по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 12, 2016
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 19-02-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2016
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Федотова К.Е. - Культура как средство обеспечения национальных интересов Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21512

Аннотация: Предметом исследования являются выступают формы, факторы и условия использования культуры в качестве средства обеспечения национальных интересов при решении внешнеполитических задач. Автором отмечается, что культурный потенциал стал играть в мировой политической системе не меньшую роль, чем экономические и политические возможности современных государств при их взаимодействии на международной арене, и анализируется значение культуры и межкультурного обмена для расширения влияния государства на международной арене, а также меры, необходимые для повышения эффективности реализации внешней культурной политики. Системный подход позволил осуществить комплексный анализ основных проблем использования культурного потенциала при решении задач внешней политики с учетом присущей им специфики. Сравнительный анализ позволил выявить общие характеристики и различия в использовании культуры в качестве инструмента внешней политики. Формально-логический метод позволил систематизировать имеющиеся данные и описать полученные при проведении исследования результаты. Автор обосновывает вывод о том, что развитая национальная культура при наличии значимых международных связей в области кинематографии, музыки, литературы, театра, изобразительных искусств и других областей творческой деятельности позволяет успешно решать проблемы формирования и преодоления внешнеполитических образов и этнических стереотипов, сохранять международное влияние даже в периоды обострения экономических проблем, политических конфликтов или действия иных негативных факторов.
Федотова К.Е. - Культура как средство обеспечения национальных интересов Российской Федерации c. 1630-1636

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54654

Аннотация: Предметом исследования являются выступают формы, факторы и условия использования культуры в качестве средства обеспечения национальных интересов при решении внешнеполитических задач. Автором отмечается, что культурный потенциал стал играть в мировой политической системе не меньшую роль, чем экономические и политические возможности современных государств при их взаимодействии на международной арене, и анализируется значение культуры и межкультурного обмена для расширения влияния государства на международной арене, а также меры, необходимые для повышения эффективности реализации внешней культурной политики. Системный подход позволил осуществить комплексный анализ основных проблем использования культурного потенциала при решении задач внешней политики с учетом присущей им специфики. Сравнительный анализ позволил выявить общие характеристики и различия в использовании культуры в качестве инструмента внешней политики. Формально-логический метод позволил систематизировать имеющиеся данные и описать полученные при проведении исследования результаты. Автор обосновывает вывод о том, что развитая национальная культура при наличии значимых международных связей в области кинематографии, музыки, литературы, театра, изобразительных искусств и других областей творческой деятельности позволяет успешно решать проблемы формирования и преодоления внешнеполитических образов и этнических стереотипов, сохранять международное влияние даже в периоды обострения экономических проблем, политических конфликтов или действия иных негативных факторов.
Актуальный вопрос
Яник А.А., Попова С.М. - Изменения в системе государственного управления наукой в Соединенном Королевстве после референдума о выходе из Европейского союза

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21014

Аннотация: Предметом исследования являются текущие изменения в системе государственного управления наукой в Соединенном Королевстве. В статье представлены результаты анализа основных направлений перемен в организации управления научным развитием, стратегических документах и общих представлениях нового британского правительства о принципах и методах государственного менеджмента в этой сфере после референдума о выходе страны из состава Европейского Союза. Современный британский опыт представляет интерес для России с точки зрения оценки эффективности курса на расширение «присутствия» государства в науке, избранной правительством Т. Мэй в качестве инструмента профилактики рисков, связанных с последствиями Брексита. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод о негативном влиянии Брексита на международные проекты британских ученых, на перспективы развития глобальной конкурентоспособности британской науки, а также на темпы реализации планов Соединенного Королевства по достижению статуса лидера инноваций (сейчас страна входит во «второй эшелон» стран по уровню инновационного развития). В ситуации масштабных внешних и внутренних перемен эффективность курса на дальнейшую централизацию системы управления развитием науки и инноваций представляется неочевидной.
Яник А.А., Попова С.М. - Изменения в системе государственного управления наукой в Соединенном Королевстве после референдума о выходе из Европейского союза c. 1651-1668

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54660

Аннотация: Предметом исследования являются текущие изменения в системе государственного управления наукой в Соединенном Королевстве. В статье представлены результаты анализа основных направлений перемен в организации управления научным развитием, стратегических документах и общих представлениях нового британского правительства о принципах и методах государственного менеджмента в этой сфере после референдума о выходе страны из состава Европейского Союза. Современный британский опыт представляет интерес для России с точки зрения оценки эффективности курса на расширение «присутствия» государства в науке, избранной правительством Т. Мэй в качестве инструмента профилактики рисков, связанных с последствиями Брексита. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод о негативном влиянии Брексита на международные проекты британских ученых, на перспективы развития глобальной конкурентоспособности британской науки, а также на темпы реализации планов Соединенного Королевства по достижению статуса лидера инноваций (сейчас страна входит во «второй эшелон» стран по уровню инновационного развития). В ситуации масштабных внешних и внутренних перемен эффективность курса на дальнейшую централизацию системы управления развитием науки и инноваций представляется неочевидной.
АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Мендэлос Е.И. - Взаимодействие государства и бизнеса в странах с «олигархическим корпоративизмом» (на примере Южной Кореи и Японии)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21096

