по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 05, 2015
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 19-06-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2015
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Каткова К.Ф. - Ретроспективный анализ развития социокультурной миссии региональных музеев России: середина XIX века–рубеж ХХ-XXI веков.

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.15071

Аннотация: Объектом исследования является социокультурная миссия региональных музеев в ее историческом развитии: от момента возникновения местных музеев до современности. В центре внимания автора находится проблема общественной значимости музейного учреждения в провинции в контексте определенных социокультурных, экономических, политических условий, в которых оказываются музеи в ту или иную историческую эпоху. Исследователь поэтапно рассматривает, как происходило формирование компонентов изучаемого понятия, способствовавших закреплению за музеями на местах особой роли, которую они играли в жизни сначала провинций, а потом и целых регионов. Автор статьи, применив историко-генетический метод и изучив работы отечественных ученых и музееведов, обращавшихся к исследованию заявленной проблемы в различные временные периоды, определяет аспекты толкования социокультурной миссии регионального музея, актуальные в определенном историческом контексте. Выводом статьи является авторская трактовка современных составляющих изучаемого понятия, исходя из условий развития личности, общества и культуры XXI века, которая предлагается исследователем в совокупности с уже сложившимися и выявленными в результате проведенного анализа представлениями о направлениях миссии регионального музея как многопрофильного учреждения местности, на которой он располагается.
Каткова К.Ф. - Ретроспективный анализ развития социокультурной миссии региональных музеев России: середина XIX века–рубеж ХХ-XXI веков. c. 603-608

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54382

Аннотация: Объектом исследования является социокультурная миссия региональных музеев в ее историческом развитии: от момента возникновения местных музеев до современности. В центре внимания автора находится проблема общественной значимости музейного учреждения в провинции в контексте определенных социокультурных, экономических, политических условий, в которых оказываются музеи в ту или иную историческую эпоху. Исследователь поэтапно рассматривает, как происходило формирование компонентов изучаемого понятия, способствовавших закреплению за музеями на местах особой роли, которую они играли в жизни сначала провинций, а потом и целых регионов. Автор статьи, применив историко-генетический метод и изучив работы отечественных ученых и музееведов, обращавшихся к исследованию заявленной проблемы в различные временные периоды, определяет аспекты толкования социокультурной миссии регионального музея, актуальные в определенном историческом контексте. Выводом статьи является авторская трактовка современных составляющих изучаемого понятия, исходя из условий развития личности, общества и культуры XXI века, которая предлагается исследователем в совокупности с уже сложившимися и выявленными в результате проведенного анализа представлениями о направлениях миссии регионального музея как многопрофильного учреждения местности, на которой он располагается.
ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Вардак С. - Эволюция государственности Исламской Республики Афганистан

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.14971

Аннотация: Объектом исследования является государственность Исламской Республики Афганистан. Предметом исследования является особенности становления государственности Афганистана. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы религиозные и исторические детерминанты политического генезиса. Автор выделяет шесть логических этапов указанного становления, связанных как со сменой власти и государственного правления, историческими событиями, так и с религиозным фактором, оказывающим важное влияние на жизнь страны. Особое внимание уделяется динамичным изменениям в политической реальности этой Исламской Республики Афганистан. В основе исследования лежит кейс стади, заключающийся в аналитическом описании конкретной ситуации, как части политического процесса. Доказано, что динамичные изменения в политической реальности Афганистана страны, предполагают новую логику интерпретации ее политических процессов, парадигм политического и государственного устройства. Выводы работы могут представлять интерес в преподавании ряда дисциплин в учебных курсах , посвященных политическим проблемам и технологиям, а также быть полезными в понимании проблем политического процесса в современном Афганистане.
Вардак С. - Эволюция государственности Исламской Республики Афганистан c. 613-617

