по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 09, 2015
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 04-10-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2015
ГЕНЕЗИС ВЛАСТИ
Занко Т.А. - Принципы преобразования федеральных органов исполнительной власти

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16420

Аннотация: В статье сформулированы и обоснованы принципы, которые должны применяться при преобразованиях системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Особый акцент в статье сделан на необходимость законодательного закрепления системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и, соответственно, принципов их преобразования. Так, принципами преобразований должны стать законность, федерализм, централизация и децентрализация, приоритет прав и свобод человека и гражданина, демократизм, гласность и открытость, обоснованность, рациональность, эффективность, ресурсная обеспеченность, целесообразность, сохранение кадрового потенциала, правопреемственность, стабильность и комплексность. При проведении исследования использовались формально-юридический, структурно-функциональный и исторический методы, которые позволили научно обосновать принципы преобразования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Сформулированные принципы должны быть не просто провозглашены и закреплены законодательно, но и применяться комплексно, в совокупности (ввиду их взаимосвязанности и взаимообусловленности), стать реальным указанием к действию при проведении реформ, максимально объективизировать процесс преобразования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
Занко Т.А. - Принципы преобразования федеральных органов исполнительной власти c. 1117-1121

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54436

Аннотация: В статье сформулированы и обоснованы принципы, которые должны применяться при преобразованиях системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Особый акцент в статье сделан на необходимость законодательного закрепления системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и, соответственно, принципов их преобразования. Так, принципами преобразований должны стать законность, федерализм, централизация и децентрализация, приоритет прав и свобод человека и гражданина, демократизм, гласность и открытость, обоснованность, рациональность, эффективность, ресурсная обеспеченность, целесообразность, сохранение кадрового потенциала, правопреемственность, стабильность и комплексность. При проведении исследования использовались формально-юридический, структурно-функциональный и исторический методы, которые позволили научно обосновать принципы преобразования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Сформулированные принципы должны быть не просто провозглашены и закреплены законодательно, но и применяться комплексно, в совокупности (ввиду их взаимосвязанности и взаимообусловленности), стать реальным указанием к действию при проведении реформ, максимально объективизировать процесс преобразования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
Манойло А.В. - Нормандский формат гибридной дипломатии Европейского Союза

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16325

Аннотация: Настоящая статья посвящена оценке результатов берлинского турне президента Украины Петра Порошенко, состоявшегося 24 августа 2015 года, и трехсторонних переговоров Порошенко с Меркель и Олландом, состоявшихся без участия России. Объект исследования – переговорный процесс между главами четырех государств – России, Германии, Франции и Украины – по поводу соблюдения минских соглашений, протекающий в нормандском формате. Предмет исследования – итоги внеочередной встречи лидеров Германии, Франции и Украины, состоявшейся в Берлине 24 августа 2015 года и посвященной выполнению участниками вооруженного конфликта в Донбассе основных положений минских соглашений. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор отмечает, что Минские соглашения никогда не воспринимались украинским руководством как документ прямого действия – для президента Украины Петра Порошенко и его американских кураторов они всегда были лишь предлогом, позволяющим выиграть время, необходимое для повторной мобилизации частей и подразделений, разбитых под Донецком, для их оснащения, обучения, пополнения ради одной единственной цели – нового наступления на Донбасс. Психология П. Порошенко и других представителей новой власти в Украине такова, что они попросту не видят иного решения проблемы с Юго-Востоком, кроме силового подавления и полного уничтожения оппонентов.
Манойло А.В. - Нормандский формат гибридной дипломатии Европейского Союза c. 1122-1127

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54437

Аннотация: Настоящая статья посвящена оценке результатов берлинского турне президента Украины Петра Порошенко, состоявшегося 24 августа 2015 года, и трехсторонних переговоров Порошенко с Меркель и Олландом, состоявшихся без участия России. Объект исследования – переговорный процесс между главами четырех государств – России, Германии, Франции и Украины – по поводу соблюдения минских соглашений, протекающий в нормандском формате. Предмет исследования – итоги внеочередной встречи лидеров Германии, Франции и Украины, состоявшейся в Берлине 24 августа 2015 года и посвященной выполнению участниками вооруженного конфликта в Донбассе основных положений минских соглашений. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор отмечает, что Минские соглашения никогда не воспринимались украинским руководством как документ прямого действия – для президента Украины Петра Порошенко и его американских кураторов они всегда были лишь предлогом, позволяющим выиграть время, необходимое для повторной мобилизации частей и подразделений, разбитых под Донецком, для их оснащения, обучения, пополнения ради одной единственной цели – нового наступления на Донбасс. Психология П. Порошенко и других представителей новой власти в Украине такова, что они попросту не видят иного решения проблемы с Юго-Востоком, кроме силового подавления и полного уничтожения оппонентов.
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
Хамидов А.А. - Особенности и факторы микрофинансирования

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16341

Аннотация: Предметом исследования является сущность микрофинансирования и факторов, влияющих на его развитие. В процессе анализа спектра факторов автор показывает содержание микрофинансирования и характеристики его механизма. Выделено два типа функций, составляющих конкурентное преимущество микрофинансирования. Социальные: средство уменьшения бедности, стимулирование предпринимательства, механизм, минимизации криминалитета бизнеса, уменьшению теневого сектора экономики и, как соответственно, роста прозрачности заимствования. Экономические: рост финансовой устойчивости малых предприятий, распространение малого предпринимательства, рост ассортимента и качества микрофинансовых услуг, общее улучшение финансовой системы в России, создание истории кредитования клиентов при получении небольших займов - увеличение возможности кредитования. Методами исследования являются системный анализ, который позволяет определить характеристики микрофинансирования и факторы его развития, а также статистический анализ, что дает возможность оценить динамику микрофинансового рынка. Новизна и выводы. Обосновано, что основными факторами, определяющими микрокредитования служат краткие сроки кредитования и значительные ставки по кредитам. При этом показано, что микрофинансовые услуги предназначены для удовлетворения потребности в финансовых ресурсах малых предприятий, которым недоступны услуги банков и иных кредитных фирм, мало заинтересованных в операциях с небольшими займами. Также уточнен спектр микрофинансовых институциональных структур: формализованные, полуформализованные, формализованные, гибридные.
Хамидов А.А. - Особенности и факторы микрофинансирования c. 1128-1133

