по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 14-05-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2015
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Рекеда С.В. - Историко-сравнительное исследование экономических аспектов сотрудничества России и Литовской Республики в 1917-1922 и 1988-1991 года

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.15013

Аннотация: В статье автор подробно анализирует экономический аспект российско-литовского сотрудничества в период формирования независимой Литовской республики в начале XX в. и выхода Литвы из СССР на рубеже 1980-1990-х гг. Целью исследования было выделить объективные хозяйственные взаимозависимости между Литвой и Россией, которые проявлялись как в начале, так и в конце XX в. в различных политических и исторических условиях. Отдельной важной задачей было выявить последствия, которые возникают для Литвы при политически мотивированной переориентации хозяйственной модели республики с востока на запад. В основе данной статьи лежит историко-сравнительный метод изучения двух периодов отношений между Литвой и Россией. В результате исследования автор приходит к выводу, что, несмотря на все различия двух исследуемых периодов литовско-российских отношений, в них присутствует принципиально важное общее: в течении этих исторических периодов к власти в Литве приходят политические силы, которые не рассматривают Россию в качестве стратегического хозяйственного партнера, что обрекало Литву на реструктуризацию экономики, которая шла рука об руку с экономической стагнацией, как в начале, так и в конце XX в.
Рекеда С.В. - Историко-сравнительное исследование экономических аспектов сотрудничества России и Литовской Республики в 1917-1922 и 1988-1991 года c. 483-494

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54370

Аннотация: В статье автор подробно анализирует экономический аспект российско-литовского сотрудничества в период формирования независимой Литовской республики в начале XX в. и выхода Литвы из СССР на рубеже 1980-1990-х гг. Целью исследования было выделить объективные хозяйственные взаимозависимости между Литвой и Россией, которые проявлялись как в начале, так и в конце XX в. в различных политических и исторических условиях. Отдельной важной задачей было выявить последствия, которые возникают для Литвы при политически мотивированной переориентации хозяйственной модели республики с востока на запад. В основе данной статьи лежит историко-сравнительный метод изучения двух периодов отношений между Литвой и Россией. В результате исследования автор приходит к выводу, что, несмотря на все различия двух исследуемых периодов литовско-российских отношений, в них присутствует принципиально важное общее: в течении этих исторических периодов к власти в Литве приходят политические силы, которые не рассматривают Россию в качестве стратегического хозяйственного партнера, что обрекало Литву на реструктуризацию экономики, которая шла рука об руку с экономической стагнацией, как в начале, так и в конце XX в.
Ковалев И.Г. - Британская монархия: современная роль и проблема модернизации

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.15075

Аннотация: В статье исследуются особенности современного состояния и значения старейшего государственного института Великобритании – монархии. Детально рассматриваются причины и направления, возникающих время от времени, волн критики этой формы правления, анализируются аргументы ее сторонников и противников. Поднимается проблема необходимости совершенствования и модернизации британской монархии, отмечаются основные проблемы и вызовы, с которыми она сталкивается в наши дни. Отмечается взвешенный и прагматичный подход британских политиков к проблемам реформирования столь важного государственного института. Анализируются подготовка, конкретное содержание и значение осуществленных в последние годы реформ, направленных на приспособление монархии к реалиям современной жизни. Методология настоящего исследования определяется его комплексным междисциплинарным характером, что предполагает использование приемов и подходов, присущих исторической, политологической, юридической, экономической и социологической наукам. При этом приоритетное значение имеет принцип историзма, подразумевающий научное объяснение явлений, предметов и событий в конкретных исторических условиях и взаимосвязях с целью выявления закономерностей их развития и причин качественных изменений. Другим базисным принципом настоящей статьи является принцип научной объективности. Он предполагает отказ от стереотипного отношения к объекту исследования. Научная новизна работы заключается в том, что это первое отечественное исследование проблем реформирования британской монархии в начале нынешнего века. Серьезное внимание, которое уделяют в Соединенном королевстве институту монархии и проблемам его модернизации в последние десятилетия свидетельствуют о его важной роли в системе центрального управления, Королева и в наши дни сохраняет свое значение в качестве общенационального символа, хранителей традиций, гарантов единства страны. Британская монархия демонстрирует очевидную способность соответствовать современным реалиям, адаптироваться к меняющимся условиям экономического, политического и общественного развития, сохранять престиж и популярность в представлении своих подданных.
Ковалев И.Г. - Британская монархия: современная роль и проблема модернизации c. 495-505