Аннотация: В статье приводится специфика основных моделей взаимодействия между государственным и частным секторами – плюралистической и неокорпоративистской. Также были рассмотрены основные характеристики «олигархического корпоративизма», сформировавшиеся в Южной Корее и Японии в XX веке, с учетом политических и культурных традиций. Обозначены особенности формирования института межсекторного партнерства в рассматриваемых странах с точки зрения внедрения англо-саксонского и европейско-континентального опыта реализации проектов и важность применения опыта Южной Кореи и Японии в становлении и развитии феномена ГЧП в Российской Федерации. В статье приводится анализ и обобщение основных форм взаимодействия государственного и частного секторов; указываются основополагающие компоненты рассматриваемых моделей сотрудничества. Используя сравнительно-исторический метод, приводится анализ становления института ГЧП в Южной Корее и Японии. В качестве основных выводов данной научной статьи можно отметить высокую роль государственного сектора в развитии проектов сотрудничества,подтверждение чему было обнаружено как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях по рассматриваемой тематике. Кроме этого, подчеркнута необходимость более детального изучения позитивной политико-правовой конъюнктуры реализации ГЧП в Южной Корее и Японии с целью апробации данных результатов в российской политико-экономической системе, которая. в свою очередь, также является объектом для пристального изучения в рамках выявления основных политико-институциональных факторов формирования потенциала проектов межсекторного сотрудничества.
Мендэлос Е.И. - Взаимодействие государства и бизнеса в странах с «олигархическим корпоративизмом» (на примере Южной Кореи и Японии) c. 1669-1674

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54661

Аннотация: В статье приводится специфика основных моделей взаимодействия между государственным и частным секторами – плюралистической и неокорпоративистской. Также были рассмотрены основные характеристики «олигархического корпоративизма», сформировавшиеся в Южной Корее и Японии в XX веке, с учетом политических и культурных традиций. Обозначены особенности формирования института межсекторного партнерства в рассматриваемых странах с точки зрения внедрения англо-саксонского и европейско-континентального опыта реализации проектов и важность применения опыта Южной Кореи и Японии в становлении и развитии феномена ГЧП в Российской Федерации. В статье приводится анализ и обобщение основных форм взаимодействия государственного и частного секторов; указываются основополагающие компоненты рассматриваемых моделей сотрудничества. Используя сравнительно-исторический метод, приводится анализ становления института ГЧП в Южной Корее и Японии. В качестве основных выводов данной научной статьи можно отметить высокую роль государственного сектора в развитии проектов сотрудничества,подтверждение чему было обнаружено как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях по рассматриваемой тематике. Кроме этого, подчеркнута необходимость более детального изучения позитивной политико-правовой конъюнктуры реализации ГЧП в Южной Корее и Японии с целью апробации данных результатов в российской политико-экономической системе, которая. в свою очередь, также является объектом для пристального изучения в рамках выявления основных политико-институциональных факторов формирования потенциала проектов межсекторного сотрудничества.
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Рубин В.А. - Отражение проблем сохранения отечественного военно-исторического наследия в южноуральской региональной историографии советского и постсоветского времени

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21177

Аннотация: Объектом исследования является отечественное военно-мемориальное наследие. Предметом исследования является историография истории возникновения, строительства и сохранения военно-исторических объектов в советское и постсоветское время на территории регионов Южного Урала. В данной статье впервые предпринята попытка обобщения южноуральской историографии проблемы сохранения российского военно-исторического наследия в советское и постсоветское время. Автор, сравнивая выявленные научные и иные работы двух периодов, отличающихся методологическими подходами и тематикой исследований, приходит к выводу об отсутствии глубоких комплексных исследований указанной проблемы историко-культурологического характера на региональном уровне. Основные принципы исследования - принципы историзма и объективности. Методы, использованные в исследовании: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, системно-структурный. Основными выводами проведенного исследования является то, что постсоветская историография сохранения отечественного военно-исторического наследия отличается от советской тем, что к исследованиям подключились кадры профессиональных историков. Международные обязательства приводили к тому, что многие архивные документы были рассекречены. Данный факт позволял уточнить количество воинских кладбищ и захоронений. Особенностью постсоветской историографии становится активная публикация статей профессиональных историков в периодической печати. Сравнивая полученные результаты, необходимо отметить, что в исторических трудах советской и постсоветской эпох на региональном уровне отсутствуют глубокие комплексные исследования указанной проблемы историко-культурологического характера. Трудности данных исследований связаны с тем, что архивные фонды не формировали и не формируют системных данных о строительстве и реконструкциях военно-мемориальных сооружений. Методология будущих исследований военно-мемориальной среды носит междисциплинарный характер и в основе своей должна содержать разработку «систем», необходимых для научного анализа (научно-справочных, производственно-практических, научно-популярных и иных прикладных изданий).
Рубин В.А. - Отражение проблем сохранения отечественного военно-исторического наследия в южноуральской региональной историографии советского и постсоветского времени c. 1675-1685