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54384

Аннотация: Объектом исследования является государственность Исламской Республики Афганистан. Предметом исследования является особенности становления государственности Афганистана. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы религиозные и исторические детерминанты политического генезиса. Автор выделяет шесть логических этапов указанного становления, связанных как со сменой власти и государственного правления, историческими событиями, так и с религиозным фактором, оказывающим важное влияние на жизнь страны. Особое внимание уделяется динамичным изменениям в политической реальности этой Исламской Республики Афганистан. В основе исследования лежит кейс стади, заключающийся в аналитическом описании конкретной ситуации, как части политического процесса. Доказано, что динамичные изменения в политической реальности Афганистана страны, предполагают новую логику интерпретации ее политических процессов, парадигм политического и государственного устройства. Выводы работы могут представлять интерес в преподавании ряда дисциплин в учебных курсах , посвященных политическим проблемам и технологиям, а также быть полезными в понимании проблем политического процесса в современном Афганистане.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ
Балынин И.В. - К вопросу о политической культуре молодого поколения современной России

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.15146

Аннотация: Объектом исследования выступает российская молодежь, предметом – ее политическая культура. Автор подробно рассматривает типологию политических культур Г.Алмонда и С.Верба, а также отечественный и международный опыт в сфере активизации молодежи к участию в выборах Особое внимание автором уделяется результатам проведенных опросов (в апреле 2012 года, октябре 2013 года и ноябре 2014 года) молодого поколения современной России на основании самостоятельно разработанного опросника с целью определения политической культуры по типологии Г.Алмонда и С.Верба. Методологическая основа опирается на следующие методы: социологические опросы в форме анкетирования, сравнительный. количественный и критический анализ, синтез, обобщение, классификация, исторический и логический методы, а также графический способ (в виде таблицы) для наглядного отображения результатов исследования. Проведенное анкетирование российской молодежи в 2012-2014 годы на основе разработанного опросника, показали, что молодому поколению современной России присущи патриархальный и подданический типы. Предпринятое исследование политической культуры показало, что современное молодое поколение не безразлично к будущему России и процессам в нашей политической системе. Многие молодые люди видят себя активными участниками этих процессов, понимают значимость активной политической позиции, но несколько недооценивают присущие ей рациональность и ответственность. Опираясь на полученные результаты исследования, были предложены мероприятия, направленные на формирование у российской молодежи политической культуры участия, повышение ее электоральной активности. При этом, необходима консолидация усилий семьи, органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества с использованием современных информационных технологий и средств коммуникации, учитывая накопленный международный опыт, историческое развитие российского государства, интересы и инициативы самой молодежи.
Балынин И.В. - К вопросу о политической культуре молодого поколения современной России c. 658-665

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54390

Аннотация: Объектом исследования выступает российская молодежь, предметом – ее политическая культура. Автор подробно рассматривает типологию политических культур Г.Алмонда и С.Верба, а также отечественный и международный опыт в сфере активизации молодежи к участию в выборах Особое внимание автором уделяется результатам проведенных опросов (в апреле 2012 года, октябре 2013 года и ноябре 2014 года) молодого поколения современной России на основании самостоятельно разработанного опросника с целью определения политической культуры по типологии Г.Алмонда и С.Верба. Методологическая основа опирается на следующие методы: социологические опросы в форме анкетирования, сравнительный. количественный и критический анализ, синтез, обобщение, классификация, исторический и логический методы, а также графический способ (в виде таблицы) для наглядного отображения результатов исследования. Проведенное анкетирование российской молодежи в 2012-2014 годы на основе разработанного опросника, показали, что молодому поколению современной России присущи патриархальный и подданический типы. Предпринятое исследование политической культуры показало, что современное молодое поколение не безразлично к будущему России и процессам в нашей политической системе. Многие молодые люди видят себя активными участниками этих процессов, понимают значимость активной политической позиции, но несколько недооценивают присущие ей рациональность и ответственность. Опираясь на полученные результаты исследования, были предложены мероприятия, направленные на формирование у российской молодежи политической культуры участия, повышение ее электоральной активности. При этом, необходима консолидация усилий семьи, органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества с использованием современных информационных технологий и средств коммуникации, учитывая накопленный международный опыт, историческое развитие российского государства, интересы и инициативы самой молодежи.
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
Миндлин Ю.Б., Колпак Е.П., Гасратова Н.А. - Отличительные признаки кластеров и практика их применения в России