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54438

Аннотация: Предметом исследования является сущность микрофинансирования и факторов, влияющих на его развитие. В процессе анализа спектра факторов автор показывает содержание микрофинансирования и характеристики его механизма. Выделено два типа функций, составляющих конкурентное преимущество микрофинансирования. Социальные: средство уменьшения бедности, стимулирование предпринимательства, механизм, минимизации криминалитета бизнеса, уменьшению теневого сектора экономики и, как соответственно, роста прозрачности заимствования. Экономические: рост финансовой устойчивости малых предприятий, распространение малого предпринимательства, рост ассортимента и качества микрофинансовых услуг, общее улучшение финансовой системы в России, создание истории кредитования клиентов при получении небольших займов - увеличение возможности кредитования. Методами исследования являются системный анализ, который позволяет определить характеристики микрофинансирования и факторы его развития, а также статистический анализ, что дает возможность оценить динамику микрофинансового рынка. Новизна и выводы. Обосновано, что основными факторами, определяющими микрокредитования служат краткие сроки кредитования и значительные ставки по кредитам. При этом показано, что микрофинансовые услуги предназначены для удовлетворения потребности в финансовых ресурсах малых предприятий, которым недоступны услуги банков и иных кредитных фирм, мало заинтересованных в операциях с небольшими займами. Также уточнен спектр микрофинансовых институциональных структур: формализованные, полуформализованные, формализованные, гибридные.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Карпович О.Г. - Цветные революции и ближневосточный вектор внешней политики США

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16039

Аннотация: Цель исследования заключается в выявлении роли США в осуществлении демонтажа политических режимов и применении технологий цветных революций в Ливии, Сирии и Ираке. В качестве объекта исследования выступает политика Соединенных Штатов Америки по смене политических режимов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Предметом исследования являются формы, методы и технологии демонтажа политических режимов в Ливии, Сирии и Ираке. Одной из ключевых задач исследования является оценка последствий «Арабской весны» (результатов применения США и их военно-политическими союзниками технологий цветных революций) для региона, объединяющего арабский мир – Ближнего Востока, Северной Африки, и оценка влияния этих процессов на глобальную политику спустя четыре года после временного «замораживания» (на рубеже Сирии) волны цветных революций в арабском мире. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на то, что так называемые «революционные» события «Арабской весны» надолго дестабилизировали ситуацию не только в Северной Африке и на Ближнем Востоке, но и повлияли (и продолжают влиять) на происходящее в мире. В целом происходящие сегодня события в арабском мире являются только первым этапом системной трансформации и «переформатирования» региона, которая не завершена и будет продолжаться еще несколько десятилетий. Автор фокусирует внимание на то, что так называемые революции «Арабской весны» являются цветными революциями, содержащими в себе все признаки технологий данного класса: это технологии организации государственных переворотов в условиях политической нестабильности, в которых давление на власть осуществляется в форме народных бунтов и восстаний, только внешне имеющих стихийную форму.
Карпович О.Г. - Цветные революции и ближневосточный вектор внешней политики США c. 1134-1141

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54439

Аннотация: Цель исследования заключается в выявлении роли США в осуществлении демонтажа политических режимов и применении технологий цветных революций в Ливии, Сирии и Ираке. В качестве объекта исследования выступает политика Соединенных Штатов Америки по смене политических режимов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Предметом исследования являются формы, методы и технологии демонтажа политических режимов в Ливии, Сирии и Ираке. Одной из ключевых задач исследования является оценка последствий «Арабской весны» (результатов применения США и их военно-политическими союзниками технологий цветных революций) для региона, объединяющего арабский мир – Ближнего Востока, Северной Африки, и оценка влияния этих процессов на глобальную политику спустя четыре года после временного «замораживания» (на рубеже Сирии) волны цветных революций в арабском мире. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на то, что так называемые «революционные» события «Арабской весны» надолго дестабилизировали ситуацию не только в Северной Африке и на Ближнем Востоке, но и повлияли (и продолжают влиять) на происходящее в мире. В целом происходящие сегодня события в арабском мире являются только первым этапом системной трансформации и «переформатирования» региона, которая не завершена и будет продолжаться еще несколько десятилетий. Автор фокусирует внимание на то, что так называемые революции «Арабской весны» являются цветными революциями, содержащими в себе все признаки технологий данного класса: это технологии организации государственных переворотов в условиях политической нестабильности, в которых давление на власть осуществляется в форме народных бунтов и восстаний, только внешне имеющих стихийную форму.
Новиков Д.П. - США и дискуссия об институциональной архитектуре европейской безопасности (2008-2014)

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16197

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является выработка американского подхода к вопросу о реформе институциональной архитектуры европейской безопасности в период политики "перезагрузки". Особое внимание уделяется внутриполитической дискуссии в США по этому вопросу, определившей фарватер возможных уступок Вашингтона в отношении российских предложений по коренному пересмотру системы европейской безопасности после военного конфликта в Грузии в августе 2008 г. Освещаются причины отказа США от реформы евроатлантических институтов и последствия этого подхода, одним из которых стал вспыхнувший в 2014 г. украинский кризис. Исследование опирается на методологическую традиции теории неоклассического реализма, в рамках которого политика США рассматривается как ответ на структурный вызов внешней среды, в данном случае - "расшатывание" архитектуры европейской безопасности после Августовской войны 2008 г. Новизна научного исследования заключается в выявлении прочной увязки между нынешним кризисом европейской безопасности (украинский кризис) и предложенной администрацией Б. Обамы повесткой политики "перезагрузки". Крайне ограниченный подход к предложениям Москвы о реформе институциональной архитектуры европейской безопасности и фокусировка на тактических вопросах предопределили затухание "перезагрузки" и усиление в американской внутриполитической конфигурации сторонников "жесткого" подхода к России и сохранения институтов евроатлантической безопасности в максимально неизменном виде. Это во многом стало катализатором политических трений, приведших к украинскому кризису 2014 г.
Новиков Д.П. - США и дискуссия об институциональной архитектуре европейской безопасности (2008-2014) c. 1142-1149

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54440

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является выработка американского подхода к вопросу о реформе институциональной архитектуры европейской безопасности в период политики "перезагрузки". Особое внимание уделяется внутриполитической дискуссии в США по этому вопросу, определившей фарватер возможных уступок Вашингтона в отношении российских предложений по коренному пересмотру системы европейской безопасности после военного конфликта в Грузии в августе 2008 г. Освещаются причины отказа США от реформы евроатлантических институтов и последствия этого подхода, одним из которых стал вспыхнувший в 2014 г. украинский кризис. Исследование опирается на методологическую традиции теории неоклассического реализма, в рамках которого политика США рассматривается как ответ на структурный вызов внешней среды, в данном случае - "расшатывание" архитектуры европейской безопасности после Августовской войны 2008 г. Новизна научного исследования заключается в выявлении прочной увязки между нынешним кризисом европейской безопасности (украинский кризис) и предложенной администрацией Б. Обамы повесткой политики "перезагрузки". Крайне ограниченный подход к предложениям Москвы о реформе институциональной архитектуры европейской безопасности и фокусировка на тактических вопросах предопределили затухание "перезагрузки" и усиление в американской внутриполитической конфигурации сторонников "жесткого" подхода к России и сохранения институтов евроатлантической безопасности в максимально неизменном виде. Это во многом стало катализатором политических трений, приведших к украинскому кризису 2014 г.
Василюк Е.А. - Политический фактор в экономическом сотрудничестве России и Японии на современном этапе