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54662

Аннотация: Объектом исследования является отечественное военно-мемориальное наследие. Предметом исследования является историография истории возникновения, строительства и сохранения военно-исторических объектов в советское и постсоветское время на территории регионов Южного Урала. В данной статье впервые предпринята попытка обобщения южноуральской историографии проблемы сохранения российского военно-исторического наследия в советское и постсоветское время. Автор, сравнивая выявленные научные и иные работы двух периодов, отличающихся методологическими подходами и тематикой исследований, приходит к выводу об отсутствии глубоких комплексных исследований указанной проблемы историко-культурологического характера на региональном уровне. Основные принципы исследования - принципы историзма и объективности. Методы, использованные в исследовании: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, системно-структурный. Основными выводами проведенного исследования является то, что постсоветская историография сохранения отечественного военно-исторического наследия отличается от советской тем, что к исследованиям подключились кадры профессиональных историков. Международные обязательства приводили к тому, что многие архивные документы были рассекречены. Данный факт позволял уточнить количество воинских кладбищ и захоронений. Особенностью постсоветской историографии становится активная публикация статей профессиональных историков в периодической печати. Сравнивая полученные результаты, необходимо отметить, что в исторических трудах советской и постсоветской эпох на региональном уровне отсутствуют глубокие комплексные исследования указанной проблемы историко-культурологического характера. Трудности данных исследований связаны с тем, что архивные фонды не формировали и не формируют системных данных о строительстве и реконструкциях военно-мемориальных сооружений. Методология будущих исследований военно-мемориальной среды носит междисциплинарный характер и в основе своей должна содержать разработку «систем», необходимых для научного анализа (научно-справочных, производственно-практических, научно-популярных и иных прикладных изданий).
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Клещенко Л.Л. - Венесуэла Уго Чавеса и Николаса Мадуро: проблема трансформации политического режима

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.17212

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является эволюция политического режима Республики Венесуэла в период 1998-2015 гг. Автор рассматривает основные этапы эволюции политического режима, анализирует конституционные изменения в стране, приводит сравнительный анализ политических режимов Уго Чавеса и Николаса Мадуро. В качестве критериев сравнения используются такие характеристики режимов, как отношения между властью и оппозицией и механизмы легитимации режима. Особое внимание уделяется проблеме классификации режима, определения особенностей электорального авторитаризма в Венесуэле. Методологическую основу исследования составил системный подход, сравнительный анализ, а также исторический подход к анализу политических процессов и ретроспективный анализ, который позволил проследить тенденции эволюции политического режима Венесуэлы. Автор приходит к выводу о преобладании авторитарных тенденций в эволюции политического режима Венесуэлы. В период президентства Н. Мадуро происходит смена баланса сил в отношениях власти и оппозиции, следствием чего становится нарастание конфликтности в обществе, переориентация власти на использование преимущественно силовых методов обеспечения стабильности. Новизна проведенного исследования заключается в комплексном анализе этапов и факторов эволюции политического режима Венесуэлы, определении специфики политического режима Н. Мадуро в стране.
Попова Л.Л. - Венесуэла Уго Чавеса и Николаса Мадуро: проблема трансформации политического режима c. 1686-1692

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54663

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является эволюция политического режима Республики Венесуэла в период 1998-2015 гг. Автор рассматривает основные этапы эволюции политического режима, анализирует конституционные изменения в стране, приводит сравнительный анализ политических режимов Уго Чавеса и Николаса Мадуро. В качестве критериев сравнения используются такие характеристики режимов, как отношения между властью и оппозицией и механизмы легитимации режима. Особое внимание уделяется проблеме классификации режима, определения особенностей электорального авторитаризма в Венесуэле. Методологическую основу исследования составил системный подход, сравнительный анализ, а также исторический подход к анализу политических процессов и ретроспективный анализ, который позволил проследить тенденции эволюции политического режима Венесуэлы. Автор приходит к выводу о преобладании авторитарных тенденций в эволюции политического режима Венесуэлы. В период президентства Н. Мадуро происходит смена баланса сил в отношениях власти и оппозиции, следствием чего становится нарастание конфликтности в обществе, переориентация власти на использование преимущественно силовых методов обеспечения стабильности. Новизна проведенного исследования заключается в комплексном анализе этапов и факторов эволюции политического режима Венесуэлы, определении специфики политического режима Н. Мадуро в стране.
Трансформация правовых и политических систем
Кульназарова А.В., Кузьмин А.Е. - Модели взаимодействия государства и общества в Интернете: анализ российской практики

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21236

Аннотация: В данной статье объектом исследования выступает коммуникационное взаимодействие власти и общества - совокупность практик обмена информацией и способов его регулирования между органами власти, общественными структурами и индивидами. Предмет - модели коммуникационного взаимодействия государства и общества в Интернете. Целью является разработка моделей коммуникационного взаимодействия государства и общества в интернете, позволяющих анализировать качественные изменения этого взаимодействия. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки методик анализа и оценки изменений, происходящих в коммуникативном пространстве Сети. В качестве ключевых параметров рассматриваются государственное регулирование интернет-пространства и уровень политического участия граждан. Авторы выделяют 4 модели: «тоталитарная», «авторитарная», «партнерская», «либеральная». Предлагаются также дополнительные критерии анализа коммуникационного взаимодействия, позволяющие более четко идентифицировать и охарактеризовать каждую из моделей. Сделан вывод о том, что в России с 2012 г. наблюдается переход к авторитарной модели взаимодействия государства и общества в интернете. Основаниями для данного вывода являются запретительные тенденции в регулировании Интернета, низкий уровень отклика на низовые инициативы, упрощение процедур ограничения доступа к информации.
Кульназарова А.В., Кузьмин А.Е. - Модели взаимодействия государства и общества в Интернете: анализ российской практики c. 1492-1498

