государств, групп и индивидов, или координатора, преследующего цели общей пользы. В процессе исследования установлены два фундаментальных ее назначения: организационно-упорядочивающего, охватывающего законодательные юрисдикции, систему представительности, и менее известного, связанного с инициацией мотивов поведения (смыслов), и их адаптацией применительно к различным социальным группам, стратам и индивидам.
Спектор Д.М. - Культурные измерения суверенности c. 557-567

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54554

Аннотация: В данной статье вопрос истоков и природы суверенитета рассмотрен в историческом и культурологическом ракурсах. Принятые трактовки, связывающие власть с балансом интересов (представительность выступает его частным случаем), дополняются взглядом на власть, вытекающим из ее изначальных функций. Таковые обусловлены культивированием специфического состояния (пафоса). В такой связи власть определяется через две фундаментальные и вместе с тем во многом противоположные задачи: инициации специфического подъема (одушевления), затрагивающего элиты, и регламентации деятельности прочих членов общины. Метод исследования основан прежде всего беспристрастным следованием фактам, представляемым антропологией и этнологией. На этом пути ряд обстоятельств, по сути игнорируемых политологией (например, «священная природа» власти) получают новую интерпретацию. Новизна статьи заключается в переосмыслении сложившихся представлений, трактующих власть в качестве организатора «игры с нулевой суммой», регулирующей коллизии и противостоящие интересы государств, групп и индивидов, или координатора, преследующего цели общей пользы. В процессе исследования установлены два фундаментальных ее назначения: организационно-упорядочивающего, охватывающего законодательные юрисдикции, систему представительности, и менее известного, связанного с инициацией мотивов поведения (смыслов), и их адаптацией применительно к различным социальным группам, стратам и индивидам.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.