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16333

Аннотация: В данной статье проводится анализ того, как политический фактор – в данном случае введенные в одностороннем порядке санкции – воздействуют на экономическое взаимодействие Российской Федерации и Японии. Объектом исследования автор выделяет двусторонние отношения между Россией и Японией на современном этапе. Объектом исследования - политический фактор и его воздействие на экономическую составляющую этих отношений. Внимание уделяется прослеживанию общей положительной тенденции взаимодействия двух стран в сфере экономики и долгосрочное влияние фактора политического напряжения. Аналитическая база построена на методе системного подхода в условиях двусторонних отношений стран и связью между экономической и политической сферой их взаимодействия. Автор выдвигает гипотезу, согласно которой в настоящее время фактор односторонних санкций японской стороны в отношении России играет незначительную роль в торговле и инвестиционном сотрудничестве двух стран, и делает прогноз о том, каким может оказаться воздействие в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Василюк Е.А. - Политический фактор в экономическом сотрудничестве России и Японии на современном этапе c. 1150-1155

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54441

Аннотация: В данной статье проводится анализ того, как политический фактор – в данном случае введенные в одностороннем порядке санкции – воздействуют на экономическое взаимодействие Российской Федерации и Японии. Объектом исследования автор выделяет двусторонние отношения между Россией и Японией на современном этапе. Объектом исследования - политический фактор и его воздействие на экономическую составляющую этих отношений. Внимание уделяется прослеживанию общей положительной тенденции взаимодействия двух стран в сфере экономики и долгосрочное влияние фактора политического напряжения. Аналитическая база построена на методе системного подхода в условиях двусторонних отношений стран и связью между экономической и политической сферой их взаимодействия. Автор выдвигает гипотезу, согласно которой в настоящее время фактор односторонних санкций японской стороны в отношении России играет незначительную роль в торговле и инвестиционном сотрудничестве двух стран, и делает прогноз о том, каким может оказаться воздействие в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Саидов З.А. - Механизм административно-правового регулирования экономики

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.15565

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием современной экономки. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ механизма и концепции правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование как государственного, так и негосударственного сектора экономики. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового воздействия на экономические отношения. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций развития права и экономики в современных условиях. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового воздействия на государственный и не государственный сектор российской экономики. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования экономики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования экономики, а также создание правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.
Саидов З.А. - Механизм административно-правового регулирования экономики c. 1156-1167

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54442

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием современной экономки. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ механизма и концепции правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование как государственного, так и негосударственного сектора экономики. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового воздействия на экономические отношения. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций развития права и экономики в современных условиях. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового воздействия на государственный и не государственный сектор российской экономики. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования экономики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования экономики, а также создание правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.
Волков Н.А. - Становление и развитие конституционного законодательства об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16408

Аннотация: Предметом исследования является Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Объектом исследования является конституционное законодательство России. Автор подробно рассматривает все изменения, внесенные в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» с момента его принятия в 1997 году по настоящее время. Особое внимание уделяется последним изменениям, внесенным в закон Государственной Думой Федерального Собрания РФ по предложению Президента Российской Федерации в 2015 году. Основным методом исследования является сравнительно-правовой анализ законов, вносящих изменения и совершенствующих законодательство о новом для нашей страны конституционном государственном органе – Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Новизна исследования заключается в рассмотрении и анализе новых теоретических положений, внесенных в Федеральный конституционный закон о российском федеральном омбудсмене Президентом страны в январе, Государственной Думой в феврале и марте, Советом Федерации в апреле текущего года. Особым вкладом автора в исследование темы является как теоретическое изучение проблемы необходимости совершенствования федерального законодательства об уполномоченных по правам человека, так и практическое участие в становлении института уполномоченных по правам человека в России в качестве регионального уполномоченного в субъекте РФ на протяжении пятнадцати лет – с 2001г. по настоящее время. Основным выводом проведенного исследования является утверждение о том, что значительное количество изменений, внесенных в конституционное законодательство России об уполномоченных по правам человека свидетельствует о постоянном внимании государства и его парламента к сфере соблюдения и защиты прав человека, о постоянном развитии и совершенствовании конституционного законодательства России о правах и свободах ее граждан.
Волков Н.А. - Становление и развитие конституционного законодательства об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации c. 1168-1175

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54443

Аннотация: Предметом исследования является Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Объектом исследования является конституционное законодательство России. Автор подробно рассматривает все изменения, внесенные в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» с момента его принятия в 1997 году по настоящее время. Особое внимание уделяется последним изменениям, внесенным в закон Государственной Думой Федерального Собрания РФ по предложению Президента Российской Федерации в 2015 году. Основным методом исследования является сравнительно-правовой анализ законов, вносящих изменения и совершенствующих законодательство о новом для нашей страны конституционном государственном органе – Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Новизна исследования заключается в рассмотрении и анализе новых теоретических положений, внесенных в Федеральный конституционный закон о российском федеральном омбудсмене Президентом страны в январе, Государственной Думой в феврале и марте, Советом Федерации в апреле текущего года. Особым вкладом автора в исследование темы является как теоретическое изучение проблемы необходимости совершенствования федерального законодательства об уполномоченных по правам человека, так и практическое участие в становлении института уполномоченных по правам человека в России в качестве регионального уполномоченного в субъекте РФ на протяжении пятнадцати лет – с 2001г. по настоящее время. Основным выводом проведенного исследования является утверждение о том, что значительное количество изменений, внесенных в конституционное законодательство России об уполномоченных по правам человека свидетельствует о постоянном внимании государства и его парламента к сфере соблюдения и защиты прав человека, о постоянном развитии и совершенствовании конституционного законодательства России о правах и свободах ее граждан.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ипполитов В.А. - Комсомольцы в колхозах: противоречивые итоги деятельности первой половины 1930-х годов

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.15093

Аннотация: В статье анализируется деятельность провинциальных комсомольских организаций в сфере укрепления колхозов в первой половине 1930-х гг. Рассматриваются следующие направления деятельности членов коммунистического союза молодежи: развитие полеводства и животноводства, соцсоревнование, чистка колхозов от «чуждых» элементов. Основными источниками для статьи стали неопубликованные архивные материалы из фондов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). В истории комсомола данного малоизученного периода автор видит как огромный созидательный потенциал комсомола, так и черты деятельности обратного толка. Базовой для изучения историко-комсомольских проблем стала теория огосударствления комсомола, согласно которой комсомол рассматривается как своеобразное советское «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Научная новизна статьи заключается в переосмыслении роли провинциального комсомола в развитии колхозного строя в начале 1930 – х годов. В результате исследования автор приходит к выводу, что комсомольцы сыграли важнейшую роль в укреплении колхозного строя. В целом итоги деятельности организаций ВЛКСМ в деревне были неоднозначны: наряду с полезными начинаниями имели место чистки , доносительство, экстремистское поведение.
Ипполитов В.А. - Комсомольцы в колхозах: противоречивые итоги деятельности первой половины 1930-х годов c. 1176-1185