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.14943

Аннотация: Предметом исследования является анализ кластеров как практического инструмента территориального развития. В настоящее время на практике наблюдается отсутствие единого мнения относительно того, какие структуры следует относить к кластерам, вследствие чего возникают проблемы в разработке стратегий развития региона на основе кластерных инициатив. Цель данной статьи состоит в выявлении отличительных признаков кластеров и определении того, могут ли территориальные хозяйственные структуры, активно внедряемые в настоящее время в России, быть отнесены к кластерам. Выполненный нами анализ позволил установить, что кластеры, являясь сетевыми (гибридными) структурами, обладают важными отличительными признаками. Ключевым из них, по нашему мнению, наряду с территориальной базой формирования, следует считать то, что, состоя из организаций разных типов, они не создают единый механизм координации взаимодействий. Вместо этого формируется широкое разнообразие партнерств, которые, взаимодействуя друг с другом, становятся основой для кластера. Изучение территориальных структур, создаваемых в России, показывает, что к кластерам они отнесены быть не могут, в первую очередь по причине административно-волюнтаристского механизма их формирования.
Миндлин Ю.Б., Колпак Е.П., Гасратова Н.А. - Отличительные признаки кластеров и практика их применения в России c. 666-675

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54391

Аннотация: Предметом исследования является анализ кластеров как практического инструмента территориального развития. В настоящее время на практике наблюдается отсутствие единого мнения относительно того, какие структуры следует относить к кластерам, вследствие чего возникают проблемы в разработке стратегий развития региона на основе кластерных инициатив. Цель данной статьи состоит в выявлении отличительных признаков кластеров и определении того, могут ли территориальные хозяйственные структуры, активно внедряемые в настоящее время в России, быть отнесены к кластерам. Выполненный нами анализ позволил установить, что кластеры, являясь сетевыми (гибридными) структурами, обладают важными отличительными признаками. Ключевым из них, по нашему мнению, наряду с территориальной базой формирования, следует считать то, что, состоя из организаций разных типов, они не создают единый механизм координации взаимодействий. Вместо этого формируется широкое разнообразие партнерств, которые, взаимодействуя друг с другом, становятся основой для кластера. Изучение территориальных структур, создаваемых в России, показывает, что к кластерам они отнесены быть не могут, в первую очередь по причине административно-волюнтаристского механизма их формирования.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Данилов А.П. - Правовые основы государственной политики Российской Федерации в Арктике

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.14683

Аннотация: Предметом исследования являются основополагающие государственные документы, определяющие государственную политику Российской Федерации в Арктике. Автор статьи рассматривает и анализирует государственную стратегию России на Крайнем Севере, которая закреплена в нескольких документах. Кроме правовых документов автор приводит и слова высшего руководства страны относительно развития северных районов страны. Помимо самих государственных документов автор публикует и мнения экспертного сообщества относительно заявленной в последние годы государственной политики страны в арктическом регионе. При исследовании правовых основ государственной политики Российской Федерации в Арктике применялся качественный анализ документов, нормативно-правовых актов и заявлений политических лидеров. Основным выводом проведенного исследования является то, что Российская Федерация обладает значительной правовой базой, которая определяет основную политику государства в арктическом регионе. Российская Федерация, как и другие арктические страны, уделяет гораздо большее внимание своей арктической политике в последние годы, что свидетельствует об актуализации темы развития и освоения Арктики в мире.
Данилов А.П. - Правовые основы государственной политики Российской Федерации в Арктике c. 618-628

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54385

Аннотация: Предметом исследования являются основополагающие государственные документы, определяющие государственную политику Российской Федерации в Арктике. Автор статьи рассматривает и анализирует государственную стратегию России на Крайнем Севере, которая закреплена в нескольких документах. Кроме правовых документов автор приводит и слова высшего руководства страны относительно развития северных районов страны. Помимо самих государственных документов автор публикует и мнения экспертного сообщества относительно заявленной в последние годы государственной политики страны в арктическом регионе. При исследовании правовых основ государственной политики Российской Федерации в Арктике применялся качественный анализ документов, нормативно-правовых актов и заявлений политических лидеров. Основным выводом проведенного исследования является то, что Российская Федерация обладает значительной правовой базой, которая определяет основную политику государства в арктическом регионе. Российская Федерация, как и другие арктические страны, уделяет гораздо большее внимание своей арктической политике в последние годы, что свидетельствует об актуализации темы развития и освоения Арктики в мире.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Алексеенко О.А. - Шанхайская организация сотрудничества как элемент формирования многополярного мира на региональном уровне