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54371

Аннотация: В статье исследуются особенности современного состояния и значения старейшего государственного института Великобритании – монархии. Детально рассматриваются причины и направления, возникающих время от времени, волн критики этой формы правления, анализируются аргументы ее сторонников и противников. Поднимается проблема необходимости совершенствования и модернизации британской монархии, отмечаются основные проблемы и вызовы, с которыми она сталкивается в наши дни. Отмечается взвешенный и прагматичный подход британских политиков к проблемам реформирования столь важного государственного института. Анализируются подготовка, конкретное содержание и значение осуществленных в последние годы реформ, направленных на приспособление монархии к реалиям современной жизни. Методология настоящего исследования определяется его комплексным междисциплинарным характером, что предполагает использование приемов и подходов, присущих исторической, политологической, юридической, экономической и социологической наукам. При этом приоритетное значение имеет принцип историзма, подразумевающий научное объяснение явлений, предметов и событий в конкретных исторических условиях и взаимосвязях с целью выявления закономерностей их развития и причин качественных изменений. Другим базисным принципом настоящей статьи является принцип научной объективности. Он предполагает отказ от стереотипного отношения к объекту исследования. Научная новизна работы заключается в том, что это первое отечественное исследование проблем реформирования британской монархии в начале нынешнего века. Серьезное внимание, которое уделяют в Соединенном королевстве институту монархии и проблемам его модернизации в последние десятилетия свидетельствуют о его важной роли в системе центрального управления, Королева и в наши дни сохраняет свое значение в качестве общенационального символа, хранителей традиций, гарантов единства страны. Британская монархия демонстрирует очевидную способность соответствовать современным реалиям, адаптироваться к меняющимся условиям экономического, политического и общественного развития, сохранять престиж и популярность в представлении своих подданных.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Ямалова Э.Н. - Политическое представительство и проблемы обратной связи в новых демократиях: опыт постсоветской Литвы

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.14969

Аннотация: Объектом исследования является процесс реализации политическими партиями своих основных функций в условиях новых демократий. Особое внимание уделено анализу функций представительства, селекции, делегирования и контроля. Взаимодействие между избирателями, политическими партиями, депутатами и правительством рассматривается через аналитические рамки принципал-агентских отношений. Раскрывается ключевая роль в этих отношениях политических партий как главных принципалов, осуществляющих представительство, селекцию, делегирование и контроль по отношению к кандидатам (агентам) на выборные должности. В качестве эмпирического примера выступает случай постсоветской Литвы, на материале политического развития которого анализируется степень реализации политическими партиями своих основных функций и раскрываются главные проблемы в этом процессе. Для изучения реализации политическими партиями постсоветской Литвы функций представительства, селекции, делегирования и контроля используются теоретические положения теории принципал-агентских отношений, а также методы количественного анализа электоральной статистики. В качестве случаев для анализа и сравнения используются данные шести электоральных исходов выборов литовского Сейма, прошедшие в период 1992-2012 гг. Результатом исследования стал вывод о том, что хотя политические партии постсоветской Литвы в целом успешно справляются с функцией делегирования и выступают в качестве главного актора в этом процессе, функции более высокого порядка в системе принципал-агентских отношений ими реализуются далеко не в полной мере. Политические партии современной Литвы имеют проблемы в плане осуществления контроля за избранными депутатами о чем говорит высокий уровень межпартийной и межфракционной мобильности депутатского корпуса. Высокий уровень обновления партийных кадров на каждом новом электоральном цикле свидетельствует о попытках решения этой проблемы со стороны партийного руководящего аппарата. Нерешенность вопросов контроля за депутатским корпусом со стороны партий создает ситуацию девальвации доверия к партийным институтам со стороны избирателей, что не способствует процессу институционализации партийной системы и создает риски стабильного функционирования политической системы.
Ямалова Э.Н. - Политическое представительство и проблемы обратной связи в новых демократиях: опыт постсоветской Литвы c. 514-521