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54444

Аннотация: В статье анализируется деятельность провинциальных комсомольских организаций в сфере укрепления колхозов в первой половине 1930-х гг. Рассматриваются следующие направления деятельности членов коммунистического союза молодежи: развитие полеводства и животноводства, соцсоревнование, чистка колхозов от «чуждых» элементов. Основными источниками для статьи стали неопубликованные архивные материалы из фондов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). В истории комсомола данного малоизученного периода автор видит как огромный созидательный потенциал комсомола, так и черты деятельности обратного толка. Базовой для изучения историко-комсомольских проблем стала теория огосударствления комсомола, согласно которой комсомол рассматривается как своеобразное советское «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Научная новизна статьи заключается в переосмыслении роли провинциального комсомола в развитии колхозного строя в начале 1930 – х годов. В результате исследования автор приходит к выводу, что комсомольцы сыграли важнейшую роль в укреплении колхозного строя. В целом итоги деятельности организаций ВЛКСМ в деревне были неоднозначны: наряду с полезными начинаниями имели место чистки , доносительство, экстремистское поведение.
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Попов Е.А. - Культуроцентричность как направление анализа социальной безопасности в современном научном дискурсе

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.15755

Аннотация: Предметом исследования является социальная безопасность. Трактовки данного феномена в основном затрагивают механизмы обеспечения данного вида безопасности со стороны государства. Нередко под социальной безопасностью в современной социогуманитарной науке понимается такое состояние общества, при котором преодолены различные социальные, политические и экономические угрозы и, таким образом, достигнуто гармоничное взаимодействие общества, человека и государства. Между тем социальную безопасность необходимо рассматривать и в социокультурном аспекте. Именно на этом делается акцент в настоящей статье. Основным методологическим ракурсом рассматриваемой проблемы является социокультурный подход, позволивший обратиться к изучению социальной безопасности в системе ценностей и норм. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: 1) социальная безопасность должна рассматриваться не только в социоцентричном плане (как явление, обеспечивающее стабильность в обществе), но и в социокультурном (как явление, способствующее полноценному взаимодействию общества, человека, государства и культуры); 2) культуроцентричный вектор изучения социальной безопасности в современной науке позволяет выявить ценностно-нормативный "потенциал" данного объекта исследования.
Попов Е.А. - Культуроцентричность как направление анализа социальной безопасности в современном научном дискурсе c. 1186-1192

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54445

Аннотация: Предметом исследования является социальная безопасность. Трактовки данного феномена в основном затрагивают механизмы обеспечения данного вида безопасности со стороны государства. Нередко под социальной безопасностью в современной социогуманитарной науке понимается такое состояние общества, при котором преодолены различные социальные, политические и экономические угрозы и, таким образом, достигнуто гармоничное взаимодействие общества, человека и государства. Между тем социальную безопасность необходимо рассматривать и в социокультурном аспекте. Именно на этом делается акцент в настоящей статье. Основным методологическим ракурсом рассматриваемой проблемы является социокультурный подход, позволивший обратиться к изучению социальной безопасности в системе ценностей и норм. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: 1) социальная безопасность должна рассматриваться не только в социоцентричном плане (как явление, обеспечивающее стабильность в обществе), но и в социокультурном (как явление, способствующее полноценному взаимодействию общества, человека, государства и культуры); 2) культуроцентричный вектор изучения социальной безопасности в современной науке позволяет выявить ценностно-нормативный "потенциал" данного объекта исследования.
МИГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ
Питухина М.А. - Миграционные процессы в России в условиях глобальных вызовов современности - старения населения и глобализации.

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.13623

Аннотация: Статья посвящена качественному анализу миграционных процессов в России в условиях глобальных вызовов современности - старения населения и глобализации. На основе полученных данных о сильных и слабых сторонах современной миграционной политики России автором была сформирована «карта вызовов» миграционных процессов в России. «Карта вызовов» позволит оценить меры, предпринимаемые правительством на национальном и региональном уровнях, в целях формирования эффективных миграционных потоков для рынка труда страны. В целом, можно констатировать, что в настоящее время миграционная политика не позволяет гибко реагировать на происходящие изменения, как в глобальной экономике, так и на рынке труда, в первую очередь, из-за таких глобальных проблем современности, как старение населения и глобализация. С целью обоснования результатов исследования применялись следующие методы - SWOT-анализ, типологизация, сравнение, метод экспертных оценок и метод экстраполяции тенденций. С целью оптимизации процесса принятия решений в области миграции автором было предложено введение экзамена по российской культуре для мигрантов; ликвидация изоляции в среде мигрантов; создание условий, препятствующих утечке мозгов из страны; совершенствование знаний об интеграции мигрантов в долгосрочной перспективе; создание условий для обновления населения России за счет повышения рождаемости; замедление старения населения в России за счет повышения пенсионного возраста; формирование спроса на компетенции у мигрантов; создание глобального партнерства со странами поставщиками трудовых ресурсов.
Питухина М.А. - Миграционные процессы в России в условиях глобальных вызовов современности - старения населения и глобализации. c. 1193-1197

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54446

Аннотация: Статья посвящена качественному анализу миграционных процессов в России в условиях глобальных вызовов современности - старения населения и глобализации. На основе полученных данных о сильных и слабых сторонах современной миграционной политики России автором была сформирована «карта вызовов» миграционных процессов в России. «Карта вызовов» позволит оценить меры, предпринимаемые правительством на национальном и региональном уровнях, в целях формирования эффективных миграционных потоков для рынка труда страны. В целом, можно констатировать, что в настоящее время миграционная политика не позволяет гибко реагировать на происходящие изменения, как в глобальной экономике, так и на рынке труда, в первую очередь, из-за таких глобальных проблем современности, как старение населения и глобализация. С целью обоснования результатов исследования применялись следующие методы - SWOT-анализ, типологизация, сравнение, метод экспертных оценок и метод экстраполяции тенденций. С целью оптимизации процесса принятия решений в области миграции автором было предложено введение экзамена по российской культуре для мигрантов; ликвидация изоляции в среде мигрантов; создание условий, препятствующих утечке мозгов из страны; совершенствование знаний об интеграции мигрантов в долгосрочной перспективе; создание условий для обновления населения России за счет повышения рождаемости; замедление старения населения в России за счет повышения пенсионного возраста; формирование спроса на компетенции у мигрантов; создание глобального партнерства со странами поставщиками трудовых ресурсов.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Абрамов Р.А. - Проблемы управленческих специальностей ВПО в экономических вузах РФ