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.13471

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные особенности, специфика и политические проблемы интеграции в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Важной предметной областью исследования является анализ особенностей взаимоотношений между участниками ШОС в контексте их отношений с «третьими» странами и организациями. Показаны перспективы развития организации как регионального интеграционного объединения в условиях формирования многополярного мира. Детально анализируются ключевые направления деятельности ШОС и их значение для гармонизации интересов государств в Центральной Азии. Методологическую основу исследования составляет широкий круг научных инструментов – сравнительно-аналитический метод, SWOT-анализ, структурно-функциональный и системный подход. При исследовании проблематики становления Шанхайской организации сотрудничества и формирования полицентричного мира, необходимо использовать обобщение и систематизацию фактов, основанную на изучении правовых, аналитических, исторических и иных документов, научное наблюдение и сравнительный анализ. Настоящее исследование показало, что успешность Шанхайской организации сотрудничества, в условиях формирования полицентричного мира, зависит от совокупности факторов, воздействующих на ход политического процесса на разных уровнях интеграции в Центральной Азии. Несмотря на асимметрию развития в силу плюрализма взглядов и интересов, а также разнородности членов организации, важнейшей предпосылкой для благоприятного развития ШОС является стремление к обеспечению безопасности в Центральной Азии. Это направление останется актуальным в долгосрочной перспективе. Однако для успешного развития международного авторитета организации необходимо дополнение политического сотрудничества в рамках ШОС экономическим содержанием, с соблюдением принципов оптимального взаимодействия между Россией и Китаем.
Алексеенко О.А. - Шанхайская организация сотрудничества как элемент формирования многополярного мира на региональном уровне c. 629-636

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54386

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные особенности, специфика и политические проблемы интеграции в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Важной предметной областью исследования является анализ особенностей взаимоотношений между участниками ШОС в контексте их отношений с «третьими» странами и организациями. Показаны перспективы развития организации как регионального интеграционного объединения в условиях формирования многополярного мира. Детально анализируются ключевые направления деятельности ШОС и их значение для гармонизации интересов государств в Центральной Азии. Методологическую основу исследования составляет широкий круг научных инструментов – сравнительно-аналитический метод, SWOT-анализ, структурно-функциональный и системный подход. При исследовании проблематики становления Шанхайской организации сотрудничества и формирования полицентричного мира, необходимо использовать обобщение и систематизацию фактов, основанную на изучении правовых, аналитических, исторических и иных документов, научное наблюдение и сравнительный анализ. Настоящее исследование показало, что успешность Шанхайской организации сотрудничества, в условиях формирования полицентричного мира, зависит от совокупности факторов, воздействующих на ход политического процесса на разных уровнях интеграции в Центральной Азии. Несмотря на асимметрию развития в силу плюрализма взглядов и интересов, а также разнородности членов организации, важнейшей предпосылкой для благоприятного развития ШОС является стремление к обеспечению безопасности в Центральной Азии. Это направление останется актуальным в долгосрочной перспективе. Однако для успешного развития международного авторитета организации необходимо дополнение политического сотрудничества в рамках ШОС экономическим содержанием, с соблюдением принципов оптимального взаимодействия между Россией и Китаем.
Кравченко Л.И. - Региональное лидерство в Латинской Америке

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.14381

Аннотация: Автор подробно рассматривает понятие регионального (субрегионального) лидера, который должен обладать такими ключевыми характеристиками, как ресурсная мощь, военный потенциал и наличие политических амбиций лидерства. На основе обработки статистических данных и анализа внешнеполитических концепций автор выделяет государства, которые уже стали полюсами силы (притяжения) в регионе или обладают потенциалом, чтобы в будущем инициировать и возглавить интеграционные процессы. Данный анализ позволяет прогнозировать перспективы интеграционных процессов в Латинской Америке в средне и долгосрочной перспективе. При классификации полюсов автор применял факторный анализ, выявление потенциальных лидеров осуществлялось на базе компаративного подхода и статистических методов обработки динамических рядов. Особым вкладом автора является разработка методологии определения региональных и субрегиональных лидеров на основе количественной оценки. Автор представляет трехфакторную модель регионального лидерства – на основе ресурсной мощи (экономика, демография и территория), военной мощи (расходы на оборону и численность вооруженных сил) и лидерских амбиций (политической воли).
Кравченко Л.И. - Региональное лидерство в Латинской Америке c. 637-642