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54373

Аннотация: Объектом исследования является процесс реализации политическими партиями своих основных функций в условиях новых демократий. Особое внимание уделено анализу функций представительства, селекции, делегирования и контроля. Взаимодействие между избирателями, политическими партиями, депутатами и правительством рассматривается через аналитические рамки принципал-агентских отношений. Раскрывается ключевая роль в этих отношениях политических партий как главных принципалов, осуществляющих представительство, селекцию, делегирование и контроль по отношению к кандидатам (агентам) на выборные должности. В качестве эмпирического примера выступает случай постсоветской Литвы, на материале политического развития которого анализируется степень реализации политическими партиями своих основных функций и раскрываются главные проблемы в этом процессе. Для изучения реализации политическими партиями постсоветской Литвы функций представительства, селекции, делегирования и контроля используются теоретические положения теории принципал-агентских отношений, а также методы количественного анализа электоральной статистики. В качестве случаев для анализа и сравнения используются данные шести электоральных исходов выборов литовского Сейма, прошедшие в период 1992-2012 гг. Результатом исследования стал вывод о том, что хотя политические партии постсоветской Литвы в целом успешно справляются с функцией делегирования и выступают в качестве главного актора в этом процессе, функции более высокого порядка в системе принципал-агентских отношений ими реализуются далеко не в полной мере. Политические партии современной Литвы имеют проблемы в плане осуществления контроля за избранными депутатами о чем говорит высокий уровень межпартийной и межфракционной мобильности депутатского корпуса. Высокий уровень обновления партийных кадров на каждом новом электоральном цикле свидетельствует о попытках решения этой проблемы со стороны партийного руководящего аппарата. Нерешенность вопросов контроля за депутатским корпусом со стороны партий создает ситуацию девальвации доверия к партийным институтам со стороны избирателей, что не способствует процессу институционализации партийной системы и создает риски стабильного функционирования политической системы.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
Карпович О.Г. - «Революция зонтиков» в Гонконге: признаки цветной революции

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.13571

Аннотация: В настоящей статье приводятся результаты анализа событий, происходивших в Гонконге в сентябре-октябре 2014 года, сопровождавшиеся массовыми волнениями и беспорядками среди местного населения (в основном, среди студенческой молодежи, к которой только впоследствии примкнули местные жители других возрастных категорий), занятием протестующими финансовых кварталов (протестной «оккупации» территории) столкновениями с полицией, призывами к оказанию сопротивления власти «Большого Китая» и требованиями отставки главы особого административного округа Гонконг, носившими ультимативный характер. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и проблемный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения, аналоги, моделирования. В статье показано, что события в Гонконге, получившие название «революции зонтиков», имеют все признаки цветных революций и обнаруживают высокую степень соответствия сценарию цветной революции 2014 года в Украине, в результате которой был совершен государственный переворот и пал режим президента В. Януковича. Рассматриваются схемы и особенности организации молодёжного протестного движения, выдвижения протестных лидеров, информационно-пропагандистского обеспечения срежиссированных волнений в Гонконге и в Киеве, в обоих случаях носящих, безусловно, неслучайный и нестихийный характер.
Карпович О.Г. - «Революция зонтиков» в Гонконге: признаки цветной революции c. 543-548