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.15897

Аннотация: В данной статье раскрываются различные аспекты государственной политики в области подготовки студентов по управленческим специальностям в высших учебных заведениях и её влияния на экономическое развитие страны. В качестве примера рассматривается направление "Государственное и муниципальное управление". Особое внимание автор уделяет таким вопросам, как взаимосвязь существующего порядка поступления и степени осознанности выбора специальности, восприятие студентами учебного процесса, профессиональная самореализация выпускников. Отдельно изучается проблема отсутствия желания студентов столичных вузов возвращаться в свои регионы в контексте минимизации социально-экономического разрыва между субъектами РФ. В целях повышения уровня аргументированности доказываемых положений автор использовал не только теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т.д. ), но и провёл анонимный опрос учащихся 1-3 курсов направления "Государственное и муниципальное управление", в рамках которого студенты высказали своё мнение о многих сторонах современной системы образования, организации учебной деятельности по выбранному профилю в Университете и рассказали о планах в отношении последующего трудоустройства и продолжения обучения. Основным научным результатом исследования является разработка комплекса мер, направленных на повышение эффективности подготовки управленческих кадров и модернизацию отечественного образования в целом. Показаны возможности применения зарубежного опыта для совершенствования процедуры поступления в вуз, описан экономический эффект от подобных преобразований. Обоснована необходимость внедрения соответствующих государственных программ в сфере трудоустройства выпускников по месту проживания и значимость реализации подобных предложений для сглаживания региональной дифференциации в России.
Абрамов Р.А. - Проблемы управленческих специальностей ВПО в экономических вузах РФ c. 1198-1209

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54447

Аннотация: В данной статье раскрываются различные аспекты государственной политики в области подготовки студентов по управленческим специальностям в высших учебных заведениях и её влияния на экономическое развитие страны. В качестве примера рассматривается направление "Государственное и муниципальное управление". Особое внимание автор уделяет таким вопросам, как взаимосвязь существующего порядка поступления и степени осознанности выбора специальности, восприятие студентами учебного процесса, профессиональная самореализация выпускников. Отдельно изучается проблема отсутствия желания студентов столичных вузов возвращаться в свои регионы в контексте минимизации социально-экономического разрыва между субъектами РФ. В целях повышения уровня аргументированности доказываемых положений автор использовал не только теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т.д. ), но и провёл анонимный опрос учащихся 1-3 курсов направления "Государственное и муниципальное управление", в рамках которого студенты высказали своё мнение о многих сторонах современной системы образования, организации учебной деятельности по выбранному профилю в Университете и рассказали о планах в отношении последующего трудоустройства и продолжения обучения. Основным научным результатом исследования является разработка комплекса мер, направленных на повышение эффективности подготовки управленческих кадров и модернизацию отечественного образования в целом. Показаны возможности применения зарубежного опыта для совершенствования процедуры поступления в вуз, описан экономический эффект от подобных преобразований. Обоснована необходимость внедрения соответствующих государственных программ в сфере трудоустройства выпускников по месту проживания и значимость реализации подобных предложений для сглаживания региональной дифференциации в России.
ЗАКОН И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Козубенко Ю.В. - Особый порядок и особая истина в нормах-запретах уголовного судопроизводства

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.11697

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические положения и нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением и заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, также устанавливающие особенности проверки и оценки доказательств при рассмотрении уголовных дел в этом порядке.В указанном аспекте пристальное внимание уделено особенностям доказательственной деятельности, поскольку именно доказывание претерпело основные изменения при особом порядке судебного разбирательства вследствие упрощения еѐ процедуры. Данный тезис обусловлен тем, что у суда всегда возникает необходимость анализа и проверки материалов уголовного дела. Основой такой его деятельности выступает оценка имеющихся в деле доказательств. В свою очередь от качества, полноты и всесторонности оценки доказательств судом зависит принятие им законных, обоснованных и справедливых решений по делу, то есть достижение цели уголовного судопроизводства посредством упрощенной формы уголовного судопроизводства Методологической основой исследования послужили диалектический материализм и всеобщие принципы научного познания, такие, как: требования объективности, конкретно-исторического подхода, единства теории и практики; положения диалектического метода познания, позволяющего отразить процесс качественного преобразования предположений в достоверное знание. Наряду с указанным в исследовании применялись общенаучные и специальные методы познания: системный, сравнительно-правовой, логико-аналитический, а также собственно логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, построение гипотез. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем проведен научно-практический анализ правовой природы особого порядка судебного разбирательства и проблем, касающихся особенностей доказывания в этой упрощенной процессуальной форме. В частности, сформулированы авторские подходы к основным проблемам доказывания в уголовном судопроизводстве, с позиций философии активности, обоснована допустимость и необходимость исследования судом материалов уголовного дела с целью установления истины по делу и вынесения по делу решения, соответствующего фактически обстоятельствам дела
Козубенко Ю.В. - Особый порядок и особая истина в нормах-запретах уголовного судопроизводства c. 1210-1215

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54448

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические положения и нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением и заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, также устанавливающие особенности проверки и оценки доказательств при рассмотрении уголовных дел в этом порядке.В указанном аспекте пристальное внимание уделено особенностям доказательственной деятельности, поскольку именно доказывание претерпело основные изменения при особом порядке судебного разбирательства вследствие упрощения еѐ процедуры. Данный тезис обусловлен тем, что у суда всегда возникает необходимость анализа и проверки материалов уголовного дела. Основой такой его деятельности выступает оценка имеющихся в деле доказательств. В свою очередь от качества, полноты и всесторонности оценки доказательств судом зависит принятие им законных, обоснованных и справедливых решений по делу, то есть достижение цели уголовного судопроизводства посредством упрощенной формы уголовного судопроизводства Методологической основой исследования послужили диалектический материализм и всеобщие принципы научного познания, такие, как: требования объективности, конкретно-исторического подхода, единства теории и практики; положения диалектического метода познания, позволяющего отразить процесс качественного преобразования предположений в достоверное знание. Наряду с указанным в исследовании применялись общенаучные и специальные методы познания: системный, сравнительно-правовой, логико-аналитический, а также собственно логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, построение гипотез. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем проведен научно-практический анализ правовой природы особого порядка судебного разбирательства и проблем, касающихся особенностей доказывания в этой упрощенной процессуальной форме. В частности, сформулированы авторские подходы к основным проблемам доказывания в уголовном судопроизводстве, с позиций философии активности, обоснована допустимость и необходимость исследования судом материалов уголовного дела с целью установления истины по делу и вынесения по делу решения, соответствующего фактически обстоятельствам дела
ЧЕЛОВЕК И ТРУД
Пачеко Де Хесус Х., Макарова Е.П., Арельяно Мартинес Й. - Мотивационные механизмы управления персоналом

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.15658

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются мотивационные инструменты и механизмы управления персоналом, способствующие стимулированию и повышению мотивации к труду. Актуальность исследования обусловлена тем, что современное состояние систем стимулирования мотивации сотрудников, используемые в настоящее время в России нацелены на удовлетворение сиюминутных потребностей работников. Поэтому представляется необходимым выявлять возможности достижения баланса интересов собственников и наемных работников, для чего необходимо внедрять в практику российских организаций смешанную модель корпоративного управления. В указанных обстоятельствах целесообразно разработать мотивационный механизм вовлечения персонала в корпоративную собственность. Для решения поставленной задачи в статье применялись обобщение и систематизация, методы структурного и сравнительного анализа, классификация существующих теоретических тенденций. Проведенное исследование позволило предложить авторский подход к совершенствованию системы мотивации персонала, характеризующий систему мотивации, в рамках которой предлагается повышать заинтересованность работников не только в труде и собственном сиюминутном заработке, но стимулировать интерес персонала к развитию организации в целом. Именно при реализации данного метода, по мнению авторов, сотрудники будут максимально мотивированы к развитию и увеличению прибыли организации, так как именно через это развитие будет происходить и рост их собственного благосостояния.
Пачеко Де Хесус Х., Макарова Е.П., Арельяно Мартинес Й. - Мотивационные механизмы управления персоналом c. 1216-1221