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54387

Аннотация: Автор подробно рассматривает понятие регионального (субрегионального) лидера, который должен обладать такими ключевыми характеристиками, как ресурсная мощь, военный потенциал и наличие политических амбиций лидерства. На основе обработки статистических данных и анализа внешнеполитических концепций автор выделяет государства, которые уже стали полюсами силы (притяжения) в регионе или обладают потенциалом, чтобы в будущем инициировать и возглавить интеграционные процессы. Данный анализ позволяет прогнозировать перспективы интеграционных процессов в Латинской Америке в средне и долгосрочной перспективе. При классификации полюсов автор применял факторный анализ, выявление потенциальных лидеров осуществлялось на базе компаративного подхода и статистических методов обработки динамических рядов. Особым вкладом автора является разработка методологии определения региональных и субрегиональных лидеров на основе количественной оценки. Автор представляет трехфакторную модель регионального лидерства – на основе ресурсной мощи (экономика, демография и территория), военной мощи (расходы на оборону и численность вооруженных сил) и лидерских амбиций (политической воли).
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Антонов В.Ф. - Правовое регулирование социально активного поведения

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.13793

Аннотация: В статье рассматриваются дискуссионные проблемы регулирования социально активного поведения в условиях построения правового государства и гражданского общества. Социологические исследования убедительно доказывают, что в основе социально активности личности лежит стремление к самореализации, проявляющееся в различных поведенческих аспектах. По мнению автора статьи любая социальная активность продиктована стремлением к раскрытию творческого потенциала, реализации талантов и способностей, направленных на удовлетворение определенных социальных потребностей. При этом самореализация человека изначально связана с удовлетворением общественных и культурных потребностей социального, экономического, политического и этнокультурного характера. В статье отмечается, что подобная мотивация формируется под влиянием мировоззренческих установок и соответствующих ценностных регуляторов, преобладающих на определенном этапе общественного развития. В работе подчеркивается, что в демократических государствах доминирующая идея свободно-го развития личности традиционно ложится в разряд конституционных принципов государственного развития. Любые искусственные препятствия, противодействующие процессам интеллектуального, духовного и нравственного развития, создают предпосылки формирования антикультуры, разрушающей государственные и правовые институты. Новизна исследования заключается в определении приоритетных направлений государственной политики, обеспечивающих социальную активность граждан в современном демократическом обществе. По мнению автора стимулирование правомерного поведения предполагает повышение социального статуса граждан , обеспечивающих поддержание фундаментальных ценностей, активно участвующих в общественных инициативах. Непременным условием функционирования гражданского общества являются правовые механизмы, направленные на формирование ведущего слоя общества, участвующего в реализации наиболее значимых направлений государственной политики.
Антонов В.Ф. - Правовое регулирование социально активного поведения c. 579-585

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54379

Аннотация: В статье рассматриваются дискуссионные проблемы регулирования социально активного поведения в условиях построения правового государства и гражданского общества. Социологические исследования убедительно доказывают, что в основе социально активности личности лежит стремление к самореализации, проявляющееся в различных поведенческих аспектах. По мнению автора статьи любая социальная активность продиктована стремлением к раскрытию творческого потенциала, реализации талантов и способностей, направленных на удовлетворение определенных социальных потребностей. При этом самореализация человека изначально связана с удовлетворением общественных и культурных потребностей социального, экономического, политического и этнокультурного характера. В статье отмечается, что подобная мотивация формируется под влиянием мировоззренческих установок и соответствующих ценностных регуляторов, преобладающих на определенном этапе общественного развития. В работе подчеркивается, что в демократических государствах доминирующая идея свободно-го развития личности традиционно ложится в разряд конституционных принципов государственного развития. Любые искусственные препятствия, противодействующие процессам интеллектуального, духовного и нравственного развития, создают предпосылки формирования антикультуры, разрушающей государственные и правовые институты. Новизна исследования заключается в определении приоритетных направлений государственной политики, обеспечивающих социальную активность граждан в современном демократическом обществе. По мнению автора стимулирование правомерного поведения предполагает повышение социального статуса граждан , обеспечивающих поддержание фундаментальных ценностей, активно участвующих в общественных инициативах. Непременным условием функционирования гражданского общества являются правовые механизмы, направленные на формирование ведущего слоя общества, участвующего в реализации наиболее значимых направлений государственной политики.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Шестак О.И. - Стратегическое планирование в Российской Федерации в контексте полномочий органов местного самоуправления