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54659

Аннотация: В данной статье объектом исследования выступает коммуникационное взаимодействие власти и общества - совокупность практик обмена информацией и способов его регулирования между органами власти, общественными структурами и индивидами. Предмет - модели коммуникационного взаимодействия государства и общества в Интернете. Целью является разработка моделей коммуникационного взаимодействия государства и общества в интернете, позволяющих анализировать качественные изменения этого взаимодействия. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки методик анализа и оценки изменений, происходящих в коммуникативном пространстве Сети. В качестве ключевых параметров рассматриваются государственное регулирование интернет-пространства и уровень политического участия граждан. Авторы выделяют 4 модели: «тоталитарная», «авторитарная», «партнерская», «либеральная». Предлагаются также дополнительные критерии анализа коммуникационного взаимодействия, позволяющие более четко идентифицировать и охарактеризовать каждую из моделей. Сделан вывод о том, что в России с 2012 г. наблюдается переход к авторитарной модели взаимодействия государства и общества в интернете. Основаниями для данного вывода являются запретительные тенденции в регулировании Интернета, низкий уровень отклика на низовые инициативы, упрощение процедур ограничения доступа к информации.
ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
Поцелуев С.П., Константинов М.С. - Имперский палингенез: праворадикальные идеологемы в студенческой среде (статья вторая)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21488

Аннотация: Данная статья презентует некоторые результаты комплексного социологического исследования праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодёжи Ростовской области, проведённого в 2014–2016 годах коллективом ученых из Южного федерального университета и Южного научного центра РАН. Подробно рассматриваются динамические отношения между ядерными, смежными и периферийными концептами праворадикальной идеологии, представленной в студенческом сознании. Теоретическую базу указанного исследования составила авторская концепция политических идеологем, разработанная на основе интегрированного лингвистического и политико-философского понятия идеологемы (М. Бахтин, Ф. Джеймисон и др.). В процессе концептуализации теории праворадикальных идеологем использовались также концептно-морфологический подход М. Фридена и понятие «группускулярной правой» Р. Гриффина. Указанные теории были адаптированы к российской политической и социокультурной специфике. В результате исследования были получены конкретные данные о распространённых в студенческой среде праворадикальных идеологемах, а также об идеях и ценностях, имеющих потенциал развития в праворадикальные идеологии. Вторая часть статьи посвящена анализу степени распространения в студенческом сознании второго из двух базовых концептов фашистской идеологии — радикального национализма. Показано, что в студенческой среде имеют место три уровня идентификации с праворадикальной идеологией. Группа сознательно идентифицирующих себя респондентов весьма невелика. Но латентные формы идентификации с правым радикализмом достигают (в среднем) 13–15% от представителей либерализма, консерватизма и национального патриотизма.
Поцелуев С.П., Константинов М.С. - Имперский палингенез: праворадикальные идеологемы в студенческой среде (статья вторая) c. 1608-1619

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54656

Аннотация: Данная статья презентует некоторые результаты комплексного социологического исследования праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодёжи Ростовской области, проведённого в 2014–2016 годах коллективом ученых из Южного федерального университета и Южного научного центра РАН. Подробно рассматриваются динамические отношения между ядерными, смежными и периферийными концептами праворадикальной идеологии, представленной в студенческом сознании. Теоретическую базу указанного исследования составила авторская концепция политических идеологем, разработанная на основе интегрированного лингвистического и политико-философского понятия идеологемы (М. Бахтин, Ф. Джеймисон и др.). В процессе концептуализации теории праворадикальных идеологем использовались также концептно-морфологический подход М. Фридена и понятие «группускулярной правой» Р. Гриффина. Указанные теории были адаптированы к российской политической и социокультурной специфике. В результате исследования были получены конкретные данные о распространённых в студенческой среде праворадикальных идеологемах, а также об идеях и ценностях, имеющих потенциал развития в праворадикальные идеологии. Вторая часть статьи посвящена анализу степени распространения в студенческом сознании второго из двух базовых концептов фашистской идеологии — радикального национализма. Показано, что в студенческой среде имеют место три уровня идентификации с праворадикальной идеологией. Группа сознательно идентифицирующих себя респондентов весьма невелика. Но латентные формы идентификации с правым радикализмом достигают (в среднем) 13–15% от представителей либерализма, консерватизма и национального патриотизма.
Николаев И.В. - Символизация терминологии радикализма в дискурсе студентов-политологов (по материалам регионального исследования)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21501