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54449

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются мотивационные инструменты и механизмы управления персоналом, способствующие стимулированию и повышению мотивации к труду. Актуальность исследования обусловлена тем, что современное состояние систем стимулирования мотивации сотрудников, используемые в настоящее время в России нацелены на удовлетворение сиюминутных потребностей работников. Поэтому представляется необходимым выявлять возможности достижения баланса интересов собственников и наемных работников, для чего необходимо внедрять в практику российских организаций смешанную модель корпоративного управления. В указанных обстоятельствах целесообразно разработать мотивационный механизм вовлечения персонала в корпоративную собственность. Для решения поставленной задачи в статье применялись обобщение и систематизация, методы структурного и сравнительного анализа, классификация существующих теоретических тенденций. Проведенное исследование позволило предложить авторский подход к совершенствованию системы мотивации персонала, характеризующий систему мотивации, в рамках которой предлагается повышать заинтересованность работников не только в труде и собственном сиюминутном заработке, но стимулировать интерес персонала к развитию организации в целом. Именно при реализации данного метода, по мнению авторов, сотрудники будут максимально мотивированы к развитию и увеличению прибыли организации, так как именно через это развитие будет происходить и рост их собственного благосостояния.
Петрук Г.В., Клещёва Н.А. - Партнерство как эффективный инструмент подготовки специалистов для регионального рынка труда

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16347

Аннотация: В данной статье представлены перспективные направления взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в моногородах России. Описан опыт организации образовательной среды в условиях моногорода, как эффективный инструмент обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов ориентированных, прежде всего на заказчика и потребности рынка труда города. Уникальность представленного кластерного подхода заключается в том, что будущий специалист погружается в «профессиональную среду» с раннего возраста, постепенно приобретая общие и практико ориентированные профессиональные знания, что дает возможность достаточно хорошо узнать производство, а это существенно укорачивает период вхождения в профессию. Методология и методика исследования. Исследование построено на теоретическом анализе по рассматриваемой̆ проблеме, изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт сотрудничества образовательных учреждений и производственных предприятий, использовано педагогическое моделирование механизма взаимодействия партнеров в образовательно-производственном кластере, методы эмпирического исследования — педагогическое наблюдение, обобщение накопленного опыта взаимодействия участников кластерной образовательной среды. Авторами обоснована возможность применения кластерного подхода к организации образовательно-профессионального партнерства. Научная новизна. Предложены принципы проектирования кластерной образовательной среды в условиях моногородов, структура кластера и содержание его основных элементов (доменов), описан механизм взаимодействия всех его субъектов. Практическая значимость. Основные идеи предлагаемого подхода к организации образовательно-производственной среды могут быть транслированы в разработку системы социального партнерства образовательных учреждений и работодателей не только на муниципальном, но и на региональном уровне. Подготовленные специалисты не только закрывают потребности трудового персонала предприятий города, но и достаточно быстро проходят путь по вертикальной карьерной лестнице, становясь руководителями предприятий.
Петрук Г.В., Клещёва Н.А. - Партнерство как эффективный инструмент подготовки специалистов для регионального рынка труда c. 1222-1230

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54450

Аннотация: В данной статье представлены перспективные направления взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в моногородах России. Описан опыт организации образовательной среды в условиях моногорода, как эффективный инструмент обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов ориентированных, прежде всего на заказчика и потребности рынка труда города. Уникальность представленного кластерного подхода заключается в том, что будущий специалист погружается в «профессиональную среду» с раннего возраста, постепенно приобретая общие и практико ориентированные профессиональные знания, что дает возможность достаточно хорошо узнать производство, а это существенно укорачивает период вхождения в профессию. Методология и методика исследования. Исследование построено на теоретическом анализе по рассматриваемой̆ проблеме, изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт сотрудничества образовательных учреждений и производственных предприятий, использовано педагогическое моделирование механизма взаимодействия партнеров в образовательно-производственном кластере, методы эмпирического исследования — педагогическое наблюдение, обобщение накопленного опыта взаимодействия участников кластерной образовательной среды. Авторами обоснована возможность применения кластерного подхода к организации образовательно-профессионального партнерства. Научная новизна. Предложены принципы проектирования кластерной образовательной среды в условиях моногородов, структура кластера и содержание его основных элементов (доменов), описан механизм взаимодействия всех его субъектов. Практическая значимость. Основные идеи предлагаемого подхода к организации образовательно-производственной среды могут быть транслированы в разработку системы социального партнерства образовательных учреждений и работодателей не только на муниципальном, но и на региональном уровне. Подготовленные специалисты не только закрывают потребности трудового персонала предприятий города, но и достаточно быстро проходят путь по вертикальной карьерной лестнице, становясь руководителями предприятий.
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Елишев С.О. - Традиционные религиозные конфессии России в процессе социализации современной российской молодежи

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16016

Аннотация: Объектом исследования является процесс социализации современной российской молодежи. Предмет исследования - особенности осуществления традиционными религиозными конфессиями (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом) и деноминациями (Римско-Католической Церковью и Российским Союзом Евангельских Христиан-Баптистов) России конфессиональной общественной молодежной политики, как деятельности направленной на социализацию, духовно-нравственное воспитание и социальное развитие современной российской молодежи. Актуальность выбора данной темы исследования обусловлена тем, что в условиях кризиса базовых институтов социализации современной российской молодежи (института семьи, государства, СМИ, труда и других институтов), институт религии является, пожалуй, единственным институтом социализации, который в сравнении с другими институтами социализации, по-прежнему, и с все более возрастающей активностью, выполняет возложенные на него функции. В статье анализируются особенности осуществления конфессиональной общественной молодежной политики упомянутыми традиционными для России религиозными конфессиями и деноминациями. В рамках данной статьи поэтапно были рассмотрены проблемы, связанные с: теоретическим осмыслением молодёжной политики данными религиозными конфессиями и организациями; построением системы органов по осуществлению работы с молодёжью; функционированием системы религиозного образования, воспитания, культурно-досуговой деятельности; подготовкой кадров для осуществления образовательной, воспитательной и молодежной работы; миссионерской деятельностью; деятельностью и функционированием молодёжных организаций. Полученные в результате проведённого анализа данные позволяют сделать вывод о большом потенциале развития конфессиональной общественной молодёжной политики в РФ, а также о необходимости дальнейшего изучения этой новой для общественно-гуманитарных наук проблематике.
Елишев С.О. - Традиционные религиозные конфессии России в процессе социализации современной российской молодежи c. 1231-1238