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54376

Аннотация: В настоящей статье приводятся результаты анализа событий, происходивших в Гонконге в сентябре-октябре 2014 года, сопровождавшиеся массовыми волнениями и беспорядками среди местного населения (в основном, среди студенческой молодежи, к которой только впоследствии примкнули местные жители других возрастных категорий), занятием протестующими финансовых кварталов (протестной «оккупации» территории) столкновениями с полицией, призывами к оказанию сопротивления власти «Большого Китая» и требованиями отставки главы особого административного округа Гонконг, носившими ультимативный характер. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и проблемный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения, аналоги, моделирования. В статье показано, что события в Гонконге, получившие название «революции зонтиков», имеют все признаки цветных революций и обнаруживают высокую степень соответствия сценарию цветной революции 2014 года в Украине, в результате которой был совершен государственный переворот и пал режим президента В. Януковича. Рассматриваются схемы и особенности организации молодёжного протестного движения, выдвижения протестных лидеров, информационно-пропагандистского обеспечения срежиссированных волнений в Гонконге и в Киеве, в обоих случаях носящих, безусловно, неслучайный и нестихийный характер.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Антонян Ю.М. - Генрих Гиммлер: взгляд криминолога на палача

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.14663

Аннотация: Предметом исследования является криминологический портрет Генриха Гиммлера. Исследуются факторы повлиявшие на становление личности Генриха Гитлера, его детство, отрочество и юность. Объектом исследования является жизненный путь Гиммлера, от момента его рождения до самоубийства. Изучены его личные связи, предпочтения, семейное положение и стремление постичь оккультизм в самых примитивных антирелигиозных формах. Специальному анализу подвергнуты античеловеческие взгляды Гиммлера, направленные на физическое уничтожение целых народов. Методология статьи построена на устоявшихся в отечественной науке подходах и принципах диалектического метода познания, основанных, в свою очередь, па исторических объективных закономерностях, рассмотренных во взаимосвязи и взаимообусловленности с современными реалиями. Широко применены психологические способы, особенно при изучении периода становления личности Гиммлера, превращения его садистских наклонностей в необходимую составляющую его повседневной жизни. Также использованы другие достижения криминологии и уголовного права, в основном касающиеся личности преступника, и международного уголовного права. На основании новых подходов, связанных с построением криминологических посмертных портретов, даётся криминологическая характеристика нацистскому военному преступнику - Гиммлеру. Сделаны выводы о наиболее значимых личностных чертах Гиммлера, которые, по мнению авторов, были решающими при превращении его из человека, - в палача человечества: некрофилия, деструктивизм, сатанизм.
Антонян Ю.М. - Генрих Гиммлер: взгляд криминолога на палача c. 549-562

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54377

Аннотация: Предметом исследования является криминологический портрет Генриха Гиммлера. Исследуются факторы повлиявшие на становление личности Генриха Гитлера, его детство, отрочество и юность. Объектом исследования является жизненный путь Гиммлера, от момента его рождения до самоубийства. Изучены его личные связи, предпочтения, семейное положение и стремление постичь оккультизм в самых примитивных антирелигиозных формах. Специальному анализу подвергнуты античеловеческие взгляды Гиммлера, направленные на физическое уничтожение целых народов. Методология статьи построена на устоявшихся в отечественной науке подходах и принципах диалектического метода познания, основанных, в свою очередь, па исторических объективных закономерностях, рассмотренных во взаимосвязи и взаимообусловленности с современными реалиями. Широко применены психологические способы, особенно при изучении периода становления личности Гиммлера, превращения его садистских наклонностей в необходимую составляющую его повседневной жизни. Также использованы другие достижения криминологии и уголовного права, в основном касающиеся личности преступника, и международного уголовного права. На основании новых подходов, связанных с построением криминологических посмертных портретов, даётся криминологическая характеристика нацистскому военному преступнику - Гиммлеру. Сделаны выводы о наиболее значимых личностных чертах Гиммлера, которые, по мнению авторов, были решающими при превращении его из человека, - в палача человечества: некрофилия, деструктивизм, сатанизм.
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
Войниканис Е.А. - Общественные интересы и их роль в правовом регулировании

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.14628

Аннотация: Предметом исследования является осмысление понятия «общественные интересы» в теории права, а также значение, которое имеет данное понятие для правового регулирования. Анализируются классификация интересов и место, которое занимают общественные интересы в концепциях философии и социологии права. Особое внимание уделяется рассмотрению общественного интереса в культурном прогрессе с точки зрения парадигмального подхода. Показывается, что один и тот же общественный интерес допускает различные толкования и оказывает воздействие на правовую политику. В исследовании были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, а также историко-правовой и формально-юридический методы. Автором делается вывод о том, что наиболее актуальной является гносеологическая проблема, отражающая потребность в своевременной идентификации и адекватной интерпретации общественных интересов. Правовую задачу автор усматривает в выборе адекватных правовых инструментов и корректном встраивании значимого общественного интереса в правовую систему государства.
Войниканис Е.А. - Общественные интересы и их роль в правовом регулировании c. 563-567