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.15102

Аннотация: Предметом исследования является проблема несоответствия действующих документов муниципального стратегического планирования полномочиям органов местного самоуправления. Отмечается, что под большинство действующих стратегических документов муниципальных образований России не подведены нормативно-правовые основания для их реализации, не предусмотрена система бюджетирования, не говоря уже о структурно-функциональных нарушениях (отсутствие взаимосвязи проблем, целей, задач, мероприятий и показателей/индикаторов их эффективности) внутри самих документов. Муниципальные стратегии и стратегические планы социально-экономического развития показывают слабую взаимосвязь и координацию заявленных мероприятий и проектов по времени их реализации, ресурсам и исполнителям и, в конечном счете, низкую исполнимость. Метод исследования - нормативно-правовой анализ стратегических планов муниципальных образований (на примере крупных городских округов Дальневосточного федерального округа). Делается вывод, что для эффективного развития стратегического планирования в России, необходимо решать вопросы его правового регулирования и методического обеспечения. Вкладом автора в изучение вопросов развития стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне является оценка эффективности и качества стратегических документов с позиции их соответствия установленным для местных органов власти полномочиям, что определяет возможность реализации стратегий и стратегических планов.
Шестак О.И. - Стратегическое планирование в Российской Федерации в контексте полномочий органов местного самоуправления c. 591-602

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54381

Аннотация: Предметом исследования является проблема несоответствия действующих документов муниципального стратегического планирования полномочиям органов местного самоуправления. Отмечается, что под большинство действующих стратегических документов муниципальных образований России не подведены нормативно-правовые основания для их реализации, не предусмотрена система бюджетирования, не говоря уже о структурно-функциональных нарушениях (отсутствие взаимосвязи проблем, целей, задач, мероприятий и показателей/индикаторов их эффективности) внутри самих документов. Муниципальные стратегии и стратегические планы социально-экономического развития показывают слабую взаимосвязь и координацию заявленных мероприятий и проектов по времени их реализации, ресурсам и исполнителям и, в конечном счете, низкую исполнимость. Метод исследования - нормативно-правовой анализ стратегических планов муниципальных образований (на примере крупных городских округов Дальневосточного федерального округа). Делается вывод, что для эффективного развития стратегического планирования в России, необходимо решать вопросы его правового регулирования и методического обеспечения. Вкладом автора в изучение вопросов развития стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне является оценка эффективности и качества стратегических документов с позиции их соответствия установленным для местных органов власти полномочиям, что определяет возможность реализации стратегий и стратегических планов.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Гончарова И.В., Прончев Г.Б. - Виртуальные социальные среды для людей с нарушением зрения

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.15324

Аннотация: Автор подробно рассматривает практику применения виртуальных социальных сетей лицами с ограниченными возможностями В работе обсуждаются вопросы, связанные с социальной интеграцией и адаптацией людей с нарушением зрения. Акцентируется внимание на на процесс интеграции инвалидов в общество с использованием возможностей Интернета. Анализируется опыт Российской Федерации в этой сфере. В частности, уделено внимание Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда». Приведены примеры существующих виртуальных социальных сред для людей с нарушением зрения. Использована статистика Всемирной организации здравоохранения. Методологическую основу исследования составили классические и современные теоретические положения социально-гуманитарных отраслей научного знания, позволяющие рассмотреть основы регулирования социальных процессов с участием граждан с нарушением зрения. Проведенное авторами исследование существенно восполнило пробелы в научных знаниях о процессах адаптации лиц с ограниченными возможностями в общество с применением возможностей виртуальных социальных сетей. Методологическую значимость представляют предложенные авторами критерии и показатели социологического мониторинга и оценки степени адаптации и интеграции инвалидов в общественные институты.
Гончарова И.В., Прончев Г.Б. - Виртуальные социальные среды для людей с нарушением зрения c. 586-590