Аннотация: Предметом данного исследования выступает процесс символизации радикальных терминов и идеологических штампов в дискурсе студентов высших учебных заведений Ростовской области. Правый крен, наблюдаемый в российской политике последние 10 лет, привел в образовательном и медиа-пространствах к популяризации периферийных радикальных идеологем, усвоение которых создает в сознании студентов комплекс вербальных символов. Утратив научное содержание, эти символы становятся показателем латентной поддержки правого радикализма и составляют потенциал перехода в активную форму политической деятельности. В статье предпринимается попытка деконструкции вербальных символов, а также обоснования принадлежности ряда общеупотребимых и научных терминов к периферии правого радикализма. Методом сбора первичных данных выступила серия свободных групповых интервью, материалы которых, представленные в виде стенограмм и аудиозаписей, были подвергнуты текстологическому исследованию с помощью качественного контент-анализа и техник дискурс-анализа. К основным выводам проведенного исследования следует отнести подтверждение факта наличия в сознании студентов комплекса радикальных вербальных символов. Радикальная терминология, попав в дискурс политологов из медийного пространства, не подвергается критическому переосмыслению, а усваивается в форме штампов, искажающих представления о реальной политической ситуации. Свойственные правому радикализму периферийные концепты ("великая держава", "империя", «русский/славянский мир", "цивилизационный раскол" и т.п.) широко используются студентами в общении на политические темы. Новизна исследования состоит в попытке интеграции теории "идеологем" и идеи наличия в дискурсе вербальных символов как их лексического выражения.
Николаев И.В. - Символизация терминологии радикализма в дискурсе студентов-политологов (по материалам регионального исследования) c. 1620-1629

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54655

Аннотация: Предметом данного исследования выступает процесс символизации радикальных терминов и идеологических штампов в дискурсе студентов высших учебных заведений Ростовской области. Правый крен, наблюдаемый в российской политике последние 10 лет, привел в образовательном и медиа-пространствах к популяризации периферийных радикальных идеологем, усвоение которых создает в сознании студентов комплекс вербальных символов. Утратив научное содержание, эти символы становятся показателем латентной поддержки правого радикализма и составляют потенциал перехода в активную форму политической деятельности. В статье предпринимается попытка деконструкции вербальных символов, а также обоснования принадлежности ряда общеупотребимых и научных терминов к периферии правого радикализма. Методом сбора первичных данных выступила серия свободных групповых интервью, материалы которых, представленные в виде стенограмм и аудиозаписей, были подвергнуты текстологическому исследованию с помощью качественного контент-анализа и техник дискурс-анализа. К основным выводам проведенного исследования следует отнести подтверждение факта наличия в сознании студентов комплекса радикальных вербальных символов. Радикальная терминология, попав в дискурс политологов из медийного пространства, не подвергается критическому переосмыслению, а усваивается в форме штампов, искажающих представления о реальной политической ситуации. Свойственные правому радикализму периферийные концепты ("великая держава", "империя", «русский/славянский мир", "цивилизационный раскол" и т.п.) широко используются студентами в общении на политические темы. Новизна исследования состоит в попытке интеграции теории "идеологем" и идеи наличия в дискурсе вербальных символов как их лексического выражения.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Жун Я. - Деятельность Шанхайской организации сотрудничества в контексте международной экономической интеграции

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21556

Аннотация: Предметом исследования является Шанхайская организация сотрудничества, а объектом – деятельность этой организации в контексте международной экономической интеграции. Показывается, что особую актуальность при исследовании интеграционных процессов на пространстве ШОС приобретает анализ тенденций развития торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с государствами Центральной Азии и КНР, а именно в рамках экономического сотрудничества России и стран ШОС в настоящее время особое значение уделяется вопросам преференциального режима торговли товарами и снятия пошлин. Нами применялись общенаучные методы, а именно: анализ, синтез, диалектический подход. Важную роль сыграло привлечение понятийного аппарата, методов исследования теории международных отношений, истории и политологии: системный анализ, метод сравнительного анализа, сравнительно-исторический метод. Совокупность указанных методов позволила выявить особенности функционирования ШОС в контексте международной экономической интеграции. Основными выводами проведенного исследования можно назвать следующие положения. Международная экономическая интеграция на протяжении многих десятилетий является неотъемлемым феноменом мировой экономической жизни. Постоянно расширяются ее масштабы, увеличивается количество стран, активно участвующих в этом процессе. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между степенью участия государства в интеграционных процессах и уровнем развития его экономики. В экономическом разделе сфер влияния в Центральной Азии важную роль играет Шанхайская организация сотрудничества, выполняющая функцию действенного инструмента региональной экономической интеграции. Все страны-участницы организации заинтересованы в дальнейшем повышении активности экономического сотрудничества в рамках ШОС с учетом своих национальных интересов.
Жун Я. - Деятельность Шанхайской организации сотрудничества в контексте международной экономической интеграции c. 1645-1650

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54658

Аннотация: Предметом исследования является Шанхайская организация сотрудничества, а объектом – деятельность этой организации в контексте международной экономической интеграции. Показывается, что особую актуальность при исследовании интеграционных процессов на пространстве ШОС приобретает анализ тенденций развития торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с государствами Центральной Азии и КНР, а именно в рамках экономического сотрудничества России и стран ШОС в настоящее время особое значение уделяется вопросам преференциального режима торговли товарами и снятия пошлин. Нами применялись общенаучные методы, а именно: анализ, синтез, диалектический подход. Важную роль сыграло привлечение понятийного аппарата, методов исследования теории международных отношений, истории и политологии: системный анализ, метод сравнительного анализа, сравнительно-исторический метод. Совокупность указанных методов позволила выявить особенности функционирования ШОС в контексте международной экономической интеграции. Основными выводами проведенного исследования можно назвать следующие положения. Международная экономическая интеграция на протяжении многих десятилетий является неотъемлемым феноменом мировой экономической жизни. Постоянно расширяются ее масштабы, увеличивается количество стран, активно участвующих в этом процессе. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между степенью участия государства в интеграционных процессах и уровнем развития его экономики. В экономическом разделе сфер влияния в Центральной Азии важную роль играет Шанхайская организация сотрудничества, выполняющая функцию действенного инструмента региональной экономической интеграции. Все страны-участницы организации заинтересованы в дальнейшем повышении активности экономического сотрудничества в рамках ШОС с учетом своих национальных интересов.
Приписнова Е.С. - О некоторых аспектах политики ЕС в сфере урегулирования арабо-израильского конфликта