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54378

Аннотация: Предметом исследования является осмысление понятия «общественные интересы» в теории права, а также значение, которое имеет данное понятие для правового регулирования. Анализируются классификация интересов и место, которое занимают общественные интересы в концепциях философии и социологии права. Особое внимание уделяется рассмотрению общественного интереса в культурном прогрессе с точки зрения парадигмального подхода. Показывается, что один и тот же общественный интерес допускает различные толкования и оказывает воздействие на правовую политику. В исследовании были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, а также историко-правовой и формально-юридический методы. Автором делается вывод о том, что наиболее актуальной является гносеологическая проблема, отражающая потребность в своевременной идентификации и адекватной интерпретации общественных интересов. Правовую задачу автор усматривает в выборе адекватных правовых инструментов и корректном встраивании значимого общественного интереса в правовую систему государства.
ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Белькович Р.Ю. - Субъект сецессии: проблема легитимности

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.14819

Аннотация: Настоящее исследование посвящено теоретическому осмыслению конструкции субъекта сецессии. Феномен сецессии представляет угрозу сложившемуся политико-правовому порядку на международном и национальном уровнях, так как современное право исходит из приоритета территориальной целостности государства. В то же время, большинство современных демократических государств претендуют на договорный характер осуществляемой ими власти. Автор рассматривает вопрос о том, в какой мере противопоставление конструкций "народа" (как заведомо легитимного носителя власти, обладающего правом на политическое самоопределение) и "субъекта сецессии" (как потенциального нарушителя территориальной целостности) является теоретически противоречивым и отражает репрессивные тенденции современного государства. В качестве основного похода автор использует принцип методологического индивидуализма, предполагающий сведение любых социальных феноменов к поведению отдельных индивидов. Автор впервые рассматривает сецессию как проявление внутренних противоречий государственности, возникшей в новое время. Автор приходит к выводу о том, что сецессия не может рассматриваться как "чрезвычайная ситуация", так как само существование современного государства, основанного на принципе народовластия, предполагает сецессию как необходимую форму самоопределения индивидов.
Белькович Р.Ю. - Субъект сецессии: проблема легитимности c. 522-530

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54374

Аннотация: Настоящее исследование посвящено теоретическому осмыслению конструкции субъекта сецессии. Феномен сецессии представляет угрозу сложившемуся политико-правовому порядку на международном и национальном уровнях, так как современное право исходит из приоритета территориальной целостности государства. В то же время, большинство современных демократических государств претендуют на договорный характер осуществляемой ими власти. Автор рассматривает вопрос о том, в какой мере противопоставление конструкций "народа" (как заведомо легитимного носителя власти, обладающего правом на политическое самоопределение) и "субъекта сецессии" (как потенциального нарушителя территориальной целостности) является теоретически противоречивым и отражает репрессивные тенденции современного государства. В качестве основного похода автор использует принцип методологического индивидуализма, предполагающий сведение любых социальных феноменов к поведению отдельных индивидов. Автор впервые рассматривает сецессию как проявление внутренних противоречий государственности, возникшей в новое время. Автор приходит к выводу о том, что сецессия не может рассматриваться как "чрезвычайная ситуация", так как само существование современного государства, основанного на принципе народовластия, предполагает сецессию как необходимую форму самоопределения индивидов.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Филиппов В.Р. - Политика Франции в Камеруне