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54451

Аннотация: Объектом исследования является процесс социализации современной российской молодежи. Предмет исследования - особенности осуществления традиционными религиозными конфессиями (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом) и деноминациями (Римско-Католической Церковью и Российским Союзом Евангельских Христиан-Баптистов) России конфессиональной общественной молодежной политики, как деятельности направленной на социализацию, духовно-нравственное воспитание и социальное развитие современной российской молодежи. Актуальность выбора данной темы исследования обусловлена тем, что в условиях кризиса базовых институтов социализации современной российской молодежи (института семьи, государства, СМИ, труда и других институтов), институт религии является, пожалуй, единственным институтом социализации, который в сравнении с другими институтами социализации, по-прежнему, и с все более возрастающей активностью, выполняет возложенные на него функции. В статье анализируются особенности осуществления конфессиональной общественной молодежной политики упомянутыми традиционными для России религиозными конфессиями и деноминациями. В рамках данной статьи поэтапно были рассмотрены проблемы, связанные с: теоретическим осмыслением молодёжной политики данными религиозными конфессиями и организациями; построением системы органов по осуществлению работы с молодёжью; функционированием системы религиозного образования, воспитания, культурно-досуговой деятельности; подготовкой кадров для осуществления образовательной, воспитательной и молодежной работы; миссионерской деятельностью; деятельностью и функционированием молодёжных организаций. Полученные в результате проведённого анализа данные позволяют сделать вывод о большом потенциале развития конфессиональной общественной молодёжной политики в РФ, а также о необходимости дальнейшего изучения этой новой для общественно-гуманитарных наук проблематике.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Пантелеев Е.А. - Культурно-гуманитарное сотрудничество Итальянской Республики с Краснодарским краем во второй половине XX – начале XXI вв.

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16192

Аннотация: Предметом исследования являются особенности современного сотрудничества Итальянской Республики с Краснодарским краем, прежде всего в области культуры и искусства. В статье автор подробно рассматривает такие вопросы темы как установление и укрепление побратимских связей между городами и подчеркивает, что после установления первых подобных связей между городами Феррарой и Краснодаром, Ливорно и Новороссийском, а позже Римини и Сочи взаимодействие Италии с Кубанью в области культуры и искусства вышло на новый институциональный уровень. Используя методы сравнительного анализа и ивент-анализа многочисленных международных культурно-массовых мероприятий с участием итальянских представителей, количество организованных двусторонних выставок, форумов и тематических дней, презентации итальянских шедевров и образцов культурного достояния на Кубани и знакомство итальянцев с российской культурой, мастерством кубанских эстрадных, театральных, балетных, музыкальных и художественных коллективов позволили автору сделать вывод о высокой степени культурно-гуманитарного взаимодействия Итальянской Республики с Краснодарским краем во второй половине XX – начале XXI вв. Особым вкладом автора в исследование темы является многостороннее рассмотрение различных аспектов формирования межкультурных связей Италии с Сочи, а также анализ участия кубанских творческих коллективов и молодых дарований в многочисленных конкурсах и фестивалях и других мероприятиях культурно-гуманитарной сферы в Италии.
Пантелеев Е.А. - Культурно-гуманитарное сотрудничество Итальянской Республики с Краснодарским краем во второй половине XX – начале XXI вв. c. 1239-1245

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54452

Аннотация: Предметом исследования являются особенности современного сотрудничества Итальянской Республики с Краснодарским краем, прежде всего в области культуры и искусства. В статье автор подробно рассматривает такие вопросы темы как установление и укрепление побратимских связей между городами и подчеркивает, что после установления первых подобных связей между городами Феррарой и Краснодаром, Ливорно и Новороссийском, а позже Римини и Сочи взаимодействие Италии с Кубанью в области культуры и искусства вышло на новый институциональный уровень. Используя методы сравнительного анализа и ивент-анализа многочисленных международных культурно-массовых мероприятий с участием итальянских представителей, количество организованных двусторонних выставок, форумов и тематических дней, презентации итальянских шедевров и образцов культурного достояния на Кубани и знакомство итальянцев с российской культурой, мастерством кубанских эстрадных, театральных, балетных, музыкальных и художественных коллективов позволили автору сделать вывод о высокой степени культурно-гуманитарного взаимодействия Итальянской Республики с Краснодарским краем во второй половине XX – начале XXI вв. Особым вкладом автора в исследование темы является многостороннее рассмотрение различных аспектов формирования межкультурных связей Италии с Сочи, а также анализ участия кубанских творческих коллективов и молодых дарований в многочисленных конкурсах и фестивалях и других мероприятиях культурно-гуманитарной сферы в Италии.
ИСТОРИЯ ПРАВА
Кочетков В.В. - Свобода или справедливость: дискуссия Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева о сущности права и современный конституционализм

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.14222

Аннотация: Предметом настоящей статьи является полемика Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева по вопросу о сущности права, развернувшаяся во второй половине XIX века. Если первый был классический либерал, связывавший сущность права исключительно с ценностью свободы, то второй отстаивал понимание права как некоторого минимума справедливости. Разбирая их взгляды, автор статьи показывает, что аргументы этих ученых широко распространены среди современных российских правоведов. К сожалению, в современной отечественной правовой науке до сих пор не найден консенсус по этому принципиальному вопросу. В настоящей работе используется метод единства исторического и логического в сочетании с историко-критическим методом, что позволяет актуализировать теоретическое наследие Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева. От понимания сущности права напрямую зависит содержание законодательства и правоприменение в современном государстве. Для того чтобы снять оппозицию свободы и справедливости автор предлагает аксиологическое понимание конституционализма как теоретической формы правосознания, соединяющей эти ценности в творческом синтезе. На этой основе возможно имплементация норм и принципов Конституции 1993 года в ткань российского общества.
Кочетков В.В. - Свобода или справедливость: дискуссия Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева о сущности права и современный конституционализм c. 1246-1255

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54453

Аннотация: Предметом настоящей статьи является полемика Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева по вопросу о сущности права, развернувшаяся во второй половине XIX века. Если первый был классический либерал, связывавший сущность права исключительно с ценностью свободы, то второй отстаивал понимание права как некоторого минимума справедливости. Разбирая их взгляды, автор статьи показывает, что аргументы этих ученых широко распространены среди современных российских правоведов. К сожалению, в современной отечественной правовой науке до сих пор не найден консенсус по этому принципиальному вопросу. В настоящей работе используется метод единства исторического и логического в сочетании с историко-критическим методом, что позволяет актуализировать теоретическое наследие Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева. От понимания сущности права напрямую зависит содержание законодательства и правоприменение в современном государстве. Для того чтобы снять оппозицию свободы и справедливости автор предлагает аксиологическое понимание конституционализма как теоретической формы правосознания, соединяющей эти ценности в творческом синтезе. На этой основе возможно имплементация норм и принципов Конституции 1993 года в ткань российского общества.
Логвинова И.В. - Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: историко-политические и правовые реалии