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.17206

Аннотация: Предметом исследования является политика Европейского Союза в сфере урегулирования арабо-израильского конфликта. Декларации ЕС последовательно подтверждают приверженность принципу разрешения арабо-израильского конфликта на основе права двух народов на самоопределение при соблюдении прав человека и норм международного права. Для достижения этих целей ЕС использует многочисленные дипломатические и экономические инструменты и, что особенно важно, договорные связи с Израилем и Палестиной. Целью настоящей статьи является анализ действий Европейского союза, обнажающий разрыв между заявленными целями Евросоюза и их практической реализацией. Природа этого разрыва, по мнению автора, связана с характером действий ЕС, придерживаясь которого Евросоюз коллективно принял решение применять определенные средства, служащие неустановленным целям и интересам. Методологической основой статьи является общенаучное теоретическое положение о системности сложных политических процессов, а также идея о взаимообусловленности факторов, определяющих формирование политической стратегии государств. Важнейшим методологическим приемом выступает исторический подход, предполагающий изучение общественно-политических явлений через их происхождение, эволюцию, трансформацию, а также комплексное выявление связей и взаимодействия каждого феномена с другими. В результате исследования автор приходит к следующим выводам: политика Европейского Союза в израильско-палестинском конфликте подчинена интересам «высшего порядка». Автор предполагает, что пересмотр целей ЕС не повлечет за собой отказ от обязательств в области прав человека и международного права. ЕС может отказаться от цели создания двух государств, однако это может привести к фактическому признанию расширения израильских поселений и контролю на оккупированных палестинских территориях.
Приписнова Е.С. - О некоторых аспектах политики ЕС в сфере урегулирования арабо-израильского конфликта c. 1693-1699

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54664

Аннотация: Предметом исследования является политика Европейского Союза в сфере урегулирования арабо-израильского конфликта. Декларации ЕС последовательно подтверждают приверженность принципу разрешения арабо-израильского конфликта на основе права двух народов на самоопределение при соблюдении прав человека и норм международного права. Для достижения этих целей ЕС использует многочисленные дипломатические и экономические инструменты и, что особенно важно, договорные связи с Израилем и Палестиной. Целью настоящей статьи является анализ действий Европейского союза, обнажающий разрыв между заявленными целями Евросоюза и их практической реализацией. Природа этого разрыва, по мнению автора, связана с характером действий ЕС, придерживаясь которого Евросоюз коллективно принял решение применять определенные средства, служащие неустановленным целям и интересам. Методологической основой статьи является общенаучное теоретическое положение о системности сложных политических процессов, а также идея о взаимообусловленности факторов, определяющих формирование политической стратегии государств. Важнейшим методологическим приемом выступает исторический подход, предполагающий изучение общественно-политических явлений через их происхождение, эволюцию, трансформацию, а также комплексное выявление связей и взаимодействия каждого феномена с другими. В результате исследования автор приходит к следующим выводам: политика Европейского Союза в израильско-палестинском конфликте подчинена интересам «высшего порядка». Автор предполагает, что пересмотр целей ЕС не повлечет за собой отказ от обязательств в области прав человека и международного права. ЕС может отказаться от цели создания двух государств, однако это может привести к фактическому признанию расширения израильских поселений и контролю на оккупированных палестинских территориях.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Бекишиева С.Р. - Историческое развитие идеи верховенства права

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.16782

Аннотация: Объектом исследования является концепция верховенства права, получившая развитие в зарубежной науке и практике в течение четырех столетий. Идея «rule of law» возникла в рамках английской правовой традиции и с возникновением концепции правового государства получила развитие и в других странах. В настоящее время верховенство права рассматривается как основополагающий принцип правового государства, при этом степень институциональной реализации этого принципа является универсальным индикатором правового государства. Несмотря на недолгую историю развития концепции верховенства права в России назрела острая необходимость переориентации российского общественного и профессионального правосознания на верховенство права и прав человека. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы научного познания (диалектический, исторический, логический, системный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический методы). В работе также использован междисциплинарный подход, позволяющий наиболее полно и всесторонне рассматривать исследуемую комплексную проблему. Новизна исследования заключается в рассмотрении истории развития идеи и принципа верховенства права в зарубежной науке и практике в течение четырех столетий, разночтений понятия «верховенство права» и ее неизменной сущности, а также анализе проблем реализации принципа верховенства права в современной России.
Бекишиева С.Р. - Историческое развитие идеи верховенства права c. 1700-1707