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.14955

Аннотация: Статья посвящена исследованию современной французской политики в Африке (на примере Камеруна). Использование метода исторической реконструкции позволило автору выяснить особенности становления Республики Камерун в ходе распада колониальной империи Франции и деколонизации африканского континента. Рассматриваются события, предшествовавшие провозглашению суверенитета Камеруна и причины, обусловившие ущербность, ограниченный характер этого суверенитета. Акцент в статье сделан на выяснении роли Франции в разжигании гражданской войны в Камеруне, ее роли в подавлении движения за независимость и подлинный суверенитет этого африканского государства. Методологической основой статьи выступает системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, реконструкции. Проанализированы факты жестокости в деятельности французских спецслужб и армейских подразделений, подавивших сопротивление патриотов из Союза Народов Камеруна и организовавших жестокие убийства лидеров национально-освободительного движения - Рубена Ум Ниобе, Феликса Роланда Мумие и других. Отдельно рассмотрен вопрос о политической целесообразности создания Федеративной Республики Камерун в 1961 г. и причинах унитаризации Камеруна в 1971 г. Сделаны выводы о том, что гражданская война 1955-1970 гг. в Камеруне была инспирирована Францией и стала началом той неоколониалистской политики, которая получила в дальнейшем название политики «Франсафрик».
Филиппов В.Р. - Политика Франции в Камеруне c. 531-542

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54375

Аннотация: Статья посвящена исследованию современной французской политики в Африке (на примере Камеруна). Использование метода исторической реконструкции позволило автору выяснить особенности становления Республики Камерун в ходе распада колониальной империи Франции и деколонизации африканского континента. Рассматриваются события, предшествовавшие провозглашению суверенитета Камеруна и причины, обусловившие ущербность, ограниченный характер этого суверенитета. Акцент в статье сделан на выяснении роли Франции в разжигании гражданской войны в Камеруне, ее роли в подавлении движения за независимость и подлинный суверенитет этого африканского государства. Методологической основой статьи выступает системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, реконструкции. Проанализированы факты жестокости в деятельности французских спецслужб и армейских подразделений, подавивших сопротивление патриотов из Союза Народов Камеруна и организовавших жестокие убийства лидеров национально-освободительного движения - Рубена Ум Ниобе, Феликса Роланда Мумие и других. Отдельно рассмотрен вопрос о политической целесообразности создания Федеративной Республики Камерун в 1961 г. и причинах унитаризации Камеруна в 1971 г. Сделаны выводы о том, что гражданская война 1955-1970 гг. в Камеруне была инспирирована Францией и стала началом той неоколониалистской политики, которая получила в дальнейшем название политики «Франсафрик».
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Грязнова Е.В., Чужмаков Д.А. - Проблемы инфосоциолизации кадрового потенциала здравоохранения РФ в стратегии управления

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.12638

Аннотация: Одной из стратегических задач управления современным здравоохранением является достижение высокого профессионального уровня медицинских работников. Одной из ключевых профессиональных компетенций, в которых нуждаются для своей профессиональной деятельности медицинские работники, является владение информационными технологиями. Однако, исследование уровня профессиональной подготовленности медицинских кадров к работе в условиях активной информатизации отрасли, в литературе отражена слабо. В связи с этим возникает необходимость в проведении исследования уровня инфосоциализации кадрового потенциала здравоохранения РФ в аспекте общенациональных стратегических задач управления, анализе и систематизации существующих проблем в данном направлении. В качестве методологической базы исследования послужили аналитический и документальный методы, а также федеральные и региональные законодательные и нормативные акты, регулирующие развитие здравоохранения и медицинской науки; публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций. Внедрение и полноценное использование информационных систем в управлении здравоохранением РФ осложняется низким уровнем инфосоциализации кадрового потенциала. Для эффективного менеджмента в условиях информационного общества необходима унификация документов, совершенствования системы документооборота, внедрения современных информационных технологий, отчетов и иных информационно-аналитических материалов, разработка требований для баз данных кадров для системного анализа, прогнозирования и моделирование развития кадрового потенциала.
Грязнова Е.В., Чужмаков Д.А. - Проблемы инфосоциолизации кадрового потенциала здравоохранения РФ в стратегии управления c. 455-465