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54380

Аннотация: Автор подробно рассматривает практику применения виртуальных социальных сетей лицами с ограниченными возможностями В работе обсуждаются вопросы, связанные с социальной интеграцией и адаптацией людей с нарушением зрения. Акцентируется внимание на на процесс интеграции инвалидов в общество с использованием возможностей Интернета. Анализируется опыт Российской Федерации в этой сфере. В частности, уделено внимание Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда». Приведены примеры существующих виртуальных социальных сред для людей с нарушением зрения. Использована статистика Всемирной организации здравоохранения. Методологическую основу исследования составили классические и современные теоретические положения социально-гуманитарных отраслей научного знания, позволяющие рассмотреть основы регулирования социальных процессов с участием граждан с нарушением зрения. Проведенное авторами исследование существенно восполнило пробелы в научных знаниях о процессах адаптации лиц с ограниченными возможностями в общество с применением возможностей виртуальных социальных сетей. Методологическую значимость представляют предложенные авторами критерии и показатели социологического мониторинга и оценки степени адаптации и интеграции инвалидов в общественные институты.
ЗАКОН И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Садыхов А.А. - Система принципов наследственного права

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.15032

Аннотация: Предметом исследования являются нормы права, на основании которых осуществляется наследственное правопреемство по завещанию, а также изучение правовой базы и теории гражданского права, определяющих сущность, типологию и особенности реализации принципов наследования по завещанию, анализ и систематизация проблем российского законодательства и отечественной теории права в части систематизации и особенностей реализации принципов наследования по завещанию. Вместе с тем, в теории права отсутствуют комплексные исследования принципов наследования по завещанию, что также актуализирует выбранную тему исследования. Методологическую основу исследования составляют последние достижения теории познания. В процессе работы исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), методы. Вместе с этим в исследовании использован метод сравнительного правоведения, на основе которого был проведён анализ законодательства и опыта реализации принципов наследования по завещанию зарубежных стран. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе исследования состояния теории права и особенностей реализации принципов наследования по завещанию, был проведён комплексный анализ положений рассматриваемой сферы и предложен ряд теоретических и практических рекомендаций по решению имеющихся в законодательстве проблем, а также собственное видение автора на ряд дискуссионных моментов в теории гражданского права.
Садыхов А.А. - Система принципов наследственного права c. 643-649

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54388

Аннотация: Предметом исследования являются нормы права, на основании которых осуществляется наследственное правопреемство по завещанию, а также изучение правовой базы и теории гражданского права, определяющих сущность, типологию и особенности реализации принципов наследования по завещанию, анализ и систематизация проблем российского законодательства и отечественной теории права в части систематизации и особенностей реализации принципов наследования по завещанию. Вместе с тем, в теории права отсутствуют комплексные исследования принципов наследования по завещанию, что также актуализирует выбранную тему исследования. Методологическую основу исследования составляют последние достижения теории познания. В процессе работы исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), методы. Вместе с этим в исследовании использован метод сравнительного правоведения, на основе которого был проведён анализ законодательства и опыта реализации принципов наследования по завещанию зарубежных стран. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе исследования состояния теории права и особенностей реализации принципов наследования по завещанию, был проведён комплексный анализ положений рассматриваемой сферы и предложен ряд теоретических и практических рекомендаций по решению имеющихся в законодательстве проблем, а также собственное видение автора на ряд дискуссионных моментов в теории гражданского права.
Волков Н.А. - Деятельность российских уполномоченных по правам человека по защите конституционных прав лиц с ограниченными возможностями

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.15188

Аннотация: В настоящее время проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья приобрели особую актуальность. Во всем мире растет число таких людей, их уже более миллиарда. В том числе в нашей стране 9 % населения – это люди с инвалидностью. В России отсутствует институт омбудсманов по правам инвалидов, поэтому защита прав инвалидов относится к полномочиям уполномоченных по правам человека. Объектом исследования являются права инвалидов в Российской Федерации и ее субъектах. Цель исследования – анализ реализации конституционных прав инвалидов в России и выработка предложений по ее улучшению. Предметом исследования является деятельность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по соблюдению и защите прав инвалидов, а также контроль за этой деятельностью со стороны относительно нового для российской действительности государственного конституционного правозащитного механизма – института уполномоченных по правам человека. Основным методом исследования является сравнительно-правовой анализ состояния работы по соблюдению и защите прав лиц с ограниченными возможностями в различных регионах. Новизна исследования заключается в изучении новых подходов, связанных с ратификацией Россией в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов, а также анализе вытекающих из нее последних изменений в федеральном и региональном законодательстве. Особым вкладом автора в исследование темы является как теоретическое изучение проблемы в различных регионах Российской Федерации, так и практическое участие в защите прав инвалидов в своем регионе.
Волков Н.А. - Деятельность российских уполномоченных по правам человека по защите конституционных прав лиц с ограниченными возможностями c. 650-657