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54665

Аннотация: Объектом исследования является концепция верховенства права, получившая развитие в зарубежной науке и практике в течение четырех столетий. Идея «rule of law» возникла в рамках английской правовой традиции и с возникновением концепции правового государства получила развитие и в других странах. В настоящее время верховенство права рассматривается как основополагающий принцип правового государства, при этом степень институциональной реализации этого принципа является универсальным индикатором правового государства. Несмотря на недолгую историю развития концепции верховенства права в России назрела острая необходимость переориентации российского общественного и профессионального правосознания на верховенство права и прав человека. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы научного познания (диалектический, исторический, логический, системный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический методы). В работе также использован междисциплинарный подход, позволяющий наиболее полно и всесторонне рассматривать исследуемую комплексную проблему. Новизна исследования заключается в рассмотрении истории развития идеи и принципа верховенства права в зарубежной науке и практике в течение четырех столетий, разночтений понятия «верховенство права» и ее неизменной сущности, а также анализе проблем реализации принципа верховенства права в современной России.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Якушина О.И. - Способы культурного взаимодействия в современном обществе

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21566

Аннотация: Нарастающая культурная неоднородность современных обществ актуализировала проблемы взаимодействия в научном дискурсе. В связи с этим предметом исследования являются стратегии и тенденции развития культурного взаимодействия в культурном пространстве современного общества. Цель исследования – определить стратегии культурного взаимодействия, которые наиболее благоприятствуют формированию общего пространства культурных и социальных связей. Выполнен анализ и моделирование направлений развития возможных вариантов взаимодействия индивидов и групп. Рассмотрена концептуализация идеи мультикультурализма. Предложен вариант модели многосторонней мультикультурной модели и стратегий взаимодействия, учитывающих наличие динамической обратной связи между группами культурных меньшинств и обществом в целом. Использованы методы системного и сравнительного анализа, примененные к пространству культурного взаимодействия в многокультурной среде общества для выявления возможных вариантов и направленности стратегий коммуникативного взаимодействия. Научная новизна статьи заключается в выявлении аналитической ценности моделировании культурного взаимодействия в культурно неоднородной среде и его возможных стратегий, в обосновании результата социокоммуникативного взаимодействия культур. Показано, что гармонизации взаимодействия сосуществующих культур способствует именно мультикультурная стратегия и подчеркивается, что важнейшим элементом является мультикультурное образование, которое развивает представление о значении признания разнообразных отличительных идентичностей и соответствующих культур меньшинств, что позволяет преодолеть барьер социальной коммуникации и сформировать общее пространство культурных и социальных связей.
Якушина О.И. - Способы культурного взаимодействия в современном обществе c. 1637-1644

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54657

Аннотация: Нарастающая культурная неоднородность современных обществ актуализировала проблемы взаимодействия в научном дискурсе. В связи с этим предметом исследования являются стратегии и тенденции развития культурного взаимодействия в культурном пространстве современного общества. Цель исследования – определить стратегии культурного взаимодействия, которые наиболее благоприятствуют формированию общего пространства культурных и социальных связей. Выполнен анализ и моделирование направлений развития возможных вариантов взаимодействия индивидов и групп. Рассмотрена концептуализация идеи мультикультурализма. Предложен вариант модели многосторонней мультикультурной модели и стратегий взаимодействия, учитывающих наличие динамической обратной связи между группами культурных меньшинств и обществом в целом. Использованы методы системного и сравнительного анализа, примененные к пространству культурного взаимодействия в многокультурной среде общества для выявления возможных вариантов и направленности стратегий коммуникативного взаимодействия. Научная новизна статьи заключается в выявлении аналитической ценности моделировании культурного взаимодействия в культурно неоднородной среде и его возможных стратегий, в обосновании результата социокоммуникативного взаимодействия культур. Показано, что гармонизации взаимодействия сосуществующих культур способствует именно мультикультурная стратегия и подчеркивается, что важнейшим элементом является мультикультурное образование, которое развивает представление о значении признания разнообразных отличительных идентичностей и соответствующих культур меньшинств, что позволяет преодолеть барьер социальной коммуникации и сформировать общее пространство культурных и социальных связей.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н. - Условия и тенденции развития рынка международного туризма в Японии

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.19605

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является рынок международного туризма в одной из сопредельных с Приморским краем России стран – Японии. Исследование этого рынка приобретает особую актуальность в свете принятия правительством России законов, стимулирующих инвестиционную деятельность на территории Приморского края, и утверждении новой государственной экономической политики Японии по отношению к туризму. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как взаимные обмены туристами ключевых игроков туристского рынка Северо-Восточной Азии. Особое внимание в статье уделяется видам туризма, которые могут быть востребованы туристами Японии и других, сопредельных с Приморским краем, государств. В работе использована общая методология анализа рынка, которая включает такие составляющие как сбор информации о размере, динамике и потенциале развития рынка, структуре предложений товаров и услуг, об особенностях поведения потенциальных и реальных потребителей, национальных особенностях и конкуренции со стороны прочих производителей товаров и услуг. Определены некоторые условия развития массового зарубежного туризма в регионе. Выделены некоторые туристские направления, развитие которых должно стать драйверами развития международного туризма в Приморском крае. Определено место круизного туризма как важнейшего вида туризма для портового города. Определены новые возможности роста международного туризма за счет кооперации с другими регионами Дальнего Востока.
Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н. - Условия и тенденции развития рынка международного туризма в Японии c. 1708-1718