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54367

Аннотация: Одной из стратегических задач управления современным здравоохранением является достижение высокого профессионального уровня медицинских работников. Одной из ключевых профессиональных компетенций, в которых нуждаются для своей профессиональной деятельности медицинские работники, является владение информационными технологиями. Однако, исследование уровня профессиональной подготовленности медицинских кадров к работе в условиях активной информатизации отрасли, в литературе отражена слабо. В связи с этим возникает необходимость в проведении исследования уровня инфосоциализации кадрового потенциала здравоохранения РФ в аспекте общенациональных стратегических задач управления, анализе и систематизации существующих проблем в данном направлении. В качестве методологической базы исследования послужили аналитический и документальный методы, а также федеральные и региональные законодательные и нормативные акты, регулирующие развитие здравоохранения и медицинской науки; публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций. Внедрение и полноценное использование информационных систем в управлении здравоохранением РФ осложняется низким уровнем инфосоциализации кадрового потенциала. Для эффективного менеджмента в условиях информационного общества необходима унификация документов, совершенствования системы документооборота, внедрения современных информационных технологий, отчетов и иных информационно-аналитических материалов, разработка требований для баз данных кадров для системного анализа, прогнозирования и моделирование развития кадрового потенциала.
МИГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ
Напсо М.Д. - Риски миграции

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.14948

Аннотация: В качестве объекта исследования настоящей статьи выступает миграция, а предметом – риски, возникающие в ходе миграционных процессов. Автором рассматриваются риски трудовой миграции, сложности адаптации мигрантов к условиям принимающей стороны. Акцент делается на рассмотрении экономических, этнических, эмоционально-психологических факторов, выявлении причинно-следственных взаимосвязей, придающих миграции рискогенную направленность. Обосновывается вывод о недостаточной разработанности в целом проблемы и факторов риска, в том числе социологическим и социально-философским знанием. . В качестве методологического инструмента выступают диалектический и системный подходы. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о зависимости характера миграции от социокультурных особенностей принимающего социума. . Основными результатами проведенного анализа являются следующие положения: 1) проблема риска нуждается в дальнейших исследованиях современным социально-гуманитарным знанием, в особенности социологией миграции;2) особого рассмотрения требует специфика интеграции мигрантов в социальный контекст, выявление основных трендов и закономерностей, которые способствуют успешной адаптации иностранцев.
Напсо М.Д. - Риски миграции c. 506-513

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54372

Аннотация: В качестве объекта исследования настоящей статьи выступает миграция, а предметом – риски, возникающие в ходе миграционных процессов. Автором рассматриваются риски трудовой миграции, сложности адаптации мигрантов к условиям принимающей стороны. Акцент делается на рассмотрении экономических, этнических, эмоционально-психологических факторов, выявлении причинно-следственных взаимосвязей, придающих миграции рискогенную направленность. Обосновывается вывод о недостаточной разработанности в целом проблемы и факторов риска, в том числе социологическим и социально-философским знанием. . В качестве методологического инструмента выступают диалектический и системный подходы. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о зависимости характера миграции от социокультурных особенностей принимающего социума. . Основными результатами проведенного анализа являются следующие положения: 1) проблема риска нуждается в дальнейших исследованиях современным социально-гуманитарным знанием, в особенности социологией миграции;2) особого рассмотрения требует специфика интеграции мигрантов в социальный контекст, выявление основных трендов и закономерностей, которые способствуют успешной адаптации иностранцев.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Большакова Ю.М., Михальченкова Н.А. - удовлетворенность качеством государственных услуг предоставляемых многофункциональными центрами: социологический анализ