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54389

Аннотация: В настоящее время проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья приобрели особую актуальность. Во всем мире растет число таких людей, их уже более миллиарда. В том числе в нашей стране 9 % населения – это люди с инвалидностью. В России отсутствует институт омбудсманов по правам инвалидов, поэтому защита прав инвалидов относится к полномочиям уполномоченных по правам человека. Объектом исследования являются права инвалидов в Российской Федерации и ее субъектах. Цель исследования – анализ реализации конституционных прав инвалидов в России и выработка предложений по ее улучшению. Предметом исследования является деятельность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по соблюдению и защите прав инвалидов, а также контроль за этой деятельностью со стороны относительно нового для российской действительности государственного конституционного правозащитного механизма – института уполномоченных по правам человека. Основным методом исследования является сравнительно-правовой анализ состояния работы по соблюдению и защите прав лиц с ограниченными возможностями в различных регионах. Новизна исследования заключается в изучении новых подходов, связанных с ратификацией Россией в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов, а также анализе вытекающих из нее последних изменений в федеральном и региональном законодательстве. Особым вкладом автора в исследование темы является как теоретическое изучение проблемы в различных регионах Российской Федерации, так и практическое участие в защите прав инвалидов в своем регионе.
BIBLION
Слезин А.А. - Области-побратимы: вспоминая исторический феномен

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.15340

Аннотация: В статье рецензируется сборник документов «Тамбов — Толна: области-побратимы. 1971-1989», подготовленный к печати советско-венгерским коллективом в составе доктора исторических наук, профессора Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина А.Г. Айрапетова, кандидата философских наук, доцента Тамбовского государственного технического университета Г.М. Дробжевой и инициатора проекта, руководителя Архивного института Венгрии в Москве доктора Аттилы Шереша. С точки зрения рецензента, сборник помогает объективно оценить обмен производственным опытом коллективов предприятий, учебных заведений, партийных, профсоюзных, спортивных и культурных организаций, охарактеризовать деятельность региональной организации всесоюзного Общества советско-венгерской дружбы. С помощью материалов сборника автор статьи пытатся напомнить о позитивных чертах социокультурного феномена побратимства регионов в бывших странах социализма. Выявлена познавательная ценность информации, содержащейся в опубликованных в сборнике документах партийных органов, отчетах делегаций трудовых коллективов, общественных организаций двух областей. Особо подчеркивается значимость документов, демонстрирующих попытки повысить эффективность побратимских связей во второй половине 1980-х годов, раскрывающих историю молодежного движения.
Слезин А.А. - Области-побратимы: вспоминая исторический феномен c. 609-612

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54383

Аннотация: В статье рецензируется сборник документов «Тамбов — Толна: области-побратимы. 1971-1989», подготовленный к печати советско-венгерским коллективом в составе доктора исторических наук, профессора Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина А.Г. Айрапетова, кандидата философских наук, доцента Тамбовского государственного технического университета Г.М. Дробжевой и инициатора проекта, руководителя Архивного института Венгрии в Москве доктора Аттилы Шереша. С точки зрения рецензента, сборник помогает объективно оценить обмен производственным опытом коллективов предприятий, учебных заведений, партийных, профсоюзных, спортивных и культурных организаций, охарактеризовать деятельность региональной организации всесоюзного Общества советско-венгерской дружбы. С помощью материалов сборника автор статьи пытатся напомнить о позитивных чертах социокультурного феномена побратимства регионов в бывших странах социализма. Выявлена познавательная ценность информации, содержащейся в опубликованных в сборнике документах партийных органов, отчетах делегаций трудовых коллективов, общественных организаций двух областей. Особо подчеркивается значимость документов, демонстрирующих попытки повысить эффективность побратимских связей во второй половине 1980-х годов, раскрывающих историю молодежного движения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.