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54666

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является рынок международного туризма в одной из сопредельных с Приморским краем России стран – Японии. Исследование этого рынка приобретает особую актуальность в свете принятия правительством России законов, стимулирующих инвестиционную деятельность на территории Приморского края, и утверждении новой государственной экономической политики Японии по отношению к туризму. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как взаимные обмены туристами ключевых игроков туристского рынка Северо-Восточной Азии. Особое внимание в статье уделяется видам туризма, которые могут быть востребованы туристами Японии и других, сопредельных с Приморским краем, государств. В работе использована общая методология анализа рынка, которая включает такие составляющие как сбор информации о размере, динамике и потенциале развития рынка, структуре предложений товаров и услуг, об особенностях поведения потенциальных и реальных потребителей, национальных особенностях и конкуренции со стороны прочих производителей товаров и услуг. Определены некоторые условия развития массового зарубежного туризма в регионе. Выделены некоторые туристские направления, развитие которых должно стать драйверами развития международного туризма в Приморском крае. Определено место круизного туризма как важнейшего вида туризма для портового города. Определены новые возможности роста международного туризма за счет кооперации с другими регионами Дальнего Востока.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Рудакова Ю.В. - Понятие общественного прогресса в социально-политической концепции П. Н. Ткачева

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21406

Аннотация: Предметом исследования является проблема социального прогресса в публицистике представителя заговорщического направления в народничестве, русского бланкиста П.Н. Ткачева. Объектом исследования является социально-политическая концепция мыслителя. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как взаимосвязь в текстах Ткачева умственного и социального прогресса, развития идей и науки, с одной стороны, и улучшения благосостояния масс, с другой. Особое внимание уделяется критериям социального прогресса и тем факторам, которые определяют прогрессивное или регрессивное развитие человеческого общества. Исследование проведено с использованием метода анализа публицистических текстов П. Н. Ткачева, написанных им в период с 1865 по 1877 гг. Новизна исследования заключается в том, что данная проблема была рассмотрена безотрывно от всей социально-политической концепции Ткачева и ее основных принципов. Автор приходит к выводу, что Ткачевым были выделены основные критерии прогресса, анализ которых должен лежать в основе исследования любого прогрессивного движения.
Рудакова Ю.В. - Понятие общественного прогресса в социально-политической концепции П. Н. Ткачева c. 1719-1723

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54667

Аннотация: Предметом исследования является проблема социального прогресса в публицистике представителя заговорщического направления в народничестве, русского бланкиста П.Н. Ткачева. Объектом исследования является социально-политическая концепция мыслителя. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как взаимосвязь в текстах Ткачева умственного и социального прогресса, развития идей и науки, с одной стороны, и улучшения благосостояния масс, с другой. Особое внимание уделяется критериям социального прогресса и тем факторам, которые определяют прогрессивное или регрессивное развитие человеческого общества. Исследование проведено с использованием метода анализа публицистических текстов П. Н. Ткачева, написанных им в период с 1865 по 1877 гг. Новизна исследования заключается в том, что данная проблема была рассмотрена безотрывно от всей социально-политической концепции Ткачева и ее основных принципов. Автор приходит к выводу, что Ткачевым были выделены основные критерии прогресса, анализ которых должен лежать в основе исследования любого прогрессивного движения.
Проблема социального партнерства
Берзин В.А. - Социальное партнерство в контексте социального государства

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21422

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является определение положения социального партнерства в социальном государстве. Автор статьи исследует обозначенную тему с позиции ключевых теоретических концепций, определяет потенциал социальных партнерств для достижения некоторых целей государства благосостояния (социального государства) и решения возникающих в нем проблем. В статье автор связывает социальное партнерство с регулированием рыночных отношений, с сотрудничеством между государством, частным бизнес-сектором и сферой труда для решения неотложных экономических и социальных проблем. Методология исследования определялась целями научной статьи и включала методы анализа, синтеза, прогноза, сравнительного и исторического исследования. Основными выводами проведенного исследования являются - способность модели социального партнерства увеличивать вероятность успеха и неудачи для абсолютно всех участников, в том числе государства, поскольку каждый играет важную роль в достижении поставленных целей, в том числе целей социального государства (государства благосостояния); реализация социальных партнерств для решения "неделимых проблем".
Берзин В.А. - Социальное партнерство в контексте социального государства c. 1603-1607

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54643

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является определение положения социального партнерства в социальном государстве. Автор статьи исследует обозначенную тему с позиции ключевых теоретических концепций, определяет потенциал социальных партнерств для достижения некоторых целей государства благосостояния (социального государства) и решения возникающих в нем проблем. В статье автор связывает социальное партнерство с регулированием рыночных отношений, с сотрудничеством между государством, частным бизнес-сектором и сферой труда для решения неотложных экономических и социальных проблем. Методология исследования определялась целями научной статьи и включала методы анализа, синтеза, прогноза, сравнительного и исторического исследования. Основными выводами проведенного исследования являются - способность модели социального партнерства увеличивать вероятность успеха и неудачи для абсолютно всех участников, в том числе государства, поскольку каждый играет важную роль в достижении поставленных целей, в том числе целей социального государства (государства благосостояния); реализация социальных партнерств для решения "неделимых проблем".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.