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.12803

Аннотация: Цель данной статьи проанализировать эффективность и результативность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Объектом исследования выбраны многофункциональные центры Республики Коми. В качестве предмета исследования рассматриваются проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг, полученных жителями Республики Коми. В статье проводится социологическая оценка спектра социальных проблем, социальных форм их конструирования и социального воспроизводства с которыми жители Республики Коми встречаются при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, проведена оценка их значимости для населения, в том числе по каждой из наиболее общественно значимых государственных и муниципальных услуг. В качестве основного метода исследования применяется репрезентативный социологический опрос жителей Республики Коми, методы анализа социального контекста конструирования и деконструирования социальных проблем. В проведенном исследовании выявлена очевидность необходимости использования услуг МФЦ и динамики востребованности государственных и муниципальных услуг в целом и их отдельных видов. Выявлена направленность фактических значений и оценка достижения показателей востребованности населением услуг и иных параметров качества предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг. В исследовании выявлен спектр проблем, с которыми жители Республики Коми встречаются при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, проведена оценка их значимости для получателей, в том числе по каждой из наиболее общественно значимых государственных и муниципальных услуг.
Большакова Ю.М., Михальченкова Н.А. - удовлетворенность качеством государственных услуг предоставляемых многофункциональными центрами: социологический анализ c. 474-482

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54369

Аннотация: Цель данной статьи проанализировать эффективность и результативность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Объектом исследования выбраны многофункциональные центры Республики Коми. В качестве предмета исследования рассматриваются проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг, полученных жителями Республики Коми. В статье проводится социологическая оценка спектра социальных проблем, социальных форм их конструирования и социального воспроизводства с которыми жители Республики Коми встречаются при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, проведена оценка их значимости для населения, в том числе по каждой из наиболее общественно значимых государственных и муниципальных услуг. В качестве основного метода исследования применяется репрезентативный социологический опрос жителей Республики Коми, методы анализа социального контекста конструирования и деконструирования социальных проблем. В проведенном исследовании выявлена очевидность необходимости использования услуг МФЦ и динамики востребованности государственных и муниципальных услуг в целом и их отдельных видов. Выявлена направленность фактических значений и оценка достижения показателей востребованности населением услуг и иных параметров качества предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг. В исследовании выявлен спектр проблем, с которыми жители Республики Коми встречаются при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, проведена оценка их значимости для получателей, в том числе по каждой из наиболее общественно значимых государственных и муниципальных услуг.
ДЕМОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА
Трофимова И.Н. - Показатели и ориентиры социально-экономического развития регионов России

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.15007

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития регионов России. Актуальность исследования обусловлена растущей значимостью проблемы неравенства, как между различными слоями населения, так и между отдельными территориями. Особое внимание уделяется анализу соотношения показателей уровня внутреннего регионального продукта на душу населения и уровня среднедушевых денежных доходов населения региона в месяц. Данные показатели рассматриваются не только в качестве важных факторов текущего положения регионов, но также как стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития. Теоретико-методологической основой исследования является совокупность положений, аргументирующих бóльшую значимость внутреннего потенциала социально-экономического развития регионов по сравнению с административными и политическим факторами. Основным выводом исследования является выявление существенного различия в текущем социально-экономическом положении регионов и необоснованность доминирования административных и политических подходов при определении долгосрочных целей регионального развития. Встраивание показателей уровня среднедушевых доходов населения и уровня ВРП в долгосрочные стратегии социально-экономического развития регионов должно предусматривать не только административные меры, но также развитие внутреннего потенциала регионов, учет их культурных, экономических и социальных особенностей.
Трофимова И.Н. - Показатели и ориентиры социально-экономического развития регионов России c. 466-473

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54368

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития регионов России. Актуальность исследования обусловлена растущей значимостью проблемы неравенства, как между различными слоями населения, так и между отдельными территориями. Особое внимание уделяется анализу соотношения показателей уровня внутреннего регионального продукта на душу населения и уровня среднедушевых денежных доходов населения региона в месяц. Данные показатели рассматриваются не только в качестве важных факторов текущего положения регионов, но также как стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития. Теоретико-методологической основой исследования является совокупность положений, аргументирующих бóльшую значимость внутреннего потенциала социально-экономического развития регионов по сравнению с административными и политическим факторами. Основным выводом исследования является выявление существенного различия в текущем социально-экономическом положении регионов и необоснованность доминирования административных и политических подходов при определении долгосрочных целей регионального развития. Встраивание показателей уровня среднедушевых доходов населения и уровня ВРП в долгосрочные стратегии социально-экономического развития регионов должно предусматривать не только административные меры, но также развитие внутреннего потенциала регионов, учет их культурных, экономических и социальных особенностей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.