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16237

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является история становления и развития института координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Цель работы видится в том, чтобы определить как в условиях кризиса федеративной системы в 1990-е годы сложилось новое политико-правовое явление, а именно международная деятельность российских регионов, проанализировать генезис правового регулирования в рассматриваемой сфере, выявить связь между политическими процессами суверенизации российских регионов и закреплением их международной правосубъектности. Методология исследования включает общие и частно-научные методы. В качестве ведущего исследовательского метода применен историко-правовой, использованы также формально-юридический и сравнительно-правовой подходы. В результате проделанного исследования автор пришел к заключению о том, что международная правосубъектность субъектов РФ производна от международной провосубъектности Российской Федерации, определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не может по своему объему быть сопоставима с федеральной и иметь признаки правосубъектности государства. В развитии правового института координации международных и внешнеэкономических связей можно выделить два этапа. На первом ‒ происходит становление правового регулирования в данной сфере, формирование соответствующих полномочий субъектов Федерации. Этот этап характеризуется активным вторжением субъектов в сферу федерального регулирования, необоснованным расширением полномочий. Второй этап отличает от предшествующего сложившееся стабильное правовое регулирование, институционализация в области реализации координации международных и внешнеэкономических связей. Новизна работы заключается в том, что проанализированы конституционные и иные нормативные правовые акты советского и постсоветского периодов, двусторонние соглашения, практика Конституционного Суда РФ с точки зрения формирования политических и государственно-правовых процессов, обеспечивших российским регионам возможности по осуществлению международной деятельности. Развитие сотрудничества в регионах с зарубежными партнерами является важным резервом международных связей при условии их осуществления в строгом соответствии с суверенитетом и территориальной целостностью России. Выявлены отдельные недостатки в законодательном регулировании в изучаемой сфере и даются рекомендации по их устранению. В современной политологии и юриспруденции исследование проблем, связанных с федерализмом, невозможно без глубокого научного анализа конкретно-исторических условий, а также изучения генезиса правовых средств регулирования.
Логвинова И.В. - Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: историко-политические и правовые реалии c. 1256-1266

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54454

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является история становления и развития института координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Цель работы видится в том, чтобы определить как в условиях кризиса федеративной системы в 1990-е годы сложилось новое политико-правовое явление, а именно международная деятельность российских регионов, проанализировать генезис правового регулирования в рассматриваемой сфере, выявить связь между политическими процессами суверенизации российских регионов и закреплением их международной правосубъектности. Методология исследования включает общие и частно-научные методы. В качестве ведущего исследовательского метода применен историко-правовой, использованы также формально-юридический и сравнительно-правовой подходы. В результате проделанного исследования автор пришел к заключению о том, что международная правосубъектность субъектов РФ производна от международной провосубъектности Российской Федерации, определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не может по своему объему быть сопоставима с федеральной и иметь признаки правосубъектности государства. В развитии правового института координации международных и внешнеэкономических связей можно выделить два этапа. На первом ‒ происходит становление правового регулирования в данной сфере, формирование соответствующих полномочий субъектов Федерации. Этот этап характеризуется активным вторжением субъектов в сферу федерального регулирования, необоснованным расширением полномочий. Второй этап отличает от предшествующего сложившееся стабильное правовое регулирование, институционализация в области реализации координации международных и внешнеэкономических связей. Новизна работы заключается в том, что проанализированы конституционные и иные нормативные правовые акты советского и постсоветского периодов, двусторонние соглашения, практика Конституционного Суда РФ с точки зрения формирования политических и государственно-правовых процессов, обеспечивших российским регионам возможности по осуществлению международной деятельности. Развитие сотрудничества в регионах с зарубежными партнерами является важным резервом международных связей при условии их осуществления в строгом соответствии с суверенитетом и территориальной целостностью России. Выявлены отдельные недостатки в законодательном регулировании в изучаемой сфере и даются рекомендации по их устранению. В современной политологии и юриспруденции исследование проблем, связанных с федерализмом, невозможно без глубокого научного анализа конкретно-исторических условий, а также изучения генезиса правовых средств регулирования.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Пархоменко Р.Н. - Э. Кассирер о становлении идей права и государства в новоевропейской философии

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.14708

Аннотация: Предметом исследования статьи являются идеи права, государства, свободы и демократии известного германского философа Эрнста Кассирера (1874-1945), которые он рассматривал в общем контексте новоевропейской духовной и интеллектуальной традиции. Особое внимание уделяется понятиям свободы и демократии, которые для Кассирера носили принципиально универсальный характер, поскольку они являются общим наследием всех европейских народов. Автор подробно рассматривает также и следующий аспект темы исследования: Кассирер не создал систематическую теорию политического, так, как это принято в современной политологии – экономические и материальные факторы в жизни общества занимали его не так сильно, однако повышенный интерес к поиску глубинных «метафизических» корней любого явления жизни общества делает политическую философию Кассирера особенно содержательной и интересной. Методологией исследования данной проблематики послужило детальное изучение широкой источниковой базы - оригинальных текстов, в большинстве своем не переведенных на русский язык и мало доступных и известных у нас в стране. Философские размышления и исследования Кассирера на тему идей государства, права, свободы, контитуции, развитых в германской интеллектуальной и духовной истории, приводят его к выводу о том, что эти идеи являются неотъемлемой частью германской культуры, а не каким-то «иноземным», «импортированным» продуктом из англо-американской или французской духовной и политической традиций.
Пархоменко Р.Н. - Э. Кассирер о становлении идей права и государства в новоевропейской философии c. 1267-1278

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54455

Аннотация: Предметом исследования статьи являются идеи права, государства, свободы и демократии известного германского философа Эрнста Кассирера (1874-1945), которые он рассматривал в общем контексте новоевропейской духовной и интеллектуальной традиции. Особое внимание уделяется понятиям свободы и демократии, которые для Кассирера носили принципиально универсальный характер, поскольку они являются общим наследием всех европейских народов. Автор подробно рассматривает также и следующий аспект темы исследования: Кассирер не создал систематическую теорию политического, так, как это принято в современной политологии – экономические и материальные факторы в жизни общества занимали его не так сильно, однако повышенный интерес к поиску глубинных «метафизических» корней любого явления жизни общества делает политическую философию Кассирера особенно содержательной и интересной. Методологией исследования данной проблематики послужило детальное изучение широкой источниковой базы - оригинальных текстов, в большинстве своем не переведенных на русский язык и мало доступных и известных у нас в стране. Философские размышления и исследования Кассирера на тему идей государства, права, свободы, контитуции, развитых в германской интеллектуальной и духовной истории, приводят его к выводу о том, что эти идеи являются неотъемлемой частью германской культуры, а не каким-то «иноземным», «импортированным» продуктом из англо-американской или французской духовной и политической традиций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.